Танк т-34 122 — характеристика и роль во второй мировой войне

Исследование «Танк Т-34 — символ великой победы во Второй мировой войне»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

Танк Т-34 — символ великой победы

во Второй мировой войне

учитель начальных классов

Касумова Елена Валерьевна

ученик 3 Б класса Сорокин Егор

Тюмень

2015 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3

1. История создания танка Т-34…………………………………………………….4-5

2 .Танк Т-34 в бою………….………………………………………………………5-8

Заключение…………………………………………………………………………..8-9

Источники…………………………… ………………………………………………..10

Приложения………………………………………………………………………11-13

Введение

Актуальность темы:

В 2015 году наша страна отмечает 70 лет Великой победы нашего народа во Второй Мировой войне. Во время этой войны одной из самых решающих битв была Курская битва, 70 лет которой отмечали в 2013 году. В этой битве было самое мощное танковое сражение под Прохоровкой. В этом сражений участвовал знаменитый танк «Т-34».

Он стал настоящим открытием времен второй мировой войны. У фашистов он вызвал просто шок. Абсолютно убежденные в своем техническом превосходстве, они не ожидали, что в нашей стране могла быть построена столь совершенная машина. Дело доходило до того, что гитлеровские эксперты предлагали снять с Т-34 копию и выпустить в немецком варианте.

Знаменитый танк прославился во всём мире.

Решаемая проблема

В мире появилось много новых танков, и я хочу, чтоб никто не забыл танк Т-34.

Объект исследования: история танка Т-34

Предмет исследования: создание и участие танка Т-34 в войне

Цель исследования: найти факты, подтверждающие, что танк Т-34 является танком Победы.

Задачи:

  1. Обобщить сведения об истории возникновения танка Т — 34.

  2. Изучить технические особенности Т-34, подтверждающие уникальность танка.

  3. Рассмотреть танковое сражение под Прохоровкой и определить роль танка Т-34 в нем.

  4. Создать точную уменьшенную копию танка Т-34 – 85.

Для решения этих задач были использованы следующие

методы исследования:

— анализ, обобщение, сравнение.

В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно-исторических и технических музеев. Но что такое танк? Как он устроен? Что известно о «тридцатьчетверке»?.. 

Актуальность работы позволяет расширить мои знания о техническом чуде 20 века — танке, а также познакомить ребят моей школы с историческими фактами участия Т-34 в Великой Отечественной войне.

История тридцатьчетверки началась в октябре 1937 года, после того как конструкторское бюро Харьковского завода получило заказ от Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Красной армии на проектирование новой колесно-гусеничной машины, способной в будущем заменить состоящий на вооружении танк типа БТ.

Машины этой серии характеризовались высокой подвижностью и способностью развивать скорость до 72 км/ч на колесах и 52км/ч на гусеницах.

При этом танки БТ обладали по тем временам мощным вооружением, состоящим из 45мм пушки и 2-3 7.62 мм пулеметов. Однако были у этих танков и недостатки: слабая броня (13-20мм) и пожароопасный авиационный двигатель.

Необходимо было разработать новый танк с лучшей защитой и дизельным двигателем.

В 1936 году главным конструктором Харьковского паровозостроительного завода становится Михаил Ильич Кошкин (см. приложение 1). Это был энергичный и талантливый человек.

Он умел организовать работу и заражал своим энтузиазмом подчиненных. Он никогда не боялся спорить с руководством. Интересно, что до занятий танкостроением Михаил Ильич руководил кондитерской фабрикой.

Представление о нем можно получить после просмотра снятого в 1980 году фильма «Главный конструктор»

В 1936 году был создан дизельный двигатель В-2 и испытан на танке БТ-7. Танки с новым двигателем пошли в серию и получили название

БТ-7М. Однако это не решило всех проблем, так как необходимо было усиливать бронирование боевой машины. Нужен был новый танк.

4 мая 1938 года Харьковское КБ представило Комитету Обороны СССР 2 проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и чисто гусеничного А-32. Причем внешне танки были очень похожи: дизель В-2, вооружение 1 45мм пушка и пулеметы, броня, расположенная под наклоном. После долгих обсуждений было принято решение строить и испытывать параллельно оба образца.

