Танк т-34м (а-43) — история создания

История легендарного танка Т-34 — технологический провал и роль США в помощи СССР

Долгое время нас кормили мифами, что советское оружие было самыми прогрессивным и совершенным, ведь в противном случае как бы СССР выиграл Вторую Мировую войну? Но после развала Союза всплыли новые факты и оказалось, что советское оружие, мало того, что не было самым совершенным, так еще и не являлось в полной мере «отечественным».

Ситуацию с вооружением в Советском Союзе в довоенное время можно охарактеризовать как «гнать количество в ущерб качеству». Несмотря на то, что огромное число заводов работало исключительно на армию, конечный результат оставлял желать лучшего.

Неэффективная социалистическая экономика, значительная технологическая отсталость приводили к значительному проценту брака и систематическому невыполнения плана.

Например, Наркомат Боеприпасов (НКБ) должен был выпустить в 1940 году 5,7 млн железных гильз вместо латунных артиллерийских. Не отработав технологический процесс, НКБ изготовил за 9 месяцев всего 1 млн 117 тыс. железных гильз, из которых 963 тыс.

пошли в брак, то есть процент отбраковки превысил 86,2%. И это лишь один пример. На самом деле, такая ситуация наблюдалась по многим производствам.

К слабой технической оснащенности заводов, неспособных выпускать качественный продукт, добавлялась и неудовлетворительная работа инженерных отделов, проектировавших отдельные компоненты конечного изделия.

Так, осенью 1942 года американские инженеры оценивали конструкцию одного из советских Т-34. Выводы были категоричные: «Проверили воздухоочиститель. Только саботажник мог сконструировать подобное устройство.

Фильтр с механической точки зрения изготовлен крайне примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведет к вытеканию масла».

В то же время, нельзя не отметить, что некоторые образцы и компоненты вооружения были достаточно прогрессивными на то время.

Но в целом стремление советских гениев инженерной мысли к инновациям на фоне общей технологической отсталости СССР приводило к тому, что советская промышленность производила некий аналог «титановой лопаты с ручкой из соломы»: некоторые компоненты вроде как задуманы очень хорошо, однако нормально копать такой лопатой невозможно.

Примечательно, что к концу войны качество советского вооружения заметно повысилось. Тому способствовали несколько факторов. Во-первых, советские конструкторы смогли более тщательно выявить недостатки своих изделий на основе имевшегося боевого опыта. Во-вторых, свою лепту в совершенствование внесли иностранные специалисты.

В-третьих, поставки огромного числа высокотехнологических американских и британских станков и различных материалов по ленд-лизу позволили заметно поднять качество производства на советских заводах. Об этом наглядно свидетельствует история совершенствования танка Т-34, самого массового и легендарного танка II-й Мировой войны.

Две версии одной «легенды»

Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах.

Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге.

От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.

Танк Т-34-76, который выпускался советской промышленностью с 1940 по 1944 год. Оснащен 76-миллиметровым орудием

Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств – высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

Вместе с тем, специалисты называют сразу целый перечень недостатков, которые, как правило, отсутствовали в немецких и американских танках. Например, отсутствие продувки ствола после выстрела и недостаточная вентиляция боевого отделения приводила после нескольких выстрелов к заполнению башни пороховыми газами, от которых заряжающий мог потерять сознание.

В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий, при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке.

Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка.

Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.

Отвратительно была выполнена и трансмиссия. Коробка перемены передач поначалу не имела синхронизации с ведущим валом, поэтому для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.

Танк Т-34-85, в отличие от ранней версии, обладает более мощным орудием, кроме того, значительно расширена башня

В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина.

Кроме того, снова сыграл свою негативную роль инженерная «близорукость». Дело в том, что на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда.

В то же время на германском T-III топливные баки разместили в моторном отсеке, который был отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой.

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель.

Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир.

Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.

Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было.

В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней, военные знали еще до войны.

В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26.

В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным.

Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.

Т-34 внутри. Слева — рабочее место мехиника водителя, справа — стрелка- радиста

Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г.

Жукову в августе 1943 года: “…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…”.

Заокеанские рекомендации

Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.

После тщательных испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские специалисты сделали очень неприятные выводы. «Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен.

Водозащита корпуса Т-34 недостаточная, в сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования. Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая.

Все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок».

Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».

А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.

С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу

Помощь по ленд-лизу

Одна из проблем советского вооружения была в том, что даже в случае появления прогрессивных инженерных разработок технологическая отсталость производства в СССР просто не позволяла реализовать их на практике.

Например,  завод № 183 в Нижнем Тагиле, крупнейший производитель танков во время войны, не смог перейти на выпуск Т-34-85, поскольку не было оборудования для обработки зубчатого венца башни диаметром 1600 мм.

  Чтобы освоить производство, СССР попросил доставить по ленд-лизу новые карусельные станки из Великобритании и США.

И такие случаи были распространены повсеместно. Один американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что около половины станков на данном предприятии были поставлена по ленд-лизу.

Кстати, помимо станков, по ленд-лизу поставляли и готовое вооружение. Из США в СССР доставили 7057 танков и САУ, из Британии и Канады — 5480. О боевых возможностях американских танков М4 «Шерман» свидетельствует  тот факт, что ленд-лизовские машины поступали на вооружение только гвардейских дивизий.

Советский ас Александр Покрышкин рядом со своим истребителем Р-39N «Airacobra»

Также по ленд-лизу поступило свыше 15 тыс. американских самолетов, а также около 3,5 тыс. британских.

К концу Великой Отечественной войны американские машины Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу.

Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» легендарный советский ас Александр Покрышкин уничтожил свыше полусотни вражеских самолетов.

Количество победило качество

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века.

Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х», многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев.

К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.

Сборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе

И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов.

Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс.

Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IVв Германии собрали менее 9 тыс.

История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия.

Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов.

Читайте также:  Средство эффективной маскировки – дымовая машина тда-м

И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом. Доменный регистратор №1 в Украине imena.ua

Источник: https://www.imena.ua/blog/t-34-and-other-vehicles/

Танк Т-34 — оружие победы

Модификация танка Т-34 — 85 закончила Великую Отечественную войну

Танк Т-34 в анфас

Место стрелка-радиста с пулеметом

Место наводчика

Прицел танка Т-34

Переднее свободное колесо

Комбинация приборов Т-34

Рация командира танка

Механизм поворота башни и наводки орудия

Включатель переговорного устройства механика-водителя экипажа

Рабочее место механика-водителя танка Т-34

Удостоверение механика-водителя танка

Так началось наше знакомство с легендарным «воином-освободителем» – танком Т-34 , профиль которого с детства знаком каждому по сотням кинофильмов и книг о войне, ну и конечно, по бесчисленному числу постаментов. Мы поймали себя на мысли, что относимся к этой машине как к живому ветерану: с уважением и благодарностью…

Но тем не менее воюют все же не машины, а их экипажи. Чтобы получить хотя бы приблизительное представление о том, как чувствовали себя люди, управлявшие танком Т-34, надо, по крайней мере, один раз залезть в него. Поговорка «глухо, как в танке» довольно точно передает возникающие ощущения.

И хотя такое высказывание справедливо для всех боевых машин, Т-34 дает прочувствовать значение этих слов в полной мере.

Несмотря на то что танк являлся «конструкцией мирного времени», он стал средоточием множества компромиссов, обусловленных непростой историей его создания, принятия на вооружение и серийного производства в тяжелейших условиях эвакуации …

Танк Т-34 — «стальной кулак» Красной Армии

История создания «тридцатьчетверки», казалось бы, общеизвестна. Принято считать, что началась она 13 октября 1939 года, когда Харьковскому паровозостроительному заводу им.

Коминтерна были выданы тактико-технические требования на новый колесно-гусеничный танк БТ-20, а завершилась созданием двух прототипов танка Т-34 (в январе и феврале 1940 г.) и принятием машины на вооружение.

На самом же деле всё было гораздо сложнее.

По сути, Т-34 – это наследник семейства танков конструкции Дж. У. Кристи. Являясь прямым потомком «кавалерийского» танка Т3 (М1931) по линии БТ-2 – БТ-5 – БТ-7 – БТ-7М через А-20 и А-32 к А-34, он унаследовал не только их бесспорные достоинства, но и недостатки.

Если не забывать, что А-20 – это фактически и есть БТ-20, который в свою очередь продолжил линию развития так и не «родившегося» БТ-9, то становится очевидным, что танк Т-34 – это «бывший» легкий танк с увеличенным с 45 до 76 мм калибром орудия и толщиной брони 45 мм вместо 25-ти.

В разряд средних танков прототип А-32 перешел, набрав 6830 «лишних» килограммов (за счет дополнительной брони), однако он сохранил характерные особенности компоновки легких машин семейства Кристи.

Речь идет о свечной подвеске, опорных катках, сильно смещенной вперед двухместной башне с малым диаметром погона, а также таком крайне неприятном недостатке, как топливные баки, расположенные по бортам вдоль боевого отделения.

Эти минусы, терпимые на 15-тонном легком танке, созданном для лихих кавалерийских рейдов по тылам противника, оказались чреваты очень неприятными последствиями для машины, потяжелевшей сразу на 10 т, которой выпала доля стать основным танком Красной Армии. Танкам Т-34 приходилось и прорывать противотанковую оборону врага, и бороться с его бронетехникой, и сопровождать, поддерживая огнем, пехоту в атаке и обороне – словом, стать настоящей «рабочей лошадью» РККА, а затем Советской Армии.

Все это было ясно с самого начала не только создателям Т-34 (напомним, что машину разработали в инициативном порядке, на свой страх и риск), но и военным.

И тем и другим танк Т-34 мыслился как некое переходное звено к новому, сконструированному на совершенно ином качественном уровне танку, лишенному тех органических недостатков, которые «тридцатьчетверка» унаследовала от своих «кавалерийских» предков.

Проект танка А-43, утвержденный в апреле 1941 г., сохранял все достоинства Т-34, но предусматривал 75-миллиметровую лобовую броню, трехместную башню с командирской башенкой и торсионную подвеску.

Переходить к А-43 («полной модернизации») планировалось через промежуточный А-41 («частичной модернизации»), который при бронекорпусе от Т-34 имел бы 5-ступенчатую КПП и новую башню с широким погоном и улучшенной обзорностью.

Ну, а производство собственно танков Т-34 планировалось полностью свернуть до конца года. Однако начавшаяся война помешала этим планам.

Многие задавались вопросом: почему на протяжении почти всей войны танк Т-34 так мало менялся? Во-первых, это не вполне справедливо – в конструкцию было внесено несколько тысяч изменений, но направлены они были в основном на улучшение технологичности производства и общей надежности танка.

Так, введение 5-скоростной КПП позволило повысить среднюю скорость и маневренность танка, моторесурс увеличился до 300 моточасов с первоначальных 50-ти, а введение новой шестигранной башни (прозванной «гайкой») уменьшило тесноту боевого отделения. Однако до появления в феврале 1944 г.

танка Т-34-85 боевые характеристики танка оставались неизменными.

Дело в том, что в 1941–1942 гг. танк Т-34 полностью соответствовал требованиям военных по уровню защищенности и огневой мощи; проблемы же тесноты и плохой обзорности (слово «эргономика» тогда было не в ходу) было не решить полумерами, поэтому работы над Т-34М не прекращались.

