Все особенности бомбардировщика су-24

Су-24: история и технические характеристики легендарного бомбардировщика

Модернизированный Су-24 — основная ударная сила ВКС РФ в Сирии. Всего на российской авиабазе Хмеймим в данный момент базируются 12 Су-24М.

В западном мире самолёт прозвали Fencer («Фехтовальщик»), так как его вытянутый нос напоминают шпагу. Основная боевая задача «Сушки» — наносить ракетно-бомбовые удары, в том числе на малых высотах.

RT приводит технические характеристики и историческую справку боевого применения Су-24.

Разработка Су-24 началась в 1963 году в Опытно-конструкторском бюро имени П. О. Сухого, а первый полёт был произведён 17 января 1970 года.

Су-24 является высокопланом — крылья самолёта крепятся к верхней части фюзеляжа. А крыло с изменяемой стреловидностью помогает лучше управлять «Сушкой» на высоких и на низких скоростях. В кабине есть места для лётчика и штурмана, которые сидят плечом к плечу и могут управлять машиной вместе.

Цифровую начинку составляет прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» с несколькими радиолокационными станциями, которые позволяют самолёту самостоятельно следовать выбранному маршруту и возвращаться на аэродром. Дополнительно можно активировать специальный режим, с помощью которого Су-24 может лететь на малой высоте и без помощи пилота огибать различные препятствия на местности.

На бомбардировщике установлены два турбореактивных двигателя с тягой на форсаже 11500 кгс каждый.

При установке двух дополнительных топливных баков ёмкостью 3000 л каждый к основному (11,700 л) дальность полёта ограничивается 2850 км.

Су-24 может достигать скорости в 1700 км/ч и подниматься на максимальную высоту в 11500 м.

Модификации

Су-24М — модифицированный самолёт с новой прицельно-навигационной системой «Тигр». Первый полёт совершил в 1976 году.

Су-24М фото (с) РИА Новости

Су-24МП — постановщик помех. Всего было выпущено 10 самолётов. Первый полёт — в 1979 году.

Су-24МП фото (с) Минобороны РФ

Су-24МР — самолёт-разведчик. Всего было выпущено 130 самолётов. Первый полёт был совершён в 1980 году.

Су-24МР фото (с) Википедия

Су-24МК — экспортный вариант Су-24М. Первый полёт совершил в 1987 году.

Су-24МК фото (с) Оружие России

История боевого применения

Последний Су-24 был выпущен в 1993 году. Более чем за 20 лет производства он успел занять важное место в советской, затем российской и в конце концов мировой авиации — он успешно продавался за рубежом.

Су-24 состоит на вооружении у России, Украины, Алжира, Узбекистана, Ирана, Сирии, Анголы, Казахстана и Азербайджана. Со временем отказались от его использования Белоруссия, Ирак и Ливия.

Эти самолёты участвовали во множестве войн и конфликтов. Первые боевые вылеты были сделаны во время Афганской войны (1979 — 1989). Азербайджан применял «Сушки» в ходе Карабахского конфликта. Во время гражданской войны в Таджикистане один Су-24 был сбит.

Чаще всего российская авиация использовала Су-24 во время двух чеченских войн и во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году. В последнем, по данным пилота, совершавшего боевые вылеты, Россия потеряла один бомбардировщик.

Су-24 терпел крушение в ходе гражданской войны в Ливии в 2011 году и во время войны на Украине в 2014 году — два было сбито с земли, ещё у одного отказало оборудование. 23 сентября 2014 года Израиль сбил сирийский Су-24 американской ракетой, так как тот вторгся в его воздушное пространство.

Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»Самолет Авиация Бомба Сирия

Источник: https://russian.rt.com/article/132305

Сухой Су-24. История, фото, видео, характеристики

Разработчик  ОКБ Сухого
Первый полет  1970
Единиц произведено (1971-1993)  1400

Су-24 (классификация НАТО: Fencer) – советский/российский фронтовой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1960-х годов.

История Су-24

В конце 1950-х годов, на вооружение ВВС СССР был принят бомбардировщик Су-7Б на базе которого было принято решение создать специальный бомбардировщик для прицельного уничтожения малоразмерных целей.

Со-временем задачи самолета менялись: к 1963 году был нужен самолет, способный прорываться на большой скорости и малой высоте ПВО противника и, при этом иметь укороченные взлет/посадку.

К 1965 году в новой концепции произошли изменения – из-за большого размера РЛС «Орион» экипаж расположили не тандемом, а рядом.

В 1967 году прототип Т-6 с экипажем Ильюшина совершил первый полет. Внедрение нового двигателя АЛ-21Ф удалось достичь характеристик укороченного взлета/посадки. Тогда же начались работы по внедрению на самолете концепции крыла изменяемой стреловидности.