Сравнительные испытания показали, что чисто гусеничный танк А-32 проще в изготовлении и имеет запас прочности, что позволило усилить вооружение (поставили 76.2 мм пушку Л11) и бронирование.

Главный конструктор Михаил Ильич Кошкин, желая продемонстрировать надежность машины, зимой 1940 года организовал пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву (600км.!). При этом Кошкин сам сел за рычаги головной машины.

За время пути не произошло ни одной серьезной поломки. Танк был показан руководству страны. Сталин одобрил машину и действия Главного конструктора. К сожалению, в ходе пробега Кошкин простудился и тяжело заболел.

В сентябре 1940 года талантливого и энергичного конструктора не стало… Дальнейшие работы по танку были поручены Морозову Александру Александровичу (см. приложение 1) .

После всесторонних испытаний танк под новым названием Т-34 был запущен в серийное производство в июне 1940 года (Конструкция танка представлена в приложении 2). К 1 января 1941 года Харьковский завод выпустил 115 машин. Столь небольшое количество новой техники объясняется сложностями с началом серийного производства и необходимостью доводки машины.

Тем временем конструкторское бюро разрабатывало уже новый проект улучшенного танка Т-34 М, но реализовать его в полной мере помешала война. Дальнейшая доводка машины и создание различных модификаций проходила в условиях военного времени. Всего было выпущено с 1940 по 1946 год более 61 тысячи машин различных модификаций.

Производство танка осуществлялось на 7 заводах: Харьковском паровозостроительном (до осени 41 года), Уральском вагоностроительном, Сталинградском тракторном, «Красное Сормово» г. Горький, Уральском заводе тяжелого машиностроения, Челябинском Кировском заводе и заводе №174 г. Омск.

Интересно, что первоначально танки собирали лишь в Харькове и Сталинграде, но к осени 1942 года оба завода были потеряны. Тем не менее

Т-34 продолжали появляться на фронте в больших количествах. Большая заслуга в этом принадлежит руководству страны, сумевшему организовать эвакуацию производства на Восток. Причем каждый завод вносил свои изменения в конструкцию .

Проведя анализ, я выяснил, что накануне Великой Отечественной войны в составе Красной Армии было 1392 танка новых типов — Т-34-76 и КВ-1. Ещё 305 танков было произведено в июне 1941 года. На 22 июня 1941 года по общему количеству танков и штурмовых орудий Красная Армия имела численное превосходство: 15 687 против 4171.

Но решающую роль в начале войны сыграли не число или технические особенности боевых машин. Красная армия была не готова к войне. Действия частей были разрознены, отсутствовала связь между войсковыми частями, не была организованна разведка, не было информации о частях противника, не хватало горючего, боеприпасов.

Поэтому к концу июля 1941 года наши потери в бронетехнике составили половину первоначальной численности.

Изучая технические особенности конструкции танка Т-34 можно заключить, что это было гармоничное сочетание боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности.

Длинноствольная 76 мм пушка могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км. А танки противника не могли пробить броню Т-34 даже с 500 м.

Броневые листы корпуса и башни были расположены под такими углами наклона, что снаряды противника рикошетировали от нашего танка. Двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км.

Другим преимуществом танка была простота конструкции. Это позволило выпускать их в большом количестве. Кроме того танк можно было легко отремонтировать. Простота конструкции позволяла в быстрые сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.

Важным просчетом немцев стали наши дороги. Разрабатывая тактику захвата Советского Союза, немцы не учли, что наши «шоссейные» дороги очень сильно отличаются от европейских. Поэтому после вторжения немецкие танки «задыхались» в пыли, вязли в болотах, скользили в гололёд.

В ходе боевых действий с обеих сторон захватывались трофейные танки, которые потом могли использоваться в бою. Но и здесь Т-34 был в выигрышном положении. Двигатель у танка дизельный, то есть для его заправки нужна была солярка. Её у противника не было. Двигатель немецких танков работал на бензине.