Однако тут сказались реалии военного производства: дефицит броневого проката даже 45-миллиметровой толщины вплоть до марта 1943 г.

(пуска 2-й очереди завода № 200) порой не позволял производить даже полноценные бронекорпуса (допускалось использование несортовой брони на борта и корму).

Уже к концу 1942 г. немцам удалось ликвидировать отставание в качественном уровне своей техники, но в 1943-м был принят на вооружение Т-43.

Унифицированный с танком Т-34 на 75%, он имел увеличенную толщину брони и нес 76-миллиметровое орудие в новой башне; однако броневой прокат шел на производство тяжелых танков, а начинать выпуск нового среднего танка без усиления его вооружения сочли нецелесообразным.

Так как подходящей пушки более крупного калибра тогда еще не было, продолжили выпускать всё тот же Т-34, получивший, правда, командирскую башенку. История повторилась и в 1944 г.

, но уже с танком Т-44, который хотя и был выпущен небольшой серией, но на фронт не поступал.

Так и получилось, что улучшение боевых характеристик танка Т-34 постоянно откладывалось в ожидании начала производства более совершенного образца, которое по разным причинам не осуществлялось.

Смена поколений

Однако к 1944 г. стало совершенно ясно, что продолжать выпуск танка Т-34 в первоначальном виде не имеет смысла.

Главной же проблемой было то, что жизнь практически не оставила конструкторам выбора: повысить боевую живучесть Т-34 в этот период войны можно было только за счет увеличения эффективности вооружения.

Решено было снять с командира обязанности наводчика, освободив его для наблюдения за полем боя. Одновременно улучшили противотанковые качества машины, установив 85-миллиметровое орудие в трехместной башне с увеличенным до 90 мм бронированием.

Толщину брони корпуса танка оставили неизменной: весовые резервы модернизации машины были исчерпаны, а 60-миллиметровый лобовой лист пробивался основным немецким ПТ орудием того периода Pak 40 с такой же легкостью, что и 45-миллиметровым. Решено было заканчивать войну с имеющимся танком, ведь к марту 1945-го должен был закончить войсковые испытания Т-54, который был уже машиной следующего поколения…

В таком виде танк Т-34 и закончил Великую Отечественную войну, в таком виде он выпускался по лицензии в Польше и ЧССР, состоял на вооружении полусотни стран и участвовал в бессчетном множестве конфликтов по всему земному шару вплоть до нашего времени.

Кроме того, полторы тысячи танков Т-34 было выпущено в огнеметном варианте. Превосходя по боевым качествам все немецкие танки начального периода войны, он тем не менее вначале показал себя далеко не блестяще.

Танк Т-34 на равных соперничал с немецкими машинами в середине войны (за исключением, может быть, второй половины 1943 г.) и, наконец, нанес бронетанковым войскам вермахта сокрушительное поражение в 1945 г.

Несмотря на то что основная машина бронетанковых войск СССР задумывалась другой, Т-34 с честью справился с возложенной на него труднейшей задачей, войдя в историю как танк-освободитель.

Редакция благодарит начальника ГАБТУ МО РФгенерал-полковника В. Полонского
и начальника Военно-исторического музея БТВТподполковника В. Рыжова за помощь в подготовке материала.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/3752-tank-t-34-orujie-pobedy/

Создание танка Т-34М

   В январе 1941 г. в конструкторском бюро завода № 183 под руководством А.А.Морозова приступили к созданию танка Т-34М большой модернизации, который на этапе про­ектирования имел несколько обозначений и разрабатывался в нескольких вариантах.

 В последующем танк  Т-34М планировался к постановке на серийное производство вместо Т-34. К 1 апреля 1941 г. предусматривалось выпустить два опытных образца мо­дернизированной машины с торсионной подвеской и усилен­ной броневой защитой. Создание танка Т-34 М по новым схемам велось интенсивно.

Численность экипажа машины была увеличена до пяти человек, что позволило освободить коман­дира от обязанностей наводчика и сосредоточить его основное внимание на управление экипажем в бою. Это был модернизи­рованный танк Т-34М (заводское обозначение А-43). Ведущим инженером проекта был И.С.Бер.

Проект и деревянный макет машины были рассмотрены макетной комиссией в апреле 1941 г. После чего цеха завода приступили к изготовлению опытного образца машины.

К 1 июля на завод № 183 должны были поступить два комплекта броневых деталей машины, с тем чтобы к 10 августа изготовить два опытных образца Т-34М, серийное производство которого должно было быть начато не ожидая результатов испытаний на гарантийный километраж.

Серийное производство Т-34М планировалось развернуть на Сталинградском тракторном заводе с 1 января 1942 г. Однако, перед войной заводом № 183 для двух опытных образцов были изготовлены в металле лишь отдельные узлы и агрегаты. В свя­зи с началом Великой Отечественной войны дальнейшие рабо­ты над Т-34М были прекращены.

Компоновка создания танка Т-34М была выполнена по классической схе­ме. В носовой части корпуса в отделении управления размеща­лись механик-водитель (справа) и стрелок-радист (слева).

В центральной части корпуса и в башне располагалось боевоеотделение, в котором размещались: слева от пушки наводчик, справа — заряжающий, по оси машины за казенником — ко­мандир танка. Для наблюдения за полем боя на крыше башни была установлена командирская башенка, обеспечивавшая круговой обзор.

Посадка и высадка экипажа осуществлялись через люк механика-водителя и два люка в крыше башни. Ко­мандирская башенка входного люка не имела. В крыше башен­ки располагался только лючок для сигнализации.

Основным оружием являлась 76,2-мм танковая пушка Ф-34 со спаренным пулеметом ДТ. Второй пулемет ДТ был установ­лен в шаровой опоре в лобовом листе корпуса у стрелка-ради­ста. Третий пулемет ДТ был запасным.

