Миг 1.44 мфи: советский истребитель пятого поколения

Миг 1.44 МФИ – опередивший на 15 лет Т-50

ПодробностиКатегория: СамолетыОпубликовано: 25.12.2016

В 1991 году с развалом Советского Союза, рухнул и огромный военно-промышленный комплекс и несмотря на то, что предприятия некуда не делись, их продукция вдруг стала некому не нужна.

Военные предприятия выживали как могли в условиях рынка и даже умудрялись в таких условиях создавать уникальные аппараты, аналогов которым в мире практически нет, и одной из таких машин стал Миг 1.

44, первый российский истребитель пятого поколения, так и не пошедший в серию.

История Миг 1.44

Если завершение проекта было быстрым и стремительным, то рождался самолет долго, можно сказать в муках, однако изначально ничего не предвещало подобного развития событий.

В 1972 году в США был принят на вооружение F-15, фронтовой истребитель четвертого поколения, который задал высокую планку для истребителей и Америка на десять лет завоевала себе доминирование в воздухе.

21-ые и 23-ые МиГи не могли тягаться на равных с новыми самолетами,  и в срочном порядке были развернуты программы по созданию СУ-27 и МиГ-29, однако уже на стадии создания в ОКБ Микояна понимали, что создавая истребитель четвертого поколения, сразу же нужно закладывать основу для истребителя следующего поколения. МиГ-29 пошел в серию в 1983 году и сразу после начала его серийного выпуска была принята «Комплексная целевая программа» по созданию истребителя следующего поколения. Над проектами работали сразу два КБ: Сухого и Микояна. ОКБ Сухого разрабатывало самолет с обратной стреловидностью крыла, а ОКБ Микояна было рекомендовано взять за основу аэродинамическую схему “Утка” (в передней части располагаются небольшие крылья). Оба проекта в перспективе имели возможность получить уникальные для своего времени аэродинамические возможности.

СССР наконец получил реальный шанс опередить США, однако работы шли медленно, ведь задача стояла очень сложная. В конце 80-ых начались испытания первых прототипов истребителей, созданных по схеме “Утка”.

Поначалу реализация проекта казалось невозможной – сделать самолет малозаметным, при это не ухудшить его аэродинамических свойств, однако с каждым новым вылетом оставалось все меньше недочетов, а реализация проекта становилась все ближе.

Испытания проходили в режиме строжайшей секретности в степях полигона НИК ВВС под Актюбинском, даже специально подсчитывали время, когда над местностью пролетали американские спутники, и в это время самолеты закатывали в ангар. 

В 1991 году все было готово для постройки первого опытного образца, с учетом всех недостатков и наработок выявленных на испытаниях, однако наступивший развал Союза, а вместе с ним и развал ВПК не позволил воплотить его в жизнь. Несмотря на все сложности, ОКБ Микояна удавалось двигать проект вперед, хоть и не по всем направлениям, но многое воплощалось в жизнь.

Первый экземпляр по номером 1.42 был создан в 1994 году для статистических испытаний, спустя пять лет был создан экземпляр 1.44, на основе которого создавался следующий, который серьезно превосходил по ТТХ своих предшественников. 29 февраля 2000 году самолет под номером 1.

42 наконец поднялся в воздух, однако в итоге он проиграл проекту С-37 ОКБ Сухого, в создании которого наблюдалось больше прогресса.

 

Технические характеристики

При создании проекта к нему были представлены три главных требования: сверхманевренность, малозаметность и способность к сверхзвуковому полету в бесфорсажном режиме. Для 80-ых годов требования были невероятно высокими, ведь с вместе с самолетом приходилось разрабатывать, новые материалы и новую начинку, новое вооружение.

В итоге все три требования были достигнуты, однако на продолжение проекта МиГ 1.44 просто не было денег, и выбрали более готовый на тот момент С-37.

Но если посмотреть на цифры, то возникает резонный вопрос, почему все-таки не продолжили доработку, хотя бы в урезанной форме, а тем более если посмотреть на новый китайский истребитель пятого поколения, то он очень похож на МИГ 1.44. 

Первое, на что сразу следует обратить внимание, это скорость. Миг 1.44 летал в бесфорсажном режиме на сверхзвуке, а на большой высоте и вовсе мог развивать скорость 3150 км/ч (2,6 Маха). По сути 1.

44 стала глубокой переработкой МиГ 25 и 31, к которому добавили возможности фронтового истребителя и получилось очень интересная модель, которая легко могла конкурировать с американским Ф-22, а высокая скорость должна была давать ему серьезное преимущество. Такую скорость самолету обеспечивали два двигателя ТРДДФ АЛ-41Ф, созданные на НПО Сатурн.

Все его характеристики были подтверждены на летающей лаборатории МиГ-25, поэтому все данные взяты не просто так, а на основе реально подтвержденных данных.

Второй немаловажный показатель, а именно снижение радиолокационной заметности, достигалась всеми возможными способами. В первую очередь была применена необычная компоновка фюзеляжа. Однако по современным меркам решения эти были не самыми удачными, но по сравнению с предшественниками это давало преимущество.

Так же максимально были защищены все части самолета, которые создавали больше всего заметности. Даже были попытки изменить форму сопел, с привычных круглых на плоские, однако нестабильное поведение двигателей не позволило реализовать новую концепцию.

Так же при создании были применены новые материалы, которые так же помогли уменьшить заметность истребителя.

