Российский учебно-боевой самолет нового поколения як-130

Як-130 – “маленький ужас, которого стоит бояться NАТО”

Учебно-боевой многоцелевой Як-130 американские специалисты назвали “маленьким ужасом, которого стоит бояться NАТО”. Об этом сообщает издание “The National Interest”, выходящее в США и Канаде.У североатлантического альянса действительно есть основания бояться этого самолёта.

У Як-130 под каждым крылом имеются три точки подвески, которые позволяют оснастить самолёт тремя тонами современного оружия. Это могут быть ракеты класса “воздух-воздух”, “воздух-поверхность”, высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки.

Кроме того, в Як-130 предусмотрена возможность закрепления под фюзеляжем 23-миллиметровой пушки, а на концах крыла предусмотрены ещё две точки подвески для ракет класса “воздух-воздух”. Полностью вооруженный и заправленный самолёт весит 10 300 килограммов.

Это чуть больше половины максимальной взлётной массы F-16, который является основным многоцелевым истребителем ВВС США и многих американских союзников.Если под крыло  нашего истребителя подвесить два дополнительных топливных бака, вооружить его двумя двухсоткилограммовыми бомбами и пушкой, то его максимальный боевой радиус составит почти 700 километров.

Это весьма солидный показатель по сравнению с F-16, который с двумя 900-килограммовыми бомбами, двумя ракетами AIM-9 Sidewinder и парой подвесных топливных баков будет иметь радиус 1 350 километров. На сегодняшний день этими учебно-боевыми самолётами вооружены ВВС Алжира. Подписаны контракты на поставку этих машин в Бангладеш и Белоруссию…. Як-130 был разработан в ОКБ им. Яковлева.

Самолёт выбран в качестве базового для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России. Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов поколения “4+” и “5”. С февраля 2010-го самолёты поступили на вооружение российских ВВС. Сейчас их производством занимается корпорация “Иркут”.

На прошедшем авиасалоне “МАКС-2015” корпорация представила усовершенствованную модель Як-130 с встроенным лазерным дальномером. По словам представителей корпорации, дальномер был установлен по желанию иностранных заказчиков.

Наличие этого прибора повысит эффективность боевого применения самолёта по наземным целям, позволит работать в горной местности, повысит точность определения координат оперативной цели и применения существующей номенклатуры средств поражения.

На сингапурском авиасалоне обширный интерес со стороны иностранных делегаций вызвал российский учебно-боевой самолет  Як-130. Как стало известно «Ленте.ру», уже ведутся переговоры с Лаосом о приобретении 20 самолетов с дополнительным оборудованием, вооружением, запчастями и организацией подготовки пилотов и техников.

В прошлом году «маленьким ужасом», как прозвали Як-130 американские аналитики, всерьез интересовались и другие южноазиатские государства. По их поставкам шли переговоры с Шри-Ланкой, а в Бангладеш и вовсе уже отгрузили большую часть самолетов по контракту на 16 машин.

Заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов рассказывает:

«Наши с учебно-боевые самолеты сопоставимы сегодня своими показателями с самолетами любых зарубежных стран, в первую очередь США, Великобритании, Германии и других развитых государств. Их качество значительно лучше, чем было 20-30 лет назад. Мы имеем собственный промышленный задел, технологии и возможности конкурировать с кем угодно. А в отдельных моментах мы и сегодня впереди Европы.

Кроме того, более выигрышно наши самолеты смотрятся с позиции цена-качество. В комплексе Як-130 остается конкурентоспособным и привлекательным для иностранных заказчиков. Мы занимаем передовые позиции в создании автоматизированных систем высокого уровня, но при этом достаточно простых в эксплуатации и управлении.

Кроме того, сегодня мы поставили на Як-130 полностью электронную систему отображения информации в кабине пилота, сделали  так называемую стеклянную кабину. Она модернизирована таким образом, что программа может легко прошиваться для любого вида авиационной техники.

Если обучается пилот-транспортник, то у него должен быть менее маневренный самолет. Соответствующие задачи заносятся в программное обеспечение комплекса управления, и Як-130 превращается в транспортник.

Например, он может научиться управлять американским военно-транспортным самолет С-130 с тех же приборных досок.

Или перестраиваться под вариант истребителя, который работает по перехвату воздушных целей,  например F-16.

Приборные системы будут адаптивно скоррелированы  по управлению, по нагрузкам, по приборам, которые будут показываться на дисплеях, идентично самолетам F-16. И летчик, обучающийся на Як-130, получат навыки, как на F-16.

Психология управления полету будет складываться аутентичная тому самолету, который он потом будет осваивать через год-два. Это может быть также и Су-27 или Су-30.

Мы эту технологию одни из первых уловили и уже на практике использовали. В других странах или находятся рядом с ними или еще не дошли до них.

В условиях боевых действий Як-130 может использоваться как легкий штурмовик или истребитель ближнего боя. Он может работать против вертолетов, нескоростных и транспортных самолетов, легкой авиации. А может использоваться и против F-16, но только в ближнем бою. Или же на небольшом расстоянии километров в 8-10.

Як-130 – многофункциональная машина. Он может использоваться как штурмовик и нанести удар по наземным целям, поразить танк, бронемашину, легкое укрытие или командный пункт.

