Все дело в ступенях: стали известны подробности аварии ракеты «союз-фг»

Авария самой надежной ракеты «Союз» вызвана уникальной случайностью

Самая надежная из российских ракет-носителей, легендарный «Союз» модификации «ФГ», которая не подвела ни в одном из своих предыдущих 64 пусков — внезапно опозорилась на весь мир. Госкомиссия уже приступила к анализу причин аварии, но предварительные данные показывают: к нештатной работе ракеты привело не встречавшееся ранее в космической практике, уникальное обстоятельство.

До последнего времени ракета-носитель (РН) «Союз-ФГ» считалась одним из самых надежных носителей — 100% успешных пусков.

Первый — с грузовым «Прогрессом М1-6» — состоялся 20 мая 2001 года, а первый старт с пилотируемым «Союзом ТМА-1» — 30 октября 2002 года. Всего «Союз-ФГ» уходил в космос 64 раза, всегда успешно.

Так было до 11 октября 2018 года, пока на 165-й секунде полета ни произошла авария ракеты-носителя.

«Союз-ФГ», созданный в самарском Ракетно-космическом центре «Прогресс», предназначается для выведения на околоземную орбиту пилотируемых кораблей типа «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс». В настоящее время единственный в мире носитель, используемый для запуска пилотируемых кораблей с экипажами к Международной космической станции.

В этом году носитель «Союз-ФГ» уже отправил на МКС две экспедиции. 21 марта был осуществлен запуск транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-08» с тремя членами экипажа — космонавт Олег Артемьев и астронавты NASA Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд.

6 июня в космос отправился «Союз МС-09», на борту которого тоже трое — космонавт Сергей Прокопьев, астронавт НАСА Серина Ауньен-Чэнселлор и астронавт Европейского космического агентства Александр Герст, которые сегодня работают на МКС и ожидали прибытия двух своих коллег.

11 октября экипаж космического корабля «Союз МС-10» в составе космонавта Роскосмоса Алексея Овчинина и астронавта НАСА Ника Хейга до МКС не добрался. Авария РН «Союз» преградила им дорогу в космос.

Экипаж остался жив. Второй раз в истории отечественной космонавтики жизнь людей спасла САС — система аварийного спасения космонавтов.

Она, как и 35 лет назад, продемонстрировала свою исключительную надежность.

Тогда, 26 сентября 1983 года, благодаря уникальной разработке Машиностроительного конструкторского бюро «Искра» имени И. И.

Картукова были спасены Владимир Титов и Геннадий Стрекалов — экипаж корабля «Союз Т-10» (позднее он войдет в реестр пилотируемых полетов под номером «Союз Т-10-1»).

Правда, в тот сентябрьский день ситуация была иной — взрыв ракеты-носителя произошел на стартовом столе «гагаринского старта», и САС сработала по команде «стреляющих».

В этот раз «Союз-ФГ» тоже стартовал с площадки № 1 космодрома Байконур и успешно оторвался от Земли, но на 165-й секунде полета случилось непредвиденное. Об этом сообщил космонавт Алексей Овчинин во время переговоров с Центром управления полетами: «Две минуты сорок пять секунд. Авария носителя. Быстро мы прилетели», — сказал он перед началом экстренного приземления.

Уже через несколько минут после аварийной посадки глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил в своем Твиттере: «Для выяснения причины аварии на РН „Союз-ФГ“ моим решением образована государственная комиссия. Она уже приступила к работе. Изучается телеметрия. Службы спасения работают с первой секунды аварии. Система аварийного спасения корабля „Союз-МС“ сработала штатно. Экипаж спасен».

Конечно, это самое главное — живы люди, хоть и испытали не самые приятные ощущения при баллистическом спуске спускаемого аппарата. ТАСС передает, что «космонавта Алексея Овчинина и астронавта НАСА Ника Хейга осмотрели медики, их состояние не вполне хорошее».

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев пояснил, что нагрузка 6G вполне допустима и не угрожает здоровью космонавтов. «В диапазоне 9G космонавты уже не раз спускались на баллистическом спуске с орбиты, и все кончалось благополучно».

Припоминается полет «Союза-18» с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым, которые тоже не долетели до пункта назначения — орбитальной станции «Салют-4».

В сообщении ТАСС говорилось: «На участке работы третьей ступени произошло отклонение параметров движения ракеты-носителя от расчетных значений, и автоматическим устройством была выдана команда на прекращение дальнейшего полета по программе и отделение космического корабля для возвращения на Землю.

Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку».

Позднее этот корабль назовут «Союз-18-1», а в техническом заключении, которое подпишут члены Государственной комиссии, появятся строки: «После отделения корабль совершил суборбитальный полет длительностью 21 минута 27 секунд, поднявшись на высоту 192 км и пролетев 1574 км».

Нельзя не вспомнить и Бориса Волынова, который в 1969 году возвращался из космоса на «Союзе-5», и космический корабль шел к Земле по крутой баллистической траектории. Помимо тяжести перегрузки, получилось жестким и приземление. От серьезных травм и переломов спас ложемент — специальный «вкладыш» в кресле космонавта, изготовленный строго по фигуре.

Но удар был настолько силен, что сломались корни зубов верхней челюсти. В сообщении ТАСС обо всем этом — ни слова.

Говорилось, что полет прошел успешно, а корабль приземлился в заданном районе. Этот район оказался в стороне от изначально запланированного почти на 600 километров.

Что касается аварии «Союза-ФГ», то аварийной комиссии будет сложно установить причины произошедшего, поскольку ступени в результате падения оказались критически повреждены, сообщил источник в ракетно-космической отрасли. По его словам, вся надежда остается только на телеметрическую информацию, которая поступала с ракеты во время полета на наземные пункты. Предварительно уже озвучивались несколько версий.

В частности, предварительно установлено, что «Союз» мог упасть из-за не сработавшего пиропатрона одного из блоков или заклинившего крепления первой ступени ко второй. Об этом РИА «Новости» сообщил источник в ракетно-космической отрасли.

Он объяснил, что «зацепление» — это штырь, который входит в специальный «карман» на центральном блоке».

