Миг-27 — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, подробный обзор ттх

МиГ 27 Реактивный штурмовик истребитель-бомбардировщик

После Вьетнама стала очевидной потребность в дозвуковом самолёте, предназначенном для действий над полем боя и в ближних тылах противника. Полученный необходимый опыт при создании ударного варианта МиГ-23БМ позволил запустить практически с «чертёжного листа» в серию новый штурмовик МиГ 27.

История создания нового штурмовика МиГ 27

В ходе эксплуатации новых истребителей-бомбардировщиков были выявлены существенные недостатки, которые нужно было устранить. Модернизацию машины решили осуществлять по трём основным направлениям: улучшение конструкции самолёта, внедрение нового целевого оборудования и усиление бортового вооружения.

Прототипом МиГ-27 стал модернизированный МиГ-23БМ. Отличия нового самолёта состояли в новом двигателе Р-29Б-300 и прицельно-навигационном комплексе ПрНК-23. Лётчик-испытатель В.Е. Меницкий в ноябрьские дни 1972 года впервые поднял в воздух прототип МиГ-27.

МиГ-23БМ

Облегчённый и уже нерегулируемый воздушный заборник несколько изменил внешний вид машины.

На МиГ-23БМ установили крыло «тип 3» с новым механизмом изменения стреловидности, усилили шасси из-за роста массы боевой нагрузки до 4 тыс. кг.

Изменился и состав вооружения – появилась 30-мм шестиствольная пушка ГШ-6-30А и новое бортовое радиолокационное оборудование.

ГШ-6-30А

Испытывали новую машину опытнейшие лётчики-испытатели Федотов, Меницкий, Орлов и Фастовец. Несмотря на серьёзные отказы оборудования и неисправности двигателей, но благодаря самоотверженности лётчиков, испытания нового штурмовика продолжались, и в начале 1975 года под обозначением МиГ-27 машина была выпущена в серию.

Тактико-технические данные и вооружение самолёта Миг 27

Высокое расположение крыла и поворотный стабилизатор чётко вписываются в аэродинамическую схему самолёта. Стреловидность в 16, 45 и 72 градуса фиксируется и управление подвижной частью крыла осуществляется из кабины лётчика ручкой, размещённой около РУД (рычаг управления двигателем).

На всех МиГ-27 устанавливался подфюзеляжный киль для устранения проблем с устойчивостью, который убирался при выпуске шасси. Характерной была приплюснутая носовая часть фюзеляжа, из-за неё самолёт получил прозвище «Утконос» или «Крокодил».

В этом отсеке носовой части размещался лазерный дальномер-целеуказатель «Фон».
На штурмовике катапультируемое кресло разместили несколько выше, чем на МиГ-23 и сделали более пологим наклон лобового стекла, что обеспечило лучший передний обзор.

По бортам кабины были уложены бронеплиты, защищающие пилота от мелкокалиберного оружия.

МиГ 27

Тактико-технические характеристики у истребителя-бомбардировщика МиГ 27:

  1. Размеры.
    • Размах крыла при минимальной стреловидности – 13,97 м.
    • Размах крыла при максимальной стреловидности – 7,78 м.
    • Размах горизонтального оперения – 5, 75 м.
    • Длина фюзеляжа(вместе с ПВД) – 17,08 м.
    • База шасси – 5,77 м.
    • Колея шасси – 2,66 м.
    • Высота – 5,00 м.
  2. Силовая установка.

    • ТРДФ Р-29Б-300 с тягой 76,98 кН, на форсаже – 121,72 кН.
  3. Масса
    • Пустого самолёта – 11908 кг.
    • Взлётный вес – 18100 кг.
    • Предельный взлётный вес – 20300 кг.
  4. Лётные характеристики.
    • Максимальная скорость на высоте 8000 м без внешней подвески – 1885 км/час.
    • Максимальная скорость у земли без внешней подвески – 1350 км/час.
    • Скороподъёмность у земли – 12000 м/мин.
    • Практический потолок – 14000 м.
    • Разбег с максимальным взлётным весом – 950 м.
    • Длина пробега без парашюта – 1100 м.
    • Пробег с тормозным парашютом – 900 м.
  5. Дальность полёта.

    • Радиус действия – 540 км ( профиль полёта «малая – малая – малая высота» с двумя ракетами Х-23 и тремя подвесными баками).
    • Радиус действия без подвесных баков – 225 км с двумя ракетами Х-23.
  6. Вооружение.
    • Одна пушка ГШ-6-30А.
    • Семь узлов подвески общей грузоподъёмностью 4000 кг, включая тактические ядерные бомбы, ракеты Х-23.
    • 240-мм НАР С-24, 57-мм, блоки НАР УБ-32 или УБ-16.
    • 22 бомбы калибра 50 или 100 кг или девять 250-кг бомб, или восемь 500-кг бомб.
    • Баки с напалмом, контейнеры пушечные на подвеске УПК-23 250 или СППУ-23, или ракеты Р-13М, или Р-60.

У МиГ-27 имелось несколько модификаций.

Вариант с лазерным дальномером «Кайра», имеющий ЭВМ обозначили как МиГ-27К и выпустили в серию в 1975 году. МиГ-27М – это машина похожая по ТТД на МиГ-27К, но более бюджетная и надёжная. Однако в боевом применении она уступала варианту 27К.

