Фальшион — история меча для простого народа

Фальшион – страшное оружие Средневековья

Фальшион — это короткий однолезвийный меч, который был очень популярен в Европе с XIII по XVI века. Английское название «Falchion» происходит от французского «Фошона» (Fauchon).

За этим именем лежит латинское «Falxs», обозначающее косу, серп или просто  оружие с косо-подобным лезвием, хотя на самом деле клинок не имел сильно выраженного изгиба. Главной особенностью фальшиона является характерное расширение на конце.

Оно смещает центр тяжести к верхней части лезвия, наделяя меч потрясающей пробивной силой.

Воин с фальшионом — роспись на стенах Вестминстерского собора

Во многом конструкция классического фальшиона подобна турецкой сабле и китайскому дао.

  Поэтому есть предположение, что в Европе эти мечи появились благодаря крестоносцам, которые впоследствии стали изготавливать новое оружие подражая восточным изогнутым клинкам. Но это лишь отчасти правда.

Несмотря на то что во время Крестовых походов рыцари действительно захватили немало трофейных клинков, конструктивные особенности которых позже находили воплощение уже европейскими кузнецами в ервопейском оружии, первые известные прототипы фальшионов были замечены ещё в начале XIII века и произошли они, скорее всего, от скрамасаксов — коротких тяжёлых мечей древних германcких племен. Отличные боевые качества фальшиона сделали его популярным среди всех воинских сословий. Его удары получались настолько сокрушительными, что наносили повреждения даже противнику в прочной железной броне. Согласно сохранившимся свидетельствам, эти мечи в основном использовались для отсекания головы и конечностей, а также сокрушения тяжёлых доспехов. В последнем случае, если латы и выдерживали удары фальшиона, противник всё равно получал переломы костей или значительные повреждения внутренних органов.

Преимущества и недостатки фальшиона

На основе сохранившихся до нашего времени описаний, можно отметить несколько ключевых преимуществ меча. Основное — это смещённый центр тяжести, делающей его своего рода комбинацией топора и меча.

Фальшион имеет относительно большой, как для короткого меча вес, позволяющий наносить сильные удары по противнику, при этом без ущерба в точности и манёвренности.

Также он довольно эффективно использовался и в качестве метательного оружия (речь идёт о тех его разновидностях, которые имели заостренный конец и заточенную с двух сторон кромку).

Согласно данным источников и результатам практических опытов, проведённых историческими реконструкторами, основным недостатком этого меча была широкая амплитуда движения при размахе, которая делала воина уязвимым перед умелым соперником.

Такая особенность также заметно проявлялась, когда воины наступали в плотном строю и сражались в толчее. Здесь преимущества меча не могли раскрыться в полную силу. Что касается ближнего боя один на один, то здесь владелец фальшиона изрядно уступал противнику, вооружённого длинным тяжёлым мечом.

В этом случае ему нужно было проявить мастерство, чтобы нанести последнему заметный ущерб, не подвергая себя опасности.

Кто пользовался фальшионами и почему они были такими популярными?

Falchion — это меч, который очень активно использовался в феодальных армиях в Средние века. Основная причина такой популярности — это простота в изготовлении. Чаще всего его делали из обычного низкоуглеродистого железа, укрепляя рубящую кромку сталью. Кроме того, обучение воина занимало меньше времени, чем стандартное обучение рыцаря.

В эпоху средневековья, подданные королевских вассалов были могли быть призваны в феодальное ополчение для того, чтобы сражаться за своего монарха. Но об организованном и структурированном обучении простолюдинов военной подготовке, учитывая особенности их повседневной жизни конечно же и речи не шло.

Поэтому фальшион был идеальным оружием в руках сильного, но не очень искушённого в фехтовании бойца.

Фальшион, 1490 год

Впрочем, как показывают исторические хроники, не брезговали этим оружием ни наёмники крестоносцы, ни благородные рыцари из высших сословий.

На торжественную церемонию такой меч, конечно, не понесёшь, но тех, кому жизнь была дороже гордости, он никогда не подводил.

Лучше всего эффективность фальшиона была доказана в Столетнюю войну, когда «простой английский сброд» в пух и прах громил благородное французское рыцарство.

Типы фальшионов

По общепринятой классификации, выделяют два основных типа фальшионов. Они обладают заметными отличиями и, по всей видимости, имеют разное происхождение.

Классический фальшион первого типа является наиболее традиционным для Европы и на гравюрах той поры чаще всего встречается именно он. Его отличает прямой обух и односторонняя заточка. Его длина составляет примерно 80–100 см, а вес — около 1300–1500 грамм. По утверждению исследователей, прототипом этого меча являются простые боевые ножи германских племён.

Средневековые фальшионы, 13 век

Второй тип фальшиона явно свидетельствует о том, что его создатели сильно вдохновлялись видом трофейного оружия, захваченного в Крестовых походах.

В данном случае клинок относится к отдельному типу, поскольку лезвие сильно скошено, имеет длинное острие и полуторную заточку (дополнительно затачивается скос обуха). Это оружие сохраняло пробивную силу классического фальшиона, но позволяло также наносить колющие удары.

Из-за непривычного европейскому рыцарству внешнего вида они поначалу не завоевали особой популярности, но в XV–XVI веках использовались достаточно широко.

Можно также отметить и отдельный подтип фальшиона, который появляется в XIV–XV веках и является эволюционным продолжением второго. Его характерные отличия — это длинное остриё, сильно скошенное окончание клинка и заточка его внешней грани (у второго типа она является обухом).

Эта особенность позволяет использовать угол, образованный скосом лезвия в качестве полноценной ударной поверхности. Фальшионы третьего типа были в ходу дольше всех и позднее служили вспомогательным оружием для ландскнехтов, вооружённых цвайхендерами или алебардами.

Впоследствии они трансформировались в классическую европейскую саблю.

Фальшион — мифы и предубеждения

С этими мечами было связано два распространённых мифа. Первый — это низкое качество оружия, которое всегда было хуже, чем у любого другого используемого рыцарями в то время. Второй состоял в том, что фальшионы обычно использовались только простолюдинами в драках с разбойниками и для разборок между собой. Однако оба этих утверждения ошибочны.

Из сохранившихся исторических источников видно, что у дворянства меч пользовался не меньшей популярностью, чем у бедноты. Об этом свидетельствуют даже сохранившиеся декоративные экземпляры, украшенные позолотой и гравировкой.

