Вертолет ми-2: история создания, описание и летно-технические характеристики

Вертолет Ми-2: история создания, описание и летно-технические характеристики

Ми-2 – это советский многоцелевой вертолет, созданный в ОКБ Миля в первой половине 60-х годов. Данная машина стала первым советским серийным вертолетом с газотурбинным двигателем. Производство Ми-2 было налажено в 1965 году в Польше, он выпускался до 1992 года. За этот период было изготовлено более 5400 единиц этой машины.

Вертолет Ми-2 эксплуатируется и сегодня, он применяется для решения большого количества как военных, так и гражданских задач.

Ми-2 неоднократно проходил модернизацию, создано большое количество модификаций этой машины. Этот вертолет активно экспортировался: его основным покупателем был СССР и другие страны Варшавского договора. Однако, кроме этого, Ми-2 закупали Египет, Сирия, Куба, Лесото, Бирма, КНДР и другие государства. Сегодня Ми-2 используется в более чем двадцати странах мира.

На вертолете Ми-2 было установлено несколько мировых рекордов.

История создания

Уже к концу 50-х годов стало понятным, что первый серийный отечественный вертолет Ми-1 не соответствует требованиям времени. Его несколько раз пытались модернизировать, были проекты по установке на него газотурбинного двигателя (ГТД), однако они так и остались на бумаге. Нужна была новая машина с более продвинутыми летно-техническими характеристиками.

Миль предложил создать вертолет сразу с двумя газотурбинными двигателями. Такая конструкция силовой установки значительно повышала надежность машины и безопасность полетов, потому что при отказе одного из двигателей вертолет мог лететь, используя второй. Большой интерес к разработке новой машины проявило руководство гражданской авиации, позже на вертолет обратили внимание и военные.

К проектированию новой машины В ОКБ Миля приступили в начале 1960 года. Конструкторам было дано задание разработать такой вертолет, который можно было бы использовать для перевозки грузов и пассажиров, для военных целей, а также для нужд санитарной авиации и обработки сельскохозяйственных угодий.

Во время работы над Ми-2 конструкторы старались максимально использовать агрегаты и узлы вертолета Ми-1, чтобы уменьшить стоимость новой машины.

Силовую установку для Ми-2 разрабатывали в ленинградском ОКБ-117, итогом его работы стал двигатель ГТД-350 (400 л. с.). Его характеристики позволили в кратчайшие сроки создать новый вертолет, который по своим габаритам был практически равен Ми-1, но при этом имел большую грузоподъемность и пассажировместимость, а также значительно превосходил его по основным летно-техническим параметрам.

В начале 1961 года был одобрен макет будущего вертолета, а осенью того же года первая опытная машина поднялась в воздух. Уже на этапе государственных испытаний Ми-2 установил рекорд скорости для вертолетов подобного класса. Осенью 1962 года вертолет Ми-2 был представлен советскому правительству и руководству Польской Народной Республики.

Испытания показали, что двигатель вертолета нуждается в доработке. Также была изменена конструкция силовой установки в целом, что повысило удобство ее обслуживания. Это изменило форму кабины. Конструкторам прошлось полностью переделать несущий винт и создать новый рулевой винт, обладающий большей тягой.

Советский Союз со своей стороны гарантировал регулярную закупку большого числа вертолетов, а также запасных частей к ним.

26 августа 1965 года в Польше в воздух поднялся первый вертолет Ми-2, сделанный поляками из советских комплектующих. В ноябре этого же года свой первый полет совершил Ми-2, полностью изготовленный в Польше.

Массовое производство машины было налажено в 1966 году, серийные машины несколько отличались от прототипов, изготовленных в СССР. У них не было килевой поверхности под хвостовой балкой, несколько отличалась форма верхней части фюзеляжа, было изменено расположение антенн и проблесковых огней.

Широкой общественности вертолет Ми-2 был показан во время выставки в Ле Бурже в 1967 году. На Западе эта машина получила обозначение Hoplite («Гоплит»). За помощь в налаживании серийного производства многие работники ОКБ Миля были награждены польскими правительственными наградами. В их числе был и Генеральный конструктор Миль, он получил командорский крест ордена Возрождения Польши.

Эксплуатация

Вертолет Ми-2 и сегодня находится в строю, эта машина активно эксплуатируется в нескольких десятках стран. Многие десятилетия Ми-2 успешно использовался в СССР, как в гражданской, так и в военной авиации. Более того, именно эти машины составляли основу советской легкой винтокрылой авиации.

В СССР вертолет Ми-2 активно применялся для обработки сельскохозяйственных угодий, а также для перевозки пассажиров и грузов. Для работы в условиях Крайнего Севера была создана полярная модификация этой машины. Использовался Ми-2 и для проведения поисково-спасательных операций. Для пограничников была создана модификация, оснащенная громкоговорителем.

Наиболее массовой была грузопассажирская модификация вертолета, весьма широкое распространение имел и сельскохозяйственный вариант Ми-2.

Ми-2 использовался во время ликвидации аварии на ЧАЭС.

В настоящее время в России эксплуатируется более 120 единиц вертолета Ми-2. После распада СССР многие из этих машин попали в частные руки, и выполняют самые разнообразные функции. Еще примерно триста машин эксплуатируется в бывших советских республиках.

Описание

Вертолет Ми-2 выполнен по одновинтовой схеме с одним несущим винтом и рулевым винтом на конце хвостовой балки. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, его можно разделить на три части: переднюю с кабиной пилота, центральную (в ней находится пассажирский салон) и хвостовую – в нее входит хвостовая балка с рулевым винтом со стабилизатором.

Силовая установка Ми-2 расположена в большой надстройке над фюзеляжем машины (в так называемом «кабане»). Она состоит из двух двигателей ГТД-350, главного трехступенчатого редуктора и вентилятора, который охлаждает радиаторы и редуктор.

В состав топливной системы Ми-2 входит один бак емкостью 600 литров, который находится под полом пассажирской кабины. По бокам фюзеляжа можно подвесить еще два бака, каждый из которых вмещает по 238 литров топлива.

Вертолет Ми-2 оснащен несущим трехлопастным винтом и двухлопастным рулевым винтом. Управление несущим винтом осуществляется с помощью гидроусилителей, но в аварийных ситуациях возможно и ручное управление.

Кабина экипажа одноместная, в учебно-тренировочной модификации в кабине расположены два сидения – для курсанта и инструктора.

В состав пилотажно-навигационного оборудования вертолета входит гирокомпас, радиокомпас, радиовысотомер и радиостанции. В военные модификации Ми-2 также устанавливался радиолокатор.

Шасси вертолета трехопорное.