В битве под Курском участвовало так много техники, что она превзошла Московскую и Сталинградскую битвы. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов.

Большие надежды возлагались на новейшие танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «Фердинанд», самолеты-истребители «Фокке-Вульф-190-А» и штурмовики «Хейнкель-129». Битва представляла собой несколько оборонительных и наступательных операций. Среди которых была танковая дуэль под Прохоровкой.

Более 1200 танков с обеих сторон в течение всего дня 12 июля 1943 года, вели тяжелейшие бои возле деревни Прохоровка. Против «тигров» (тяжелых танков) шли наши средние танки Т-34 и легкие Т-70 (предназначенные для поддержки пехоты и связи). Обе стороны понесли большие потери. Во время сражения состоялась дуэль экипажа старшины Милюкова (см.

приложение 3) и немецкого экипажа. Наша тридцатьчетверка против «пантеры». На начальном этапе боя преимущество было у немца, поэтому Милюков стремился как можно быстрее сократить дистанцию. Старшина сам сидел за рычагами и бросал машину из стороны в сторону. Немецкие танкисты не могли поразить тридцатьчетверку. «Пантера» стала пятиться назад.

Нашему экипажу удалось поймать момент, когда немецкий танк, сползая в овраг, подставил днище под выстрел.

Величайшая во Второй мировой войне танковая битва под Прохоровкой практически решила исход войны. После неё начался период отступления немецких войск. Победа была близка.

Т-34 участвовал во всех крупных сражения Великой Отечественной войны и первым вошёл в Берлин.

Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию.

Читайте также:  Складной нож: современное исполнение

Стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред тридцатьчетверке лишь с дистанции 100 метров, в то время как наши танкисты могли поражать цели на большем расстоянии.

На участках массового применения танков Т-34 немецкие войска были охвачены паникой.

А за всеми этими победами стояли люди. Конструкторы, которые создали это чудо 20 века; командиры, бесстрашно ведущие солдат в бой; генералы, проявлявшие высокое военное искусство; солдаты, геройски сражавшиеся за свою родину.

Так используя преимущество Т-34 перед немецкими танками в проходимости в условиях осенней распутицы, Лавриненко (танкист №1) (см. приложение 3) активно и уверенно маневрировал на поле боя, скрываясь за складками местности.

Сменив позицию, он вновь атаковал уже с нового направления. Противнику казалось, что у русских нескольких групп танков. В это время ему удалось подбить 52 фашистских танка. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К сожалению, Дмитрий Лавриненко погиб в ноябре 1941 года.

  Советские танкисты осваивали новый танк и тактику его применения. 6 октября 1941 года части 4-й танковой бригады полковника Михаила Катукова нанесли тяжелое поражение танкистам генерала Гудериана на Тульском шоссе. За считанные минуты были уничтожены 30 немецких танков.

В 1944 году Т-34 вновь модернизировали, поставив новую башню с 85 мм пушкой. В состав экипажа вошел наводчик, что позволило командиру более эффективно руководить действиями всего экипажа. Новый танк получил название Т-34 – 85. С такой пушкой советский танк мог на равных биться с большинством немецких танков. Именно этот танк стал символом Победы.

Заключение.

Бронебойным снарядом,

Разбитый в упор, лобовик,

Длинноствольная пушка

Глядит немигающим взглядом

В синеву беспредельного неба…

Почувствуй на миг,

Как огонь полыхал,

Как патроны рвались и снаряды,

Как руками без кожи

Защелку искал командир,

Как механик упал,

Рычаги обнимая,

И радист из ДТ

По угрюмому лесу пунктир

Прочертил,

Даже мертвый

Крючок пулемета сжимая.

Эти стихи написал Сергей Орлов. Во время Великой Отечественной войны он был танкистом, сам горел в танке, проделывал труднейшие марш-броски. А после войны стал известным поэтом, правдивым историком тех дней. Когда я читал его стихи, увидел в книге портрет этого человека. На нем он с бородой, и потом я узнал, что все лицо у него было обожжено, а борода закрывает эти ожоги.

