Авиационные бомбы: устройство и основные виды

Классификация авиационных бомб и авиационных взрывателей. Меры безопасности при обращении с боеприпасами

  • ⇐ Назад
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 484950
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • Далее ⇒

Авиабомбами называются боеприпасы, сбрасываемые с самолетов и других ЛА и отделяющиеся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения. Принципы классификации:

· решаемые боевые задачи;

· вид поражающих факторов;

· тип поражаемой цели.

В зависимости от назначения и решаемых боевых задач все авиабомбы подразделяются на авиабомбы основного, вспомогательного и спец. снаряжения.

Авиабомбы основного назначения применяются для поражения различных наземных (подземных) и морских (подводных и надводных) целей противника.

Результатом их непосредственного воздействия на различные цели являются уничтожение или вывод из строя целей разрушающим действием удара, взрыва заряда взрывчатых веществ (продукты взрыва, ударная волна, осколки) и зажигательным действием пламени и высокой температуры горения зажигательных веществ.

В свою очередь в зависимости от вида поражающего действия, который в основном используется для нанесения цели ущерба, или от типа поражаемой цели все авиабомбы подразделяются на типы:

· ФАБ — фугасные;

· ОДАБ — объемно-детанирующие;

· ОАБ — осколочные;

· ОФАБ — осколочно-фугасные;

· ЗАБ, ЗБ — зажигательные;

· БЕТАБ — бетонобойные;

· ПТАБ — противотанковые;

· ПЛАБ — противолодочные.

Тип поражаемой цели:

● противотанковые ─ кумулятивного действия;

● противолодочные ─ фугасного действия;

● комбинированные ─ ОФАБ, фугасно-зажигательные, кумулятивно-осколочные.

· Основного снаряжения · Вспомогательного снаряжения · Специального снаряжения
Классификация авиационных бомб
· ФАБ · ОДАБ · ОАБ · ОФАБ · ЗАБ · ЗБ · БЕТАБ · ПТАБ · ПЛАБ
· Противотанковые ● Противолодочные ● Комбинированные

Авиабомбы фугасного действия являются боеприпасами многоцелевого назначения и обеспечивают возможность поражения самых различных по уязвимости целей (живая сила противника на поле боя, на марше или в районе сосредоточения, самолеты на открытых стоянках или в обвалованиях, позиции ЗУР и ракет оперативно-тактического назначения, РЛС, кирпичные и железобетонные строения военно-промышленных и административно-политических центров, складские помещения различного назначения, подводные и подземные цели и т.д.).

Авиабомбы вспомогательного (специального) действия — обеспечивают авиации возможность решения задач, связанных с самолетовождением, стрельбой, бомбометанием, тренировкой летного и инженерно-технического состава, ведением воздушной разведки, а также ряда специальных задач. В зависимости от характера, создаваемого эффекта и решаемых задач, все авиабомбы вспомогательного (специального) назначения подразделяются на:

— осветительные (светящиеся) САБ;

— ФОТАБ — фотоосветительные;

— ЦОСАБ — цветные ориентирно-сигнальные;

— ДОСАБ — дневные ориентирно-сигнальные;

— НОСАБ — ночные ориентирно-сигнальные;

— ОМАБ — ориентирно-морские;

— ДАБ — дымовые;

— ИАБ — имитационные;

— АГИТАБ — агитационные;

— ПАБ — практические;

— УПЛАБ — учебные противолодочные;

РБК, РБС и БК — для бомб малого калибра.

Основные характеристики.

КАЛИБР — номинальная масса АБ, выраженная в килограммах, для которой установлены определенные габаритные размеры. Для каждого калибра установлены определенные конструктивные характеристики (длина, толщина, размах стабилизатора).

На вооружении существуют АБ следующих калибров: 0,5; 1,0; 2,5; 10; 25; 50; 100; 250; 500; 1500; 3000; 5000; 9000кг.

Поражающее действие.

Три градации результатов воздействия:

тип А — цель уничтожена (восстановлению не подлежит) или время на восстановление боевого функционирования превышает 7 суток.

тип В — цель выведена из строя на 1-7 суток.

тип С — цель выведена из строя от 1 часа до 1 суток.

а) Проникающее (пробивное) действие СП характеризуется глубиной проникания в различные среды.

б) Фугасное действие СП — характеризуется разрушающим действием ударной волны и продуктами взрыва.

в) Поражающее действие осколков, образовавшихся при взрыве боевых частей СП. Осколки обладают пробивным, зажигательным и кумулятивным действием.

г) Зажигательное. Поражающее действие зажигательных составов и вязких смесей характеризуется t°С и Т горения. Средняя tгор=2000°С; в термитных составах 2500°С; ВС — 1000°С — 1300°С. Тгорения = 3-5мин.

д) Кумулятивное — оценивается толщиной пробиваемой брони.

Баллистические характеристики.

Основные:

— баллистический коэффициент;

— характеристическое время;

— характеристическая скорость.

Диапазон допустимых условий БП.

Минимально допустимая высота бомбометания (б/м) – высота, с которой обеспечивается надежное взведение взрывателя.

Минимально безопасная высота б/м — наименьшая высота, с которой обеспечивается безопасность самолета-носителя.

Минимальная высота б/м — должна быть большей из минимально допустимой и минимально безопасной высот.

Минимально безопасная скорость б/м — наименьшая скорость, при которой обеспечивается безопасность применения бомбы с взрывателем на мгновенное действие при заданной Нб/м.

НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ ВЗРЫВАТЕЛЕЙ.

Взрывателями называются устройства, предназначенные для приведения в действие снаряжения боеприпасов в заданный момент. Применение взрывателей вызвано тем, что для инициирования взрыва или воспламенения снаряжения боеприпасов требуется мощный начальный импульс.

Для инициирования взрыва зарядов из бризантных В.В. и используются капсюли-детонаторы, содержащие в своем составе небольшое количество мощного и высокочувствительного В.В.

и создающие мощный взрывной импульс, а для воспламенения пиротехнических составов используются капсюли-воспламенители, создающие луч огня.

Требования, предъявляемые к авиационным взрывателям (АВ).

· должны быть безопасными при хранении, транспортировке, служебном обращении при боевом применении;

· обеспечить создание требуемого начального импульса в заданный момент;

· быть надежными в действии при любых климатических и метеоусловиях, которые могут встретиться в боевой обстановке.

Классификация взрывателей.

1) По назначению:

— АВ для неуправляемых ракет (НУР) и управляемых ракет (УР);

— АВ для снарядов авиационных пушек;

— АВ для авиабомб.