Сегодня это не просто самолет, кусок железа, а авиационный комплекс. Он может противодействовать и современным истребителям.

Допустим, если будет идти три F-16, и взлетит эскадрилья Як-130, очевидно, что эскадрилья разгонит эту троечку и даже 1-2 может сбить. На сегодня, Як-130 – наш воздушный козырь».

У Як-130 под каждым крылом имеется три точки подвески. Это значит, что его боевая нагрузка достигает трех тонн, и он может нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки.

На концевой части крыльев есть еще две точки крепления для ракет класса «воздух-воздух» и устройств выброса пассивных помех, которые сбивают с боевого курса ракеты противника с тепловой системой самонаведения. Но и это еще не все. Под фюзеляжем Як-130 можно закрепить мощную 23-миллиметровую пушку.

Последние фотографии показывают очередной этап усовершенствования этого самолета до уровня настоящей боевой машины. На «Яках» с российскими опознавательными знаками видна характерная «шишка» в носовой части кабины. Это может быть лазерный дальномер ЛД-130 с телекамерой, предназначенный для опознавания целей и увеличения точности бортового вооружения.

Еще один вариант в совершенствовании Як-130 – штанга для дозаправки в воздухе, что позволит увеличить боевой радиус действий при выполнении наступательных задач.
Полностью вооруженный и заправленный Як-130 весит 10 300 килограммов. Это чуть больше половины максимальной взлетной массы F-16, который является основным многоцелевым истребителем ВВС США и многих американских союзников.

Если на Як-130 подвесить две двухсоткилограммовые бомбы, пушку и пару топливных баков, его максимальный боевой радиус составит почти 700 километров. Это весьма солидный показатель по сравнению с F-16, который с двумя 900-килограммовыми бомбами, двумя ракетами AIM-9 Sidewinder и парой подвесных топливных баков будет иметь радиус 1 350 километров.

Дозвуковой Як-130 принадлежит к семейству самолетов, которые называют учебно-боевыми. Такие машины дают возможность обучаемым ознакомиться с передовой техникой и технологиями до того, как они сядут за штурвал настоящего боевого истребителя.

ВВС США, со своей стороны, хотят закупить 350 новых учебных самолетов взамен безнадежно устаревших T-38 Talon. В военно-воздушных силах эта многомиллиардная программа получила название T-X.

Но Як-130, в отличие от обычного учебного самолета, является также боевым и может совершать реальные боевые вылеты.

Для ВВС небольших стран, таких, как Белоруссия, Як-130 является малобюджетной боевой машиной, в отсутствие которой им бы пришлось закупать дорогостоящие многоцелевые истребители. Отказавшись по причине дороговизны от истребителей Су-27 и избавившись от штурмовиков Су-24, Белоруссия попала в такое положение, когда ей срочно понадобилось укрепить свой парк боевой авиации.

Маленький и проворный, однако способный наносить болезненные удары Як-130 также весьма полезен в противопартизанской и асимметричной войнах.

После войны во Вьетнаме учебные самолеты нашли свою нишу, выполняя боевые задачи в противоповстанческих и противопартизанских операциях. В этом весьма заинтересован Алжир, который давно уже ведет военную кампанию против исламских экстремистов.

Находящиеся в составе алжирских ВВС Як-130 дополняют более тяжелые машины Сухого и взаимодействуют с модернизированными ударными вертолетами Ми-24.

Як-130 был разработан в ОКБ имени Яковлева, которое когда-то занимало ведущие позиции в создании истребителей. В 2008 году это конструкторское бюро купила корпорация «Иркут», в связи с чем производство самолета было перенесено на восток России.

Работа по созданию нового учебного самолета для российских ВВС (тогда это были советские военно-воздушные силы) началась в 1990 году, и к середине 90-х Як-130 начал конкурировать с МиГ-АТ ОКБ Микояна. В апреле 1996 года опытный образец Як-130 начал летные испытания, но Россия лишь в 2002 году отдал предпочтение этой машине, отказавшись от МиГ-АТ.

За первое десятилетие нового века Россия построила четыре прототипа Як-130.

Российские ВВС в 2005 году разместили первый заказ на 12 таких самолетов. На вооружение они стали поступать в начале 2010 года. На следующий год ВВС России заказали еще 55 Як-130.

Производители к настоящему времени поставили все заказанные машины, и сейчас они используются на аэродромах двух учебных авиационных центров. Конструкторское бюро им. Яковлева создает еще дюжину самолетов в упрощенной версии для демонстрационных полетов.

Следующим заказчиком может стать российский военно-морской флот, намеревающийся использовать Як-130 для подготовки летчиков палубной авиации на созданной недавно береговой тренировочной базе. Будущее у Як-130 в России кажется многообещающим, ибо Министерство обороны до 2020 года хочет получить еще как минимум 150 таких машин.

Турбореактивный двигатель АИ-222-25 производится в России, но является результатом сотрудничества с украинской компанией «Прогресс». Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым, Украина прекратила военное сотрудничество с Кремлем.

Читайте также:  Ан-8 — советский газотурбинный военно-транспортный самолет

Непонятно, отразится ли это решение на производстве двигателя.