Танкистом быть непросто. Надо обладать смелостью, силой и выносливостью, уметь управлять сложной военной техникой, такой, например, как танк Т-34, который можно назвать лучшим танком ХХ века.

В заключение можно сказать, что Т-34 — самый массовый средний танк Великой Отечественной войны, а проведенные в 1942 — 1944 годах мероприятия по изменению танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. В конструкции танка было всё.

Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонтопригодность, хорошая бронезащита, маневренность. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне.

Именно они, застыли на постаментах, как символ нашей Победы. За четыре года боев танки Т-34 завоевали себе славу лучших танков Второй мировой. Они по праву приняли участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Значимость этих танков не забыта и сейчас.

Как и много лет назад Т-34 занимают почётное место в парадах Победы на Красной площади.

Танк Т-34 является самым известным советским танком. Последняя модификация (Т-34/85) состоит на вооружении некоторых стран, и по сей день.

Танк Т-34 вызывает гордость и уважение, как к конструкторам, так и ко всем танкистам, что сгорали вместе с машинами, но стреляли из них до последнего.

Я уверен, что Т-34 стал легендой в первую очередь потому, что в него верили те люди, которые садились за рычаги и к его пушкам и пулеметам.

Выводы.

Таким образом, занимаясь исследовательской работой по данной теме, мы узнали историю танка Т- 34:

— главным конструктором был Михаил Ильич Кошкин

— он создавался на Харьковском заводе

— героически проявил себя в боях во время Великой Отечественной войны

Результаты исследования.

Работа может быть использована на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

Источники.

1. Т-34 — http://ru.wikipedia.org

2. СРЕДНИЙ ТАНК Т-34-85 — http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/

3. Танк Т-34. Виртуальный музей. — http://tank-t-34.blogspot.ru/

Приложение 1

Кошкин М.И. – главный конструктор танка Т-34

Морозов А.А. — конструктор танка Т-34

Приложение 2

Средний танк Т-34-85

Приложение 3

Героя Советского Союза

Лавриненко Д. Ф. — танкист — ас

Милюков А.И. -танкист, участник сражения под Прохоровкой

9

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/issledovanie-tank-t-34-simvol-velikoy-pobedy-vo-vtoroy-mirovoy-voyne.html

Т-34-122 — штурмовой танк Сталина

В первые годы войны проблема отсутствия в бронетанковых частях РККА штурмовых орудий (трофейные “штурмгешютцы” не в счет) решалась двумя путями. Первый из них заключался в проектировании полноценной самоходной установки, а второй предполагал создание “штурмового танка”.

Классическое направление привело к появлению летом 1942 года проекта У-34, созданного на УЗТМ в инициативном порядке. До стадии рабочих чертежей, по целому ряду причин, этот процесс удалось довести только в ноябре, и в конечном итоге он привел к появлению СУ-122.

Второй путь получил поддержку и одобрение в декабре 1942 года, сразу после получения данных об успехе наступления под Сталинградом. Тактико-технические требования, поступившие от БТУ в адрес НКТП, заключались в создании танка артиллерийского усиления танковых бригад.

Мечта получить подобный штурмовой танк, способный вести не только настильную стрельбу, но и поддерживать пехоту, осталась ещё с довоенных времен. Опыт использования КВ-2 подсказывал, что машина данного типа может иметь более тонкое бронирование, что снижало бы массу и улучшало ходовые качества танка.

Таким образом, из серийных танков на эту роль снова определили Т-34. Вопрос с типом вооружения тоже недолго оставался открытым, поскольку выбор был небольшим. Установленная ранее на КВ-2 пушка-гаубица М-10 калибра 152,4-мм была сразу отвергнута по причине избыточной мощности и громоздкости конструкции.

От варианта с более новой М-30 также пришлось отказаться, а вот танковая гаубица У-11, созданная на её основе, была сочтена вполне приемлемой. Согласно ТТЗ танк артиллерийского усиления должен был сохранить базовое шасси и корпус. Заново предстояло разработать новую башню с вооружением из 122-мм орудия с баллистикой гаубицы обр.1938 г.

