«летающая парта» – реактивный учебно-тренировочный самолет aero l-39 «albatros»

Спампаваць відэа, глядзець бясплатна

5:57

5 ЛАЙФХАКОВ от SLIVKISHOW

Прагляды 4 929 267 98%

10:02

САМЫЕ КРУТЫЕ БАРБЕРЫ В МИРЕ!

Прагляды 3 812 936 90%

5:08

SOBOLEV — НИКОЛАЙ [ПРЕМЬЕРА ЛУЧШЕГО КЛИПА]

Прагляды 1 968 338 58%

17:36

МОЖНО ЛИ СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ? — ТОПЛЕС

Прагляды 1 062 363 99%

8:50

МОРОЖЕНОЕ ТЕЛЕПАТИЯ Челлендж

Прагляды 510 917 59%

10:48

ЗОЛОТАЯ РЫБКА ИСПОЛНЯЕТ ЖЕЛАНИЯ!!!

Прагляды 723 218 88%

10:03

Прагляды 530 661 85%

10:09

14 фокусов и трюков, чтобы удивить друзей

Прагляды 2 104 907 83%

6:58

7 НЕОРДИНАРНЫХ ЛАЙФХАКОВ с ТЕЛЕФОНОМ

Прагляды 1 496 040 79%

6:34

Настя получает подарок и идёт с папой по магазинам

Прагляды 839 547 46%

5:10

Мот — По Буквам (премьера клипа, 2018)

Прагляды 3 987 857 93%

41:18

ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Прагляды 784 915 95%

2:58

IC3PEAK — Смерти Больше Нет

Прагляды 2 513 890 93%

2:33

ЛАРИН — ЛЮТОВОЛК (премьера клипа)

Прагляды 981 194 90%

1:9:00

Прагляды 1 019 582 72%

3:42

Анна Седокова — Шантарам (Премьера клипа 2018)

Прагляды 2 144 603 78%

11:49

Как ВЗЛОМАТЬ чужой iPhone — Лайфхак! Я в ШОКЕ!

Прагляды 2 110 696 96%

7:40

Маша и Медведь — Вот как бывает!

Источник: https://byvid.net/video/%D1%81%D1%80-10-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-kS9Rx42dBqY.html

Интересные факты об установленных в Барнауле самолетах-памятниках — МК Барнаул

24.08.2018 в 10:59, просмотров: 606

Как известно, столица Алтайского края является одним из самых «летающих» городов России. Здесь готовили летчиков для нужд страны, строили аэродромы. Неудивительно, что в городе есть много памятников авиации. Сейчас их четыре. А было больше. Для вас фотоподборка с интересными фактами об установленных в Барнауле воздушных судах.

Як-52. «Летающая парта»

Як-52, или, как его еще называют, «летающая парта» — это двухместный цельнометаллический низкоплан. Он был одним из основных учебно-тренировочных самолетов СССР для первоначальной летной подготовки. Серийно его выпускали с 1979 по 1998 годы.

В Барнауле на проспекте Ленина возле здания ДОСААФ стоит Як-52 базовой модификации. Длина самолета — почти 8 метров, размах крыльев — почти 10. Весит он больше тонны и в горизонтальном полете развивает скорость до 285 км/ч.

Максимальная высота, на которую это судно может подниматься в небо, — 6000 метров.

Интересный факт: в четвертой части фильма «Обитель зла» героиня Милы Йовович летала на Як-52.

Aero L-39C Albatros. «Старший брат»

Учебно-тренировочный чехословацкий самолет L-39 на углу Взлетной и Шумакова установили в 2000 году на месте деревянного здания старого аэродрома. Реактивный «Альбатрос» стал одним из самых массово выпускаемых учебно-тренировочных самолетов во всем мире.

По количеству конвейерных машин он находится на 4-м месте после американского Т-33, советского МиГ-15 и своего предшественника L-29 Delfin.

Первый полет машина этой серии совершила еще в 68-м году, и по сей день «Альбатросы» стоят на вооружении более чем 30 стран.

Самолет на Взлетной — базовой модификации. Его длина составляет 12 метров, а размах крыльев — почти 9,5. Масса пустого самолета — 3,5 тонны. Максимальная скорость горизонтального полета — 760 км/ч. Подняться такая машина может на высоту в 11,5 километра.