«Иркут» деятельно обхаживает потенциальных иностранных заказчиков. Первым оказался Алжир. В 2000-х годах сотрудничество между двумя странами пережило непростой период большой турбулентности, так как Москва пообещала Алжиру более новые самолеты, чем реально поставила. Однако «Яки» оказались весьма успешным приобретением.

Первые самолеты из партии в 16 машин поступили в Алжир в конце 2011 года. Подобно алжирским истребителям Су-30MKA, маленькие Як-130 оснащены изготовленными на заказ западными приборами для кабины.

Попытка продать Як-130 Ливии потерпела неудачу, когда эта страна погрязла в пучине гражданской войны. А другая война — в Сирии — свела на нет планы поставок «Яков» Дамаску. Но поскольку отношения между Москвой и Западом продолжают ухудшаться, Россия заявляет, что поставки Як-130 в Сирию могут возобновиться.

Белоруссия купила четыре Як-130 в конце 2012 года, а поставки начались в апреле 2015 года. «Иркут» надеется, что следующим покупателем «Рукавицы» станет Бангладеш. Плановые поставки 16 самолетов должны начаться в будущем году.

Бангладеш не испытывает недостатка в учебных самолетах, и вполне возможно, что Як-130 будет предназначен для противоповстанческой борьбы — либо же будет выполнять и учебные, и боевые функции.

Большинство стран, рассматривающих вопрос о приобретении Як-130, хотят видеть в нем не только учебный самолет, но и легкую боевую машину, предназначенную, среди прочего, для противоповстанческих действий. Среди таких стран Армения, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Мьянма, Никарагуа, Уругвай и Вьетнам.

Як-130 хорошо зарекомендовал себя в качестве учебно-боевой машины, обладающей полезными качествами для ведения противопартизанских войн типа тех, которые ВВС США вели в Афганистане, Ираке и Сирии.

США ни в коем случае не будут покупать Як-130 для своей программы T-X. Но ВВС могут воспользоваться другой возможностью.

Итальянский M-346 Master это тот же Як-130, но под другим названием. Он очень похож на российскую учебно-боевую машину благодаря сотрудничеству между ОКБ им. Яковлева и итальянской фирмой Aermacchi, которое они осуществляли в начале 1990-х.

Aermacchi немного уменьшила Як-130, поставила на нем новую цифровую электродистационную систему управления и современную кабину с дисплеями. К концу 1990-х годов российские и итальянские партнеры расстались, но получившийся в результате M-346 многим обязан продукту бюро Яковлева.

Российская компания получила много миллионов долларов за чертежи самолета, которые она передала Aermacchi. Сегодня M-346 участвует в конкурсе и является одним из претендентов на заполнение ниши учебных самолетов ВВС США.

В лучшем случае, у него шансы аутсайдера, особенно сейчас, когда бывший американский партнер Aermacchi компания General Dynamics отказалась от итальянского планера. Однако M-346, предложенный Америке под названием Т-100, нашел покупателей в Сингапуре, Польше и Израиле.

Самый показательный момент заключается, наверное, в том, что Израиль решил отдать предпочтение M-346, чтобы готовить летчиков на F-35 Lightning II. Италия также будет обучать будущих пилотов F-35 Lightning II на M-346. По сути дела, у них же самые требования, которые ВВС США изложили в своей программе Т-Х.

В этом есть определенная доля иронии. Не исключено, что российские и американские летчики, которым суждено летать на самолетах пятого поколения Т-50 и F-35, будут учиться почти на одинаковой машине.

источники

http://rueconomics.ru/162993-vozdushnyi-kozyr-rossii-eskadrilya-yak-130-legko-razgonit-tri-f-16

http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/russias-lethal-yak-130-fighter-the-tiny-terror-nato-should-13782

http://inosmi.ru/russia/20150907/230132983.html

http://www.yak.ru/prod/new_130.php

Вот еще продолжим тему авиации и самолетов: кто то вот утверждал, что , а вот из истории . Вспомним еще про и про удивительное . Вот история про и ответ на вопрос . Был такой и даже и

116 total views, 116 views today

Источник: https://sell-off.livejournal.com/11362216.html

Учебно-боевой самолет Як-130. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2018 года в Воронежской области потерпел крушение учебно-боевой самолет Як-130 авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища летчиков (город Борисоглебск).

По данным Минобороны РФ, оба летчика катапультировались, их жизни ничего не угрожает. Воздушное судно выполняло плановый учебно-тренировочный полет. В оборонном ведомстве также сообщили, что в результате ЧП на земле разрушений нет.

По предварительным данным, авария произошла из-за технической неисправности.

Як-130 (обозначение НАТО – Mitten) – российский турбореактивный учебно-боевой самолет.

Предназначен для обучения курсантов летных училищ на разных режимах полета и применения вооружений, характерных для самолетов 4-го и 5-го поколений; также может использоваться в качестве легкого штурмовика.

Разработан в первой половине 1990-х годов в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Яковлева (ныне – в составе ПАО “Научно-производственная корпорация “Иркут”) при участии итальянской компании Aermacchi (впоследствии вошла в состав концерна Finmeccanica, ныне – Leonardo-Finmeccanica), которая вышла из проекта в 1999 году. Главные конструкторы – Николай Долженков, Виталий Нарышкин и Константин Попович. Проектировался для замены в ВВС СССР, затем России учебно-тренировочных самолетов Aero L-39 Albatros чехословацкого производства.