Причём на некоторых были выгравированы даже личные гербы, как, например, личный герб правителя Флоренции великого герцога Тосканского Козимо I Медичи.

Изначально фальшион действительно мог отличаться крайне низким качеством. Клинок изготавливался из низкоуглеродистого «грязного» железа — крицы — и имел простую загнутую рукоять без эфеса. Но после того как это оружие распространилось на высшие сословия воинов, ситуация изменилась.

Уже с конца XIV века фальшионы для рыцарей и королевской гвардии изготавливали из качественной стали, изготовленной по лучшей (на то время) технологии.

Для этого руду плавили при одинаковой температуре с добавлением древесного угля (для повышения углеродистости) и закаляли рубящую поверхность спекая на ней стальные опилки, смешанные с азотсодержащим веществом (чаще всего это был птичий помёт). В итоге меч получался крепким и острым настолько, что «резал железные латы, как платье».

Другой момент, свидетельствующий об уважительном отношении к данному оружию — это техника обучения. До наших дней сохранились заметки о специальных системах обучения, которые были в ходу у многих рыцарских родов Италии, Англии и Франции.

С техникой владения фальшионом начинали знакомить с 7 лет наряду с другим традиционным оружием. Начиная с 14 лет следовал второй этап обучения.

Здесь рыцари уже практиковали различные «порочные» удары и маневры, связанные с конкретными характеристиками фальшиона.

И хотя фальшион никогда не являлся супероружием, которое могло бы полностью заменить обычные рыцарские мечи, булавы и топоры, его вклад в историю трудно переоценить.

Некоторые рукописи свидетельствуют о том, что он был главным оружием у феодального ополчения и третьим по важности элементом вооружения для рыцарей после основного меча и булавы.

Поэтому он пользовался успехом на полях сражений более трёх веков и впоследствии стал основой для нескольких других видов холодного оружия.

Иллюстрация: wiki

Источник: https://mydiscoveries.ru/falshion-strashnoe-oruzhie-strednevekovya

Фальшион – нетипичный меч

Фальшіон – нетиповий меч

Европейское клинковое оружие средних веков обычно принято ассоциировать с мечом – прямым, более или менее длинным, рассчитанным на работу одной или двумя руками. Но было и другое, более эффективное подобное оружие – фальшионы.

Сразу следует оговориться, что фальшионы не были таким массовым средневековым оружием, как классические прямые мечи.

Раскопано их немного, изобразительных источников побольше, но все равно недостаточно для того, чтобы заявить о широком использовании этого необычного, но эффективного, оружия.

С другой стороны, Эверт Окшот делает другие выводы, и считает фальшион очень популярным оружием во времена Средних Веков. Скорее всего, истина где-то посередине.

Фальшіон – нетиповий меч

Для фальшиона характерен короткий, расширяющийся к концу, клинок с односторонней заточкой. Предком этого оружия является, скорее всего, норвежский сакс и родственные ему длинные ножи или короткие мечи.

За счет такой формы фальшион больше приспособлен для рубки, чем для фехтования с использованием колющих ударов.

Благодаря смещенному к концу центру тяжести фальшион приближается по своим поражающим качествам к топору, при этом не имея свойственных последнему минусов.

Фальшіон – нетиповий меч

Фальшионы бывают и другой формы – их обух в конце скошен к лезвию. Такие скосы могут быть прямые или вогнутые, иногда они имели заточку. В принципе, разных вариаций на эту тему, особенно в изобразительных источников, хватает. Все эти фальшионы объединяет одно – приспособленность к рубящему, разваливающему удару.

Фальшіон – нетиповий меч

В подавляющем большинстве случаев фальшионы рассчитаны на работу одной рукой, гарда имеет простую крестовидную, слегка изогнутую, форму. Навершие чаще всего дисковидное, нередко на нем нанесена надпись или рисунок. Есть изображения, на которых рукоять фальшиона изогнута, как у некоторых современных зонтиков, да и форма лезвия сильно отличается от классической.

Фальшіон – нетиповий меч

В европейских музеях хранится несколько довольно примечательных образцов этого оружия. Некоторые имеют свою историю, например фальшион Куониерза, который принадлежал семье Коньер и подтверждал ее право на владение фамильным поместьем. Этот фальшион не был длинным, но вес у него существенный – при лезвии 734 мм и полной длине 890 мм оружие весит 1300 грамм.

Фальшіон – нетиповий меч

Позже фальшион эволюционировал в еще более интересные экземпляры оружия. Некоторые из них имеют гарду с защитной чашкой или S-подобную гарду, некоторые и вовсе стали двуручным оружием, которое называется гросс-мессер.

И, конечно, скажу пару слов о современности. В наши дни фальшион стал одним самых популярных видов средневекового клинкового оружия среди реконструкторов Украины и России.

Он относительно прост в изготовлении, эффективен как при ударе клинком, так и при тычке рукоятью в совсем уж ближнем бою, и придает особый брутальный шарм своему владельцу.

Так что, смело можно сказать, фальшион жив и сейчас!

Фальшіон – нетиповий меч

P.S. Автор прекрасно понимает, что материал нельзя назвать ни исчерпывающим, ни научным. Однако, такой задачи и не стояло, наоборот – я старался написать такой текст, который был бы понятен простым людям, далеким от средневекового оружия. Если что-то не так, прошу прощения.

Источник: https://zbroya.info/ru/blog/934_falshion-netipichnyi-mech/

Фальшион

На средневековых изображениях и миниатюрах нередко можно увидеть воинов, держащих в руках странные массивные мечи, сильно расширяющиеся к концу и похожие, скорее, на мясницкие тесаки. Что это – неудержимая фантазия художников? Вовсе нет. Это фальшион – оружие, в средневековой Европе не уступавшее по популярности традиционным мечам или секирам.

Фальшион, ведущий Клинок свое происхождение от боевых ножей германских племен.

Название фальшион (или фальчион) происходит от латинского слова falx – «коса», или «серп». Хотя клинок фальшионов не имел сильного изгиба – пробивную силу ему обеспечивало расширение на конце. Благодаря этому вес смещался на конец, и пробивная сила удара возрастала многократно.

Тем не менее многие полагают, что в Европе фальшионы возникли именно в подражание восточным изогнутым клинкам, на которые рыцари насмотрелись во время крестовых походов. Другие же настаивают на европейских корнях, полагая, что фальшионы произошли от франкских тяжелых боевых ножей – скрамасаксов.

Правы, как часто бывает, и те и другие.