Отличаются друг от друга, главным образом, принципом устройства механизмов дальнего взведения.

2) По месту расположения (головные, донные, универсальные).

3) По сложности устройства.

4) По принципу действия.

5) По типу предохранительного механизма.

6) По характеру выдаваемого импульса (детонирующие и воспламенительные).

7) По способу управления на самолете.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АВИАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОРАЖЕНИЯ.

Авиационные средства поражения относятся к категории технических устройств повышенной опасности и требуют особой аккуратности в работе, пунктуального выполнения установлен­ного порядка и объема подготовительных и всех операционных работ, а также строгого соблюдения специальных мер безопас­ности.

Хранение авиабомб на стоянках, снаряженных взрывателями, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Разрешается хранить снаряженными только те боеприпасы, кото­рые поступают от заводов промышленности в окончательно снаряженном виде.

Запрещается хранение боеприпасов без штатной упаковки или в неисправной упаковке, а также исправлять упаковку при вложенных в нее боеприпасах.

Все работы с боеприпасами в подразделении производятся под руководством и контролем старшего начальника подразделения по авиа­ционному вооружению.

При работах с боеприпасами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

· бросать упаковки с бомбами и ударять их одну о другую, а также перемещать волоком;

· перекатывать бомбы по грунту и бетону без упаковки;

· спускать бомбы по наклонным брусьям без поддержки;

· расснаряжать самолет на земле путем сбрасывания бомб;

· производить подвеску бомб на самолет при работающих двига­телях, при заправке самолета топливом, при включенных блокировочных выключателях системы сброса бомб, при нахождении самолета под током, при нахождении в кабинах личного состава, если пребывание в кабине не предусмотрено по технической эксплуатации вооружения данного типа самолета;

· производить проверку цепей управления сбрасыванием бомб при подвешенных бомбах.

При подготовке к применению бомб, перед подвеской, необходимо их тщательно осмотреть, обратив особое внимание при этом на целост­ность корпуса, стабилизатора, подвесной системы, запальных стаканов, очков под взрыватели, отсутствие течи снаряжения.

После подвески бомб и снаряжения их взрывателями, штурман обязан осмотреть их и удостовериться в надежном креплении, а также в надежности и правильности контровки взрывателей, точности установки требуемых замедлений.

Если при выполнении полетного задания произошел отказ воору­жения (несброс бомб или самопроизвольный сброс), экипаж самолета после посадки должен зарулить на специальную площадку. Заруливание самолета на стоянку до осмотра отказавшего вооружения и принятия мер безопасности ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Подготовка к снаряжению авиационными взрывателями должна производиться только в установленных местах, удаленных от самолетов, обслуживаю­щей техники и боеприпасов не менее чем на 50м. Если бомбы снаряжаются взрывателями до подвески на само­лет, то подъем их производится особо осторожно, предохраняя взрыватели от возможных ударов.

ЗАНЯТИЕ №2

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

  • ⇐ Назад
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 484950
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • Далее ⇒



Источник: http://4-i-5.ru/text-3/page-5-ref-20202.php

Управляемые авиационные бомбы

Чудеса техники

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из наиболее эффективных видов

Авиационного оружия, предназначенного для нанесения ударов по наземным

(надводным) целям.

Пионерами в создании таких бомб стали Германия и США. Разработка первой немецкой

Управляемой бомбы под руководством доктора Макса Крамера началась к 1938 году. 9

Сентября 1943 года эскадрилья бомбардировщиков Do-217 провела точное

Бомбометание по итальянским кораблям с высоты более 8 километров за пределами

Досягаемости огня зенитных средств. Две бомбы попали в верхнюю палубу линкора

«Рома», после чего он затонул Значительные повреждения получил также линкор

«Италия». Немецкие самолеты были вооружены управляемыми бомбами PC 1400X («Фриц

X») с радиокомандным наведением. Масса ее боевой части составила 1400

Килограммов, а дальность планирующего полета — 8 километров при сбрасывании со

Средних высот.

В США боевое применение управляемых авиационных бомб началось в декабре 1944

Года. С помощью УАБ AZON и RAZON самолеты ВВС разрушили в Бирме железнодорожный

Мост, который ранее тщетно пытались уничтожить обычными авиабомбами. Уже в 1945

Году авиация ВМС имела на вооружении УАБ типа ВАТ с достаточно совершенной для

Того времени

Активной радиолокационной головкой самонаведения. Эти бомбы использовались для

Нанесения ударов по японским кораблям.

Однако бурное развитие управляемых бомб вскоре было приостановлено из-за

Абсолютизации возможностей ядерных боеприпасов. Лишь в 1960-е годы американские

Фирмы вновь приступили к разработке управляемых авиационных бомб. При этом они

Учли последние достижения в области создания систем наведения. Во время войны во Вьетнаме

ВВС США испытали УАБ в боевых условиях, и, прежде всего, для разрушения таких

Малоразмерных целей, как мосты

Убедительные результаты, подтверждающие высокую эффективность УАБ, были получены

В ходе операции «Буря в пустыне». Здесь управляемые бомбы использовались очень

Активно. Значительная часть авиаударов была нанесена с помощью УАБ во время

Войны в Югославии в конце XX века.

Проведенные в США исследования показали, что по критерию «стоимость-

Эффективность» УАБ предпочтительнее неуправляемых бомб. Опыт боевого применения

Управляемых бомб в Индокитае показал, что расход этих боеприпасов на поражение

Цели был в 50-100 раз меньше, чем неуправляемых бомб, а материальные затраты,

Даже без учета потерь носителей при массированных налетах, значительно ниже

В управляемых авиационных бомбах сочетаются высокие поражающая способность

Боевой части обычных авиабомб и точность наведения на цель управляемых ракет

Класса «воздух — поверхность» Отсутствие двигателя и топлива к нему позволяет

При равной с управляемыми ракетами стартовой массе доставить к цели более мощную

Боевую часть. Так, если у авиационных управляемых ракет отношение массы боевой

Части к стартовой массе составляет 0,2-0,5, то для УАБ оно примерно равно 0,7-

0,9.

Оптимальное аэродинамическое проектирование и улучшение несущих свойств крыла

Позволяют значительно увеличить дальности действия УАБ и перекрыть почти всю

Зону применения тактических управляемых ракет класса «воздух — поверхность».

Наличие систем управления и наведения, зачастую унифицированных с аналогичными

Читайте также:  Новая боевая машина пехоты бмд-4м — описание и видео испытаний

Системами управляемых ракет, придает УАБ все свойства высокоточного авиационного

Оружия, предназначенного для поражения особо прочных малоразмерных целей.

