Бронированная разведывательно-дозорная машина брдм-1

БРДМ-1 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

БРДМ-1 — советская бронированная разведывательно-дозорная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль.

Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии.

По сравнению со своим предшественником имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.

БРДМ-1 — видео

В армии СССР колесная бронетехника нередко использовалась при обеспечении связи, ведении разведывательной деятельности, а также для транспортировки командного состава и решения задач охранения в походе. Но в середине 1950-х гг. появилась необходимость в создании специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ).

Предполагалось новую машину сделать плавучей для преодоления водных преград без предварительной подготовки. Также новому образцу бронетехники требовалась большая скорость движения, повышенная проходимость, значительный объем салона для размещения вооружения, необходимого оборудования, группы разведчиков.

Конструкция

Началась разработка бронированной разведывательно-дозорной машины в конце 1954 г. Занимался разработкой БРДМ коллектив КБ Горьковского автозавода. Первоначально предполагалось доработать хорошо освоенный промышленностью БТР-40 в качестве плавающего варианта.

Но в процессе работы решили изготовить новую машину, не имеющую аналогов в мире. В итоге, согласуясь с требованиям армии по преодолению траншей и рвов, разработчики смогли создать колесную боевую машину с уникальным шасси.

Шасси эти состояли из четырех ведущих колес, между основными располагалось четыре дополнительных колеса.

Дополнительные колеса крепились между основными в центральной части корпуса, с каждого борта по два. Когда машина была вынуждена преодолевать препятствия, дополнительные колеса опускались гидравлическим механизмом и с помощью цепной передачи вращались. Также повышению проходимости машины способствовало использование шин большого размера с четко выраженным рисунком протектора.

Для БРДМ-1 был сконструирован герметичный корпус из бронелистов толщиной 4—11 мм. Броня обеспечивала защиту от пуль. Форма корпуса была тщательно продумана с позиций гидродинамики, благодаря чему обеспечивала незначительное сопротивление при движении на плаву.

За счет применения реактивного водометного движителя осуществлялось форсирование водных преград. Передний и задний мосты ходовой части были подвешены на рессорах. Параллельно с рессорами в конструкцию добавили гидравлические амортизаторы, позволявшие уменьшать колебания машины.

Ведущие колеса были оснащены системой автоматического регулирования давления в шинах. Отделение десанта и управления первоначально размещалось в бронированной рубке, открытой сверху. Впоследствии рубка была прикрыта бронированной крышей с двумя люками. Силовое отделение разместилось в передней части корпуса.

В кормовой части рубки также имелся люк. В лобовом листе рубки были вмонтированы смотровые люки со встроенными пуленепробиваемыми приборами, которые использовались для наблюдения.

На вооружение Советской Армии БРДМ была принята в 1958 г. Годом ранее Горьковский автозавод выпустил опытную серию разработанных машин. БРДМ-1 находилась в серийном производстве до 1966 г.

Основной вариант вооружения машины — один 7,62-мм пулемет СГМБ (или ПКТ), который монтировался на лобовом бронелисте рубки. Также машина оборудовалась приборами ночного видения, радиостанцией.

Помимо стандартного вооружения, члены экипажа могли вести стрельбу из личного оружия через устроенные в бортах и корме бойницы.

На БРДМ-1 использовался форсированный карбюраторный шестицилиндровый двигатель, мощность которого была усилена, а также во избежание перегрева во время работы была смонтирована система жидкостного охлаждения.

При максимальной скорости движения БРДМ по проходимости может быть сопоставлена с гусеничными машинами, она может преодолевать подъемы до 31°, вертикальные стены высотой 0,4 м и рвы шириной более 1 м.

Благодаря водометному движителю машина обладает достаточно высокой (до 9 км/ч) скоростью на плаву и высокой маневренностью. На базе БРДМ был разработан ряд бронированных машин.

Модификации

БРДМ (1957) — модель с открытым верхом

БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.

БРДМ-1У — машина управления

Боевая машина 9П110 с ракетным комплексом 9К14 «Малютка»

Машины на базе БРДМ-1

На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:

2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;

2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;

2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;

9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;

БРДМ-РХ — машина химической разведки.

Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1

Тактико-технические характеристики БРДМ-1

Экипаж, чел.: 2Десант, чел.: 3Производитель: ГАЗГоды производства: 1957—1966Количество выпущенных, шт.: около 10 000, включая машины на базе

Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой

Вес БРДМ-1

— 5,6 тонн

Размеры БРДМ-1

— Длина корпуса, мм: 5700- Ширина корпуса, мм: 2250- Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту- База, мм: 2800- Колея, мм: 1650

— Клиренс, мм: 315

Броня БРДМ-1

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 7—11- Борт корпуса, мм/град.: 7- Корма корпуса, мм/град.: 7- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 5- Лоб рубки, мм/град.: 11- Борт рубки, мм/град.: 7- Корма рубки, мм/град.: 7

— Крыша рубки, мм/град.: 5

Вооружение БРДМ-1

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.

