Президенты венгрии и этапы становления унитарной парламентской республики

Государственное устройство. По форме государственно-территориального устройства Венгрия унитарное государство

По форме государственно-территориального устройства Венгрия унитарное государство. В административно-территориальном отношении страна делится на 19 областей, столица имеет особый статус.

Ныне действующая в Венгрии Конституция 1949 г. является первой в ее истории формально-юридической конституцией.

Причем к настоящему времени ее содержание изменено практически полностью, в результате чего чисто сталинский Основной Закон превратился в образцовый западно-демократический.

Последняя редакция Конституции принималась в 1989-1990 гг. в связи с ликвидацией социалистического строя и соответствующей ему политической системы.

По форме правления Венгрия — парламентская республика. Политический режим — демократический.

Высший законодательный и верховный орган государственной власти однопалатное Государственное собрание, избираемое на 5 лет, в составе 386 депутатов по пропорционально-мажоритарной системе. Объем полномочий венгерского парламента один из самых широких в мире.

Государственное собрание разрабатывает Конституцию Венгерской Республики и принимает законы, утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении. Оно также принимает решение о программе Правительства. В его компетенцию входит назначение общенационального референдума.

В области внешней политики, обороны и безопасности оно заключает наиболее важные международные договоры. Кроме того, Государственное собрание решает вопросы об объявлении состояния войны и заключении мира, объявляет (в случае войны или ее угрозы) чрезвычайное положение и создает Совет обороны.

В случае вооруженных действий, направленных на свержение конституционного строя или захват исключительной власти, а также массовой угрозы жизни и имуществу граждан вследствие насильственных вооруженных или связанных с использованием оружия деяний, в случаях стихийных бедствий и промышленных аварий (особая ситуация) Государственное собрание объявляет особое положение. Если оно лишено возможности объявить состояние войны, ввести чрезвычайное положение и создать Совет обороны, а также ввести особое положение, это вправе сделать Президент Республики. В компетенции парламента находится также принятие решений об использовании вооруженных сил за границей или внутри страны.

Государственное собрание избирает Президента Республики, министра-председателя (главу Правительства), членов Конституционного суда, уполномоченных Государственного собрания, председателя и заместителей председателя Государственной счетной палаты, председателя Верховного суда и Генерального прокурора. По предложению Правительства и заключению Конституционного суда распускает местный представительный орган, деятельность которого противоречит Конституции.

Государственное собрание может объявить о своем досрочном роспуске.

Кроме того, Президент Республики вправе распустить Государственное собрание, назначив новые выборы, если оно в течение одного созыва за любые 12 месяцев подряд не менее 4 раз лишит Правительство доверия или в случае прекращения полномочий Правительства не изберет министром-председателем предложенное Президентом Республики лицо в течение 40 дней после первого предложения кандидатуры. Перед роспуском Президент обязан проконсультироваться с министром-председателем, председателем Государственного собрания и лидерами партийных депутатских групп. В то же время оно действует до учредительного заседания нового Государственного собрания, которое должно быть избрано в 3-месячный срок после истечения полномочий, роспуска или самороспуска прежнего Государственного собрания.

Депутатский мандат несовместим с любыми должностями в государстве (за исключением членства в Правительстве и должности политического государственного секретаря) и службой в армии и правоохранительных органах. Депутаты имеют право обращаться с интерпелляциями к Правительству, любому его члену и генеральному прокурору по делам, входящим в их компетенцию.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/13541.html

newinspire

Классификация республик: президентская и парламентская

Ключевые слова: классификация, республик, президентская, парламентская

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.

Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.

Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом.

Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства.

Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных – при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным.

Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным.

Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью.

Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д.

В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями.

Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение.

Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции.

Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам.

Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» – структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.

Понятие «команда» все шире входит в политический лексикон, используется в юридическом языке.

Речь идет, как правило, о формирующихся во время избирательной кампании группах доверенных и преданных кандидату в президенты людей (избирательный штаб), которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.

«Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент.

Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.

Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

Иногда встречаются смешанные формы правления – парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом.

Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).

Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство – монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство – республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов.

Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п.

Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.

Итак, вопрос о форме государства – это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/317-klassifikatsiya-respublik-prezidentskaya-i-parlamentskaya.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Московский гуманитарно-экономический институт

Волгоградское представительство

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: Отличительные особенности президентской и парламентской форм правления

Выполнила студентка 1 курса

Ф-6з-01

Колпакова Ксения Евгеньевна

Рецензент: Левин

Александр Александрович

г. Волгоград, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….4

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………….7

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ…………………………………..11

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ……13

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ США………….20

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

                       Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие.  К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря,  форму правления.

Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

                       Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.

Это не просто теоретическая, абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

                       При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов.

По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

                       Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.

                       Под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве.  Впрочем, некоторые юристы полагают, что к  этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

                       Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

                       Форма государственного правления дает возможность уяснить:

•        как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

•        как строятся взаимоотношения между высшими и другими    государственными органами;

•        как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

•        в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

                       По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

•        монархические (абсолютные, конституционные)

•        республиканские (президентские, парламентские)

                       В переводе с греческого (monarchía) означает единовластие, единодержавие. “В рабовладельческих государствах выступала, главным образом, как неограниченная деспотия, иногда как теократия.

Однако сейчас она, как правило, существует в виде ограниченной, конституционной монархии: власть монарха ограничена на основе конституции, т.е.

законодательные функции переданы парламенту, исполнительные – правительству”, но юридически монарх считается носителем исполнительной власти.

                       В современном понимании монархия — не просто власть одного, но власть наследуемая.

Монарх получает “верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления.

Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.”

                       Из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

                       Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей – законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу – монарху.

         Основными признаками классической монархической формы управления являются:

•        существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

•        наследственный порядок преемственности верховной власти;    

•        представительство государства монарха по своему усмотрению;

•        юридическая безответственность монарха.

      Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

            В свою очередь монархия делится на:

              —   абсолютную

              —   ограниченную (парламентарную, конституционную)

              —   дуалистическую

              —   теократическую

                       Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

•        существование единоличного и коллегиального главы государства;

•        выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

•        осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

•        юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

•        обязательность решений верховной государственной  власти.

                       Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

                       Республика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.

                       Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

•        парламентарные;

•        президентские;

•        смешанные (полупрезидентские).

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

                       Из сказанного выше, ясно, что одной из разновидностей монархии является парламентская.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=11764

«Сравнительный анализ президентской, парламентской и полупрезидентской республик» (стр. 1 из 4)

Академия Бюджета и Казначейства Министерства Финансов

Российской Федерации

Кафедра « Политологии »

Реферат на тему:

« Сравнительный анализ президентской, парламентской

и полупрезидентской республик».

Выполнила ст.гр. 1ФК2: Максимова З. М.

Научный руководитель: Скрипкина Ж. Б.

Москва – 2003 год

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава первая . Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентских республиках (на примере стран США, Германии и Франции)………………………………………………………….6

Глава вторая. Власть парламента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………….11

Глава третья . Исполнительная власть в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………….19

Заключение ……………………………………………………23

Литература……………………………………………………25

Введение.

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, Государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Королевство Швеция и т.д.

Политологический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Впервые типологию форм государственного устройства дали Платон и Аристотель.

Они дифференцировали государства в зависимости от того, кто представлял собой источник власти, кто стоял у власти. Если один человек, то монархия, которой соответствовала «неправильная форма», названная тиранией.

Если несколько человек возглавляли государство, то это была аристократия; с «неправильной» формой – олигархия. Если многие граждане — то полития; с «неправильной» формой – демократия.

Начиная с Ренессанса, типичным стало деление государств на монархии и республики. Такое деление сохранялось вплоть до XIX в. Не утратило оно своего значения и сегодня, хотя в наши дни центр тяжести сместился, и главным критерием классификации государств являются методы осуществления власти.