МиГ 27К

Под обозначением МиГ-27МЛ проходила машина, специально созданная для индийских ВВС, получившая название «Бахадур»(Отважный), которая до сих пор в строю.

МиГ-27МЛ Бахадур

Интересные факты боевого применения самолёта Миг 27

Живучесть и отличные лётные качества этого штурмовика не раз выручали лётчиков в критических ситуациях. Во время боевых действий в Сирии рассказывали, как из-за большой задымленности от пожаров одна из машин не вышла на цель и проскочив Ливан, очутилась над Хайфой.

Самолёт отбомбился по случайной колонне военной техники бомбами ФАБ-100, пролетел над морем и отделавшись несколькими пробоинами, вернулся на базу.

В другом случае на базу Дахлак чудом дотянула пара, объятых огнём МиГа, удачно произвела посадку и самолёты догорели уже на посадочной полосе, лётчики остались живы.

После распада Союза этот штурмовик применялся в отдельных операциях против террористов, в частности, в Чечне, но эти эпизоды были не характерными, но получили признание у наземных войск и спасли немало жизней. Простая в управлении эта машина пользовалась уважением на поле боя и была истинным лидером многие годы. Её надёжность и боевую мощь вспоминают многие пилоты.

Источник: http://aviarf.ru/shturmovik-mig-27/

МиГ-27 (МиГ-23БМ), истребитель-бомбардировщик

МиГ-27 (МиГ-23БМ), советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик. Предназначался для нанесения ударов по стационарным и мобильным наземным и морским целям, мог нести тактическое ядерное оружие.

Разработан в КБ «МиГ» под руководством главного конструктора Г.А. Седова. Первый полёт совершил 17.11.1972 под управлением лётчика-испытателя В.Е. Меницкого.

Самолёт вначале именовался МиГ-23БМ, а после проведения государственных испытаний и постановки на вооружение в феврале 1975 стал именоваться Миг-27. Начал эксплуатироваться в ВВС СССР с 1975, эксплуатация прекращена в середине 1990-х.

Серийное производство МиГ-27 осуществлялось на Иркутском авиационном заводе в 1973–77. Было изготовлено 360 единиц этого самолёта. В 1976–82 в Иркутске серийно было построено 197 единиц МиГ-27К.    

Миг-27 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротным горизонтальным оперением и трёхопорным шасси. Фюзеляж – полумонокк, имеющий клёпаные и сварные части.

Оборудован катапультным креслом КМ-1М с автоматическим маяком. Шасси убираемое, с носовой опорой. Тормоза дисковые, система торможения пневматическая.

Топливные баки расположены в крыле и фюзеляже, суммарная масса топлива во внутренних баках 4530 кг.

В составе бортового навигационного оборудования МиГ-27: бортовая цифровая вычислительная машина «Орбита-20-23К»; прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23; навигационный вычислитель КН-23; лазерный дальномер и визирная головка С-17ВГ в кабине лётчика; система автоматического управления САУ-23; инерционная курсовертикаль ИКВ-8; система воздушных сигналов СВС-П-72; радиотехническая система ближней навигации РСБН-6С; доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7; система обнаружения излучения неприятельских РЛС СПО-15 «Берёза»; система радиоопознавания «свой/чужой»; радиовысотометр РВ-5 или АО-31; радиостанция Р-832М.

Основные характеристики МиГ-27: экипаж – 1 чел.

; размах крыла: минимальный – 7,78 м; максимальный – 13,97 м; длина – 17,04 м; высота – 5,00 м; площадь крыла: максимальная – 37,27 м²; минимальная – 34,16 м²; масса: пустого – 11030 кг; нормальная взлётная – 17825 кг, максимальная взлетная – 20423 кг; двигатели: 1´ТРДФ Р-29Б-300; тяга: форсированная – 1´112,70 кН; нефорсированная – 1´78,40 кН; максимальная скорость: на высоте – 1810 км/ч; у земли – 1350 км/час; дальность полёта: перегоночная  – 2220 км; практическая – 1810 км;  практический потолок – 15600 м; вооружение: одна 30 мм шестиствольная пушка ГШ-6-30А; ракеты – УР воздух-воздух малой дальности Р-3С; УР воздух-земля Х-23М; НУР С-5, С-8 или С-24; бомбы – до восьми ФАБ-500 (возможна подвеска ядерных бомб 10-30 кТ).

Литература 

  1. Марковский В., Приходченко И. Миг-27 – «бич небесный». Истребители-бомбардировщики в бою. М., 2012.      

В.В. Игнатенко

Статья подготовлена для «Энциклопедии Иркутской области». Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте «Иркипедия» или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru

Приложение

Из истории Иркутского авиазавода

Опыт строительства МиГ-23УБ позволил Иркутскому машиностроительному заводу в 1973 году приступить к производству сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27 — первого в СССР носителя высокоточного оружия нового поколения.

Имея высокую степень унификации по планеру, МиГ-27 кардинально отличался от МиГ-23УБ по оборудованию.

Он имел сложный прицельно-навигационный комплекс и оснащался лазерным дальномером «Клен», позволявшими с высокой точностью поражать управляемыми ракетами точечные наземные цели.