Двигатель БРДМ-1

— Тип двигателя: ГАЗ-40П
— Мощность двигателя, л. с.: 85—90

Скорость БРДМ-1

— Скорость по шоссе, км/ч: 80- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30 по грунтовой дороге, 9 на плаву- Запас хода по шоссе, км: 500- Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву

— Удельная мощность, л. с./т: 15,2—16,1

— Колёсная формула: 4 × 4 (дополнительные колёса подняты), 8 × 8 (все колёса)- Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами- Удельное давление на грунт, кг/см²: регулируемое, 0,5—3,0- Преодолеваемый подъём, град.: 42- Преодолеваемая стенка, м: 0,4- Преодолеваемый ров, м: 1,22

— Преодолеваемый брод, м: плавает

Фото БРДМ-1

Схема БРДМ-1

БРДМ-1 морской пехоты

БРДМ-1 экранированная решетками

Источник: http://oruzhie.info/bronetekhnika/474-brdm-1

Обзор бронемашины БРДМ-1 / ГАЗ-40П

Обзор бронемашины БРДМ-РХ / Радиационно-Химическая
Фото БРДМ-1. Подборка-1
Фото БРДМ-1. Подборка-2

БРДМ расшифровывается, как Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина. Проектированием бронемашины занимался с 1954 по 1956 коллектив конструкторского бюро ГАЗа (Горьковский Автомобильный Завод) под руководством В. А. Дедкова (по некоторым данным В.К. Рубцов).

БРДМ был принят на вооружение Советской Армии приказом Министра обороны СССР 10 января 1958 года. Серийно бронемашины производились с 1957 по 1966 год на заводе ГАЗ. Часто БРДМ дают индекс «БРДМ-1», для избегания путаниц в его модификациях.

По зарубежной классификации БРДМ часто проходит, как бронеавтомобиль. 

История создания

В середине 1950-ых руководство Министерства обороны СССР дало задание по созданию новой бронемашины способной плавать при волнах высотой до 0,5 метров и преодолевать рвы, окопы и траншеи шириной до 1,2 метров, препятствия высотой 0,4 метра. Новая бронемашина должна была заменить БТР-40, который не мог плавать.

При создании бронемашины решено было использовать конструкцию БТР-40, так как новая бронемашина должна была уметь плавать в ее индексе ГАЗ-40П появилась буква «П» обозначающий «плавающий». Индекс ГАЗ-40П использовался во время проектирования и доработки, с началом массового производства бронемашина получила индекс БРДМ.

Во время проектирования БРДМ машина стала получать совершенно новые технические новшества не только среди советских бронетехники, но и зарубежных образцов бронетехники. БРДМ имел колесную формулу 4х4, проходимость которой увеличивали уникальные выдвигающиеся шасси с двумя парами колес меньшего размера. Малые колеса, так же имели формулу 4х4.

Дополнительные колеса значительно повышали проходимость бронемашины, а также помогали преодолевать траншеи и не позволяли машине «сесть на брюхо» на крутых склонах.

Об БТР-40 БРДМ досталась централизованная подкачка шин с помощи, которой можно было регулировать давление в шинах в зависимости от плотности грунта, а в случае прокола, прострела подкачивать шина пока автомобиль не достигнет ремзоны. Корпус машины не рассчитан на защиту экипажа от оружия массового поражения. Все бронемашины стали оборудовать радиостанциями Р-113.

В 1956 году на свет появились несколько первых опытных образцов БРДМ, которые подвергли очень строгим полигонным испытаниям. Так одному образцу пришлось вплавь переплывать Керченский пролив (порядка 5-7 км).

Опытные образцы не имели крыши-было решено оснастить их крышей и двумя люками.

Первые БРДМ имели на вооружение бронетанковый вариант пулемета Горюнова-СГМБ (боезапас составлял 1250 патронов 7,62х54 мм), с 1961 года СГМБ заменили на ПКТ, иногда бронемашины вооружали 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
Бронемашина получилась весьма удачной.

В ней сочеталась отличная проходимость, плавучесть, защита экипажа от пуль и осколков. После полевых испытаний и доработок в 1958 году началось серийное производство БТРД, которое продолжалось до 1966 года. Одновременно с 1963 по 1966 год БТРД-1 выпускалось с улучшенной своей моделью БРДМ-2.

Бронекорпус изготавливался из листов прокатной стали толщиной 6, 8, 12 мм, корпус по сути является рамой для моторов, трансмиссии и другого оборудования. Бронелисты располагаются под острыми углами для увеличения толщины брони и увеличения шансов рикошета о броню. Так же остроконечная «морда» придавала бронемашине дополнительную обтекаемость на воде.

Корпус имеет задние распашные люки-двери и два люка сверху. Обзор дороги водителем и командиром происходит через лобовое стекло, которое во время боя закрывается бронещитом с небольшим пуленепробиваемым стеклом. Боковой обзор не предусмотрен, хотя есть небольшие щели, но они больше подходят лишь для общения с людьми снаружи.

Корпус и задние люки оборудованы бойницами для ведения огня экипажем из стрелкового оружия.

Двигатель и трансмиссия

Бронемашина оборудование форсированным шестицилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ-40П (те же двигатели ставился на БТР-60). Двигатель ГАЗ-40П является модернизированным двигателем ГАЗ-51 посредством увеличения объемов цилиндров и установки двухрядного коллектора. Двигатель выдает 85-90 л.с.

, что позволяет разогнать БТРД-1 до 80 км/час по трассе, 25-30 км по грунтовой дороге и 9 км/час на воде. Двигатель потребляет бензин АИ-80: 13 литров/час на плаву и 30 литров на 100 км по шоссе. Расположения двигателя в передней части авто придавало дополнительную защиту экипажу при обстреле бронемашины крупнокалиберным пулеметом.

Читайте также:  Кинжал сс – смертельное оружие и стильный атрибут фашистов

Охлаждения радиатора обеспечивал цепной привод с карданного вала на вентилятор, циркуляция воздуха происходила через верхние воздухозаборники «жабры», которые на плаву задраивались с помощи заслонок для избегания затопления двигателя. Трансмиссия состояла из однодискового сцепления с 4-х ступенчатой КПП и 2-ух ступенчатой раздаточной коробки.