Благодаря простоте изготовления и эксплуатации УАБ дешевле, чем управляемых

Ракет.

Естественно, что УАБ по некоторым характеристикам уступают управляемым ракетам.

У них меньше средняя скорость полета к цели, уже диапазоны перегрузок для

Устранения ошибок наведения, а также допустимых начальных ошибок пуска.

Ограниченно их применение на малых высотах. Поэтому управляемые авиабомбы не

Составляют конкуренции управляемым ракетам и не заменяют их.

Развитие управляемых авиационных бомб происходило по нескольким направлениям.

Наиболее простыми и дешевыми оказались УАБ с полуактивной лазерной системой

Наведения, создаваемые на базе боевых частей штатных авиабомб Начало этому

Классу УАБ первого поколения было положено в 1965 году. Тогда в ВВС США

Выработали концепцию LGB (Laser Guided Bomb). Она предусматривала оснащение

Штатных авиабомб комплектами аппаратуры управления и наведения типа Кми, а также

Несущими Поверхностями. Использование обычных авиабомб было эффективным

Решением. Это позволило сделать новый вид оружия массовым, а модернизацию и

Эксплуатацию несложной и недорогой.

«Конструктивно бомбы, создаваемые по этим программам, — пишет Е. Ефимов в

«Зарубежном военном обозрении», — практически одинаковы: передний отсек со

Стандартным лазерным флюгерным координатором цели, блоком наведения, блоком

Управления с источником питания, рулями и приводом рулей; боевая часть штатной

Бомбы; хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями.

Обнаруженная оператором цель облучается (подсвечивается) лучом лазера с

Обеспечивающего самолета, самолета-носителя или с наземного пункта. Отраженная

От цели лазерная энергия распространяется в пространстве в соответствии с

Диаграммой обратного рассеивания. После сброса с самолета-носителя, пилот

Которого осуществляет прицеливание так же, как и при бомбометании неуправляемыми

Бомбами, УАБ некоторое время летит без захвата лазерного излучения, отраженного

От цели, по обычной баллистической траектории. Флюгерный лазерный координатор

Цели (ФЛКЦ) ориентирует ось чувствительности лазерного приемника излучения по

Вектору скорости бомбы. После того как отраженная лазерная энергия попадет в

Поле зрения ФЛКЦ, система управления УАБ отклоняет рули таким образом, чтобы

Движение бомбы осуществлялось по вектору дальности цели. В этом случае вектор

Скорости бомбы и направление, с которого приходит отраженное лазерное излучение,

Должны совпадать.

Основное отличие систем наведения этих авиабомб состоит в том, что в ФЛКЦ

Используется обработка принимаемого лазерного излучения в кодирующем устройстве.

Оно синхронизирует работу системы наведения с конкретным целеуказателем. В таком

Случае исключается наведение УАБ на «чужой» отраженный сигнал лазерного

Целеуказателя и в процессе групповой атаки нескольких носителей не происходит

Наведения нескольких УАБ на одну и ту же цель. Кроме того, ФЛКЦ с помощью

Кодирующего устройства перестает принимать ложные лазерные пятна, создаваемые

Противником, повышая устойчивость УАБ к оптико-электронному противодействию».

Переход ко второму поколению ознаменовался качественным совершенствованием

Головки самонаведения и появлением раскрывающихся аэродинамических поверхностей.

Бортовой автопилот стал парировать не только стартовые возмущения, но и крен

Бомб. Это позволило повысить дальность и точность бомбометания. Наиболее

Распространенной системой наведения становится лазерная полу активная.

Для действий с малых и предельно малых высот в начале 1980-х годов в США была

Создана серия УАБ третьего поколения «Пейвуэй-3» с полуактивной лазерной

Системой наведения: GBU-22, -23 и -24.

Эти бомбы обладают повышенной дальностью планирования за счет оснащения их

Крылом увеличенной площади и оптимизации траектории полета, выбираемой

Автопилотом. Они имеют гироплатформу и микропроцессор, вырабатывающий команды

Управления. Для преодоления недостатков ФЛКЦ вместо флюгерного был установлен

Гиростабилизированный лазерный координатор.

Для УАБ третьего поколения одной из основных проблем является координация

Действий самолета-носителя и оператора, осуществляющего подсветку цели лазерным

Лучом, поскольку при бомбометании с малых высот нельзя проводить подсветку с

Самолета-носителя. В настоящее время именно согласованность действий

Обеспечивающего самолета и носителя ограничивает возможности бомб с

Полуактивными лазерными системами самонаведения. Этих недостатков лишены УАБ с

Телевизионными и тепловизионными координаторами цели пассивного типа, которые

Могут реализовать принцип «выстрелил — забыл».

Другое направление развития УАБ — создание авиабомбы специальной конструкции, не

Ориентированной на массовое использование готовых частей. В январе 1965 года

Командование ВМС США заключило контракт с фирмами «Мартин Мариэтта» и «Хьюз» на

Разработку УАБ с телевизионным координатором цели (ТВКЦ). Первая телеуправляемая

Бомба AGM-62 «Уоллай-1» была принята на вооружение в 1966 году. Всего выпущено

8000 таких бомб. Телекоординатор позволял обнаружить цель, захватить ее на

Автосопровождение, затем происходил сброс бомбы. Дальнейшая связь самолета-

Носителя с УАБ прекращалась, он мог выполнять любые маневры, а бомба в

Автономном режиме наводилась на цель.

Впервые американская авиация применила «Уоллай-1» в 1967 году во Вьетнаме.

Точность попадания в цель оказалась очень высокой, во время налета на военный

Городок бомбы попадали прямо в окна казарм. Было разрушено несколько важных

Мостов и ханойская электростанция, прикрываемая сильной ПВО.

«В отличие от лазерных бомб, у которых движение к цели происходит по крутым,

Отвесным траекториям, — отмечает Е. Ефимов, — они могут быть условно названы

Падающими. УАБ типа «Уоллай» с развитой аэродинамикой лучше управляются,

Осуществляют планирующее снижение к цели, поэтому иногда их называют

Планирующими. Вторая модификация — АСМ-62А «Уоллай-2» — была оснащена

Телевизионно-командной системой наведения, позволяющей экипажу производить

Бомбометание по целям с известными координатами при отсутствии визуального

Контакта с ними.