Если данные предварительные выводы верны, можно сказать, что причиной аварии послужило уникальное обстоятельство, ранее в практике космических запусков не встречавшееся.

Да и не менее уникальной выглядит, как уже было сказано, сама авария. Череда космических неудач России впервые коснулась самого надежной, самой проверенной ракеты, пусть и последней ее модификации (раньше падали в основном РН «Протон»).

Той самой, которая должна стать последней в целом в истории «Союзов» первого поколения. Напомним, в июле стало известно, что существующий запас ракет «Союз-ФГ» скоро будет исчерпан, а пилотируемые пуски будут переведены на РН «Союз 2.1а».

Заказ на три первые ракеты нового типа уже размещен в РКЦ «Прогресс» и предприятие начало их изготовление.

Первый запуск ТПК «Союз МС» на новом носителе «Союз 2.1а» намечен на весну 2020 года.

Это подтверждал и глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: «У нас осталось семь ракет „Союз-ФГ“, на которых сейчас летают пилотируемые корабли „Союз“. До конца 2019 года мы эти ракеты отстреляем».

Он также сказал, что после завершения пусков «Союза-ФГ» «гагаринский старт» на Байконуре встанет на модернизацию и будет переделан под ракету «Союз-2.1а».

В наше время все привыкли к космическим стартам. Порой они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. О тех, кто отправляется на орбиту, спокойно и буднично говорят: «Ушли на работу».

Кто-то даже предложил: давайте не присваивать космонавтам за осуществленный полет звание Героя России — это теперь не подвиг, а простая работа.

Это не так — и события 11 октября лучшее тому подтверждение.

Но космической репутации России нанесен серьезный ущерб, заявил зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев.

По его словам, людям, отвечающим за производство техники и организацию полетов, «должны быть предъявлены соответствующие серьезные вопросы».

Источник: http://rusnext.ru/news/1539306833

Стали известны подробности аварии при пуске “Союза” с Байконура

По словам источников, знакомых с ситуацией, двигатель второй ступени ракеты-носителя “Союз-ФГ” аварийно отключился из-за того, что один из блоков в верхней части не отделился и ударил по ней нижней частью, передает РИА “Новости”.

“По предварительным данным, зафиксирован удар одного из четырех блоков первой ступени по центральному блоку второй ступени. По телеметрии, поступившей с ракеты, зафиксировано падение давления в баках наддува второй ступени”, — сказал один из источников.

По его словам, автоматика на ракете-носителе могла расценить произошедший сбой как критический и привести в действие систему аварийного спасения, которая отделила капсулу с космонавтами от аварийной ступени.

Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что Россия временно прекратит все пилотируемые пуски в связи с аварией ракеты-носителя “Союз”, на борту которой находился новый экипаж Международной космической станции, передает РИА “Новости”. “Естественно, в такой ситуации пуски прекращаются до разбора всей ситуации для того, чтобы обеспечить безопасность”, — сказал Борисов.

По его словам, ситуацию взяли на особый контроль. Сам Борисов пообещал, “как курирующий эту отрасль промышленности”, докладывать руководству страны о всех деталях рассмотрения комиссией причин аварии.

Следственный комитет возбудил уголовное дело после аварии пилотируемого корабля “Союз”, стартовавшего с космодрома “Байконур”. Дело возбуждено по ст. 216 УК (нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее причинение крупного ущерба).

“На начальной стадии полета корабля, на 122-й секунде, на стадии работы двигателей 2 ступени, по не установленной на данный момент причине произошла нештатная ситуация, в результате которой пилотируемый корабль потерял управление”, — говорится в сообщении ведомства.

Российский эксперт области космонавтики опасается, что при негативном сценарии событий авария ракеты “Союз” может привести к консервации станции. Об этом рассказал “Газете.Ru” академик Российской академии космонавтики Александр Железняков.

“Пессимистичный сценарий — если быстро разобраться не удастся. Многое зависит от позиции NASA. Возможно, в NASA потребуют проведения двух квалификационных пусков после установления причин аварии. И только после этого они согласятся сажать своего астронавта на наши корабли.

Тогда это дело растянется, и придется возвращать космонавтов на том единственном дырявом корабле “Союз”, а станцию временно консервировать.

Поскольку российские корабли “Союз” продолжают оставаться единственным средством доставки, а американские космонавты полетят не раньше второй половины 2019 года”, — сказал Железняков.

По его словам, квалификационный пуск означает отправку к МКС аналогичной ракеты не с пилотируемым кораблем, а с грузом.

Как сообщалось ранее, пуск ракеты “Союз-МС10” завершился аварией — спустя несколько минут после запуска аварийно отключились двигатели второй ступени и произошло баллистическое снижение корабля.

На поиск капсулы с космонавтами, испытавшими перегрузки в 6 G, была отправлена поисково-спасательная команда на вертолетах.

Капсула упала в 25 км от города Жезказгана, куда и были позже доставлены для обследования космонавты. По словам медиков, их состояние “не вполне хорошее”. На Байконуре после аварии “Союза” идет сбор информации с измерительных пунктов и аналитического центра, ведется анализ информации с ракеты. Экипаж аварийного “Союза” доставлен на Байконур.

Подобная авария с “Союзом” произошла 43 года назад во время миссии “Союз-18-1” с экипажем в составе Василия Лазарева и Олега Макарова, которых нужно было доставить на станцию “Салют-4”. Старт ракеты состоялся 5 апреля 1975 года и продлился всего 21 минуту и 27 секунд.

На 261-й секунде полета должно было произойти отделение второй ступени ракеты, но этого не случилось, и ракету начало раскачивать. В результате тогда так же сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата.

Он спустился в 829 километрах к северу от границы с Китаем, а космонавты испытали пиковую перегрузку в 20g.

Источник: http://rus.delfi.lv/news/daily/abroad/stali-izvestny-podrobnosti-avarii-pri-puske-soyuza-s-bajkonura.d?id=50482115

На космодроме Байконур произошла авария при запуске корабля «Союз МС-10». Новости. Первый канал

Корабль «Союз» должен был доставить на МКС экипаж из двух человек: россиянина и американца. Самое важное: оба живы и чувствуют себя нормально. ЧП случилось после двух минут полета. Возвращаться на землю Алексею Овчинину и Нику Хейгу пришлось в экстренном режиме: благо, система безопасности сработала должным образом.