Привод к колесам обеспечивался с помощи конических дифференциалов. Дополнительные пневматические колеса 750х250 мм имели цепной привод от карданного вала были позаимствованный из авиации, в свободном положении находились в полу-подвешенном положении и могут свободно вращаться, что помогает не сесть на пузо при преодолении крутых подъемов.

Карданный вал, так же обеспечивает вращения винта водомета. При эксплуатации на дорогах общего пользовании крутящий момент передается на задний мост, что позволяет экономить топливо. При езде по бездорожью водитель подключал передний мост, подключить мост можно было прямо на ходу.

Если полный привод не обеспечивал необходимую проходимость, то водитель мог включить пониженную передачу, включить блокировку мелкоосных дифференциалов, опустить дополнительную пару полноприводных колес. Тормоза не имеют вакуумный усилитель, как и нет ГУРа. Для запуска двигателя в холодное время года предусмотрен прогрев двигателя с помощи паяльной лампы.

Плавание

Плавание БРДМ-1 обеспечивает герметичный корпус с заострённый мордой. Перед началом форсирования водной преграды поднимается волнорез на «носу» для защиты от заливания водой во время заезда в воду и вовремя плавания.

Водитель бронемашины так же предварительно задраивает воздухосборники «жабры» моторного отсека, открывает в заднюю крышку водомета и передает вращения с карданного вала на винт диаметром 425 мм. Водомет позаимствован у плавающего танка ПТ-76.

Водомет имеет пластины для направления струи воды в лево-право, рычаг-руль управления водометом находится слева от водителя. Подруливать на воде можно обычным рулем.

Стоить обратить внимание, что в бронемашине продуман «задний ход», когда машина наплаву, для этого закрывается створка водомета и вода подается по двум трубам меньшего диаметра в обратную сторону и машина начинает медленно плыть задом.

При выходе из строя водомета БРДМ-1 может плыть за счет вращения колес на 2-3 передаче, при таком способе скорость по воде значительно меньше, чем с помощи водомета. Поворот бронекатера наплаву составляет всего 1,5 метра.

Забортную воду, которая попадает в машинное отделение и кабину удаляют два электронасоса располагающиеся в разных часть бронемашины. Первые выпуски БРДМ-1 для откачки воды имели ручные насосы. Откачку воды, так же обеспечивает водомет создающий пониженное давление в насосных трубках.
Если машина увязал в болоте по самые «уши», то на помощь придет кабестан (лебедка) с 50-ию метровым тросом установленный в передней части бронемашины. Вращения кабестана происходит от карданного вала.

Модификации БРДМ-1:

  • БТР-40П вып.1956 г. — прототип БРДМ-1
  • БРДМ-1 (ГАЗ-40ПМ) обр.1957 г. — серийный БРДМ
  • БРДМ-1А обр.1958 г. — серийный БРДМ с  закрытой рубкой
  • БРДМ-1У (БРДМ-5) — машина управления
  • БРДМ-1РХ обр.1966 г. — машина химической разведки
  • 2П27 обр.1960 г.- пусковая установка ПТРК 2К16 «Шмель», обозначение в НАТО-«Snapper». Детальные фото.
  • 9П32 обр.1960 г. — пусковая установка ПТРК 9К8 «Фаланга». Детальные фото.
  • 9П110 обр.1963 г. — пусковая установка ПТРК 9К14 «Малютка», обозначение в НАТО-«Sagger»
  • 9П124 обр.1968 г. — пусковая установка ПТРК 9К8М «Фаланга-М», обозначение в НАТО-«Swatter»
  • «Глаз» вып.1962 г. — опытная ПУ ПТУР

Первый БРДМ-1 в своем классе получился достаточно успешным для своего времени и своих целей, об этом говорит выпуск более 10 000 бронеавтомобилей за 8 лет. Успешность бронемашины послужило созданием на его базе других модификаций бронемашин химразведки и противотанковых комплексов с управляемыми ракетами.

Автомобиль поставлялся странам ОВД и дружественным странам СССР, 1500 машин было поставлено более чем в 20 стран Мира. БРДМ-1 получил положительные отзывы от вьетнамцев, египетских «командос», который форсировали на нем Суэцкий канала при удерживании плацдарма в 1973 году.

Полученный опыт создания БРДМ-1 дал толчок развитию советской легкой бронетехники. На смену БРДМ-1 в советскую армию стал поступать его модернизированный вариант БРДМ-2.

Машина адаптирована для использования приборов ночгого видения с инфракрасной посдветкой, что обеспечивает даность видения до 200 метров в темное время суток, для этого на корме имеется две фары инфракрансой подсветки.

ТТХ БРДМ-1 / ГАЗ-40П

 Колесная формула  4х4+4х4
 Тип подвески  рессорная
 Двигатель  ГАЗ-40П, карбюраторный
 Объем двигателя  3,48 литра
 Мощность   90 л.с. 30-34 л.с./т.
 Топливо АИ-80
 Объем бака   2х150
 КПП  четырехступенчатая
 Габариты  5600х2170х2800 мм
 Колея  нет данных
 Клиренс  130 мм «при десантировании», 450 мм»рабочая», 530 мм «максимальная»
 Базовая масса  5100 кг
 Снаряженная масса  5600 кг
 Грузоподъемность  500 кг
 Масса буксируемого прицепа  нет данных
 Экипаж  2 человека+3 десантника
 Скорость  максимальная 85 км/час, крейсерская 30-40 км/час, 9 на плаву
 Запас хода 500 км по пересеченной местности и 500 км по шоссе
 Расход топлива  на плаву 13 литров/час, 30 литров на 100 км по шоссе
 Преодолеваемое препятствие подъем-42 гр., стенка 0,4 метра, ров 1,2 метра, плавает
 Броня противопульная
 Вооружение СГМТ или ПКТ, 1250 патронов 7,62х54