Модификации

Вертолёт Ми-2 неоднократно модернизировался, существует множество его модификаций. Ниже приведены некоторые из них:

  • Ми-2. Базовая модель вертолета, рассчитанная на перевозку восьми пассажиров.
  • Ми-2Т. Транспортный вариант машины, способный перевозить 700 кг грузов в кабине или 800 кг – на внешней подвеске.
  • Ми-2R. Поисково-спасательная модификация вертолета, она оснащалась электролебедкой, способной поднимать 120 кг.
  • Ми-2МСБ. Модификация вертолета, созданная украинской компанией «Мотор-Сич» в 2011 году. Вертолет оснащен двигателями АИ-450М и более совершенной системой управления.
  • Ми-2РХР. Модификация, предназначенная для ведения химической и радиологической разведки местности. На вертолет устанавливалось специальное оборудование для забора проб воздуха.
  • Ми-2UPN. Разведовательно-ударная модификация вертолета. Его вооружение состояло из двух блоков с неуправляемыми реактивными снарядами.
  • Ми-2URP. Боевая модификация вертолета, предназначенная для поражения вражеских танков и другой бронетехники. Вооружение вертолета состояло из четырех ПТУР «Малютка».
  • Ми-2US. Модификация, предназначенная для огневой поддержки наземных войск. На вертолет устанавливалась 23-мм пушка или 7,62-мм пулеметы.
  • Ми-2КМ. Палубная модификация машины.
  • Ми-2М. Эта машина является глубокой модернизацией базового варианта Ми-2. Вертолет был снабжен двумя двигателями ГТД-350П, свой первый полет он совершил 1 июля 1974г.
  • PZL-Swidnik «Kania». Еще один вариант модернизации базовой версии Ми-2. Этот вертолет получил улучшенные обводы фюзеляжа, увеличенную кабину, два ГТД Allison 250-C20B, более совершенное пилотажно-навигационное оборудование. Первый полет этой модификации состоялся 3 июня 1979г. Машина была сертифицирована в Польше и США, построено семь серийных вертолетов.

Характеристики

Ниже представлены характеристики Ми-2:

  • диаметр несущего винта — 4,5 м;
  • диаметр рулевого винта — 2,7 м;
  • длина фюзеляжа — 11,4 м;
  • ширина фюзеляжа — 3,25 м;
  • нормальный взлётный вес – 3500 кг;
  • макс. взлетный вес – 3550 кг;
  • двигатель — 2 × ГТД-350;
  • мощность — 2 × 400 л. с.;
  • экипаж – 1 чел.;
  • количество пассажиров – 10 чел.;
  • макс. скорость – 210 км/ч;
  • дальность – 580 км;
  • потолок – 4000 м.

Источник: https://big-army.ru/vertolet-mi-2-istoriya-sozdaniya-opisanie-i-harakteristiki/

Многоцелевой вертолет Ми-2

«Краткая справка: Советский легкий многоцелевой вертолет Ми-2 конструкции М.Л.Миля — история создания и модификации»

Вертолет Ми-2 отличается очень аккуратной формой фюзеляжа

История создания вертолета Ми-2

Постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1960 года, ОКБ-329 М.Л.Миля предписывалось приступить к созданию лёгкого многоцелевого вертолёта, для замены Ми-1.

При практически тех же размерах, и частичном заимствовании основных узлов конструкции (главный редуктор, трансмиссия, несущий винт), Ми-2 был машиной уже другого поколения.

В отличие от предшественника, Ми-2 мог брать на борт 8 пассажиров вместо 3, был скороподъемнее и быстрее. Добиться всего этого удалось благодаря замене поршневого двигателя на газотурбинный.

Ми-2 стал первым во многом. Первый советский вертолет с ГТД для гражданской службы, первый в мире легкий вертолет со сразу двумя ГТД.

Проект вертолета Ми-2 сначала носил имя В-5, а затем В-2. Его ведущим конструктором был А.Х.Серман (позже А.А.Бритвин), а общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов.

Двигатель для машины (ГТД-350) разрабатывался ленинградским ОКБ-117 конструктора С.П.Изотова.

Хотя он и получился довольно слабосильным, но был небольшим, сравнительно не сложным, и позволил в кратчайшие сроки закончить с проектированием и приступить к изготовлению прототипа.

Чертеж вертолета Ми-2

В январе 1961 года был готов рабочий макет Ми-2, а уже  22 сентября 1961 г. лётчик-испытатель Г.В.Алфёров впервые поднял его в небо. В октябре начались государственные испытания. В декабре 1961 года взлетел второй прототип в сельскохозяйственном варианте (лётчик-испытатель В.И.Анопов). Испытания продолжались до 1967 года.

Серийное производство Ми-2 началось в конце 1963 года на вертолётном заводе WSK «Свидник» под Люблином (Польша). Поляки первоначально хотели назвать вертолёт SM-3, но по настоянию советской стороны вернулись к названию Ми-2.

26 августа 1965 года совершил первый полёт первый серийный Ми-2, собранный из советских деталей, а 4 ноября взлетел вертолёт, целиком изготовленный на «Свиднике».

В 1974 году польской стороне были полностью переданы все права на производство вертолёта и разработку модификаций.

Всего в 1965-1998 годах было изготовлено 5418-5497 вертолётов Ми-2 различных модификаций. На 2004 год в эксплуатации оставалось более 600. Ми-2 применялся в качестве пассажирского, транспортно-санитарного, сельскохозяйственного, связного, спасательного, учебного, патрульного, разведывательного, аэрофотосъёмочного, и является одним из самых распространенных и надежных вертолетов в мире.

За свою долгую историю эксплуатировался во всех республиках бывшего СССР, в Алжире, Бирме, Венесуэле, Гане, Джибути, Египте, Ираке, Иране, Индонезии, КНДР, на Кубе, в Лесото, Ливане, Ливии, Малайзии, Никарагуа, Перу, Польше, Сирии, Югославии, Чехии, Словакии, Судане, Турции, Хорватии, Эфиопии.

В 1963 и 1965 годах на Ми-2 установлено два мировых рекорда скорости.

Страна: СССР
Тип: Многоцелевой вертолет
Год выпуска: 1961 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 2х ГТД-350, мощностью по 400 л.с.
Максимальная скорость: 210 км/ч
Практический потолок: статический: 1700 м, динамический: 4000 м
Дальность полета: Практическая: 355 км, перегоночная: 620 км
Масса пустого: 2350 кг
Максимальная взлетная масса: 3700 кг (взлетная: 3550 кг)
Размах крыльев: Диаметр несущего винта: 14,5 м
Длина: По фюзеляжу: 12 м, с учетом винтов: 17,42 м
Высота: До втулки несущего винта: 3,75 м
Площадь крыла: Нет
Вооружение: Нет

Конструкция вертолета Ми-2

Легкий вертолет Ми-2 построен по одновинтовой схеме с трёхлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, состоит из кабины экипажа, пассажирской кабины и хвостовой балки с управляемым стабилизатором.

Силовая установка состоит из 2 газотурбинных двигателей ГТД-350 с редуктором ВР-2 и размещается в надстройке над фюзеляжем.

Несущий и рулевой винты первоначально были взяты от Ми-1, но поже заменены новыми. Шасси трёхопорное, неубирающееся. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси. Топливо размещается в основном баке под полом кабины ёмкостъю 600 л. Предусмотрена возможность установки двух дополнительных баков по 238 л по бокам кабины. Система управления бустерная с гидроусилителями.

Вертолёт оборудован грузовой стрелой-лебёдкой и системой внешней подвески грузоподъёмностью 800 кг.

Общий вид легкого вертолета Ми-2

Боевое применение вертолета Ми-2

Долгое время Ми-2 оставался единственным в мире двухдвигательный лёгким вертолётом. Впрочем, повоевать пришлось и этому сугубо гражданскому труженику неба.

Читайте также:  Ан-8 — советский газотурбинный военно-транспортный самолет

В боевых условиях Ми-2 использовался:

  • Во время Октябрьской войны (1973)
  • В начале Афганской войны
  • Военном конфликте Перу с Эквадором (1995)
  • Операциях Джибути против сепаратистов
  • Операциях против наркомафии в Перу, Мексике, Мьянме.
  • Операциях против пиратов в Индонезии.