ТТХ В Цифрах

Габариты

  • Длина – 21700
  • Размах крыла – 16300
  • Высота – 6000
  • Масса – 18 000
  • Максимальная взлетная масса – 28 000 (макс 35 000)

Летные характеристики

  • Скорость у земли- 1500 км/ч
  • Скорость на высоте – 3150 км/ч
  • Практическая дальность – 4000 км
  • Практический потолок – 20000 км
  • Двигатель – АЛ-41Ф
  • Тип двигателя – турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
  • Тяга – 2х18000 кгс 

Вооружение

  • 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1
  • Боевая нагрузка – 12 тонн
  • Точки подвески: внутренние 12, внешние 8
  • Ракеты:
    •    для воздушного боя, в отсеках вооружения: 12 × Р-77 или Р-73  
    •    против наземных целей, в отсеках вооружения: 2 × Х-55, Х-61, Х-41, или 8 × Х-29, Х-31, или 12 × КАБ-500, ОДАБ-500

Причины остановки проекта

Несмотря на то, что самолет обладал очень высокими характеристиками, причины остановки проекта вовсе не из-за подковерных игр, как многие утверждают, а основные причины намного банальнее. Одна из главные причин это незавершенность проекта.

Когда в 2000-ых годах в армию наконец пошли деньги, нам нужно было просто хотя бы обновлять парк истребителей. Нам нужно было быстро и недорого заменить старые истребители на новые. Для этого лучше всего подходили модернизированные модели МиГа 29 и 31, а так же Су-30 и другие глубокие модернизации Су-27.

Все эти истребители можно было начать выпускать здесь и сейчас, и все они были дешевле чем новый МиГ, а вот для Миг 1.44 нужно было еще развернуть производство новых деталей и новых композитных материалов. Так же самолет был не очень то и дешев.

На момент создания его стоимость равнялась 70 млн долларов, в то время американский Ф-22 стоил не намного дороже, однако в отличии от США, финансовые возможности нашей страны были на порядок меньше.

Так же важнейшим пунктом при принятии решения о сворачивании проекта сыграл роль тот факт, что необходимо было вложить большие деньги в создание и налаживание новых производств, так как многие вещи существовали только на МиГе 1.

44 в единственным экземпляре.

Проект оказывался очень дорогим, и при этом с каждым годом устаревал, так как многие решения были прорывными для конца 80-ых годов, однако для начала 21-го века, это уже не сказать что устарело, но и удивить уже мало кого могло.  

Ну и третьим важным моментом был тот факт, что параллельно с 1.44 в КБ Сухого разрабатывался проект С-37 (Су-47), который взлетел на три года раньше чем новый МиГ, и при этом был доведен до полностью до ума, однако от проекта Сухого так же отказались, ввиду сложности реализации. Однако именно с учетом этих двух проектов и был в последствии реализован Т-50 (ПАК-ФА).

Источник: http://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/25-voennaya-aviatsiya/339-mig-1-44-operedivshij-na-15-let-t-50

МиГ-1.44. История, фото, видео, характеристики

Разработчик ОКБ МиГ
Первый полет 2000
Единиц произведено 1

МиГ-1.44 МФИ (Многофункциональный Фронтовой Истребитель) — проект российского истребителя 5 поколения, разработанный в РСК МиГ в 1990-хх. В серийной версии должен был нести индекс МиГ-35. В начале 2000-хх проект был закрыт. Серийно не выпускался.

История МиГ-1.44

Изначально, теоретические работы над проектом 1.42 (так изначально назывался проект) проводились еще в 1970-хх, когда проект МиГ-29 выходил на этап принятия на вооружение. Требования к истребителю 5 поколения были весьма общими и выглядели так:

  • многофункциональность, предполагавшая равные возможности при действиях по воздушным и наземным целям;
  • малая заметность во всех спектрах;
  • сверхманевренность, позволяющая расширить возможности машины в бою;
  • сверхзвуковые крейсерские скорости полета.

Уже в начале 1980-хх определился примерный облик самолета, который проходил под наименованием «изделие 5.12». Это был стандартный шифр модификаций — даже если бы какие-то документы оказались не в тех руках, по шифрам казалось, что речь идет об очередной версии МиГ-29.

Параллельно, в США была развернута программа ATF (Advanced Tactical Fighter). Фирмы Lockheed и Northrop активно вели работы над своими истребителями YF-22 и YF-23.

В СССР программа была развернута в 1986 году. МФИ — Многофункциональный Фронтовой Истребитель стал новой общегосударственной авиационной программой. Вскоре, ВВС СССР представили свои главные требования к будущему истребителю — так называемая «формула трех С»:

  • сверхзвуковая крейсерская скорость;
  • сверхманевренность;
  • скрытность.

Реализация достаточно противоречивых требований потребовала большого объема исследований. Изначально, будущий МиГ-1.44 больше напоминал переосмысленный МиГ-25, но со-временем он изменился до неузнаваемости.

Эскизный проект МФИ был представлен руководству ВВС и успешно прошел защиту перед госкомиссией. После прохождения макетной комиссии, утвердившей облик МФИ, доводка и уточнение его схемы продолжались. Первые рабочие чертежи на «изделие 5.12» были выпущены уже в 1986 году.

Однако, микояновцы продолжали активные исследования и испытания, в том числе и на масштабных моделях.

На основе продолжавшихся исследований и поисков вносились изменения в конструкцию. Нововведения, подчас существенные, внедрялись и на собиравшемся на заводе при КБ первом опытном экземпляре. Работы над ним начались в 1989 году, уже под шифром » изделие 1.42″.

Проект двигался успешно, но вскоре настал 1991 год. Крах СССР и экономический кризис поставил крест на многих военных проектах. С трудом выживал даже успешный проект МиГ-29. Тем не менее, МиГ-1.44 все же не бросили. Опытный образец собирали с огромным трудом и задержками.

В 1994 году самолет доставили в Жуковский и провели скоростные пробежки без взлета. МиГ-1.44 планировалось показать на авиасалоне МАКС-95, но это не было сделано из соображений секретности.

Вскоре в США было объявлено, что первым в мире серийным истребителем пятого поколения станет F-22 Raptor, победивший своего конкурента YF-23 Black Widow. О российском истребителе в мире не знал никто.