Опытный образец впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 года, его пилотировал летчик-испытатель 1-го класса, Герой Российской Федерации Андрей Синицын. С 2009 года самолет серийно строился на Нижегородском авиационном заводе “Сокол”, а с 2009 года по настоящее время выпускается Иркутским авиационным заводом. Всего к началу 2017 года было построено более 200 машин этого типа.

Як-130 стоят на вооружении следующих стран:

  • Россия (в 2012-2015 годах получены около 70 единиц, в течение 2016-2018 годов должны быть поставлены еще 30 единиц);
  • Алжир (в 2011 году получены 16 единиц);
  • Белоруссия (в 2015-2016 годах получены 8 единиц);
  • Бангладеш (в 2015-2016 годах получены 16 единиц);
  • Мьянма (в 2017 году получены 6 единиц).

В 2012 году 36 экземпляров Як-130 заказала Сирия, однако из-за вооруженного конфликта в этой стране контракт не был реализован.

Летно-технические характеристики

Аэродинамическая схема Як-130 – двухдвигательный среднеплан с крыльевыми наплывами, размещенными под ними воздухозаборниками, с трехстоечным шасси.

Двигатели – турбореактивные АИ-222-25Ф производства АО “Научно-производственный центр газотурбостроения “Салют” (Москва). Особенности компоновки, высокомеханизированное крыло и цельноповоротный стабилизатор позволяют машине выполнять маневры на больших углах атаки.

Экипаж – 2 человека (пилот-инструктор и ученик), расположение сидений в кабине – тандемное, она прикрыта единым фонарем.

  • Длина Як-130 – 11,49 м;
  • высота – 4,76 м;
  • размах крыла – 9,72 м;
  • максимальная взлетная масса – 9 тыс. кг.;
  • максимальная боевая нагрузка – 3 тыс. кг на 6 узлах подвески;
  • боевой радиус действия – 1 тыс. 315 км;
  • практическая дальность – 1 тыс. 850 км;
  • практический потолок – 12 тыс. 500 м;
  • максимальная скорость – 1 тыс. км/ч.

Вооружение и оснащение

На шести узлах подвески самолет может нести корректируемые и обычные авиабомбы, управляемые ракеты “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”, контейнеры с пушками калибра 23 и 30 мм, контейнеры с разведывательной аппаратурой и аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

На авиасалоне МАКС-2015 был представлен опытный образец Як-130, оснащенный лазерным дальномером (позволяет обеспечить боевое применение в горных условиях, повысить точность определения координат цели).

По желанию заказчиков на самолет устанавливается бортовой комплекс обороны “Талисман-НТ”, существенно повышающий выживаемость самолета при выполнении ударных миссий.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали о намерении российского концерна “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) превратить Як-130 в ударный беспилотник.

М-346 и JL-10

В 1993-1999 годах в ходе разработки Як-130 участвовала итальянская Aermacchi, в результате чего, по воспоминаниям главного конструктора Константина Поповича, концепция самолета поменялась с учебно-тренировочной на учебно-боевую. Aermacchi вышла из проекта, получив документацию по самолету, и впоследствии представила свой самолет М-346 (первый полет – в 2004 году), похожий на Як-130. Российская и итальянская стороны договорились о разделении рынков сбыта.

В 2000-х годах совместно с ОКБ Яковлева китайская компания Hongdu Aviation Industry Corporation разработала на базе Як-130 легкий штурмовик (учебно-боевой самолет) L-15 Falcon (первый полет в 2006 году, принят на вооружение КНР как JL-10). Он оснащается двигателями АИ-222К-25Ф украинского производства. Машины этого типа стоят на вооружении ВВС Народно-освободительной армии Китая и ВВС Замбии.

Источник: https://tass.ru/info/5117460

Почему российский Як-130 пока уступает итальянскому собрату – МК

Радар преткновения

22.03.2018 в 19:04, просмотров: 5456

Международная авиационная федерация (FAI) зарегистрировала несколько авиационных рекордов российского учебно-боевого самолета Як-130.

Наш самолет быстрее своих зарубежных «одноклассников» забирается на предельную высоту. Но, как выяснил «МК», пока Як‑130 больше отвечает лишь учебному предназначению.

Эксперты рассказали, почему так происходит и что нужно сделать для повышения боевой эффективности самолета.

Реактивный Як-130 может многое. Специальные бортовые компьютерные программы позволяют имитировать на нем особенности пилотирования различных боевых самолетов: Су‑30, Су‑35, Су‑57. Это очень важно при подготовке асов.

Не случайно ВКС закупили уже свыше 50 Як-130 для своих училищ и планируют новые закупки. Но потенциальные возможности двухдвигательного учебно-боевого самолета гораздо шире.

И они в полной мере реализованы на его итальянском клоне — учебно-тренировочном самолете М‑346 Master.