Самолет с новым крылом взлетел в 1970 году, тогда же он получил официальное название Су-24. На проведение доводки и испытаний машины ушло несколько лет.

Причиной сдвижек графиков стали, в основном, «детские болезни» самолета, в котором было реализовано большое количество революционных на тот момент технологий и методик. Самолет был принят на вооружение в 1975 году.

Су-24 выпускался на заводах Сухого в Новосибирске (ныне, НАПО) и в Комсомольске-на-Амуре (ныне, КнАЗ). Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

Конструкция Су-24

Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности.

В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40—50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Модификации

  • Су-24 — базовая модификация самолета.
  • Су-24М — модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
  • Су-24МП — постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов.
  • Су-24МР — самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.
  • Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
  • Су-24М2 — современная модернизация. Установлена новая навигационная система, позволяющая осуществлять длительный полёт на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.

Видео Су-24 : Видео бреющего полета бомбардировщика

Боевое применение Су-24

В течение войны в Афганистане (1979-1989) самолеты применялись ограниченно, так как более легкий и простой Су-25 в бомбежках мелких групп боевиков был эффективнее тяжелого бомбардировщика. Су-24 работали только с советских военных баз и потерь не понесли.

Во время войны в Персидском заливе (1991, Буря в пустыне) большинство самолетов ВВС Ирака эвакуировались в Иран (там и остались), оставшиеся были разбомблены авиацией США на аэродромах.

Во время войны в Нагорном Карабахе около десятка Су-24М применялись Азербайджаном для нанесения ударов по армянским городам и войскам, однако, из-за низкого уровня подготовки летчиков и плохого технического состояния, бомбардировки были неэффективны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолётов.

Один ливийский самолет был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.

Используется украинской армией в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году, при этом один из самолетов был поврежден в результате попадания ракеты, выпущенной из ПЗРК, еще один — сбит 20 августа в районе н.п. Новосветловка Луганской области.

Используется сирийскими ВВС в гражданской войне. 23 сентября 2014 года, ракетой Пэтриот сбит Су-24 вторгшийся на 800 метров в воздушное пространство Израиля.

На вооружении

Состоит на вооружении

  • Россия  — 124 единицы разных модификаций по состоянию на 2012 год.
  • Украина  — 33 Су-24М и МР (+55 на хранении) по состоянию на 2013 год.
  • Алжир  — 34 Су-24М/Су-24МК и 4 Су-24Е, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан  — 23 Су-24, по состоянию на 2010 год
  • Иран  — 30 Су-24MK по состоянию на 2010 год
  • Сирия  — 19 единиц, по состоянию на 2010 год
  • Ангола  — 12 единиц, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан  — 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год
  • Азербайджан  — 1 самолет, по состоянию на 2010 год

Схема Су-24

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Су-24

Тип Фронтовой бомбардировщик
Силовая установка два ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-ФЗ по 11,2 тс на форсаже
Максимальная боевая нагрузка 7 тонн
Практический потолок 11 000 м
Дальность полета 3 055 км
Максимальная взлетная масса 39,7 т
Максимальная скорость 1700 км/ч
Размах крыла (изменяющаяся стреловидность) от 10.37 до 17.64 м
Площадь крыла (изменяющаяся стреловидность) от 51,02 до 55,16 кв. м
Длина 22,67 м
Высота 5,92 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=11112

Что необходимо знать о бомбардировщике СУ-24

В 1970 году в воздух поднялся первый борт фронтового бомбардировщика Су-24. Историю его создания и летных испытаний нельзя назвать безоблачной, но на выходе получилась машина, которой Россия гордится и сегодня.

Создание Су-24 — история инноваций. Впервые в истории советской авиации разрабатывался не самолет, а авиационный комплекс – заново проектировалась машина, двигатели для нее и вооружение. Бортовое оборудование также создавалось как комплекс.

Новый Су разрабатывался вокруг первой комплексной системы авиационного электронного оборудования Советского Союза с бомбоприцелом, системой управления вооружением и навигационным комплексом, связанными с помощью компьютера.

Су-24 являлся также первым советским самолетом, оснащенным катапультируемым при нулевой скорости и нулевой высоте креслом К-36Д, он имел командную систему катапультирования, которая могла быть приведена в действие любым членом экипажа.

Создание инновационной машины не могло быть безаварийным. В случае с Су-24 аварии преследовали проект одна за одной. Это было связано с применением новых материалов и технологий.

Так, при сдаче одного из первых серийных самолетов из-за того, что лопатки компрессора вытянулись под действием нагрузок и чиркнули по корпусу возник титановый пожар. В месте касания температура мгновенно подскочила и в условиях избытка кислорода металл вспыхнул.