Итак, типология современных государств зависит от критерия, в соответствии с которым осуществляется их классификация. Я в своем реферате рассмотрю государства в зависимости от формы правления.

«Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства) их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих».[1]

По формам правления государства делятся на монархии и республики . Институт монархии сохранился в настоящее время более чем в 30 странах, а если учесть, что в ряде государств (Канада, Австралия, Новая Зеландия) главой юридически считается королева Великобритании, то это число еще больше.

Но меня больше интересует республиканская форма правления, где органы власти выбираются народом.

Республикой (лат. Res publica — общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь, современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

1. Президентские республики – республики, где президент выбирается независимо от парламента (в результате прямых или смешанных выборов), правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Полномочия правительству делегируются президентом, и подтверждаются парламентом.

2. Республики смешанные – республики с правительством двойной ответственности. Президент выбирается в результате прямых или смешанных выборов, формирует правительство, но парламент может выразить вотум недоверия, как отдельному министру, так и всему правительству.

3. Парламентские республики – правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия.

То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний (советов) определяют различные республиканские формы правления.

Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа.

Глава первая. Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции).

Юридически отличительными чертами президентской республики (США, Мексика, Казахстан и др.

) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти.

Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).

В отличие от президентской, парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром.

Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

Третьей разновидностью республиканской формы правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики.

Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Он осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр.

Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия.

Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).

Логично будет начать рассмотрение полномочий президента в различных типах республик на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США .

Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию.

Президент США по своему государственно-конституционному статусу выступает одновременно в трех лицах. Он — глава государства, глава правительства (кабинета министров) и главнокомандующий вооруженными силами страны.

Президенту как главе исполнительной власти подчинен громоздкий аппарат федеральных министерств и ведомств, насчитывающий более 3 млн. государственных служащих. Руководство внешней политикой по конституции сосредоточено в руках президента.

Ему принадлежат прерогативы «заключать международные договора при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов»[2] . Эти полномочия фактически закрепляют за президентом роли главного дипломата страны.

Президент также наделен правом заключать международные договора в форме исполнительных соглашений, которые не требуют ратификации сената. Ему принадлежит право признавать или не признавать иностранные правительства.

Президент, по закону, имеет право сам, без просьбы властей штатов использовать Национальную гвардию и регулярные армейские подразделения на территории любого штата, когда, по его мнению, «противозаконные действия организации или объединения либо восстание против властей Соединенных Штатов» делает невозможным исполнение федеральных законов в данном штате.

Другой важной функцией президента выступает законодательная. По конституции, президент не наделен в явной форме правом законодательной инициативы, однако в послевоенный период произошло значительное усиление его законодательной роли. В обязанности президента вошли разработка и внесение проекта федерального бюджета на рассмотрение конгрессом.

Какими же полномочиями обладает президент Франции?

Президент Франции на заседаниях парламента не присутствует и сносится с ним посредством посланий, которые не обсуждаются. Не существует никаких обязанностей президента относительно тематики и сроков направления таких посланий.

Президент Франции также может потребовать от парламента нового обсуждения принятого им закона.

Но потребность возвращения закона в парламент в значительной степени уменьшается, а то и вовсе исчезает в связи с тем обстоятельством, что обсуждение законопроектов в парламенте происходит только по тексту, представленному правительством, а к тексту, выработанному в случае разногласий между палатами смешанной комиссией не может быть принята никакая поправка, если с ней не согласно правительство.

Источник: http://MirZnanii.com/a/281982/sravnitelnyy-analiz-prezidentskoy-parlamentskoy-i-poluprezidentskoy-respublik

Становление Президентской республики в России

Внутренняя и внешняя политика на рубеже XX — XXI веков.

Период с 1988 по август 1991 года можно рассматривать как первый этап становления многопартийности в нашей стране.

Ему предшествовало время появления многочисленных так называемых «неформальных» групп, выдвигавших альтернативные программы преобразований в различных сферах жизни.