Источник: https://warbook.info/item/brdm-1-gaz-40p

Бронированный разведывательно-дозорный фрегат: тест-драйв БРДМ-1 портала Колёса — Сообщество «Военно-Техническое Общество» на DRIVE2

Тест-драйв портала Колёса

Страница МАШИНЫ БРДМ-1

Автор:
Дмитрий Лаврёнов
Фото: Светлана Парфёнова ©

Разведка – глаза и уши армии. Чтобы успешно справляться с поставленными задачами, разведчикам понадобилась специализированная бронемашина, в полной мере соответствующая запросам военных.

Разведывательные авто зачастую идут первыми, рискуя встретиться с войсками противника или минными полями. Поэтому их собственный экипаж должен был быть небольшим, а сами машины – иметь высокие динамические характеристики и повышенную проходимость.

Какие из этих задач удалось решить успешно, выясняем сегодня.

Снаружи

Техническое задание, полученное от военных, предписывало конструкторскому бюро Горьковского автозавода разработать бронированную машину, способную развить на шоссе скорость до 90 км/ч, при этом преодолевать траншеи и рвы шириной до 1,2 метра и форсировать водные преграды вплавь, причем ходимость должна была обеспечиваться при волнах высотой до полуметра. Изначально планировалось создать плавающую версию широко используемого в войсках БТР-40, ранее собранного в том же КБ. Однако в процессе разработки быстро выяснилось, что модифицировать бронетранспортер под требования малыми силами не получится: новый автомобиль пришлось разрабатывать почти с нуля. В результате коллективом специального КБ Горьковского автозавода была создана поистине уникальная машина, в те годы не имеющая даже близких аналогов в мире.

Основными агрегатами с новинкой поделился бронетранспортер ГАЗ-40, поэтому в заводской документации осталось её первичное обозначение – ГАЗ-40П («плавающий»). В военной среде машина была зашифрована под аббревиатурой БРДМ-1. Первый опытный бронеавтомобиль изготовили в феврале 1956 года.

Впоследствии вместе еще с несколькими экземплярами военные приемщики подвергли машины жестким испытаниям, которые включали, например, форсирование вплавь Керченского пролива.

Военные остались довольны испытаниями, и БРДМ по приказу министра обороны СССР от 10 января 1958 года была принята на вооружение и запущена в серийное производство.

Машина разведчиков имела герметичный несущий бронекорпус, сваренный из катаных листов толщиной от 6 до 12 мм, который обеспечивал экипажу защиту от стрелкового вооружения, осколков артиллерийских снарядов и противопехотных мин. Понтонная форма корпуса была тщательно выверена с точки зрения гидродинамики и обеспечивала броневику минимальное сопротивление при движении на плаву.

На верхней «палубе» располагалась «рубка», бронированный колпак которой вмещал в себя экипаж из четырех человек. Передняя часть разведывательной машины выделяется мощной «челюстью» волноотражательного щита, а капот ощетинился жалюзи системы воздухозабора.

Внутри

Чтобы оказаться внутри БРДМ-1, потребуется сначала забраться на «палубу». Обычно экипаж из четырех человек пользовался «лесенкой» в корме машины.Оказавшись на высоте более полуметра от земли, потребуется потянуть бронированные люки, закрывающие доступ в пассажирский отсек.Теперь останется только пройти до передней части машины, лавируя между сиденьями, колесными арками и рычагами.

Впрочем, есть и другой вариант – в боковине бронеавтомобиля размещены специальные выемки, пользуясь которыми механик-водитель через открытые заранее бронелюки башни мог попасть за руль. Но только при условии, что они были открыты заранее: в целях безопасности они могут открываться исключительно из салона.

За рулем

Как и на многих военных машинах, запуск БРДМ – это целая процедура. Щелчком отбрасываем тумблер включения «массы», затем ищем следующий среди множества подобных на панели приборов. Наконец, находим и его под надписью «зажигание».

После этого вытягиваем ручку подсоса карбюратора на себя и, немного прокашлявшись от спячки, впереди оживает рядная «шестерка» с индексом ГАЗ-40. Основные отличия от «гражданского» варианта, применяемого на ГАЗ-51/63 – иной карбюратор, распредвал и улучшенная система жидкостного охлаждения. В результате мощность мотора была доведена до 90 л. с.

В паре с мотором работает механическая четырехступенчатая коробка передач, объединенная с двухступенчатой раздаткой.
В обычных условиях крутящий момент передается к задним ведущим колесам, что также позволяет немного экономить топливо. На бездорожье водитель может подключить передний мост, причем даже на ходу, при отсутствии пробуксовки задних колес.

При необходимости можно дополнительно включить и понижающую передачу, а также – заблокировать передний и задний межколесные дифференциалы. Правда, всех этих опций военным показалось мало.

Опыт предыдущей войны показал, что специальный разведывательный автомобиль должен преодолевать рвы и траншеи. Для выполнения требований пришлось разработать уникальную ходовую часть, состоящую из четырех основных колес и еще четырех дополнительных, по два с каждого борта, расположенных в пределах колесной базы.

Читайте также:  Турецкий компактный травматический пистолет streamer 1014

Дополнительные колеса размером всего 700х250 мм (кстати, позаимствованные из авиации) в походном положении были полуутоплены в корпус, а при наезде на выступы они вращались, перекатывая машину через препятствия. Для преодоления сложных участков бездорожья механик-водитель рычажком в передней части включал цепной привод и опускал их с помощью гидравлики.