Каждому по руке

Первые фальшионы появились в середине XIII века. Тогда это было очень простое оружие – короткий клинок с односторонней заточкой, резко расширяющийся к концу, полностью лишенный гарды. Рукоять представляла собой длинный сильно загнутый крюк, обмотанный кожей.

Благодаря изгибу он не мог выскользнуть из руки. На обухе нередко делали один или несколько фигурных вырезов различной формы. Такое оружие явно стоило намного дешевле, чем традиционный меч, и наверняка использовалось теми, кто не мог себе позволить иметь дорогое оружие.

Зато боевые качества фальшиона вскоре обеспечили ему популярность среди всех категорий воинов. Удар в вертикальной плоскости получался настолько сокрушительным, что наносил повреждения даже человеку, полностью закованному в латы.

И если доспехи не удавалось пробить, противник все равно получал сильный удар, способный сломать кость или оглушить.

По мере того как совершенствовалось защитное снаряжение и на полях сражений появлялись воины, закованные во все более и более усовершенствованные латы, фальшион становился еще популярнее.

С ростом востребованности фальшиона усложнялась его форма. В первую очередь, это коснулось эфесов – теперь устрашающие широкие клинки насаживались на традиционные рукояти рыцарских мечей с обычным перекрестием и навершием.

Менялись и клинки. Их лезвие порой напоминало по форме треугольник – тупой угол на конце еще больше увеличивал поражающую силу.

Параллельно возникли и фальшионы со скошенным обухом и длинным острием – ими можно было уже наносить и колющие удары.

Долгое время бытовало мнение, что фальшион – оружие, которым сражались исключительно простые пехотинцы. Исходя из этого, происхождение этого оружия связывали с грубыми ножами для рубки мяса. Однако факты говорят о том, что фаль-шионами активно пользовались люди благородного происхождения.

Например, в Лондоне хранится богато украшенный позолотой и гравировкой фальшион, на котором изображен личный герб правителя Флоренции Козимо Медичи.

А в пьесе Уильяма Шекспира «Король Лир» (V акт, III сцена) главный герой восклицает: «Уж дни не те, а то б заставил я мечом своим попрыгать их».

В оригинале шекспировского текста употребляется именно слово falchion. Так что это оружие считалось вполне по руке и монархам.

Любимец лучников

Тем не менее фальшион никогда не был супероружием и не претендовал на то, чтобы полностью вытеснить обычные рыцарские мечи, топоры или булавы. При весомых (в прямом и переносном смысле) достоинствах он обладал и недостатками.

Прежде всего, им практически невозможно было фехтовать – он годился лишь для простых, хотя и сокрушительных ударов. Воины, которые депали ставку на боевое искусство, а не на грубую силу, отдавали предпочтение более управляемому оружию.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что средневековые рыцари выезжали на поле боя не только сражаться, но и покрасоваться. Фальшион, даже богато украшенный, все же выглядел грубовато.

Скорее всего, именно грубый вид и простота в обращении сделали фальшион излюбленным оружием английских лучников, изрядно потрепавших блистательное французское рыцарство во время Столетней войны в ХIV-ХV веках.

Читайте также:  Операция «дунай» — военная победа или политическое поражение?

Обучаться фехтованию лучникам было некогда, а вот в рукопашные схватки вступать приходилось регулярно (вопреки распространенному мнению, они далеко не всегда побеждали врага на расстоянии).

Так что оружие, которое могло решить исход поединка одним ударом (в том числе и по хорошо защищенному противнику), было им как нельзя кстати.

Именно поэтому до нашего времени фальшионов дошло не так уж много. В музеях и частных коллекциях хранятся всего лишь около полудюжины известных экземпляров. По каталогам аукционных домов известны еще несколько образцов, проданных в XIX или начале XX века. Так что большинство выводов приходится делать по изображениям в средневековых рукописях, которых насчитывается несколько десятков.

Три клинка

Всего выделяется три типа фальшионов, которые довольно существенно отличаются друг от друга и, возможно, имеют разное происхождение.

Первый тип – тот, который чаще всего встречается на средневековых изображениях и наиболее соответствует традиционному представлению об этом оружии. Расширяющийся клинок с односторонней заточкой и прямым обухом.

Простой и тяжелый, произошедший, видимо, от боевых ножей германских племен (того же скрамасакса).

Второй тип явно имеет ближневосточные корни. Обух на конце клинка сильно скошен и образует длинное острие. Такие фальшионы имели полуторную заточку – скос обуха тоже затачивался.

Это оружие обладало гораздо большими возможностями – им уже можно было фехтовать при сохранении пробивной силы из-за приличного веса. Но их внешний вид был настолько непривычен европейскому рыцарству, что широкой популярности они не завоевали.

Скорее всего, ими пользовались те, кто побывал в Палестине и перенял «восточную моду».

Это частично подтверждается изобразительными источниками – воины с фальшионами такого типа, как правило, имеют и другие восточные элементы в одежде и снаряжении. Традиционалисты же предпочитали обычный меч.

Третий тип является разновидностью второго и появился уже в Х1У-ХУ веках. Он имеет еще более сильный скос клинка на конце и длинное острие. Его главная особенность – заточка внешней грани клинка, которая у второго типа является обухом. Такое странное, на первый взгляд, решение позволяет полноценно использовать угол, образованный скосом клинка, как ударную поверхность (почти клевец).

В дальнейшем фальшионы уступили место новым типам холодного орудия. На смену первому типу пришли абордажные тесаки, а второй и третий типы постепенно трансформировались в европейскую саблю.

Фальшион Коуниерза. Бесценную реликвию берут в руки, надев перчатки и соблюдая все меры предосторожности.

Победитель дракона

Самым известным фальшионом, сохранившимся до наших дней, считается фальшион Коуниерза, хранящийся в Даремском кафедральном соборе в Англии. С ним связана легенда, согласно которой именно этим оружием сэр Джон Коуниерз в 1063 году победил дракона по имени Сокбурнский червь.

Легенда, увы, едва ли верна – по оценкам историков, фальшион Коуниерза изготовлен где-то в 1260-х годах. Тем не менее многие уверены в том, что он намного древнее. Возможно, старый клинок был пересажен на новую рукоять.  

На протяжении многих веков это оружие было символом власти рода Коуниерзов над окрестными землями.

Но в реальном бою он явно побывал не раз, и его удар в умелых руках был поистине страшен – при длине всего 89 см (клинок -73,4 см) фальшион весит 1,3 кг!