Наконец, только к 1999 году, на 60-ую годовщину ОКБ МиГ истребитель был показан публике.

29 февраля 2000 г. впервые оторвался от земли опытно-экспериментальный истребитель российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ, известный как МиГ-1.44. Испытательный полет состоялся на базе на аэродроме ЛИИ им. М.Громова в подмосковном городе Жуковский.

Полет, продолжавшийся 18 минут (с 11:25 по 11:43 московского времени), проходил в полном соответствии с заданием. Самолет набрал высоту около 1000 м, пролетел два круга над аэродромом на скорости 500-600 км/час, после чего успешно выполнил посадку.

Читайте также:  Бронированная разведывательно-дозорная машина брдм-1

Это был первый и последний полет МиГ-1.44

Видео показа и первых пробежек истребителя МиГ-1.44 МФИ (1999 год)

Конструкция МиГ-1.44

МиГ-1.44 представляет собой одноместный моноплан схемы «утка» с двухкилевым оперением, по российской классификации близкий к тяжелому истребителю. В конструкции широко использованы углепластики и полимерные композиты, доля которых в общей массе составляет около 30%.

Первоначально планировалось оснащение самолета двигателями с плоскими соплами (как у F-22 Raptor). Однако такая конструкция, оказалась труднореализуемой и была отложена на будущие модификации, а на первом этапе планировалось установить управляемый вектор тяги на круглом сопле (ныне классический для российских истребителей Су-30 и Су-35).

Крыло МФИ с прямой передней кромкой без наплыва отличалось от ставшего общепринятым на истребителях предыдущего поколения.

Соответствующей трансформации подверглось и размещение вооружения. Прорабатывался вариант внутреннего отсека в верхней части фюзеляжа, откуда ракеты после открытия створок выбрасывались бы гидропневматическими толкателями. Такое решение давало преимущества в бою, но усложняло обслуживание самолета и вооружений, поэтому от него отказались.

МиГ-1.44 должен был получить РЛС нового поколения с фазированной антенной решеткой. Новинкой в комплексе вооружения являлась РЛС «защиты хвоста» с обнаружением противника в задней полусфере и целеуказанием ракетам, в том числе с обратным стартом, запускаемым назад по полету.

Крейсерский сверхзвук должны обеспечить два ТРДДФ АЛ-41Ф, созданные НПО «Сатурн». Форсажный режим рассматривается как кратковременный боевой при догоне противника или обеспечении тактического преимущества.

Самолет оснащен подфюзеляжным воздухозаборником, разделенным на две секции (каждая обслуживает свой двигатель). Сопла двигателей также должны для снижения заметности выполняться плоскими Предусмотрено также оборудование МиГ-1.44 системой дозаправки в воздухе.

Шасси самолета трехопорное с носовым колесом. Носовая стойка с двумя колесами убирается назад по потоку. Из-за плотной компоновки в районе воздухозаборника она вписывается в нишу не полностью и закрывающие ее две створки имеют выпуклую корытообразную форму.

Истребитель должен был нести встроенную 30-мм пушку с увеличенной дистанцией эффективного огня. Во внутреннем отсеке МиГ-1.44 могли размещаться на катапультных установках большинство типов существующих ракет воздух-воздух и воздух-земля, а также специально создававшиеся для МФИ ракеты воздушного боя 5-го поколения.

Схема самолета МиГ-1.44 МФИ

Характеристики самолетов МиГ-1.44 МФИ

Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДДФ АЛ-41Ф по 18 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 12 тонн
Практический потолок 20 000 м
Дальность полета 4 000 км
Максимальная взлетная масса 23,5  т
Максимальная скорость 2 400 км/ч
Размах крыла 11,99 м
Длина 17,3 м
Высота 4,73 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=18070

Фронтовой истребитель МиГ 1.44

Опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения.

Самолёт, на котором планировалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф. Проектировался как противовес американскому истребителю F-22 и по целому ряду характеристик превосходил своего американского соперника.

Имел обширное применение стелс-технологий. Всё вооружение самолёта размещалось внутри машины.

Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у самолёта были созданы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим ЭПР (эффективная площадь рассеяния) самолёта.

История и общая информация

Предварительные работы по проектированию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО стартовали в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 г.

ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме «утка» с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки.

Работа по созданию нового истребителя началась в ОКБ им. А. И. Микояна. В 1983 г.

была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 г. состоялась защита аванпроекта, а в 1991 г.

— эскизного проекта и макета самолета, получившего индекс «МФИ» — многофункциональный фронтовой истребитель. Главными его особенностями должны были стать:

-сверхманевренность;-способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме;-малая радиолокационная и тепловая заметность;-улучшенные взлетно-посадочные характеристики;-значительное сокращение стоимости летного часа, количества технического состава, объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета;-новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции.

Совместно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на базе основной конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

Случившийся в 1991 году кризис поставил крест на дальнейшей судьбе самолета. МАПО-МИГ так и не смогло в новых сложившихся условиях профинансировать проект. 25 сентября 1997 поднялся в воздух прототип фронтового истребителя С-37 (ОКБ Сухого) – МиГ 1.42 к этому моменту так и не взлетел.

Работы над МФИ продолжались, и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.42 всё же совершил первый полёт. Но череда финансовых скандалов, сотрясавших МАПО-МИГ, поставили точку в этом проекте.В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), окончательно похоронившее и МФИ, и С-37.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом. Было принято решение об окончательной консервации экземпляра в ангаре.

Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолета были проданы Китаю, хотя скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у РСК “МиГ”.

В августе 2015 года российская авиакорпорация “МиГ” объявила о возобновлении работ по лёгкому перспективному истребителю. Авиационные эксперты предполагают, что в их основу будут положены наработки по проекту 1.44.