Дело в том, что российский Як-130 (по натовской кодификации Mitten — «Рукавица») разработан ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. Он призван заменить старые чешские L-39, которые с советских времен и до сих пор помогают нашим будущим военным асам приобретать летные навыки в училищах.

Предприимчивые итальянцы воспользовались удачным проектом и создали собственный М‑346. Самолеты-братья имеют одинаковые аэродинамическую форму и размеры. Их практически не отличить.

Но итальянцы не остановились на достигнутом, и если наш Як‑130 в основном возит курсантов, то итальянский М‑346 может обстреливать наземные и воздушные цели ракетами класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность». Самолет способен нести три тонны бомб и ракет, имеет шесть точек подвески боеприпасов.

Читайте также:  Пистолет марголина: история создания и ттх

Иными словами, из учебно-тренировочного собрат Як‑130 превратился в легкий многоцелевой боевой самолет. И в таком качестве успешно продается по всему миру.

Наш Як-130 мог бы решать все эти задачи не хуже итальянца, если бы не одно «но». М‑346 оснастили радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (РЛС с АФАР), обеспечивающей сопровождение воздушных и наземных целей и наведение управляемых ракет. Наш же самолетик такого радара пока не имеет.

Предвижу вопрос: что, российские компании не освоили эти технологии? Освоили, и не хуже итальянцев. По крайней мере, радары с АФАР обеспечили высокую боевую эффективность многоцелевых истребителей Су-35 в Сирии. Еще более продвинутые РЛС с АФАР стоят на российском боевом самолете пятого поколения — Су-57. Да, Як-130 находится в меньшей весовой категории.

Радар ему нужен миниатюрнее. Может, в этом проблема?

«МК» попросил одного из крупнейших разработчиков авиационного бортового радиоэлектронного оборудования рассказать, работают ли они над «умным» радаром для Як‑130, который позволил бы расширить сферу его боевого применения. Нам ответили, что такие работы ведутся.

«Сегодня самолет является чисто учебным в связи с отсутствием на борту многофункциональной РЛС, позволяющей применять оружие за пределами визуально-оптических систем разведки и наведения, — сказал представитель концерна.

— Установка на борту Як-130 полноценного радара позволит значительно расширить функциональные характеристики и обеспечит существенное увеличение возможностей самолета как в части разведки авиационных, наземных и морских целей, так и применения по ним новых видов оружия».

Специалист рассказал, что концерн готов предложить несколько вариантов локаторов с фазированными антенными решетками различных классов: как уже используемых на других типах летательных аппаратов, так и принципиально новых РЛС.

«Все это превратит Як-130 в полноценный боевой самолет, способный решать широкий круг боевых задач по борьбе с воздушными и наземными, морскими целями.

При этом радиус боевого применения и точность оружия этой машины значительно увеличится в первую очередь за счет использования авиационных ракет и планирующих авиабомб с радиолокационными системами наведения», — сказал представитель компании — разработчика авионики.

В свою очередь известный авиационный эксперт, доктор технических наук Сергей Левицкий, сказал «МК», что недорогой и эффективный Як-130 в качестве легкого боевого самолета мог бы существенно пополнить авиапарк российских ВКС. Стоимость одного Як‑130 в несколько раз ниже, чем Су-35 и тем более Су‑57.

Большой парк из 50 эскадрилий многоцелевых Як-130 позволил бы в случае необходимости эффективно бороться с массированным налетом крылатых ракет или оказать действенную поддержку наземным войскам в обороне или наступлении.

В мирное же время эти самолеты можно было бы использовать для полноценной летной подготовки.

По мнению эксперта, для расширения боевых возможностей Як‑130 центральным элементом бортового комплекса вооружения должна стать малогабаритная многорежимная радиолокационная станция. Отечественные разработчики способны создать РЛС с АФАР массой не более 70–90 кг.

Ее можно разместить на борту Як-130 без ухудшения его летных характеристик. Наличие радара расширит номенклатуру управляемого вооружения и существенно повысит ценность самолета как средства подготовки летчиков-истребителей, расширит его экспортный потенциал и позволит использовать его в эшелонированной системе ПВО.

Хочется, чтобы это произошло как можно быстрее.

Источник: https://www.mk.ru/politics/2018/03/22/pochemu-rossiyskiy-yak130-poka-ustupaet-italyanskomu-sobratu.html

Летчики России освоят боевой самолет нового поколения Як-130 / АвиаПорт.Дайджест

Министерство обороны РФ и корпорация “Иркут” подписали контракт на поставку учебно-боевых самолетов Як-130. В соответствии с документом ВВС России до 2015 года получат 55 новых машин, которые обеспечат первоочередные потребности в подготовке пилотов боевой авиации.

Как заявил при подписании контракта министр обороны РФ Анатолий Сердюков, Як-130 позволит вывести обучение летчиков на требуемый уровень и подготовить их к освоению боевых машин пятого поколения, к массовым закупкам которых приступает военное ведомство.

Президент корпорации “Иркут” Алексей Федоров выразил уверенность, что предприятие сможет обеспечить своевременную поставку и высокое качество самолетов, выпускаемых для российских Вооруженных сил. За два последних года военная авиация уже получила 12 Як-130, на которых в липецком, а затем и борисоглебском учебных центрах отработаны методики обучения на новой машине.