ТУ-104. «Похороненная легенда»

Мало кто сейчас помнит, что в 70-е годы, когда Юбилейный был приличным парком отдыха, а не заросшим болотом, прямо в его центре располагался самолет ТУ-104, в котором находились кафе и кинотеатр.

ТУ-104 (по международной классификации он называется «Верблюд») был первым советским реактивным пассажирским самолетом. Его длина составляла 39 метров, размах крыла — 34,5 метра.

Его максимальная взлетная масса составляла 74,5 тонны. А вмещал он в себя до 110 пассажиров.

15 февраля 1961 года с ТУ-104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолета на высоте 10 тысяч метров.

Барнаульский же образец простоял в парке совсем недолго. Когда в 90-е Юбилейный пришел в запустенье, самолет просто распилили и отправили в металлолом.

Як-28Л. «Летающий лотос»

Фронтовой бомбардировщик Як-28Л «Лотос» установлен на территории бывшего Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков (БВВАУЛ) имени Главного маршала авиации Константина Вершинина.

Училище расформировали в апреле 1999 года, и сейчас здесь Барнаульский юридический институт МВД. Самолет также имеет статус авиационного памятника Барнаула и охраняется государством.

Этот «Лотос» — один из 111 экземпляров, построенных в 60-х годах на Иркутском авиазаводе. На территории БВВАУЛ его установили в конце 70-х.

По кодификации НАТО этот самолет называется BREWER, то есть пивовар. Свой первый полет он совершил в марте 58-го и был первым в СССР крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком. Длина — 20 метров. Размах крыла — почти 12. Масса превышает 16 тонн, при этом максимальная скорость составляет 1850 км/ч. Предельная высота, на которую может подняться Як-28, составляет 14,5 километра.

Интересно, но, несмотря на приличное количество построенных самолетов, официально на вооружение Як-28 принят не был. В России 40 таких Яков эксплуатировали до 93-го года.

Кстати, точно такой же самолет установлен в бывшем пионерлагере моторного завода «Крылатых». А в песне «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского, которую исполняла Эдита Пьеха, упоминается «Лотос», оба пилота которого погибли, уводя падающий самолет в сторону от густонаселенного Берлина.

Самолет, установленный в ДОЛ «Крылатых».

Aero L-39C Albatros. «Младший брат»

Еще один альбатрос установлен в Барнауле в поселке Новосиликатном — в 2002 году его поставили в сквере Победы.

Как и его брат со Взлетной, низкоплан прибыл сюда из летной части села Калманка — в 1999 году администрация Индустриального района получила два списанных самолета, после того как часть расформировали.

В 13-м и 15-м годах самолеты, будучи уже сильно потрепанными, были отреставрированы. Их постаменты покрасили, также обновили серебрянку, надписи и звезды.

Кстати, такой самолет появился в начале фильма из серии об агенте 007 «Завтра не умрет никогда». В игре GTA 5 можно полетать на нем. Также «Альбатросом» можно поуправлять в нескольких популярных авиасимуляторах.

Aero L-29 Delfin. «Вертикальное падение»

Еще один малоизвестный памятник, который некогда красовался на территории все того же БЮИ, — предшественник «Альбатроса» «Дельфин», созданный в 56-м году, был признан победителем в конкурсе на реактивный учебно-тренировочный самолет для стран Организации Варшавского договора. Он ознаменовал новую эпоху в обучении летчиков, оказался весьма простым в пилотировании и неприхотливым в эксплуатации, поэтому быстро полюбился авиаторам. И это самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолет.

В России «Дельфины» сняли с вооружения в 1992 году. Один из списанных самолетов установили вертикально на территории бывшего летного училища рядом с импровизированным локатором. К сожалению, позднее всю конструкцию разобрали. Теперь в этом месте стоят пушки и броневики. А демонтированный «Дельфин» теперь находится в музее на аэродроме «Лесном».

Источник: https://brl.mk.ru/culture/2018/08/24/interesnye-fakty-ob-ustanovlennykh-v-barnaule-samoletakhpamyatnikakh.html

Летающая парта: умный самолет для подготовки лучших пилотов

?uacrussia (uacrussia) wrote,
2015-04-02 15:17:00uacrussia
uacrussia
2015-04-02 15:17:00В текущем году завершится поставка учебно-боевых самолетов Як-130 по первому крупному контракту с российским Министерством обороны.

