Российский штурмовик су-39: новое рождение «летающего танка»

Раскрыт секрет эффективности “летающего танка”

Для авиационной группировки ВКС подготовлено 30 воздушных целей

Предшественником Су-25 был самый массовый самолет Второй мировой войны, штурмовик Ил-2. Бронированный корпус позволял ему бомбить немецкие танки, не обращая внимания на огонь зенитной артиллерии.

Фронтовой опыт учли при создании Су-25. Новый штурмовик предназначался для “глобального противостояния” армий Варшавского договора и НАТО, поэтому в него была заложена возможность лететь низко и медленно, наблюдая за происходящим на поле боя и высматривая цели.

Для дальнобойных ракетных систем НАТО “Грач” был неуязвим, но зенитные пушки и пулеметы полкового звена вполне его доставали.

Поэтому фюзеляж Су-25 напоминает бронированную ванну: толщина титановой защиты вокруг кабины достигает 35 миллиметров, броней прикрыты топливные баки и органы управления.

Последние, кстати, дублированы, разнесены по разным бортам и прикрыты менее важными узлами. Пилот защищен от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям – и до 30 мм.

В результате за богатую боевую карьеру Су-25 выживали после весьма серьезных повреждений, пишет NI. Американским аналогом “Грача” является А-10 Thunderbolt II, который предполагается снять с вооружения в 2022 году. Российский же штурмовик, напротив, переживает серьезную модернизацию.

Современная версия самолета получила спутниковую навигацию и систему наведения. Обновилась электроника: у пилота есть индикация на лобовом стекле, появилась система предупреждения о радиолокационном облучении.

Су-25 научился применять управляемые ракеты Р-73 класса “воздух-воздух” с лазерным наведением и корректируемые авиабомбы.

Российский Т-90 вошел в пятерку лучших танков мира

Широкий ассортимент используемых боеприпасов – второе достоинство штурмовика. На 10 точках подвески он может нести до 4,4 тонны бомб и ракет, в носу спрятана двуствольная 30-миллиметровая пушка.

Головки самонаведения применяемых самолетом высокоточных ракет Х-25 и Х-29 настроены на волну самолетного прицела, подсвечивающего цель лазерным лучом, поэтому сбить ракету с боевого курса невозможно.

Изображение с камеры ГСН транслируется в кабину пилота.

Су-25 участвовали в великом множестве вооруженных конфликтов: от постсоветского пространства до Конго, – везде выходя из них победителями. Это подтвердил и недавний опыт боевого применения штурмовиков в Сирии, где “Грачи” выполнили основную часть работы по поражению объектов террористов, совершив около 1600 боевых вылетов.

Восхищаться высокими показателями МиГ-29 или F-22 занимательно, однако не столь эффектные Cу-25 оказали намного большее влияние на множество конфликтов, резюмирует The National Interest.

Источник: https://rg.ru/2016/08/28/raskryt-sekret-effektivnosti-letaiushchego-tanka.html

National Interest раскрыл секрет популярности «летающего танка» Су-25

наверх

Штурмовик-бомбардировщик Су-25 хоть и не находится на передовой технического прогресса, но продолжает широко применяться во всем мире.

Об этом передает Oxu.Az со ссылкой на National Interest.

Основная причина его популярности заключается в том, что Су-25 – практичный и эффективный выбор для нанесения ударов по наземным целям, отмечает издание.

Предшественником Су-25 был бронированный штурмовик Ил-2, прозванный «летающим танком». Во время Второй мировой войны Ил-2 сбрасывали бомбы на немецкие танки, невзирая на огонь вражеской артиллерии.

Этот опыт был учтен при разработке Су-25, серийное производство которого было налажено в 1978 году. Самолет предназначался для «титанической схватки между странами Варшавского договора и сухопутными силами НАТО», поэтому он способен лететь на малых высотах и медленно, чтобы наблюдать за полем боя и эффективно наносить удары. 

Для дальнобойных зенитных систем НАТО низко летящий Су-25 был бы неуязвим, но не для зенитных пушек и пулеметов. Поэтому кабина самолета представляла собой «бронированную ванну»: толщина брони вокруг кабины составляла от 10 до 25 миллиметров. Броней защищались также топливные баки и системы резервного управления.

В результате, пишет NI, за свою богатую боевую карьеру Су-25 выживали после весьма серьезных повреждений.

Американским аналогом Су-25 является штурмовик А-10, который предполагается вывести из состава ВВС США с 2022 года. В России же Су-25 переживает серьезную модернизацию.

Самолеты модернизированной серии Су-25СМ оснащены новой системой спутниковой навигации и системой наведения. Улучшена бортовая электроника: появились, к примеру, индикаторы на лобовом стекле, приемник предупреждения о радиолокационном облечении. Су-25СМ может оснащаться управляемой ракетой Р-73 малой дальности и бомбами с лазерным наведением.