При горении титана температура достигает 3000 градусов по Цельсию, это и привело к быстрому разрушению самолета. Экипаж покинул машину, но штурман при этом погиб. Су-24 считается сложной для пилотирования машиной. Уже при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М.

После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5-6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации

Высокая аварийность Су-24 предполагала создание новых систем безопасности, которые опять же были инновационными.

Так, впервые в отечественной практике для двухместных самолетов такого класса, на Су-24 была применена схема расположения экипажа «рядом» и новые унифицированные катапультные кресла типа К-36Д, обеспечивающие спасение во все диапазоне высот и скоростей полета, включая взлетно-посадочные режимы.

Читайте также:  Крылатые и баллистические ракеты – «фау-1» и «фау-2»

Су-24 создавался в условиях повышенной секретности. Первое официальное заявление о существовании в СССР нового ударного самолета было сделано председателем комитета начальников штабов вооруженных сил США адмиралом Томасом Мурером только в начале 1974 года.

Первые публикации о Су-24 в зарубежной печати появились в 1976 году, но это были догадки и теоретические рассуждения о возможностях самолета, которому было присвоено кодовое обозначение НАТО «Fencer» (фехтовальщик), отталкивающиеся от информации о западных аналогах (F-111 и «Торнадо»).

До середины 80-х годов ни одна фотография Су-24 не попадала на страницы открытой печати. Рассекречивание самолета связано с участием машин в Афганской войне.

Су-24МР не имеет среди зарубежных фронтовых разведчиков аналогов по комплексности получаемой развединформации.

Например, на самолетах RF-4C, составляющих основу тактической разведывательной авиации ВВС США, используются ИК станция AN/AAS-18, РЛС бокового обзора AN/APQ-102, несколько АФА для плановой и перспективной съемки с больших и малых высот.

Для радиотехнической разведки используются подвесные системы AIL AN/ALQ-61 или Литтон AN/ALQ-125, но отсутствуют средства лазерной и радиационной разведки. Американский разведчик, более легкий и с крылом фиксированной стреловидности, существенно уступает Су-24МР в дальности полета и скорости на малых высотах.

Весной 1984 года Су-24 получил боевое крещение в Афганистане. «Чистые» Су-24 из 149-го Гвардейского Краснознаменного и Су-24М из 149-го бомбардировочных авиаполков приняли участие в апрельском ударе по «логову» Панжшерского Льва Ахмад-Шаха Масуда.

Су-24 оказался единственной машиной фронтовой бомбардировочной авиации, способной нести особо мощные «фугаски» калибра 1500 кг.

Афганская операция 1984-го года подтвердила очевидные преимущества суховского бомбардировщика — возможность работы по удаленным целям с тыловых баз и высокую всепогодность.

Суммарный серийный выпуск самолетов типа Су-24 составил около 1400 самолетов. К настоящему моменту времени самолеты Су-24/Су-24М, являясь единственным современным отечественным типом фронтового бомбардировщика, составляют основу ударной составляющей фронтовой авиации ВВС РФ и Украины.

Источник: http://russian7.ru/post/chto-neobkhodimo-znat-o-bombardirovs/

Су-24

Су-24
Тип: Фронтовой бомбардировщик
Разработчик: ОКБ Сухого
Производитель: НАПО им. В.П. Чкалова (Новосибирск)
Главный конструктор: Е. С. Фельснер
Первый полёт: 17 января 1970 года (Т6-2И)
Начало эксплуатации: 4 февраля 1975 года
Статус: Эксплуатируется
Основные эксплуатанты: ВВС РоссииВВС Украины
Годы производства: 1971-1993
Единиц произведено: ~1400

Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фенсер — англ. Фехтовальщик) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Первый полёт совершил 17 января 1970 года. Принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М, МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году.

Конструкция

Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности.

В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений — 16° на взлёте и при посадке, 36° в крейсерском дозвуковом полёте, 45° при боевом маневрировании и 69° при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.

На самолёте установлены два ТРДДФ АЛ-21Ф-31 с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40–50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 17 100 м.

Некоторые технические решения при проектировании Су-24 были позаимствованы у американского истребителя-бомбардировщика F111.

Модификации

  • Су-24М, установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», первый полёт в 1976 г.Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием препятствий на высоте от 50м
  • Су-24МП, первый полёт в декабре 1979 (постановщик помех). Выпущено 10 самолетов.
  • Су-24МР, первый полёт в сентябре 1980 (самолёт-разведчик). Выпущено 130 самолетов.
  • Су-24МК, первый полёт в 1987 г., экспортный Су-24М.
  • Су-24М2, первый полёт в 2001 г. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30–50 м (кратковременно — 10–30 м).