С 1977 по 1982 годы производился серийный выпуск МиГ-27К — одного из первых носителей высокочастотного оружия. В 1978-1983 гг.

выпускался истребитель-бомбардировщик МиГ-27М с лазерным дальномером и новым вариантом вооружения.

Читайте также:  Топ-10: рейтинг самых лучших и известных пистолетов в мире

С 1983 года началась реализация лицензионной программы производства МиГ-27МЛ в Индии, по завершении которой в 1996 году в Индии выпущено 165 машин. Руководил запуском этих самолетов директор Максимовский В.А.

В 1982-1985 гг. на заводе были переоборудованы ранее построенные МиГ-27 в МиГ-27М (вариант МиГ-27Д). Всего модернизировано 500 МиГ-27, из них 242 машины — в Иркутске.

14 мая 1975 года приказом МАП №221 Иркутский машиностроительный завод переименован в Иркутский авиационный завод.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1976 года ИАЗ награжден орденом Октябрьской Революции.

В декабре 1982 года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР о присвоении заводу наименования «Иркутский авиационный завод им. 60-летия Союза ССР».

Самолеты МиГ-27 являлись основными истребителями советских ВВС 70-80-х годов. Истребители применялись на заключительном этапе войны в Афганистане. С 1993 года большинство уцелевших на тот период машин было уничтожено в соответствии с договором о сокращении вооружений в Европе.

После завершения выпуска МиГ-27 Иркутский авиационный завод приступил к освоению самолетов четвертого поколения — Су-27УБ. 

Иркипедия

Источник: http://irkipedia.ru/content/mig_27_mig_23bm_istrebitel_bombardirovshchik

Армии мира

МиГ-27 — советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Миг-27 предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям. Может нести тактическое ядерное оружие.

ТТХ МиГ-27:

Экипаж, чел   1

Размах крыла, м

минимальный   7.78

максимальный   13.97

Длина, м   17.04

Высота, м   5.00

Площадь крыла, м2

максимальная   37.27

минимальная   34.16

Масса

пустого   11030

нормальная взлетная   17825

максимальная взлетная   20423

топлива   3970

Двигатели   1 ТРДФ Р-29Б-300

Тяга, кН

форсированная   1 х 112,70

нефорсированная   1 х 78,40

Максимальная скорость, км/ч

на высоте   1810

у земли   1350

Перегоночная дальность, км   2220

Практическая дальность, км   1810

Потолок практический, м   15600

Макс. эксплуатационная перегрузка   7

Вооружение:

30-мм шестиствольная пушка ГШ-6-30А ( 260 патронов) Боевая нагрузка — 4000 кг УР воздух — воздух малой дальности Р-3С, УР воздух-земля Х-23М НУР С-5, С-8 или С-24, бомбы — до 8 ФАБ-500 ( возможна подвеска ядерных бомб 10-30 кТ)

Возможна подвеска контейнеров СППУ-22 или УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23

Модификации:

МиГ-23Б и МиГ-23БН (изделия 32-24 и 32-24Б), непосредственные родоначальники самолетов серии МиГ-27, имеющие практически идентичную «двадцать седьмым» конструкцию.

МиГ-23Б/БН — одна из попыток советских конструкторов путем модификации истребителя МиГ-23 создать замену стоящему тогда на вооружении истребителю-бомбардировщику Су-7Б, отличающемуся невысокими возможностями бортового прицельного и навигационного оборудования.

В целом оправдал возлагавшиеся на него надежды, но в вскоре был сменен более совершенным МиГ-27. Всего построено 624 МиГ-23БН, большая часть которых предназначалась на экспорт.

МиГ-23БМ (изделие 23БМ, с февраля 1975 МиГ-27) — результат модернизации (использование двигателя АЛ-21Ф-3, изменения конструкций воздухозаборников, узлов подвески и шасси, замена встроенной пушки ГШ-23Л на ГШ-6-30А, внесение изменений в бортовое оборудование) МиГ-23Б и МиГ-23БН с учётом опыта их эксплуатации. Всего изготовлено 360 самолётов.

МиГ-27К «Кайра» (изделие 23БК, до принятия на вооружение в 1976 именовался МиГ-23БК) был оснащён прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К, в состав которого входила цифровая электронно-вычислительная машина «Орбита-20-23 К» и лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра-23». На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся одним из сильнейших истребителей-бомбардировщиков в мире. Всего изготовлено 197 машин.

МиГ-27М (изделие 32-29) — попытка создать истребитель-бомбардировщик, приближающийся по характеристикам бортового оборудования к МиГ-27К, но при этом стоящий дешевле и требующий менее квалифицированных лётчиков и техников. По боевым характеристикам,в целом, слабее МиГ-27К, но значительно надёжнее и дешевле в эксплуатации. Всего изготовлено 162 машины.

МиГ-27МЛ «Бахадур» (изделие 32-29Л) — экспортная версия МиГ-27М. Всего поставлено из СССР и выпущено в Индии 210 самолётов.

МиГ-27Д (изделие 32-27) — результат модернизации МиГ-27 ранних серий (кроме МиГ-27К) до уровня МиГ-27М. Всего переоборудовано 304 самолёта.