Работу поручили сразу трем конструкторским коллективам – КБ УЗТМ под руководством Л.И.Горлицкого, КБ завода №9 под руководством Ф.Ф.Петрова и ЦАКБ под руководством В.Г.Грабина. Ожидалось, что “главный приз” будет разыгран между старыми соперниками-”артиллеристами”, но события развернулись несколько иначе.

Коллектив УЗТМ разработал проекты штампованной и литой башни под общим индексом У-37, по форме и размерам близкие к башне серийного Т-34.

В качестве основного вооружения предлагалась 122-мм гаубица У-11 или 85-мм пушка У-10, созданная здесь в 1941-1942 гг. конструкторами В.Е.Сидоренко и А.В.Усенко.

На заседании макетной комиссии проект У-37 был полностью отвергнут, поскольку размеры башни оказались недостаточными даже для установки 85-мм пушки и трех человек расчета.

Та же участь постигла и проект ЦАКБ, предложившего дуплекс из 122-мм и 152-мм артсистемы С-41, предназначавшегося также для установки на тяжелый танк КВ-1с. Простое сравнение показало, что танковый погон размером 1420 мм не походит для установки С-41, после чего работы в данном направлении ЦАКБ прекратило.

Наиболее привлекательно выглядел проект завода №9. Разработанная для Т-34 новая башня под индексом Д-11 имела вертикальные стенки и сильно напоминала башню от опытного тяжелого танка КВ-220. В скором времени проект получил название Т-34Г (гаубичный) или Т-34Ш (штурмовой), хотя также использовалось обозначение Т-34-122.

Основное вооружение состояло из 122-мм штурмового орудия Д-6, представлявшего собой технологически упрощенную гаубицу У-11 с использованием унифицированных деталей от 85-мм пушки Д-5. Боекомплект частично размещался в боевом отделении и нише башни. Важным преимуществом была взаимозаменяемость обоих орудий, но даже в этом случае башня была тесноватой для трех человек.

Чтобы избавиться от этого недостатка было предложено, чтобы правый заряжающий был по совместительству стрелком-радистом и покидал бы своё место (справа от водителя) только на время проведения стрельб, но в этом случае танк оказывался беззащитным от атакующей пехоты.

Проект Т-34-122 оснащенный установкой Д-11 ещё некоторое время обсуждался на пленуме Артиллерийского комитета, но осенью 1943 года, в виду появления СУ-122 и СУ-152, работы по нему распорядились прекратить.

       ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО

                     ШТУРМОВОГО ТАНКА Т-34-122 обр.1943 г.

БОЕВАЯ МАССА около 30000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм около 6000
Ширина, мм 3000
Высота, мм около 3200
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 121,9-мм гаубица У-11 и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 45 мм борт — 45 мм корма — 30 мм крыша и днище — 20 ммбашня — 60 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34, дизельный, 12-цилиндровый, мощностью 500 л.с., ёмкость бака 620 литров
ТРАНСМИССИЯ механическая, 5-скоростная коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных основных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ около 30 кмч
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град ?
Спуск, град ?
Высота стенки, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
Глубина брода, м 1,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-3
Читайте также:  Пзрк fim-92 «стингер»: история создания, описание и характеристики

Источник:  http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-34-122.htm

Источник: http://alternathistory.com/content/t-34-122-shturmovoy-tank-stalina

Танки Великой Отечественной войны

ИС-2 (СССР).
ИС-2 («Иосиф Сталин») был первым советским танком, ворвавшимся в Берлин 24 апреля 1945 года. Снаряд, выпущенный из мощного 122-мм орудия этого тяжелого танка, пробивал немецкий PzKpfw V «Пантера» насквозь.

Т-34 (СССР).
Легендарная «тридцатьчетверка» — самый узнаваемый советский танк. Практически все специалисты сходятся на том, что Т-34 был лучшим танком, оказавшим серьезное влияние на исход войны и дальнейшее развитие танкостроения. Это признавали и враги.

В начале октября 1941 года генерал Гудериан заявил, что Т-34 не может сравниться с лучшими образцами немецких танков. Не прошло и месяца, как он признал явное преимущество Т-34 перед основным танком Pz.IV.