Наведение УАБ осуществляет оператор по радиолинии управления. Источником

Информации для выработки команд служит телеизображение, которое транслируется с

Авиабомбы на борт носителя. После сброса УАБ самолет может менять курс, при этом

Оператор продолжает управлять бомбой вплоть до попадания ее в цель. Ориентируясь

По хорошо видимым объектам, он в состоянии наводить УАБ на замаскированные и

Неконтрастные цели, поскольку при приближении к ним улучшается разрешающая

Способность системы, а плохая видимость между бомбой и носителем (например,

Облака) не мешает процессу наведения. Большая дальность планирования AGM-62A

Дает возможность применять их без захода в зону ПВО цели. Наведение УАБ с

Другого носителя позволяет паре самолетов сбросить четы-Ре бомбы в одном заходе

И выполнять различные тактические приемы».

Поколение «четыре», активно разрабатываемое сейчас в США, опирается на

Глобальную спутниковую навигационную систему GPS, что сокращает стоимость бомб в

Три-четыре раза, и комплексирование головок самонаведения разного типа,

Преимущественно — ИК-диапазона. Это позволяет резко повысить дальность сброса,

Исключив нахождение самолета-носителя в зоне ПВО противника.

В СССР первые разработки УАБ появились после успешного применения американцами

Управляемых авиабомб в Корее. Однако вскоре они были свернуты. «Вторая волна»

Разработок УАБ, которые в нашей стране называли «корректируемые» — КАБ,

Последовала за успешным применением американских боеприпасов в конце 1960-х

Годов в Юго-Восточной Азии.

Тогда в 1971 году отставание от США в этой области было более чем десять лет. Но

Уже через три года началось серийное производство отечественной корректируемой

Авиабомбы и в 1976 году КАБ-500 поступила на вооружение ВВС СССР

В 1981-1985 годы были в основном готовы бомбы второго и третьего поколений с

Различными типами систем наведения и боевых частей: КАБ-500Кр с телевизионно-

Корреляционной головкой самонаведения и бетоно-бойной БЧ; КАБ-1500Л-Ф, КАБ-

1500Л-Пр с полуактивной лазерной головкой самонаведения и боевыми частями

Фугасного и проникающего типа. Во всех образцах, кроме КАБ-500, используются

Бипланные рули, как наиболее эффективные для управления бомбами.

Концепция применения таких рулей предусматривает поражение важных максимально

Защищенных целей. Боевая часть проникающего типа, выполнена в толстостенном

Корпусе. Она обладает еще и вторичным, осколочным действием. После разрушения

Преграды бомба проникает внутрь цели, где поражает все защищаемое пространство

Не столько мощным фугасным действием, сколько высокой энергией тяжелых осколков.

Все созданные КАБ второго и третьего поколений по своим боевым характеристикам

Не уступали зарубежным аналогам, а у КАБ-500Кр зарубежных аналогов не было.

КАБ-500Кр обладает высокой точностью наведения на цели, в том числе и

Слабоконтрастные и хорошо замаскированные, положение которых известно

Относительно окружающих ориентиров на местности. Бомба наводится на условную

Точку, заданную маркером. КАБ-500Кр оснащена универсальной 380-килограммовой

Фугасно-бетонобойной частью, имеет высокую помехозащищенность, реализует принцип

«сбросил-забыл». Один самолет одновременно может сбросить сразу несколько КАБ-

500Кр по разным целям. Точность попадания, неоднократно подтвержденная на

Практике, весьма высока — круговое вероятное отклонение составляет менее трех

Метров.

Конвертеры; Дуговые электроплавильные печи; Прокатные станы; Солнечные Электростанции; Ветроэлектростанции; Ядерные реакторы на быстрых нейтронах; Термоядерная установка; Первая океанская электростанция; Печатные машины; Зерноуборочные комбайны; Микромеханика; Фуллерены; Сканирующий зондовый Микроскоп; Микроскопы на …

MP3 далеко не единственный аудиоформат, используемый в Web. Однако MP3 стал Стандартом де-факто благодаря тому, что легко доступен и не имеет встроенных Механизмов защиты. Купив компакт-диск, не надо получать разрешение …

С момента зарождения глобальной компьютерной сети Интернет прошло более сорока Лет. Идея возникла в конце 1950-х годов, когда в США была поставлена задача Создать сеть телекоммуникации. И в 1968 году …

Источник: https://msd.com.ua/chudesa-texniki/upravlyaemye-aviacionnye-bomby/

открытая библиотека учебной информации

Типовая авиабомба (рисунок 3.7) состоит из корпуса 1, снаряжения 2, подвесной системы 3, стабилизатора 4.

Как правило, типовая АБ имеет 1-2 запальных стакана (5) с очком под взрыватель, внутри которого вложены шашки дополнительного детонатора (6).

Запальные стаканы с очком под взрыватель различаются по месту расположения и бывают головные, донные и боковые.

Как правило, очко под взрыватель имеет ряд переходных втулок, позволяющих снаряжать в данное очко взрыватели с разным диаметром резьбы: 26, 36 и 52 мм.

Рисунок 7.7 Устройство типовой авиабомбы

1 – корпус; 2 – снаряжение; 3 – подвесная система; 4 – стабилизатор; 5 – запальные стаканы; 6 – дополнительный детонатор; 7 – баллистическое кольцо

Корпус предназначен для соединœения всœех элементов в единое целое и размещение в нем снаряжения. Прочность корпуса должна обеспечить возможность боевого применения АБ, ее хранения и технической эксплуатации.

Обычно корпус состоит из головной, средней и хвостовой частей, соединœенных между собой при помощи сварки.

Головная часть выполняется в виде оживала, усеченных корпусов или полусферы.

Форма и размеры головной части оказывают существенное влияние на аэродинамику авиабомбы, особенно на величину силы лобового сопротивления, а также на характеристики проникающего и пробивного действия. АБ, предназначенные для пробивания прочных преград и проникания в них, имеют массивную и весьма прочную головную часть.

Средняя часть корпуса бомбы обычно имеет цилиндрическую форму. На средней части корпуса крепятся ушки подвесной системы. Расстояние между двумя подвесными ушками называют базой, которая бывает 250, 470 и 1000 мм в зависимости от калибра АБ.

Хвостовая часть корпуса имеет, как правило, коническую форму и предназначена для улучшения условий обтекания авиабомбы воздуш­ным потоком и крепления стабилизатора.

Стабилизатор (поз.4 рисунок 3.7) служит для придания АБ крайне важной устойчивости при движении в воздухе после сбрасывания с самолета. Наличие стабилизатора уве­личивает сопротивление хвостовой части АБ и смещает центр давления аэродинамических сил в точку, лежащую позади центра мас­сы. Вследствие этого при возникновении угла атаки (ᴛ.ᴇ.