В 1973 году впервые был поднят под управлением летчика-испытателя В.Е. Мерицкого новый истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Серийное производство развернулось на Иркутском авиазаводе в 1973 году и продолжалось до 1977 года. Всего было выпущено 560 самолетов этого типа.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 является развитием серии ударных самолетов МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-23БМ, МиГ-23БК. МиГ-27 имел такую же носовую часть, как и свои предшественники. Она обеспечивала при нанесении штурмовых ударов улучшенный обзор в направлении «вперед-вниз».

Снижение требования к скоростным характеристикам истребителя-бомбардировщика, позволило отказаться на МиГ-27 от регулируемого воздухозаборника, что значительно упростило и облегчило конструкцию планера. Самолет МиГ-27, построенный в 1973 году, предназначался для действий по стационарным и мобильным наземным, морским целям.

Бомбометание обеспечивалось и при отсутствии видимости цели, в т.ч. и на сложных режимах, когда в одном заходе применяется оружие двух различных видов. Предусматривалась возможность повторного автоматического захода на цель.

Боевая живучесть МиГ-27 помимо установки по бокам, сзади и спереди кабины летчика броневых накладок и лобового бронестекла, обеспечивалась путем наддува топливных баков нейтральным газом.

БРЭО в первой модификации МиГ-27 включало в себя прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23 с цифровым процессором, лазерный дальномер «ФОН», навигационный вычислитель КН-23 (способен «держать в памяти» шесть ППМ и четыре аэродрома и дает двойное стандартное отклонение при автономной навигации 1,0 % ), доплеровскую навигационную РЛС НИ-50Б, систему речевой аварийной сигнализации. Дальнейшим развитием МиГ-27 явилась модификация МиГ-27К. Самолет оснастили значительно более совершенным БРЭО. В него входил ПрНК-23К «КАЙРА» . Оптическая головка лазерного прицела-дальномера могла вращаться в ограниченном секторе (40 градусов по азимуту, 130 градусов по углу места), обеспечивая сопровождение цели при маневрах самолета. При сопровождении невидимой цели, координаты которой введены в бортовую ЭВМ, подсветка осуществлялась в программном режиме, когда лазерный луч автоматически отклоняется на определенный угол в зависимости от скорости перемещения самолета, постоянно удерживаясь на цели. Для слежения за целью применена телекамера, в кабине пилота установлен монохромный ТВ индикатор. Самолет снабжен автоматизированным оборонительным комплексом, в состав которого вошли выбрасыватели ИК ловушек и дипольных отражателей. Система управления вооружением обеспечивает автоматический сброс бомб как по одиночке, так и сериями, индикацию о сбросе боеприпасов и наличии их на борту самолета. МиГ-27К стал одним из первых самолетов, вооруженных совершенными высокоточными ракетами с телевизионной и лазерной системами наведения, а также корректируемыми авиабомбами. Обеспечено применение ракет с лазерной системой наведения в режиме программно-корректируемого слежения. МиГ-27К оснащается индикатором на лобовом стекле, аппаратурой радиосистемы ближней навигации «КОРАЛЛ-И». Навигационная система обеспечивает двойное стандартное отклонение 0,95 %. МиГ-27К строился серийно на иркутском авиазаводе с 1977 года по 1982 года. Выпущено 200 самолетов. На более простой модификации МиГ-27М, выпускавшейся в 1978-1983 годах (150 самолетов), в носовой части устанавливался лазерный дальномер-целеуказатель «КЛЕН». Самолет оборудован навигационной системой КН-23С, системой «КЛИСТРОН», усовершенствованным радиовысотомером АО-31, телевизионным индикатором в кабине летчика, который, однако, может работать только от телевизионной ГСН УР или бомбы (бортовая ТВ камера, в отличии от МиГ-27К, отсутствует). МиГ-27М не имеет индикатора на лобовом стекле. По сравнению с МиГ-27 других модификаций усовершенствованна аэродинамика подфюзеляжной пушечной установки (увеличен обтекатель казенной части орудия и установлены щитки дефлектора пороховых газов). Стремление приблизить по боевым качествам ранее построенные МиГ-27 к характеристикам МиГ-27М привело к созданию самолета МиГ-27Д. Самолеты раннего выпуска МиГ-27 переоснащались БРЭО от самолета МиГ-27М. Переоборудование самолетов началось в 1982 году на авиазаводе в Улан-Удэ и завершилось в 1985 году. Всего было модернизировано 500 МиГ-27. МиГ-27Д, оснащенный контейнером с АФА, мог использоваться как фронтовой разведчик. Экспортным вариантом самолета является модификация МиГ-27МЛ, выпущенная в 1982 году и имеющая упрощенное БРЭО. Самолет был разработан по заказу Индии и выпускается фирмой «HAL» на авиазаводе в г. Насике под названием «ХРАБРЕЦ» («Бахадур»). Небольшая серия МиГ-27МЛ и комплекты деталей для первой партии самолетов, собираемых в Индии, изготовлялись на заводе в Иркутске. Сборка первого индийского МиГ-27МЛ, изготовленного из деталей, поставленных СССР, была завершена 11 января 1986 года. В 1988 году началась постройка из собственных комплектующих. Всего в Индии предполагалось выпустить 1165 самолетов этого типа. В дальнейшем предполагалось переоснастить самолеты «Бахадур» западным БРЭО, созданным для индийского варианта самолета «ЯГУАР» и включающим прицельно-навигационный комплекс «ДАРИМ» фирмы «Смит индастриз», а также РЛС «АГАВ» фирмы «Томсон». В отличии от МиГ-23, МиГ-27 почти не использовался в боевых действиях, за исключением Афганистана.