Су-25 участвовали во множестве конфликтов по всему миру, от локальных конфликтов на постсоветском пространстве до Ирака, Эфиопии и Судана. В 2015 году Россия применила модернизированные Су-25СМ в ходе операции в Сирии. По мнению наблюдателей, именно эти штурмовики лучше всего справлялись с задачей ближней авиационной поддержки, совершив около 1,6 тысячи боевых вылетов.

«Восхищаться высокими показателями МиГ-29 или F-22 Raptor занимательно, однако не столь эффектные Су-25 оказали намного большее влияние на широкий спектр конфликтов», — отмечает NI.

Широкий боевой опыт Су-25 показывает, что использование этих штурмовиков требует эффективного подавления ПВО противника и радиоэлектронного противодействия. Тем не менее самолеты, способные наносить удары по наземным целям и уцелеть под ответным огнем, будут пользоваться высоким спросом во всем мире, подчеркивается в статье.

www.oxu.az

Источник: https://ru.oxu.az/war/146323

Вкс россии пополнили “летающие танки”: новое

Новая жизнь Су-25

02.04.2018 в 20:02, просмотров: 5897

Авиапром завершил продолжавшуюся несколько лет реинкарнацию легендарного штурмовика Су-25.

В ходе продолжительных испытаний суперсовременная модификация самолета непосредственной поддержки пехоты на поле боя подтвердила все заявленные характеристики — и с апреля модернизированные штурмовики начинают получать авиаполки.

«МК» удалось узнать, благодаря чему удалось в разы увеличить боевую мощь всемирно известного самолета, который уже получил неофициальное наименование «Суперграч».

Штурмовики — непременный атрибут любых военных конфликтов. Их задача — наносить удары с воздуха по движущимся бронемашинам, укрепленным районам и скоплениям живой силы противника.

Вариант модернизации «летающего танка» под маркой Су-24СМ3 предложили специалисты концерна «Штурмовики Сухого», а необходимую доработку провел 121-й авиаремзавод в подмосковной Кубинке.

В апреле ВКС получат до десяти обновленных штурмовиков.

По данным «МК», первые поставки должны были состояться в прошлом году, но летные испытания затянулись. И все потому, что кардинальному обновлению подверглись практически все основные самолетные системы. И каждую надо было проверить на всех режимах полета, в любых мыслимых летных ситуациях.

Как сообщили «МК» источники в авиапроме, модернизированный штурмовик в конфигурации Су-25СМ3 оснащен самым современным бортовым оборудованием. Заменены системы навигации, связи. Самолет с бронированной кабиной получил новые средства обороны и новое вооружение. Кардинально обновилась система управления оружием. Оно способно поражать наземные, надводные и воздушные цели.

Внешне Су-25СМ3, в обшивке которого использованы бронеплиты из стали, а кабина защищена бронестеклом, практически не отличается от предшественников. Но при этом вдвое увеличена боевая эффективность самолета.

Главное отличие модернизированной версии от предшественников в том, что Су-25СМ3 способен уничтожать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные объекты вне их визуальной видимости, в сложных метеоусловиях.

Кроме того, теперь штурмовик сможет эффективнее бороться не только с наземными, но и с воздушными целями.

Прицельный комплекс и цифровые дисплеи с индикацией о состоянии самолета максимально облегчили летчику выполнение задач. С помощью ГЛОНАСС-навигации можно запрограммировать полет штурмовика с выводом в нужную точку без участия летчика. На модернизированном штурмовике осталась подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25.

Благодаря использованию уникальных математических моделей, а также учету искусственным интеллектом многочисленных факторов полета удалось кардинально улучшить точность неуправляемых авиабомб, приблизив их к классу высокоточного оружия. Комплекс анализирует полетную информацию и в нужный момент осуществляет автоматический сброс бомб, которые бьют точно в цель.

В Сирии эта система испытана в боевых условиях и признана очень эффективной.

На самолет устанавливается станция активных помех, которая «лишает зрения» летательные аппараты противника и «сводит с ума» выпущенные по штурмовику ракеты. Этот комплекс защиты самолета аналогичен станциям «Витебск» и «Президент-С». Улучшена защита Су-25СМ3 от попадания ракет переносных зенитных ракетных комплексов.

Это не первый опыт модернизации штурмовика, отличившегося еще в Афганистане. Там, кстати, наши штурмовики продемонстрировали удивительную живучесть.

Из некоторых вылетов бронированные самолеты привозили до 150 пробоин и при этом сохраняли способность вернуться и сесть на своем аэродроме. В прошлом десятилетии строевые штурмовики были модернизированы в вариант Су-25СМ.

