Американский ударный вертолет bell ah-1 «кобра»

Ударный вертолёт Bell AH-1 Cobra

Практическая дальность 510 км
Максимальная взлётная масса 4535 кг
Экипаж 2 чел

Американский ударный вертолёт, созданной фирмой Белл Геликоптер Текстрон в начале 1960-х годов. Первый в мире специально спроектированный боевой вертолёт. С большим успехом эксплуатировался во Вьетнамской войне и других вооружённых конфликтах. В начале XXI века вертолёты AH-1 продолжают находиться на вооружении ряда стран, в том числе и США.

Конструкция

Бронированы сиденья пилотов, борта кабины (сдвижные щитки), боковые проекции двигателя и часть уязвимых элементов конструкции. Бронирование осуществлено установкой композитной брони марки NOROC.

Существует модификация AH-1S с улучшенной живучестью.

Все системы неуязвимы к одиночному поражению 12,7-мм бронебойной пулей; обеспечение минимум 30 мин полёта после одиночного поражения 23-мм ОФЗ снарядом зенитной установки ЗУ-23-2.

На 4 узлах подвески может располагаться различное вооружение: до 4 ПТУР TOW, до 8 шт ПТУР AGM-114 Hellfire (AH-1W и AH-1Z), УР типа AIM-9L; до 2 подвесных пушечных установок, а также НАР калибром 70 и 127 мм. А так же возможна подвеска до 2 ПТБ.

В БРЭО входят средства связи, навигационное и прицельное оборудование (без РЛС), НСЦ. Средства обороны состоят из аппаратуры отстрела ДО и ЛТЦ, а также дымовых шашек.

Модификации

-TH-1G HueyCobra — двухместный учебно-тренировочный вариант для обучения пилотов

-AH-1Q HueyCobra — модернизированный AH-1G. оборудован ПТУР TOW, телескопическим прицелом M65 (TSU), и коллиматорным M73.

-AH-1S (-P) (Production) — AH-1Q с двигателем 1,800 л.с. Lycoming T53-L-703.

-AH-1S (-E) (Enhanced Cobra Armament System (ECAS))

-AH-1S (-F) (AH-1S Modernized) — противотанковый вертолёт. Вооружён ПТУР TOW, навигационной системой CONUS, усовершенствованным радиооборудованием. 290 машин переделано из AH-1G и 82 из AH-1Q.

Боевое применение

-Война во Вьетнаме (1957—1975, США) — с 1967 по 1973 год, американская сторона безвозвратно потеряла около 300 вертолётов «Кобра». Во время операции Lam Son 719 было уничтожено 26 аппаратов.”Кобры” сыграли решающую роль во время боёв за город Анлок весной 1972 года, уничтожив 1040 северовьетнамских солдат и 18 танков.

-Конфликт в Белуджистане (1973—1978) — пакистанская армия применяла эти машины в боях против белуджийских сепаратистов.

-Ирано-курдский конфликт (1979, Иран) — 23 августа 1979 года курды огнём стрелкового оружия уничтожили иранский вертолёт «Кобра».

-Ирано-иракская война (1980—1988, Иран) — в сентябре 1981 года, во время двухдневной операции «восьмой Имам», иракцами было уничтожено девять иранских вертолётов AH-1J. «Кобры» успешно применялись против бронетехники, например, только за ноябрь 1982 года ими было подбито не менее 106 иракских танков и 70 БТР.

Известны случаи, когда группам из 4 AH-1 удавалось на несколько часов остановить наступление целых иракских танковых бригад. В воздушных боях иранские «Кобры» подбили два иракских сверхзвуковых самолёта — истребитель-бомбардировщик Су-20 и истребитель МиГ-21. К середине войны количество боеспособных иранских вертолётов AH-1 понизилось с 205 до 80-90 единиц.

В «Кобре» погиб лучший иранский вертолётчик Али Акбар Широуди, в его машину попал 115 мм снаряд иракского танка Т-62.

-Гражданская война в Ливане (Израиль) — во время войны было уничтожены три израильских «Кобры».

-Вторжение США на Гренаду (1983, США) — во время операции два американских AH-1T было сбито противником.

-Турецко-курдский конфликт (с 1984, Турция) — четыре турецких AH-1W было уничтожено курдскими повстанцами.

-Операция «Богомол» (1988, США) — американские «Кобры» утопили три иранских патрульных катера, при этом один AH-1T был уничтожен.

-Перехват 28 сентября 1988 года — два иранских вертолёта AH-1J были уничтожены советскими истребителями МиГ-23, после того как они нарушили афганскую воздушную границу.

-Война в Персидском заливе (1991, США)

-Миротворческая операция в Сомали (UNOSOM I, 1992—1993, США)

-Война в Афганистане (с 2001, США) — принимали ограниченное участие. С 2009 по 2012 год известно о четырёх сбитых вертолётах AH-1W.

-Иракская война (с 2003, США) — в ходе первых 25 дней операции 46 из 58 вертолётов «Кобра» КМП США получили боевые повреждения. Позже ещё несколько вертолётов было сбито и разбилось.

-Вазиристанская война (с 2004, Пакистан)

-Вторая ливанская война (2006, Израиль)

Характеристики

Габариты

-Диаметр несущего винта: 13,41 м-Диаметр рулевого винта: 2,59 м-Длина с вращ. винтами: 16,18 м-Длина фюзеляжа: 13,59 м-Ширина фюзеляжа: 0,99 м-Высота: 4,09 м

-Размах крыла: 3,28 м

Основные массы

-Максимальная взлётная: 4535 кг

Силовая установка

-Количество, тип, марка: 1х Авро Лайкоминг T53-L-703
-Мощность: 1х 1690 л.с.

Лётно-технические характеристики

-Экипаж: 2 чел.-Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 315 км/ч-Дальность полёта практическая: 510 км-Статический потолок: 3720 м

-Максимальная скороподъёмность: 8,22 м/с

Вооружение

-Встроенное стрелково-пушечное: 1х7,62 мм + 1х40 мм (2000 патронов + 321 граната) или 2х7,62 мм (4000 патронов) или 2х40 мм (321 граната) -Число точек подвески: 4

-Управляемое ракетное: ПТУР AGM-71

Практическая дальность 510 км
Максимальная взлётная масса 4535 кг
Экипаж 2 чел

Источник: http://wartools.ru/vertolyoty-usa/bell-ah-1-cobra

AH-1 Cobra – ударный вертолет

Разработчик Bell Helicopter Textron 
Первый полет 1965
Единиц произведено около 1100

Bell AH-1 Cobra ( Бэлл Кобра ) – американский ударный вертолет, разработанный фирмой Bell Helicopter Textron в начале 1960-хх. Первый в мире специализированный ударный вертолет.

История AH-1

В 1959 году на вооружение ВС США поступила первая партия вертолетов UH-1 Ирокез (Iroquois). Оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л.с.

, они были вооружены двумя пулеметами калибра 7,62 мм, 70 мм пусковыми установками неуправляемых ракет (НУР) и могли перевозить до шести человек. Изначально предполагалось, что Ирокез (он же, неофициально, Хьюи) будет универсальным вертолетом: и ударным, и транспортным.

Однако, уже на первом этапе эксплуатации стало ясно, что у вертолета недостаточные тяговооруженность, маневренность, броня и вооружение. И если с первой проблемой вскоре справились (был установлен более мощный двигатель T53-L-11 мощностью 1100 л.с.