Читайте также:  Немецкий пистолет вальтер: основные характеристики и обзор модификаций

Источник: http://army-world.ru/?page_id=923

Фото МиГ-27

МиГ-27 – истребитель-бомбардировщик третьего поколения производства СССР, созданный в начале 1970-х на базе истребителя МиГ-23.

Фото МиГ-27.Фото МиГ-27.

В конце 60-х годов в СССР назрела необходимость разработки нового ударного истребителя-бомбардировщика, поскольку существующие на тот момент машины больше не отвечали новым требованиям и начинали проигрывать в сравнении с иностранными аналогами. Создавать новую машину было решено на основе истребителя МиГ-23. Руководил проектом конструктор Седов.

Первым опытным образцом стал самолет МИГ-23Б. В целом сохранив планер истребителя МиГ-23, конструкторы усилили вооружение новой модели, а также приспособили системы наведения и целеуказания к задаче нанесения ударов по наземным целям.

Дальнейшим развитием в этом направлении стала модификация МИГ-23БМ. Самолет продолжал совершенствоваться с учетом замеченных недостатков. Так, претерпели изменения система шасси и кабина пилота, установлен новейший прицельно-навигационный комплекс.

Окончательно принятие на вооружение этого ударного истребителя произошло в 1975 году. Новой машине было присвоено название МиГ-27.

Фото МиГ-27.Фото МиГ-27.Фото МиГ-27.

Турбореактивный двигатель Р29Б-300 допускал возможность форсажа и позволял набирать скорость до 1880 км/ч на высоте. Потолок самолета составил 14 км. При максимальной загрузке топливом (с применением подвесных баков) самолет мог преодолеть 2500 км.

В плане аэродинамики МиГ-27 отличает изменяемая геометрия крыла, с возможностью менять угол стреловидности на 16, 45 и 72 градуса. Фюзеляж строился по схеме полумонокок с применением сварки и клепаных частей на основе сплавов алюминия и стали.

Фонарь кабины обеспечивал отличный обзор, был оснащен системами предотвращающими обледенение снаружи и запотевание изнутри. В случае необходимости предусматривался аварийный сброс фонаря.

Катапультирование пилота могло производиться на любой высоте при скоростях от 130 км/с, при этом автоматически срабатывал встроенный в катапультируемое кресло маяк обнаружения. Грязезащитные щитки шасси обеспечивали самолету возможность взлета с грунтовых полос и руление на земле.

Фото МиГ-27.Фото МиГ-27Д.Фото МиГ-27Д.

МиГ-27 имел 7 узлов подвески и мог нести до 4 тонн вооружения.

Различные варианты подвески допускали использование управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» как большой, так и малой дальности, а также кассетных неуправляемых ракет.

Бомбовая загрузка могла включать боеприпасы типа ФАБ-500 (до 8 шт.), ФАБ-250 (до 9 шт.) или ОФАБ-100 (до 22 шт.). Кроме того, МиГ-27 был приспособлен для использования тактических атомных бомб мощностью от 10 до 30 кт.

Авиационная пушка этого истребителя отличалась высокой мощностью и скорострельностью, превосходя все существовавшие на то время аналоги.

Фото МиГ-27К.Фото МиГ-27К.

Первой массово производившейся модификацией самолета считается МиГ-23БН, позже большинство этих машин направили на экспорт.

МиГ-27К стал самой совершенной модификацией истребителя. Он был оснащен прицельным комплексом, включавшим лазерную систему «Кайра-23». Эта машина была достаточно дорога в производстве и требовала высокого мастерства пилотов.

Упрощенным вариантом этой модификации стал МиГ-27М. Хотя он уступал по своим возможностям машинам типа «Кайра», но был дешевле, надежнее и не требовал повышенной квалификации пилотов и технического персонала.

Фото МиГ-27.Фото МиГ-27.МиГ-27Д с ракетами Х-29Л ВВС Казахстана.

Всего было произведено 648 различных модификаций типа МиГ-23Б(Н) и 764 самолета МиГ-27.

Самолет состоял на вооружении ВВС СССР/России до 1993 года, после чего машины были списаны, утилизированы либо поставлены на консервацию.

В советское время МиГ-27 поставлялся в страны Варшавского договора и на Кубу, а также в Египет, Ирак и Ливию.

В Индии было налажено производство этих самолетов по советской лицензии, индийская модификация называлась МиГ-27МЛ («Бахадур»). К 2016 году эти самолеты, претерпев некоторые модификации, все еще состоят на вооружении ВВС Индии. 

Фото МиГ-27 ВВС Индии и F-15 ВВС США.Фото МиГ-27М ВВС Шри-Ланки.Фото МиГ-27 ВВС Германии.Группа МиГ-27 в полёте.

Источник: http://komotoz.ru/photo/aviaciya/mig-27.php

Советский истребитель-бомбардировщик МиГ-27К, СССР, 1975 год, Часть 2

Часть 1

     В 1974 г.