Каждое из колес имело собственный привод. Таким образом, БРДМ из четырехколесного бронеавтомобиля превращался в восьмиколесный. В результате по проходимости он мог потягаться с гусеничными машинами – при максимальной скорости по шоссе в 90 км/ч броневик преодолевал рвы шириной до 1,22 м, подъемы до 31 градусов и вертикальные стенки высотой 0,4 метра.

Передний и задний мосты были подвешены на четырех продольных полуэллиптических рессорах и оснащены сдвоенными рычажными амортизаторами. За основу брали мосты от ГАЗ-63, которые у БРДМ имели герметичные редукторы и централизованную систему подкачки шин.

Герметичность была необходима для обеспечения второго требования военных – ведь разведывательная машина должна была уметь плавать. В кормовой части бронекорпуса смонтировали водомет, позаимствованный у плавающего танка ПТ-76. Четырехлопастной винт диаметром 425 мм засасывал воду через приемный патрубок в днище и выбрасывал ее через отверстие в корме.

При движении по суше оно прикрывалось бронезаслонкой, также управляемой с места водителя.Чтобы на воде «сдать назад», имелись трубы обратного хода, направляющие струю воды к бортам под острым углом. Водомет обеспечил высокую скорость на плаву – до 9 км/ч – и хорошую маневренность (радиус поворота «бронекатера» на плаву – всего 1,5 метра).

Управлять машиной во владениях Нептуна призваны водяные рули, смонтированные в выпускном патрубке водомета, – для этого рядом с механиком-водителем разместили дополнительный рычаг слева. При повреждении водомета БРДМ могла добраться до берега и своим ходом за счет вращения колес при включенной второй или третьей передаче.

Чтобы предотвратить заливание силового отделения на плаву, в передней части машины установили волноотражательный щит. На суше его зафиксировали в нижнем положении – для повышения защищенности передней части и улучшения обзорности.

Еще одной сложной задачей стало обеспечение нормальной работы двигателя при движении на воде, когда вентиляционные жалюзи на капоте закрыты.

Охлаждение обеспечивал радиатор увеличенных размеров с мощным вентилятором, а дополнительное охлаждение двигателя происходило при помощи забортной воды, проходящей через теплообменник.

Но и это не все – чтобы двигатель не перегревался, потребовалось разделить воздушные потоки и установить все уплотнения.

В случае, если вода каким-то образом попадала внутрь БРДМ, для ее откачки использовали все тот же водомет, колесо которого создавало необходимое разрежение. Если водомет не работал, водитель применял трюмный насос. Изначально он был ручным, но позднее труд водителя заменил электропривод.

Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 метров, смонтированного в передней части. Привод редуктора осуществлялся от носка коленвала через кардан и цепную передачу.
Помните тест БТР-40? По сравнению с БРДМ в управлении он покажется легковым автомобилем.

Как и у БТР-а, компоновка БРДМ представляла собой схему с передним расположение мотор-трансмиссионного отделения. Установка двигателя в передней части массивного корпуса предусматривала спешивание членов экипажа, однако сильно ухудшила обзор с места водителя.

И в самом деле – в передние триплексы видно только массивный капот да вынесенные на кронштейнах зеркала заднего вида, которые дополнительно установил владелец – они хоть как-то помогают при маневрировании. Бокового обзора нет вовсе, крошечные «форточки» можно использовать лишь для связи с внешним миром, но никак не для вождения.

В распоряжении механика-водителя имелся перископ и прибор ночного видения, который существенно облегчил вождение ночью. А вот командиру полагалась собственная радиостанция Р-113 и приборы химической и радиационной разведки: рентгенометр ДП-3Б и прибор ВПХР.

Рулевое управление позаимствовали у коллег с ЗиЛа – облегчить маневры потяжелевшей машины призван редуктор от «157-го». Сказать по правде, это нисколько ей не помогает – усилие на руле огромное, даже несмотря на то, что диаметр обода увеличился до размеров колеса от Волги.

Кстати, интересный факт: поскольку машина собиралась на ГАЗе, зиловскую эмблему на «инородном» руле затирали.

Табуретка без ремней безопасности вместо водительского сиденья уже нагрелась от тепла тела, ноги упираются в педали – поехали! Нижневальный двигатель при нажатии на педаль газа недовольно бурчит, когда многотонная махина начинает движение в городе. Как и на «сороковом», водитель здесь должен знать хитрую науку переключения передач с двойным выжимом. Собственный норов и у тормозов – не снабженные никакими усилителями герметичные барабаны неохотно осаживают тяжелый броневик. Мехвод, выжимая педаль тормоза, наверное, представляет образ врага-диверсанта под солдатским сапогом – ласкового отношения тормоза не любят.

История покупки

Алексей и ранее уже бывал на страницах нашего издания со своими автомобилями. Постоянные читатели уже знают историю восстановления бронетранспортера ГАЗ-40. В случае с БРДМ, машина досталась ему в гораздо лучшем состоянии и была выкуплена у одного из таких же энтузиастов. Разумеется, несмотря на неплохое состояние, броневик потребовал от нового хозяина ласки и реставрации.

Корпус был отпескоструен и покрашен заново, установлены новые мосты, рессоры и амортизаторы. Дополнительно установили иные резиновые уплотнители в люках и ремни для закрытия/открытия. Многие детали для завершения облика пришлось создавать заново по историческим документам.