Читайте также:  Ручная граната ргд 33

Самолет уже успешно используется на двух учебных авиабазах Военно-воздушных сил России: Борисоглебской и Армавирской.В Параде Победы 9 мая впервые примет участие новая пилотажная группа «Крылья Тавриды» на Як-130. ОАК рассчитывает на новые заказы на самолет со стороны российских и зарубежных заказчиков.

В 2015 году корпорация «Иркут» завершает выполнение двух крупных контрактов на поставку Як-130 в рамках Государственного оборонного заказа. Кроме того, значительное количество этих современных самолетов будут поставлены в Бангладеш и Белоруссию.

Всего в течение этого года Иркутский авиационный завод — филиал корпорации «Иркут» — передаст заказчикам около 40 Як-130. Такой годовой объем производства наглядно демонстрирует востребованность этого учебно-боевого самолета как в России, так и за рубежом.

«Профессионализм нашего коллектива и обновленная в последние годы производственная база позволяют нам наращивать выпуск самолетов военного назначения одновременно с постройкой первых пассажирских самолетов МС-21», — подчеркнул президент корпорации «Иркут», генеральный директор — генеральный конструктор ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Демченко.

Своевременный проект

Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе сверхманевренных истребителей четвертого и пятого поколений.

Сегодня он приходит на замену старым L-39 Albatros чешской компании Aero Vodochody, используемым в российских учебных подразделениях ВВС для основной и повышенной подготовки летчиков.Разработка Як-130 стартовала в ОКБ им. А. С. Яковлева в начале 1990-х годов. В 1993 году был уже сформирован инновационный облик самолета, одобренный Министерством обороны России.

Проект предпочли конкуренту МиГ-АТ и рекомендовали к полномасштабной разработке на конкурсной основе. Для создания новых самолетов требовались большие средства, которых на тот момент не имели ни разработчики, ни военные заказчики. Из-за недостаточного государственного финансирования российские разработчики ОКБ им. А. С.

Яковлева объединили усилия с итальянской фирмой Aermacchi. Сотрудничество «яковлевцев» с итальянцами по программе продолжалось с 1993 по 1999 год. В дальнейшем обе фирмы пошли каждая своим путем. Но еще 25 апреля 1996 года на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова состоялся первый полет самолета-демонстратора Як-130Д, который поднял летчик Андрей Синицын.

Шестью годами позже, в апреле 2002 года, самолет Як-130 был признан победителем конкурса Министерства обороны РФ.Первый Як-130 в серийной конфигурации поднял в небо старший летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой России Роман Таскаев.

Это произошло 30 апреля 2004 года на аэродроме нижегородского авиационного завода «Сокол», где изготавливались первые серийные самолеты.

На фото: первый серийный Як-130 нижегородской сборкиДиректор Дирекции программ военной авиации ОАО «ОАК», Герой Российской Федерации, генерал армии Владимир Михайлов, бывший в 2002–2007 годах главнокомандующим Военно-воздушными силами России, рассказывал о своем первом полете на Як-130: «Я прилетел на завод «Сокол» в феврале 2005 года на рабочее совещание по государственным испытаниям Як-130. Когда нам показали самолет, я решил слетать на нем. Переоделся в летную форму, сел в кабину вместе с летчиком-испытателем. Взлетели, выполнили пилотаж, приземлились. Вылезаю из самолета и вижу Олега Федоровича Демченко. Я подхожу к нему и сразу огорошиваю: «Хреновый самолет ты сделал!» Он сразу как-то напрягся, а я смеюсь и продолжаю: «Точно хреновый… На дурака рассчитанный. Он все делает за тебя… О выпуске шасси и закрылок напоминает, об отклонениях информирует. Даже если попытаешься ошибку сделать, он тебе этого не позволит». Демченко оттаял и заулыбался. Такая оценка летчиком его самолета произвела на него впечатление».Государственные испытания Як-130 были успешно завершены в 2009 году. 24 декабря того же года главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолета Як-130». Первая партия серийных машин для российских ВВС собиралась тоже на «Соколе» в 2009–2011 годах. Но еще в 2006 году к постройке самолетов подключился Иркутский авиационный завод, освоивший выпуск Як-130 на базе цифровых технологий и позже ставший эксклюзивным поставщиком новых машин. С 2011 года самолеты Як-130 начали поставляться корпорацией «Иркут» на экспорт. В декабре того же года был подписан контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на поставку большой партии самолетов Як-130. Их передача ВВС России началась в октябре 2012 года. В декабре 2013 года был заключен еще один контракт с Минобороны России. Эти три соглашения в сумме предусматривали поставку около 80 Як-130.В настоящее время весь комплекс работ по программе Як-130 выполняет «Иркут». Совершенствование самолета ведет Инженерный центр им. А. С. Яковлева — основное конструкторское подразделение корпорации. Серийное производство сосредоточено на Иркутском авиационном заводе. Маркетинг, продажи, поставки и послепродажное обслуживание Як-130 «Иркут» ведет во взаимодействии с ОАК, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ и ОАО «Рособоронэкспорт».