Что именно произошло на борту «Союза МС-10», еще предстоит установить, но согласно неподтвержденным данным, авария произошла при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени ракеты-носителя. «Союз» стартовал с первой площадки космодрома Байконур в 11:40 по московскому времени. На борту были россиянин Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Корабль направлялся к МКС.

Вначале все шло по плану. Но, предположительно, на 360-й секунде полета возникла внештатная ситуация. Именно в это время прервалась видеотрансляция.

Система аварийного спасения отстрелила капсулу с космонавтами, она перешла в режим так называемого «баллистического спуска».

Перегрузки, которые при этом испытывает экипаж, достигают шести Ж, как говорят специалисты, это не критичная величина, на тренировках космонавты отрабатывают куда большие перегрузки — до десяти и даже 12 Ж.

Читайте также:  Сатурн: история окольцованной планеты

Уже оказавшись на земле, экипаж сам вышел на связь. Это позволило оперативно определить место падения. Туда сразу же были направлены вертолеты с военными парашютистами и спасателями. Вместе с ними на место вылетел и глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, он присутствовал на Байконуре во время запуска.

Спасательная капсула потерпевшего аварию «Союза МС-10» приземлилась примерно в 25 километрах от населенного пункта Жезказган. Это почти 450 километров от Байконура. Как стало известно на космодроме, состояние космонавтов «не очень хорошее», поэтому после первичного осмотра на Жезказгане их отправят на обследование в Подмосковье, в Звездный городок.

Как стало известно чуть позже, состояние экипажа не требует специальной госпитализации, но все же необходимо провести полное обследование. Роскосмос после аварии создал специальную комиссию, она сейчас изучает данные телеметрии. Будет также проверено предприятие, где произвели потерпевшую крушение ракету «Союз-ФГ».

Пуски таких ракет будут приостановлены. Вся информация в связи с аварией будет доложена президенту России. Данные предоставят и НАСА, поскольку на борту «Союза» был американский астронавт. Что касается МКС, там об аварии уже знают, у экипажа достаточно запасов, и сегодняшнее ЧП на работу станции не повлияет.

Владимир Путин получает информацию о ЧП при запуске корабля «Союз». Ему будет представлен и полный доклад об аварии. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Главное, что космонавты живы. Расследованием занимается специальная государственная комиссия. До выяснения причин произошедшего пилотируемые пуски ракетоносителей приостановлены.

«Ситуация, конечно, неприятная, но, как вы знаете, в истории космонавтики уже были такие случаи. С другой стороны, подтверждена работоспособность аварийной системы спасения, что, собственно, очень важно.

Мы, естественно, не будем скрывать о причинах, не принято в такой ситуации, потому что вы знаете, что сегодня практически только Россия обеспечивает доставку экипажей на Международную космическую станцию.

Пуски прекращаются до разбора всей ситуации, все это берется на особый контроль, и я, как курирующий эту отрасль промышленности, безусловно, буду докладывать руководству страны о всех деталях и о ходе рассмотрения комиссией причин аварии», — сказал заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов.

Алексей Овчинин и Ник Хейг чувствуют себя нормально, конечно, насколько это можно говорить после тех испытаний, что им пришлось преодолеть, одни перегрузки достигали шести Ж. Это, конечно, не критично для тех, кто прошел соответствующую подготовку, но все же.

В настоящее время вертолетами их перевозят с места посадки спускаемого аппарата на Байконур. Врачи проведут тщательное обследование. Затем — путь в Центр подготовки космонавтов в Звездном городке под Москвой.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2018-10-11/353828-na_kosmodrome_baykonur_proizoshla_avariya_pri_zapuske_korablya_soyuz_ms_10

Комиссия изучает вероятные причины аварии ракеты “Союз” на Байконуре

Специальная комиссия расследует причины аварии ракеты-носителя “Союз-ФГ”, которая произошла накануне. По одной из версий, причиной аварии стало неотделение одного из четырех боковых блоков первой ступени, по другой – причиной стала неисправность одного из клапанов бака окислителя. Об этом пишет “Коммерсант”.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин поручил заместителю генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Олегу Скоробогатову определить состав комиссии, которой предстоит выяснить причины ЧП: первое заседание комиссии состоится до конца дня.

В первую очередь специалисты приступят к расшифровке телеметрической информации, изучению записей видеокамер, установленных на ракете, а также обломков ракеты, которые были обнаружены поисковой группой. Как сообщили РИА “Новости” в комитете по чрезвычайным ситуациям МВД Казахстана, на месте аварии обнаружили фрагмент створки головного обтекателя.

Сотрудники Роскосмоса продолжат обследовать территорию возможного падения ступеней ракеты-носителя.

По словам источников, причастных к расследованию, причина аварии связана с тем, что один из четырех боковых блоков первой ступени не отделился. Произойти это могло по одной из трех причин, каждую из которых внимательно изучит комиссия.

Роскосмос постарается ускорить пуск следующего экипажа на МКС
Авария российской ракеты встревожила NASA

Первая связана с отказом работы пирозамка бокового блока, вторая – с механическим повреждением его крепления. Еще одна причина теоретически может быть связана с автоматикой, не давшей команду на отстрел боковых блоков.

Для подтверждения или опровержения этой версии специалисты изучат документацию в ракетно-космическом центре “Прогресс”, где был изготовлен рухнувший “Союз-ФГ”.

Сроки работы комиссии пока не оглашались, однако предположительно на “разбор полетов” будет отведен примерно месяц.

В свою очередь, источник, знакомый с ходом расследования, сообщил “Интерфаксу”, что причиной аварии стала неисправность одного из клапанов бака окислителя, через который сбрасывается излишек кислорода. “За несколько минут до пуска его закрывают. Он должен был открыться после отделения бокового блока для его увода от центрального, но этого не произошло”, – сказал он.

“Версий пока окончательных нет. Понятно, что непосредственная причина связана с тем, что произошло столкновение одного из боковых элементов, который является частью первой ступени.