Модификации

-Самолёт с шифром 1.42 является опытным образцом, на котором прорабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Собран 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний.

-Самолёт с шифром 1.44 является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Собран 1 экземпляр (1999), ещё 4 находились на заводе «Сокол» в разной степени готовности на момент закрытия проекта.

-Самолёт с шифром 1.46 является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящим его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра.

ТТХ

Технические характеристики

-Экипаж: 1 человек-Длина: 17,3 м-Размах крыла: 11,99 м-Высота: 4,73 м-Масса:-пустого: 18000 кг-максимальная взлётная масса: 23500 кг-Двигатель:-Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги-Модель: «АЛ-41Ф»-Тяга:-на форсаже: 2 х 18000 кгс

-Максимальная скорость: до 2400 км/час

Лётные характеристики

-Предельная скорость на высоте: 3180 км/ч-Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч-Практическая дальность: 4000 км-Практический потолок: 20000 м

-ЭПР: менее 0,3 м2

Вооружение

-Пушечное: 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1-Боевая нагрузка: до 12000 кг-для воздушного боя, в отсеках вооружения: 12 х Р-77 или Р-73-против наземных целей, в отсеках вооружения: 2 х Х-55, Х-61, Х-41, или 8 х Х-29, Х-31, или 12 х КАБ-500, ОДАБ-500-Точки подвески:-внутренние: 12

-внешние: 8

Тип фронтовой истребитель
Максимальная скорость 3180 км/ч
Практический потолок 20000 м

Источник: http://wartools.ru/vvs-russia/frontovoy-istrebitel-mig-144

«Утка»-1.44

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» впервые показала на авиасалоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском летный прототип советского истребителя пятого поколения МиГ 1.44.

Любопытно, что его первая публичная демонстрация должна была состояться еще в 1995 году, а потом в 1997-м, но этого так и не произошло.

Теперь же наработки по проекту «МиГ» использует при проектировании нового легкого истребителя пятого поколения.

Проект МиГ 1.44 стартовал в 1979 году в рамках программы «Истребитель 1990-х годов» — И-90. Он должен был стать советским противовесом американскому перспективному боевому самолету F-22 Raptor.

Программу разработки нового истребителя утвердили в 1983 году, в 1987-м ОКБ имени Микояна защитило аванпроект, а в 1991-м — эскизный проект.

Тогда перспективный боевой самолет «МиГа» получил индекс МФИ (Многофункциональный Фронтовой Истребитель).

Продувкой модели самолета в аэродинамической трубе занимался Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского. МФИ предполагалось построить по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением и большим количеством отклоняемых плоскостей крыла.

Кроме того, само крыло истребителя планировалось сделать адаптивным. Адаптивное крыло благодаря гибкой обшивке и развитой механизации может плавно менять свою кривизну, подстраиваясь под разные режимы полета.

Такой подход позволяет значительно улучшить скоростные и маневренные характеристики боевых летательных аппаратов.

Самолет также должен был получить новые турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и отклоняемым вектором тяги АЛ-41Ф.

За счет отклоняемых в разных плоскостях сопел такие двигатели позволили бы значительно повысить маневренность перспективного МФИ по сравнению с существовавшими в то время боевыми самолетами.

В целом такие технические решения позволили бы сделать новый истребитель сверхманевренным.

МиГ 1.44 на статической экспозиции авиасалона МАКС-2015 Фотография: Василий Сычёв«Кривое» переднее горизонтальное оперение МиГ 1.44 Фотография: Василий СычёвСверхманевренность была одним из основных требований, предъявлявшихся советскими военными к перспективным истребителям пятого поколения.

Речь идет о способности летательного аппарата сохранять управляемость и устойчивость на больших углах атаки с высокими перегрузками.

Понятие сверхманевренности включает в себя и возможность самолета быстро изменять свое положение по отношению к направлению полета для наведения оружия на цель, расположенную вне вектора траектории.

МФИ должен был также выполнять крейсерские полеты на сверхзвуковой скорости без применения форсажа.

Боевые самолеты того времени могли кратковременно преодолевать скорость звука, но для этого им требовалось задействовать форсаж, снижавший ресурс двигателя и приводивший к значительному увеличению расхода топлива. МФИ также должен был быть менее заметным для радаров и инфракрасных станций.

Наконец, специально для перспективного истребителя разрабатывалось и новое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое смогло бы взять на себя часть задач, решаемых летчиком в бою.

В целом, на базе МФИ ОКБ имени Микояна планировало создать целое семейство боевых самолетов, включая самолет-разведчик, истребитель-перехватчик и палубный истребитель. В феврале 2000 года первый самолет, созданный по программе МФИ, — МиГ 1.

42 — совершил первый успешный полет и приступил к испытаниям. Параллельно «МиГ» занимался сборкой усовершенствованного прототипа МФИ, который получил обозначение МиГ 1.44. Его строительство завершилось в 1999 году.

Этот самолет должен был пойти в серийное производства и поступить в ВВС России.

Иллюстрация: topwar.ruВ МФИ были реализованы несколько технологий малозаметности. В частности, планер имел специальное радиопоглощающее покрытие, позволявшие уменьшить расстояние, на котором радиолокационные станции могли бы уверенно обнаружить самолет. Кроме того, некоторые детали фюзеляжа и крыла были выполнены по схеме кривых поверхностей.

Это техническое решение позволяет поверхностям самолета отражать сигналы радаров в стороны, а не обратно. Все вместе такие технологии позволили снизить эффективную площадь рассеяния МФИ.

Для снижения инфракрасной заметности самолета сбоку горячие сопла его двигателей прикрывались нижними килями хвостового оперения.

Эти же кили позволяли стабилизировать самолет во время маневрирования на больших скоростях полета. В целом длина МиГ 1.44, подготовленного к серийному производству, составляла 17,3 метра, размах крыла — 11,9 метра, а высота — 4,7 метра. Самолет был оборудован двумя двигателями АЛ-41Ф с максимальной тягой на форсаже 177 килоньютонов каждый.