Т-34 выпускался с 1940 по 1958 год, было произведено более 84 тысяч «тридцатьчетверок».

Tiger I (“Тигр”, Германия).
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз быстро выяснилось, что основной танк вермахта PzKpfw IV сильно уступает советским «тридцатьчетверкам». Над созданием нового тяжелого танка работали одновременно концерн Henschel-Werke и конструктор Фердинанд Порше.

Выбор германского военного руководства пал на Henschel-Werke, и первые «Тигры» появились на Восточном фронте 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом. Наряду с достоинствами (танк мог поразить цель на расстоянии до 4 км) «Тигры» имели и крупные недостатки: они были весьма тяжелыми, неповоротливыми и сложными в ремонте.

К тому же Tiger I был в два раза дороже любого танка тех времен и стоил 800 тысяч рейхсмарок.

Panther (“Пантера”, Германия).
Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах. Впервые вермахт использовал «Пантеры» во время битвы на Курской дуге: 200 танков получил 39-й танковый полк.

Через несколько дней боев 31 «Пантера» была безвозвратно потеряна, а 131 танк нуждался в ремонте.

Превосходство «Пантер» было очевидно только при лобовых танковых сражениях; советская противотанковая артиллерия жгла «Пантеры» не хуже остальных.

M3 Lee (США).
На Восточном фронте американские танки «Ли», полученные по ленд-лизу, появились в середине 1942 года, однако не вызвали большого восторга. У советских экипажей он получил печальное прозвище «братская могила на шестерых»: броня не спасала от мощных танковых и противотанковых орудий вермахта.

M4 Sherman (США).
У советских танкистов «Шерман» имел прозвище «эмча» (от М4). В Курской битве участвовало несколько десятков «Шерманов». Танкисты приняли американские танки хорошо.

С весны 1944 года «Шерманы» принимали участие почти во всех сражениях на фронтах Великой Отечественной войны. В целом «Шерманы» мало уступали Т-34.

С февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка.

Matilda II (Великобритания).
Первые 20 танков прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего Красная армия получила 918 машин.

В целом «Матильда» по боевым возможностям превосходила все советские танки начала войны, уступая лишь Т-34. Однако танк предназначался для боевых действий в европейских условиях и с русским бездорожьем справлялся плохо.

Советское командование использовало «Матильды» в первую очередь на южных направлениях фронта.

Churchill (Великобритания).
Танк «Черчилль» был единственным тяжелым танком, который поставлялся союзниками по программе ленд-лиза.

Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года, всего в течение 1942-43 годов в СССР было поставлено 344 танка. Мощная броня «Черчилля» хорошо защищала экипаж, он был неплохо вооружен и отлично управлялся.

Интересно, что танк почему-то не нравился самому Уинстону Черчиллю, который сказал: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»

Источник: https://bazaistoria.ru/blog/43475623648

История легендарного танка Т-34 — технологический провал и роль США в помощи СССР

Долгое время нас кормили мифами, что советское оружие было самыми прогрессивным и совершенным, ведь в противном случае как бы СССР выиграл Вторую Мировую войну? Но после развала Союза всплыли новые факты и оказалось, что советское оружие, мало того, что не было самым совершенным, так еще и не являлось в полной мере «отечественным».

Ситуацию с вооружением в Советском Союзе в довоенное время можно охарактеризовать как «гнать количество в ущерб качеству». Несмотря на то, что огромное число заводов работало исключительно на армию, конечный результат оставлял желать лучшего.

Неэффективная социалистическая экономика, значительная технологическая отсталость приводили к значительному проценту брака и систематическому невыполнения плана.

Например, Наркомат Боеприпасов (НКБ) должен был выпустить в 1940 году 5,7 млн железных гильз вместо латунных артиллерийских. Не отработав технологический процесс, НКБ изготовил за 9 месяцев всего 1 млн 117 тыс. железных гильз, из которых 963 тыс.

пошли в брак, то есть процент отбраковки превысил 86,2%. И это лишь один пример. На самом деле, такая ситуация наблюдалась по многим производствам.