Характерно, что в это время абсолютное большинство таких неформальных групп носило неполитический характер, охватывая экономические движения, культурную, природоохранительную, творческую, патриотическую и другие сферы жизни.

Однако именно период 1988-1991 года можно считать временем массового появления политических партий, когда о своем существовании заявили все основные политические силы страны.

Первыми в годы перестройки появляются партии либерального направления (Демократический союз, Хрестьянско-демократический союз России, Российская Хрестьянско-демократическая партия, Либерально-демократическая партия, Демократическая партия и др.).

В любом случае в центре политической борьбы периода перестройки оказались партии коммунистической ориентации и партии либерального направления.

Если сторонники первых призывали к преимущественному развитию общественной, государственной собственности, коллективистских форм общественных отношений, то либералы (они получили обозначение «демократы») выступали за приватизацию собственности, систему полноценной парламентской демократии, реальный переход к рыночной системе.

В республиках в 1989-1990 годах происходит выборы собственных властных органов, взявших решительный курс на самоотделение и независимость от Центра.

Это не конституционное и стихийное провозглашение независимости от Центра национальных государственных образований в условиях не дееспособности союзных властей в национальном вопросе только усиливало их внутреннюю нестабильность и расшатывало устои Советского Союза, что, в конце концов, привело к его краху.

В декабре 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступило на путь самостоятельного существования.

Становление Президентской республики.

После того, как горбачевская администрация исчерпала свои возможности по силовому давлению на местные власти, уверенно взявшие курс на формирование собственной государственности. Центр был вынужден приступить к реформированию государственного устройства СССР.

Возникала идея «нового», «обновленного» Союза, предусматривающая переход к действительно федеративному государству, когда главы республиканских  правительств могли бы участвовать в работе союзного Кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса перешли бы совместное владение Союза и республик и т.д.

Источник: http://biofile.ru/bio/37560.html

Парламентские республики

2014-06-10

Болезненно происходят демократизация и выход на магистральный путь цивилизации «отшельницы Европы» — Республики Албания (территория — 28,7 тыс. кв. Км, население — 3,5 млн. чел.), Которая является наименьшей и, наверное, и отсталой из бывших социалистических стран этого региона.

За очень нестабильной ситуации, сложившейся после Первой мировой войны, 1928 Албанию была провозглашена монархией. В 1939 страну оккупирован итальянцами, а в 1943 г. — немцами. В 1944 p., После освобождения Албании от немецкой оккупации, к власти пришли коммунисты.

Утвердилась ориентация на Югославию и Советский Союз, а затем произошел разрыв с ними и как результат — приверженность Китая.

Характерными чертами албанской модели социализма были: ортодоксальный сталинизм в экономике, националистическая идеология и тоталитарный режим в политике.

Албания в декабре 1990 г. покончила с тоталитарным режимом. Дело в Тиране дошло до столкновения молодежи с «силами общественного порядка», которые применили оружие. В мае 1996 г. в Албании переизбран парламент.

Албанские социалисты обвинили правящую Демократическую партию, которая получила большинство депутатских мандатов, в фальсификации выборов, а Президента Албании Сали Бериша — в неумении управлять страной.

После парламентских выборов властные структуры Албании стремились ускорить рыночные реформы в экономике и обеспечить интенсивное развитие предпринимательства. Впрочем экономические и институциональные реформы из-за политической нестабильности и отсутствия последовательной стратегии оставались фрагментарными.

Рынок воспринимался широкими слоями населения положительно только когда речь шла о дорогих автомобилях, предметы роскоши, видеоаппаратуру, но негативно когда — об инфляции, высокие цены, безработица, затронувшие даже военных и шахтеров.

Конфликт, который возник в Албании в начале 1997 г. в результате краха финансовых трастов — «пирамид» и обмана сотен тысяч вкладчиков, поставил эту страну на грань гражданской войны. Президент Албании Сали Бериш ввел чрезвычайное положение.