угла меж­ду вектором скорости центра массы авиабомбы и ее продольной осью) возникает так называемый восстанавливающий момент, который стре­мится угол атаки уменьшить.

Ось устойчивой на траектории авиабом­бы совершает такие незначительные колебания относительно центра массы, при которых ее ось практически совпадает с вектором ско­рости и становится касательной к траектории свободного падения.

Читайте также:  Булава: описание оружия, история его развития и классификация

Стабилизатор авиабомбы изготавливается из тонкой листовой стали и имеет перистую, коробчатую, цилиндрическую, перисто-цилиндричес­кую и др. форму.

Перистый стабилизатор авиабомбы выполняется в виде плоских пластин (перьев) и соединяющих их колец или планок. Обычно стабилизатор крепится к хвостовой или ци­линдрической части корпуса с помощью сварки.

Учитывая зависимость отпо­перечного размера (размаха) жесткие стабилизаторы подразделяются на калиберные, под- и надкалиберные. У последних размах стабилизатора больше диаметра корпуса АБ (см. на рисунке 3.7).

Известны стабилизаторы зонтикового типа (американская бомба типа «Снекай», БЕТАБ-500Ш), состоящие из четырех лопастей, шарнирно соединœенных с направляющей трубой, ввернутой в дно корпуса АБ.

При сбрасывании АБ с малых высот специальная пружина и воздушный поток раскрывают лопасти стабилизатора, придавая ему форму зонта.

В результате уменьшается скорость АБ на траектории и увеличивается время ее падения.

В качестве стабилизирующих и тормозных устройств у некоторых АБ (ФАБ-500Ш, ОФАБ-250ШН и др.), предназначенных для применения с малых высот, используются парашюты (ПТУ – парашютное тормозное устройство).

ПТУ монтируется в отдельном контейнере в хвостовой части АБ (внутри жесткого стабилизатора). После сбрасывания АБ с самолета ПТУ, раскрываясь, резко уменьшает скорость ее падения.

При этом увеличивается угол встречи с преградой (уменьшается возможность рикошета) и увеличивается отставание АБ от носителя, что предотвращает поражение его осколками при взрыве собственной АБ.

Для обеспечения условий безопасности при бомбометании с малых высот на некоторые АБ старой конструкции устанавливаются приставные ПТУ (рисунок 3.8), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет собой контейнер с парашютом, закрепляемый на хвостовой части АБ при помощи кардана, вворачиваемого в хвостовое очко бомбы.

Рисунок 7.8 ФАБ-500 М-54 с ТУ

Для улучшения устойчивости движения на траектории к головным частям АБ некоторых типов приваривается баллистическое кольцо (поз.7 рисунок 3.7).

Оно предназначено для стабилизации процесса возникновения скачков уплотнения при падении АБ со скоростями, близкими к местным скоростям звука.

В случае если баллистического кольца нет, скач­ки уплотнения могут возникать на выступающих кромках головной части авиабомбы случайным образом и, нарушая условия обтекания потоком, будут «раскачивать» ее относительно центра массы.

В ко­нечном счете это может привести к потере устойчивости бомбы на траектории или, как минимум, к увеличению характеристик ее рассе­ивания.

Снаряжение (поз. 2 рисунок 3.7) определяет назначение АБ и может быть самым разнообразным. В абсолютном большинстве случаев оно представляет бризантное взрывчатое вещество (у бомб основного назначения) или пиротехнический состав различной ре­цептуры (у бомб вспомогательного назначения).

Приведение в дейс­твие снаряжения осуществляется взрывателями или взрыва­тельными устройствами.

Взрывательные устройства, как правило, яв­ляются встроенными и устанавливаются в головной или хвостовой части корпуса авиабомбы при ее сборке на заводе-изготовителœе.

Взрыватели же чаще всœего снаряжаются в авиабомбы перед ее приме­нением и поставляются в строевые части отдельно от АБ.

Взрыватели устанавливаются в запальные стаканы (поз. 5 рисунок 3.7).

Резьбовое соединœение для установки автономного взрывателя принято называть очком. При хранении авиабомб каждое очко закры­вается пробкой.

У некоторых АБ в заводских условиях в за­пальные стаканы устанавливаются дополнительные детонаторы (поз. 6 рисунок 3.7), кото­рые поджимаются пробкой с помощью картонного вкладыша.

Дополни­тельные детонаторы служат для надежного возбуждения детонации снаряжения АБ, являясь фактически «усилителœем» детонационного импульса, получаемого от исполнительного элемента взрывателя.

Анализируя моноблочные (ᴛ.ᴇ. неразделяющиеся) АБ, исключая АБ с вязким и жидким снаряжением (ОДАБ, ОФЗАБ, ФОЗАБ, ЗАБ), можно сказать, что всœе типы моноблочных АБ можно представить в виде совокупности пяти конструктивных схем.

Схема № 1 (схема М-54) (рисунок 3.9).

Рисунок 3.9 АБ конструктивной схемы №1.

1 –головное очко; 2 – головной запальный стакан; 3 – головка; 4 – баллистическое кольцо; 5 – дополнительный детонатор; 6 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 7 – ушко подвесной системы; 8 – снаряжение (ВВ); 9 – выравнивающие опоры; 10 – хвостовая часть корпуса (хвостовой конус); 11 – перо стабилизатора; 12 – внутреннее кольцо стабилизатора; 13 – наружное кольцо стабилизатора.

Схема разрабатывалась для АБ, подвешиваемых во внутренние бомбоотсеки.

Данной схеме соответствуют практически всœе образцы АБ ОН, основные характеристики которых представлены в таблице 3.1.

Как правило, АБ схемы №1 обладают сравнительно толстой головной частью и сравнительно тонкими боковым стенками корпуса боеприпаса. АБ данной схемы имеют, как правило, два запальных стакана с очком под взрыватель и дополнительными детонаторами в виде тетриловых шашек.

Таблица 3.1.

№ п/п Тип АБН Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ОФАБ-100-120 ТНТ переменная от 70 до 20
ОФАБ-250-270 ТНТ переменная от 100 до 20 16 — 25
ФАБ-250 М-46 ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-250 М-54 МС переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-46 ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-54 ТНТ переменная от 100 до 20

Схема № 2 (схема М-62) (рисунок 7.10).

Рисунок 3.10. АБ конструктивной схемы № 2.

1 – головное очко; 2 и 4 – головка; 3 — компенсационный объем; 5 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 6 — ушко подвесной системы; 7 – снаряжение (ВВ); 8 – хвостовая часть корпуса; 9 – дополнительный детонатор; 10 – дно корпуса; 11 – взрыватель; 12 – кольцо; 13 – полый хвостовой конус; 14 – перо стабилизатора; 15 –кольцо стабилизатора; 16 – дно.