Вместо пулемета ДТ в I лобовом листе корпуса мог устанавливаться огнемет. Бое­комплект машины состоял из 103 выстрелов к пушке и 4536 па­тронов, снаряженных в 72 пулеметных дисках. Для ведения ог- I ня использовались прицелы ТОД и ПТ-7.

Скорострельность I пушки составляла 6 выстр./мин.

Броневая защита была противоснарядной. Сварные корпус I и башня были выполнены из катаных броневых листов толщи- I ной 16, 20, 40, 45 мм, имевших рациональные углы наклона.

I Предусматривалось выпустить опытные образцы машины с усиленной до 60 мм броневой защитой (так называемый вари- I ант «Б»), Масса машины при этом достигала 29 т, боекомплект I к пушке был увеличен и составлял 110 выстрелов.

Моторно-трансмиссионное отделение и кормовая часть I танка Т-34М были выполнены по типу тяжелого танка КВ. В I кормовой части машины вдоль ее продольной оси предполага- лось установить дизель В-5 мощностью 600 л.с. (441 кВт).

В си­стеме охлаждения двигателя использовались два осевых вентилятора, установленные в трансмиссионном отделении и имевшие поперечное расположение.

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, четырех­ступенчатой механической коробки передач с демультиплика­тором, обеспечивавшим 8 передач переднего и 2 передачи зад­него хода, двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами с накладками из феродо и двух одноступенчатых бортовых редукторов.

Подвеска танка  Т-34М — индивидуальная, торсионная, с установ­кой амортизаторов на передних и задних опорных катках. В ходовой части использовались 8 поддерживающих и 12 опор­ных катков малого диаметра с внутренней амортизацией, ве­дущие колеса гребневого зацепления с гусеницами и направ­ляющие колеса с механизмами натяжения.

В качестве средств связи на машине была установлена ра­диостанция КРСТБ и переговорное устройство ТПУ-3.

Согласно расчетам танк боевой массой 25,5 т должен был развивать максимальную скорость 60,5 км/ч (для варианта «Б» — 55 км/ч) и иметь запас хода 330 км.

Читайте также:  Тесак: оружие с многовековой историей

Кроме того, еще в марте 1941 г.

заводу № 183 были выданы уточненные M l на создание танка Т-34Т, в которых кроме описанных выше изменений, выдвигалось требование уста­новки планетарной трансмиссии для увеличения маневренно­сти и тяговых качеств танка.

Проект планетарной трансмис­сии для танка был разработан в ВАММ им.Сталина по заданию ГАБТУ Красной Армии. Планетарная трансмиссия должна бы­ла размещаться в существующих размерах машины без изме­нения установки двигателя и бортовых редукторов.

В ходе работ над проектом апреле 1941 г. с целью повышения броневой защиты танка в ТТТ были внесены изменения, пред­писывающие произвести помимо увеличения лобовой брони корпуса и башни до 60 мм, еще и увеличение до 30 мм толщины брони крыши и днища. Масса машины при этом возростала до 27,5 т. Этот вариант танка получил наименование Т-60.

В ходе работ по созданию танку Т-34 в объеме большой модерниза­ции в КБ завода № 183 под руководством А.А.Морозова еще в марте 1941 г. велась конструктивная проработка проектов тан­ка Т-44 с различными вариантами основного вооружения, бо­лее мощной броней. В приложении к приказу НКСМ № 192 от 10 мая 1941 г.

(в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦКВКП(б) от 5 мая 1941 г.) «О производстве танков Т-34 в 1941 г.

» были определены 111 на танк Т-44, согласно которым он должен был иметь боевую массу 29-29,5 т, броневую защиту корпуса: лобовая броня 75 мм под углом 60°, борт — 60 мм, кор­ма — 55 мм под углом 350-45°, днище — 20-25 мм, крыша — 30° мм, башни: лоб — 75 мм под углом 25°, корма 75 мм под утлом 15°, бронировка артсистемы — 60 мм.

В качестве основного оружия устанавливалась 76,2-мм пушка ЗИС-5 или 57-мм пуш­ка ЗИС-4, спаренная с двумя пулеметами ДТ, вспомогательно­го — два спаренных пулемета ДТ в лобовой части корпуса. Вместо пулеметов ДТ в лобовой части корпуса предусматрива­лась также установка огнемета с запасом огнесмеси на 10-15 выстрелов.

В боекомплект танков с радиостанцией входили 100 выстрелов к пушке и 6000 патронов к пулеметам ДТ, для ог­неметного танка — 90 выстрелов и 4500 патронов соответст­венно. Для ведения прицельной стрельбы использовались пе­рископический (ПТ) и телескопический (ТОД) прицелы. На танке предусматривалась установка дизеля мощностью 600 л.с.

(441,2 кВт), обеспечивавшего максимальную скорость до 55-60 км/ч. Запас топлива 600 л. В состав гусеничного движителя входила индивидуальная торсионная подвеска, опорные и под­держивающие катки с внутренней амортизацией, гусеница цевочного зацепления. Для обеспечения связи устанавлива­лась радиостанция КРСТБ с ТПУ-3 и световая сигнализация между командиром танка и механиком-водителем.

Источник: http://xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai/2011-02-15-20-43-46/742

А-43 Средний танк

Разработчик: КБ завода №183 Год начала работ: 1940 Год выпуска первого прототипа: 1941

Работа над проектом А-43 была прекращена в виду изменения технических требований.

При всех преимуществах танка Т-34 у этой машины имелся целый ряд больших недостатков, исправить которые удалось далеко не сразу. Например, большие опасения вызывала надежность вертикальной пружинной подвески, которая с трудом выдерживала 30-тонный танк.