), то с остальным вопрос стал принципиальным: Хьюи был отличным транспортом, но ударный вертолет из него получался весьма средний. Стало ясно, что необходима специальная машина.

К 1965 году Bell Helicopter начала работу над Model 209. Новый вертолет базировался на конструкции вертолета Ирокез UH-1C (силовая установка, винты и трансмиссия), но имел иной, узкий фюзеляж и тандемное расположение членов экипажа. Грузовой кабины не было, а по бокам располагались небольшие крылья с креплениями для оружия. 7 сентября первый прототип взлетел.

В 1967 году первая партия вертолетов под наименованием AH-1G Cobra (в войсках ее называли Хьюи Кобра) была поставлена в войска и сразу отправилась во Вьетнам.

Корпус морской пехоты США закупил в 1969 г. 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта АН-1J Sea Cobra, заказанных в мае 1968 г. Экземпляры, в основном подобные армейскому вертолету AH-1G, поставлялись ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z.14) и в Израиль (6 машин).

Видео полета вертолета AH-1 Cobra пилотажной группы Flying Bulls

Конструкция AH-1

AH-1 Cobra – бронированный ударный вертолет одновинтовой схемы с хвостовым рулевым винтом. Шасси лыжной схемы, неубираемое.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика.

Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика.

Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию 23-мм снарядов.

Крыло размахом 3,28 м, среднерасположенное, прямое, которое разгружает несущий винт в горизонтальном полете и несет узлы подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков.

Силовая установка состоит из одного турбовального двигателя, размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа. Топливо содержится в баках емкостью 980 л, замкнутых в систему пополнения топливом расходного бака.

Электронное оборудование включает: средства связи (между членами экипажа. KB-станцию связи, станцию связи метрового диапазона), навигационную систему, приемник радиолокационного обнаружения, передатчик активных ИК-помех. индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резервный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания.

На 4 узлах подвески может размещаться различное вооружение: до 4 ПТУР TOW, до 8 шт ПТУР AGM-114 Hellfire (AH-1W и AH-1Z), УР типа AIM-9L; до 2 подвесных пушечных установок, а также НАР калибром 70 и 127 мм. Возможна подвеска до 2 ПТБ.

Модификации

  • TH-1G HueyCobra — двухместный учебно-тренировочный вариант для подготовки пилотов
  • AH-1Q HueyCobra — модернизированный AH-1G. оснащен ПТУР TOW, телескопическим прицелом M65 (TSU), и коллиматорным M73.
  • AH-1S (-P) (Production) — AH-1Q с двигателем 1,800 л.с. Lycoming T53-L-703.
  • AH-1S (-E) (Enhanced Cobra Armament System (ECAS))
  • AH-1S (-F) (AH-1S Modernized) — противотанковый вертолёт. Оснащён ПТУР TOW, навигационной системой CONUS, усовершенствованным радиооборудованием. 290 машин переоборудовано из AH-1G и 82 из AH-1Q.

Эксплуатация AH-1

В общей сложности было произведено более 1100 вертолетов AH-1 разных версий, многие из которых до сих пор служат в армиях США, Израиля, Турции, Ирана, Испании, Пакистана, Республики Корея, Японии и других. С момента вступления на службу во Вьетнаме, Кобры активно применялись (и применяются) в военных конфликтах оп всему миру.

Схема вертолета Bell AH-1 Cobra

Характеристики вертолетов Bell AH-1 Cobra (модель G)

Тип ударный вертолет
Силовая установка один Lycoming T53-L-703  мощностью 630 л.с.
Полезная нагрузка 1,5 тонны вооружений
Практический потолок 3720 м
Дальность полета 507 км
Максимальная взлетная масса 4,5 тонны
Крейсерская скорость 227 км/ч
Диаметр главного винта 13,41 м
Длина 13,59 м
Высота 4,09 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=15143

AH-1 Кобра Фото. Видео. Характеристики. Вооружение

В марте 1965 г. компания «Белл» начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Модель 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»).

Предполагалось обеспечить армию США пробным вертолетом, который объединял бы в себе новый узкий фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и трансмиссию вертолета UH-1C. Опытный образец поднялся в воздух 7 сентября 1965 г.

Вертолет, обозначенный Модель 209, испытывался начиная с декабря того же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 г.

Белл АН-1 Кобра – видео

Получивший в итоге обозначение AH-1G и имя «Хью Кобра», вертолет начал поставляться в армию США в июне 1967 г., а с сентября его стали использовать в боевых действиях во Вьетнаме. Для армии США было поставлено 1127 вертолетов AH-1G, включая тренировочные TH-1G с двойным управлением.

Серийный вертолет AH-1G, ставший базовым для дальнейших модификаций, имел конструкцию одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика.

Уровень пола в отсеке стрелка (находится перед летчиком) ниже на 0.25 м. Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика, на вертолете применена усовершенствованная автономно действующая система аварийного сбрасывания окон и дверей.

Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию 23-мм снарядов.

Для планера вертолета применена окраска, способствующая уменьшению визуальной и ИК-заметности.

Крыло размахом 3,28 м, среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в плане, которое разгружает несущий винт в горизонтальном полете и несет узлы подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков. Шасси неубирающееся, лыжное, выполнено из алюминиевых сплавов, с пластиковыми обтекателями стоек. Снизу для улучшения износостойкости к лыжам крепятся накладки из стали.

Силовая установка состоит из одного турбовального ГТД, размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа и снабженного боковыми воздухозаборниками, выхлопным соплом, отклоненным вверх, на котором установлен кожух для охлаждения выхлопных газов наружным воздухом и снижения ИК-излучения.

Топливо содержится в протектированных баках емкостью 980 л, замкнутых в систему пополнения топливом расходного бака.
Электронное оборудование включает: средства связи (между членами экипажа. KB-станцию связи, станцию связи метрового диапазона), навигационную систему, приемник радиолокационного обнаружения, передатчик активных ИК-помех.

индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резервный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания.

Вооружение состоит из контейнеров с НУР со складывающимся оперением, которые подвешиваются под крылом на внешних пилонах. и универсальной турельной установки М-28, вмещающей либо два пулемета, либо два 40-мм реактивных гранатомета. Масса боевой нагрузки составляет 450 кг.

Корпус морской пехоты США закупил в 1969 г. 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта АН-1J «Си Кобра», заказанных в мае 1968 г. Экземпляры, в основном подобные армейскому вертолету AH-1G, поставлялись ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z.14) и в Израиль (6 машин).

Читайте также:  «летающая парта» – реактивный учебно-тренировочный самолет aero l-39 «albatros»

Модификации

TH-1G «Хью Кобра» — обозначение учебно-тренировочного вертолета AH-1G с двойным управлением.

AH-1J «Си Кобра» — первоначальный вариант для Корпуса морской пехоты США. оснащенный силовой установкой с двумя турбовальными двигателями Т400-СР-400 общей мощностью на валу 820 кВт/ 1100 л.с.

в номинальном режиме, но со взлетной или боевой мощностью на валу 932 кВт/1250 л.с.; с 1970 г. выпущена 271 машина, 63 из которых уже с февраля 1971 г. стали использоваться во Вьетнаме морскими пехотинцами.