Операторы

  • Россия 335 Су-24М,30 Су-24М2, 100 Су-24МР на 2010 год
  • Украина 36 Су-24М в войсках (всего около 80), 23 Су-24МР на 2010 год
  • Алжир 38 на 2010 год
  • Белоруссия 35 на 2010 год
  • Узбекистан 34 на 2010 год
  • Иран 30 на 2010 год
  • Сирия 20 на 2010 год
  • Ангола 12 на 2010 год
  • Казахстан 12 на 2010 год
  • Азербайджан 5 на 2010 год

Зимой 1992 года, почти сразу после распада СССР, 6 самолетов, взлетев с авиабазы в Украине, перелетели в Россию вместе со знаменем части, однако летчиков за такой поступок не удосужились наградить.

Боевое применение

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.

Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).

Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008). В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминаются, однако часть экспертов указывает на потерю двух самолётов этого типа

Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.

Аварии и катастрофы

Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М.

После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф.

По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.

В 2000—2008 гг. в России разбилось 11 самолётов Су-24/24М.

В 2006 году в России разбилось три Су-24 — в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором — из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем из-за потери экипажем ориентировки в пространстве в условиях плохой видимости.

23 августа 2007 года в Хабаровском крае разбился Су-24. Лётчики успешно катапультировались. Сразу же после аварии главком ВВС России временно приостановил все полёты самолётов данного типа до выяснения причин аварии.

19 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться.

В июне 2009 года разбились сразу два самолёта. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. На земле жертв и разрушений не было.

Начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота. 19 июня в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился ещё один Су-24. Оба лётчика катапультировались.

Падение самолета было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление.

17 февраля 2010 года в 13.00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время пробега по взлетно-посадочной полосе. Самолет должен был совершить плановый полет. По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в военных кругах, самолет загорелся уже после полета.

Во время посадки самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине загорелся. Летчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент происшествия на самолете не было боекомплекта.

Следствие по этому делу было закончено в конце 2010 года, судебные слушания дела об аварии были запланированы на 18 января.

20 октября 2011 года в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт «на брюхе» вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолета — пилот, гвардии майор Олег Носков, и штурман, гвардии капитан Виталий Новосельский погибли сразу.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М:

Источник данных: POLYGON «Су-24»

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 24,594 м (с ПВД)
  • Размах крыла:
    • при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
    • при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
  • Высота: 6,193 м
  • Площадь крыла:
    • при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²
    • при угле стреловидности χ=69°: 51 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:
    • при угле стреловидности χ=16°: 5,64
    • при угле стреловидности χ=69°: 2,107
  • Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 36°/ 45°/ 69°
  • Поперечное V крыла: −4,5°
  • База шасси: 8,51 м
  • Колея шасси: 3,31 м
  • Масса пустого: 22 300 кг
  • Масса снаряжённого: 23 700 кг
  • Нормальная взлётная масса: 33 500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 39 700 кг
  • Нормальная посадочная масса: 24 500 кг
  • Максимальная посадочная масса: 28 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
  • Объём топливных баков: 11 860 л
  • Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З
    • Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН)
    • Форсажная тяга: 2 × 11 200 кгс (110 кН)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на большой высоте: 1700 км/ч (1,6М)
    • на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок)
  • Скорость отрыва: 300—310 км/ч
  • Посадочная скорость: 280—290 км/ч
  • Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)
  • Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
  • Практический потолок: 11 000 м
  • Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при норм. взлётной массе при χ=16°)
  • Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
  • Длина разбега: 1150 — 1250 м (при норм. взлётной массе)
  • Длина пробега: 950 — 1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g
Читайте также:  Боевой вертолет ка-52 «аллигатор»

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
  • Точки подвески: 8
  • Боевая нагрузка: 8000 кг (максимальная)
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
    • ракеты «воздух-поверхность»:
      • 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23
      • 3 × Х-29Л/Т или Х-59
      • 6 × С-25Л
      • 2 × Х-58
  • Неуправляемые ракеты:
    • 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
    • 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
    • 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
    • 4 × 240 мм С-24 или
    • 6 × 266 мм С-25
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
    • 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
    • 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
    • 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
    • 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или
    • 7 × контейнеров КМГУ-2
  • Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
  • Подвесной контейнер «Фантасмагория»

Источник: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=607

Су-24М, фронтовой бомбардировщик

Су-24 — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Первый полет на самолете был выполнен 17 января 1970 года.

Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года по июль 1974 года.

Столь долгий срок объясняется большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать ОКБ совместно с военными в ходе отработки самолета. Постановлением правительства от 4 февраля 1975 года самолет был принят на вооружение.

Серийное производство Су-24 было развернуто с 1971 года в кооперации двух заводов: Дальневосточного завода им. Ю.А. Гагарина (город Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода им. В.П. Чкалова.