Вместо неё гораздо логичнее было использование торсионов, но без капитальной переработки ходовой части сделать это было невозможно. Тем не менее, такое задание было выдано в октябре 1940 года – новая машина получила обозначение Т-34Т.

Расчет был на то, что в процессе производства можно будет оснащать торсионной подвеской уже готовые образцы, однако он не оправдался. Тогда была инициирована разработка абсолютно новой боевой машины среднего класса А-43, у которой от Т-34 остались лишь отдельные элементы.

Существуют также подозрения, что при проектировании А-43 заимствовались некоторые технические решения, реализованные на немецком танке Pz.Kpfw.III, отличавшегося высокой подвижностью и ещё имевшего неплохие резервы для модернизации. Впрочем, о копировании Т-34 и “тройки” речи не шло.

Проектирование А-34 началось в январе 1941 г. Согласно проекту танк был длиннее и выше Т-34, при немного уменьшенной ширине корпуса. Клиренс А-43 был увеличен на 50 мм.

Специально для нового танка был разработан модернизированный вариант дизеля В-5, мощность которого подняли до 600 л.с., а ёмкость топливных баков увеличили на 140 литров.

Трансмиссия, в целом, осталась прежней, но вместе с 4-скоростной КПП предполагалось использование демультипликатора – это позволило бы улучшить ходовые качества танка. В итоге А-43 получал 8 скоростей “вперед” и 2 “назад”.

Наибольшим изменениям подверглась ходовая часть. Вместо 5 опорных катков на борт большого диаметра теперь использовали 6 меньших сдвоенных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 4 поддерживающими роликами, передним направляющим и задним ведущим колесом. Ширину траков при этом уменьшили до 450 мм, что привело к небольшому увеличению нагрузки на грунт.

Для улучшения условий обитаемости экипажа место механика-водителя перенесли на правую сторону, а стрелка-радиста – на левую. На А-43 предполагалась установка новой трехместной башни с погоном 1700 мм, с командирской башенкой.

Вооружение танка почти не изменилось. В лобовом листе корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ, а в башне находилась 76,2-мм пушка Ф-34. Дополнительно был введен только переносной пулемет ППД в укладке. Боекомплект снарядов увеличили с 77 до 100 выстрелов, для пулеметов – с 46 до 72 дисков. Кроме того, вместо курсового пулемета предусматривалась установка пневматического огнемета.

Несмотря на все эти доработки масса А-43 оказалась меньше на 943 кг, чем у серийного Т-34. максимальная скорость танка оценивалась в пределах 52-55 кмч.

Эскизный проект А-43 (тогда он ещё назывался Т-34Т) был предъявлен на рассмотрение макетной комиссии уже в конце января 1941 г. Новый танк настолько понравился военным, что он был практически сразу одобрен руководством НКТП и КО при СНК.

Единственными улучшениями, которые рекомендовали провести, было увеличение толщины лобовых листов брони до 60 мм и установка планетарной коробки передач при сохранении двигателя и бортовых редукторов. Окончательно проект был утвержден в НКТП в феврале 1941 г.

, но на втором заседании макетной комиссии был предложен ещё ряд доработок, связанных с упрощением процесса сборки танка.

Так, предстояло исключить гнутые надкрылки бортов, а вместо прежней сварной башни предлагалось использовать сварную баню из штампованных деталей или литую башню конструкции В.Буслова, с толщиной стенок 50-52 мм и люком в командирской башенке.

Дальнейшие работы по А-43 продолжить не удалось – ещё 12-го апреля 1941 года согласовывалось усиление бронирования Т-34 до 60 мм при сохранении торсионной подвески и двигателя В-5. Боевая масса ограничивалась в 27500 кг.

Инженерам завода №183 пришлось вновь переделать проект, взяв за основу уже серийный Т-34. Помимо усиления лобового и бортового бронирования вводились наплывы с бортов для установки новой цельноштампованной башни под погон 1700 мм. Ширина гусеницы уменьшалась до 450 мм.

Таким образом, от «немецкого» варианта ходовой части пришлось отказаться, и КБ завода приступило к перепроектированию танка, взяв за основу серийный Т-34 образца 1940 года.

В конечном итоге, проект А-43 закрыли в пользу модернизированного танка Т-34М, который представлял собой несколько другую машину.

Источники: М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г. М.Свирин “Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-45 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2008 г.

Проекции среднего танка А-43

Компоновка среднего танка А-43

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА
А-43 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~28000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6000
Ширина, мм ~3000
Высота, мм ~3200
Клиренс, мм ~450
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка Ф-34 и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ 15 призматических приборовдва прицельных комплекта
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 60 мм борт корпуса — 60 мм корма корпуса — 55 мм лоб башни — 60 мм борт башни — 60 мм корма башни — 55 мм крыша — 30 ммднище — 30 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-5, дизельный, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с независимой торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющиее колеса, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 450 мм
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-3

Источник: http://aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/a-43.htm

Т-43. Танк Т-34. Един в четырёх лицах. Лицо третье

Огромное количество рекламаций, поступавших с фронта на танки Т-34-76, а также появление на вооружении бронетанковых частей Вермахта новых танков Т-V и Т-VI заставили советских конструкторов активно искать возможности модернизации и повышения боевых возможностей стоящих на вооружении танков.

Несмотря на то, что это происходило на фоне непонимания необходимости создания принципиально новых маши, обладающих большими боевыми возможностями, со стороны высшего командования, элиты партии и правительства СССР,  которые надеялись выиграть войну, используя для достижения победы имеющуюся технику, частично модернизировав её и повысив качество подготовки экипажей, а также увеличив количество поступающих в войска танков (без повышения их качественных характеристик и боевых возможностей), советские конструкторы танков продолжали работы по созданию новых образцов военной техники, которые велись с учётом опыта применения танков Т-34 в реальной боевой обстановке.