Данная схема является развитием схемы №1 и разрабатывалась для АБ, подвешиваемых на внешние бомбодержатели.

К АБ схемы № 2 (таблица 3.2) относятся боеприпасы, имеющие хорошо обтекаемый корпус и предназначенные для длительной транспортировки на внешней подвеске, ᴛ.ᴇ. устойчивые к кинœетическому нагреву (термостойкие).

Данные боеприпасы имеют, как правило, пустотелый хвостовой конус, внутрь которого помещен взрыватель, снаряженный в донное очко.

Данные боеприпасы снаряжаются ВВ малочувствительными к нагреву и имеют специальные устройства («компенсационный объем»), предназначенные для снижения внутрикорпусного давления при кинœетическом нагреве путем перетекания в них расплавленного ВВ.

Таблица 3.2.

№ п/п Тип АБ Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-250М-62 МС переменная от 80 до 20
ФАБ-250М-62Т ТОНА-1 переменная от 80 до 20
ФАБ-500 М-62 МС переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-62Т ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-500Т ТОКАФ переменная от 100 до 20
ФАБ-500ТА ТА-77/23 переменная от 100 до 20
ОФАБ-250Т ТОКАФ переменная от 80 до 20

Схема № 3 (схема «М-ТС») (рисунок 3.11).

Рисунок 3.11. АБ конструктивной схемы № 3.

1 –корпус; 2 – снаряжение (ВВ); 3 – баллистическое кольцо; 4 – ушко подвесной системы; 5 – дополнительный детонатор; 6 – запальный стакан; 7 – хвостовая часть корпуса; 8 – вкладыш; 9 – хвостовая втулка; 10 – надкалиберный перисто-цилиндрический стабилизатор.

Толстостенные АБ схемы №3 (таблица 3.3) отличаются повышенной прочностью корпуса и предназначены для поражения особенно прочных и заглубленных целœей. Т.е.

к ней относятся боеприпасы с боевой частью проникающего типа. Данные боеприпасы имеют цельный корпус со стенками переменной толщины без ослабленных зон и сварных швов, донное очко под взрыватель.

Данные боеприпасы снаряжаются ВВ малочувствительными к удару.

Таблица 3.3.

№ п/п Тип АБ Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-250ТС ТНТ переменная от 37,5 до 12,5
ФАБ-500ТС-М ТА-77/23 переменная от 47,5 до 25,0
ФАБ-1500-2600ТС ТГАГ-5 переменная от 106 до 47,0
БЕТАБ-500 ТА-77/23 переменная от 47,5 до 25,0

Схема № 4 (схема «М-Ш») (см. рисунок 3.12).

Рисунок 3.12. АБ конструктивной схемы № 4.

1 – корпус боевой части; 2 — головка; 3 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 4 – кумулятивная рубашка; 5 – ушко подвесной системы; 6 – снаряжение (ВВ); 7 – дополнительный детонатор; 8, 9,10,11, 16,17 – элементы АВУ; 12 – контейнер с парашютным тормозным устройством; 13 – перо стабилизатора; 14 – кольцо; 15 – прижим.

К схеме «М-Ш» относятся штурмовые АБ ОН, оснащенные парашютным тормозным устройством. Основные характеристики данных боеприпасов представлены в таблице 3.4.

Как правило АБ схемы №4 имеют в своей конструкции три базовых отсека:

— БЧ, снаряженная ВВ и предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ);

— отсек управления, в котором размещены блоки авиационного взрывательного устройства (АВУ);

— контейнер с парашютным тормозным устройством.

Как правило, боевая часть (БЧ) в боеприпасах схемы №4 занимает по длинœе 50-60% от длины боеприпаса в целом.

Таблица 7.4.

№ п/п Тип АБ ОН Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-500Ш ТГАФ-5М переменная от 30 до 20
ФАБ-500ШН ТГАФ-5М переменная от 30 до 20
ОФАБ-250Ш ТГ-20 переменная от 20 до 10
ОФАБ-250ШН ТГАФ-5М переменная от 20 до 10
ФАБ-1500Ш МС переменная от 60 до 30

Схема № 5 (схема «М-КС») (см. рисунок 3.13).

Рисунок 3.13. АБ конструктивной схемы № 5.

1 – взрыватель; 2 – втулка; 3 -корпус боевой части; 4 – прокладка; 5 – снаряжение (ВВ); 7 – перо стабилизатора; 8 –пробка; 9 – планки стабилизатора.

К данной схеме можно отнести БЭ кассетных боевых частей (РБК, БКФ, РБС), имеющие в своем составе снаряжение в виде ВВ. Характеристики данных боеприпасов представлены в таблице 3.5.

Как правило, АБ схемы № 5 имеют разнообразные конструкции, но всœе они снаряжены взрывателœем (в головное или донное очко) или взрывательным устройством и имеют достаточно тонкие стенки средней части корпуса. Массивной головки и подвесной системы данные боеприпасы не имеют. Отдельные БЭ могут не иметь и стабилизатора (к примеру, ЗАБ-2,5).

Таблица 3.5.

№ п/п Тип АБ ОН Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
АО-1 1,03 0,038 К-2
АО-2,5СЧ 2,7 0,09 К-2
АО-2,5РТ 2,6 0,55 ТГ-40
ПТАБ-2,5М 2,1 ТГ-50 3,5
ПТАБ-10-5 4,6 ТГ-50 3,5
БЭ ОФАБ-250ШР 142; 80; 82 55; 35; 35 ТГ-24Ф

АБ с вязким и жидким снаряжением (ОДАБ, ОФЗАБ, ЗАБ и т.п.

) в самом общем случае повторяют конструктивные схемы №№ 1, 2 и 4, имея при этом тонкостенный корпус, внутри которого кроме жидкого (вязкого) снаряжения расположен диспергирующий заряд в виде центрального и нескольких периферийных зарядов ВВ.

Диспергирующий заряд предназначен для раскалывания корпуса АБ и разброса снаряжения с целью создания объемной зоны поражения, размеры которой, могут достигать нескольких десятков метров в диаметре.

Описанные схемы устройства и перечень характеристик приведены применительно к авиабомбе с обычной баллистической схемой и моноблочной боевой частью. Иногда конструктивно авиабомбы могут иметь принципиальные отличия. Тогда по этому признаку их объеди­няют в отдельные группы.