начались летные испытания нового истребителя-бомбардировщика МиГ-23БК (“32-26”), на котором отрабатывался прицельно-навигационный комплекс нового поколения ПрНК-23К, в состав которого вошла лазерно-телевизионная прицельная система “Кайра”, позволяющая захватывать наземные цели на относительно большом расстоянии (до 7-8 км) и значительно повышающая боевую эффективность самолета. Первый полет на МиГ-23БК «32-26/1» был выполнен 30 декабря 1974 года.

     На его базе в последствии появился истребитель-бомбардировщик МиГ-27К, созданный в 1975 г. на базе самолета МиГ-23БК и предназначенный, в отличие от своих предшественников, для круглосуточного боевого использования с применением новейшего высокоточного оружия. Самолет имел наиболее совершенное для своего времени бортовое оборудование, по ряду параметров превосходящее БРЭО американских самолетов аналогичного класса. МиГ-27К оснастили прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К, в состав которого входила цифровая электронно-вычислительная машина “Орбита-20-23 К” и лазерно-телевизионная прицельная система “Кайра-1” (название пошло от птицы кайры, глаза которой во время полета могут смотреть в разные стороны и даже «в хвост»). Оптическая головка лазерного прицела-дальномера могла вращаться в ограниченном секторе (+/- 40 град. по азимуту, 130 град. по углу места), обеспечивая сопровождение цели при маневрах самолета. При слежении за невидимой целью, координаты которой введены в бортовую ЭВМ, подсветка осуществлялась в программном режиме, когда лазерный луч автоматически отклоняется на определенный угол в зависимости от скорости перемещения самолета и постоянно удерживаясь на цели. Размер оптического окна для лазерного дальномера-целеуказателя был увеличен. Визуальное сопровождение цели осуществлялось при помощи стабилизированной телекамеры (в кабине летчика устанавливался телевизионный индикатор прямой видимости). ПрНК-23К обеспечивала новые режимы применения оружия: ПМС — прицеливание маневром самолета (при бомбометании и стрельбе из пушки и НАР) и ПКС — программно-корректируемое слежение за целью и навигационное бомбометание ночью или в облаках.

     В составе навигационного комплекса КН-23 радиотехническая система ближней навигации РСБН-бс была заменена более современной системой аналогичного назначения “Радикал”, имеющей повышенную точность.

     МиГ-27К был снабжен автоматизированным оборонительным комплексом радиоэлектронного противодействия и новой системой создания пассивных помех. Система управления вооружением (СУВ) МиГ-27К обеспечивала автоматический сброс бомб как по одиночке, так и сериями, индикацию о сбросе боеприпасов и наличии их на борту самолета.     Установка новых систем потребовала значительных изменений по планеру. Под аппаратуру «Кайры» была переделана носовая часть, в которой было оборудовано два больших окна – нижнее под ТВ-канал с лазерным дальномером-целеуказателем и верхнее под приемник лазерного дальномера.      По сравнению с МиГ-27 резко расширялась номенклатура бортового вооружения самолета. МиГ-27К стал первым в мире серийным истребителем-бомбардировщиком, вооруженным управляемыми управляемыми ракетами класса воздух-поверхность второго поколения. Самолет получил ракету с лазерным олуактивным наведением Х-25Л, разработанную МКБ “Звезда”. Для подсветки цели использовался лазерный целеуказатель на борту самолета или наземный

пост целеуказателя. Ракета предназначалась для поражения как неподвижных, так и подвижных наземных или морских малоразмерных целей.

Более тяжелая и мощная ракета Х-29Л, предназначенная для поражения особо прочных и трудноуязвимых целей, имела лазерный координатор, аналогичный примененному на Х-25, однако ее система управления позволяла формировать траекторию полета типа “горка”, увеличивающую угол подхода к цели при пуске с малых высот, что значительно повышало эффективность БЧ.

     К существенным достоинствам ракет нового поколения относилась возможность залпового пуска, а также пуска при углах пеленга цели в пределах ±20 град. в горизонтальной плоскости. При этом была существенно повышена точность наведения и появилась возможность послепускового маневра самолета-носителя.    На базе ракеты Х-29Л была создана УР Х-29Т с пассивной телевизионной системой самонаведения, позволяющей поражать цели по

принципу “запустил-забыл”, а при достаточно больших дальностях обнаружения атакуемых целей — производить последовательный пуск двух ракет по различным объектам групповой цели.

    Самолет МиГ-27К мог использоваться для борьбы с РАС противника, для этого он оснащался подвесным контейнером “Вьюга” с оборудованием, обеспечивающим целераспределение и управление пуском противорадиолокационных УР Х-27ПС, созданных в 1978 г.      В комплект вооружения самолета вошли и корректируемые авиационные бомбы — новый класс оружия, сочетающий высокую точность поражения малоразмерных целей, мощную боевую часть и относительно низкую стоимость. МиГ-27К мог брать на борт две бомбы с лазерной системой самонаведения: КАБ-500Л с проникающей БЧ или кассетную КАБ-500ЛК. Самолет также мог нести бомбы с телевизионной корреляционной головкой самонаведения, способной захватить цель класса “самолет на стоянке” на удалении до 15-17 км. В отличие от американских КАБ с телевизионным или тепловизионным самонаведением, у которых цель отслеживалась по контрасту, отечественные боеприпасы обладали способностью “видеть” (или, скорее, “вычислять”) слабоконтрастные или замаскированные цели (если их координаты были заранее известны). КАБ-500КР имела бронебойную БЧ, способную пробить преграду толщиной 1,5 м проникая в грунт на 10-метровую глубину, а “вакуумная бомба” КАБ-500Д оснащалась объемно-детонирующей боевой частью.