AH-1Q «Хью Кобра» — 93 машины AH-1G, переоборудованные в 1973— 1974 гг. для запуска противотанковых ракет «Тоу».

AH-1R «Хью Кобра» — вариант, подобный AH-1G, но с более мощным турбовальным двигателем T53-L-703.

AH-1S «Хью Кобра» — общее обозначение, под которым существующие аппараты АН-1 были модернизированы для возможности противотанковой борьбы с помощью ракет «Тоу», а также обозначение вновь
построенных аппаратов.

Оно включает также «Модернизированные» AH-1S, которые составляют 197 машин АН-1 G и 93 машины АН-10 с усовершенствованными коробкой передач и трансмиссией, улучшенным несущим винтом, двигателем T53-L-703 и ракетами «Тоу»; 100 подобных вертолетов, под обозначением «Серийные» AH-1S, были серийными машинами с перспективной радиоэлектроникой, системами и оборудованием; 98 машин «Стрелковые» AH-1S, похожие на вертолеты «Серийные» AH-1S, но с улучшенной турелью и системой управления огнем; и 126 новых серийных машин.

AH-1F — «Модернизированный» AH-1S, вобравший в себя все лучшие качества вертолетов AH-1S, плюс перспективное навигационно-боевое радиоэлектронное оборудование и системы защиты, включающие прицельное оборудование с лазерным дальномером, ЭВМ, нашлемный прицел, систему уменьшения ИК-излучения двигателя и ИК-ловушки.

АН-1Т «Улучшенный Си Кобра» — в целом улучшенная версия вертолета AH-1J, включающая силовую установку повышенной мощности Т400 WV 402, динамическую систему вертолета Модель 214 и фюзеляж, удлиненный на 1,09 м. Построено 57 машин, оборудованных для противотанковой борьбы с применением ракет «Тоу» (начало поставок — октябрь 1977 г.).

АН-1W «Супер Кобра» — вариант на базе вертолета АН-1Т «Си Кобра». Является наиболее совершенной машиной из серии двухдвигательных вертолетов АН-1, в которую вошли также вертолеты AH-1J и вышеназванный АН-1Т. Первый полет совершил 16 ноябри 1983 г.

Первый серийный вертолет АН-1W поставлен в марте 1986 г. для Корпуса морской пехоты США.

Для продления срока службы возможна модернизация вертолета в следующие модификации: АН-1 W IWS — модификация вертолета с новой кабиной экипажа, усовершенствованной ЭВМ, цифровой картой и цветными многоцелевыми дисплеями для уменьшения загрузки летчика; AH-1BW — модификация АН-1W с четырехлопастным несущим винтом, причем две лопасти могут складываться, и новой втулкой от вертолета Белл 412. Первый полет совершил 24 января 1989 г. Взлетная масса увеличена до 7620 кг, непревышаемая скорость — до 370 км/ч, максимальная скорость — до 315 км/ч, максимальная крейсерская скорость — до 297 км/ч.

AH-1W «Веном» — развитие вертолета АН-1 BW в соответствии с требованиями к боевому вертолету для ВС Великобритании. Снабжен вооружением для эксплуатации в условиях плохой видимости, ночью и для автономной навигации.

Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок, со среднерасположенным крылом (на каждом по четыре узла подвески вооружения), двумя газотурбинными двигателями и лыжным шасси. Кабина экипажа, как и на предыдущих вертолетах серии АН-1, двухместная (стрелок сидит спереди, летчик — сзади).

Сиденья, боковые панели и наиболее ответственные элементы конструкции бронированы. Электронное оборудование управления вооружением размещено в отсеке под носовой частью. Горизонтальное оперение находится на хвостовой балке впереди вертикального стреловидного оперения, на котором расположен двухлопастной рулевой винт.

Возможна установка колес для рулежки по земле.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей мощностью по 1625 л.с., размещенных сверху фюзеляжа в горизонтальном положении и имеющих боковые воздухозаборники. Сопла имеют эжекторные устройства, снижающие температуру отработанного воздуха, что уменьшает ИК-заметность вертолета.

Топливная система состоит из двух баков (общая емкость около 1150 л), расположенных в фюзеляже. Возможна подвеска двух дополнительных топливных баков различной емкости.

Радиоэлектронное оборудование включает средства связи, навигационное оборудование (без РЛС) и системы опознавания. Вертолет оснащен электрической универсальной турельной системой с трехствольной пушкой М-197 (калибр 20 мм, скорострельность 675 выстр./мин).

Управление турелью осуществляется первым или вторым летчиком посредством нашлемного прицела или прицельного устройства в комплекте ракетного вооружения.

В противотанковом варианте вертолет может быть вооружен восьмью ПТУР «Тоу» или «Хеллфайр», в варианте для ведения воздушного боя — УР AIM-9L «Сайдуиндер» или «Стингер».

Предусматривается также подвеска двух контейнеров с пушками калибра 20 мм, НУР FFAR калибра 70 мм или НУР «Зуни» калибра 127 мм. Комплект вооружения вертолета дополняется автоматами рассеивания дипольных отражателей ALE-39 и трассеров SU-44. а также дымовых шашек.

Во время боевых операций в зоне Персидского залива Корпус морской пехоты США использовал до 50 вертолетов АН 1W. Налет отдельных машин достигал 16 ч. в сутки при коэффициенте готовности выполнения задания 92%. Поставки серийных вертолетов прекращены в 1986 г.

, однако они остаются в составе парка боевых вертолетов США (и других стран мира) и, предположительно. будут выведены из него лишь в начале XXI в.

Для продолжения срока службы вертолеты постоянно модифицируются, в частности предусматривается установка ракет класса «воздух—воздух» «Стингер» для ведения воздушного боя и оборудования для полетов ночью, а также повышения безопасности экипажа и надежности эксплуатации.

Тактико-технические характеристики Белл АН-1 Кобра

– Первый полёт: 7 сентября 1965 года
– Принят на вооружение: 1967 год

Экипаж Белл АН-1 Кобра

– 2 человека

Габаритные размеры Белл АН-1 Кобра

– Диаметр несущего винта: 13,41 м- Диаметр рулевого винта: 2,59 м- Длина с вращ. винтами: 16,18 м- Длина фюзеляжа: 13,59 м- Ширина фюзеляжа: 0,99 м- Высота: 4,09 м

– Размах крыла: 3,28 м

Вес Белл АН-1 Кобра

– Максимальная взлётная масса: 4535 кг
– Масса пустого вертолета: 2993 кг

Двигатель Белл АН-1 Кобра

– Силовая установка: 1 х Авро Лайкоминг T53-L-703
– Мощность: 1х1690 л.с.

Скорость Белл АН-1 Кобра

– Максимальная скорость: 315 км/ч- Крейсерская скорость: 227 км/ч

– Максимальная скороподъёмность: 8,22 м/с

Дальность полёта Белл АН-1 Кобра

– 510 км

Статический потолок Белл АН-1 Кобра

– 3720 м

Вооружение Белл АН-1 Кобра

– одна 20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan с 750 патронами

Боевая нагрузка – 1542 кг на 4 узлах подвески:- 8(2х4) ПТУР BGM-71 TOW и

– 2 ПУ LAU-68 или LAU-6 c 7х70-мм или 19х70-мм НУР

Возможна установка- 4 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger,- 2х8 УР воздух-поверхность AGM-114 Hellfire,- контейнеров с пушечным и пулеметным вооружением,

– 2 40-мм гранатомета

Фото Белл АН-1 Кобра

Источник: http://oruzhie.info/vertoleti/68-bell-ah-1-kobra

Белл AH-1 Кобра – южноамериканский ударный вертолет

В марте 1965 г. компания «Белл» начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Модель 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»).