Источник: http://MirChudes.net/technology/1254-falchion.html

Фальшион и его разновидности

Для начала рекомендую прочесть Фальчион Swordmaster и Анатомия меча, шпаги, сабли. Также не помешают Дюссак и Малкус.

Фальшион – меч, характеризующийся клинком с выпуклой частью  лезвия с одной стороны. Выпуклость достигается благодаря расширению клинка у острия, что позволяет наносить очень мощные рубящие и режущие удары. Рукоять, в общем, совпадает с рукоятками рыцарских мечей того же периода.

Крестовина может быть прямой или слегка изогнутой к клинку, а  навершие чаще всего дисковидное. Поздние примеры (после 1450 г.), может быть под влиянием Итальянского Возрождения, имеют различные формы крестовин и наверший. Но, в любом случае, открытые рукояти преобладают до 1480 г.

Термин Falchion по русски  читается то как “Фальшион” или “Фальчион”.

Эрзац фальшион. Среди изображений классических европейских фальшионов нет ни одного датированного ранее 1245 годом.

Tак называемая Библия  Мациевского, датированная серединой 13 века, известна своими очень точными изображениями оружия, доспехов и батальных сцен, показывает не типичные фальшионы, а очень интересные одноручные мечи, которые могут быть предшественниками фальшионов до адаптации их под рукоятку рыцарских мечей.

Это любопытное оружие имеет одно лезвие в его широкой части под острием, при этом острие  выдолблено и вогнуто один или несколько раз. Навершие просто выходит из хвостовика и поворачивается  под углом 180 градусов в крюк, и просто обернуто кожей (рис. 11а, б).

  И в той же самой БМ не все мечи с подобным клинком имеют такую причудливо загнутую рукоять, но все они без крестовин. Также подобная форма клинка и у обеденных ножей, которыми пользуются за столом. Сам термин “Эрзац фальшион” применим только для жаргона реконструкторов средневековья, означает неполноценный фальшион.

Можно предположить что такое оружие является просто выдумкой автора, но это не так. Просматривая старые каталоги аукционов, можно обнаружить находки  оружия точно такой же формы (рис. 12). Дальнейшие исследования могут показать нам несколько изобразительных источников.

Рисунок воина, из альбома альбома Вильярда де Оннекурта. 1230, показывает меч точно такого же типа (рис. 12а), который подвешен за изгиб черенка рукояти. Такой вот эрзац фальшион изображен на рельефе от Porta Romana, музее Кастелло‑Сфорческо, Милан 1171 г. (рис. 13).

Малкус, сам термин появился в книге  “Холодное оружие” Герберта Сейтза, 1965 г. изд.

(Herbert Seitz  “Blankwaffen”) опираясь на инвентарные книги 19 века, где под таким термином предполагался тесак с сильно скошенным обухом у острия.

Скорее всего этот термин не использовался в средние века, а термин Малкус обозначает синоним английскому Катлас (Cutlass) или итальянскому Сторта и Дюссак (Storta, Dussage) то есть  короткую саблю. 

На основании имеющихся артефактов и изобразительных источников была разработана следующая типология.

Типология фальшионов

Тип I

Фальшионы этого типа характеризуются более или менее изогнутым лезвием, прямым обухом клинка, частично или полностью изогнутым.

У острия присутсвует расширение, но со стороны обуха у острия есть короткий, заостренный скос. Мечи этого типа, возможно, происходят из мусульманского Востока, адаптированы к Европе.

Как показывают изобразительные источники 1280-1470 гг. с классическими рыцарскими, а затем уже с рукоятями эпохи Ренесанса.

Хорошо известным примером такого рода является находка фальшиона в реке Торп под Нориджем хранящийся в музее г. Норфолк, датированный ок. 1350 г. (рис. 7).

Тип II

Этот тип имеет широкий и жесткий клинок с прямым или может слегка выгнутым обухом. Режущая кромка изгибается по направлению к острию. Самая широкая часть находится в 150 мм от острия. При чем это острие. не очень эффективно для колющих ударов.

Этот тип мечей-фальшионов полностью отличается от I типа, к тому же чаще всего он появляется на изобразительных источниках из Центральной и Восточной Европы.  Я полагаю, что от туда он и произошел. Рукояти, в целом аналогичны Тип I.

Самый известный пример Фальчион Коуниерза (Falchion Conyers) в Даремском соборе, датированный 1260-1270 (рис. 6+), статья об этом мече.

Тип III

Этот тип выглядит на первый взгляд очень похожим по форме на фальшионы I типа, но они на самом деле совершенно другие. У фальшионов третьего типа полностью заточенная кромка находится на противоположной стороне клинка, то есть там где у фальшионов первого типа находится обух.

У фальшионов этого типа клинок прямой в течение первых двух третей от рукоятки. Передний край клинка прямой или слегка вогнутый, резко поворачивающийся к сильно вогнутым краю на острие. Задний край прямой или слегка выпуклый. Острие, может быть плоским или утолщенным ромбического сечения, приспособлено для колющих ударов.

Если смотреть  на первую половину клинка с острием, то он напоминает головы глеф 14-го века. Этот тип фальшионов, кажется, является развитием типа II, где мы затачиваем обух, и вырезаем округлый скос на острие, чтобы сформировать отлично рубящий и колющий меч, который мы видим на изобразительных источниках 1300 -1450 годов.

Хорошо сохранившиеся, найденный археологами пример фальшионов этого типа  находится в Военном музее в Париже, датированый 1370-1400 (рис. 8). Другой, с отсутствующей крестовиной, находится в Музее армии Нидерландов (Рис. 9). Другой, также без крестовины, появлялся на аукционе в 2011 году (рис. 9б).

Есть несколько миниатюр в рукописях где изображены нестандартные фальшионы. Они могут образовывать свои подтипы и разновидности, их можно назвать вроде “Тип II с шипом на острие”.

1. Фальшион из Public museum in Germany. Тип II 2. Фальшион от итальянского аукциона. Тип II 3a-b-c. Из частной коллекции. 1300г. Тип II
4. Фальшион из музея в Гамбурге. 1300г. Тип II 5. Из музея аббатства Клюни (Cluni) в Париже. Тип II 6. Фальшион Коуниерза (Conyers Falchion) 1270г. Тип II
6+. Фальшион Коуниерза в руках. Артефакт берут руками в перчатках 7. Фальшион из Торпа. Тип I. 1350  8. Фальшион из Парижского музея Армии, инв. J. Po.2243 1370-1400г. А перед ним меч примерно той же эпохиб инв.  J. Po.678.
 