Модификации вертолёта Ми-2

  • В-2 — прототип. Изготовлен на заводе №329 в 1961 году.
  • В-2В — опытный вооружённый. Мог нести 6 ПТУР «Фаланга» или 4 блока УБ-16-57. Изготовлен в 1965 году. В настоящее время находится в музее ВВС в Монино.
  • В-2М — опытный морской. Оснащался аварийными посадочными баллонетами. Изготовлен в 1965 году.
  • В-3 (W-3) — модернизированный. Разработан совместно с польскими конструкторами в 1972-1979 годах. Первый полёт состоялся 16 ноября 1979 года. Выпускается серийно с 1988 года. Изготовлено более 120 вертолётов.
  • В-20 (проект) — с удлинённым фюзеляжем. Рассчитан на 10 пассажиров. Разработан в 1964 году.
  • Ми-2 — летающий кран. Первый полёт 16 сентября 1973 года.
  • Ми-2 — патрульный. Переоборудовался из Ми-2П и Ми-2Т. Поставлялся в Венгрию и ГДР.
  • Ми-2 «Платан» — воздушный миноукладчик. Разработан в 1981-1985 годах. В 1988-1990 годах для ВВС Польши переоборудовано несколько Ми-2Т.
  • Ми-2А — модернизированный, с двигателями АИ-450, новой авионикой.
  • Ми-2Б — модернизированный.
  • Ми-2В — модернизированный.
  • Ми-2Г — модернизированный.

Нельзя не отметить, что этой сугубо «гражданской» машине очень идет военная «форма»

  • Ми-2КР — разведчик-корректировщик. Оснащён бортовым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута». В 1974 году переоборудован 1 вертолёт.
  • Ми-2М (проект) — модернизированный. Отличался двигателями ГТД-550. Разработан в 1967 году.
  • Ми-2М — модернизированный с двигателями АИ-450М. Первый полёт 25 сентября 2012 года.
  • Ми-2СХ — сельскохозяйственный. Отличался оборудованием (3 варианта комплектации) для распыления жидких или сухих химикатов, электрооборудованием. Поставлялся в СССР, Венгрию, ГДР, Ирак, Иран, Ливан, Югославию.
  • Ми-3 (проект) — увеличенной грузоподъёмности. Был рассчитан на 10 пассажиров. Разработан в 1964 году.
  • Ми-22 (проект, первый с таким названием) — увеличенной грузоподъёмности. Отличался улучшенной аэродинамикой, двигателями ГТД-10А мощностью 1250 э.л.с., четырёхлопастным несущим винтом, широкими сдвижными дверями, полозковым шасси. Разработан в 1965 году.
  • Мi-2B — вертолёт для Ливии. Отличался противопыльными фильтрами, авионикой фирмы «Кинг Радио», отсутствием противооблединительной системы. Изготовлено 25 вертолётов.
  • Мi-2Ch (Ми-2Х, Ми-2РХР) — вертолёт химической разведки, со специальным оборудованием.
  • Мi-2F (Mi-2FM) — вертолёт для аэрофотосъёмки с фотокамерой RC-8.
  • Mi-2M1 — модернизированный, с двигателями ГТД-350П мощностью 450 э.л.с. Изготовлен в 1974 году в 1 экземпляре.
  • Mi-2M2 — модернизированный, с двигателями ГТД-350П, увеличенным фюзеляжем, топливным баком под полом пассажирской кабины, усиленным шасси. Изготовлен в 1974 году в 1 экземпляре. Первый полёт 1 июля 1974 года.
  • Мi-2P (Ми-2П) — пассажирский, с измененным оборудованием кабины, отсутствием грузовой лебёдки.
  • Мi-2P «Салон» — служебный.
  • Мi-2Plus — модернизированный, с двигатеялми GTD-350W2, винтом от «Кани», наличием системы GPS, оборудованием, отвечающем европейским стандартам. Разработан в 2002 году. Переоборудовано 19 вертолётов.
  • Мi-2PPD (Mi-2D, Ми-2Д) — воздушный командный пункт с 3 рабочими местами в салоне, дополнительными средствами связи.
  • Мi-2R, Ми-2RO — разведчики с фотокамерой BAF-21 или A-39 в контейнере у корня хвостовой балки. Часть вертолётов оснащалась перспективными камерами АФА-42/75 или АФА-33/75. Вооружение состояло из пушки НС-23КМ, 2 пулемётов РПК.
  • Мi-2RL — спасательный, с бортовой лебёдкой ЛПГ-2, наличием спасательного и медицинского оборудования, батареей из 4 прожекторов и поискового радиокомпаса.
  • Mi-2RM (Mi-2 See) — палубный многоцелевой, с дополнительным топливным баком в фюзеляже, 2 многозамковыми бомбодержателями на бортах, гидролебёдкой над дверью, спасательным плотом, батареей из 4 прожекторов. Разработан в 1969 году. Выпускался с 1971 года. Поставлялся в ГДР.
  • Мi-2S (Ми-2С) — санитарный. Может перевозить 4 больных на носилках и сопровождающего. Выпускался с 1972 года.
  • Мi-2SR — ренианимационый. Отличался составом оборудования. Выпускался с 1975 года.
  • Мi-2Sz (Ми-2Ш, Ми-2У, УМи-2) — учебный, с двойным управлением (место инструктора справа), шторками на окнах кабины. Мог переоборудоваться из любой модификации, кроме Ми-2СХ. Применялся в аэроклубах ДОСААФ, Сызранском и Саратовском ВВАУЛ, Кременчугском училище ГА.
  • Мi-2T (Ми-2Т) — транспортный, основная модификация. Мог переоборудоваться с санитарный. Поставлялся в СССР.
  • Мi-2URN — вертолёт, вооружённый пушкой НС-23 и 2 блоками УБ-16-57.
  • Мi-2URP — противотанковый. Вооружён пушкой НС-23, 2 пулемётами ПК и 4 противотанковыми ракетами 9М14М «Малютка».
  • Мi-2URP-G — c ракетами 9М32М «Стрела».
  • Мi-2URS — вертолёт, вооружённый пушкой НС-23, 2 пулемётами ПК и 4 зенитными ракетами 9М32М «Стрела-2М».
  • Мi-2US — вертолёт огневой поддержки. Вооружён пушкой НС-23КМ и 4 пулемётами ПКТ и 2 пулемётами РПК.
  • PZL «Каня» — модернизированный, с американскими двигателями «Аллисон-250-C20B» мощностью 426 л.с., увеличенной кабиной. Разработан в 1978 году. Первый полёт 3 июня 1979 года. Изготовлено 16 вертолётов. Поставлялся в Чехию, Словакию и на Кипр.
  • PZL «Таурус» (проект) — дальнейшее развитие «Кани». Разработан в 1978 году.

Ми-2 ещё рано списывать. Конструкция вертолета столь удачна, что мелкосерийное производство машины продолжается и в 21 веке

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1961-1990-samoletyi/mnogotselevoy-vertolet-mi-2.html

Ми-2 — советский многоцелевой вертолёт

Вертолёт Ми-2 является логическим продолжением проекта Ми-1 на более высоком уровне. Эта симпатичная машина стала массовым вертолётом стран социалистического лагеря. Его разработку возглавил Михаил Миль, занимавшийся винтокрылыми аппаратами ещё с 1930 годов.