Эти самолеты вошли в состав российской авиагруппы в Сирии и прекрасно там себя зарекомендовали в реальной боевой обстановке.

Справка «МК»

В советское время штурмовики Су-25 выпускались на авиазаводах в Улан-Удэ и в Тбилиси. В год выпускали по 140–150 машин. Всего с 1981 по 1991 год построили 1320 Су-25, многие из которых были поставлены на экспорт. По оценке экспертов, в составе ВКС осталось порядка ста штурмовиков Су-25СМ.

Самолет оснащается двумя усовершенствованными двигателями Р195. Штурмовик максимальной взлетной массой 17,5 тонны способен нести до 4 тонн бомб и ракет. При этом масса самолетной брони — почти 600 кг. Дополнительные средства обеспечения боевой живучести весят еще 160 кг.

Су-25 способен лететь на высоте 200 метров со скоростью 950 км/ч.

Читайте также:  Немецкая винтовка mauser 98k

Источник: https://www.mk.ru/politics/2018/04/02/vks-rossii-popolnili-letayushhie-tanki-novoe-khorosho-otrestavrirovannoe-staroe.html

Су-39 прерванный полёт

4 февраля 1991 года летчик-испытатель ОКБ Сухого Анатолий Александрович Иванов. поднял в небо первый опытный экземпляр Су-39

Су-39 – это перспективный российский штурмовик, разработка которого началась в ОКБ Сухого еще в конце 80-х годов.

Данная боевая машина является результатом глубокой модернизацией знаменитого «летающего танка» — советского штурмовика Су-25.

А если говорить еще точнее, то он создан на основе одной из модификаций самолета — Су-25Т, предназначенной для уничтожения танков и другой бронетехники противника.

Конструкция штурмовика Су-39, в целом, была идентична конструкции учебно-боевого самолета Су-25УБ. Только на Су-39 место второго пилота заняли дополнительный мягкий топливный бак, а также расположенный над ним отсек для размещения дополнительного БРЭО.

Двуствольная пушечная установка была смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм. и перенесена под топливный бак, освободившееся под кабиной пространство заняло дополнительное БРЭО. Передняя опора шасси самолета также оказалась смещена – влево от оси симметрии на 222 мм.

В хвостовой части фюзеляжа штурмовика разместили еще один дополнительный мягкий топливный бак.

Описание

Поскольку Су-39 это дальнейшее развитие «противотанкового» варианта Су-25Т задача по борьбе с бронетехникой для него является важной, но не доминирующей.

Предполагается, что новая машина будет в состоянии эффективно поражать корабли в прибрежных зонах, фронтовую и транспортную авиацию противника, средства противовоздушной обороны и объекты инфраструктуры противника.

При этом авионика и комплекс вооружения штурмовика подверглись существенной переработке.

Модернизированная машина получила новую РЛС «Копье-25» в специальном подвесном контейнере, что существенно расширило возможности самолета.

Так штурмовик Су-39 может вести полноценный воздушный бой с самолетами противника, для этого в его арсенале имеются УР «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77, которые обладают дальностями пуска 20/40, 50/90 и 80/110 км соответственно.

Для борьбы с корабельными группировками противника применяются противокорабельные ракеты Х-31А, обладающие дальностью пуска до 110 км. Для борьбы с РЛС противника используются противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-25МПУ. Арсенал средств поражения наземных целей был дополнен высокоточной ракетой «Вихрь».

Штурмовик Су-39 самостоятельно может выявлять цели, выбирать приоритетную и использовать нужный тип оружия.

Выбирать у него есть из чего, на 11 узлах подвески (по 5 на каждом из крыльев и 1 под фюзеляжем) можно разместить до 16 ПТУР «Вихрь», до 4-х противорадиолокационных или противокорабельных УР класса «воздух-поверхность», а также широкий спектр УР «воздух-воздух».

Помимо этого можно использовать до 8 пусковых блоков со 160-ю неуправляемыми ракетами, а также различного класса авиабомбами и зажигательными баками, до 4-х пушечных подвесных контейнеров. Также в фюзеляж штурмовика встроена двуствольная автоматическая 30-мм пушка ГШ-30.

Использование современного пилотажно-навигационного оборудования сделало штурмовик Су-39 круглосуточным и всепогодным, а также позволяет выполнять полет полностью в автоматическом режиме. Новый штурмовик предназначен для решения 3-х основных задач:

-уничтожение танков, БТР, БМП и САУ противника на поле боя, на марше и местах их скопления перед вводом в бой днем и ночью в сложных метеоусловиях;

-уничтожение морских целей различных классов: десантные баржи, быстроходные катера, фрегаты и эсминцы;

-уничтожение авиации сухопутных войск, тяжелых и ударных военно-транспортных самолетов в воздухе и на земле.