И только прибытие пятитысячного международного миротворческого контингента позволило нормализовать ситуацию. Правительство Александра Мекси ушел в отставку. Проведены досрочные парламентские и президентские выборы.

Сформировано коалиционное правительство во главе с лидером социалистической партии Фатос Нано.

Новое правительство не смог овладеть ситуацией в стране, вывести общество из политического и экономического кризиса. Премьер-министр Ф. Нано был вынужден осенью 1998 г. подать в отставку. Новым Президентом страны избран Реджепа Мейдани. Премьер-министром Албании стал Пандели Майко.

По форме организации государства Албания — унитарное государство, а по форме государственного правления — парламентская республика. Законодательным органом является Народное собрание в составе 155 депутатов.

115 из них избираются в одномандатных округах и 40 — путем пропорционального представительства сроком на 4 года. Президент страны избирается Народным собранием сроком на 5 лет.

24 июня 2002 при согласии обеих ведущих политических сил — провластной Социалистической и оппозиционной Демократической партий Президентом Албании избран Альфреда Мойсю. Президент не представляет ни одну из партий.

Таким образом, уроки политической трансформации в Албании и конца 80-х pp. XX в.

целом свидетельствуют, что даже в стране с традиционным грузом политического экстремизма мере последовательного развития политических институтов в конце концов неизбежно перевесит механизм демократического решения общественных противоречий. Сейчас Албания воспринимается как страна, которая является образцом стабильности и безопасности в регионе.

Во внешней политике Албания ориентируется на США, стремится интегрироваться в Европейский Союз и НАТО.

В начале XX века известный венгерский писатель Эндре Ади назвал Венгрию (территория — 93 тыс. кв. Км, население — 10,1 млн. чел.) «Предельной страной», землей, тяготеет то к Западу, то к Востоку.

События конца 80-х — начале 90-х годов убедительно подтвердили эту тенденцию. После распада Восточного блока Венгрия стремительно переориентировалась на Запад, но с начала 1993 p.

, Когда антисоветская истерия улеглась и на первый план выступили экономические проблемы, произошел соответствующий поворот в сторону Востока.

В 1989 г. по инициативе социалистического руководства страны Венгерская Народная Республика была переименована в Венгерскую Республику.

В ходе трансформации в Венгрии сложилась новая система политической власти — парламентская республика во главе с Президентом, но при доминантной роли премьер-министра.

По новой Конституции, высшим органом государственной власти и представительным органом народа Республики Венгрии является Государственное собрание — избираются каждые четыре года и составляют собой однопалатный парламент.

Главой государства является Президент республики, избираемый Государственным собранием сроком на четыре года с правом повторного переизбрания и является выразителем единства нации и гарантом демократического функционирования государственных органов.

Премьер-министр избирается Государственным собранием по представлению Президента республики. Министров назначает и освобождает Президент республики по рекомендации премьер-министра. Премьер-министр руководит заседаниями правительства и обеспечивает выполнение его постановлений и решений.

Судопроизводство осуществляется Верховным судом, столичным судом, а также местными судами. Конституционный суд следит за конституционностью законов и выполняет другие задачи, предусмотренные законом.

Основной Закон страны определил структуру, права и обязанности органов местного самоуправления.

Объединение избирателей в общинах, городах, столице и ее районах имеют право на местное самоуправление, которое является формой независимого демократического управления местными общественными делами, формой осуществления местной власти в интересах населения.

Члены органов местного самоуправления избираются представительные органы или путем местного референдума сроком на четыре года. Орган местного самоуправления возглавляет мэр. Представительный орган может выбирать комитеты и образовывать бюро.

В Венгрии сформировалась многопартийная система. Представители шести ведущих политических партий и в 1990 p., И в 1994 г. вошли в парламент.

Это — Венгерский демократический форум, Независимая партия мелких хозяев, Христианско-демократическая народная партия, Союз свободных демократов, Союз молодых демократов, Венгерская социалистическая партия.