История создания

Ещё во время работы над проектом Ми-1 в коллективе конструкторов М.Л. Миля возникали мысли об оснащении машины двумя газотурбинными двигателями — так родилась идея проекта В-2. Главный конструктор сразу понял, что этим он обеспечит надёжность и удвоит безопасность нового вертолёта.

После того как новым проектом заинтересовались заказчики, правительство 30 мая 1960 года поручило Михаилу Милю создать машину, пригодную для перевозки людей, сельскохозяйственных работ, транспортировки грузов, доставки больных и выполнения учебных полётов.

В конструкции нового вертолёта успешно использовали узлы и агрегаты Ми-1, что значительно ускорило создание проекта В-2. Но не всё так просто было с двигателями, разработку которых поручили ОКБ С.П.

Изотова в Ленинграде. Советские конструкторы никогда раньше не разрабатывали таких малых по размерам двигателей, но в результате упорного труда коллектива конструкторского бюро был создан газотурбинный двигатель мощностью в 400 л.с.

Ми-2 на стоянке

Характеристики нового ГТД-350 были гораздо ниже, чем у таких же моторов иностранного производства, но зато это позволило ускорить создание ОКБ Миля вертолёта В-2, превосходившего по всем параметрам своего предшественника Ми-1.

Уже в конце сентября закончили сборку первого прототипа В-2 и 7 октября опробовали вертолёт в режиме висения, после чего лётчик-испытатель Г.В. Алферов в течение 15 минут в зоне проверял новую машину. Поздней осенью того же года вертолёт направили на госиспытания.

Декабрьским утром 1961 года другой опытный образец В-2 поднял в воздух лётчик-испытатель Б.А. Анопов и в январе следующего года на машине приступили к госиспытаниям. Этим же лётчиком-испытателем с инженером Г. Бабаджановым 14 мая 1963 года на втором опытном В-2 был установлен мировой рекорд скорости на 100 километровом маршруте равный 253,818 км/ч.

Ми-2 в небе

Первый опытный В-2 продемонстрировали польской делегации и советскому руководству в сентябре 1962 года, после чего было принято решение о серийном выпуске вертолётов сразу в Польше, не задействуя производственные мощности Советского Союза.

Польские авиастроители в короткие сроки успели подготовить предприятия и уже в конце августа 1965 года вертолёт, получивший обозначение Ми-2, собранный из деталей, изготовленных на советских авиационных заводах, совершил свой первый полёт. Полностью собранный в Польше вертолёт был выпущен в полёт в начале ноября 1965 года.

Ми-2

Конструкция вертолёта

Аэродинамическая схема Ми-2 стала классической для одновинтовых вертолётов — это машина с одним несущим трёхлопастным винтом, двумя газотурбинными двигателями и хвостовой балкой с рулевым винтом.

Несущий винт имеет три лопасти прямоугольной формы в плане. Посредством гидроусилителей, включённых в систему управления, изменяется циклический шаг и наклон конуса несущего винта.

При отказе гидросистемы лётчик имеет возможность перейти на ручное управление, которое требует прикладывать к ручке управления большие усилия.

Схема Ми-2

Рулевой винт двухлопастный и находится на конце длинной хвостовой балки. Стабилизатор, расположенный перед изгибом балки, изменяет свой угол поворота соразмерно шагу лопастей несущей системы.

В характерной выпуклости над фюзеляжем вертолёта размещены два двигателя ГТД-350 и главный редуктор, а над ними располагается воздухозаборник вентилятора охлаждения редуктора и маслорадиаторов двигателей. Надфюзеляжная выпуклость носит название «кабан».

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная пилотская кабина для лётчика и пассажира, в учебном варианте место пассажира справа занимает курсант и на вертолёт устанавливается сдвоенное управление. Пилотажные и навигационные приборы расположены на приборной доске, управление шаг-газом справа от сидения. Военная версия Ми-2 оборудовалась радиолокаторм в носовой части.

Ми-2 «Гоплит»

Позади кабины пилота располагается салон для пассажиров с входной дверью по левой стороне.

Под полом салона вмонтирован контейнер топливного бака, являющийся опорной точкой крепления для двух рядов трёхместных сидений. На задней стенке пассажирского отсека расположено ещё одно откидное сидение.

Салон оборудован системами вентиляции и обогрева. Для размещения груза сидения легко демонтируются.

Вертолёт Ми-2 оснащён трёхопорным шасси, неубирающимся в полёте. Основные стойки пирамидальной формы с жидкостно-газовыми амортизаторами, передняя двухколёсная стойка имеет рычажную подвеску.

Топливный бак, установленный под полом пассажирского салона вмещает 600 литров, при длительных полётах по бокам монтируеются подвесные баки на 238 литров каждый.

Приборная панель Ми-2

Лёто-технические характеристики

  • Длина с вращающимися винтами — 17,42 м
  • Длина фюзеляжа — 11,4 м
  • Ширина фюзеляжа — 3,25 м
  • Высота с вращающимися винтами — 3,7 м
  • Вес пустого вертолёта — 2372 кг
  • Максимальный взлётный вес — 3550 кг( военный 3700 кг)
  • Двигатель — 2 х ГТД-350
  • Мощность — 2 х 400 л.с.
  • Максимальная скорость — 210 км/ч
  • Скорость крейсерского режима — 194 км/ч
  • Дальность — 580 км
  • Потолок — 4000 м
  • Скороподъёмность — 270 м/мин
  • Пассажиров — 10 чел( 8 солдат)
  • Экипаж — 1 чел
  • Варианты вооружения:
    • пушка НС-23 и шесть пулемётов
    • пушка НС-23 и 2 х 16 НАР С-5
    • пушка НС-23, 2 пулемёта и 4 ПТУРС «Малютка»
    • пушка НС-23, 2 пулемёта и 4 «Стрела».

Ми-2

Интересные факты

В пограничных войсках Ми-2 используется для патрулирования границ и оснащён громкоговорителем.

В Чернобыле в 1986 году Ми-2 ликвидировали последствия взрыва на атомной электростанции.

С 1978 года по настоящее время вертолёт является непременным участником всех мировых чемпионатов по вертолётному спорту.

Доставленные в Ирак 12 вертолётов Ми-2 в 2006 году оказали помощь сельскому хозяйству этой страны, обработав пестицидами всего за две недели свыше 28 тысяч гектаров.

Как памятники труженику, эти вертолёты стоят на постаментах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Курган, Воркута, пионерлагере «Звёздочка» в Тольяти, на аэродроме ДОСААФ в Бузулуке, Нижневартовске, Якутске.

Ми-2 принял участие в трагических фильмах, комедиях, детективах и триллерах, он попал на экран в 23-х картинах, наиболее известные из которых – «Мимино», сериал «Следствие ведут знатоки», «Экипаж», «Снайпер-2», «День Д», сериал «Дальнобойщики» и другие.

Ми-2

Видео: экстремальный полёт на Ми-2

Вертолёт выпускался с 1965 года по 1992 год. Всего за эти годы было произведено более 5400 единиц Ми-2. Машина активно используется и в наши дни в сельском хозяйстве, для транспортировки людей и грузов, в поисково-спасательных операциях, как в России, так и зарубежом.

Источник: http://aviarf.ru/sovetskiy-turbovintovoy-pervenets-mi-2/

Армии мира

Ми-2 (по классификации НАТО Hoplite) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов.