Для сравнения, двигатели АЛ-31Ф более тяжелых истребителей Су-27 в режиме форсажа развивали тягу в 123 килоньютона.

Максимальная взлетная масса МиГ 1.44 составляла 23,5 тонны. Предполагалось, что самолет сможет развивать скорость до 2,4 тысячи километров в час и кратковременно — до 3,1 тысячи километров в час.

Самолет смог бы выполнять полеты на расстояние до четырех тысяч километров на высоте до 20 тысяч метров. МиГ 1.

Читайте также:  Винтовка бердана: история создания и применение

44 был вооружен авиационной пушкой ГШ-30-1 калибра 30 миллиметров и имел 12 внутренних и восемь внешних точек подвески для ракет и бомб общей массой до 12 тонн.

МиГ 1.44 Фотография: topwar.ruВ 2002 году правительство России отказалось от проекта МФИ, предположительно, посчитав проект слишком дорогостоящим. Одновременно был закрыт и проект «Сухого» С-37 «Беркут», в рамках которого создавался тяжелый истребитель пятого поколения.

Российские власти, закрыв оба проекта, приняли постановление о разработке Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

Предположительно, часть технологий МФИ в начале 2000-х годов были проданы Китаю.

Последний использовал их при разработке собственного истребителя пятого поколения J-20. 21 августа 2015 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков заявил, что корпорация занимается разработкой нового легкого истребителя пятого поколения.

Проект представят военным в ближайшие несколько месяцев. В нем используются наработки программы МФИ и перспективного истребителя МиГ-35.

МиГ 1.44 Фотография: topwar.ru

Василий Сычёв

Источник: https://nplus1.ru/news/2015/08/26/mig144

МиГ 1.44 МФИ: истребитель 5-го поколения 2000 года

МиГ 1.44 МФИ: истребитель 5-го поколения 2000 года

Невостребованность новейших разработок, опередивших свое время, всегда вызывает некое чувство сожаления и неудовлетворенности.

Но крайне обидно становится тогда, когда это связано с передовой отечественной разработкой оборонного значения, которая еще 15 лет назад была доведена до действующего полномасштабного образца, ни в чем не уступала зарубежному аналогу, но не была реализована по каким-то непонятным причинам. А результатом стали отставание от вероятного противника и весьма значительные материальные и моральные затраты.

В данном случае речь идет о прототипе многофункционального фронтового истребителя 5-го поколения МиГ 1.44 (проект МФИ). После двух реальных полетов в начале 1999-го, по другим данным — 2000 года секретный самолет стал экспонатом длительного хранения в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) им.

Громова, а сам перспективный проект был закрыт. После многолетнего забвения МФИ был открыто выставлен для широкого обозрения на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-2015, что вновь вызвало определенный интерес к МиГ 1.44.

Что же представлял собой этот уникальный самолет, который на 15 лет опередил создаваемый сегодня истребитель 5-го поколения Т-50?

История создания

Перспективные истребители 5-го поколения начали создаваться в 70-е годы прошлого столетия в США и СССР. У нас работы по такому самолету для ВВС и ПВО начались в 1979 году по программе И-90 («истребитель 1990-х годов»).

В 1981 году Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) выдал рекомендации, по которым в 1983 году начало работать ОКБ им. А.И. Микояна.

Для этого здесь была разработана «Комплексная целевая программа», которая предусматривала совокупность работ по самолету, силовой установке, бортовому радиоэлектронному оборудованию и вооружению в соответствии с тактико-техническим заданием ВВС и ПВО.

В 1987 и 1991 годах были защищены аванпроект и эскизный проект с макетом самолета соответственно под индексом МФИ — многофункциональный фронтовой истребитель. На его базе планировалась разработка вариантов самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

По проекту МФИ должен был обладать сверхманевренностью, летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, быть малозаметным в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, отличаться новой архитектурой бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) при высокой степени интеграции всех его систем и иметь улучшенные взлетно-посадочные характеристики по сравнению с существующими образцами.

Трудности в создании перспективного самолета начались после включения в 1999 году МАПО «МиГ» в состав ОКБ Сухого и передачи последнему работ над новым проектом. Обоснованием для этого стала якобы высокая цена МФИ и утверждения М.А. Погосяна, руководителя ОКБ Сухого, о превосходстве их проекта С-37 над МФИ.

Несмотря на официальное прекращение работ над МФИ, по некоторым данным, в 1999 году, 29 февраля этого же или 2000 года, первый прототип поднялся в воздух.

Однако отсутствие интереса Погосяна к МФИ, уже тогда имевшего высокий уровень готовности к запуску в серийное производство, а главное — борьба за государственное финансирование для «своей» фирмы и ее проекта С-37 при явных неудачах с ним привели к закрытию проекта МФИ.

А в 2002 году вышло постановление правительства о создании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, которое окончательно и одновременно «похоронило» и МФИ, и С-37.

Так, реально летавший перспективный самолет с высокой вероятностью принятия на вооружение и запуска в серию, отвечавший поставленным требованиям и в ряде случаев превосходящий американский аналог, по непонятным на первый взгляд и вполне понятным для специалистов причинам убрали «на полку». И это при том, что в США работы над истребителем 5-го поколения F-22 Raptor  («Хищник») продолжались и в 2001 году он был принят на вооружение.

Источник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/mig-144-mfi-istrebitel-5go-pokoleniya-2000-goda-19243.html

МиГ пятого поколения: каким будет новый российский истребитель?

На презентации многофункционального истребителя МиГ-35 Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. О том,  каким будет этот самолет и зачем он нужен российским ВКС, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».