Поставка 55 новых Як-130 создает условия для освоения боевых самолетов нового поколения, которые заказывают ВВС России. Первыми среди них станут истребители Су-35С и Су-30СМ, затем к ним присоединятся самолеты, создаваемые по программе ПАК ФА.

Первые образцы одноместного истребителя Су-35С проходят испытания, после которых, предположительно в 2012 году, начнется поставка машин ВВС России. Работу над двухместными Су-30СМ ведут совместно “ОКБ Сухого” и корпорация “Иркут”.

Два самолета этого типа, созданные на базе экспортного Су-30МКИ, уже находятся в цехах Иркутского авиационного завода (ИАЗ) – филиала корпорации “Иркут”. Ожидается, что в 2012 году начнутся их испытания, за которыми последует крупный заказ истребителей для военной авиации России.

Наконец, идут интенсивные испытания перспективного авиакомплекса фронтовой авиации, первые образцы которого к середине десятилетия будут готовы к поставке в ВВС. Все эти самолеты имеют общие особенности, требующие качественного обновления учебно-боевой авиатехники.

Среди них: сверхманевренность, способность летать на больших углах атаки, высокая тяговооруженность, многофункциональность, современная так называемая стеклянная кабина. Всем этим не обладает Л-39 – основной самолет учебных подразделений ВВС России. Напротив, Як-130 проектировался с учетом возможностей и особенностей боевых самолетов нового поколения.

Ожидается, что первые 12 Як-130 поступят в войска уже в 2012 году, предваряя массовые поставки истребителей Су-35С и Су-30СМ. Опережающее развертывания Як-130 в ВВС России представляется разумным и оправданным как с военной, так и с экономической точки зрения. Полеты на боевых самолетах – весьма дорогостоящий метод подготовки пилотов.

Дело в том, что цена летного часа учебной машины и истребителя различаются на порядок за счет низкого потребления горючего и несравненно меньшей стоимости эксплуатации. Причем здесь вступает в игру еще один козырь Як-130 – возможность репрограммирования системы управления с целью точной имитации конкретного типа боевого самолета.

За счет достаточно высоких боевых возможностей Як-130 на нем можно отрабатывать реальное применение многих видов авиационного вооружения. Причем не только неуправляемого, как на Л-39, но и высокоточного. Боевая нагрузка Як-130 – 3 тонны на девяти точках подвески. В состав вооружения класса “воздух-воздух” входят ракеты Р-73 – основное оружие ближнего боя российских самолетов. В классе “воздух-земля” Як-130 способен применять авиабомбы массой до 500 кг, в том числе оснащенные телевизионной системой наведения. Кстати, возможности Як-130 как легкого боевого самолета стали главным фактором победы в конкурсе ВВС России, проведенном в 2002 году. Всего Госпрограммой вооружений на период до 2020 года предусмотрена закупка 65 самолетов Як-130. Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин и президент корпорации “Иркут” Алексей Федоров в цехе ИАЗ, где собирают Як-130.

Экспорт

С точки зрения глобального авиационного рынка Як-130 появился вовремя. Эксперты ожидают, что этот рынок (третий по размеру после истребителей и военно-транспортных самолетов) будет расти. Причина – начавшаяся смена поколений, вызванная аналогичным процессом в боевой авиации. В целом мировой парк реактивных самолетов для повышенной подготовки устарел.

Например, США массово используют T-38, разработанный в 50-е годы прошлого века. Другой мировой бестселлер – британский BAE Systems Hawk – создан в начале 70-х и продолжает выпускаться. Из новых машин в классе Як-130 на рынке присутствует только Alenia Aeromacci M-346 – итальянский клон российского самолета, созданный на основе совместного проекта Як/AEM-130.

Первый самолет из партии в 15 машин, заказанных ВВС Италии, в ноябре передан заказчику. На глобальном рынке успехи пока невелики. Первый покупатель – ОАЭ – выбрал M-346, но отказывается от подписания контракта, поскольку заказчика не устраивает соотношение цены и возможностей машины. У M-346 есть еще одна уязвимая позиция.

Фактически это не итальянский, а итало-американский самолет, что снижает его привлекательность на рынках, где опасаются санкций США. Два других новых учебно-боевых самолета – корейско-американский F/A-50 и китайский L-15 – относятся к классу сверхзвуковых машин.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что сверхзвук существенно повышает стоимость жизненного цикла, но не дает большого эффекта в обучении. По экспортным достижениям Як-130 существенно опережает все названные новые самолеты. Стартовым иностранным заказом для Як-130 стал контракт на 16 самолетов, подписанный в 2006 году Министерством обороны Алжира и Рособоронэкспортом.

Первые три машины отправлены заказчику в ноябре 2011 года. Завершить поставку всех самолетов планируется до Нового года. Алжир – трудный клиент для оборонных компаний. Техническая компетентность и придирчивость местных приемщиков хорошо известна.

“Яки”, выпущенные в Иркутске для Алжира, подверглись детальному изучению как со стороны руководства ВВС в апреле-мае 2011 года, так и со стороны летчиков, проходивших в Иркутске курс подготовки. По совместным решениям заказчика и исполнителя в конструкцию Як-130 был внесен ряд улучшений.