Политические партии представляют соответствующие идейно-политические течения (христианско-консервативной, либерально-рыночную и социал-демократическую), имеющие авторитетных лидеров.

После выборов парламента в 1990 г. было сформировано коалиционное правоконсервативный правительство из представителей партии христианско-демократической ориентации.

Премьер-министром стал лидер Венгерского демократического форума, бывший диссидент, литератор Йожеф Антал, которого после его смерти в 1993 г. заменил Петер Барош, министр этого самого правительства.

Председателем парламента, а затем Президентом Венгрии был избран Арпада Генц, лидера Союза свободных демократов, драматурга.

На парламентских выборах в мае 1994 г. Венгерская социалистическая партия получила 209 мандатов (из 386), Союз свободных демократов — 70, Венгерский демократический форум — лишь 37.

Одна из причин, обусловивших поражение Венгерского демократического форума — общее недовольство тем, как правительство осуществляет программу национального возрождения, в частности перераспределение общественной собственности, который проводился в двух направлениях: реституции и приватизации.

Следствием реституции стало выведение из сельскохозяйственного оборота больших земельных угодий (не все бывшие владельцы, получившие землю, были способны или стремились обрабатывать ее), что в значительной степени обусловило кризис в сельском хозяйстве.

Особое недовольство вызвал переход собственности в руки западных предпринимателей. И реституция и приватизация сопровождались стремительным ростом безработицы, социальным расслоением, потерей уверенности в завтрашнем дне, разгулом преступности.

После длительной дискуссии еще в 1989 г. произошла переоценка событий 1956 p., Которые в конечном итоге назван народным восстанием, а реабилитированного руководителя правительства того времени Имре Надя публично перезахоронены. В марте 1991 г.

с подчеркнутым вниманием на правительственном уровне было обставлено частный визит австрийского наследника венгерской короны Отто Габсбурга и его семьи. Эти правительственные акции в обществе получили неоднозначную оценку.

Негативную реакцию большинства населения вызвали попытки СМИ реабилитировать участие Венгрии в войне на стороне Гитлера, подавалось на радио, телевидении и в прессе как проявление венгерского патриотизма в борьбе против большевизма. К этому следует добавить обострение отношений с соседними странами. Заявление И.

Антала 1990 о том, что в духовном плане он чувствует премьер-министром не только Венгрии, но и всех венгров, вызвала негативную реакцию в Чехословакии, Румынии и Югославии.

В июле 1994 г. Президент Венгрии Арпад Генц поручил лидеру Венгерской социалистической партии Дьюли Хорну, экономисту по специальности, дипломату по опыту работы сформировать новое правительство.

В конце 80-х годов Дьюла Хорн сыграл заметную роль в реформировании партии, членом Центрального комитета которой он был.

Он — один из основателей Венгерской социалистической партии, которая вошла в состав Социалистического Интернационала, выступил за выход Венгрии из Варшавского Договора и вступление в НАТО.

Вновь правительство столкнулось со сложными экономическими проблемами. Правительства Д. Хорна сразу пришлось решать две проблемы: укрепление финансов государства и улучшения социального положения незащищенных слоев населения.

Правительство предложило осуществить ряд мер, направленных на корректировку экономических реформ. Речь шла, прежде всего, о наведении порядка в сфере приватизации путем отмены реституции и взятие государственного имущества под контроль общественности.

Цель приватизации — не обогащение без меры отдельных граждан, а повышение эффективности экономики. Приватизация должна осуществляться только в тех областях, где она будет приносить неоспоримые и реальные преимущества: в сферах торговли и обслуживания.

Приватизироваться и небольшие производственные предприятия. Социалисты принципиально против передачи в частные руки крупных производственных структур. Задачей нового правительства и стал поиск баланса между различными формами собственности в сельском хозяйстве.

Лишь 16% бывших пайщиков решили создать единоличные хозяйства. Остальные либо вернулись к старым кооперативов, или объединились в новые. Предусматривалось предоставление преимуществ отечественным производителям сельскохозяйственной продукции.