Одним из самых главных инструментов нового штурмовика стали круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» разработки Красногорского завода им. Зверева, а также до 16 ПТУР «Вихрь».

Штурмовик Су-39 отличается очень хорошей устойчивостью в полете, что позволяет в связке со «Шквалом» на расстоянии в 10 км. обеспечить точность попадания в цель в 60 см.

Учитывая высокую вероятность поражения цели 1 ракетой «Вихрь», одного боезапаса Су-39 достаточно для поражения 14 бронированных целей противника. Для сравнения обычный Су-25 несет до 160 неуправляемых ракет С-8, которые могут поразить лишь 1 танк.

Основное назначение ПТУР «Вихрь» – это уничтожение прямым попаданием современных ОБТ с толщиной брони до 1 метра.

Вероятность уничтожения движущегося на местности немецкого танка «Леопард-2» одной ракетой «Вихрь», которая выпушена штурмовиком Су-39 по целеуказанию, полученному от оптико-электронного прицельного комплекса «Шквал», составляет 0,8-0.85. При этом в арсенале штурмовика имеются и куда более тяжелые УР, такие как Х-29Т, Х-29Л и Х-25МЛ.

Штурмовик Су-39 в состоянии осуществлять взлет-посадку с боевой нагрузкой на ограниченно подготовленные взлетные полосы с грунтовым покрытием, в том числе расположенные в горной местности на высоте до 3 000 м.

над уровнем моря с длиной ВПП 1 200 м. Силовая установка штурмовика включает в себя 2 турбореактивных двигателей Р-195 тягой по 4 500 кгс каждый. Отдельно следует отметить их пониженную инфракрасную заметность.

При этом самолет в состоянии взять на борт боевую нагрузку до 4 000 кг.

Средства боевой живучести штурмовика Су-39 общим весом в 1115 кг. обеспечивают машине практически 100% защиту пилота и всех жизненно важных узлов и агрегатов от поражения огнем стрелково-пушечного оружия калибром до 30-мм, а также возврат и посадку на аэродроме в случае поражения машины ПЗРК типа «Стингер».

Достичь этого удалось за счет разнесенной и защищенной фюзеляжем самолета двухдвигательной силовой установки и возможностью продолжить полет на 1 рабочем двигателе.

При этом пилот защищен титановой кабиной, которая в состоянии выдержать прямое попадание 30-мм снарядов, а также имеет лобовое бронестекло и броненадголовник.

Помимо этого за живучесть штурмовика отвечает комплекс боевого противодействия «Иртыш», включающий в себя: станцию активных радиотехнических помех «Гардения», станцию обнаружения, пеленгации и идентификации облучающих самолет РЛС, генератор активных ИК-помех «Сухогруз», систему отстрела дипольных отражателей и трассеров. Пусковая установка УВ-26 и ИК-генератор помех вмещают в себя 192 ложные цели ППР-26 (радиолокационная), либо ППИ-26 (тепловая), которые смонтированы в едином блоке, расположенном у основания киля самолета.

Для снижения заметности штурмовика над полем боя в оптическом диапазоне Су-39 обладает специальной окраской, а нанесенное на корпус радиопоглощающее покрытие уменьшает ЭПР самолета при облучении РЛС.

Защита штурмовика, когда летчик не в состоянии обнаружить запуск ракет с тепловой головкой наведения, осуществляется смонтированной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Сухогруз».

Установленная здесь цезиевая лампа мощностью 6 кВт генерирует амплитудно-модулированные помехи ракетам, отводя их в сторону. Не забыто и более традиционное средство – программный отстрел ложных тепловых целей ППИ-26.

Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот

Длина: 15,33 м (с ПВД)

Размах крыла: 14,36 м

Высота: 5,2 м

Площадь крыла: 30,1 м²

Коэффициент удлинения крыла: 6

Угол стреловидности по передней кромке: 20°

База шасси: 3,58 м

Колея шасси: 2,5 м

Масса пустого: 10 740 кг

Масса снаряжённого: 13 150 кг

Нормальная взлётная масса: 16 990 кг

Максимальная взлётная масса: 20 500 кг

Масса топлива во внутренних баках: 3 840 кг

Силовая установка: 2 × ТРД Р-195

Тяга: 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)

Посадочная скорость: 240 км/ч

Скорость сваливания: 175 км/ч

Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)

на высоте:

без ПТБ: 900 км

с 4× ПТБ-800: 1 250 км

у земли:

без ПТБ: 400 км

с 4× ПТБ-800: 750 км

Перегоночная дальность: 2 500 км (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л)

Практический потолок: 10 000 м

Высоты боевого применения: 30—7000 м

Нагрузка на крыло: 714 кг/м² (при макс. взлётной массе)

Тяговооружённость: 0,42 (при макс. взлётной массе)

Длина разбега:  

на бетонной ВПП: 550 м

на грунтовой ВПП: 600 м

Длина пробега: (без тормозного парашюта)

на бетонной ВПП: 400 м

на грунтовой ВПП: 600 м 

Максимальная эксплуатационная перегрузка:

с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 /-2 g

с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g

Вооружение

Стрелково-пушечное: двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 сн.