Как и БТР, БРДМ тоже имеет номерные знаки «мирного советского трактора» (для регистрации необходимы права тракториста категории С) и получила полное право на передвижение по дорогам общего пользования. Впрочем, обычно БРДМ только принимает участие в военно-исторических слетах и праздничных мероприятиях.

История модели

Основные вехи создания БРДМ-1 мы уже рассказали в начале этого материала, поэтому остается только подвести итоги. Серийный выпуск бронемашин продолжался до 1966 года, в большом количестве БРДМ поставлялись в Советские Вооруженные силы, а также – союзникам в страны Варшавского Договора и дружественные СССР страны третьего мира.

В 1973 году египетские войска форсировали на БРДМ Суэцкий канал и захватили плацдарм Израильских войск. В Национальной народной армии ГДР БРДМ состояла на вооружении разведывательных войск под собственным обозначением SPW-40.

А всего в разные годы она состояла на вооружении свыше 20 стран мира, среди которых – Сирия, Египет, Израиль, Куба, Албания, Босния и Герцеговина, Намибия и Вьетнам.

Изначально машины оснащались станковым пулеметом Горюнова калибра 7,62 мм, установленным на кронштейне в передней части боевого отделения, а на машинах выпуска с 1961 года ставили уже единый пулемет Калашникова ПКТ того же калибра 7,62 мм.

Члены экипажа могли вести стрельбу и из личного оружия через бойницы в бортах и корме рубки.

На основе БРДМ было разработано и несколько специальных машин, среди которых самоходный противотанковый комплекс 9П110 с шестью ракетами «Малютка», командирская машина управления и авто радиационно-химической разведки.

Редакция благодарит МРОО «Военно-Техническое Общество» и лично Алексея за предоставленный на тест автомобиль.

Источник: https://www.drive2.ru/c/454449872188212467/

Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ)

«Краткая справка: Советская плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1). История создания, особенности конструкции и эксплуатации»

В 1954 году, исходя из опыта эксплуатации БТР-40, возник список уточненных требований к многоцелевому бронированому внедорожнику для советской армии. Сюда входили и потребность в повышении проходимости бронетранспортера по бездорожью, и придание ему свойств амфибии для преодоления водных преград.

Создание и конструктивные особенности БРДМ-1

Над новой машиной работал тот же коллектив, что и над бронетранспортером: ведущий конструктор В.К. Рубцов и конструктор В.А. Дедков.

Для повышения проходимости в конструкции машины было решено использовать дополнительную секцию из четырех колес меньшего диаметра, которые в обычном положении не допускали проседание машины на днище, а при необходимости могли опускаться на линию основных колес с помощью гидропривода. Четыре основные колеса были ведущими и имели систему регулировки давления воздуха.

Для передвижения по воде машина оборудовалась водометным движителем, для предотвращения заливания двигателя в носовой части устанавливался волноотражатель, дополнительно машина оборудовалась трюмным электронасосом. Сверху на корпус машины устанавливалась рубка, на машинах ранней серии открытая, в дальнейшем закрытая бронированной крышей с люками.

Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1) с модулем ПТУР. На рисунке хорошо видны  4 дополнительных колеса под корпусом.

Хотя в конструкции новой машины использовались общая компоновка и основные узлы и агрегаты БТР-40, в ходе модернизации получилась принципиально новая машина, которая и была принята на вооружение 10 января 1958 г. после испытаний в 1957 г. под названием бронированная разведывательно-дозорная машина или БРДМ.

Уже после принятия на вооружение БРДМ-2, предыдущая модель стала обозначается как БРДМ-1.

Модификации и производство БРДМ-1

Серийное производство БРДМ было организовано на ГАЗе в 1954 году и продолжалось до 1966 г., за это время было выпущено около 10 000 машин всех модификаций.

На базе БРДМ  были разработаны и серийно производились машина радиохимической разведки БРДМ-РХ, машина управления БРДМ-У, боевые машины ПТУР 9П27 «Шмель», 9П32 «Фаланга»,  9П110 «Малютка».

Машина экспортировалась в страны Варшавского договора, а также в Албанию, Афганистан, Вьетнам, Гвинею, Египет, Замбию, Индонезию, на Кубу, Конго, Ливию, Мозамбик, Монголию, Сирию, Судан, Танзанию, Уганду и Эфиопию.

В некоторых странах эксплуатируется до сих пор.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Источник: http://armedman.ru/avtobronetehnika/1946-1960-avtobronetehnika/boevaya-razvedyivatelno-dozornaya-mashina-brdm.html

БРДМ-1 — бронированная разведывательно-дозорная машина

В армии СССР колесная бронетехника часто использовалась при обеспечении связи, ведении разведывательной деятельности, также для транспортировки командного состава и решения задач охранения в походе. Но посреди 1950-х гг.

появилась необходимость в разработке спец бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). Предполагалось новейшую машину сделать плавучей для преодоления аква препядствий без подготовительной подготовки.

Также новенькому эталону бронетехники требовалась большая скорость движения, завышенная проходимость, значимый объем салона для размещения вооружения, нужного оборудования, группы разведчиков.

Читайте также:  Пассажирский турбовинтовой самолет ан-24

БРДМ-1 — видео

Началась разработка бронированной разведывательно-дозорной машины в конце одна тыща девятьсот 50 четыре г. Занимался разработкой БРДМ коллектив КБ Горьковского автозавода. Сначало предполагалось доработать отлично освоенный индустрией БТР-40 в качестве плавающего варианта.

Но в процессе работы решили сделать новейшую машину, не имеющую аналогов в мире. В конечном итоге, согласуясь с требованиям армии по преодолению траншей и рвов, разработчики смогли сделать колесную боевую машину с уникальным шасси. Шасси эти состояли из 4 ведущих колес, меж основными размещалось четыре дополнительных колеса.