Читайте также:  Boeing 737 — обзор всех модификаций пассажирского самолета

     Другое управляемое вооружение, размещенное на внешних узлах подвески самолета МиГ-27К, включало две-четыре ракеты ближнего воздушного боя Р-60 (Р-60М), сменившие УР Р-ЗС и значительно повысившие оборонительный потенциал истребителя-бомбардировщика. Неуправляемое вооружение состояло из сверхмощных НАР С-25 с различными боевыми частями калибром 340 или 420 мм; ракет С-24 и С-24Б (240 мм); блоков УБ-32А или УБ-16 с ракетами С-5 калибром 55 мм или блоков Б-8М1 с НАР С-8 калибром 80 мм.

     Самолет мог нести до 22 свободнопадающих бомб калибром 50 или 100 кг, до девяти бомб калибра 250 кг или до восьми бомб калибра 500 кг. Под МиГ-27К могли подвешиваться разовые бомбовые кассеты РБК-250, бетонобойные боеприпасы с реактивным ускорителем БегаАБ-250 и БетаАБ-500, бронебойные бомбы БРАБ-200ДС, БРАБ-220, БРАБ-500 и БРАВ-1000, баки с напалмом Боеприпасы небольшого калибра размещались на многозамковых балочных держателях МБДЗ-У6-68, а более крупные, массой до 500 кг — на двухзамковых балочных, имеющих улучшенную аэродинамику.

     Самолет имел индикатор на лобовом стекле (ИЛС), САУ 23БИ, приемник радиосистемы ближней навигации “Коралл-И”, радиовысотомер АО-31. Навигационная система обеспечивала двойное стандартное отклонение менее 1,0%.

     МиГ-27К по праву считался наиболее эффективным самолетом в семействе истребителей-бомбардировщиков на базе МиГ-23. Испытания показали, что, по сравнению с самолетами МиГ-23БН и МиГ-27, потребное число новых истребителей-бомбардировщиков, необходимое для решения одних и тех же боевых задач, могло быть снижено в 2,0-2,5 раза, а уровень боевых потерь уменьшался при этом в 1,5-3,0 раза.     На вооружение самолет был принят 26 июля 1980 года. Несмотря на все свои преимущества, из-за высокой стоимости нового оборудования и его невысокой надежности, МиГ-27К так и не стал массовым. С 1977 по 1982 г. на Иркутском авиационном заводе было выпущено 197 самолетов.

     Так же, как и истребители МиГ-23, МиГ-27 стали почти неизменными участниками всех сколько-нибудь серьезных локальных конфликтов 1970-80-х годов. Весьма активно самолеты этого типа использовались в боях в Ливане летом 1982 г. С 6 по 11 июня полк в составе сирийских ВВС, нанес несколько мощных бомбовых ударов по целям в глубине израильских боевых порядков.

Совместно с истребителями-бомбардировщиками Су-22М, МиГи выполнили 40 боевых вылетов, уничтожив, по сирийским данным, 80 танков и около двух батальонов израильской пехоты.

Однако планирование сирийцами ударных операций нельзя было признать удачным; если в ходе первого налета, оказавшегося неожиданным для израильтян, МиГи причинили значительный ущерб противнику и не понесли потерь, то во время последующих ударов по этим же целям, нанесенных через несколько часов после первого, ПВО , «пришла в себя», начала воевать более эффективно и совместно с истребителями F-16A, действовавшими на малых высотах, сбила 14 МиГ-23БН. Израильским зенитчикам бросилось в глаза отсутствие грамотного планирования сирийцами боевых вылетов: по их словам, «МиГи шли волнами, одна за другой, последовательно поражаясь средствами ПВО».

     Впрочем, хотя использование истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН было организовано далеко не лучшим образом, летчиков выручала живучесть и высокие летные характеристики самолета. По рассказам советских военных советников, находившихся в то время в Сирии, один МиГ, «заблудившись» в дымке, повисшей в «небе Галилеи» из-за многочисленных пожаров, не смог найти свою цель — колонну израильских танков, «проскочил» Ливан и неожиданно вышел на Хайфу. Промчавшись над ней, сотрясая стекла домов ревом турбины, МиГ сбросил 16 ФАБ-100 на случайно подвернувшуюся в колонну боевой техники и, пройдя над морем, благополучно возвратился на свой аэродром, отделавшись одной пробоиной. Был случай, когда на базу Дахлак вернулись два горящих МиГ-23БН, успешно выполнившие посадку и «благополучно догоревшие» уже на земле.

    МиГ-23БН успешно применялись в Анголе для ударов по наземным целям, в частности по боевым позициям и коммуникациям войск ЮАР и УНИТА. Один МиГ-23БН был сбит зенитным огнем противника в конце 1985 г.

, еще два истребителя-бомбардировщика было уничтожено в 1987 г. также огнем с земли. Всего же на юге страны в 1987 г.