Первая информация о том, что корпорация «МиГ» займется созданием истребителя пятого поколения, появилась в 2015 году. Тогда же на авиасалоне МАКС впервые широкой публике был представлен единственный экземпляр МиГ 1.44 – прототип истребителя пятого поколения, который создавался в 1980 годах.

Первый советский «Стелс»

Работы над созданием истребителя пятого поколения начались в Советском Союзе в конце 1970-х годов, еще раньше, чем в США занялись созданием истребителя F-22. Уже тогда в общих чертах стало понятно, каким должен быть этот самолет.

Основные требования сводились к пяти пунктам: машина должна быть многофункциональной и сверхманевренной, иметь низкую заметность, крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и внутреннюю подвеску управляемого оружия. Разработкой перспективной техники занялись ОКБ им. А.И.Микояна и ОКБ им. П.О.

Сухого, и в результате появились проекты МиГ 1.44 и Су-47 (С-37).

Работы над новым истребителем на «МиГе» шли непросто: в ходе проектирования, испытаний моделей вносились изменения в конструкцию. Результатом многолетнего труда стал воплощенный в железе прототип самолета, который из-за финансовых трудностей поднялся в воздух лишь 29 февраля 2000 года.

Трагедия номер 1.44

К сожалению, дальше нескольких полетов дело не пошло.

Проблема заключалась в том, что после 1991 года весь оборонно-промышленный комплекс России  с размаху «въехал» в глубокий кризис, и если правительство США продолжало вкладывать миллиарды долларов в создание истребителя пятого поколения, то в России финансирование этой программы было прекращено вообще. Потянуть такой проект самостоятельно не способно ни одно конструкторское бюро, а вышедшее в 2002 году постановление о создании ПАК ФА окончательно похоронило МиГ 1.44.

Прототип истребителя находился в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где был фактически брошен под открытым небом. Позже все-таки было принято решение о его хранении в ангаре, однако ни о каких работах по этому проекту речи не шло.

Среди некоторых специалистов   бытует мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 разрабатывался в том числе с использованием  чертежей МиГ 1.46 (дальнейшее развитие 1.44), и внешне он и вправду чем-то напоминает микояновский самолет.

Однако никакой официальной информации о передаче разработок Китаю не существует, да и если присмотреться к J-20 внимательней, станет понятно, что это совершенно другая машина.

Но то, что в начале 2000-х готов Китай выбрал именно такую схему, как и у первого российского «Стелса» говорит о том, что она по-прежнему востребована и имеет право на жизнь.

Легкий «МиГ»

Говоря о самолете пятого поколения от РСК «МиГ», Рогозин сказал дословно следующее: «Разработка ОКБ “Сухой”, истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит государственные испытания. Корпорация “МиГ” также будет делать легкий истребитель пятого поколения». Что именно он имел в виду?

Во-первых, речь идет о легком самолете потому, что такой нужен флоту. Во многом именно по этой причине в США была начата программа истребителя F-35.

Во-вторых, по мнению Рогозина, легкий истребитель имеет более высокий экспортный потенциал, чем тяжелый.

«Небольшие страны с ограниченным бюджетом вполне могут обойтись без тяжелых истребителей подобных Су-30, им вполне подходят МиГ-21, МиГ-29 и возможное продолжение этой линии. Скорее всего, в будущем ситуация вряд ли изменится.

К примеру, в данный момент Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35.

При этом нужно отметить, что МиГ-35 скорее можно отнести к истребителям среднего класса», – считает авиаэксперт Владимир Карнозов.

Это означает, что в будущем РСК «МиГ» может заняться созданием именно легкого и, возможно, однодвигательного самолета пятого поколения.

В-третьих, существует уже давно сложившаяся концепция о том, что количество легких истребителей должно превышать количество тяжелых. Это касается ВВС всех крупных стран, в том числе России и США.

Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности, для выполнения определенной задачи не выгодно.

«Много лет назад в США была принята концепция, которая подразумевает наличие в парке 20% тяжелых и 80% легких истребителей. В соответствии с ней были разработаны тяжелый истребитель F-15 и легкий F-16. Похожий подход был принят и Советским Союзом, что привело к созданию пары Су-27 и МиГ-29», – рассказал Карнозов.

Стоит отметить, что это соотношение может меняться в пользу тяжелых машин с большим радиусом действия, что со временем и произошло в странах с большими территориями, такими как Россия и США. В настоящее время соотношение между F-15 и F-16 в ВВС США составляет 1 к 2. Вместе с тем теорию комплементарности тяжелых и легких истребителей пока что никто не оспаривает.

«Легкий истребитель необходим прежде всего для защиты, это не средство нападения. Скорее всего, это будет самолет, который сможет решать те же задачи, что и ПАК ФА, с той лишь разницей, что он будет иметь меньший радиус действия (без дозаправки в воздухе)», – считает военный летчик 1-го класса, Герой Советского союза, депутат Государственной думы Николай Антошкин.

По мнению Антошкина, одна из главных целей программы – создание самолета в том числе для перспективных авианосцев проекта 23000 «Шторм» строительство которых планируется в 2025-2030 годах. Кроме того, этот истребитель может стать более дешевой версией ПАК ФА.

Французские предположения

В феврале 2017 года французский журнал Air&Cosmos опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС), разработку которого якобы ведет АО «РСК МиГ». Насколько они соответствуют действительности говорить трудно, так как авторы материала не сослались ни на какие официальные источники.

Судя по изображению, самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка». В тексте указана максимальная взлетная масса в 25 тонн и скорость в 1,8 – 2 Маха, дальность полета до 4000 км.

В качестве двигателя указан ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой порядка 10 тонн каждый.

Напомним, что МиГ-35 имеет максимальную взлетную массу в 29,7 тонны, максимальную скорость 2700 км/ч на высоте и дальность без дозаправки около 3500 км.