9a. Фальшион из Музея армии Нидерландов (Army Museum Netherlands) с. 1270-1300. Тип III 9b. Фальшион с ауциона Hermann Historica. 1300г. Тип III. Длина клинка: 65 см. Общая длина: 78 см. Вес: 849 гр. hermann-historica 10. Франкский боевой нож сакс 6го/7го века. Тяжелый однолезвийный, дол с одной стороны клинка.  Длина 68 см.  hermann-historica.de
11. Эрзац фальшион, Библия Мациевского, 1250 г. В этом изобразительном источнике есть несколько примеров подобного оружия. 12. Эрзац фальшион, выставлявшийся на аукционе Сzernys. Датировка и происхождение не известны. 13. Воины, идущие вслед за рыцарями, у одного из них эрзац-фальшион.

Происхождение фальшионов

Предполагается, что Фальшионы происходят от франкского скрамасакса, большого боевого ножа. Хотя большинство скрамасаксов имеют прямые широкие клинки, есть ряд артефактов, где клинок расширяется к острию и даже имеет скос на острие подобно фальшионам (рис. 10).

Тем не менее, скрамасаксы вышли из употребления в Центральной и Западной Европе в течение 10 века. Большие однолезвийные мечи использовались в Скандинавии, где викинги, особенно в Норвежские, использовали такое холодное оружие с рукоятками типичными для прочих мечей викингов.

Однако клинок у большинства (но не у всех) прямой и ровный по всей длине, такие мечи также вышли из употребления к 11-му веку. Поэтому эти мечи не могут быть прямыми предками фальшионов и происхождение Типа II и III остается неопределенным.

Но в Западной Европе продолжали пользоваться большими хозяйственными ножами, такими как нож мясника  или для рубки тростника, например. Возможно от них и произошли первые фальшионы, которые мы видим на рисунках 11, 12, 13.

Коственное подтверждение происхождения фальшионов от больших хозяйственных и рабочих ножей – они изображены в руках незнатных воинов.

Повторюсь что наиболее вероятным местом происхождения фальшионов первого типа – это Ближний Восток.

Предполагается, что фальшионы первого типа были сделаны по образцу Скимитаров и в Западной Европе они использовались с рукоятями типичных рыцарских мечей 13 и 14 века.

Поводом для такого предположения является тот факт, что во многих изображениях фальшионов они находятся в руках одетых как бы “по восточному” воинов.

Известно было ли такое оружие на Руси вопрос неясный. Подобное оружие замечено гробнице польского князя Генриха II Набожного (польск. Henryk II Pobożny), убитого татарами под Лигницей где ок попирает ногами татарина (очень похожего на русского) с фальшионом в руках.

Три ранее неизвестных широкой обществественности фальшиона

Около 7 -8 лет назад, три редких Фальчиона появились на антикварном рынке.

Они происходили не из раскопок, толстый слой слипшейся пыли столетий покрывал эти мечи, по нему и по общему состоянию и внешнему виду они приблизительно могут быть датированы началом 14 века.

Все три меча очень похожих размеров и формы, с характерными рыцарскими рукоятками привычных нам мечей. Навершия рукоятей у них характерной дисковидной формы. Пордробности конструкции этих Фальчионов также удалось выяснить.

Первый из фальшионов пребывает в настоящее время в коллекции Общественного музея Германии (Public museum in Germany) (Рис.1). Его особенностью является железный черен рукояти и восьмиугольное дисковидное навершие.

У которого с одной стороны инкрустирован медью крест, а с другой стороны инкрустирована буква H.  С обеих  сторон клинка есть длинный глубокий дол, выструганный прямо у обуха клинка.

Еще на клинке, с той же стороны где на навершии инкрустирован крест, нанесён инкрустацией какой-то крестообразный символ.

Второй фальшион поступил на продажу в Италии в 2005 году (рис. 2).

Он выделяется деревянным череном рукояти в оригинальном состоянии. Его округлое дисковидное навершие также имеет медную инкрустацию креста с одной стороны, и щит с другой. На клинке дол длинный но неглубокий был выструган только со одной стороны. Этот фальчион был продан на аукционе и его нынешнее местонахождение неизвестно.

Третий фальшион находится в частной коллекции, где ученым была дана возможность изучить его и сфотографировать (рис. 3, б, в). Он остался в нетронутым в состоянии, разве что был мягко очищен. Клинок его не имеет долов. Навершие в форме скошенного по краям диска  без каких либо символов. Оригинальный деревянный черен рукояти удерживается на месте двумя железными втулками.

Задний край клинка на первых 11 см от острия также имеет режущую кромку (все режущие кромки очень острые). Толщина клинка у крестовины составляет 8 мм, и сужается до 3 мм в самом широком месте елмани, то есть 14 см от острия. Клинок закален.

Несмотря на ширину клинка и внешне кажущуюся тяжесть, этот фальчион весит всего 1,19 кг, попадая в обычный диапазон веса одноручных мечей тот же периода – 1.0-1.5кг.

Размеры  фальшиона №3:
Общая длина: 733 мм. Клинок: 561 мм. Ширина клинка у пятки: 41 мм. Самая широкая часть расширения клинка: 72 мм. Ширина крестовины: 142 мм. Навершие диаметром. 52 мм.

Небольшое число фальшионов различных типов сохранились до настоящего времени, они находятся, в основном, в коллекциях Европейских музеев.

Выше представленные фальчионы очень похожи тот что хранится в Гамбургском музее (Рис. 4), другой подобный им находится в музее Клюни в Париже (рис. 5).

Кроме трех упомянутых выше фальшионов, единственный пример не найденного при раскопках раннего фальшиона, это известный Фальчион Коуниерза (Conyers Falchion) в соборе Дареме (рис. 6+). У него идентичный представленным выше клинок и того же типа навершие. Однако крестовина и навеширие фальшиона Коуниерза изготовлены из латуни.

  Навершие с выгравированным геральдическими мотивами, на нем изображен драконами. В принципе Фальшион Коуниерза является презентационным парадным мечом, используемым для церемонии инаугурации архиепископа, но его размеры и вес делают вполне возможным и боевое применение. Как правило, такие фальшионы встречаются с 1260-1270 г.

Читайте также:  Обзор американского танка т-34 (heavy tank t34)

г, причина, что в начале знакомства дает руки на луке.

Представление  фальшионов в изобразительном искусстве очень многочисленно, и мечи похожие на предсталенные выше (тип II в представленной типологии) появлятся достаточно часто.