При разделении, фактически, первой и второй ступени произошло соприкосновение”, – сказал исполнительный директор Роскосмоса Сергей Крикалев. По его словам, в Роскосмосе не исключают, что произошло “отклонение от штатной траектории и, похоже, разрушение нижней части второй ступени”.

Первые результаты комиссии по аварии “Союза” должны быть готовы к 20-м числам октября, сообщил журналистам Крикалев.

До конца расследования в целях безопасности будет введен запрет на пуски ракет данного типа: ближайший пуск “Союза-ФГ” с космическим грузовиком “Прогресс МС-10” перенесен с 31 октября на первую половину декабря.

Все данные, полученные Роскосмосом, будут направляться в NASA: вице-премьер Юрий Борисов не исключил кадровых мер в отношении виновных в аварии, но призвал дождаться окончания работы комиссии. В СКР, в свою очередь, сообщили о возбуждении уголовного дела по ст. 216 УК РФ (“Нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее причинение крупного ущерба”).

В Кремле заявили, что делать какие-либо заключения относительно аварии ракеты-носителя “Союз МС-10” пока рано.

“Вчера во время совещания [президента России Владимира Путина] с членами правительства [вице-премьер Юрий] Борисов кратко проинформировал участников совещания [об аварии]. Но сейчас невозможно дать какие-то заключения.

Он сказал, что соответствующие органы сейчас будут работать, разбираться, что произошло”, – сказал Песков, слова которого приводит ТАСС.

Космонавты Овчинин и Хейг отправятся на МКС весной следующего года

Запуск космического корабля “Союз МС-10” со стартовой площадки космодрома Байконур при помощи ракеты “Союз-ФГ” состоялся накануне в 11:40 по московскому времени.

На 117-й секунде полета должно было произойти отделение первой ступени носителя, однако в этот момент случилась нештатная ситуация, повлекшая срабатывание системы аварийного спасения.

Спускаемый аппарат отделился от ракеты и приземлился примерно в 25 километрах к востоку от города Жезказган.

Космонавт Овчинин и астронавт Хейг были извлечены из капсулы и отправлены на обследование в одну из больниц Жезказгана. В пятницу утром самолет Ту-134, принадлежащий Роскосмосу, на борту которого находились космонавты упавшего “Союза”, прибыл в столичный аэропорт “Чкаловский”. Их состояние оценивается как удовлетворительное.

Источник: https://www.newsru.com/russia/12oct2018/chp_cause.html

«Роскосмос» назвал причину аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ»

Непосредственной причиной аварии ракеты «Союз-ФГ», произошедшей накануне после старта с космодрома Байконур, стало столкновение элементов при разделении первой и второй ступеней носителя. Об этом в пятницу, 12 октября, сообщил исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев. 

«Окончательных версий нет, но понятна непосредственная причина, связанная с тем, что произошло столкновение одного из боковых элементов, который является частью первой ступени», — цитирует его слова ТАСС. 

Крикалев отметил, что при разделении первой и второй ступеней произошло соприкосновение и отклонение от штатной траектории, что в итоге привело к разрушению нижней части второй ступени.

«Ракета прекратила нормальный полет, дальше автоматика отработана штатно», — добавил он.

Газета «Коммерсант» со ссылкой на два источника, причастных к расследованию инцидента, сообщает, что к ЧП могло привести неотделение одного из четырех боковых блоков первой ступени ракеты-носителя.

По данным журналистов, к такому развитию событий могли привести три причины. Первая из них связана с отказом работы пирозамка бокового блока, вторая — с механическим повреждением его крепления. Третья причина, по словам собеседников, является маловероятной. Она связана с отказом автоматики, не давшей команду на отстрел «боковушки».

12 октября сообщалось, что причиной аварии могли стать плохие крепления центрального блока ускорителя.

Американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) предположило, что «Роскосмосу» понадобится 2–3 месяца для выяснения точных причин ЧП.

11 октября ракета-носитель «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10», которая стартовала с космодрома Байконур, потерпела аварию на 165-й секунде полета.

Спасательная капсула с космонавтом «Роскосмоса» Алексеем Овчининым и астронавтом NASA Ником Хейгом спустя некоторое время благополучно приземлилась в 20 км от Жезказгана, они не пострадали.

Обломки ракеты, упавшие в Казахстане, до сих пор ищут.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин поручил сформировать государственную комиссию для выяснения причины аварии ракеты-носителя. В расследовании, помимо российских экспертов, будут также участвовать представители Казахстана и NASA. 

По факту крушения космического корабля следственный отдел СК России возбудил уголовное дело по ст. 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее причинение крупного ущерба»). 

Помимо экипажа, корабль «Союз МС-10» должен был доставить на Международную космическую станцию груз. Как отметил собеседник агентства, авария не отразится на работе МКС. Там достаточно запасов продовольствия и воды. Однако научная программа экипажа станции будет немного скорректирована по срокам выполнения экспериментов.

Источник: https://iz.ru/799609/2018-10-12/roskosmos-nazval-prichinu-avarii-rakety-nositelia-soiuz-fg

Блоги / N + 1: Баллистический спуск

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.

ru

11 октября 2018 года произошла первая крупная авария в истории российской пилотируемой космонавтики — через две с половиной минуты после старта ракеты «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» с двумя космонавтами на борту произошли неполадки в работе второй ступени, и корабль совершил аварийную посадку.

Оба члена экипажа выжили, но эта авария может значительно повлиять на программу работы Международной космической станции. Мы попросили популяризатора космонавтики Виталия Егорова рассказать, что именно произошло во время взлета ракеты и какие последствия могут быть у этой аварии.

Хронология полета «Союза»

Расчетная хронология полета ракеты «Союз ФГ» с космическим кораблем «Союз МС-10»
Роскосмос

Утром 11 октября с космодрома Байконур стартовала ракета «Союз-ФГ». Она должна была вывести в космос пилотируемый корабль «Союз МС-10» с экипажем новой экспедиции МКС — российским космонавтом Алексеем Овчининым и его коллегой из NASA Ником Хейгом.

В момент запуска на космодроме находился глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и руководитель NASA Джеймс Брайденстайн, для которого это был первый визит в Россию с момента назначения. Во время этого визита он провел переговоры с Рогозиным, которые касались, в том числе непростых вопросов будущего после МКС, например, проекта строительства лунной станции.