Наряду с первоочередными работами, проводившимися по повышению бронезащиты «тридцатьчетвёрки» (корпус, башня), без внимания не оставались и остальные элементы конструкции.

В июне 42-го КБ танкового завода № 183 провело модернизацию Т-34-76, результатом которой стал проект Т-34С. От базовой тридцатьчетвёрки он отличался новой литой башней, установленной на серийном погоне, которая имела командирскую башенку и пятиступенчатую КПП.

Новая башня повлекла рост массы машины до 30900 кг. А вот вооружение осталось прежним. Так как в экипаже танка появился пятый член, боекомплект пришлось сократить до 77 выстрелов. В качестве системы наведения устанавливался прицел ТМФД-7.

Максимальная скорость новой машины возросла до 54,7 км/ч, а средняя – до 32 км/ч.

Ходовая часть получила направляющие колёса с установленными на них механизмами натяжения усиленной конструкции, а также катки с внутренней амортизацией.

Командирская башенка не вращалась. Это был литой бронеколпак, который приваривался к крыше штатной башни. Башенка имела 5 прямоугольных вырезов для установки систем наблюдения, которые в нерабочем положении убирались внутрь башенки.

Башенка существенно улучшила для командира танка обзор поля боя, но существенно ограничило его движения. А это приводило к его быстрой утомляемости в бою.

Новый член экипажа, появившийся в башне практически тех же размеров, существенно стеснил работу командира и заряжающего. На Т-34С установили танковую радиостанцию Р-9.

Опыт, полученный в ходе работ над Т-34С, воплотился к концу лета 1942 в создание проекта нового среднего танка конструкторами завода № 183, получившего условное наименование Т-43. Создавая эту машину, конструкторы стремились максимально увеличить ей защищённость, сохранив при этом огневые качества и маневренность.

Штатный корпус подвергся практически полной переделке, все внутренние узлы и агрегаты перекомпановали по-новому. Сохранив общую массу, они смогли увеличить бронирование в лобовой проекции до 75 мм (против 45 на Т-34), а башни – дл 90 мм (против 52), что существенно повысило живучесть новой машины. Новая схема бронирования имела характеристики лучшие, чем у тяжёлого танка КВ-1.

50мм противотанковая пушка, стоявшая на вооружении Вермахта, поражала Т-34 в борт с расстояния 2000 м, а Т-43 только с 250 м и менее.

Новая машина была максимально унифицирована с базовой моделью Т-34. Это требование было основным при проектировании новой машины, так как позволяло при переходе на изготовление нового танка минимизировать снижение количества танков, поставляемых в войска.

Первый опытный экземпляр Т-43 вышел из ворот сборочного цеха в декабре 1942. До апреля 43 шли заводские испытания. За это время машина прошла около 3000 км. К сожалению Т-43 сохранил один из главных недостатков своего предшественника, малый погон башни.

К апрелю 1943 на испытания вышло ещё три машины Т-43. в процессе их изготовления конструкторы постарались максимально устранить недостатки, выявленные при испытаниях первой машины. Танк стал тяжелее, его масса возросла до 34100 кг. Диаметр погона наконец увеличили (до 1600 мм против 1420 мм).

Это сделало размещение в башне 3 танкистов более комфортным. Появились новые смотровые приборы, а командирская башенка обрела вращающийся люк.

Танк Т-43 был оснащён торсионной подвеской и новым двухступенчатым механизмом поворота планетарного типа, аналогичным тому, который устанавливался на танке ИС.

 Танк прошёл всесезонные испытания (зима/лето) и зарекомендовал себя в целом положительно. Т-43 совершил испытательный пробег (август 43): Н.Тагил – Челябинск – Н.

Читайте также:  Пентагон и нло: есть контакт!

Тагил, который выявил застарелый недостаток, присущий ещё Т-34, низкая износоустойчивость бандажей опорных катков, изготовленных из резины. Безопорные катки длительных пробегов и высоких скоростей не выдерживали и ломались задолго до окончания гарантийных сроков.

Для новой машины эти бандажи необходимо было делать значительно шире с учётом возросшей массы танка.

Все эксплуатационные и динамические параметры Т-43 были абсолютно идентичны параметрам танка Т-34, что существенно упрощало вопросы эксплуатации.

Повышенная защита новой машины визуально практически была незаметна. Что значительно затрудняло для противника его идентификацию.

Однако появление «Тигров» и «Пантер», а также новых образцов противотанковых пушек существенно снизило преимущества новой бронезащиты, а техническая невозможность установить на Т-43 новую башню и более мощную пушку свели дальнейший ресурс для модернизации данной машины практически к нулю.

Мощность пушки Ф-34, на которую возлагались большие надежды, оказалась уже недостаточной для эффективной борьбы с новыми танками Вермахта, а на больших дистанциях – даже с модернизированными средними танками Pz.Kpfw.IV.

кроме того, она уступала по боевой эффективности новому вооружению практически всех средних и тяжёлых танков нацистской Германии. Сохранившиеся недостатки конструкции Т-43, присущие ещё Т-34, существенно снижали эффективность боевого применения танка.

поэтому, параллельно с работами по модернизации самого танка, велись интенсивные работы по усилению мощности устанавливаемых на него артиллерийских систем.

В июне 1943 на Т-34 попытались установить пушку ЗиС-4 калибра 57 мм, разработанную летом 1941 года, но не принятую на вооружение / Более того, в связи с тем, что пушка на максимальных дальностях ведения огня ПРОБИВАЛА НАСКВОЗЬ при стрельбе в лобовую проекцию ВСЕ существовавшие в то время образцы танков вероятного противника, главный конструктор был обвинён во вредительстве, нецелевом расходовании государственных средств и репрессирован /.