Я нашел десять хороших изображений, самые ранние появляются во французских иллюстрированных рукописях от 1228 и до 1247 г. что очень важно, там появляются самые ранние из известных изображение фальшионов с загнутыми навершиями раннего типа. Следующие два Также французские с. 1260 и до 1290.

Все трое находятся в Pierpont Morgan Library в Нью-Йорке. Четвертый иллюстрированная рукопись в Национальной библиотеке Парижа от 1313. Пятый и шестой это две иллюстрированная рукопись с в Royal Library в Нидерландах датированы 1330. Фальшионами этого типа вооружены воины барельеф со спящими воинами 1340 г.

, когда-то украшавшими собор в Страсбурге и в настоящее время хранящимися в Musée de l’Œuvre Notre-Dame этого города. Восьмой в восемнадцати является немецкая рукопись в 1419-г. University Library Heidelberg. Девятый появляется в бельгийской рукописи датированой 1440 г. в Morgan Library.

Десятой и пока последней является деревянная резьба в церкви Св. Марии в Кракове, сделанные немецким скульптором ок. 1480 г. Здесь клинки идентичны, округлое навершие уже сменилось на навершие в виде головы птицы, похожие мы будем наблюдать на польских саблях.

На основании данных этого материала, можно смело предположить, что форма клинков этого конкретного типа фальшионов в основном используется в Центральной и Восточной Европе.

Фальшион является оружием рыцаря, но по распространенности заметно уступает мечу. Также нет достачных предпосылок говорить что фальшион является оружием пехоты, рыцари дерутся фальшионами и верхом.

  У недостаточно богатого пехотинца, который не можт себе позволить меч, есть просто щит, копье, топор и нож, но если мы говорим о 12-14 веках то чего-либо похожего на какие-то специальные боевые ножи в тот период очень мало.

И говорить, например, о тысячах пехотинцах вооруженных эрзацами мы также не можем. Гросмессеры появляются в конце 14 века и они на фальшионы мало похожи.

У пехоты в качестве клинкового оружия мы видим, в основном, все те же мечи. 

Фальшионы I типа на изобразительных источниках

British Library. 1330. Тип I  Royal Library Netherland c. 1330 Тип I+III  Национальная Библиотека Парижа. 1344. Тип I
Национальная Библиотека Парижа. 1330. Тип I National Library Austria 1389. Тип I Bodleian Library Oxford. 1340. Тип I
Royal Library  Netherlands 1435. Тип I Belgian c. 1280. Тип I Univ. Liege 1285. Тип I
Royal Library Netherlands. c 1330. Тип I Royal Library Netherlands. c 1390. Тип I Royal Library Netherlands. c 1390. Тип I
Национальная Библиотека Парижа. 1337 год. Тип I Национальная Библиотека Парижа. 1402 год. Тип I Национальная Библиотека Парижа. 1400 год. Тип I
Nedstryn Norway. 1310. Тип I Nat. Library Austria. 1389 Univ. Library Heidelberg. 1419.
British Library. 1470. Тип I Национальная Библиотека Парижа. 1410-1412. Изображает Битву на Тереке Меджу Джучидами и Хулагуидами в 1262г.
Национальная Библиотека Парижа. 1410-1412. Национальная Библиотека Парижа. 1410-1412.

Последние три иллюстрации изображают монгольское войны на ближнем востоке во второй половине 13 века, но иллюстрации начала 15 века, поэтому все выглядят немного странно, больше подобных иллюстраций здесь .

Обо всяких условностях изображений я написал тут.

Фальшионы Тип II

Belgium 1440. Royal Library Netherlands. 1330 Royal Library Netherlands. 1330
French  1260. Paris, before 1247  French  1290.
Univ. Library Heidelberg. 1419. Национальная Библиотека Парижа. 1313 год. Фальчион в ножнах. 1340-1345 – “Солдат охраняющий  Гроб Господень, деталь барельефа, Musee de l'Oeuvre Notre-Dame, Страсбург, Франция).
не помню откуда, двуправоруким на заметку: смотрите внимательно так никто не фехтовал Верхняя деталь алтаря церкви Девы Марии в Кракове. 1477-89 годы.   Вестминстерская библия 1262-1277 г. 

Изобразительные источники на Фальшион III типа

French  1310. French  1350. Chest battle Courtrai. 1302
Bodleian Library Oxford. 1340. Тип III Bodleian Library Oxford. 1340. Тип III Univ. Library Heidelberg. 1419.
British Library. 1310. Национальная Библиотека Парижа. 1313 год. Royal Library Netherlands. 1313

 Мой перевод The Falchion or Malchus, the rarest medieval sword от SwordFish

Источник: https://swordmaster.org/2012/05/06/falshion-i-ego-raznovidnosti.html

Фальшион. Последний аргумент анлийского стрелка

Фальшион – оружие в определенной степени парадоксальное.

С одной стороны, до нашего времени дошло очень немного реальных образцов сохранившихся мечей этого типа, и даже в произведениях искусства, из которых исследователи средневековья черпают большую часть информации, он встречается нечасто.

С другой, образ фальшиона широко известен, популярен, и даже любим современными любителями контактного фехтования за свое удобство и практичность, особенно в групповых сражениях.

Происхождение слова “фальшион” принято прослеживать от латинского слова “falx” – коса, во французском произношении превратившегося в “fauchon”. Но особо примечательно название этого оружия в немецком языке: malchus.

Оно произошло от событий Евангелии от Иоанна: когда Христа брали под стражу, апостол Пётр попытался оказать сопротивление, и в бою отсек ухо рабу первосвященников Малху (Иоанна 18, 10).

В Познани (Польша) до сих пор хранится клинок, который именуют “мечом святого Петра”, и он на самом деле имеет форму фальшиона.

Фальшион в бою

Фальшион – это однолезвийный (заточенный с одной стороны) меч, предназначенный для хвата одной рукой. Характерная черта фальшиона – расширение клинка к концу, и, как следствие, смещение баланса для нанесения мощных рубящих ударов.

Недлинный клинок с могучей силой удара – прекрасное оружие для тесного группового боя, когда техника фехтования частично теряется в неразберихе и грохоте стали.

Поэтому любители современных бугуртов – спортивных групповых сражений – нередко отдают свое предпочтение фальшиону.

Фальшион в истории

Львиную долю своей известности фальшион получил как оружие ближнего боя, часто использовавшееся английскими лучниками.