Точки подвески: 11

Боевая нагрузка:  

нормальная: 2 000 кг

максимальная: 6 000 кг

Управляемые ракеты:  

ракеты «воздух-воздух»:

2 × Р-60 (АА-8)

2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77

ракеты «воздух-поверхность»:

16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или

4 × Х-25Л/МЛ/МТП/МА/МПУ и

2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или

8 × С-25Л

Неуправляемые ракеты:  

160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или

40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или

8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25

Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты

Читайте также:  Офицерский и солдатский ремень — незаменимый элемент армейской формы

8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или

8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или

8 или 32 × 100 кг или

6 × КАБ-500Кр или

8 × контейнеров КМГУ-2

Пушечные контейнеры:

4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23 мм пушкой ГШ-23 с 260 сн. или

4 × СППУ-687 с 30 мм пушкой ГШ-301 с 150 сн.

Производство Су-25ТМ планировалось организовать на авиазаводе в Тбилиси где к тому времени выпускались модернизированные штурмовики Су-25Т. Однако этим планам не суждено было претворится в жизнь.

Распад СССР и последующая независимость Грузии поставила крест на выпуске как Су-25Т , так и его модернизированного варианта Су-25ТМ. Распался СССР. А вместе с ним вся существовавшая на тот момент кооперация по производству этих самолетов.

Попытка России создать межгосударственную организацию (НПК “Штурмовики Сухого) куда некоторое время входил авиазавод в Тбилиси не увенчались успехом.

Поэтому Россия приняла решение о переносе производства Су-25ТМ на Улан-Удэнский авиационный завод который на то время осуществлял производство учебно-боевого Су-25УБ и палубного учебно-тренировочного Су-25УТГ.

В 1993 году на авиационном заводе в Улан-Удэ была начата подготовка для серийного производства самолётов Т8ТМ (Су-25ТМ). Используя оставшийся производственный задел от Су-25УБ завод выпустил предсерийный самолёт Т8ТМ-3 который совершил первый полет 15 августа 1995 года. С этого же года машина получила новое официальное название — Су-39. 

Попытка начала серийного производства нового штурмовика пришлась на неудачное время – середину девяностых годов. Финансовый кризис и практически полное отсутствие финансирования со стороны государства похоронили интересный проект. Однако и спустя много лет, эта замечательная машина так и не нашла своего пути в небо.

Серийно Су-39 никогда не выпускался и на вооружение ВВС России не поступал.

Всего построено четыре машины.

Существовал проект доработки Су-25Т до Су-25ТМ (Су-39). Однако практически все Су-25Т, находившиеся в ВВС России, списаны или находятся в нелетном состоянии.

Источник: https://poznavatelniy.blogspot.com/2017/02/39.html

Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины

Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами, создающими машины для убийства. Война — штука скверная, кто бы спорил, но в своих оценках пацифисты часто не правы. Военные наработки двигают прогресс и попутно служат развитию вполне мирной техники.

В попытках решить очередную задачу по уничтожению противника самым неожиданным для него способом конструкторы порой создают весьма неординарные штуки. Иной чудак такое придумает, что непонятно даже, как это можно построить.

Историки таких мечтателей очень любят: называют их «опередившими время», а их творения — «памятниками мужеству» (хотя честнее было бы сказать «тупиковая ветвь»). Пожалуй, самой мужественной была попытка конструкторов создать летающий танк.

А что? Машина хорошая, пуль не боится, сама стреляет неплохо, по шоссе и бездорожью едет быстро. Универсальная такая штука, вот если бы еще летать умела… И ведь научили же!

Идея научить танк летать кажется сегодня бредовой. Но в начале XX века авиация и танковые войска казались родными братьями (при общей маме — Первой мировой войне).

В 30-х годах появились первые воздушно-десантные соединения, и спрыгнувшей на головы супостатов «крылатой пехоте» тут же стало не хватать брата-танка.

Так что сразу в нескольких странах лучшие умы принялись думать над тем, как бы тяжелый и не очень-то обтекаемый танк заставить полететь на выручку к пехоте.

Специальных транспортных самолетов, способных перевозить танки, в 30-е годы прошлого века еще не существовало (их и сегодня по пальцам можно пересчитать). Нужны были неординарные идеи.