В июле-августе 1943 завод № 183 изготовил четыре опытных машины, вооружённых пушками калибра 57 мм. Они успешно прошли испытания в качестве истребителя танков (аналогичные функции в войсках Вермахта возлагались на T-V). Однако в серию не пошли, так как в это время появились более мощные пушки, адаптированные для установки на танки и САУ, калибра 85 мм.

Танковую пушку калибра 85 мм для перевооружения Т-34 в авральном порядке начали разрабатывать весной 1943 года. В кратчайшие сроки (15.05 – 10.06) завод НКВ № 9  спроектировал и изготовил в металле два варианта опытной танковой пушки калибра 85 мм: Д-5-Т85 для танков и Д-5-С85 для САУ, созданных на базе Т-34.

Первоначально данная пушка проектировалась для тяжёлых танков (впоследствии её получил КВ-85). Но 25.06.

43 технический совет артиллерийского комитета НКВ вынес отрицательное заключение по проекту, предложенному 172 заводом, который предлагал за счёт увеличения длины ствола Ф-34 (калибр 76,2 мм) на 10 калибров повысить её мощность на 20%. Начальная скорость снаряда должна была возрасти до 748 м/с (против 662).

После чего ЦАКБ НКВ получило техническое задание разработать новую пушку С-54 калибра 76,2 мм для танка Т-34, а КБ завода № 183 обязали проработать несколько вариантов установки 85 мм пушки в средний танк.

Уже 24.08.43 УВЗ доложил наркому танковой промышленности о завершении конструкторских проработок установки на танк Т-34 пушек соответствующего калибра, конструкции заводов № 9 НКВ (Д-5) и ЦАКБ НКВ (С-31 и С-50). Наиболее оптимальной конструкцией была признана пушка Д-5, которая лучше всего устанавливалась как на Т-34, так и на Т-43.

В первой декаде декабря 1943 года на Т-34 была установлена первая пушка нового образца С-54 калибра 76,2 мм. 14-19 октября 1943 были проведены полигонные испытания пушки, установленной на шасси Т-34, которые продемонстрировали безоговорочное превосходство С-54 перед Ф-34.

Однако тот факт, что к этому времени уже было прекращено производство боеприпасов соответствующего калибра (76,2 мм) для зенитных пушек образца 31/38 годов, которые использовались новой пушкой, было принято решение, считать решение об установке новой пушки на Т-34 мерой временного характера, до момента завершения разработки 85 мм танковой пушки.

Сроки поджимали. Шла война и Красная Армия несла серьёзные потери в танках. Поэтому, для сокращения решения данной инженерной задачи на московском танкоремонтном заводе создаётся филиал КБ 183 завода, главной задачей которого является установка пушки Д-5-Т85 в танк Т-34.

Главный вывод, сделанный конструкторами, гласил: новая пушка требует для своей установки новую башню. При этом диаметр погона должен быть увеличен минимум до 1600 мм. Предложение поддержали.

И осенью 1943 года 85 мм пушка заняла своё место в башне новой конструкции, смонтированной на опытном варианте Т-34. танк прошёл полигонные испытания в конце ноября 1943 года. Их результаты были изложены в в отчёте от 26.11.43 за № 04448.

там же содержались требования по устранению выявленных недостатков.

В начале декабря 1943 года группа ведущих руководителей проекта (Устинов, Малышев, Яковлев, Федоренко) подготовила на имя Л.П.Берия докладную записку, согласно которой констатировалось, что огневая мощь танка существенно возросла, а остальные эксплуатационные характеристики танка не ухудшились.

В связи с этим предлагалось незамедлительно приступить к производству танка, получившего обозначение Т-34-85, начиная с января 1944 года. На первом этапе – на одном заводе, № 112 НКТП, который должен был вести параллельный выпуск старой (Т-34-76) и новой (Т-34-85) моделей.

а к апрелю 1944 полностью перейти на выпуск Т-34-85.

Данное предложение дополнили требованием провести модернизацию пушки с учётом её адаптации к среднему танку и уже в таком виде утвердили его решением № 4776, принятым ГКО 15.12.43.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://bronetechnikamira.ru/istorija-sozdanija/t-43-tank-t-34-edin-v-chetyiryoh-litsah-litso-trete

История создания Т-34. Часть 3. А-43

Новая часть статьи об истории создания танка Т-34 посвящена одному из вариантов модификации танка Т-34 — А-43 (он же Т-34М).

В начале 1941 года производство Т-34 на заводе №183 шло с очень большими трудностями. За этот месяц выпустили 166 единиц техники, но только 31 из них была январской сборки, остальные 1940 года. Такое положение дел не могло устроить высшее руководство страны.

И вот 26 января 1941 года был подписан приказ наркома среднего машиностроения Малышева, в котором нарком требовал немедленно принять меры и еженедельно докладывать о ходе выполнения танковой программы.

Этот приказ немного исправил ситуацию, и за следующий месяц было принято 85 «тридцатьчетвёрок».

В марте 1941 года у танка Т-34 изменилось вооружение, вместо 76-мм пушки Л-11 стали устанавливать орудие Ф-34. По своим баллистическим данным эта пушка превосходила Л-11 и при этом была проще и дешевле.

К 20 марта было принято семь танков Т-34 с новой пушкой Ф-34. Всего за март завод сдал 134 танка, из них 118 вооружались пушками Ф-34. И 20 марта изготовление Т-34, оснащённых пушкой Л-11, было прекращено.

Всего за 1941 год завод № 183 сдал 268 танков с Л-11.

История создания Т-34. Часть 3. А-43История создания Т-34. Часть 3.

А-43

За всё время производства танков Т-34 завод № 183 провёл большую работу по модернизации «тридцатьчетвёрки» и значительно повысил качество танка, что было отмечено в мае 1941 года на самом высоком уровне.