Первый серийный самолет был поднят в воздух в Новосибирске 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в ВВС. Войсковые испытания Су-24 проводились в два этапа: первый этап — с мая 1975 года по август 1976 года, а второй этап — с января 1981 года по март 1982 года.

Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего завод полностью перешел на выпуск новой модификации Су-24, который постановлением правительства от 22 июня 1983 года был принят на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в 1,5- 2 раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался вплоть до 1993 года.

В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М, которая получила обозначение Су-24МК. От базового самолета экспортная модификация отличалась измененным составом аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения.

Первый предсерийный самолет Су-24МК был собран на заводе в Новосибирске на базе серийного Су-24 весной 1987 года. Первый полет на нем был выполнен 30 мая 1987 года. Серийное производство самолета было развернуто год спустя.

В 1988-1992 годах самолеты Су-24МК поставлялись на экспорт в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.

С начала 1970-х годов велись работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций — разведчика Су-24МР и постановщика помех Су-24МП. Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года.

Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года. Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков.

Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и ее производных вариантах.

Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Конструкция бомбардировщика Су-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы.

Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета.

 Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование самолета включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину.

На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении, радиолокационная командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н».

На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят также 13 подсистем, в том числе импульсно-доплеровская радиолокационная станция «Орион-А»,

радиолокационная станция следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения управляемых ракет контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория».

Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Су-24 имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.

Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограмм, разовых

бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. 

Неуправляемое ракетное оружие включает блоки неуправляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров.

 Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.

В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.

Су-24М может нести более широкий спектр управляемых ракет класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-6-23М.

В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).

Су-24 имеет кодовое обозначение НАТО — Fencer-A (Фехтовальщик), а Су-24М — Fencer-D.

Источник: http://www.arms-expo.ru/armament/samples/985/64970/?sphrase_id=10508649

СУ-24: характеристики бомбардировщика (фото)

Бизнес 28 марта 2015

Редко какой самолет подвергался более масштабным изменениям конструкции в процессе проектирования, чем Су-24.

Характеристики этого фронтового бомбардировщика заказчику (Министерству обороны СССР) постоянно требовались все более высокие, и авиаконструкторам приходилось несколько раз пересматривать не только частные технические решения, но и общую концептуальную схему.

Результат превзошел ожидания: аппарат получился на славу и, пережив свой век, оказался востребованным даже в третьем тысячелетии.

На чистом энтузиазме

В пятидесятые годы весь мир оказался во власти «ракетной истерии». Военным теоретикам казалось, что самолеты как ударная сила, если и не полностью устарели, то уж, по крайней мере, утратили свое решающее значение в современном бою. В полной мере эти умозаключения касались и штурмовой авиации.

Впрочем, эту крайне смелую точку зрения разделяли не все, и разработка штурмовиков все же продолжалась. В рамках экономии бюджетных средств КБ П. О. Сухого занималось адаптацией очень удачного самолета Су-7 для придания ему способности решать боевую задачу поддержки наземных войск в сложных метеоусловиях.

Собственно, под видом работ по модификации коллектив на самом деле создавал совсем новую машину, а версия об улучшении старой была выдумана для партийных чиновников, навязывавших «технарям» свою генеральную линию.

Рассматривались различные варианты компоновки, учитывающие возможность размещения сложной электроники, без которой современный штурмовик не смог бы стать грозной силой.

Творческий поиск

Результатом творческих мук стал сначала Су-15, снабженный всепогодным навигационным комплексом «Орион». Но требования военных становились все жестче, им теперь нужно было, чтобы штурмовик мог взлетать с грунтовой полосы, причем короткой.

Поиск оптимального решения продолжался, в конструкцию были добавлены дополнительные двигатели, поднимающие летательный аппарат в момент взлета. Но все это было не то. О. С. Самойлович, руководитель проекта, ломал голову над разрешением этого ребуса.

А подсказка пришла, как ни странно, от вероятного противника.

Дело было в 1964 году, Хрущева совсем недавно сняли, а новое руководство страны мыслило не столь романтично, зато прагматично. Проектирование боевых самолетов вновь получило полноценное финансирование. Конструктор Самойлович вылетел в Париж, на аэрокосмическую выставку. Он там увидел кое-что интересное.

Видео по теме

Американец в Париже

Они внешне очень похожи — американский F-111 и наш Су-24. Фото, характеристики и боевые возможности, а главное, назначение этих двух самолетов очень близки. В каком-то смысле Самойлович допустил прямое заимствование общей компоновочной схемы, впрочем, вполне оправданное.