Дополнительные колеса крепились меж основными в центральной части корпуса, с каждого борта по два. Когда машина была обязана преодолевать препятствия, дополнительные колеса опускались гидравлическим механизмом и при помощи цепной передачи крутились.

Также увеличению проходимости машины содействовало внедрение шин огромного размера с верно выраженным рисунком протектора.

Для БРДМ-1 был сконструирован герметичный корпус из бронелистов шириной 4—11 мм. Броня обеспечивала защиту от пуль. Форма корпуса была кропотливо обмыслена с позиций гидродинамики, по этому обеспечивала малозначительное сопротивление при движении на плаву.

За счет внедрения реактивного водометного движителя производилось форсирование аква препядствий. Фронтальный и задний мосты ходовой части были подвешены на рессорах. Наряду с рессорами в конструкцию добавили гидравлические рессоры, позволявшие уменьшать колебания машины.

Ведущие колеса были обустроены системой автоматического регулирования давления в шинах. Отделение десанта и управления сначало располагалось в бронированной рубке, открытой сверху. Потом рубка была прикрыта бронированной крышей с 2-мя лючками. Силовое отделение разместилось в фронтальной части корпуса.

В кормовой части рубки также имелся лючок. В лобовом листе рубки были вмонтированы смотровые лючки со встроенными пуленепробиваемыми устройствами, которые использовались для наблюдения.

На вооружение Русской Армии БРДМ была принята в одна тыща девятьсот 50 восемь г. Год назад Горьковский автозавод выпустил опытную серию разработанных машин. БРДМ-1 находилась в серийном производстве до одна тыща девятьсот шестьдесят 6 г. Основной вариант вооружения машины — один 7,62-мм пулемет СГМБ (либо ПКТ), который монтировался на лобовом бронелисте рубки.

Также машина оборудовалась устройствами ночного видения, радиостанцией. Кроме стандартного вооружения, члены экипажа могли вести стрельбу из личного орудия через устроенные в бортах и корме бойницы.

На БРДМ употреблялся форсированный карбюраторный шестицилиндровый движок, мощность которого была усилена, также во избежание перегрева во время работы была смонтирована система жидкостного остывания.

При наибольшей скорости движения БРДМ по проходимости может быть сопоставлена с гусеничными машинами, она может преодолевать подъемы до 31°, вертикальные стенки высотой 0,4 м и рвы шириной более один м. Благодаря водометному движителю машина обладает довольно высочайшей (до девять км/ч) скоростью на плаву и высочайшей маневренностью. На базе БРДМ был разработан ряд бронированных машин.

Тактико-технические свойства БРДМ-1

Масса 5,6 т
Длина 5,7 м
Высота 2,29 м по пулемету
Ширина 2,25 м
База 2,8 м
Колея 1,65 м
Броня лобовая 7—11 мм
Броня бортовая 7 мм
Наибольшая скорость 80 км/ч (на шоссе),9 км/ч (на плаву)
Припас хода 500 км
Экипаж 2 чел.
Вооружение 7,62-мм пулемет СГМБ (ПКТ)
Тип мотора ГАЗ-40П
Мощность мотора 90 л.с.

Фото БРДМ-1

Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1

Источник: http://militaryarticle.ru/zemlya/bronetekhnika/20544-brdm-1-bronirovannaja-razvedyvatelno-dozornaja

БРДМ-1

Потрясающее предложение! Продажа БРДМ Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1) знаменитое детище Опытно-Конструкторского Бюро Горьковского Автомобильного Завода середины 50-ых годов.

Была принята на вооружение Советской Армии в 1958 году в качестве лёгкой разведывательной машины для обеспечения радиосвязи и управления в тактическом звене пехоты. Использовалась машина в основном сухопутными, морской пехотой и воздушно-десантными войсками.

Пятитонный броневик служил отличной защитой для всего экипажа.

На базе БРДМ был основан целый ряд боевых машин:

  • БРДМ-РХ – оснащена приборами для проведения радиационной и химической разведки;
  • 2П27 – создана для борьбы с бронированными целями;
  • 2П32 – оснащена противотанковым ракетным комплексом;
  • 9П110 – оснащена противотанковым ракетным комплексом;
  • 2П32М – оснащена противотанковым ракетным комплексом.

БРДМ 1 имеет отличную проходимость за счёт большого запаса хода, амфибийной способности и применения двух дополнительных пар колёс, всего которых – восемь. Окопы и траншеи не станут серьёзным препятствием.

У бронемашины обе ведущие оси, присутствует централизованная система подкачки шин через ступицу колеса, независимая подвеска, с гидравлическими амортизаторами, на листовых рессорах.

Отличные эластичные колёса, усиленные рессоры, прочный руль позволяют бронеавтомобилю эффективно справляться с ездой по бездорожью. БРДМ может преодолевать снег глубиной до метра, подъём до 31 градуса, переплывать реки и проходить любые пески.

Пуленепробиваемые стёкла, две кормовые двери для выхода экипажа, бронированная сталь. Корпус такого бронеавтомобиля сварен из листов катаной брони толщиной 6, 8 и 12 миллиметров.

И всё это теперь можно приобрести в личное пользование! Купить БРДМ действительно реально! Давно «демобилизовавшиеся» броневики сейчас в моде! На переоборудованной бронемашине можно кататься по городским дорогам, и не только дорогам, и дворам, ездить загород, на природу, путешествовать. Можно без опасений пересекать перепаханные поля, заболоченные участки, переплывать реки, и различные ухабистые участки дорог и бездорожья.