Самолет нового поколения

Як-130 создавался не только как учебно-тренировочный, но и как боевой самолет. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 и в ходе обучения, и при решении боевых задач. Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.

Як-130 стал первым в мире учебно-боевым самолетом, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета. Самолет имеет возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 35°, что соответствует возможностям перспективных сверхманевренных истребителей.

Высокая тяговооруженность (0,81) обеспечивает выдающиеся для учебно-боевого самолета скороподъемность и взлетные характеристики.На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня: цифровая комплексная электродистанционная система управления, «стеклянная» кабина, цифровой прицельно-пилотажный навигационный комплекс.

Информационно-управляющее поле кабины, сформированное на базе трех многофункциональных жидкокристаллических индикаторов (152 х 203 мм) в каждой кабине и индикатора на лобовом стекле в передней кабине, обеспечивает представление летчикам всей необходимой информации.

Важной особенностью Як-130 стала перепрограммируемая система управления, которая позволяет в учебных целях изменять характеристики в зависимости от типа боевого самолета, к полетам на котором готовятся курсанты.

Хотя Як-130 рассматривается, в первую очередь, как самолет повышенной подготовки пилотов боевых самолетов, на нем можно пройти все этапы обучения, включая программы начальной и основной подготовки, а также обучение фигурам высшего пилотажа. Самолет позволяет обучать курсантов даже выполнению штопора.На фото: летчики-испытатели ОКБ им.

Яковлева Василий Севастьянов (слева) и Андрей Воропаев (справа)Особое внимание при создании самолета было уделено обеспечению безопасности полетов на нем. С этой точки зрения наилучшим выбором для учебного самолета стала двухдвигательная силовая установка.

Четырехкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления надежно парирует любые отказы, а бортовая автоматизированная система контроля своевременно выявит неисправности.При проектировании самолета было реализовано требование автономного базирования на минимально подготовленных аэродромах.

Читайте также:  Пистолет браунинг: обзор основных модификаций

Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлета и посадки. При этом используются верхние воздухозаборники, расположенные над крылом. Из-за такой схемы на международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) в 2012 году произошел курьезный случай: в один из дней Як-130 не получил разрешения на выполнение демонстрационного полета, поскольку британский диспетчер увидел закрытые нижние воздухозаборники и посчитал, что в такой ситуации самолет взлететь не сможет.

Перспективы — ближние и дальние

Хорошей рекламой самолету станет новая российская группа авиационного пилотажа, которая будет выступать на Як-130.Она сформирована на базе Борисоглебского учебного авиационного центра. Как объявил в мае 2014 года главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, группа получила название «Крылья Тавриды».

«Это название связано с историей России и Крыма, — сказал Бондарев. — В ней будет изначально четыре самолета Як-130, потом — шесть». Раскраска самолетов «Крыльев Тавриды» пока не утверждена, сейчас ее разрабатывают. Но Бондарев заверил, что она будет не хуже, чем у «Стрижей» и «Русских витязей».

Впервые пилотажная группа «Крылья Тавриды» продемонстрирует свое мастерство публике 9 мая 2015 года в ходе парада в честь 70-летия Победы.В целом потребность отечественного военного ведомства в подобных самолетах оценивается в 250 единиц. Так что закупки Як-130 Минобороны России скорее всего продолжатся.

На фото: Як-130 на воздушном параде в честь 100-летия ВВС РоссииНо Як-130 востребован не только в России, но и за границей. Первым крупным зарубежным эксплуатантом стали Военно-воздушные силы Алжира, получившие в 2011–2012 годах 16 самолетов. В текущем году партии Як-130 будут поставлены в Бангладеш и Белоруссию.

Военно-воздушные силы ряда азиатских стран также рассматривают возможность закупки этого самолета.