К слабой технической оснащенности заводов, неспособных выпускать качественный продукт, добавлялась и неудовлетворительная работа инженерных отделов, проектировавших отдельные компоненты конечного изделия.

Так, осенью 1942 года американские инженеры оценивали конструкцию одного из советских Т-34. Выводы были категоричные: «Проверили воздухоочиститель. Только саботажник мог сконструировать подобное устройство.

Фильтр с механической точки зрения изготовлен крайне примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведет к вытеканию масла».

В то же время, нельзя не отметить, что некоторые образцы и компоненты вооружения были достаточно прогрессивными на то время.

Но в целом стремление советских гениев инженерной мысли к инновациям на фоне общей технологической отсталости СССР приводило к тому, что советская промышленность производила некий аналог «титановой лопаты с ручкой из соломы»: некоторые компоненты вроде как задуманы очень хорошо, однако нормально копать такой лопатой невозможно.

Примечательно, что к концу войны качество советского вооружения заметно повысилось. Тому способствовали несколько факторов. Во-первых, советские конструкторы смогли более тщательно выявить недостатки своих изделий на основе имевшегося боевого опыта. Во-вторых, свою лепту в совершенствование внесли иностранные специалисты.

В-третьих, поставки огромного числа высокотехнологических американских и британских станков и различных материалов по ленд-лизу позволили заметно поднять качество производства на советских заводах. Об этом наглядно свидетельствует история совершенствования танка Т-34, самого массового и легендарного танка II-й Мировой войны.

Две версии одной «легенды»

Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах.

Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге.

От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.

Танк Т-34-76, который выпускался советской промышленностью с 1940 по 1944 год. Оснащен 76-миллиметровым орудием

Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств — высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

Вместе с тем, специалисты называют сразу целый перечень недостатков, которые, как правило, отсутствовали в немецких и американских танках. Например, отсутствие продувки ствола после выстрела и недостаточная вентиляция боевого отделения приводила после нескольких выстрелов к заполнению башни пороховыми газами, от которых заряжающий мог потерять сознание.

В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке.

Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка.

Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.

Отвратительно была выполнена и трансмиссия. Коробка перемены передач поначалу не имела синхронизации с ведущим валом, поэтому для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.

Танк Т-34-85, в отличие от ранней версии, обладает более мощным орудием, кроме того, значительно расширена башня

В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина.

Кроме того, снова сыграла свою негативную роль инженерная «близорукость». Дело в том, что на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда. В то же время на германском T-III топливные баки разместили в моторном отсеке, который был отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой.

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель.

Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир.

Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.

Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими.

Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было.

В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней,военные знали еще до войны.

В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26.

Читайте также:  Обзор американской винтовки м4

В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным.

Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.

Т-34 внутри. Слева — рабочее место механика-водителя, справа — стрелка-радиста

Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: «…

Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…».

Заокеанские рекомендации

Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.

После тщательных испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские специалисты сделали очень неприятные выводы. «Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен.

Водозащита корпуса Т-34 недостаточная, в сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования. Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая.

Все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок».

Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».

А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.

С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу

Помощь по ленд-лизу

Одна из проблем советского вооружения была в том, что даже в случае появления прогрессивных инженерных разработок технологическая отсталость производства в СССР просто не позволяла реализовать их на практике.

Например, завод № 183 в Нижнем Тагиле, крупнейший производитель танков во время войны, не смог перейти на выпуск Т-34-85, поскольку не было оборудования для обработки зубчатого венца башни диаметром 1600 мм.

Чтобы освоить производство, СССР попросил доставить по ленд-лизу новые карусельные станки из Великобритании и США.

И такие случаи были распространены повсеместно. Один американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что около половины станков на данном предприятии были поставлена по ленд-лизу.

Кстати, помимо станков, по ленд-лизу поставляли и готовое вооружение. Из США в СССР доставили 7057 танков и САУ, из Британии и Канады — 5480. О боевых возможностях американских танков М4 «Шерман» свидетельствует тот факт, что ленд-лизовские машины поступали на вооружение только гвардейских дивизий.