В целом они позитивом сказались на качестве машины, особенно ее экспортной версии с иноязычной кабиной. Эксперты по ВТС отмечают, что многие потенциальные заказчики Як-130 с интересом отслеживали выполнение алжирского контракта, чтобы принять обоснованное решение о закупке самолетов для себя. Одним из таких заказчиков может стать Малайзия.

Министр обороны этой страны Ахмад Захид Хамиди посетил ИАЗ в середине ноября 2011 годы. После ознакомления с процессом производства Су-30МКИ и Як-130 глава военной ведомства Малайзии заявил: “Есть очень большая вероятность, что мы будем работать с этим самолетом. Будем обсуждать детали”.

Как отметил заместитель генерального директора ОАО “Рособоронэкспорт” Виктор Комардин на малайзийской выставке “ЛИМА-2011”, Як-130 имеет шансы во всех уголках земного шара. Малайзийская выставка уже тем хороша, что здесь представлены практически все страны региона. Технику, которую мы демонстрируем на этой выставке – тот же Як-130, будут знать все соседи.

А Малайзия – авторитет в регионе”. Комардин также отметил, что Рособоронэкспорт и “Иркут” пригласили в Россию для ознакомления с учебно-боевым самолетом Як-130 специалистов филиппинских ВВС. Дополнительный фактор в пользу Як-130 – высокая репутация в Малайзии истребителей Су-30МКМ, ранее выпущенных для этой страны на Иркутском авиационном заводе. Два самолета хорошо дополняют друг друга. Этот фактор уже сыграл свою роль в Алжире, где успешно эксплуатируются иркутские Су-30МКИ(А). Юго-Восточная Азия наряду с Ближним Востоком, СНГ и Латинской Америкой входят в число приоритетных рынков для Як-130.

Читайте также:  Ассасины: многовековые мифы и жестокая реальность

Успешная программа

Начало экспортных поставок и подписание крупного госконтракта подводит черту под первым этапом развития программы Як-130. В этой связи есть хороший повод проанализировать ее историю, уроки и значение.

Это первая в России программа, прошедшая путь от осевой линии до крупносерийного производства в постсоветское время, причем с минимальным привлечением государственных средств. Без нормального государственного финансирования ОКР программа не раз висела на волоске.

В середине 1990-х ее спасло сотрудничество с итальянцами, которые фактически профинансировали летные испытания и доводку прототипа. Это было неординарным и весьма смелым решением президента ОКБ имени А.С.Яковлева Олега Демченко. В начале 2000-х годов крупным инвестором программы стала корпорация “Иркут”, включившая в свой состав яковлевское КБ.

Причем “Иркут” не только инвестировал средства в ОКР, но и создал современную технологическую базу для крупносерийного выпуска Як-130 на основе сквозного использования цифровых технологий. Сквозное означает на всех этапах жизненного цикла разработку, подготовку производства, выпуск, послепродажное обслуживание, модернизацию.

Такой подход обеспечил существенный выигрыш по сравнению с традиционными технологиями, которые использовал нижегородский завод “Сокол” при выпуске первой партии Як-130. Так, сроки запуска в производство сократились в 1,5-2 раза, трудоемкость – на 40%. Существенно возросло качество машин.

Выбор “Иркута” как исполнителя заказа Министерства обороны России во многом объясняется верной производственной стратегией, призванной обеспечить высокое качество и приемлемые экономические параметры программы. Кстати, военное ведомство до заключения контракта захотело убедиться в возможностях Иркутского авиазавода.

В ноябре его посетила военная делегация во главе с главкомом ВВС посетила предприятие и высоко оценила его готовность выполнить заказ ВВС. К этому моменту в цехах ИАЗ находилось более 30 собранных Як-130, часть из которых предназначена для ВВС России.

Примечательно, что с Як-130 Россия выходит на новый рынок, а не возвращает позиции, утерянные после 1991 года. Дело в том, что специализированные учебные реактивные самолеты в нашей стране серийно не строились. Так, удачный проект Як-30 был заморожен, чтобы уступить место Чехословакии. Она с самолетами Л-29 и затем Л-39 стала основным поставщиком учебно-боевых реактивных машин для государств Варшавского договора.

Перспективы

Новый этап программы Як-130 связан не только с экспансией на рынок, но и с совершенствованием самолета. В корпорации “Иркут” считают, что если остановиться только на той версии, которая сейчас создана и сертифицирована, то рынок будет ограниченным. Многие страны, имеющие дело с локальными конфликтами, хотели бы иметь легкий всепогодный штурмовик, оснащенный управляемым оружием.

Наращивание боевых возможностей Як-130 пойдет двумя путями. Первый – установка оптико-электронной прицельной системы, обеспечивающей применение тепловизионного и лазерного оружия в любое время суток. Вторым этапом станет установка на самолет радара, расширяющего возможности по борьбе с воздушными и наземными целями. Кроме того, предполагается оснастить Як-130 системой дозаправки в воздухе.

Многие специалисты, и российские, и зарубежные, считают легкие боевые самолеты (ЛБС) перспективным оружием, особенно для участившихся конфликтов низкой интенсивности и контртеррористических операций.