Стоит вспомнить, что стрелков набирали из низкого сословия, и обучать их мастерству фехтования рыцарским клинком было, во-первых, слишком сложно, во-вторых – неуместно, ведь боевой меч – оружие благородное, и не дело подлому люду его в руки давать.

Фальшион же, по своему виду и форме живо напоминавший мясницкий тесак, прекрасно подходил для вооружения лучников: прост в обращении, груб и эффективен.

Впрочем, в середине XIV века фальшион все чаще начинают использовать и в кавалерии, за его способность наносить мощные рубящие удары с седла, способные прорубить даже неплохой доспех противника. Кроме того, появилось и своеобразное развитие идеи, фальшарда, когда фальшион крепился на древко около полуметра длиной.

Проникновение фальшиона в арсенал рыцарского вооружения доказывают и археологические находки. Так, был найден фальшион 1560 года, с богатой отделкой и гербом Козимо Медичи, флорентийского герцога.

Фальшион в культуре

Продолжая разговор о фальшионах в качестве оружия благородных людей, можно вспомнить Уильяма Шекспира. В пятом акте “Короля Лир” король в своей речи поминает свой фальшион.

Существует музыкальная группа с названием Falchion. Ребята из Финляндии, с 2002 года начавшие играть под этим названием. По названию группы и происхождению музыкантов нетрудно догадаться, что они играют: тяжелую музыку с элементами скандинавского “дэт метала”, “викинг метала”, “фолк метала”, и прочего.

 Если Вас заинтересовал фальшион, Вы можете приобрести его в нашем каталоге по ссылкам ниже. Если подходящего Вам фальшиона в наличии нет – свяжитесь с нами, и мы изготовим его для Вас!

Тренировочный фальшион

Источник: http://good-claymore.ru/about_falchion

Фальшион — клинковое оружие

Искривленный меч был одним из самых популярных видов оружия, используемых в средневековый период. Его название происходит от старого французского слова “fauchon”, что означает “широкий меч”. Это одноручный меч с одним острием, который возник в Европе, характеризуется широким изогнутым дизайном с краем на выпуклой стороне.

Меч известен своим коротким тяжелым клинком.

Согласно исследованиям, фальшион происходил от острого сельскохозяйственного инструмента, который использовался сельскохозяйственными рабочими, фермерами и крестьянами в средневековую эпоху и массово производился кузнецами в то время.

В этой связи интересна связь с латинским словом “falx” (коса). Возможно, на поздний дизайн фальшионов повлияла эпоха Итальянского возрождения, когда не позднее 14 века мечи украсились благородными эфесами.

Это было оружие, соединившее в себе силу и вес топора, и универсальность меча. Оно было в том или ином виде с 11 по 16 век. Одни виды Фальшиона были больше похожи на нож, чем на меч, в то время, как некоторые другие имели неправильную, заостренную форму.

Описание

Фальшион имел длину  37-40 дюймов  и весил около 1-2 фунтов (от 500 до 900 граммов) и, как правило, изготавливался из железа и стали. Самой распространенной конструкцией меча была с односторонне заточенным коротким лезвием, расширяющимся к концу, и прямым обухом. Некоторые разновидности имели скос обуха и заостренный конец.

Использовались такие мечи в основном для разрубания конечностей или головы противника и незащищенных участков тела одним ударом.

Типы Фальшионов

Существует два основных вида средневекового Фальшиона:

Первый из них – Фальшион-секач – меч, который очень похож на большой мясной тесак. Эта разновидность имела хождение в 13-14 веках. Это также была одна из немногих версий меча Фальшиона, которая сохранилась в истории.

Второй – заостренный Фальшион. Он характеризуется  скошенным обухом и заостренным концом. Большинство исторических произведений искусства показывает заостренный Фальшион как нечто, похожее на нож. Историки полагают, что на форму и стиль клинка большое влияние оказали тюрко-монгольские сабли, достигшие границ Европы в 13 веке. Эта разновидность меча была распространена до 16-го века.

Кто использовал Фальшион

Фальшионы были распространены среди средневековых крестоносцев. Несмотря на бытующее мнение, что мечи были низкого качества и недостойны рыцарей, они все же снискали их благосклонность. Некоторые рукописи предполагают, что фальшион был третьим основным мечом для мужчин и вторым (резервным) мечом рыцарей.

Предполагалось также, что фальшион происходит от франкского scramasax – длинного однолезвийного ножа, использовавшегося в бою. В рукописях также отмечается, что мечи с односторонней заточкой были найдены в Скандинавии, где пользовались популярностью у многих викингов. Эти мечи были прямыми с одинаковой шириной клинка по всей длине.

Наиболее известны фальшионы как дополнительное оружие английских лучников, а с середины 14 века его стала использовать и конница. Иногда фальшион крепился к короткому древку длиной 45–60 см, превращаясь в подобие боевого топора.

Окончательного ответа на вопрос о происхождении фальшионов нет.

Наиболее распространенная конструкция фальшиона представляла собой деревянную рукоятку с железным или стальным клинком, как у длинного меча. Самые ранние фальшионы, массово производившиеся в Средние века, были изготовлены из стали с низким содержанием углерода.

У фальшионов позднего средневековья клинки были гораздо лучшего качества, в основном только из стали, а не из железа.

Как фальшион использовался в сражении

Исторические свидетельства показывают, что фальшионы – это оружие дворян, при этом не совсем понятно, использовались ли они рыцарями. Тем не менее, историки полагают, что это оружие разрабатывалось специально для проникновения сквозь кожаные доспехи и кольчугу.

Исследования показывают, что в течение 16-го века, произошел спад применения этих мечей, который был следствием общей тенденции неспособности большинства видов оружия пробивать броню. Тем не менее, фальшионы использовались как резервные мечи, которые позволяли наносить глубокие раны и рубить «легкобронированных» врагов.

Преимущества фальшионов

По большинству описаний, мечи имеют силу топора и меча. Он имеет вес, необходимый для нанесения гораздо более сильного удара противнику, при этом обладая точностью меча и его обороноспособностью. Хотя он разработан, как рубящее-режущее оружие, его заостренные концы могут проникать глубоко, нанося серьезные (иногда смертельные)  раны.

Недостатки фальшионов

Однако вес фальшиона также мог оказаться и его недостатком. Историки считают, что атака тяжелым оружием предполагает более широкие и размашистые движения, которые оставляют воинов открытыми для удара противника.

Это может оказаться не таким критичным в поединке один на одни, но очень неблагоприятно на поле боя, поэтому фальшион являлся лишь вспомогательным оружием рыцарей. Еще одним недостатком является его длина. Большинство фальшионов – мечи короткие, что предполагает ближний бой.