Также, по данным автора статьи, прорабатывается и альтернативный вариант самолета с одним двигателем неизвестного типа, которым может быть в том числе и так называемое «Изделие 30», разрабатываемое для истребителя ПАК ФА.

Читайте также:  Легкий бронеавтомобиль фаи 1933 года

Конкуренция, но не вражда

Важно отметить и еще один аспект, который в 1990-е и 2000-е годы в нашей авиационной отрасли отошел на второй план. В 1992 году на международном авиасалоне «Фарнборо» состоялась пресс-конференция с участием двух генеральных конструкторов Ростислава Белякова (ОКБ им.

Микояна) и Михаила Симонова («ОКБ Сухого»). Один из американских журналистов спросил Симонова о том, почему в России не хотят объединить два ведущих истребительных бюро, ведь это, по его мнению, «смогло бы сэкономить много денег для российского народа».

Отвечая на этот вопрос, Симонов ответил:

«Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с General Dynamics и их бомбардировщиком F-111.

Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10.

А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 Eagle… Все это чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ “Сухого” с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!»

Именно конкуренция между этими конструкторскими бюро внутри нашей страны двигала вперед авиационную технику. И то, что в 1990-е годы такая традиция прекратилась, связано с финансовым кризисом и другими аспектами, но не с тем, что самолет фирмы Сухого оказался лучше.

Но нужно понимать, что без этого динамичное развитие боевой авиации будет затруднено: соревноваться только лишь с иностранными машинами не всегда правильно, ведь они создаются для ВВС другой страны, которые сами по себе нередко предназначены для других задач, нежели чем отечественные.

Политическая воля

В заключение хотелось бы сказать о трудностях, которые РСК «МиГ» предстоит решать в ближайшем будущем.

В 1990-х и 2000-х годах это предприятие испытывало серьезные проблемы, которые касались практически всего: начиная от оснащения новым оборудованием и заканчивая кадровым составом конструкторов и инженеров.

За последние годы ситуация в целом изменилась к лучшему, что наглядно показала презентация истребителя МиГ-35, однако многие проблемы остались.

«Коллективу ОКБ им. А.И. Микояна удается довольно успешно заниматься модернизацией самолетов четвертого поколения, однако создание истребителя пятого поколения – существенно более сложная задача, выполнить которую без серьезного укрепления кадрового состава и материальной базы предприятию будет трудно», – считает Владимир Карнозов.

По мнению эксперта, для выполнения этой задачи потребуется воля руководства России, подкрепленная значительным финансированием.

Но одно можно сказать совершенно точно: «РСК «МиГ», равно как и ПАО «Компания Сухой», должна заниматься перспективными разработками и двигаться вперед, ведь аббревиатура «МиГ» продолжает оставаться синонимом понятия «русский истребитель».

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201702161938-o1ta.htm

Миг 1.44 мфи против су-37… победил третий – пак-фа

Рабочие в цехе окончательной сборки на на предприятии АО «РСК “МиГ”». Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Назначение и основные характеристики МиГ 1.44

МиГ 1.44 (МФИ) — опытно-экспериментальный прототип многофункционального фронтового истребителя нового поколения (МиГ-35 в случае принятия на вооружение). Первый полет, по разным данным, совершил 29 февраля 1999 или 2000 года.

По ряду характеристик превосходил американский истребитель F-22 Raptor. Малозаметность достигалась специальным радиопоглощающим покрытием и специальной конструкцией вертикальных килей хвостового оперения.

Был создан один летный экземпляр, и еще четыре в различной степени готовности находились на авиазаводе «Сокол».

Главные особенности МиГ 1.

44: конструкция типа «утка», треугольное крыло с высоким аэродинамическим качеством, двигатели с изменяемым вектором тяги (планировалось установить), полет на сверхзвуковой скорости без форсажа, радиопоглощающее покрытие, размещение всего или большинства вооружения внутри фюзеляжа самолета, широкое применение сплавов и композитных материалов, система дозаправки в воздухе, два регулируемых воздухозаборника.

Длина, высота и размах крыла самолета — 17,3 х 4,73 х 11,99 м. Экипаж — 1 человек. Взлетная масса пустого самолета — 23,5 (18) т.

Два турбореактивных двигателя с управляемым вектором тяги типа АЛ-41Ф должны были обеспечить полет на высоте (у земли) со скоростью до 3180 (1500) км/ч.

Практическая дальность (радиус действия, по другим данным) составлял 4000–4500 км, а практический потолок — 20 км. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) — менее 0,3 кв. м.

Штатное вооружение — 30-мм встроенная пушка ГШ-30. Боевая нагрузка массой до 12 т могла размещаться на 12 внутренних и 8 внешних точках подвески, по другим данным — только внутри самолета. Для поражения целей МиГ 1.44 мог использовать: воздушные — управляемые ракеты Р-73 и Р-77, наземные — Х-29, Х-31, Х-41, Х-55, Х-61 и высокоточные авиабомбы КАБ-500 и ОДАБ-500.

По некоторым данным, на базе МиГ 1.44 в начале 1990-х годов создавался легкий истребитель с одним двигателем при той же аэродинамической схеме.

Постскриптум

Как видно из сказанного, закрытие проекта МФИ стало своего рода глубокой «моральной раной» для нашей авиации, обернулось значительными финансовыми потерями и более чем 15-летним отставанием России в оснащении наших ВВС истребителем 5-го поколения.

По словам нынешнего главкома Воздушно-космических сил России генерал-лейтенанта Виктора Бондарева, серийные поставки истребителя Т-50 начнутся в 2016 году.

Для оправдания ситуации с созданием российского истребителя 5-го поколения СМИ не раз сообщали о чуть ли не умышленном затягивании разработки проекта ОКБ Сухого Т-50.

Это объяснялось стремлением учесть недостатки, которые выявляются в ходе практических полетов «Раптора». Но если более строго подойти к этому, то иначе как словами «хорошая мина при плохой игре» нынешнюю ситуацию не объяснить.