Бронированная разведывательно-дозорная машина, переоборудованная под гражданский транспорт, не застрянет в нашем глубоком снегу, не побоится крутого подъёма в 31 градус, с лёгкостью перемахнёт через метровые траншеи. Это ли не сказка!? Для поездок на рыбалку или на охоту в русскую тайгу – самое оно! Экстрим, путешествия, море впечатлений и эмоций! С такой техникой чувствуешь себя настоящим королём дорог!

На гражданке многие БРДМ с консервации служат исправно. Используются машины и в рядах полиции, пожарной охраны, политических партий, и просто у частных лиц в коллекции или же для ежедневной езды. Даже тюнинг уместен.

Если объявление «Продам БРДМ» раньше вызывало только смех, то сейчас это современная реальность! Советская боевая бронемашина, переоборудованная под гражданский транспорт – настоящая мощь, дух времени! Гражданский бронеавтомобиль амфибия это настоящая свобода! Такая бронемашина достаточно проста в эксплуатации и соответствует всем требованиям Госавтоинспекции.

Источник: http://AtvBrdm.ru/catalog/Modeli_i_ceny_73/BRDM-1_245.html

БРДМ-1

Советские БРДМ-1 (4×4) с открытыми люками на крыше преодолевают реку.

Советские БРДМ-1: на переднем плане — с четырьмя противотанковыми управляемыми ракетамиАТ-2 «Суэттер» (код НАТО ПТРК «Фаланга») и на заднем плане с тремя противотанковыми управляемыми ракетами AT-1 «Снэппер» (код НАТО ПТРК «Шмель»). Обе ракеты имеют кумулятивную боевую часть.

После Второй мировой войны стандартной разведывательной машиной в Советской Армии был легкий бронеавтомобиль БА-64 (созданный в 1942 г.). С конца 1950-х гг.

он быстро замещался плавающей разведывательной машиной БРДМ-1 (4×4), которая использовалась также странами Варшавского договора и экспортировалась во многие страны Африки и Ближнего Востока. Она не использовалась Венгрией, т.к.

эта страна сама производила подобную машину FUG (или ОТ-65), которая внешне очень похожа, но имеет двигатель сзади. FUG также применяется в Чехословакии и Польше. В большинстве частей вооруженные силы Союза Независимых Государств БРДМ-1 в настоящее время заменен на более совершенные БРДМ-2.

Компоновка БРДМ-1 подобна автомобильной — моторно-трансмисионное отделение спереди, места механика-водителя и командира (отделение управления) в центре и небольшое обитаемое отделение в корме. Единственный вход в машину — через люки в крыше и кормовом листе обитаемого отделения.

Между передними и задними колесами с каждой стороны корпуса есть по два дополнительных колеса, которые опускаются водителем на грунт при пересечении канав или при движении по пересеченной местности. Эта особенность позднее перешла и к БРДМ-2.

Имеется обязательная централизованная система регулирования давления в шинах, которая позволяет водителю менять давление в шинах в зависимости от дорожных условий: например, шины спущены при движении по песку, а на дороге они полностью надуты.

БРДМ-1 полностью амфибийна, по воде перемещается со скоростью 9 км/ч, приводимая одним ВД на задней стороне корпуса. Перед вхождением в воду поднимается волноотбойный щит на передней части корпуса, включаются откачивающие насосы.

Стандартное вооружение БРДМ-1 — один 7,62-мм пулемет СГМБ, установленный на передней части крыши с углами обстрела по горизонтали 90° (по 45° влево и вправо), по вертикали — от минус 6 до +23,5°. Боекомплект — 1070 патронов. Некоторые машины видели с таким же пулеметом сзади и с 12,7-мм пулеметом ДШКМ спереди.

Командная машина БРДМ-У имеет дополнительное оборудование связи, а машина радиологической и химической разведки БРДМ-РХ применяется для определения путей прохода через зараженную местность.

В кормовой части корпуса последняя имеет два штатива, содержащих шесты и флажки; при необходимости эти штативы разворачиваются на 90° над кормой машины, что дает возможность втыкать шесты с флажками в грунт.

Есть также три модификации БРДМ-1, вооруженные противотанковых управляемых ракет. Первая модель имеет три противотанковые управляемые ракеты AT-1 «Снэппер» с дальностью стрельбы 2500 м. Ракеты на своих направляющих размещены под броневой защитой и для пуска поднимаются над крышей машины.

Вторая модель — такая же, но с четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами «Суэттер» с дальностью 3000 м; запасные ракеты размешены внутри корпуса. Ракета, управляемая по проводам и оказавшаяся очень эффективной в войне 1973 г.

на Ближнем Востоке, может запускаться и управляться как из машины, так и от выносного блока управления с прицелом, удаленного от машины на расстояние до 80 м.

Тактико-технические характеристики БРДМ-1

  • Экипаж, чел.: 3;
  • Масса, т: 5,6;
  • Размеры, м: длина 5,70; ширина 2,25; высота 1,90;
  • Силовая установка: один 6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью, л.с. (кВт): 90 (67);
  • Максимальная скорость, км/ч: 80;
  • Запас хода, км: 500;
  • Преодолеваемые препятствия:
    • крутизна склона, %: 60;
    • высота вертикальной стенки, м: 0,40;
    • глубина брода — амфибия;
    • ширина рва, м: 1,22.

Источник: http://VoenTeh.com/boevye-mashiny/tanki-i-razvedyvatelnye-mashiny/plavayushaya-razvedyvatelnaya-mashina-brdm-1.html

Ссылка на основную публикацию