Первым делом танки попытались подвесить к самолету и сбрасывать на парашюте. Этими смелыми экспериментами в СССР занимался П. И. Гроховский, которым была разработана подвеска для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3.

На землю танкетка опускалась на парашюте с диаметром купола 30 метров.

Для начала танки решено было просто сбрасывать на парашютах

В 1935 году подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армией под индексом ПГ-12.

Осенью того же года во время учений Киевского особого военного округа сброс танкеток был продемонстрирован иностранным военным атташе и произвел на них неизгладимое впечатление.

С бомбардировщиков на головы изумленным наблюдателям плавно опускались даже легкие танки (весом по 3,5 тонны) вместе с экипажами! Но, увы, это была чистая показуха: при ударе о землю танк частенько выходил из строя…

Тот же Гроховский предполагал использовать для доставки танков тяжелый планер. В этом случае танк садился бы на землю мягко, особенно если бы под ним оказалось ровное поле или аэродром.

В создании планеров Гроховский имел большой опыт, а в 1932 году под его руководством был построен первый в мире 20-местный десантный планер Г-63 «Яков Алкснис» с размахом крыла 28 метров и грузоподъемностью 1700 килограммов.

Именно на базе этого аппарата предполагалось построить планер и для перевозки танков, однако на тот момент не нашлось достаточно мощного самолета-буксировщика — таскавший Г-63 одномоторный биплан Р-5 для танковых затей оказался слабоват. Были попытки установить дополнительные авиамоторы на самом планере, но и они не дали результатов.

Итак, перевозить танки по воздуху не получилось. Но это не остановило мировое инженерное сообщество. Американский конструктор Уолтер Кристи, поглядев на наши неудачи, решил научить летать сам танк.

В 1932 году он создал легкий колесно-гусеничный танк (впоследствии был закуплен СССР и положил начало серии отечественных танков марки «БТ»). Дело оставалось за малым — снабдить пятитонный танк бипланной коробкой крыльев и парой трубчатых балок с хвостовым оперением.

На верхнем крыле планировалось поставить редуктор с воздушным винтом, приводимым в движение от двигателя танка. Сначала такой танк должен был обычным образом разогнаться до скорости 120–135 км/ч, а потом водитель переключал бы привод с гусениц на винт — и машина отправлялась бы в полет.

Прочная подвеска с амортизаторами, по мысли Кристи, должна была обеспечить посадку прямо на изрытое воронками поле боя, где водителю оставалось бы только дернуть за рычаг, чтобы сбросить хвост и крылья.

На первых порах Кристи построил машину М.1932 с авиационным 12-цилиндровым двигателем «Испано-сюиза» мощностью 750 «лошадок». Танк был не совсем настоящим — без вооружения и башни, с дюралевым корпусом.

Во время пробегов, призванных пустить пыль в глаза инвесторам, макет танка разгонялся до фантастической скорости — 190 км/ч! В принципе, такая скорость давала возможность при установке крыльев перелетать сложные участки местности. Но дюралевая броня? В бою этот танк не продержался бы и секунды, даже если бы враги стреляли алюминиевыми снарядами.

А стальная броня увеличила бы вес конструкции на треть. Эксцентричный Кристи, как будто одних технических проблем ему было мало, еще и вдрызг разругался с департаментом вооружений, курировавшим проект.

В общем, конструктор остался без денег и решил переехать в СССР, чтобы продолжить работу там. У наших военных чиновников его план энтузиазма не вызвал, но «аэротанк М.1932» советские кудесники выкупили.

В первых числах сентября 1933 года он по морю прибыл в опытный цех Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), где с 4 сентября по 11 ноября испытывался пробегами в окрестностях Харькова.

У нас машину переименовали в БТ-32 («быстроходный танк 1932 года»), но быстроходность оказалась чисто теоретической, поломки следовали одна за другой, и работы с БТ-32 вскоре прекратили.

Секретный танк приземлился там, где его не ждали, чем вызвал панику

Самый экзотический летающий танк придумал в мае 1937 года инженер НИЭРО М. Смалько.

Этот универсальный терминатор, так никогда и не увидевший свет, мог (в теории) производить наземную и воздушную разведку, сопровождать конницу в глубоких рейдах по тылам противника, участвовать в десантных операциях, преодолевать непреодолимые препятствия — в общем, стал бы супероружием.

Смалько отказался от попыток приспособления к полетам серийных танков, а разработал собственный гибрид с корпусом обтекаемой формы из листов брони толщиной от 3 до 10 мм. По шоссе он ездил бы на колесах, по пересеченной местности — на гусеницах.

Два члена экипажа — пилот-водитель и пулеметчик — смотрели бы на мир сквозь смотровые щели с триплексами.