Фирма «Дженерал Дайнемикс» с гордостью выставила свое детище на международном салоне в Ле-Бурже. Видеть самолет могли все желающие, но главный конструктор не сразу решился к нему близко подойти. Затем он взял свой «ФЭД» и в этот момент понял, каким будет Су-24.

Фото самолета F-111 в Москве рассматривали очень внимательно, инженеры восхищались мастерством соперников и комментировали увиденное.

Разумеется, о том, что конструкция «украдена» у американцев, и речи быть не может. Секреты фирма «Дженерал Дайнемикс» хранить умеет, и если советская сторона получила к ним доступ, то случилось это намного позже. А пока О. С. Самойловичу хватило и внешнего вида. Как в таких случаях писали на своих чертежах древние римляне, «умному довольно».

Общая схема

Дополнительные подъемные двигатели, уменьшающие разбег машины при взлете, были признаны решением неправильным. Работают они только в первые секунды, а нести их самолет должен все время. Другое дело — крыло изменяемой стреловидности, его преимуществами можно пользоваться на протяжении боевого задания, переводя штурмовик в разные скоростные режимы.

Вместе с тем возникли некоторые сложности с вооружениями, которые должен был нести на внешних подвесках Су-24.

Бомбардировщик автоматически направляет пилоны ракет и бомб параллельно вектору курса — для этого потребовалась особая согласующая электромеханическая система.

Просторный отсек для двух антенн РЛС позволил разместить мощную БРЭА, которой не было у предшествующих моделей самолетов фронтовой поддержки КБ Сухого. Но главные сложности были впереди.

Настильный полет

Назначение тактического бомбардировщика состоит в том, чтобы наносить ущерб противнику в широкой (до 800 км) прифронтовой полосе. Чтобы реализовать эту задачу, нужно иметь техническую возможность преодолеть рубежи ПВО, которые, соответственно, будут предсказуемо осуществлять максимальное противодействие.

В шестидесятые годы радиолокаторы были не столь совершенны, как сегодня, и цели на малых высотах «видели» не всегда. Это же касалось и бортовых РЛС, которые не могли различать объектов на фоне земли. Американский F-111 летал на предельно малой высоте, огибая рельеф. Эту же задачу поставили и для конструкторов Су-24.

Характеристики скоростные при этом не снижались, требовался уверенный «сверхзвук» даже во время настильного полета.

Система поддержания безопасного огибания препятствий работает в двух режимах — ручном и автоматическом. Учитывая элементную базу 60-х (преимущественно лампы), остается лишь восхищаться этим достижением.

Читайте также:  Пистолет грязева-шипунова гш-18: история создания, описание и технические характеристики

Расход топлива и боевой радиус

В те далекие годы вопрос экономии топлива остро не стоял. Однако расход керосина влиял на очень важный показатель – дальность. Чтобы ее повысить, требовалось революционное решение – переход на экономичные двухконтурные двигатели.

В режиме форсажа они развивали меньшую тягу, чем обычные ТРДФ, но, как показывал опыт, тактическому бомбардировщику возможность резкого увеличения скорости практически не нужна. Проектированием специальных двигателей занялось конструкторское бюро Люльки и Туманского («Сатурн»). Они предназначались исключительно для Су-24.

Боевой радиус самолета существенно увеличился — он превысил полтысячи километров.

Сядем рядком…

Практически все тактические бомбардировщики и штурмовики времен Второй мировой войны и последующих лет имели тандемную схему размещения членов экипажа. Посадить пилота, штурмана или оператора систем вооружений друг за другом конструкторов побуждало желание уменьшить поперечное сечение фюзеляжа.

Так снижалось аэродинамическое сопротивление. Кроме этого, имел значение и размер цели, с точки зрения зенитной артиллерии, при лобовой атаке. Настоящим откровением стало размещение двух членов экипажа друг рядом с другом в американском F-111. Эту схему О. С. Самойлович решил применить и для Су-24.

Фото кабины демонстрирует наличие рукояти управления и у штурмана, правда, она несколько меньше, чем пилотская. Соображениями безопасности диктовалась и особая ширма, отделявшая кресла при катапультировании, но в дальнейшем оказалось, что риск травмы летчика, оставшегося в самолете, минимален.

Обмен информацией между пилотом и штурманом значительно облегчился, появилось «чувство локтя».

Двигатель и титановые пожары

На технические характеристики Су-24 существенно влиял выбор двигателя. Первые экземпляры комплектовались «изделием № 85», то есть реактивной турбиной АЛ-21Ф, в компрессоре которого применялись титановые детали.

Материал этот очень прочный и легкий, но при проектировании двигателя конструкторы не учли некоторых его особенностей. Нагрев лопаток турбины приводил к их удлинению, а затем и касанию корпуса их периферийными кромками.