Предполагалось обеспечить армию США пробным вертолетом, который соединял воединыжды бы внутри себя новый узенький фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и коробку вертолета UH-1C. Опытнейший эталон поднялся в воздух 7 сентября 1965 г.

Вертолет, обозначенный Модель 209, испытывался начиная с декабря такого же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 г.

Вертолет Белл АН-1 «Кобра» – видео

Получивший в конечном итоге обозначение AH-1G и имя «Хью Кобра», вертолет начал поставляться в армию США в июне 1967 г., а с сентября его стали использовать в боевых действиях во Вьетнаме. Для армии США было поставлено 1127 вертолетов AH-1G, включая тренировочные TH-1G с двойным управлением.

Серийный вертолет AH-1G, ставший базисным для последующих модификаций, имел конструкцию одновинтовой схемы, с управляющим винтом, одним ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, с расположенными вереницей сиденьями стрелка и летчика. Уровень пола в отсеке стрелка (находится перед летчиком) ниже на 0.25 м.

Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и наращивает место над головой летчика, на вертолете использована улучшенная автономно действующая система аварийного сбрасывания окон и дверей. Для защиты экипажа и более ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня применена облегченная железная броня.

Конструкция хвостовой балки усилена, чтоб противостоять попаданию 23-мм снарядов. Для планера вертолета использована расцветка, содействующая уменьшению зрительной и ИК-заметности.

Крыло размахом 3,28 м, среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в плане, которое разгружает несущий винт в горизонтальном полете и несет узлы подвески вооружения, контейнеров с оборудованием либо топливных баков. Шасси неубирающееся, лыжное, выполнено из дюралевых сплавов, с пластмассовыми обтекателями стоек.

Снизу для улучшения износостойкости к лыжам крепятся накладки из стали. Силовая установка состоит из 1-го турбовального ГТД, расположенного в обтекателе сверху фюзеляжа и снабженного боковыми воздухопоглотителями, выхлопным соплом, отклоненным ввысь, на котором установлен кожух для остывания выхлопных газов внешним воздухом и понижения ИК-излучения.

Горючее содержится в протектированных баках емкостью 980 л, замкнутых в систему пополнения топливом расходного бака.
Электрическое оборудование включает: средства связи (меж членами экипажа. KB-станцию связи, станцию связи метрового спектра), навигационную систему, приемник радиолокационного обнаружения, передатчик активных ИК-помех.

индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, запасный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания.

Вооружение состоит из контейнеров с НУР со складывающимся оперением, которые подвешиваются под крылом на наружных пилонах. и универсальной турельной установки М-28, вмещающей или два пулемета, или два 40-мм реактивных гранатомета. Масса боевой нагрузки составляет 450 кг.

Корпус морской пехоты США закупил в 1969 г. 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта АН-1J «Си Кобра», заказанных в мае 1968 г. Экземпляры, в главном подобные армейскому вертолету AH-1G, поставлялись ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z.14) и в Израиль (6 машин).

В предстоящем выполнялись последующие варианты.

TH-1G «Хью Кобра» — обозначение учебно-тренировочного вертолета AH-1G с двойным управлением.

AH-1J «Си Кобра» — начальный вариант для Корпуса морской пехоты США. снаряженный силовой установкой с 2-мя турбовальными движками Т400-СР-400 общей мощностью на валу 820 кВт/ 1100 л.с.

в номинальном режиме, но со взлетной либо боевой мощностью на валу 932 кВт/1250 л.с.; с 1970 г. выпущена 271 машина, 63 из которых уже с февраля 1971 г. стали употребляться во Вьетнаме морскими пехотинцами.

AH-1Q «Хью Кобра» — 93 машины AH-1G, переоборудованные в 1973— 1974 гг. для пуска противотанковых ракет «Тоу».

AH-1R «Хью Кобра» — вариант, схожий AH-1G, но с более массивным турбовальным движком T53-L-703.

AH-1S «Хью Кобра» — общее обозначение, под которым имеющиеся аппараты АН-1 были модернизированы для способности противотанковой борьбы при помощи ракет «Тоу», также обозначение вновь
построенных аппаратов.

Оно включает также «Модернизированные» AH-1S, которые составляют 197 машин АН-1 G и 93 машины АН-10 с улучшенными коробкой и коробкой, усовершенствованным несущим винтом, движком T53-L-703 и ракетами «Тоу»; 100 схожих вертолетов, под обозначением «Серийные» AH-1S, были серийными машинами с многообещающей радиоэлектроникой, системами и оборудованием; 98 машин «Стрелковые» AH-1S, похожие на вертолеты «Серийные» AH-1S, но с усовершенствованной турелью и системой управления огнем; и 126 новых серийных машин.

AH-1F — «Модернизированный» AH-1S, вобравший в себя все наилучшие свойства вертолетов AH-1S, плюс перспективное навигационно-боевое радиоэлектронное оборудование и системы защиты, включающие прицельное оборудование с лазерным дальномером, ЭВМ, нашлемный прицел, систему уменьшения ИК-излучения мотора и ИК-ловушки.

АН-1Т «Улучшенный Си Кобра» — в целом усовершенствованная версия вертолета AH-1J, включающая силовую установку завышенной мощности Т400 WV 402, динамическую систему вертолета Модель 214 и фюзеляж, удлиненный на 1,09 м. Выстроено 57 машин, оборудованных для противотанковой борьбы с применением ракет «Тоу» (начало поставок — октябрь 1977 г.).

АН-1W «Супер Кобра» — вариант на базе вертолета АН-1Т «Си Кобра». Является более совершенной машиной из серии двухдвигательных вертолетов АН-1, в которую вошли также вертолеты AH-1J и вышеназванный АН-1Т. 1-ый полет сделал 16 ноябри 1983 г.

1-ый серийный вертолет АН-1W поставлен в марте 1986 г. для Корпуса морской пехоты США.

Для продления срока службы вероятна модернизация вертолета в последующие модификации: АН-1 W IWS — модификация вертолета с новейшей кабиной экипажа, улучшенной ЭВМ, цифровой картой и цветными многоцелевыми мониторами для уменьшения загрузки летчика; AH-1BW — модификация АН-1W с четырехлопастным несущим винтом, при этом две лопасти могут складываться, и новейшей втулкой от вертолета Белл 412. 1-ый полет сделал 24 января 1989 г. Взлетная масса увеличена до 7620 кг, непревышаемая скорость — до 370 км/ч, наибольшая скорость — до 315 км/ч, наибольшая крейсерская скорость — до 297 км/ч.

AH-1W «Веном» — развитие вертолета АН-1 BW в согласовании с требованиями к боевому вертолету для ВС Англии. Обеспечен вооружением для эксплуатации в критериях нехороший видимости, ночкой и для автономной навигации.

Читайте также:  Самолет boeing 707 — краткий обзор и технические характеристики

Вертолет одновинтовой схемы, с управляющим винтом, цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок, со среднерасположенным крылом (на каждом по четыре узла подвески вооружения), 2-мя газотурбинными движками и лыжным шасси. Кабина экипажа, как и на прошлых вертолетах серии АН-1, двухместная (стрелок посиживает впереди, летчик — сзади).