ТТХ

Начало использования   1965

Всего построено   5400 шт

Размеры

Диаметр несущего винта   14,50 м

Диаметр рулевого винта     2,70 м

Длина с вращ. Винтами      17,42 м

Длина фюзеляжа                  11,40 м

Ширина фюзеляжа               3,25 м

Высота с вращ. Винтами     3,70 м

Масса

Пустой                                   2372 кг

Норм. Взлётная                     3500 кг

Макс. взлётная                      3659 кг

Силовая установка

Двигатель   2 ГТД Климов ГТД-350

Мощность  2х400 л. с.

Экипаж       1 чел.

Пассажиров  10 пассажиров или до 8 солдат (военный вариант) чел.

Крейсерская скорость          194 км/ч

Макс. скорость                     210 км/ч

Дальность полёта                  580 км

Практический потолок         4000 м

Скороподъёмность                270 м/мин

Модификации:

Ми-2 — пассажирский вертолет для перевозки 8 пассажиров;

Читайте также:  Порох: виды, преимущества, особенности

Ми-2Т — транспортный, для перевозки грузов массой до 700кг в кабине или 800кг на внешней подвеске; производился санитарный вертолет для перевозки четырех больных на носилках и санитара;

Ми-2R — поисково-спасательный, с электрической лебедкой грузоподъемностью 120кг;

Ми-2UPN — разведывательный вертолет с вооружением из двух блоков по 16 НАР С-5 калибром 57мм;

Ми-2URP — противотанковый вертолет с 4 ПТУР 9М14М «Малютка» на пилонах;

Ми-2US — вертолет огневой поддержки с пушкой калибром 23мм или с установками с пулеметами калибром 7.62мм на пилонах и в кабине;

Ми-2КМ — палубный многоцелевой вертолет;

Ми-2М — модернизированный вариант вертолета Ми-2, снабжен двумя ГТД-350П взлетной мощностыо по 331кВт; совершил первый полет 1 июля 1974г, производился в следующих вариантах:

— сельскохозяйственный вертолет для распыления жидких или сухих химикатов; — учебно-тренировочный и спортивный вертолет; — вертолет для аэрофотосъемки;

— вертолет для контроля за состоянием окружающей среды.

26 августа 1965 г. в Щвиднике поднялся в воздух первый Ми-2, собранный из советских комплектующих. Первый полёт Ми-2, полностью изготовленного в Польше, состоялся 4 ноября 1965 года; машину пилотировал экипаж в составе В. Мерцика (W. Mercik), К. Московича (К. Moskowicz) и X. Яровского (Н. Jarowski).

Первые машины (нулевой серии) передали в Советский Союз для пробной эксплуатации.

Внешне серийные Ми-2 отличались от доработанного второго прототипа отсутствием килевой поверхности на хвостовой балке и иной формой отверстий в передней части кабана под воздухозаборником маслорадиатора (они были не овальными, а прямоугольными). Изменилось также расположение антенн радиостанции и проблескового огня (с середины хвостовой балки его перенесли к концу её).

Уже в следующем году производство развернулось на полную мощность. Первый серийный экземпляр был передан ВВС ПНР 29 декабря 1966 г. после четырёхмесячных заводских испытаний. Увы, эта машина не сохранилась: она была списана после аварии, а её хвостовая балка установлена на другой Ми-2 польских ВВС.

Конструкция

Фюзеляж

Фюзеляж Ми-2 имеет полумонококовую конструкцию, в него входят три части: носовая часть, где расположена кабина экипажа, центральная — с пассажирским салоном и хвостовая, в неё входят хвостовая балка с управляемым стабилизатором.

Силовая установка

Ми-2 имеет цельнометаллическую конструкцию. Силовая установка находится в большой надстройке над фюзеляжем вертолёта — так называемом «кабане» (от фр. cabane — шалаш). Спереди трёхступенчатого главного редуктора находится два двигателя ГТД-350, а сверху — вентилятор, охлаждающий маслорадиатор и главный редуктор.

Топливная система

Топливная система вертолёта включает в себя один топливный бак ёмкостью 600 литров, находящийся под полом кабины, также предусматривается установка двух дополнительных баков по бокам фюзеляжа, ёмкостью по 238 литров. Маслосистема включает в себя маслоблок ёмкостью 25 литров и маслорадиатор с вентилятором для охлаждения.

Несущая система

Несущая система включает в себя трёхлопастный несущий винт с прямоугольными лопастями и двухлопастный рулевой хвостовой винт. На несущем винте установлены гидравлические демпферы. Управление общим и циклическим шагом несущего винта осуществляется при помощи гидроусилителей. В случае отказа гидросистемы пилот может применять ручное управление.

Кабина экипажа

Кабина экипажа одно-двухместная, чаще всего, лётчик сидит на сиденье слева, в учебно-тренировочной модификации лётчик и курсант сидят рядом, в таком случае управление вертолёта сдвоено.

Салон

Места пилота и пассажира размещаются в передней части фюзеляжа, там же были расположены аккумуляторы и различное оборудование. Позади находится грузопассажирская кабина с дверью по левому борту. Она имеет размеры 2,27 х 1,2 х 1,4 м и оборудована системой кондиционирования.

К полу кабины крепится контейнер топливного бака, одновременно служащий точкой крепления для двух трёхместных диванов. Для ещё одного (восьмого) пассажира к задней стенке корпуса крепится откидное сиденье. При перевозке грузов пассажирские сиденья могут быть убраны.

В санитарной модели в салоне могут быть установлены до четырёх носилок, а также имеется место для сопровождающего медработника.

Лётное оборудование

Лётное оборудование на вертолёте Ми-2 стандартное и включает в себя радиокомпас, гирокомпас, радиовысотомер, СВ и КВ радиостанции. На военные варианты в носовую часть монтируется радиолокационный приёмник.

Дополнительное оборудование

По обеим сторонам фюзеляжа могут устанавливаться два дополнительных цилиндрических топливных бака. Вертолёт оборудован грузовой стрелой-лебёдкой и системой внешней подвески грузоподъёмностью до 800 кг. На хвостовой балке находится управляемый стабилизатор; угол его поворота изменятся автоматически в соответствии с изменением шага лопастей несущего винта.

На сельскохозяйственном варианте установлена система распыления жидких химикатов, в неё входят: баки по бокам корпуса, общей ёмкостью 1000 литров и штанга опрыскивателя длиной 14 м, со 128 соплами, которые обеспечивают разбрызгивание химикатов на площади шириной 40—45 м, либо распыление сухих химикатов общим весом 750 кг, которые содержатся в двух контейнерах с распылителями.

На поисково-спасательной модификации имеется электрическая лебёдка грузоподъёмностью 120 кг, а на транспортной вариант — с крюком для внешней подвески грузов, весом до 800 кг. На варианте, предназначенном для контроля окружающей среды, имеется тепловизионная аппаратура фирмы «АСА».

Шасси

Трёхопорное шасси состоит из двух пирамидальных главных опор и двухколёсной передней опоры с рычажной подвеской. На стойках шасси установлены однокамерные, пневмомасляные амортизаторы. Зимой может устанавливаться лыжное или колёсно-лыжное шасси. Шасси позволяет вертолёту осуществлять руление, а также совершать взлёт и посадку по-самолётному.

Электрооборудование

Источники постоянного тока: два аккумулятора по 24 В, и два стартер-генератора СТГ-3 по 3 кВт, 27 В. Источники переменного тока: генератор 16 кВт, 208 В, 400 Гц, работающий от главного редуктора.

Сети переменного тока 36 В и 115 В в штатном режиме питаются от преобразователей, которые питаются от сети постоянного тока. В аварийном режиме — от генератора переменного тока через трансформатор.