от огня повстанцев, а также ПВО и ВВС ЮАР, ангольцы потеряли 20 самолетов (в том числе шесть боевых) и семь вертолетов.

    Во время Ирако-Иранской войны 1980-1988 гг. истребители-бомбардировщики МиГ-23БН (а на заключительном этапа — и МиГ-27) использовались для нанесения ударов по отдаленным нефтяным терминалам и морским целям в Персидском заливе. Боевые возможности иракских самолетов еще более увеличились после оснащения их неубирающейся штангой для дозаправки в воздухе, аналогичной установленной на истребителе «Мираж», а также контейнером с оптоэлектронной системой слежения и целеуказания ATLIS французского производства, что позволило увеличить дальность пуска УР Х-29Л с 8 до 14 км.

     Особенно интенсивно иракские МиГи применялись в 1986-1987 гг. во время «нефтяной войны». 12 августа нанесен бомбовый удар по острову Ширри, где располагаются нефтяные поля. Был разрушен нефтяной терминал на о. Харк. 25 ноября 1986 г.

бомбардировке подвергнут новый нефтяной терминал, лишь недавно выстроенный на о.

Лорак в Ормузском проливе (иранцы считали, что из-за большой удаленности от аэродромов противника их сооружения окажутся в безопасности, однако Ирак применил МиГ-23БН, дозаправлявшиеся в воздухе от самолетов АН-12).

     В ходе Афганской войны, в отличие от МиГ-23, истребители-бомбардировщики МиГ-27 почти не использовались в боевых действиях. В октябре 1988 г. в Афганистан (г. Шинданд) был направлен один полк этих самолетов, который участвовал в боях до февраля 1989 г., когда начался «наш уход из Кабула». Одним из наиболее эффективных образцов вооружений, применявшихся МиГ-27 в Афганистане, стали боеприпасы объемного взрыва, в частности ОДАБ-500П, поражающие живую силу, расположенную как открыто, так и в фортификационных сооружениях, в радиусе до 400 м от места взрыва.

     В 1978 году начались поставки МиГ-23БН на экспорт в страны Варшавского договора (первой их получила Болгария). Поставлялись они и в страны «третьего мира». Истребители-бомбардировщики семейства МиГ-23 имели на вооружении ВВС Алжира, Анголы, Афганистана, Болгприи, Египта, Индии, Ирака, Йемена, Кубы, Ливии, Сирии, Чехии, Эфиопии.

Большое количество самолётов досталось ФРГ от ГДР. Несколько самолётов имеется в США (получены из Египта и ФРГ). Если МиГ-23БН широко поставлялся на экспорт, то единственным иностранным государством, принявшем на вооружение МиГ-27, стала Индия, купившая в 1983 году лицензию на его производство.

В Индии производство МиГ-27Л продолжалось до 1996 года.

     В ВВС к Миг-27 относились уважительно – самолет прекрасно подходил для отведенных ему задач. Самолет обладал прекрасной обзорностью, маневренностью, прекрасными динамическими качествами и простотой управления. Миг-27 позволял выполнять почти все фигуры простого и сложного пилотажа при любых нагрузках.

     В России самолет снят с вооружения в 1993 году (хотя свои возможности самолёт до конца не исчерпал).

Самолёты начали в массовом порядке разделывать на металл, хотя работники заводов и ОКБ относились к этому негативно (на Иркутском авиазаводе была даже объявлена забастовка по этому поводу).

До настоящего времени в России, Белоруссии и на Украине сохранилось несколько десятков самолётов на базах хранения. С началом войны в Чечне о МиГ-27 снова вспомнили, но время было уже упущено.

     Серийное производство МиГ-27 началось на Иркутском авиазаводе в 1973 году, так же он выпускался на авиазаводах в Москве и Улан-Уде. В период 1973-1977 было выпущено 560 самолетов МиГ-27, из которых 500 в 1982-1985 гг. переоборудовали в вариант МиГ-27Д (самолет, в целом, соответствовал МиГ-27М) на авиазаводе в Улан-Удэ.      Всего было выпущено 910 самолётов МиГ-27 различных модификаций.

     Масштаб 1:72

Двигатель…………………………………………………………………..29Б-300
Тяга на форсаже, кгс…………………………………………………..11500Размах крыла, м

    при стреловидности 16°…………………………………………….13.965

    при стреловидности 72°…………………………………………….7.779Площадь крыла, м

    при стреловидности 16°…………………………………………….37.27

    при стреловидности 72°…………………………………………….34.16
Длина самолета, м……………………………………………………..17.14
Высота самолета, м…………………………………………………….5.77
Вес пустого самолета, кг……………………………………………..11860
Вес взлетный расчетный, кг………………………………………16900
Вес нагрузки максимальный, кг………………………………..4000Вес топлива максимальный, без ПТБ………………………….4530Скорость

     максимальная у земли, км/ч………………………………….1350

     максимальная на высоте, число Маха………………………М=1.7     взлетная, при макс. взлетном весе, км/ч………………….315     посадочная, при мак. посадочном весе, км/ч…………….260

Потолок практический, м…………………………………………….15600

перегоночная дальность полета с ПТБ, км……………………2200Разбег при расчетном взлетном весе, м………………………..950Пробег с использованием тормозного парашюта, м………850

Источник: https://155ts.livejournal.com/9230.html

Ссылка на основную публикацию