«Россия получила практически идеальный самолет своего класса, а для многих стран этот учебно-боевой самолет очень близок к тому, чтобы обеспечить формирование своих ВВС XXI века на базе самолета одной марки», — заявил корреспондент журнала Flight International Питер Коллинз (Peter Collins).

К мнению Коллинза прислушиваются в широких авиационных кругах, поскольку до того, как он стал журналистом одного из самых авторитетных авиационных журналов, Коллинз был военным пилотом и летчиком-испытателем. Он специализируется на оценке самых разных самолетов во всем мире.

В мае 2012 года Коллинз посетил Иркутский авиационный завод, где совершил полет на Як-130. «Полет на Як-130 стал для меня откровением, — заявил в своей статье британец. — Я считаю, что аэрокосмическая индустрия подходит к окончанию периода, когда самолеты делились на «западные» и «восточные».

Конструкторские, технические и производственные компетенции, продемонстрированные в Иркутске, в настоящее время равны западным. Дальновидные потребители будут по максимуму использовать эту возможность». По мнению пилота-журналиста, Як-130 в полном объеме выполняет функции и хорошего учебно-тренировочного самолета, и хорошего легкого штурмовика.

«Любой командующий ВВС был бы рад иметь на вооружении такой многоцелевой самолет, как Як-130. Это объясняется большим диапазоном задач, которые самолет может эффективно выполнять, приемлемой стоимостью и возможностями встроенного цифрового оборудования», — резюмирует Коллинз.

По мнению создателей Як-130, приоритетным направлением развития самолета станет наращивание боевых возможностей и создание на его базе легкого ударного самолета. Кроме того, новые возможности для обучения и боевого применения откроет оснащение самолета системой дозаправки топливом в полете. Круглосуточное и всепогодное применение обеспечит Як-130 установка современного цифрового оптико-электронного комплекса, а бортовая радиолокационная станция позволит превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями.«Очень детально прорабатывается вопрос о создании легкого ударного самолета на базе Як-130», — заявил в конце 2014 года советник министра обороны РФ, генерал-полковник Александр Зелин (в 2007–2012 годах он был главкомом ВВС России).

Летчики о Як-130

Виктор Бондарев, генерал-полковник главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ:

— В соответствии с решением Президента России, набор в летные училища планируется увеличивать. Мальчишкам, которые выберут делом своей жизни настоящую мужскую работу — авиацию, понадобится больше этих прекрасных самолетов. С их помощью мы поднимем Военно-воздушные силы и подготовим новое поколение летчиков, которые будут защищать небо нашей Родины.

Александр Грунь, полковник командир Борисоглебской учебной авиационной базы :

«Учебно-боевые Як-130 Борисоглебская авиабаза получила первой в стране. До января 2013 года летному мастерству обучали на стареньких L-39 чехословацкого производства. Эксплуатировать их в Борисоглебске начали еще в 80-х. По сравнению с Як-130 этот самолет выглядит устаревшим: никаких компьютеров, все приборы стрелочные, один двигатель, к тому же, сам борт менее маневренный.

Глеб Воробьев, курсант Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков им. В. П. Чкалова:

— От L-39, в которых буквально все приходилось настраивать вручную, Як-130 отличается во всем. Взлет особенно произвел впечатление. Если «элка» долго-долго разгоняется, то на Як-130 я в первый раз вообще не понял: меня вжало в кресло, и я уже в воздухе. Что делать? Быстрее убирать шасси.

Дмитрий Жданов, подполковник, заместитель командира Армавирской учебной авиационной базы по работе с личным составом:

Источник: https://uacrussia.livejournal.com/14498.html

Самолет СР-10. Восторгов не разделяю

?judgesuhov (judgesuhov) wrote,
2016-05-12 00:54:00judgesuhov
judgesuhov
2016-05-12 00:54:00

В начале года с связи с первыми полетами — в сети активизировались восторги по поводу Учебно-тренировочного самолета (УТС) СР-10. Самолет даже именовали не абы как — а «тихой сенсацией».

Тут вам и импортозамещение, и новый военный (реактивный!) самолет, и еще и то, что создан он кулибиными «на коленке»… Ну не круто ли? Масса поводов для восторга.Однако всеобщего восторга не разделяю.
Почему?

Начать следует с того, что реактивный УТС у наших ВВС ВКС уже есть.