Сидения, боковые панели и более ответственные элементы конструкции бронированы. Электрическое оборудование управления вооружением расположено в отсеке под носовой частью. Горизонтальное оперение находится на хвостовой опоре впереди вертикального стреловидного оперения, на котором размещен двухлопастной управляющий винт.

Вероятна установка колес для рулежки по земле.
Силовая установка состоит из 2-ух газотурбинных движков мощностью по 1625 л.с., размещенных сверху фюзеляжа в горизонтальном положении и имеющих боковые воздухопоглотители. Сопла имеют эжекторные устройства, снижающие температуру отработанного воздуха, что уменьшает ИК-заметность вертолета.

Топливная система состоит из 2-ух баков (общая емкость около 1150 л), расположенных в фюзеляже. Вероятна подвеска 2-ух дополнительных топливных баков различной емкости.

Радиоэлектронное оборудование включает средства связи, навигационное оборудование (без РЛС) и системы опознавания. Вертолет обустроен электронной универсальной турельной системой с трехствольной пушкой М-197 (калибр 20 мм, скорострельность 675 выстр./мин).

Управление турелью осуществляется первым либо вторым летчиком средством нашлемного прицела либо прицельного устройства в комплекте ракетного вооружения. В противотанковом варианте вертолет может быть вооружен восьмью ПТУР «Тоу» либо «Хеллфайр», в варианте для ведения воздушного боя — УР AIM-9L «Сайдуиндер» либо «Стингер».

Предусматривается также подвеска 2-ух контейнеров с пушками калибра 20 мм, НУР FFAR калибра 70 мм либо НУР «Зуни» калибра 127 мм. Набор вооружения вертолета дополняется автоматами рассеивания дипольных отражателей ALE-39 и трассеров SU-44. также дымовых шашек.
Во время боевых операций в зоне Персидского залива Корпус морской пехоты США использовал до 50 вертолетов АН 1W.

Налет отдельных машин достигал 16 ч. в день при коэффициенте готовности выполнения задания 92%. Поставки серийных вертолетов прекращены в 1986 г., но они остаются в составе парка боевых вертолетов США (и других государств мира) и, предположительно. будут выведены из него только сначала XXI в.

Для продолжения срока службы вертолеты повсевременно модифицируются, а именно предусматривается установка ракет класса «воздух—воздух» «Стингер» для ведения воздушного боя и оборудования для полетов ночкой, также увеличения безопасности экипажа и надежности эксплуатации.

Тактико-технические свойства AH-1S «Хью Кобра»

Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч наибольшая – 315крейсерская – 227
Статический потолок, м 3720
Дальность, км перегоночная – 577деяния – 200
Масса, кг наибольшая взлетная – 4535пустого вертолета – 2993
Габариты вертолета, м поперечник несущего винта – 13,42длина – 13,59высота – 4,12
Движок ГТД General Electric T700-GE-401, 1800 л.с.;ТВД Avko Leikoming Т53-К-703

Фото вертолета Белл АН-1 «Кобра»

Источник: http://militaryarticle.ru/vozdukh/vertolety/20703-bell-ah-1-kobra-amerikanskij-udarnyj-vertolet

Вертолет Белл АН-1 Кобра

Работы по созданию боевых вертолетов начались в США после окончания войны в Корее (1950-1953) во время которой на практике была продемонстрирована польза от применение многоцелевых и транспортных вертолетов при ведении боевых действий. В 1964 году началась новая война — во Вьетнаме, и у армии США появилась потребность в разработке нового, более приспособленного к военным действиям вертолета. За разработку такой боевой машины взялась «Белл Геликоптер Текстрон».

Еще до эскалации вооруженного конфликта фирма «Белл» в инициативном порядке провела разработку концепции боевого вертолета, в процессе которой были определены оптимальная компоновка конструкции вертолета и кабины экипажа, а также размещение стрелково-пушечного и иного вооружения.

Новые идеи были успешно проверены при испытаниях легкого экспериментального вертолета Белл Модель 207 Сиу скаут, который сам явился развитием модели OH-13S «Сиу».

При создании конструкции новой винтокрылой машины, получившей обозначение Белл АН-1 «Кобра» (Bell АН-1 Cobra), активно использовались агрегаты и системы хорошо зарекомендовавшего в эксплуатации многоцелевого вертолета «Ирокез» (Bell UH-1 Iroquois).

Первая опытная «Кобра» была построена в начале 1965 года, а 7 сентября 1965 года состоялся ее первый полет. В ноябре 1966 года был осуществлен полет предсерийного варианта вертолета.

Поставки серийных машин, получивших обозначение AH-1G, начались в июне 1967 года. В сентябре того же года они уже оказались во Вьетнаме.

 В комплект вооружения АН-1G входили пулеметы, авиапушки и ракеты, что делало машину мощным средством огневой поддержки пехоты на поле боя и эффективным средством борьбы с вражеской бронетехникой.

На первых модификациях «Кобры» использовалась турельная установка ХМ28 с двумя пулеметами «Мичиган» калибром 7.

62 мм с боезапасом в 4000 патронов или два гранатомета калибром 40 мм с 321 гранатой (или комбинация: один пулемет и один гранатомет).

Начиная со 101 — го вертолета на нем стали устанавливать систему управления подкрыльными подвесками, а со 199-го — систему управления огнем, цифровую ЭВМ и лазерный определитель дальности.

Восемь противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Тоу» подвешивались под крылом на внешних пилонах. «Кобры» широко применялись в военных действиях во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже для непосредственной поддержки наземных войск, уничтожения вражеской бронетехники, эскортирования транспортных вертолетов, проведения разведки.

Всего армии США было поставлено 1127 вертолетов AH-1G, цена которых варьировалась от 500 тыс. (первые модели) до 1,3 млн долларов. Первые модели «Кобр» впоследствии были переоборудованы. Модификация AH-1Q была предназначена для борьбы с бронетехникой.

Затраты на переоборудование одной машины достигали 1 млн долларов. В 1973 году было модернизировано восемь вертолетов. В 1974 году армия США подписала контракт на переоборудование еще 290 вертолетов, вооруженных ПТУР Тоу. АН-1S — модификация с более мощным двигателем и увеличенной взлетной массой.

Существовало множество и других модификаций АН-1.

Несмотря на то что действия «Кобр» во Вьетнаме Пентагоном были признаны успешными, потерь вертолетов избежать не удалось. Если попадание пуль калибром до 12,7 мм и отдельных малокалиберных снарядов вертолет еще выдерживал, то поражение гранатой или ракетой (в частности советской «Стрелой») гарантированно вело к гибели машины.

Наличие у вьетнамцев большого количества средств ПВО, поставленных из Советского Союза, и советских военных специалистов в совершенстве владевших этими средствами, привело к большим потерям АН-1.

 «Кобрам» приходилось летать парами для того, чтобы если одна из машин поражалась средствами ПВО, другая могла подобрать экипаж подбитого вертолета.

С целью повышения живучести «Белл» стала устанавливать на АН-1 второй двигатель. Первые четыре двухдвигательных АН-1J были отправлены во Вьетнам в феврале 1971 года. Серийное производство вертолетов АН-1 в США завершилось в 1986 году.