Читайте также:  Арбалет: самое технологичное оружие средневековья

Наверняка обсуждалась и острая тема отверстия в «Союзе», причины появления которого до сих пор не объявлены.

Пока детали точно не известны, но авария произошла на этапе отделения боковых ускорителей или непосредственно после их отделения во время работы второй ступени. Ракеты семейства «Союз» оснащены боковыми ступенями-ускорителями, которые на старте включаются одновременно со второй, центральной ступенью.

После отделения «боковушек», которые составляют вместе первую ступень, центральная продолжает работать. Во время трансляции пуска было подтверждено отделение первой ступени, створок головного обтекателя, и уже после того, как они отделились, стало известно, что произошла авария ракеты-носителя. Отделение головного обтекателя произошло примерно на 157 секунде полета.

В этот момент ракета находилась на высоте примерно 90 километров.

Сравнение штатного отделения боковых ускорителей «Союза» (вверху) и отделения, произошедшего во время запуска «Союз МС-10»
Alasdair Allan

О том, в какой именно момент «что-то пошло не так», можно судить по кадрам трансляции. В момент отделения боковых блоков от ракет семейства «Союз» возникает знаменитый «крест Королева», который образуют отделившиеся и вращающиеся «боковушки». Однако в этом случае крест получился явно неправильный, как видно на фото выше. Возможно, нештатная ситуация начала развиваться именно в этот момент.

Стоит отметить, что в этом случае космонавтов спасла не ракетная аварийная система, которая установлена над головным обтекателем «Союза» (в американской терминологии Escape Tower). Она отделилась за несколько секунд до отделения боковых ускорителей.

После аварии корабль отделился от ракеты, затем произошло разделение отсеков самого корабля, и затем он совершил посадку почти по штатной программе посадки, то есть с раскрытием парашютов — по «программе II» или «программе III», как на схеме ниже.

Но угол траектории был намного круче обычного, поэтому космонавты испытали значительно более серьезные перегрузки.

Схема работы системы аварийного спасения пилотируемого корабля «Союз» на разных этапах выведения
РКЦ «Прогресс»

О причинах аварии пока говорят, в основном, источники (по их словам, дело может быть в креплениях боковых блоков), «Роскосмос» создал комиссию, которая займется расследованием.

Стоит отметить, что это первая авария в истории ракеты «Союз-ФГ» — этот вариант королевской «семерки» с двигателями повышенной мощности совершил первый полет в 2001 году, и сегодня это единственная российская ракета, которая возит на орбиту пилотируемые корабли. В 2020 году ей на смену должен прийти носитель «Союз-2.1а».

Как происходили предыдущие аварии российских космических кораблей

У аварии «Союз МС-10» есть заметное отличие — к предыдущим авариям, которые происходили с грузовыми кораблями «Прогресс» была причастна третья ступень, но в данном случае это довольно уникальное событие, ничего подобного давно не было. В случае с «Союз МС-10» до третьей ступени очередь не дошла, авария произошла в момент, когда еще 100 секунд должна была работать вторая ступень.

В истории российской и советской космонавтики была похожая авария. Это был полет пилотируемого комического корабля «Союз-18-1» к орбитальной станции «Салют-4» в апреле 1975 года.

Проблема тоже была связана со второй ступенью, однако в том случае она не смогла отделиться от ракеты после завершения работы двигателей на 261 секунде полета. Из-за этого сработала система аварийного спасения, которая отвела корабль с космонавтами от ракеты. После этого корабль совершил посадку на Алтае.

Известно, что во время спуска космонавты испытали перегрузку выше 20G, но выжили. Во время аварии «Союз МС-10» Алексей Овчинин и Ник Хейг испытали перегрузку, равную примерно 6–7G.

Кроме того, в истории советской пилотируемой космонавтики был и случай, когда космонавтов спасли двигатели системы аварийного спасения, сработавшие еще до старта самой ракеты. Это произошло в сентябре 1983 года.

Тогда пилотируемый корабль «Союз Т-10-1» должен был отправиться к станции «Салют-7», но за полторы минуты до старта в одном из боковых ускорителей ракеты произошло возгорание, а затем случился взрыв топлива. За десять секунд до старта операторы активировали систему аварийного спасения, которая отвела экипаж от неисправной ракеты.

Во время ее работы космонавты испытали перегрузки более 15G, но выжили и благополучно приземлились в четырех километрах от разрушенного стартового комплекса.

Как авария отразится на работе МКС

Авария важна не только  сама по себе. Дело в том, что после завершения полетов по программе Space Shuttle «Союзы» остались единственным способом доставки космонавтов на Международную космическую станцию.

Поскольку, очевидно, в ближайшее время новый «Союз» к станции не полетит, всю программу полетов на МКС придется переписать.

В частности, придется задержать или перенести программу полета космонавта из ОАЭ, который должен был лететь на новом «Союзе» в 2019 году, а затем возвращаться как раз на «Союз МС-10».

При этом не стоит рассматривать аварию как угрозу самому существованию МКС. Маловероятно, что экипаж вернут с МКС на Землю и станцию законсервируют, потому что консервация станции — это очень сложная и проблемная операция, более сложная, чем продление срока текущей экспедиции.

Скорее всего, придется значительно продлить сроки полета членов экспедиции МКС-57, которые сейчас находятся на орбите.

Поскольку со снабжением станции продовольствием и другими необходимыми вещами благодаря американским и японским грузовым кораблей проблем быть не должно, можно без особых проблем продлить текущую экспедицию на полгода.

Американские частные пилотируемые корабли, разрабатываемые SpaceX и Boeing, пока не готовы заменить «Союзы», и вряд ли авария повлияет на это.

Конечно, сроки подготовки первых полетов могут попытаться ускорить, но дело заключается не столько в желании или финансовых вливаниях, сколько в возникших технологических сложностях в обоих проектах.

К тому же, как раз на днях NASA снова перенесло первый полет корабля SpaceX Crew Dragon еще на несколько месяцев.