Дабы не вгонять читателя в черную меланхолию, следует отметить, что работы с российским истребителем 5-го поколения Т-50 идут достаточно быстро и, главное, самолет уже сегодня показывает высокую эффективность. И не следует умалять заслуги его создателей.

Но отставание существует, как и те, кто сомневается в его превосходстве над МиГ 1.44.

В свое время бывший начальник вооружения российской армии генерал-полковник Анатолий Ситнов считал, что истребитель Т-50 не имеет того потенциала, который был заложен в «миговский» вариант истребителя 5-го поколения.

Как считают многие авиационные специалисты, работа обоих прославленных КБ на равных была благом и шла на пользу нашей авиации. Эта практика должна продолжаться и сегодня. Ибо здоровая конкуренция никогда не стояла на пути прогресса, а, наоборот, лишь стимулировала его.

О том, что еще не все потеряно, говорят появившиеся в августе 2015 года сообщения о намерении «миговцев» возобновить работы по легкому перспективному истребителю. Как полагают авиационные эксперты, основой этих работ станут наработки по проекту МФИ.

Если это так, то очень хотелось бы им пожелать, как говорят моряки, «семь футов под килем».

Источник: https://videoelektronic.livejournal.com/2031502.html

Опытный истребитель МиГ «1.44»

На состоявшемся в июле 2017 года Международном авиационно-космическом салоне в статической экспозиции исторических самолетов выделялся своими необычными формами истребитель «1.44».

В конце 70-х годов прошлого века американцы были крайне обеспокоены появлением в составе Военно-воздушных сил нашей страны новейших высокоманевренных истребителей Су-27 и МиГ-29, которые по своим боевым возможностям превзошли американские истребители четвертого поколения F-15 и F-16. Вот почему в 1981 году в Соединенных Штатах началась программа создания суперистребителя пятого поколения, получившего впоследствии название F-22 «Рэптор». Этот самолет впервые поднялся в воздух в 1990 году.

Американцы тогда были уверены в том, что никто в мире не сможет создать ничего подобного.

Но они и не подозревали о том, что уже в том же 1981 году, когда проектирование F-22 только началось, в нашей стране также развернулись работы по созданию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО в рамках программы И-90 (истребитель 1990-х годов).

Это была большая комплексная программа, в выполнении которой приняли участие ведущие институты и разработчики самолетных систем.

Необходимость в такой программе объяснялась масштабностью поставленных задач: предстояло разработать не только сами самолеты нового поколения, но и весь комплекс средств их оснащения, включая перспективные двигатели, обзорно-прицельную аппаратуру, пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, новое управляемое ракетное вооружение. Тогда же аэродинамиками ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по необычной схеме «утка» с передним горизонтальным оперением. Разработка нового истребителя осуществлялась в конструкторском бюро им. А.И. Микояна на конкурсной основе с работами ОКБ им. П.О. Сухого над истребителем с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут». Основными особенностями самолета, который со временем получил обозначение МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), должны были стать:

• сверхманевренность; • способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме работы двигателей; • малая радиолокационная и тепловая заметность;

• улучшенные взлетно-посадочные характеристики;

Отработанная с участием специалистов ЦАГИ оригинальная аэродинамическая компоновка с размещением горизонтального оперения перед крылом обеспечивала перспективному истребителю высокие маневренные характеристики как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скоростях. Чтобы самолет обладал малой радиолокационной заметностью, все ракетное вооружение предусматривалось разместить на внутренней подвеске в специальных отсеках.

В 1988 г. военные определились с тактико-техническими требованиями к самолету МФИ, и вскоре началась постройка первой опытно-экспериментальной машины, получившей заводской индекс «1.44».

Она предназначалась для оценки и отработки на летных испытаниях аэродинамики перспективного истребителя, определения основных летно-технических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, оценки прочности, испытаний и доводки силовой установки, систем и оборудования.

Первоначально работы по программе шли быстрыми темпами, даже опережая по срокам работы над американским аналогом. Однако экономическая и политическая ситуация в стране, сложившаяся после распада Советского Союза, привела к замедлению хода реализации программы.

Уже в 1992 году было резко сокращено финансирование работ по МФИ. Тем не менее, опытному производству компании «МиГ» удалось завершить сборку первого летного прототипа МФИ — опытно-экспериментального самолета «1.44», и летом того же года он был доставлен на аэродром ЛИИ им.

Громова в Жуковском, где была продолжена наземная отработка его систем и начата подготовка к летным испытаниям. Однако в 1995 году финансирование программы было практически прекращено. Тем не менее работы над самолетом потихоньку велись.

29 февраля 2000 года был совершен его первый полет.

Самолет пилотировал летчик-испытатель Герой России В. Горбунов. По словам летчика, полет, которого все так ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, несмотря на то, что это был принципиально новый самолет с необычной аэродинамикой.

27 апреля того же года самолет «1.44» совершил второй испытательный полет. Но после этого все работы были окончательно свернуты.

По оценкам специалистов российский истребитель превосходил американский F-22 по летнотехническим и пилотажным характеристикам, а также по совокупной боевой эффективности. При этом российская машина должна была обладать более высокими скоростными, высотными, разгонными и маневренными характеристиками, что обеспечивалось совершенной аэродинамикой и более мощными двигателями.

И хотя самолет «1.44» остался лишь в единственном экземпляре, работа конструкторов не пропала даром. Спустя годы в воздух поднялся новый боевой самолет Т-50, который вскоре начнет поступать на вооружение ВВС России. А еще стоит отметить тот факт, что очень похожим на наш «1.44» оказался и новейший китайский истребитель J-20.

    5968      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/opyitnyiy-istrebitel-mig-1-44/

Ссылка на основную публикацию