Это отличный Як-130 (уже дважды скопированный, правда без главной фичи — системы управления).
Причем, самолет может выступать не только в качестве учебно-тренировочного, но и как и почти все в России — идти в бой. В качестве легкого штурмовика с тремя тоннами боевой нагрузки.
УТС  Як-130Як – двухдвигательный и более надежный в плане безопасности полетов. Т.е. отказ двигателя не ведет за собой автоматической потери машины.А современный УТС – «игрушка» не из дешевых.Яком постепенно меняют старые однодвигательные L-39 (на замену которым и предлагается СР-10). Это второй тип наших реактивных УТС.Итого СР-10 — третьим будет.
СР-10 расшифровывается, как «Самолёт реактивный минус десять».
«Минус десять» – это 10 градусов отрицательной стреловидности крыла, что уже сенсация» — пишут журналисты.
Ну не совсем сенсация, но тем не менее — нетривиально, да.

Эта оригинальная машина с крылом обратной стреловидности на 100% состоит из отечественных комплектующих и разработана частным конструкторским бюро САТ (Современные Авиационные Технологии) в инициативном порядке.

Работу над самолётом начали ещё в 2007 году, когда два энтузиаста Максим Миронов и Сергей Юшин основали КБ.Макет самолета впервые был продемонстрирован на МАКС-2009.

Читайте также:  Операция «дунай» — военная победа или политическое поражение?

Макет СР-10 на МАКС-2009Чем может похвастать СР-10 помимо необычной аэродинамической компоновки?Настолько ли он хорош (может ЛТХ дико суперские?), чтобы составить конкуренцию уже имеющимся?Он меньше и легче одноклассников, в остальном — по (обещанным) ТТХ ничего выдающегося самолет не обещает.

Авторы правда утверждают, что он будет значительно дешевле Як-130.

Тут, кстати, ТТХ 2009 года (сейчас в вики ТТХ иные) Но, даже если это будет действительно так – стоит ли игра свеч?Окупит ли разница в стоимости, к примеру, между сотней СР-10 и сотней Яков – НИОКР (ибо самоделка из гаража – это хорошо, но новоиспеченному самолету предстоит пройти еще немало), организацию производственной линии, а так же удорожание обслуживания и снабжения авиапарка ВВС?Ведь введение новых типов – это увеличение видов запчастей, дополнительная логистика и дополнительное обучение.Плодить «видовое разнообразие» реактивных УТСов — считаю неуместным. Лучше увеличить «тираж» Яка и тем самым уменьшить (помним, что при увеличении «тиража» себестоимость единицы падает?) стоимость самолета для армии.

Лоббисты СР-10 (уважаемого Магомеда Толбоева, имеющего давние связи в Дагестане, по иному в данной ситуации назвать не могу), заявляют, что он подойдет на роль «летающей парты»:

«Зачем сажать курсантов, которым предстоит летать на Як 130, а потом на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР 10 – вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта…»
Я же с подобным мессэджем не согласен.

Как в том, что «машина идеальна» (о чем речь, если самолет толком не облетан и не испытан?) – рановато еще пока идеализировать.

Так и в том, что реактивная «летающая парта» (для армии и… аэроклубов, ага) будет, мягко говоря, дороговата. Как по цене собственной, так и по цене лётного часа (съедаемого топлива).
Тем более в условиях капитализма и рынка, когда все заставляют приносить прибыль считают каждую копейку.Такую «парту» мог себе позволить только, наверное, Советский Союз.

Кроме того — куда девать тогда, заказываемый министерством обороны УТС Як-152 (который как раз и должен стать летающей партой и в аэроклубах, и в ВВС на начальном этапе)? Т.н. «самолет первоначальной летной подготовки».

УТС Як-152

Як-152, тоже, кстати, сомнительная машина (если сравнивать с конкурентом от «Сухого» — Су-49, ведущим родословную от непревзойдённого пилотажника Су-26М)…

Особенно, если учесть предусмотривающийся для Яка немецкий двигатель RED A03 V6.

Но всем плевать либо до Главкома еще не дошло, а в МО в «отделе учебно-боевых самолетов сидят либо дилетанты, либо кумовья ОКБ им. А.С. Яковлева.

Впрочем, глядя на эпопею с «Восточным» — не удивительно. Пора, наверное, вводить расстрелы или конфискацию. Или и то и другое вместе.