Советский ас Александр Покрышкин рядом со своим истребителем Р-39N «Airacobra»

Также по ленд-лизу поступило свыше 15 тыс. американских самолетов, а также около 3,5 тыс. британских. К концу Великой Отечественной войны американские машины Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» легендарный советский ас Александр Покрышкин уничтожил свыше полусотни вражеских самолетов.

Количество победило качество

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века.

Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х«, многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев.

К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.

Сборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе

И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс. Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IV в Германии собрали менее 9 тыс.

История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия.

Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом.

Источник: https://leg0ner.livejournal.com/1617842.html

Орудия победы: Самая выдающаяся советская бронетехника Второй мировой войны

Союз Советских Социалистических Республик, который вышел из Второй мировой войны одной из стран-победительниц, на протяжении периода между 1941-1945 гг создал широкий спектр военной техники, способной противостоять технологически продвинутым и прекрасно оснащенным войскам Вермахта. Некоторые из разработанных образцов показали себя не только на равных с самыми лучшими моделями противника, но и во многом их превосходили.

Особую роль в боевых действиях сыграла бронетехника, которая за годы войны успела существенно эволюционировать и на завершающем этапе представляла собой грозную силу, стальным кулаком вонзившуюся в самое сердце Третьего рейха. В этой статье мы хотим показать Вам самые выдающиеся образцы бронетехники периода Второй мировой войны, во многом благодаря которым была обеспечена победа СССР.

Не смотря на важную роль военной техники в любой войне, главная роль всегда отведена людям — Ветеранам, Героям того времени, которые отстояли нашу общую Родину.

Легкие танки

Т-50

Принят на вооружение в 1941 году. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе. Всего было произведено 75 штук.

Т-70

Принят на вооружение в 1942 году. Апогеем боевой службы Т-70 стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. По количеству выпущенных машин Т-70 стал вторым по численности типом танков в Красной армии 1941—1945 гг. Всего было произведено 8 231 штука.

ShinePhantom / CC BY-SA 3.0

Бронеавтомобиль

БА-64

Принят на вооружение в 1942 году. БА-64 был создан на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. Бронеавтомобиль активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты. Всего было произведено 9 110 штук.

S. Filatov / CC BY-SA 3.0

Средние танки

Т-34

Принят на вооружение в 1940 году. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны.

При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Всего было произведено 33 929 штук.

Andrew Butko / CC BY-SA 3.0

Т-34-85

Принят на вооружение в 1944 году. Являлся одним из основных советских танков Второй мировой войны, а после её окончания составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. Всего было произведено свыше 35 000 штук.

Лёгкая САУ

СУ-76

Принята на вооружение в 1942 году. СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Всего было произведено 14 292 штук.

Средняя САУ

СУ-100

Принята на вооружение в 1944 году. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны. Всего было произведено 4 976 штук.

Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 3.0

Тяжелые САУ

ИСУ-152

Принята на вооружение в 1943 году. В целом ИСУ-152 являлась довольно успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Долгая служба машины в Советской армии служит этому дополнительным подтверждением. Всего было произведено 3 242 штук.

ИСУ-122

Принята на вооружение в 1943 году. ИСУ-122 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны в роли мощного истребителя танков и штурмового орудия. Всего было произведено 1 735 штук.

Dmitry A. Mottl / CC BY-SA 3.0

Тяжёлые танки

КВ-1

Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Всего было произведено 2 769 штук.

КВ-2

Эта боевая машина была разработана в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 гг. Всего было произведено 334 штук.

КВ-85

Эта боевая машина была разработана в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Всего было произведено 148 штук.

ИС-2

Принят на вооружение в 1944 году. В целом танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов. Всего было произведено 3 475 штук.

ИС-3

Принят на вооружение в 1945 году.

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь окончания Второй мировой войны, где произвёл сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Всего было произведено 2 311 штук.

Источник: http://supercoolpics.com/orudiya-pobedy-samaya-vydayushhayasya-sovet/

Ссылка на основную публикацию