Особые группы составляют так называемые бомбы с разделяю­щимися боевыми частями, шариковые авиабомбы, ротативно-рассеивающиеся авиа­бомбы (РРАБ).

Первые – имеют составные боевые части, кото­рые разделяются на траектории на несколько боевых элементов, взрывающихся самостоятельно, вторые – имеют боевую часть, которая имеет сферическую форму; у третьих — корпус представляет собой тело вращения особой формы с приливами (лопатками), создающими вращательный момент при движении в воздухе и тем самым обеспечивающие рассеивание точек падения авиабомб и т.д.

Источник: http://oplib.ru/random/view/26958

Авиация Авиационные бомбы (Россия) — Основные типоразмеры бомб в сравнении

30 марта 2011 Оглавление:

Читайте также:  Как не стать призывником и откосить от армии?

1. Авиационные бомбы (Россия)

2. Основные типоразмеры бомб в сравнении

  • 1: ФАБ-100
  • 2: ФАБ-250
  • 3: ФАБ-250-M46
  • 4: ОФАБ-250
  • 5: ФАБ-500M54
  • 6: ФАБ-500
  • 7: ФАБ-500-M62
  • 8: ФАБ-5000

Модели и типы бомб

Межтиповые виды бомб

Межтиповые виды бомб — типы бомб, особенности которых могут иметь все виды бомб.

  • Штурмовые — бомбы, имеющие раскрываемый тормозной парашют, который обеспечивает низковысотное бомбометание, без риска повредить свой самолёт осколками и исключает возможность рикошета замедлением) обеспечивая высокую точность бомбометания. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение.
  • Термостойкие — Бомбы, имеющие теплозащитную конструкцию или теплозащитную оболочку, предназначены для подвески на высотные сверхзвуковые перехватчики, типа МиГ-25 и МиГ-31.

ФАБ с коротким корпусом

ФАБ большого удлинения

ФАБ толстостенная      Детонатор      Взрывчатое вещество      Корпус

Фугасные

Фугасные авиабомбы — это авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения.

Масса ВВ в бомбе примерно составляет 50 %, также бомба имеет сравнительно прочный корпус для проникновения в грунт или в препятствия типа межэтажных перекрытий зданий и сооружений.

Основные поражающие действия

  • Газообразные продукты взрыва имеющие большое избыточное давление
  • Ударные волны в воздухе или грунте и сейсмические волны
  • Осколки при дроблении корпуса бомбы

Основные цели

  • Объекты тыла и коммуникаций
  • Военно-промышленные и энергетические объекты
  • Боевая техника
  • Живая сила

Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения:

  • Тупоконечная — предназначены для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Обеспечивается сброс на около- и дозвуковых скоростях и высоте до 15-16 км.
  • Большого удлинения — имею обтекаемую головную часть, предназначены в основном для самолётов с наружной подвеской в том числе и сверхзвуковых. Имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивый.
  • Толстостенные — Предназначены для действий по особо прочным целям. Они отличаются более массивной и прочной головной частью, большой толщиной корпуса, и отсутствием головного очка под взрыватель и запального стакана.
ФугасныеАббревиатураИзображениеДиаметрДлинаМасса бомбыМасса ВВПримечания
ФАБ-50ЦК 219 936 60 25 Цельнокованная
ФАБ-100 267 964 100 70
ФАБ-250 285 1589 250 99
ФАБ-250-М54 325 1795 268 97
ФАБ-250-М62 300 1924 227 100
ФАБ-250ТС 300 1500 256 61,4 Толстостенная, Бронепробиваемость 1м
ФАБ-250ШЛ 325 1965 266 137 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ФАБ-500 392 2142 500 213
ФАБ-500Т 400 2425 477 191 Термостойкая
ФАБ-500-M54 450 1790 528 201
ФАБ-500-M62 400 2425 500 200
ФАБ-500ШН 450 2190 513 221 Штурмовая низковысотная
ФАБ-500ШЛ 450 2220 515 221 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ФАБ-1000
ФАБ-1500 580 3000 1400 1200
ФАБ-1500Т 1488 870 ТЭ Термостойкая
ФАБ-1500-2500ТС 2151 436 ТЭ Толстостенная, бронепробиваемость 2500мм
ФАБ-1500-М54 1550 675,6
ФАБ-2000
ФАБ-3000 3067 1387
ФАБ-3000-М46 3000 1400
ФАБ-3000-М54 3067 1200
ФАБ-5000 642 3107 4900 2207
ФАБ-5000-М54 5247 2210,6
ФАБ-9000-М54 9407 4297

Принципиальная схема ОФАБ      Детонатор      Взрывчатое вещество      Корпус

Осколочно-фугасные

ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба представляет собой, обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением ВВ около 30-35 %, и специальными средствами организованного дробления корпуса как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек.

Основные цели

  • Объекты боевой техники и вооружения
  • Военно-промышленные объекты
  • Живая сила
Осколочно-фугасныеАббревиатураИзображениеДиаметрДлинаМасса бомбыМасса ВВПримечания
ОФАБ-100-120 273 1300 133 42
ОФАБ-250Т 300 2050 239 92 Термостойкая
ОФАБ-250ШЛ 325 1991 266 92 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ОФАБ-250-270 325 1456 266 97
ОФАБ-250ШН 325 1966 268 93 Штурмовая низковысотная
ОФАБ-500У 400 2300 515 159 Универсальная
ОФАБ-500ШР 450 2500 509 125 Штурмовая, с разделяющимися БЧ

Бетонобойные и противолодочные

БетАБ с парашютом и ракетным ускорителем      взрыватель     Взрывчатое вещество     контейнер с ракетным ускорителем      корпус      контейнер с парашютом

Принцип действия БетАБ с парашютом и ракетным ускорителем

БетАБ — бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного поражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делятся на 2 вида:

  • Свободного падения — предназначены для бомбометания с больших высот. Конструктивно близки к толстостенным фугасным бомбам.
  • С парашютом и реактивным ускорителем — предназначены для бомбометания с любых высот. Бомба за счёт парашюта наклоняется до 60°, парашют отстёгивается и включается ракетный ускоритель.

ПЛАБ — противолодочная авиабомба. Предназначена для поражения подводных лодок. Могут иметь разное исполнение. Бомбы большого калибра обычно имеют бесконтактный взрыватель и поражают цель фугасным действием на расстоянии. Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный взрыватель и кумулятивное исполнение бомбы.