Понятно, что полумертвое ОКБ инженерный центр им. Яковлева тащут из могилы по «политическим» причинамм…

Но тогда и не ждите чудес — ни с «перспективной летающей партой» (Як-152), ни с очень давно ожидаемым и очень нужным стране среднемагистральником (МС-21).Вот за последний — больше всего переживаю!Первый полет переносится уже четвертый год, и, судя по всему, будет переноситься дальше — не взирая на ежемесячные визиты «высоких гостей» на завод и на вваливаемые деньги. Опытного самолета по прежнему нет. Главная причина одна — некомпетентность разработчика и руководства процессом разработки.Быстрее, наверное, ребята из ГСС сделают не так давно анонсированный дальнемагистральник, а среднемагистральный МС-21 так и не родится…Но не будем об этом.Мы говорили об УТСах.Так вот — с дагестанско-московско-тверским СР-10 ситуация немногим лучше.

Самолет делали фактически на коленке «в гараже». И это совсем не достоинство — ибо нормального комплекта конструкторской документации на него нет.

Кстати, наверняка это, во многом, и породило дальнейшие проблемы самолета — в частности его перетяжеленность (удельная нагрузка на крыло слишком велика), выявленную по итогам испытательного полета и повышенную посадочную скорость  240-260 км/ч — что никуда не годится, и явно великовато для «летающей парты».

Для сравнения: у сверхзвукового истребителя Су-27 и то меньше — 225-240 км/ч; у учебно-тренировочного Як-130 — 195 км/ч.Но, даже оставив в стороне эти проблемы (при желании — документацию сделают, самолет допилят)… предлагаю вернуться к вопросу его необходимости.

Ну для рапорта об очередном эпизоде импортозамещения и победе над древним Чехословацким L-39, понятно — нужен.Но стоит ли овчинка выделки и так ли в нем нуждается армия?Самолет для первичной летной подготовки (т.н. «летающая парта») нужен — факт.Но «парта» должна быть простой, дешевой и недорогой в эксплуатации.

Чехословацкий УТС L-39 AlbatrosПо совокупности этих критериев – реактивный самолет не вытанцовывается. От слова «совсем».Как минимум из-за несопоставимого расхода топлива.Часовой расход топлива двигателя АИ-25ТЛ, установленного на СР-10 – 890 кг/час.

Средний часовой расход поршневого мотора типа М-14 (установлен на Су-26М, Су-29, модификация оного планировалась к установке на Як-152) – порядка 50 кг/час.Как вы думаете – на чем курсанты и аэроклубы будут летать больше при прочих равных?Вопрос риторический.Вот и выходит, что связка Як-152 → Як-130 логична и непротиворечива, и места для СР-10 в ней нет.

Даже если бы он соответствовал заявленным разработчиками характеристиками.
Су-27КМ

А, учитывая, что с крылом обратной стреловидности даже у ОКБ Сухого (а не то, что у ребят «из гаража») с перспективным морским Су-27КМ (и последующим «Беркутом») – не пошло…

И у американцев перед этим…- Оптимизма по поводу самолета СР-10 не разделяю.Можете бросаться тяжелыми предметами.

P.S.

И, кстати, что это за «летные испытания» такие?
Я всегда думал, что их проводит ГЛИЦ, а не какие-то непонятные ребята втихушку на старом аэродроме, под руководством чувака руководителя полетов с рацией уоки-токи.

И еще — кручение бочек в третий день «летных испытаний»? Что за пижонство?А так видео хорошее. И музыка подобрана в меру пафосная. Только пахнет это чьим-то пиаром.

Особенно, если совместить это с громкими заявлениями типа:По результатам испытаний предусмотрена закупка для частей ВВС учебно-тренировочного комплекса СР 10 в количестве 100 единиц. Первые четыре самолёта должны быть изготовлены в этом году, в следующем – уже 26, в 2018–2019 гг.

– по 35 единиц. У самолёта в серийном производстве отличные экспортные перспективы.Какие закупки?

По результатам непонятно кем проведенных испытаний? Или, может все-таки в ГЛИЦ самолет направим сперва?

Если Министерство обороны клюнет на такой дешевый пиар, и заставит себя любой ценой (дабы руководство не выглядело дураками, после того, как вся страна порадовалась «чудо самолету из гаража») купить это чудо — грош цена тогда нашему МО.

Источник: https://judgesuhov.livejournal.com/189133.html

Ссылка на основную публикацию