Это явление, названное «титановым пожаром», приводило практически к мгновенному сгоранию всего летательного аппарата, а выяснить причину удалось не сразу.

В конечном счете, после нескольких попыток адаптировать другие серийные двигатели, КБ приняло решение о доводке АЛ-21Ф, который и используется в настоящее время.

Тяжелые испытания

В первый полет прототип, получивший индекс Т6-1, в 1967 году поднял летчик-испытатель B. C. Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора. Тест прошел успешно, однако в ходе доработок обозначились серьезные конструктивные пороки. Испытания шли долго и тяжело, за их период разбились десять машин (из них 7 — по причине ошибок разработчиков двигателей).

Только за один день 1973 года (28 августа) КБ потеряло два опытных образца. Возможно, будь проект менее важен для обороны страны, его бы закрыли после стольких неудач. Но О. С. Самойлович верил в самолет Су-24, характеристики которого обещали стать превосходными. И испытания продолжались, как и работы по устранению выявленных конструкционных просчетов.

Ударная бомбовая мощь

Бомбовыми отсеками, в отличие от американского F-111, самолет не снабжен, все виды вооружений располагаются на восьми пилонах, четыре из которых – подфюзеляжные.

Два мощных двигателя обеспечивают возможность нести и обычные, и специальные (ядерные или химические) боеприпасы, в том числе большой мощности. Так, подвески на неподвижной части крыла предназначены для бомб весом в полтонны. Разнообразен характер вооружений Су-24.

Боевая нагрузка общим весом до восьми тонн может состоять из неуправляемых или корректируемых бомб (в том числе и с лазерным наведением), блоков НАР, контейнеров или кассет.

Чтобы удерживать столь широкую номенклатуру, пилоны снабжены переходными устройствами и дополнительными балками. Но не только бомбами может наносить удары Су-24: бомбардировщик этот можно назвать и ракетоносцем.

Ракеты

Задача подавления ПВО вероятного противника неразрывно связана с обнаружением и уничтожением радиолокационных постов, в первую очередь — антенн излучателей-приемников. В Америке для этой цели была разработана противорадиолокационная ракета «Шпайк» (1963), система наведения которой ориентируется на интенсивные высокочастотные излучения РЛС.

Аналогичный снаряд Х-28 был спроектирован и в СССР — для комплектования им системы вооружений самолета Су-24. Боевые возможности этого боеприпаса раскрываются наиболее широко при парном вылете двух бомбардировщиков, первый из которых «засекал» локаторы системой «Филин», а второй наносил непосредственный удар, уже зная параметры несущих частот излучателей.

Управляемые ракеты Х-23 наводятся радиокомандным способом.

Существует еще много вариантов вооружения реактивными снарядами Су-24. Фото самолета, снабженного кассетами НУРСов или ракетами Р-60 («воздух-воздух»), доказывают универсальность возможного применения бомбардировщика, в том числе и против воздушных целей. Полноценным перехватчиком его, разумеется, назвать нельзя, но и беззащитным в небе тоже считать невозможно.

Не забыли конструкторы и об артиллерийском вооружении. Су-24 оснащен 23-миллиметровой шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (встроенной). Предусмотрена возможность оперативного увеличения огневой мощи путем установки подвесных скорострельных артустановок (еще трех) на внешних узлах подвесок.

Изделие «44»

Любая удачная машина обречена на долгую жизнь, сопровождаемую попытками улучшения ее конструкции. Так произошло и с самолетом Су-24. Характеристики его, с точки зрения руководителей Министерства обороны СССР, нуждались в коррекции.

Особенно актуальной представлялась задача совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и возможность повышения массы боевой нагрузки.

Новая модификация, которую на Новосибирском авиационном заводе с 1979 года называли «изделием 44», в 1981-м начала поступать в войсковые части под кодом Су-24М. Официально образец был принят на вооружение в 1983 году.

Он оказался тяжелее прототипа, но на фоне некоторого снижения летных данных сохранил потрясающую маневренность, характерную для «чистого» Су-24. Характеристики позволяют выполнять даже фигуры высшего пилотажа, что для фронтового бомбардировщика свойство редкое.

Важным новшеством стала и возможность дозаправки в полете. К ней пилотам начала восьмидесятых предстояло привыкнуть, отработав технику плавного подхода к конусу шланга заправщика, но результат оправдывал усилия. Радиус боевого применения теперь охватывал всю Европу (при взлете с аэродромов ЗГВ) и значительную часть Азии.

Су-24 и новый век

И в начале третьего тысячелетия ничего не указывает на то, что вскоре отправится на «заслуженный отдых» самолет Су-24. Характеристики его таковы, что боевые задачи он может уверенно выполнять еще многие годы.