Оригинал

Источник: https://echo.msk.ru/blog/nplus1/2294776-echo/

Автоматика сработала на отлично: подробности аварии ракеты «Союз»

В корпорации «Энергия» 16 октября рассказали подробности аварии ракеты «Союз-ФГ». А конкретно о спускаемом аппарате, который позволил космонавтам приземлиться целыми и невредимыми, сообщает «МИР 24».

Система спасения космонавтов – это не просто катапульта в космосе. Она включается за 30 минут до старта, объяснили в корпорации «Энергия». Автоматика является самой надежной в мире.

«Все это происходит за 1/10 секунды. От момента получения команды от ракеты-носителя до начала работы двигателя-установки», – сказал заместитель главного конструктора перспективных космических комплексов и систем РКК «Энергия» Игорь Хамиц.

«Авария носителя» – эта фраза облетела весь мир с высоты 40 км над Землей, куда успела долететь ракета «Союз-ФГ» после старта до того, как пропала тяга второй ступени.

«Показывали космонавтов, которые сидят в спускаемом аппарате. И у них есть индикатор невесомости. Он болтался, потому что не было невесомости. В какой-то момент он начал двигаться. Это значит, что ракета потеряла устойчивое движение вперед», – отметил главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин.

Проблемы возникли при отделении блоков первой ступени. У космонавта Алексея Овчинина и астронавта Ника Хейга шансов выйти на орбиту больше не оставалось. Сработала система аварийного спасения САС.

Капсула с экипажем мгновенно отделилась от ракеты. При этом космонавты испытали перегрузки значительно большие, чем при штатном полете.

 Систему аварийного спасения, которая помогла космонавтам, разрабатывал еще сам Королев в 1965 году. Сегодня САС производят в Подмосковных Химках, в машиностроительном конструкторском бюро «Искра».

Главный принцип двигательной установки – простота и безотказность твердотопливной системы.

«Эти двигатели обладают большой надежностью. В них меньше элементов, а движущихся элементов нет совсем. И очень высокое быстродействие. Двигатели наши постоянно готовы к работе», – отметил заместитель главного конструктора по космической технике МКБ «Искра» им. И.И. Картукова Виктор Волчков.

В пилотируемых полетах САС пригодилась лишь однажды. В 1983 году, когда за несколько минут до старта стал вытекать керосин, после чего вспыхнул, как факел. Космонавты Геннадий Стрекалов и Владимир Титов вручную активировали систему спасения и остались живы.

«Тебя хватают как щенка, который упал в речку. Нас схватила эта рука, и вытащила из пекла», – вспомнил космонавт, герой Советского Союза Владимир Титов.

Рука спасения САС на космической высоте за доли секунды приняла единственно правильно решение. Благодаря ей оба члена экипажа не только выжили, но даже не пострадали.

Алексей Овчинин – командир экипажа космического корабля «Союз МС-10» – поделился впечатлениями от перегрузки после аварии «Союза-ФГ». Он рассказал, на что похожи ощущения, после экстренной отстыковки спускаемого аппарата.

«Это можно сравнить с тем, как будто вам поставили на грудь бетонный блок. Перегрузка семь единиц. Это значит, что вес этого блока будет равен семи вашим весам. Если вы весите 90 килограммов, ваш вес увеличится в семь раз, блок таким весом будет лежать у вас на груди», – рассказал Овчинин.

Следующий экипаж отправится на МКС в первых числах декабря. Об этом сегодня заявил исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/news/16330927/avtomatika-srabotala-na-otlichno-podrobnosti-avarii-rakety-soyuz

Авария ракеты Союз. Судьба МКС под вопросом

Корреспондент.net, 11 октября 2018, 18:45

Во время запуска корабля Союз МС-10 с экипажем на Международную космическую станцию произошла авария. У ракеты-носителя Союз-ФГ возникли проблемы после отделения первой ступени.

На борту были российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Они катапультировались и остались живы. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Быстро прилетели

11 октября во время запуска пилотируемого корабля Союз МС-10 с космодрома Байконур произошла авария. Ракета-носитель должна была доставить корабль на МКС с “гагаринской площадки”.

Запуск, за которым наблюдали глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и руководитель NASA Джим Брайденстайн, был приурочен к 100-летию со дня образования завода экспериментального машиностроения Энергия, разработавшего корабль.

Специалисты корпорации перед в ходе подготовки ракеты-носителя перед стартом отклонений не обнаружили.

Проблемы появились через пару минут после старта носителя. По предварительной информации, непосредственным поводом для срабатывания аварийной системы спасения стала нештатная ситуация при отделении первой ступени носителя.

На дне. Катастрофа российской ракеты со спутниками

По разным данным, 123-й или 119-й секунде полета капсула с членами экипажа отделилась и впоследствии благополучно приземлилась в казахских степях, примерно в 25 километрах от аэродрома Жезказган, где и была обнаружена поисково-спасательным отрядом.

На трансляции запуска Союза, которую опубликовало NASA, после аварии слышны слова Овчинина “Быстро мы прилетели”. Космонавт говорит, что авария ракеты-носителя произошла через две минуты сорок пять секунд после запуска.

“Состояние космонавтов хорошее, они перенесли перегрузку шесть единиц… Состояние у них хорошее…

Необходимости везти их в больницу нет, они отправятся вертолетами в Джезказган – это штатный маршрут, а оттуда они либо напрямую вылетят в Москву, или отправятся на Байконур, где примут участие в обсуждении ситуации”, – сказал N+1 Олег Орлов, директор Института медико-биологических проблем РАН, чьи специалисты контролируют здоровье космонавтов.

Он добавил, что шестикратную перегрузку космонавты испытывают еще на этапе отбора, затем неоднократно – во время тренировок, но во время штатных полетов перегрузка обычно не превышает 2-3G, и до 4G – при посадке.

По последдним данным экипаж аварийного Союза приземлился в аэропорту Крайний, обслуживающий Байконур. Они чувствует себя нормально и передвигаются самостоятельно.

EPA

Последняя авария пилотируемого корабля Союз произошла в апреле 1975 года, тогда полет продлился 21 минуту и 27 секунд.

Тогда произошел отказ третьей ступени, аварийная посадка была на Алтае. Космонавты спускались по более крутой траектории, перегрузки были более 20 едениц, но они остались живы.