В башне должны были стоять спаренные 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы, 716-сильный авиационный двигатель М-17БИ вращал бы колеса или складной воздушный винт, а также приводил бы в действие механизм складывания крыльев (этот танк ничего не сбрасывал, все свои крылья и воздушные винты возил с собой, наводя на противника страх). Странно, как безумному гению Смалько не пришла в голову мысль оснастить свое детище еще и машиной времени. В общем, у военных хватило трезвомыслия не строить эту штуку. На свалке истории осталась лишь деревянная модель чудища по имени МАС-1.

Читайте также:  Песенка су-57 спета или почему пак фа оказался просто дорогой игрушкой

Первый (и последний) жизнеспособный мутант появился лишь в годы Великой Отечественной войны — и уже не от живости ума, а по реальной необходимости. В декабре 1941 года молодое и мало кому известное тогда бюро О. К.

Антонова получило срочное задание Наркомата авиационной промышленности «на создание десантно-транспортного планера для переброски легких танков в расположение партизанских отрядов и окруженных частей Красной Армии». Таким образом, Антонов получил грант на новые эксперименты с полетами танка.

Он тут же предложил снабжать Т-60 съемными крыльями и буксировать этот «планер» за бомбардировщиком ТБ-3 или Ил-4. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20–25 километров до цели, планировать и садиться. Проект получил название «Крылья танка» — КТ.

Новый безумный танк даже был оснащен складными крыльями

Облегченный донельзя танк Т-60 весил 5800 килограммов. Поднять его можно было лишь при значительной площади несущего крыла.

Крыло планера для уменьшения размаха сделали бипланным (впрочем, размах все равно получился внушительным — 18 метров); хвостовое оперение, тоже бипланного типа, было установлено на двух балках, соединенных с нижней плоскостью крыла. Корпус танка выполнял функции фюзеляжа, в нем сидели пилот (он же водитель) и стрелок.

Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня на танке разворачивалась пушкой назад. Впрочем, стрелять в воздухе из нее никто и не собирался.

Планер изготовили в апреле 1942 года в Тюмени, куда было эвакуировано КБ. Летные испытания проходили в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) под Москвой осенью того же года. Для такого случая пригласили звезду — летчика-испытателя и планериста Сергея Анохина, известного всей стране по довоенным рекордам. Зрители замерли в ожидании…

Буксировщиком летающего танка был назначен бомбардировщик ТБ-3 с форсированными (до 970 «лошадей») моторами. Перед полетом танк максимально облегчили: сняли башню и оставили всего 100 литров бензина.

Для проверки шасси было сделано несколько пробежек на буксире по бетонке и грунту и три подлета на высоту до 4 метров для отработки системы управления.

При этом целью ставилось узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110–115 км/ч (собственно танк Т-60 мог разгоняться лишь до 45 км/ч).

Единственный вылет состоялся 2 сентября 1942 года. Взлет прошел нормально, но вскоре моторы ТБ-3 стали перегреваться: не хватало мощности. Из-за большой массы и плохой обтекаемости КТ буксировка велась на предельной мощности.

Двигатели ТБ-3 ревели, скорость дошла до отметки 130 км/ч, но поднять танк удалось лишь на высоту 40 метров. Оценив обстановку, командир ТБ-3 Еремеев принял решение вывести КТ в район аэродрома Быково и отцепить планер.

Ирония судьбы состояла в том, что посадка планировалась в Раменском и летающий танк сел там, где его никто не ждал.

А на дворе, надо сказать, стоял 1942 год, немцев только-только отогнали от столицы. Представь себе оторопь служащих аэродрома, увидевших приближающееся нечто. Ситуация усугубилась тем, что Анохин, благополучно приземлившись, запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Руководитель полетов тут же поднял по тревоге зенитный расчет…

Для испытаний танка был приглашен известный летчик Анохин

Когда летчик-испытатель вылез из машины, его немедленно задержали красноармейцы. От расправы Анохина спасло лишь прибытие аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом уехал в поселок Стаханов (ныне город Жуковский), к аэродрому ЛИИ.

Вскоре дальнейшие работы по планеру А-40 были прекращены из-за отсутствия мощных самолетов-буксировщиков, а в конце того же года сняли с производства и танк Т-60.

Первый полет КТ оказался заодно и последним: в акте об испытаниях опытного образца указывалось, что «задача создания летающего танка в целом решена, но в его конструкции допущены определенные ошибки». И это даже было правдой.

Модель, которую продували в аэродинамической трубе, была упрощенной — без гусениц и тросовых расчалок коробки крыльев.