Солдаты должны были подпустить своих противников на близкую дистанцию, прежде чем нанести удар, и тем самым подвергали себя опасности.

Источник: http://history-doc.ru/falshion/

Фальшион из Торпа — грозное оружие XIII века | ЛЮДОТА

Средневековый фальшион, обнаруженный в городке Торп на востоке Англии сделал знаменитым Эварт Окшотт. В своей книге «Археология оружия» он определил его как английское оружие конца XIII — начала XIV веков.

Он был найден в реке Яр в городке Thorpe St Andrew в 1833 году, и вскоре поступил в  коллекцию Норвичского музея. Вот, кстати, как выглядел Thorpe St Andrew через 18 лет после находки оружия:

Здесь стоит сразу оговориться, что такое фальшион, и чем он отличается от меча. У меча клинок сужается к кончику, здесь — ровно наоборот. Чем дальше от рукояти, тем клинок шире.

Это отлично видно на фото, сделанном в замке Норвич, где собственно и хранится находка.  Рядом с фальшионом из Торпа меч, принадлежавший рыцарю Джону Фастольфу. Он был выдающимся боевым командиром своего времени. Об одной из его ярких побед мы рассказали в этой статье.

Оглавление

  • 1 Сколько весит фальшион из Торпа?
  • 2 Особая гарда
  • 3 Навершие

Сколько весит фальшион из Торпа?

Но вернемся к фальшиону из Торпа. Размеры его следующие:

  • Вес: 904 грамма (вероятно, был немного тяжелее — до того момента, как коррозия «погрызла» металл)
  • Общая длина: 956 мм
  • Длина клинка : 803 мм
  • Ширина клинка: 48 мм
  • Максимальная ширина клинка: 56 мм на расстоянии 225 мм от кончика клинка
  • Толщина клинка: 2,5 мм  (максимально)
  • Длина гарды: 196 мм
  • Толщина гарды: 9 мм на клинке, к концам сужается
  • Длина рукояти: 100 мм
  • Ширина навершия: 148 мм
  • Точка баланса: 243 мм от гарды.

Кстати, о балансе. Фальшион, как оружие с утяжеленным клинком, было рассчитано на мощный рубящий удар. Закованные в броню воины получали после знакомства с ним обширные гематомы, а вот удар по небронированному телу становился фатальным.

Особая гарда

Гарда фальшиона из Торпа имеет крестообразные прорези на концах. Есть только три меча в Англии и один — во Франции с такой же гардой. Правильнее сказать — с абсолютно такой же!

И, кстати, тот, что нашли во Франции, вполне может быть английским оружием…

Навершие

Навершие фальшиона из Торпа по своей форме вполне традиционно для мечей того времени. Оно сделано из латуни и украшено гравировкой:

Это, так сказать, для общего представления. Однако у нас есть и более подробные снимки — оказывается, навершие на фальшионе из Торпа очень даже декоративное!

Навершие в фас. Очень хорошо различимо животное на нем и узоры по краю.

Навершие в профиль. Мы видим узоры на ребре навершия:

Рукоять, на которую насажено навершие:

И аккуратно расклепанный хвостовик рукояти, удерживающий на ней навершие.

На этом, в принципе, все.
Но мы не прощаемся — у нас в запасе еще масса разных интересных материалов про оружие и доспехи.

Читайте также:  Зимний и летний камуфляж: как военная одежда прижилась в быту

Оставайтесь с нами, и подписывайтесь на новые статьи сайта по электронной почте — так вы их точно не пропустите!

 

Источник: http://ludota.ru/falshion-iz-torpa.html

Мечи о которых слагали легенды

Меч – не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов..

Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором.

Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» — знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины — артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца.

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.

В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.

Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун.

Архангел явил упрямцу чудо — лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.

Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду  — герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.

Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.

Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов.

Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде».

Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен — кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.

Кстати, сейчас меча в часовне нет — в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей.

После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда.

Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами.

Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» — «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять.

Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году).

Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».

Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу.

Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань — не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду.

Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи

Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» — во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.

По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке — старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение — многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины — оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.

Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню — одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней.

Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства.

По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

Меч отлично сохранился исключительно благодаря искусству древних китайских оружейников: лезвие изготовлено с применением изобретённого ими нержавеющего сплава, а ножны этого оружия столь плотно прилегали к клинку, что доступ воздуха к нему был практически перекрыт.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри).

Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Сраны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли.

11. Тисона

Оружие, принадлежавшее легендарному испанскому герою Родриго Диасу де Вивару, более известному как Эль Сид Кампеадор, в наши дни находится в соборе города Бургоса и считается национальным достоянием Испании.

После смерти Сида оружие попало к предкам испанского короля Фердинанда II Арагонского, а унаследовавший его король подарил реликвию маркизу де Фальсесу.

Потомки маркиза сотни лет бережно хранили артефакт, а в 1944-м году с их разрешения меч стал частью экспозиции Королевского военного музея в Мадриде.

В 2007-м году владелец меча продал его властям региона Кастилия и Леон за $2 млн, а те передали его в собор, где похоронен Эль Сид.

Сотрудников Министерства культуры обидела продажа меча, и они стали распространять информацию о том, что это более поздняя подделка, не имеющая отношения к де Вивару. Однако тщательный анализ подтвердил, что хотя изношенный «родной» эфес оружия в XVI-м веке заменили на другой, его лезвие изготовлено в XI-м веке, то есть меч наверняка принадлежал герою.

12. Ульфберт

В наше время о таких мечах практически забыли, но в Средние века при слове «ульфберт» враги викингов испытывали неподдельный ужас. Честь обладать подобным оружием принадлежала исключительно элите скандинавских вооружённых сил, потому что ульфберты были намного прочнее других мечей того времени.

Большая часть средневекового холодного оружия отливалась из хрупкой низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, а викинги для своих мечей закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, которая намного прочнее.

Сейчас неизвестно, кем был этот Ульфберт, и он ли первым догадался создавать такие мечи, но именно его клеймо стояло на всех мечах, изготовленных в Европе из иранского и афганского металла.

Ульфберты — пожалуй, самое совершенное холодное оружие раннего Средневековья, намного опередившее своё время. Сравнимые по прочности клинки стали массово производить в Европе только во второй половине XVIII-го века с началом глобальной промышленной революции.

link

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/6476851.html

Ссылка на основную публикацию