 

Причины катастрофы Союза

По данным источника Интерфакса в спасательных службах, авария произошла при отделении боковых блоков первой ступени ракеты-носителя.

Читайте также:  Американская автоматическая винтовка м14

РИА Новости добавляет, что один из четырех блоков мог отделиться не вовремя, а когда это произошло, то он ударил по центральному блоку.

Замена двигателям РФ. На чем США полетят в космос

Байконур перед запуском освятили / EPA

Как сообщил Рогозин, для выяснения причины аварии была образована спецкомиссия, которая уже приступила к работе.

“Изучается телеметрия. Службы спасения работают с первой секунды аварии. Система аварийного спасения корабля Союз-МС сработала штатно”, – сказал он.

Комиссия Роскосмоса проведет проверку самарского ракетно-космического центра Прогресс, производившего ракеты Союз-ФГ. На период расследования пуски ракет данного типа будут приостановлены.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело после аварии пилотируемого корабля Союз по статье “Нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее причинение крупного ущерба”.

Судьба МКС

Ник Хейг, пришедший в группу астронавтов NASA в 2013 году, направлялся в свой первый космический полет.

Он вместе с Овчининым должен был присоединиться на борту МКС к командиру 57-й экспедиции Александру Герсту из Европейского космического агентства, бортинженеру NASA Серине Ауньен-Ченселор и бортинженеру Роскосмоса Сергею Прокопьеву. Те прибыли на станцию в июне.

По сообщению NASA, члены 57-й экспедиции провели сотни экспериментов по биологии, биотехнологии, физике и землеведению.

В Роскосмосе сообщили, что намеченного в ноябре выхода в космос для обследования дыры в обшивке корабля Союз на МКС не будет. Этим должжен был заняться Овчинин вместе со своим коллегой Прокопьевым.

Судьба МКС теперь во многом зависит от расследования сегодняшней аварии.

“Возможно, в NASA потребуют проведения двух квалификационных пусков после установления причин аварии. И только после этого они согласятся сажать своего астронавта на наши корабли.

Тогда это дело растянется, и придется возвращать космонавтов на том единственном дырявом корабле Союз, а станцию временно консервировать”, – рассказал Газете.

Ru академик Российской академии космонавтики Александр Железняков.

Он отметил, что российские корабли Союз пока остатся единственным средством доставки, а американские астронавты полетят не раньше второй половины 2019 года.

Экипаж корабля МС-09, в чьей обшивке была найдена дыра, будет жить на борту МКС неопределенно долгое время из-за неготовности частных кораблей к полету в космос, заявил астронавт Крис Хадфилд, бывший командир станции.

“Если причину аварии найдут быстро, то вполне возможно, что новый Союз отправится на МКС ближе к декабрю, когда экипаж МС-09 должен был покинуть станцию. С другой стороны, в ракетостроении крайне редко происходят простые ошибки, и членам экипажа нужно быть готовыми к тому, что они проведут на борту МКС много месяцев”, – сказал он.

При этом, из-за аварии все непилотируемые запуски ракет Союз с российских космодромов в 2018 году оказались под угрозой, сообщил Интерфаксу источник в ракетно-космической отрасли.

“Предварительно предполагается приостановка не только пилотируемых, но и непилотируемых пусков на ракетах Союз, в том числе 19 октября с Плесецка, 31 октября с Байконура и 7 ноября с Куру”, – сказал источник.

По его словам, ракеты имеют частично схожую конструкцию боковых блоков первой ступени.

“Отделение боковых блоков у этих ракет проходит аналогичным образом, что и у Союз ФГ. Их предстоит проверить”, – пояснил собесеник агентства.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Источник: https://korrespondent.net/tech/space/4021173-avaryia-rakety-souiz-sudba-mks-pod-voprosom

Катастрофа ракеты “Союз МС-10” : причины и подробности инцидента

В мире

17:37 11.10.2018Получить короткую ссылку

255 0 0

Во время полета ракеты “Союз” произошла авария носителя, после чего экипаж перешел в режим баллистического спуска

ДУШАНБЕ, 11 окт – Sputnik. Во время старта ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем “Союз МС-10” с новым экипажем МКС в четверг произошла “авария носителя”. 

На борту “Союза МС-10” были члены миссии МКС-57/58 российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Глава госкорпорации “Роскосмос” Дмитрий Рогозин сообщил, что экипаж “Союза” приземлился, все живы.

Позже “Роскосмос” опубликовал фото спасенных из аварийного “Союза” космонавтов.

Причины

Аварийной комиссии будет трудно установить причины произошедшего с ракетой “Союз”, поскольку ступени после падения критически повреждены, заявил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

“Установить точные причины произошедшего аварийной комиссии будет трудно. Ступени ракеты либо сгорели, либо настолько повреждены, что по материальной части определить причины будет практически невозможно. Вся надежда только на телеметрическую информацию, которая поступала с ракеты во время полета на наземные пункты”, – сказал собеседник агентства.

Поиски ступеней

Место падения первой и второй ступеней аварийной ракеты “Союз”, стартовавшей в четверг с Байконура, пока не определено, на их поиски направлены поисковые группы, заявил председатель Комитета по ЧС МВД Казахстана Владимир Беккер.

“(Место) падения второй и первой ступени космического корабля на данный момент еще не определено. Каких-либо сообщений от населения и местных исполнительных органов или других лиц в органы гражданской защиты не поступало”, – сказал Беккер на брифинге в Астане.

Он добавил, что на поиски ступеней направлены поисковые группы.

“На поиски направлены поисково-спасательные группы… Ориентировочная зона падения – это Карагандинская область, район города Балхаша. Я буквально сейчас разговаривал со специалистами Роскосмоса, приблизительный квадрат падения известен, это 30-50 километров от города Жезказган”, – сказал Беккер.

Последствиях аварии “Союза”

Из-за вчерашней аварии “Союза-ФГ” пришлось приостановить пуски аналогичных ракет-носителей и сдвинуть старты “Прогресса” и следующей экспедиции на МКС, сообщил журналистам в пятницу исполнительный директор “Роскосмоса” Сергей Крикалев.