Самый мощный потребитель — противообледенительная система — питается от генератора переменного тока.

Вооружение

Военные варианты, предназначенные для боевых операций, могут быть оснащены пушкой НС-23 и 6 пулемётами, пушкой НС-23 и 2х16 НАР С-5, пушкой НС-23, 2 пулемётами и 4 противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка», пушкой НС-23, 2 пулемётами и 4 самонаводящимися зенитными ракетами «Стрела-2М».

Источник: http://army-world.ru/?page_id=1273

Вертолет Ми-2

Стоявший на вооружении и использующийся в народном хозяйстве вертолет Ми-1, с поршневым двигателем АИ-26В, к концу 50-х, перестал удовлетворять требованиям времени. Стала необходима совершенно другая машина, с новой газотурбинной силовой установкой и более высокими летными характеристиками.

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

История создания

В новом вертолете нуждалась не только гражданская авиация, но и военные, поэтому, 30 мая 1960г. вышло постановление Правительства СССР, согласно которому ОКБ Миля поручалось создание легкого вертолета. Машина сразу проектировалась как многоцелевая, в пассажирской, сельскохозяйственной, транспортно-санитарной и учебной модификациях. Проект получил обозначение В-2.

При создании нового летательного аппарата конструкторы старались как можно больше использовать узлы и агрегаты от Ми-1. Но в результате получилась совершенно новая машина. В январе 1961г. Государственной комиссией был подписан Акт по макету В-2, а в августе того же года, на опытном заводе ОКБ Миля, был построен первый опытный экземпляр.

Через месяц начались заводские испытания, и 22 сентября 1961г. опытная машина оторвалась от земли. После непродолжительного висения, летчик-испытатель Г.В. Алферов, произвел 15-минутный полет на малой скорости. Второй опытный образец В-2 был испытан в декабре того же года летчиком-испытателем Б.А.

Аноповым, после чего, в начале 1962 года, был отправлен на Государственные испытания. Несмотря на их удачное завершение, был выявлен ряд недостатков, которые пришлось устранять. Нарекания, в частности, касались силовой установки, двигателей  ГТД-350 и сельскохозяйственного оборудования.

В сентябре 1962года, поле демонстрации новой машины, членам советского правительства и представителям Польской Народной Республики, было решено организовать серийное производство вертолета, под обозначением Ми-2, в Польше. В 1964г.

был заключен договор, по которому в Польшу передавалась лицензия на постройку вертолетов и двигателей для них, Советский Союз так же гарантировал  закупку у поляков достаточного количества машин, двигателей и запасных частей к ним. На заводы в Щвиднике и Жешуве направились советские инженеры, чтобы помочь польским специалистам освоить новые технологии производства.

 Первый серийный Ми-2, собранный из советских деталей поднялся в воздух 26 августа 1965 года, а в ноябре того же года совершил свой первый полет вертолет полностью построенный в Польше. Уже в следующем году серийное производство вертолетов Ми-2 вышло на полную мощность. Вертолеты Ми-2 эксплуатируются и по сей день, они используются как в гражданских, так и в военных целях.

 В народном хозяйстве Ми-2 мог использоваться для опрыскивания и опыления полей и лесных массивов, грузопассажирских перевозок. В условиях Арктики, для ледовой разведки, а подразделения ГАИ использовали эти машины для наблюдения за дорожной обстановкой с воздуха. На Ми-2 установлено множество мировых рекордов в различных дисциплинах по вертолетному спорту.

 В армии Ми-2 мог использоваться как связной, транспортный, вертолет огневой поддержки, для обучения курсантов в летных училищах и школах ДОСААФ. Он принимал участие в нескольких локальных конфликтах. Применяли этот вертолет и во время ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Серийно Ми-2 выпускался до 1992г. За это время было построено 5400 машин. С 1965г. он поставлялся в СССР и другие страны социалистического лагеря.

Технические характеристики:

Длина фюзеляжа: 11,4 м. Ширина фюзеляжа: 3,25м Длина с вращ. винтами 17,42 м. Высота 3,75 м. Диаметр главного винта 14,50 м. Диаметр хвостового винта 2,7 м. Тип двигателя: 2 ГТД Климов ГТД-350 Мощность двигателя: 2 х 405 л.с.

Масса пустого: 2400 кг. Нормальная взлетная масса: 3700 кг. Максимальная взлетная масса: 3700 кг.

Максимальная скорость: 210 км/ч Крейсерская скорость: 190 км/ч Максимальная дальность полета: 580 км Скороподъемность: 270 м/мин Практический потолок: 4000 м. Экипаж: 1 человек

Полезная нагрузка: 10 пассажиров или 4 носилок с одним сопровождающим или 700 кг груза в кабине или 800 кг груза на внешней подвеске (крюке).

Фото Вертолета Ми-2 СССР-23855 (541308119) сделаны в Ульяновском Музее Гражданской Авиации 4 августа 2013. Так же есть видео обзор этого борта в HD качестве.

Что касается моделей Ми-2, то в масштабе 1:48 его выпускает фирма AeroPlast, а масштабе 1:72, довольно не плохая линейка, различных модификаций, производится китайской фирмой Hobby Boss. Но о моделях этой машины мы поговорим в другой статье.

Видео и фотографии walkaround

Часть 1

Часть 2

Источник: http://hobby-models.ru/walkaround/vertolet-mi-2.html

Ми-2 | Ассоциация Вертолетной Индустрии

Вертолет Ми-2

Ми-2. Легкий многоцелевой вертолет  

Модернизация Ми-2

Ми-2А — разрабатываемая в настоящее время ОАО «Московским вертолетным заводом им. М.Л.

Миля» и ОАО «Роствертол» совместно с рядом других отечественных и зарубежных фирм модификация серийного вертолета Ми-2 с французскими двигателями Turbomeca «Arrius 2Mi» или украинскими АИ-450 и новым пилотажно-навига-ционным оборудованием.

Предусматривается как проведение модернизации существующих вертолетов Ми-2, так и освоение серийного производства на ОАО «Роствертол» полностью новых машин.

Модификацию проводят одновременно с капитально-восстановительными работами, обеспечив при этом достаточные календарные сроки службы и ресурсы вертолета и его агрегатов. Модификация обеспечивает повышение производительности и снижение эксплутационных расходов, возможность безопасного продолжения полета при отказе одного двигателя, существенное улучшение ЛТХ.

Основные варианты применения Ми-2А: перевозка пассажиров (пассажирский и VIP вариант) и грузов; патрулирование, поисково-спасательные операции в дневных и ночных условиях; мониторинг нефтегазопроводов и линий электропередач; перевозка больных и раненых; сельскохозяйственные работы, в том числе защита растений и борьба с вредителями; обучение, тренировка летного состава; проводка судов во льдах; мониторинг окружающей среды.

На базе Ми-2А предусмотрено создание специальных вариантов вертолета, в том числе, учебно-тренировочного, боевого со стрелково-пушечным и ракетным вооружением, а также варианта круглосуточного применения.

Разрабатывался как замена легкому вертолету Ми-1 первого поколения. Правительственный заказ на его разработку в сельскохозяйственном, пассажирском, транспортно-санитарном и учебном вариантах ОКБ М.Л.Миля получило в мае 1960 г. Разработкой вертолета, получившего обозначение В-2, руководил заместитель главного конструктора В.А. Кузнецов.