За период с сентября 1940 по апрель 1941 года в танк внесли до 200 конструктивных изменений. В мае 1941 года в связи с решением о серийном производства Т-34М работы по модернизации Т-34 были приостановлены.

Многим интересно, что это за Т-34М (он же А-43). В январе 1941 года были утверждены тактико-технические требования на проект танка Т-34 с торсионной подвеской.

Предполагалось, что боевая машина будет весить не более 25,5 тонны, экипаж — 5 человек, броня — 35–45 мм (борта хотели сделать вертикальными), вооружение — пушка Ф-34 и два пулемёта ДТ. Танк предполагалось оснастить торсионной подвеской, дизельным двигателем в 600 л. с.

, коробка передач должна была иметь 5 скоростей вперёд и одну назад. Также для наблюдения за полем боя машина оснащалась командирской башенкой.

Первый вариант нового танка имел корпус, передняя часть которого была похожа на корпус КВ, а задняя — на заднюю часть Pz. III, но данная схема кормовой части была забракована военными. Смотровые приборы предполагалось установить такие же, как на Pz. III, которые позволяли видеть не только вперёд, но и в сторону.

В начале февраля 1941 года КБ завода №183 направила первые эскизы новой машины на рассмотрение в ГАБТУ КА. После рассмотрения и утверждения проработок танка КБ завода №183 ускоренно начало детальную разработку новой машины в соответствии с утверждёнными требованиями.

5 марта 1941 года начальник ГАБТУ КА генерал-лейтенант Федоренко утвердил уточнённые тактико-технические требования к танку Т-34 с торсионной подвеской. Примечательно, что в этом документе машину называли Т-34-Т (торсионный).

К 20 марта были разработаны чертежи отдельных агрегатов и создан деревянный макет нового образца.

1 апреля 1941 года макетная комиссия рассмотрела проект нового танка, спроектированного по ТТТ, выданным автобронетанковым управлением.

Кроме этого проекта, КБ завода № 183 предложило второй вариант машины с более толстой бронёй в 60 мм, который именовали по документам как «вариант Б».

Комиссия закончила свою работу 10 апреля 1941 года и подписала итоговые документы по модернизации танка Т-34.

Новая машина должна была стать длиннее Т-34, иметь более мощный двигатель. Предполагалась 4-скоростная коробка передач с демультипликатором, что давало танку восемь скоростей вперёд и две назад. По сравнению с Т-34, у этой машины менялось расположение экипажа: механик-водитель размещался справа по ходу, а стрелок-радист — слева.

Передняя часть корпуса, в отличие от первоначальных проработок, была сделана по типу Т-34, но с боковыми скосами. Борта сделали вертикальными, верхняя часть борта имела сложную гнутую форму. Башня была сварной с диаметром погона 1700 мм и с командирской башенкой. Ходовая часть имела опорные катки с внутренней амортизацией и торсионную подвеску.

Катки конструктивно напоминали катки танка КВ.

История создания Т-34. Часть 3. А-43История создания Т-34. Часть 3.

А-43Деревянная модель танка А-43

Комиссия отмечала ряд недостатков в конструкции, например неудовлетворительное крепление крыши башни и ослабление корпуса башенки кругового обзора, а также поручала разработать чертежи для цельноштампованной и литой башни, так как сварная башня не могла обеспечить необходимую прочность при обстреле. Рекомендовалось учитывать результаты обстрела танка Т-34.

После рассмотрения проекта по требованиям ГАБТУ комиссия рассмотрела и заводской «вариант Б». По первому варианту была представлена деревянная модель и множество чертежей, а по «Б» — только материалы эскизного проектирования.

Тем не менее этот вариант с утолщённой броней понравился большинству членов комиссии. Особенно активно за эту машину выступали военные: в случае серийного производства армия получила бы средний танк с бронёй, сопоставимой с бронёй тяжёлого КВ.

К 20 апреля заводское КБ усиленно работает над выпуском чертежей для опытных образцов.

В конструкцию танка внесли большое количество изменений, в результате чего получилась машина, которая мало походила на первоначальный вариант. По требованию военных переднюю часть корпуса сделали по типу Т-34, с носовой балкой, корму тоже переделали, и она стала похожей на корму «тридцатьчетвёрки».

Для облегчения производства борта корпуса сделали вертикальными с полукруглыми уширениями в местах установки башни. Последнюю спроектировали цельноштампованной, а командирскую башенку передвинули к левому борту.

Не дожидаясь изготовления чертежей, 5 мая 1941 года приняли постановление о производстве танков Т-34, которое вносило коррективы в ранее утверждённое производство:

а) увеличить толщину брони переднего лобового листа корпуса и башни до 60 мм;

б) установить торсионную подвеску;

в) расширить погон башни до 1600 мм и установить командирскую башенку с круговым обзором;

г) установить бортовые листы корпуса вертикально.

При этом разрешили серийное производство улучшенных танков Т-34, не дожидаясь результатов испытаний. С сентября 1941 года планировалось установить на 400 улучшенных Т-34 (Т-34М) 57-мм пушку ЗИС-4.

15 мая 1941 года был изготовлен деревянный макет, и с июля завод планировал запустить производство модернизированной машины Т-34. Подготовка к производству Т-34М шла полным ходом.

С 1 по 15 июня 1941 года на полигоне проходило испытание обстрелом контрольных бронеплит для цельноштампованной башни. Кроме того, испытывались заготовки бортов, которые были подвергнуты термообработке.

Причиной тому, что Т-34М так и не был воплощён в металле, стал двигатель В-5, который к тому времени так и не сумели довести до ума.

С началом войны работы по производству нового танка была остановлены.

Источник: http://www.gamer.ru/world-of-tanks/istoriya-sozdaniya-t-34-chast-3-a-43

Ссылка на основную публикацию