Ему довелось повоевать в нескольких конфликтах, возникших уже после распада СССР. Самолет имеет прочный планер, мощные двигатели и широкий арсенал. На высоте в 200 метров он может лететь со скоростью до 1400 км/ч.

Су-24 оснащен уникальными средствами спасения экипажа. Ему еще придется послужить родной стране.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/8703/

Фото Су-24

Су-24 — всепогодный фронтовой бомбардировщик, разработанный СССР во второй половине 20 века. Производился и в РФ в модернизированном варианте.

На фото Су-24 ВВС России в полёте.

Су-24 — это самолёт с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в широком диапазоне метеоусловий, в любое время суток, в том числе на малых высотах с прицельным поражением целей, как наземных, так и надводных.

До принятия на вооружение Су-24, его функции в армии СССР выполняла другая машина – Су-7Б, принятая на вооружение в 1961 году. Недостатком этого самолёта было то, что он выполнял боевые задачи только днём и только в хорошую погоду.

Верхушка партийного руководства СССР в то время не приветствовала создания новых боевых самолётов, так как Хрущёв основную ставку сделал на развитие ракет. Так что начать работы над новым самолётом конструкторы «Сухого» долгое время не могли, так как не было политической воли.

Политическая верхушка СССР давала добро только на разработку модификаций уже существующих машин. Сначала попробовали создать всепогодную модификацию Су-7, но эти работы зашли в тупик.

В 1963 году на вооружение поступил перехватчик Су-15 и начались попытки создать на его основе всепогодный штурмовик, но и эти работы не увенчались успехом. Требовалась совершенно новая машина.

Проектирование Су-24 делалось с большой оглядкой на американский аналог – тактический бомбардировщик F-111. Первые экземпляры F-111 уже поступили на вооружение в 1967 году. В условиях холодной войны СССР не мог себе позволить отставание от США, но несмотря на все усилия советских конструкторов американцы были впереди.

Первый полёт бомбардировщик Су-24 совершил только 17 января 1970 года. Государственные испытания закончились в июле 1974 года. Это был самый трудный самолёт за всю историю КБ «Сухого» – во время первичных лётных испытаний было потеряно десять машин.

Но пройдя все трудности, разработка самолёта была завершена, и 4 февраля 1975 года Су-24 был принят на вооружение армии СССР. При этом серийное производство было начато ещё до принятия самолёта на вооружение – в 1972 году на заводе в Новосибирске стали собирать первые самолёты.

А в 1973 году первые серийные Су-24 поступили в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава.

На фото Су-24 выпустил тормозные парашюты.

Самолёт Су-24 представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений:

  • 16° — на взлёте и при посадке,
  • 35° — в крейсерском дозвуковом полёте,
  • 45° — при боевом маневрировании,
  • 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

В Су-24 управление осуществляется двумя людьми: лётчиком и штурманом. В кабине их места расположены рядом, как говорят «плечом к плечу».

Максимальная взлётная масса самолёта Су-24 равна 39,7 тоннам, максимальная скорость полёта равна 1700 км/ч, лётный потолок — 11 500 метов.

Су-24 считается достаточно сложным в пилотировании самолётом и имеет высокий показатель аварийности.

Фактом является то, что при проведении лётных испытаний было потеряно 14 машин, речь о модификациях Су-24 и Су-24М. После принятия бомбардировщика на вооружение с этой машиной регулярно происходит 5—6 аварий и катастроф в год.

В 2001 году совершил свой первый полёт модернизированный вариант бомбардировщика — Су-24М2.

В 2007 году первые два модернизированных Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. В декабре 2009 года завершена поставка первой партии Су-24М2 для ВВС России.

Участие в конфликтах

Фронтовой бомбардировщик Су-24 ограничено принимал участие в войне в Афганистане. Во время этой войны он базировался на территории СССР и оттуда совершал боевые вылеты. Использовались эти машины только во время Панджшерской операции 1984 года, а также для прикрытия с неба вывода советских войск в 1988—1989 годах.

Су-24 состояли на вооружении армии Саддама Хусейна. Во время войны в Персидском заливе их не использовали, часть самолётов была перегнана в Иран, который присвоил их после окончания войны.

С 2014 года украинская армия использует Су-24 в операциях на востоке страны. По данным украинской стороны на 4 октября 2014 года один Су-24 потерян в результате отказа техники и два Су-24 было потеряно в результате огня с земли.

С 30 сентября 2015 года Россия использует 12 бомбардировщиков Су-24М в Сирии для нанесения ударов по объектам террористической организации «Исламское государство». 24 ноября 2015 года в районе сирийско-турецкой границы турецкий истребитель F-16 сбил Су-24.

Источник: http://komotoz.ru/photo/aviaciya/su-24.php

Ссылка на основную публикацию