 АН-1 принимали участие во множестве локальных войн и конфликтов, где хорошо зарекомендовали себя, особенно при действии в условиях слабой или, в значительной мере, подавленной ПВО противника.

Так, во время арабо-израильской войны в Ливане в 1982-м году Израиль использовал в боевых действиях против Сирии и Организации освобождения Палестины 12 вертолетов AH-1S и 30 MD-500, вооруженных ПТУР «Тоу». За время боевых действий эти вертолеты совершили 130 боевых вылетов и подбили 29 танков. 22 БТР и 30 грузовиков.

Им даже удалось сбить один сирийский вертолет SA-342 Газель. Применялись АН-1 и в войне с Ираком в 1991 году совместно с более современным американским вертолетом АН-64 «Апач», где «Кобры» понесли гораздо меньшие, чем «Апачи», потери.

    1957      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/bell-an-1-kobra/

Вертолет AH-1G Huey Cobra. Описание. Характеристики. Фото

Опыт войны в Корее открыл колоссальный потенциал вертолетов в военном деле. Одним из аспектов такого применения винтокрылых машин была возможность их использования в качестве штурмовиков.

У американцев уже был вариант UH-1, на котором устанавливалось пулеметное вооружение и НАР.

Однако конструкторы и военные понимали, что армии нужен не только вооруженный десантный, но и ударный вертолет.

Создание вертолета.

В начале 60-х ряд авиационных фирм США начали разработку боевого винтокрыла. Наиболее впечатлил военных YAH-56 «Шайен» фирмы «Локхид», но из-за дороговизны и сложности конструкции его серийное производство отложили на неопределенное время.

Шла война во Вьетнаме, американское командование решило не тянуть время и в декабре 1964 г. поручило фирме «Белл» разработать ударный вертолет в кратчайшие сроки.

Заказ был выполнен и в сентябре этого же года начались летные испытания UH-1H, вертолет был принят на вооружение под обозначением AH-1G «Хью Кобра».

Составляющие вертолета

При разработке вертолета конструкторы пошли кратчайшим путем: «Кобра» является глубокой модернизацией UH-1 в сочетании с некоторыми особенностями конструкции опытного вертолета Модель 207 «Сиукс Скаут».

Расположение двигателя, хвостовую балку, трансмиссию и несущий винт (с небольшими изменениями) полностью позаимствованы у UH-1. В тоже время фюзеляж стал значительно уже, что способствовало увеличению скорости.

Значительным изменениям подверглась его передняя часть. Кабины пилота (сзади) и стрелка (впереди) были расположены тандемом. Конструкция фонаря обеспечивала хороший обзор.

После некоторых сомнений на вертолете решили оставить лыжное шасси, поскольку благодаря конструкции фюзеляжа он так обладал требуемой скоростью. Удачным было расположение вооружения.

Шестиствольный M134 «Миниган» размещался в турели под кабиной, а по бокам фюзеляжа имелись четыре пилона, на которых можно было устанавливать дополнительные пулеметы, 20-мм пушки, гранатометы, НАР и ПТУРы.

Шестиствольный M134 «Миниган».

Боевое применение

В августе 1967 г. первые «Кобры» были доставлены во Вьетнам. Их боевое применение началось с октября и оказалось очень результативным. Настоящее признание в американских войсках они получили во время наступления вьетконговцев в январе 1968 г. Основными задачами этих вертолетов было уничтожение живой силы противника, боевых катеров, ДОТов и легкой техники.

Варианты окраски

«Кобры» также занимались сопровождением десантных  UH-1. Обладая большей огневой мощью, они уничтожали средства ПВО в случае их обнаружения. Столкнувшись с тяжелой бронетехникой советского производства, американские пилоты ощутили недостаточную эффективность НАР и авиационных пушек. Для исправления ситуации вертолеты оснастили ПТУР «Тоу».

Неприятным сюрпризом со стороны вьетконговцев стали советские ПЗРК «Стрела». Среди «Кобр», отличавшихся хорошей живучестью, появились потери. Для устранения данной угрозы конструкторы изменили конструкцию системы отвода горячих газов. Теперь коленчатая труба отводила их вверх, в строну несущего винта, где сильный поток воздуха моментально рассеивал их.

Советские ПЗРК «Стрела».

Характеристики

Максимальный взлетный вес 4536 кг. Максимальная скорость 315 км/ч. Максимальная скороподъемность 8,22 м/с. Статический потолок 3720 м. 

Полные характеристики 

Вертолеты

Avia.pro

Источник: http://avia.pro/blog/vertolet-ah-1g-huey-cobra-opisanie-harakteristiki-foto

Американский основной ударный вертолет AH-1W Super Cobra (Sea Cobra)

Белл AH-1 «Си Кобра» и «Супер Кобра»(англ. Bell AH-1 Sea Cobra, Super Cobra) — семейство американских двухдвигательных боевых вертолётов, созданных на базе однодвигательного AH-1 «Кобра». Включает модификации AH-1J и AH-1T «Си Кобра», AH-1W «Супер Кобра». В настоящее время AH-1W является основным ударным вертолётом Корпуса морской пехоты США.

История создания

На арендных условиях корпус морской пехоты США в ноябре 1979-го предоставил фирме «Белл» вертолет АН-1Т. В течение нескольких последующих месяцев его значительно модернизировали. К апрелю 1980-го работы на вертолете были закончены и начались его летные испытания, которые прошли успешно.

Новый вариант вертолета оправдал надежды своих разработчиков. Но заказа от флота не последовало, собственные средства фирмы, выделенные на программу модернизации, были израсходованы, и в 1981-го “Си Кобру”, если можно так выразиться, размодифицировали в исходный вариант АН-1Т и вернули флоту.

Руководство фирмы не смирилось с поражением, тем более, что поражение было не техническое, а экономическое. На протяжении двух лет предпринимались отчаянные попытки лоббирования новой модели “Си Кобры” на самом высоком уровне. Дело дошло до президента США Рейгана и командующего ВМС адмирала Лемана.

Менеджеры фирмы “Белл” добились своего: в конце 1982-го сенат выделил средства на доработку и квалификационные испытания двигателей Т700 с последующей установкой на 44 вертолетах AH-1T.

Как и в случае с самой первой “Коброй” – АН-1G, на руку фирме было и международное положение, и политика США в горячих точках.

В конце 1960-х – это был Вьетнам, на рубеже 1970-1980-х самым горячим местом для США стал Средний Восток, Персидский залив. Климатические условия Персидского залива также были горячие, вот тут-то и сказался недостаток мощности двигателей Т400, установленных на AH-1T.

Морякам пришлось пересмотреть свои взгляды на экономию финансов за счет модификации “Си Кобр”, и в ноябре 1983-го первый демонстрационный вертолет АН-1Т+ “Супер Кобра” поднялся в воздух с заводского аэродрома фирмы “Белл”.

На 1987-й были запланированы сравнительные летные испытания “Си Кобры” и “Си Апача”. На фирме “Белл” развернулась лихорадочная деятельность по созданию варианта “Си Кобры”, который мог бы конкурировать с пока еще мифическим “Си Апачем”.

В результате получился AH-1W – наиболее совершенный на сегодняшний день, серийно выпускавшийся вертолет знаменитого семейства “Кобр”.