Бетонобойные и противолодочныеАббревиатураИзображениеДиаметрДлинаМасса бомбыМасса ВВПримечания
БетАБ-500 350 2200 477 76
БетАБ-500ШП 325 2500 380 77 Штурмовая, с реактивным ускорителем
БетАБ-500У 450 2480 510 45 ТЭ
ПЛАБ-250-120 240 1500 123 61

Зажигательные и объемно-детонирующие

ФЗАБ     Детонатор     Взрывчатое вещество      Заряд ВВ      Патрон с фосфором      Огнесмесь      Корпус

ОДАБ     взрыватель     диспергирующий заряд     снаряжение     вторичный заряд      корпус      контейнер с парашютом

ЗАБ — Зажигательная авиационная бомба. Предназначена для поражения огнём живой силы и боевой техники. Калибр зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа:

  • С пиротехническим зажигательным составом — используется во всех бомбах меньше 100 кг, и в некоторых с калибром более 100. Пиротехническим составом как правило является термит со связующем веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрон.
  • С вязкой огнесмесью — применяются для бомб калибром от 100 до 500 кг. Огнесмесью является органические горючие вещества загущенные до вязкого состояния специальными веществами. Огнесмесь в загущенном состоянии дробится при взрыве на крупные куски, которые несколько минут горят при температуре около 1000°С. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь.
  • ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба. Представляют собой комбинацию ФАБ и ЗАБ в одном корпусе. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть.
  • ЗБ — зажигательный бак. Представляют собой ЗАБ в тонкостенном корпусе без стабилизатора и без разрывного заряда ВВ. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара, возникающего при ударе о преграду. Могут эффективно применяться только с низких высот.

ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает большую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике, чем ФАБ.

При встрече с препятствием срабатывает дисперегирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси.

Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь.

ЗАБ с пиротехническим зажигательным составом.     Детонатор      Пиротехнический состав      Термитный состав     Корпус

ЗАБ с вязкой огнесмесью.     Детонатор     Патрон с фосфором     Огнесмесь      Заряд ВВ      Корпус

ЗБ     Патрон с фосфором     Огнесмесь     корпус

Зажигательные и объемно-детонирующиеАббревиатураИзображениеДиаметрДлинаМасса бомбыМасса ВВПримечания
ЗАБ-100-105 273 1065 106,9 28,5
ЗАБ-250-200 325 1500 202 60
ЗБ-500ШМ 500 2500 317 260
ЗБ-500ГД 500 2500 270-340 218-290
ФЗАБ-500М 400 2500 500 86+49
ОФЗАБ-500 450 2500 500 250
ОДАБ-500ПМ 500 2280 520 193
АВБПМ 7100

Кассетные

РБК — разовые бомбовые кассеты. Представляет собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра. Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.

Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутреннем отсеком вооружения.

РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

  • Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жестко закрепленный обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.
  • С центральным воспламенительно-разрывным зарядом — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается большая площадь рассевания авиабомб.

КМГУ — контейнер малогабаритных грузов. Предназначен для транспортировки и сброса БКФ с суббоеприпасами. Сам же КМГУ во время боевого применения находится на пилоне самолёта и не сбрасывается. Конструктивно КМГУ представляет собой обтекаемый корпус с управляемыми створками, отсеками для подвески БКФ и автоматикой позволяющий регулировать интервал сброса блоков.

РБК обтюраторного типа.     Стакан      Боевые элементы      Обтюраторный диск     Центральная труба     Вышибной заряд

РБК с центральным ВРЗ и установленным съёмным обтекателем.     Стакан     Воспламенительно-разрывной заряд     Боевые элементы      Механизм расцепления      Дистанционный взрыватель      Центральная труба     Корпус     Командный прибор      Планка

РБК с центральным ВРЗ в разрезе.     Стакан     Боевые элементы     Центральная труба с ВРЗ внутри     Корпус

Суббоеприпасы бомбовых кассет

В качестве суббоеприпасов кассетных бомб применяются бомбы сравнительно небольшого калибра. Из-за специфики их применения кроме вышеописанных типов бомб имеются также специализированные бомбы в настоящее время применяемые в основном только в бомбовых кассетах и КМГУ.

АО, ОАБ — осколочная авиационная бомба. Авиабомбы основным действием которых является осколки корпуса. Калибр бомб колеблется от 0,5 до 50 кг. Они предназначены для поражения живой силы, не- и легкобронированной техники.

Старые авиабомбы имеют цилиндрический корпус с жестким стабилизатором обеспечивают нерегулярное дробление, современные бомбы имеют сферическую или полусферическую конструкцию, складывающийся стабилизатор, аэродинамические устройства, насечки для организованного дробления корпуса или уже готовые поражающие элементы.

Бомбы с готовыми осколками изготавливаются из двух полусфер, армированных стальными шариками. Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель.

Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встречи с преградой такая бомба разделяется на две части и через время необходимое для поднятие на несколько метров подрывается.

ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя образующиеся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы.

Также при подрыве корпус бомбы образует осколки которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстояние называемым фокусным.

Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют головодонный взрыватель с датчиком цели.

ОАБ с готовыми осколками и с насечками.

     Корпус      Заряд ВВ      Взрыватель      стальные шарики      стабтилизатор

     ПриливПТАБ с головным взрывателем слева и головодонным взрывательным устройством.

     Корпус      Заряд ВВ      Взрыватель      Датчик цели

     Предохранительно-исполнительный механизм

КассетныеАббревиатураИзображениеТип БЧДиаметрДлинаМасса бомбыКоличество элементовМасса одного элементаПримечания
РБК-500У ОФАБ-50УД осколочно-фугасная 450 2500 520 10 50 Универсальная
РБК-500 АО2,5РТМ осколочная 450 2500 504 108 2,5
РБК-500 ОАБ2,5РТМ осколочная 450 2500 500 126 2,5
РБК-500 БетАБ бетонобойная 450 2500 525 12
РБК-500У БетАБ-М бетонобойная 450 2495 480 10 Универсальная
РБК-500 ПТАБ-1М противотанковая, кумулятивная 450 1954 427 268
РБК-500У ПТАБ противотанковая, кумулятивная 450 2500 520 352 Универсальная
РБК-500У СПБЭ-Д самоприцеливающийся противотанковая 450 2485 500 15 Универсальная
РБК-250 ЗАБ2,5М зажигательная 325 1492 195 48 2,5
РБК-500 ЗАБ2,5 зажигательная 450 1954 480 297 2,5
РБК-100 ПЛАБ-10К противолодочная 240 1585 125 6 10
  • Галерея

Источник: http://www.vonovke.ru/s/aviatsionnyie_bombyi_rossiya_-_osnovnyie_tiporazmeryi_bomb_v_sravnenii

Ссылка на основную публикацию