Отмечается, что возможности ЛБС позволяют эффективно бороться с такими целями, как вертолеты, транспортные самолеты, беспилотные летательные аппараты, автомобили, легкобронированная техника, точечные наземные цели. Совершенствование Як-130 идет и по другим направлениям. В частности, за последнее время проведены испытания в режиме “учебный штопор” с возможностью автоматического вывода.

Подтверждена возможность полета на больших углах атаки, реализованы режимы автоматического полета и увода с опасной высоты. Расширены возможности самолета по имитации применения управляемого и неуправляемого вооружения. Также на самолетах проведены доработки, исключающие неквалифицированное вмешательство в настройку бортовых систем со стороны наземного персонала.

В целом создание Як-130 – это, к сожалению, не очень частый пример исключительно успешной программы, выполненной в непростых условиях. В результате ВВС РФ получили перспективную машину, а для России открылся новый сегмент мирового рынка боевых самолетов.

  • Статья
  • Обсудить в конференции
  • Код для Вашего блога

Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 декабря 2011 года | Дайджест публикаций за 16 декабря 2011 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест – сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: Рособоронэкспорт, Опытно-конструкторское бюро им. П.О. Сухого, Научно-производственная корпорация “Иркут”, Су-30МКИ, М-201, А-50, Д-41, Як-130, Восток Техникал Сервис, Зелин Александр, Федоров Алексей, Сердюков Анатолий, Т-401, Сокол (в процессе тестирования)

Источник: https://www.AviaPort.ru/digest/2011/12/16/226845.html

Учебно-боевой самолет Як-130. История, фото, видео, характеристики

Разработчик  ОКБ Яковлева
Первый полет  1996
Единиц произведено (2013 год)  70
Стоимость единицы (2013 год) порядка $15 млн (для ВВС РФ)

Як-130 (классификация НАТО: Mitten) — российскйи учебно-боевой самолет, разработанный в ОКБ Яковлева в 1990-х годах.

История Як-130

В 1970-80-х годах основным учебно-тренировочным самолетом СССР был чехословацкий L-39 «Альбатрос». Для своего времени эта надежная, экономичная и простая в эксплуатации машина была идеальной «летающей партой» для курсантов летных училищ.

Однако, к концу века, с появлением истребителей четвертого поколения и их улучшенных модификаций L-39 стал быстро устаревать — тренировок на этом самолете уже было недостаточно для подготовки к таким машинам, как МиГ-29 или Су-27.

Возникла необходимость создать новый учебный самолет.

Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.

ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ.

Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны , поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями.

Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка  на завершающем этапе прекратилась. Компания Aermacchi получила всю конструкторскую и техническую документацию на планер самолёта, после чего выпустила собственный учебно-тренировочный самолёт — M-346.

Первый полёт опытный образец совершил 25 апреля 1996 года. Из-за кризиса в экономике работы по сертификации задерживались и закончились лишь в 2009 году.

Особенности

Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолётов.

Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15×20 см без электромеханических приборов на каждого пилота.

В передней кабине есть индикатор на лобовом стекле.

Для повышения ремонтопригодности полностью отказались от композитов, все элементы планера сделаны из лёгких алюминиево-магниево-литиевых сплавов — в отличие от «брата-близнеца» Aermacchi M-346, в котором композиты всё же есть. Самолёт способен взлетать с малоподготовленных (в том числе грунтовых) аэродромов.

Як-130 — летающая парта авиации России. Видео канала Skyships

Производство Як-130

Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны), самолёт также производится на Иркутском авиационном заводе.

Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц. Самолет позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК при поставках на экспорт.

В перспективе, данные самолёты должны полностью заменить устаревший парк самолётов чехословацкого производства L-39, по приблизительной оценке это должно произойти в течение 10-13 лет, и стать основной учебно-боевой единицей российских ВВС.

Заказы

  • Россия— по контракту от 7 декабря 2011 года заказано 55 Як-130 с поставкой к 2015 году. Самолёты производятся на Иркутском авиационном заводе. В декабре 2013 года заключён контракт на поставку морской авиации ВМФ 5 Як-130 — первой партии из запланированных для ВМФ ~10 единиц.
  • Бангладеш— в 2014 году заказано 24 самолета
  • Белоруссия— заказано 4 с поставкой в 2015 году.
  • Вьетнам— заказано 8 самолетов.
  • Сирия— заказано 36 Як-130 на общую сумму $550 млн, по состоянию на февраль 2012 года. Первые 9 самолётов планируется передать Сирии до конца 2014 года, а в следующие два года — 12 и 15 соответственно.

На вооружении

  • Россия— 53 Як-130/УБС, по состоянию на 2014 год.
  • Алжир— 16 единиц, по состоянию на 2012 год.
  • Белоруссия- 4, по состоянию на июль 2014 года
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Як-130

Тип учебно-боевой самолет
Силовая установка 2 × ТРДД АИ-222-25 по 2,2 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 3 тонны
Практический потолок 12 500 м
Дальность полета 1 850 км
Максимальная взлетная масса 9 т
Максимальная скорость 1000 км/ч
Размах крыла 9,72 м
Площадь крыла 23,52 кв. м
Длина 11,49 м
Высота 4,76 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=896

Ссылка на основную публикацию