Читайте также:  Секира – многофункциональный боевой топор с магическим прошлым

“Белл” опять играл на опережение. Заказ на поставку флоту 22 вертолетов AH-1T+ “Супер Кобра”, переделанных из AH-1T, и на 22 вновь построенных уже лежал в портфеле фирмы, работы были запланированы на 1984-1985 годы.

Применение мощных двигателей дало ожидаемый эффект: на высоте 900 м полностью заправленный АН-1Т+ свободно зависал с восемью ПТУР “Toy” и полным боезапасом к пушке.

Однако для победы в пока еще заочном соревновании с “Апачем” этого было мало, требовалось пересмотреть состав бортовой электроники и вооружения.

В состав бортового вооружения были интегрированы ПТУР “Хеллфайр” с лазерным наведением, противорадиолокационные УР “Сайдарм”, УР ╚воздух-воздух╩ AIM-9L “Сайдуиндер”, пушка была квалифицирована для стрельбы бронебойными снарядами “Фаланкс” с урановыми сердечниками. Члены экипажа получили нашлемные дисплеи фирмы “Кайзер Электронике”, подобными дисплеями оснащены армейские “Кобры” AH-1F.

Разработка более совершенной, чем планировалось вначале, модели, отодвинуло срок принятия вертолета на вооружение примерно на год. Изменения коснулись радиосвязного оборудования: радиостанцию AN/ARC-159 заменили на более мощную AN/ARC-182.

Особое внимание было уделено пассивным средствам защиты: на сопла двигателей установили новую систему уменьшения ИК излучения, на фюзеляже смонтированы разбрасыватели ИК ловушек SUU-4 и разбрасыватели дипольных отражателей ALE-39, дымовые гранаты М 118. Одним из важнейших требований к новой модели было обеспечение всепогодности вертолета.

Первым шагом стало применение экипажем очков ночного видения, а поскольку спектр излучения, воспринимаемый очками, отличается от спектра, который воспринимает человеческий глаз (именно на восприятие глазами рассчитаны приборные доски), пришлось доработать приборное оборудование кабин летчика и стрелка, чтобы показания приборов можно было свободно читать как в очках, так и без них.

Тем временем, конкурс между “Си Апачем” и “Супер Коброй” канул в небытие.
Первый вертолет AH-1W был передан флоту для семимесячной программы квалификационных испытаний в марте 1986-го, вскоре за ним последовал второй, который был предназначен для трехмесячных испытаний на электромагнитную совместимость бортовых систем.

В октябре того же года вертолеты “Супер Кобра” поступили на вооружение смешанной легкой/ударной эскадрильи HML/A-169, дислоцировавшейся в Кэмп-Пэндлтоне. Вскоре вертолеты поступили на вооружение. Всего в строевые подразделения корпуса морской пехоты было поставлено 154 вертолета АН-1W. В 1992-м еще 36 “Супер Кобр” поступили на вооружение еще нескольких эскадрилий.

Заинтересованность в новой модели “Кобры” проявили и за пределами США. Армия Турции закупила пять вертолетов AH-1W в 1990-м и пять в 1993-м, турки не против прикупить еще немного “Супер Кобр”, но этим планам воспротивился конгресс США. Турецкие “Кобры” активно используются для борьбы с курдами в Северном Ираке.

Параллельно с поставками серийных вертолетов подразделениям корпуса морской пехоты велись работы по оснащению вертолетов системами ночного видения. В 1988-м две “Супер Кобры” были оснащены системами FLIR израильской разработки.

Собственно название FLIR, ставшее нарицательным для подобных вертолетных систем, относится к системе ночного видения только вертолета AH-64, а система “Супер Кобры” называется NTS. Приборные доски на этих вертолетах были сделаны по последней авиационной моде, вместо круглых и ленточных шкал – многофункциональные индикаторы на ЭЛТ.

На серийные вертолеты новинки начали внедрять с 1992-го. В следующем году первые 25 “Супер Кобр” были оснащены системой NTSF-65 (система NTS с интегрированной в нее прицельной системой М-65 ПТУР “Toy”). Планируется доработать все вертолеты AH-1W корпуса морской пехоты.

Ведутся работы и по усилению вооружения “Супер Кобр”, в августе 1990-го с вертолетов были проведены испытательные пуски УР “воздух-поверхность” AGM-65D “Майверик”, которые прошли успешно.

Понятно, что все эти улучшения не прошли бесследно для массы вертолета. Подобно ребенку, летательный аппарат с момента рождения начинает набирать вес, но если у хороших родителей ребенок набирает в весе быстро, то у хороших конструкторов, их “дите” растет медленно, но все-таки растет.

В вертолете AH-1T возможности нового несущего винта по увеличению подъемной силы не позволяли реализовать двигатели, установка новых движков перевернула ситуацию. Двухлопастный несущий винт, верой и правдой служивший на белловских вертолетах с 1947-го, винт, ставший визитной карточкой фирмы, себя исчерпал.

“Супер Кобра” выбрала все резервы массы, заложенные в первоначальную конструкцию, дальше увеличивать подъемную силу несущего винта, удлиняя размах и хорду лопасти, уже нельзя.

Такая картина была не только с “Супер Коброй”, но и со многими гражданскими вертолетами фирмы, поэтому с середины 1980-х годов начала проводиться обширная исследовательская программа по созданию четырехлопастного бесшарнирного несущего винта нового поколения, базового для всех вертолетов с маркой “Белл”. Новый винт был установлен и на “Супер Кобру”, вертолет получил индекс 4BW.

Летные характеристики резко улучшились, в ходе летных испытаний летчики совершали бочки, ранее на “Кобрах” не выполнявшиеся.
Особое место в боевой карьере морских вертолетов-штурмовиков занимает операция “Щит пустыни” – боевые действия многонациональных сил во главе с США против Ирака в 1991-м. В операции против армии Саддама Хусейна приняли участие все четыре вертолетные эскадрильи корпуса морской пехоты, оснащенные “Супер Кобрами”.

Вертолеты были переброшены в Саудовскую Аравию на военно-транспортных самолетах и на транспортных судах. В ходе боевых действий морские винтокрылые штурмовики успешно конкурировали с давними соперниками – армейскими вертолетами “Апач” в общем деле: уничтожении иракских танков.

По американским данным, “Супер Кобры” записали на свой боевой счет около 1000 уничтоженных иракских танков, но надо помнить, что янки очень большие фантазеры, когда дело касается потерь противника. Сразу надо сказать, что поставленные задачи вертолеты – штурмовики, и “Супер Кобры”, и “Апачи” выполнили.

HML/A269 действовала на северо-западе Саудовской Аравии, HML/A-267 и 367 – в районе ирако – кувейтской границы. 24 февраля 1991-го, после многонедельной авиационной подготовки началось наступление сухопутных войск многонациональных сил. В воздухе потемнело от вертолетов.

Так, 101-ю воздушно-десантную дивизию прикрывали без малого 300 винтокрылых машин – “Чинуки”, “Апачи”, “Блэк Хоуки” и, конечно, ветераны вертолетных войн – “Кобры”.

Условия не располагали к легкой прогулке: жара, песчаные бури, из-за дыма от горящих нефтяных скважин и хранилищ экипажам вертолетов даже днем приходилось пользоваться очками ночного видения.