В августе того же года была закончена постройка первого опытного экземпляра, первый полет которого осуществил летчик-испытатель Г.В. Алферов 22 сентября 1961 г. После государственных испытаний, в которых была подтверждена высокая эффективность использования вертолетов В-2, особенно для сельскохозяйственных работ, в сентябре 1963 г.

государственная комиссия приняла решение рекомендовать В-2 к запуску в серийное производство под обозначением Ми-2.

Ми-2- двухдвигательный вертолет одновинтовой схемы с хвостовым толкающим винтом и неубирающимся шасси.

Читайте также:  Американские военные боятся развязывания глобальной войны

Фюзеляж полумонококовой конструкции состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок. Кабина экипажа одно-двухместная, летчик размещается на сиденье слева, в учебно-тренировочном варианте с двойным управлением летчик и курсант размещаются рядом.

В грузопассажирской кабине размером 2,27 х 1,2 х 1,4 м, снабженной системой кондиционирования, размещаются в пассажирском варианте восемь пассажиров. При перевозке грузов сиденья могут быть удалены.

В санитарном варианте в кабине предусмотрены крепления для размещения четырех больных на носилках с санитаром или двоих на носилках и двоих на сиденьях.

Доступ в кабину экипажа осуществляется через две боковые двери: сдвижную по левому борту и распашную — по правому, а в грузопассажирскую кабину — через заднюю распашную грузовую дверь размерами 1,1 х 0,78 м, установленную по левому борту. На конце хвостовой балки установлен управляемый стабилизатор.

Несущий винт трехлопастный, диаметром 14,56 м, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, имеет геометрическую крутку. Хорда лопасти -400 мм, профиль — NACA 230-1ЗМ.

Хвостовой винт диаметром 2,7 м, двухлопастный с изменяемым шагом. Лопасть цельнометаллическая, прямоугольной формы в плане, образована симметричным профилем без крутки. Лопасти несущего и хвостового винтов снабжены электрической противообледенительной системой. Во втулке хвостового винта впервые в практике отечественного вертолетостроения применены торсионы.

Силовая установка состоит из двух маршевых газотурбинных двигателей ГТД-350 взлетной мощностью по 294 кВт/400 л.с, охлаждающей вентиляторной установки и систем: топливной, масляной и противопожарной. ГТД установлены рядом сверху фюзеляжа в общем обтекателе с отдельными воздухозаборниками и сдвоенными соплами по бокам. 

Трансмиссия включает главный, промежуточный и хвостовой редукторы, а также хвостовой вал, передающий вращение на хвостовой винт, и два главных вала, идущих от двигателей к главному редуктору. Главный редуктор ВР-2 трехступенчатый с муфтой свободного хода.

Система управления — бустерная с гидроусилителями в каналах продольного и поперечного управления и управления общим шагом и пружинными загрузочными механизмами, приводится в действие от гидравлической системы с рабочим давлением 66 кг/см2 и производительностью 7,5 л/мин.

Шасси трехопорное, неубирающееся с носовой опорой.

Главные опоры ферменные с масляновоздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 600 х 180 мм и давлением 4,4кг/см2, носовая опора самоориентирующаяся, со сдвоенными колесами размером 400 х 125 мм и давлением в них 3,45 кг/см2. Возможна установка металлических лыж. Кроме того, на конце хвостовой балки расположена задняя опора.

Топливная система включает один топливный бак емкостью 600 л внутри гермоконтейнера грузового пола кабины и два дополнительных подвесных бака по бокам фюзеляжа емкостью по 238 л, масло-система состоит из маслобака емкостью 25 л и маслорадиатора с вентилятором для охлаждения.

Система электроснабжения переменного тока питается от двух стартер-генераторов СТГ-3 мощностью по 3 кВт, установленных на двигателях, и генератора ГО-16П48 мощностью 16 кВт, приводимого от главного редуктора. Система постоянного тока питается от двух свинцово-кислотных аккумуляторных батарей емкостью 26 А/ч, находящиеся в носовом отсеке фюзеляжа. 

Пневматическая система с рабочим давлением 50 кг/см2 обеспечивает привод тормозов главных колес.

Гидравлическая система предназначена для питания гидроусилителей системы управления вертолетом. Она выполнена в виде автономного гидравлического блока ГБ-2 с приводом от главного редуктора, что обеспечивает нормальную работу системы при отказе двигателей и переходе вертолета на режим авторотации.

Системы жизнеобеспечения. Вентиляция кабин вертолета производится атмосферным воздухом, поступающим через воздухозаборник на нижней поверхности фюзеляжа, а отопление — горячим воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей. Специальные заслонки позволяют регулировать подачу в кабины горячего и свежего воздуха.

Теплозвукоизоля-ция — маты, закрепленные на потолке и стенках кабин. 
Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование — стандартное, включает СВ и KB радиостанции, самолетное переговорное устройство, гирокомпас, радиокомпас, радиовысотомер и СПУ.

На военных вариантах в носовой части и на хвостовой балке имеются приемники предупреждения о радиолокационном облучении.

Источник: http://www.helicopter.su/spravochnik/enc/mi_2.html

Kwoman.ru: Армейский вертолет МИ-35М: фото, описание, характеристики, история | Экономика и финансы за 09.10.2018 (Октябрь 2018 год)

Вертолет МИ-35М представляет собой модернизацию известной транспортно-боевой машины МИ-24, которая среди военных получила прозвище «Крокодил».

Он предназначен для атаки бронетанковой техники, эвакуации раненых, а также огневой поддержки сухопутных и десантных войск.

Кроме того, его можно использовать для перевозки всяческих грузов и вооружения, в кабине или же на наружной подвеске. Давайте познакомимся поближе с этим вертолетом!

Общая характеристика

Программа глубокой модернизации сделала вертолет МИ-35М универсальной машиной, способной выполнять поставленные задачи в любом месте и в любое время. Вертолет вооружается двуствольной 23-миллиметровой артиллерийской установкой и противотанковыми ракетами типа «Штурм».

Укороченные крылья и облегченное неубирающееся шасси положительно сказываются на весе машины. Благодаря доработке Х-образного рулевого винта вертолет стал меньше шуметь и им легче управлять. Благодаря использованию более мощных моторов конструкторам удалось в значительной степени увеличить высоту полета.

Вертолет МИ-35М, фото которого наверняка знакомо многим любителям авиационной техники, получил усовершенствованную обзорно-прицельную систему, которая работает совместно с оборудованием ночного видения и может использоваться в любое время.

Кроме того, машина оборудуется современной навигационной спутниковой системой, связанной с бортовым ПК. Благодаря этому значительно ускоряются такие процедуры, как расчет маршрута, определение координат и выдача маршрута на монитор.

Теперь об этом и многом другом поподробнее.

История создания

История вертолета МИ-35М началась в 1994 году, когда в ОКБ завода имени М. Л. Миля был создан первый прототип. Однако серийный выпуск был запущен лишь в 2005 году.

Главной задачей конструкторов стала глубокая модернизация модели МИ-24В/ВП для повышения ее летно-технических характеристик, увеличения уровня унификации вертолетов семейства «МИ» и обеспечения возможности круглосуточного выполнения боевых заданий в любых географических условиях.

За время производства МИ-35М он не только поставлялся ВВС России, но и активно продавался за границу, в частности в такие страны: Бразилию, Азербайджан, Венесуэлу и Ирак.