Новое правительство намеревался проследить, чтобы в коммерческих банках «контрольный пакет» принадлежал гражданам страны, чтобы из страны не всплывали привлечены капиталы.

Были определены приоритетные направления реформирования экономики: модернизация и реструктуризация экономики как средство достижения экономического роста, снижение на этой почве безработицы; выравнивания внешнего и внутреннего баланса и инфляции; снижение социальной напряженности и передачи социальной политики в ведение органов местного самоуправления.

Источник: http://moykonspekt.ru/politologiy/parlamentskie-respubliki/

Парламентская республика: понятие, характеристика

  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

  • обязательность решений верховной государственной власти.

    Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

    Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

  • смешанные (полупрезидентские).

    Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    Парламентарная республика
    характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

    В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избираются высший представительный законодательный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть.

    Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство).

    При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента.

    Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

    Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

    Парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе.

    Формально правительство назначает президент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа представлен партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате).

    Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве будущего главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства (или правительства в целом) должна (случить вотум доверия в парламенте, только после этого президент назначает правительство.

    Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

    Глава государства — президент занимает в системе государственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они ограничиваются в основном представительскими функциями.

    Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись.

    Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрассигнованы главой правительства или ответственным министром.

    Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как население не участвует в его выборах. Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ).

    Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства.

    Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществление законодательных полномочий парламента.

    Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (например, в ФРГ — свыше 80%).

    Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

    Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

    Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

    Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения.

    Монархия – в переводе с греческого означает единовластие. Она является одной самых древних форм правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире — это означает не просто власть одного, а власть наследуемая.

    Она нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур.

    Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов.

    Даже в современном мире, несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

    Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке
    престолонаследия.

    Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия.

    Салическая
    система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).

    Кастильская
    система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).

    Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства.

    Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе — империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности.

    Даже формально конституционные, а фактически — декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании), продолжают исполнять эту миссию — символа и инструмента единства.

    В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность — один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

    Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

    Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты.

    Главный недостаток династической монархии, как мне кажется, — случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник.

    В Великобритании – парламентская монархия. Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

    При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может.

    В силу этого, а также исходя из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации (т.е.

    должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством.

    Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков.

    Монарх — это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации.

    Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

    Нынешний суверен – королева Елизавета II, она вступила на престол в 1953. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх – важный символ национального единства.

    Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества.

    С викторианских времен монарх «царствует», но не правит, располагая всего двумя, обычно формальными, прерогативами: он имеет право роспуска парламента и назначения нового премьер-министра, или главы правительства. Сохранился ритуал консультативных встреч вечером по вторникам между монархом и премьером.

    Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит».

    При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти.

    Большинство полномочий монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом.

    Королевская прерогатива — это совокупность полномочий монарха по общему праву. В английской истории эти полномочия рассматривались и как естественно присущие монарху от природы, и как делимые на «естественные» и «политические», и как «неотъемлемые», которые не могут быть ограничены даже Парламентом. Однако после 1688 г.

    королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым.

    Это находит свое отражение в судебной практике.

    В английском конституционном праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические.

    Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, «монарх никогда не умирает», т. е.

    по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что «монарх не может поступать неправильно».

    На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

    Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в области внутренней и внешней политики.

    В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

    Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооружёнными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

    Прерогатива в судебной области Основана на правиле «монарх — источник справедливости». Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях.

    Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования.

    Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

    Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент — законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

    В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

    Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г. практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента.

    Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение.

    Договоры экономического, торгового или технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.

    Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

    В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум — три человека.

    Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации.

    Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете.

    Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским статутом.

    Тайный совет может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Судебном комитете 1833 г.

    В состав Комитета входят: лорд — председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, «ординарные лорды по апелляции» (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права.

    В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников.

    Судебный комитет обладает и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.

  • Источник: http://bukvi.ru/pravo/pravo-pravo/parlamentskaya-respublika-ponyatie-xarakteristika.html

    Ссылка на основную публикацию