“Все полеты на ракетах этого класса должны быть приостановлены до определения причины (аварии)… Возможно, будет несколько перенесен пуск “Прогресса” (планировался на 31 октября), а пуск следующего “Союза” (космического корабля, планируемая дата – 20 декабря) может быть ускорен”, – сказал он.

Новый полет

Экипаж аварийно севшего “Союза” скоро отправится в новый полет, сообщил РИА Новости исполнительный директор Роскосмоса, космонавт Сергей Крикалев.

“Полететь сможет, никаких повреждений у экипажа нет. И мало того, в них много вложено в подготовку. Очевидно, что не в следующий полет, но мы будем стараться сделать это как можно быстрее, чтобы наиболее эффективно использовать их навык использовать сейчас, пока он свежий”, – сказал собеседник агентства.

Источник: https://ru.sputnik-tj.com/world/20181011/1027082235/katastrofa-rakety-soyuz-ms-10.html

В роскосмосе назвали причину аварии ракеты “союз”

Окончательные результаты расследования причин аварии будут известны в течение ближайших недель.

Непосредственной причиной аварии ракеты “Союз-ФГ” в Казахстане стало столкновение элементов во время разделения первой и второй ступеней носителя.

Об этом заявил исполнительный директор “Роскосмоса” по пилотируемым программам Сергей Крикалев, пишет ТАСС.

“Окончательных версий нет, но понятна непосредственная причина, связанная с тем, что произошло столкновение одного из боковых элементов, который является частью первой ступени.

При разделении первой и второй ступеней произошло столкновение. Произошло отклонение от штатной траектории и, похоже, разрушение нижней части второй ступени.

Ракета прекратила нормальный полет, дальше автоматика отработана штатно”, – рассказал он.

С Байконура неудачно стартовала российская ракета с двумя астронавтами на борту. За считанные секунды капсула с астронавтами – американцем и русским – отделилась и упала. Космонавты живы. О вероятных причинах провала – в сюжете.

По словам Крикалева, результаты работы госкомиссии по расследованию причин аварии будут известны до 20-х чисел октября.

“Комиссия начала работу вчера. До 20-х чисел октября уже должны быть получены результаты. Первые элементы конструкции, найденные в Казахстане, в степи, помогать анализировать, что произошло. После этого будут приняты необходимые меры и будут продолжены полеты”, – отметил чиновник Роскосмоса.

Отдельно Крикалев также заверил, что полеты на ракетах этого класса будут разрешены только после того, как будут установлены причины аварии.

Напомним, 11 октября в Казахстане после запуска ракеты “Союз” с космодрома Байконур произошла “авария носителя”. На борт МКС должны были отправиться американский астронавт Тайлер Хейг и российский космонавт Алексей Овчинин.

Все было готово к взлету, и ракета оторвалась от земли, однако произошла аварийная ситуация – вторая ступень ракеты потеряла ориентацию и двигатели выключились. Экипаж в аварийной капсуле отделился от корабля и приземлился.

Оба космонавта выжили и не нуждались в медицинской помощи.

По данным источников “Интерфакса”, причиной аварии во время запуска ракеты “Союз” с космодрома Байконур могло стать плохое крепление боковых блоков второй ступени ракеты-носителя.

Роскосмос опубликовал видео момента аварии. На кадрах видно, как ракета-носитель набирает высоту и оставляет после себя белый след в небе, однако в какой-то момент происходит взрыв.

Источник: https://ru.tsn.ua/svit/v-roskosmose-nazvali-prichinu-avarii-rakety-soyuz-1232220.html

В «роскосмосе» назвали причину аварии ракеты-носителя «союз-фг»

12 октября 2018
10:59

Непосредственной причиной аварии ракеты «Союз-ФГ» стало столкновение элементов при разделении первой и второй ступеней носителя. Об этом сегодня, 12 октября, сообщил журналистам исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев.

«Окончательных версий нет, но понятна непосредственная причина, связанная с тем, что произошло столкновение одного из боковых элементов, который является частью первой ступени.

При разделении первой и второй ступеней произошло соприкосновение. Произошло отклонение от штатной траектории и, похоже, произошло разрушение нижней части второй ступени.

Ракета прекратила нормальный полет, дальше автоматика отработана штатно», — сказал Крикалев.

«Комиссия начала работу вчера. К 20-м числам октября уже должны быть получены результаты. Первые элементы конструкции, найденные в Казахстане, в степи, будут помогать анализировать, что произошло.

После этого будут приняты необходимые меры и будут продолжены полеты», — отметил он, пояснив, что все полеты на ракетах этого класса должны быть разрешены только после того, как будут установлены причины аварии.

Как сообщало EADaily, ранее замглавы Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Вячеслав Рогожников сообщил информацию о состоянии членов экипажа«Союза МС-10» — космонавтаРоскосмосаАлексея Овчинина и астронавта NASAНика Хейга.

▼ читать продолжение новости ▼

По его словам, после случившейся накануне аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» их доставили в Центральную медсанчасть в городу Байконур, где они провели ночь. «На всякий случай перестраховались — сразу в Москву не повезли, здесь на Байконуре они ночь поспали, вчера поужинали, сегодня позавтракали.

Бодрые, веселые, сейчас повезем в Москву», — отметил Рогожников, пояснив, что состояние у космонавтов удовлетворительное: «Если бы не этот случай, я бы сказал, люди здоровы.

Все нормально: они приземлились, перегрузка была для них небольшая, она была краткая, мы сразу нашли их, мы их даже видели под куполом, отвезли».

Члены экипажа будут доставлены в Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, где они в течение нескольких дней пройдут реабилитацию.

Замглавы ФМБА заверил: «В перспективе они полетят. Сейчас пока опережать события нельзя, но противопоказаний у них нет. Так что да, обязательно полетят. Во всяком случае, Алексей».

Напоминим, 11 октября на космодроме Байконур в Казахстане во время старта ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» произошла авария носителя.

На борту находились члены миссии МКС-57/58 — российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг.

Запуск был посвящен столетию Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) ракетно-космической корпорации «Энергия», на котором изготавливают «Союзы».

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/12/v-roskosmose-nazvali-prichinu-avarii-rakety-nositelya-soyuz-fg

Ссылка на основную публикацию