ПВО Ирака отнюдь не была подавлена, как об этом сообщалось в газетах и по ТВ, у Саддама оставалось достаточно “Шилок”, не говоря о 12,7-мм ДШК, чтобы нанести чувствительные потери вертолетчикам.

В районе авиабазы Джабер правый фланг дивизии морской пехоты США атаковали танковая и механизированная бригады армии Ирака. Контрудар был сорван массированным огнем дивизионной артиллерии и “Супер Кобрами”. Вертолеты уничтожили около 30 единиц боевой техники.

“Супер Кобры” из HML/A-269 взаимодействовали с армейскими вертолетами OH-58D AHIP. Вместе применять “Кобры” и “Кайовы” заставила обстановка, облака черного дыма от пылающих нефтяных скважин стерли разницу между днем и ночью.

Очки ночного видения не могли сравниться с мощной системой ночного видения FLIR, “Супер Кобра” – это в первую очередь дневной вертолет.

Взаимодействие с самой совершенной моделью “Кайовы”, оснащенной системой ночного видения и точной навигационной системой, значительно повысило эффективность боевого применения “Кобр”. Вооружение “Супер Кобр” обычно включало по восемь ПТУР “Toy” 2 или “Хеллфайр”, осветительные ракеты и две УР “Сайдуиндер”, – побаивались американцы иракских истребителей, реже подвешивались блоки НАР или контейнеры с пушками.

Зимой 1992-1993 годов десантный корабль-док “Триполи” поддерживал действия американских войск из состава сил ООН в Сомали. На его борту находились и “Супер Кобры”.

Их участие в боевых действиях свелось к рутинному эскортированию армейских “Блэк Хоуков” и “Си Найтов” корпуса морской пехоты, летавших между столицей страны и вертолетоносцем. В отличие от сухопутных AH-1F непосредственного участия в боевых действиях они не принимали.

Если карьеру армейских “Кобр” можно считать законченной, то в морской пехоте ветеранам еще служить и служить, реальной замены “Супер Кобрам” в обозримом будущем не предвидится (существуют проекты ударных ЛА на базе конвертируемого транспортного летательного аппарата “Белл” V-22, но пока это все еще планы).

При нынешней политической ситуации в мире, музыку во многом заказывают США, а непосредственным исполнителем часто выступает корпус морской пехоты. Куда идет морская пехота? Ирак, Сомали, Босния, кто следующий? Вместе с пехотинцами и боевые вертолеты.

Конструкция вертолета

Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, с узким поперечным сечением и удлиненной носовой частью. Кабина экипажа двухместная (стрелок сидит спереди, летчик ≈ сзади).

Для защиты экипажа сиденья и боковые панели выполнены из брони NOROC, предусмотрена также защита наиболее ответственных элементов конструкции. В отсеке под носовой частью размещено электронное оборудование управления ПТУР “Toy”. Стреловидное вертикальное оперение является пилоном рулевого винта.

Стабилизатор размахом 2.11м с перевернутым профилем установлен на хвостовой балке впереди вертикального оперения. Крыло размахом 3.23 м среднерасположенное, стреловидное используется для внешней подвески вооружения на четырех узлах, каждый из которых рассчитан на крепление грузов массой 308 кг.

Шасси неубирающееся лыжное, колея 2.13м. Возможна установка колес для рулежки по земле. Несущий винт двухлопастный, использован от вертолета Bell 214, но имеет лопасти с увеличенной до 0.84м хордой и стреловидными законцовками. Втулка имеет эластомерные подшипники “ластофлекс” и тефлонные подшипники.

Лопасти несущего винта имеют лонжерон из алюминиевого сплава с накладкой из нержавеющей стали.

Рулевой винт двухлопастный, аналогичный рулевому винту вертолета Bell 214, но имеет увеличенные диаметр до 2.97м и хорду лопастей до 0.305м. Передаточное отношение рулевого винта к двигателю 1:13.708.


Силовая установка

Два двигателя General Electric T700-GE-401 установлены сверху фюзеляжа в горизонтальном положении. Воздухозаборники боковые. Сопла снабжены эжекторными устройствами для уменьшения уровня ИК-излучения. Двигатели имеют общий редуктор от вертолета Bell 214ST. Сухая масса двигателя 194кг.

Топливная система

В фюзеляже расположены два топливных бака общей емкостью 1153л. Возможна установка двух дополнительных топливных баков емкостью по 378л или 296л. Топливозаправочная горловина находится с левой стороны фюзеляжа, за кабиной экипажа.

Емкость маслобаков 19л. Управление обеспечивается с помощью трех независимых гидравлических систем с давлением 20.7МПа.
Электрическая система включает два генератора постоянного тока (28В, 400А) две батареи (24В, 34.

5 А*ч) и 5 преобразователей.

Радиоэлектронное оборудование состоит из станции управления дециметрового диапазона AN/ARC-159 (V) 1, тактической станции с ЧМ AN/ARC-159 (V) 1, переговорного устройства AN/AIC-18, системы Такан AN/ARN-84 (V), радиокомпаса дециметрового диапазона AN/ARA-50, гирокомпаса AN/ASN-75B, радиокомпаса AN/ARN-83, радиовысотомера AN/ARN-171 (V), системы опознавания AN/ARX-72 и маяка-ответчика AN/ARN-154 (V). Предусмотрена возможность установки шифратора TSEC/KY-28 для системы связи и ЭВМ K1T-1A-TSEC Мк.XII. Дополнительное оборудование включает разбрасыватели ИК-ловушек SUU-4, дымовые гранаты М118, разбрасыватели дипольных отражателей ALE-39.

Вооружение

Под крылом могут подвешиваться 8 ПТУР “Toy” или 8 ПТУР “Хеллфайр”; 76 НУР калибром 70мм, 4 бомбы GBU-55B, 2 бомбы Мк.77, два контейнера GRU-2A с пушками калибром 20мм или 16 НУР “Зуни” калибром 127мм. Возможно использование 4 УР класса “воздух≈воздух” AIM-9 “Сайдуиндер”. Встроенное вооружение вертолета включает трехствольную пушку М197 калибром 20мм с боезапасом 750 снарядов.

Вертолет со взлетной массой 6320кг и с полным запасом топлива сможет взлетать с площадки на высоте 1220м при температуре 35╟С, совершать полет при радиусе действия 185км, патрулировать в течение 30мин с последующей атакой в течение 20мин, вернуться на базу с 20-минутным резервом топлива; вооружение составит 4 ПТУР “Toy”, 2 ПТУР “Хеллфайр”, 2 УР AIM-9 “Сайдуиндер” и пушка калибром 20мм с боезапасом 300 снарядов. Расчетные характеристики при взлетной массе, соответствующей моменту начала атаки: скороподъемность 3.82м/с, практический потолок при одном работающем двигателе 2740м, перегрузка в установившемся развороте 2.6 при скорости 264км/ч на режиме максимальной продолжительной мощности двигателя.

С 8 ПТУР “Хеллфайр”, 2 УР “Сайдуиндер” и пушкой калибром 20мм с боезапасом 750 снарядов и 50% запасом топлива вертолет будет иметь крейсерскую скорость 265км/ч на уровне моря, дальность 610км на высоте 920м и статический потолок без учета влияния земли 3050м. Скорость “броска” на уровне моря без внешних подвесок 300км/ч может сохраняться в течение 30 мин.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/27382.html

Ссылка на основную публикацию