Потрать конструкторы чуть больше времени на предварительные расчеты — и кто знает, кто знает… Тем более что и подходящий буксир для Т-60 вскоре нашелся — бомбардировщик Пе-8, хоть и выпущенный малым тиражом (80 штук), но доступный.

Но история не любит частицу «бы», которая в этой статьей встретилась, похоже, рекордное количество раз. И летающий танк остался символом несбывшихся чаяний человека.

Военная история знает еще несколько машин убийства, прозванных «летающими танками».

Ил-2, самолет-штурмовик, 1941–1945 годы Почетное звание «летающий танк» получил за бронекоробку фюзеляжа, в которой прятались все основные агрегаты и экипаж, мощное оружие и фатальное для вражеской пехоты и техники пристрастие смотреть на землю больше, чем на небо.
Су-34, фронтовой бомбардировщик, 1993–наше время «Летающим танком» звался (и зовется до сих пор) за внушительный арсенал, предназначенный для уничтожения всего злокозненного, что только может двигаться на поле боя. Впрочем, то, что двигаться не может, тоже обречено.
Т-80, основной боевой танк армии России, 1976–наше время Танк по определению, а «летающим» зовется за способность в прыжке преодолевать десяток-другой метров по воздуху. Т-80 оснащен вертолетной турбиной в качестве двигателя. Вот наследственность и сказывается.
American Dynamics BattleHog 100x,беспилотный летательный аппарат, тяжелый бронированный ударный аппарат, нереализованный проект 2006 года Аппарат бронирован по классу I и II, может вести разведку и штурмовку целей, да и по размерам близок к танку: длина — 3,8 м, высота — 1,5 м. «Летающим танком» его зовут только создатели — так, в качестве аванса.

Источник: https://www.MaximOnline.ru/longreads/get-smart/_article/flying-tank/

Секрет популярности “летающего танка” Су-25

Штурмовик-бомбардировщик Су-25 хоть и не находится на передовой технического прогресса, но продолжает широко применяться во всем мире, пишет National Interest.

Основная причина его популярности заключается в том, что Су-25 – практичный и эффективный выбор для нанесения ударов по наземным целям, отмечает издание.

Предшественником Су-25 был бронированный штурмовик Ил-2, прозванный “летающим танком”. Во время Второй мировой войны Ил-2 сбрасывали бомбы на немецкие танки, невзирая на огонь вражеской артиллерии.

Этот опыт был учтен при разработке Су-25, серийное производство которого было налажено в 1978 году.

Самолет предназначался для “титанической схватки между странами Варшавского договора и сухопутными силами НАТО”, поэтому он способен лететь на малых высотах и медленно, чтобы наблюдать за полем боя и эффективно наносить удары.

 

Для дальнобойных зенитных систем НАТО низко летящий Су-25 был бы неуязвим, но не для зенитных пушек и пулеметов. Поэтому кабина самолета представляла собой “бронированную ванну”: толщина брони вокруг кабины составляла от 10 до 25 миллиметров. Броней защищались также топливные баки и системы резервного управления.

В результате, пишет NI, за свою богатую боевую карьеру Су-25 выживали после весьма серьезных повреждений.

Американским аналогом Су-25 является штурмовик А-10, который предполагается вывести из состава ВВС США с 2022 года. В России же Су-25 переживает серьезную модернизацию.

Самолеты модернизированной серии Су-25СМ оснащены новой системой спутниковой навигации и системой наведения. Улучшена бортовая электроника: появились, к примеру, индикаторы на лобовом стекле, приемник предупреждения о радиолокационном облечении.

Су-25СМ может оснащаться управляемой ракетой Р-73 малой дальности и бомбами с лазерным наведением.

Су-25 участвовали во множестве конфликтов по всему миру, от локальных конфликтов на постсоветском пространстве до Ирака, Эфиопии и Судана. В 2015 году Россия применила модернизированные Су-25СМ в ходе операции в Сирии. По мнению наблюдателей, именно эти штурмовики лучше всего справлялись с задачей ближней авиационной поддержки, совершив около 1,6 тысячи боевых вылетов.

“Восхищаться высокими показателями МиГ-29 или F-22 Raptor занимательно, однако не столь эффектные Су-25 оказали намного большее влияние на широкий спектр конфликтов”, — отмечает NI.

Широкий боевой опыт Су-25 показывает, что использование этих штурмовиков требует эффективного подавления ПВО противника и радиоэлектронного противодействия. Тем не менее самолеты, способные наносить удары по наземным целям и уцелеть под ответным огнем, будут пользоваться высоким спросом во всем мире, подчеркивается в статье.

Помогите статье попасть в ТОП!

Вы рекомендуете статью

Добавить
закладку

Убрать
закладку

Источник: https://defence.ru/article/sekret-populyarnosti-letayuschego-tanka-su-25/

Ссылка на основную публикацию