Круглосуточное выполнение задач

Для того чтобы вертолет мог круглосуточно справляться со своей работой, на него была установлена такая техника:

  • Обзорно-прицельная система модели ОПС-24Н, в состав которой входит гиростабилизированное оптико-электронное оборудование ГОЭС-324.
  • Прицельно-вычислительный комплекс модели ПрВК-24.
  • Навигационно-индикационный комплекс КНЭИ-24.
  • Светотехника, адаптированная к работе с очками ночного видения.
  • После установки данных систем машина получила возможность:

  • Круглосуточного обнаружения и распознавания наземных и надводных целей.
  • Наведения управляемых ракет.
  • Определения расстояния до объекта атаки.
  • Точного прицеливания при использовании подвижного и неподвижного стрелково-пушечного оружия, а также неуправляемых ракет.
  • Осуществления полета в полуавтоматическом режиме по заранее заданному маршруту.
  • Уменьшения физической нагрузки экипажа в процессе управления машиной и применения вооружения.
  • Внутреннее и наружное светотехническое оборудование армейского ударного вертолета МИ-35М было приспособлено под применение пилотом очков ночного видения. Эти очки позволяют распознавать объекты при освещении от 5×10-4 люкс. Диапазон длины волн, в котором они работают, составляет от 640 до 900 нм.

    Благодаря приборам ночного видения пилоты получают такие возможности:

  • Пилотирование на высоте 50-200 метров с визуальным контролем подстилающей поверхности.
  • Обнаружение целей противника типа «мачта ЛЭП», «Бронетехника», «дорога» и так далее.
  • Взлет, посадка, полет и посадка с касанием земли на необорудованных и неосвещенных площадках.
  • Выполнение наблюдения за местностью, а также поисково-спасательных работ в ночное время.
  • Вооружение

    Вертолет МИ-35М вооружается несъемной носовой подвижной установкой с 2-ствольной пушкой ГШ-23Л.

    Кроме нее, в зависимости от вооружения, он может быть носителем для таких видов оружия:

  • Противотанковая управляемая ракета модели «Штурм-В» или «Атака-М». На вертолет устанавливаются в количестве до 8 штук. Могут иметь различные боевые части, в зависимости от типа цели.
  • Неуправляемая ракета типа С-8. Устанавливается в виде 2 или 4 блоков Б8В20-А.
  • Подвесное пушечное вооружение. Состоит из пары контейнеров типа УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л.
  • Защита экипажа

    Экипаж, в состав которого входят два пилота, экипируется бронированными шлемами и жилетами. Лобовое стекло и сидения для пилотов также имеют бронированную защиту. Кроме того, локальными плитами защищены борта кабины и капоты моторов.

    Несущая система

    Для улучшения летных, технических и аэродинамических характеристик вертолета МИ-35М на него была установлена новая несущая система. Она состоит из обновленного несущего винта и прикрепленных к нему лопастей, которые выполнены из композитных материалов. Винт отличается от предшественников новым аэродинамическим профилем.

    Что касается лопастей, то они получили меньшую массу и увеличенный технический ресурс. В значительной степени была повышена их живучесть при боевых повреждениях. Кроме того, в этом вертолете применили новую втулку несущего винта, которая имеет эластомерные шарниры не нуждающиеся в смазке.

    А основные детали втулки выполняются из титановых сплавов.

    Рулевой 4-лопастной винт имеет двухъярусное Х-образное расположение лопастей, оснащается торсионной подвеской и также производится из композитных материалов. Количество смазывающихся точек для его втулки было сокращено до минимума.

    Благодаря новой несущей системе вертолета он получил: высокий уровень маневренности, малую акустическую заметность, увеличенную боевую живучесть. Композитные лопасти несущего винта, смонтированные на МИ-35М, сохраняют свою работоспособность после поражения артиллерийскими снарядами калибром до 30 мм. Кроме того, они оснащены электрической противообледенительной системой.

    Двигатель

    Вертолет оснастили современными моторами ВК-2500-02, которые являются дальнейшим развитием линейки ТВ3-117. Эти двигатели имеют повышенные параметры: мощности, высотности и ресурса.

    Благодаря этому вертолет можно эффективно использовать в условиях высокогорья и повышенных температур. Кроме того, в случае поломки одного из моторов мощности второго будет достаточно, чтобы вертолет долетел до места посадки и благополучно сел.

    Для этого предусмотрены соответствующие режимы работы двигателей: «Чрезвычайный» и «Максимал».

    Турбина моторов была построена с использованием современных жаропрочных материалов. Диск 1-й ступени компрессора был усилен. Управление моторами осуществляется посредством электронно-механической системы. Повысив частоту оборотов турбокомпрессора, пилот может безопасно увеличить температуру газов.

    Крыло

    Вертолет имеет укороченное крыло, на котором установлен балочный держатель ДБЗ-УВ. Он позволяет оборудовать машину многоместными пусковыми устройствами АПУ-8/4/-У, используемыми для монтажа управляемых ракет. Кроме того, крыло укороченной конфигурации увеличивает возможности по снаряжению самолета различными спецгрузами, благодаря установленному в нем подъемному механизму.

    Взлетно-посадочное оборудование

    Кроме всего прочего, боевой вертолет круглосуточного применения МИ-35М получил новое взлетно-посадочное оборудование.

    Оно предназначено для поглощения нагрузок при взлете и посадке, руления посаженной машины и изменения ее клиренса на стоянке.

    Также вертолет имеет неубирающееся шасси, обеспечивающее безопасность его полета на предельно малых высотах или при необходимости аварийной посадки.

    Универсальность

    Кроме боевого назначения, вертолет может быть использован как грузовой, десантный или санитарный. В десантном варианте он вмещает в себя 8 солдат с личным вооружением.

    Транспортная версия вертолета позволяет транспортировать грузы или боеприпасы массой до 1,5 тонны. Кроме того, наличие надежной наружной подвески позволяет перевезти до 2,4 тонны грузов вне кабины машины.

    В санитарной модификации вертолет может транспортировать 3-х больных (2 лежачих и 1 сидячий) и одного сопровождающего их медицинского работника.

    Летно-технические характеристики

    Итак, познакомимся с основными параметрами вертолета:

  • Длина – 17,5 м.
  • Высота – 4,16 м.
  • Диаметр несущего и рулевого винтов – 17,2 и 3,84 м соответственно.
  • Масса пустой машины – 8,36 т.
  • Масса нормальная 10,9 т.
  • Масса максимальная – 11,5 т.
  • Мощность мотора – 2200 л. с.
  • Количество моторов — 2.
  • Максимальная скорость: на малой высоте – 300 км/ч, крейсерская – 260 км/ч.
  • Статический потолок – 3,15 км.
  • Динамический потолок – 5,1 км.
  • Практическая дальность: без ПТБ – 450 км; с ПТБ – 1000 км.
  • Экипаж – 2 чел.
  • Заключение

    Характеристики вертолета МИ-35М, описание которого мы рассмотрели, полностью оправдывают тот факт, что его часто называют «Летающей БМП (боевой машиной пехоты)».

    Он имеет сильное вооружение, солидную грузоподъемность, достаточную маневренность и скорость, а также возможность работать круглые сутки.

    Таким образом, вертолет представляет серьезнейшую угрозу для врага и может стать верным помощником для солдат, армия государства которых вооружена им.

    Источник

    Источник: http://kwoman.ru/armeiskii-vertolet-mi-35m-foto-opisanie-harakteristiki-istoriia.html

    Ссылка на основную публикацию