Особенности президентской власти в россии и исторические этапы развития государственности

Этапы развития российской государственности. Характеристика подходов

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века.

Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты.

Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле.

Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века.

В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия.

Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви.

Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.

Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI — начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности.

Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон.

После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.

Попытки Павла I (1796 — 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 — 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи.

Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй — укреплением полицейского государства — аракчеевщиной.

Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции.

Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века.

Сменивший Николая I Александр II (1855 — 1881 гг.) наконец-то осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.).

За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.

Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции.

Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными.

Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику.

Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.

Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин.

Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).

Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене — СССР и Соединенных Штатов Америки (США). В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество.

Советские лидеры — наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя.

Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С.

Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.

5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены.

Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность.

Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Источник: https://students-library.com/library/read/70598-etapy-razvitia-rossijskoj-gosudarstvennosti-harakteristika-podhodov

Становление и особенности института президентства в России

PolitBook — 2016 — 1

Х.А. Гаджиев

СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ

Аннотация

В статье предпринята попытка выявления основных факторов учреждения института президентства в России. Представлено поэтапное его развитие, позволяющее проследить путь становления центрального звена политической системы России и выявить основные тенденции его развития.

Автором предложен комплексный подход к рассмотрению института главы государства, в соответствии с которым анализируется не только его место в системе органов государственной власти, но и роль главы государства в федеративных отношениях.

Необходимость подобного формата исследования продиктована тем, что при изучении президентской власти в России зачастую неоправданно игнорируется одна из двух указанных плоскостей или же какой-либо из них уделяется недостаточное внимание.

Это, в свою очередь, не позволяет получить наиболее полное представление о значимости данного института для политической системы России и масштабов его влияния на политический процесс. Проведенный анализ призван заполнить данную нишу.

Ключевые слова:

Россия, президент, политическая система, вертикаль власти.

K. Gadzhiev

INSTITUTE OF THE PRESIDENT IN RUSSIA: ESTABLISHMENT, DEVELOPMENT AND FEATURES

Abstract

The article attempts to identify the main factors in the establishment of institution of the President in Russia. Moreover, the author presents the division into stages of its development, allowing to trace the way of formation a central part of the Russian political system and to identify the key trends of its development.

The author offers the integrated approach to the consideration of the Institute of the Head of state. In accordance with this approach analyses not only its place in the system of public authorities, but also the role of President in federal relations.

The necessity for such study is dictated by the fact that the study of presidential power in Russia is often unfairly ignored one of the two planes, or one of them is paid insufficient attention.

This doesn't allow obtaining the most complete picture of the importance of this Institute for the political system in Russia and the extent of its influence on the political process. The analysis aims to fill this gap.

Key words:

Читайте также:  Многоцелевой самолет як-28: история создания, описание и характеристики

Russia, president, system of state bodies, principal officer of territorial subject, presidential envoy.

Институт президента является важнейшей составляющей любой политической системы, основанной на республиканской форме правления, а его значимость определяется типом государственной системы. Если брать в качестве основной классификации наиболее популярную и общепризнанную, в соответствии с которой выделяют президентские, смешанные

и парламентские типы, то институт президента не является центральным властным звеном только в последних. Однако, даже в них, в очень редких случаях президент имеет лишь представительские функции.

В статье под понятием «институт президента» мы будем подразумевать совокупность формальных правил, регулирующих деятельность и действия главы государства, а также других органов и структур, связанных с президентской властью.

По точному замечанию Н.А. Сахарова, при исследовании института президента необходимо анализировать не только конституционные и другие правовые нормы, относящиеся к нему, но также важно определение соотношения этих норм с политической практикой.

Становление этого института является достаточно длительным и сложным историческим процессом. При этом его формирование, по мнению исследователя, должно осуществляться на основе зарубежного опыта [9, с. 4].

Сюда, однако, стоит добавить, что зарубежный опыт не может и не должен просто копироваться, даже с самых эффективных мировых образцов. В подобных случаях существование заимствованных институтов в новом политическом пространстве становится невозможным.

В любом случае, новые институты конструируются с учетом собственного исторического опыта государства, особенностей политической системы, а также уровня развития общества. В этой связи О.Ф.

Шабров справедливо отмечает, что результаты политической трансформации должны соответствовать базовым ценностям страны, в которой она проводится или, во всяком случае, выбранный путь не должен противоречить ментальности общества [14]. То есть, цель и средства транзита должны быть адекватны «той почве, на которой он происходит», а новые институты должны отвечать традициям и политической культуре общества [15, с. 28].

Руководствуясь вышесказанным, попытаемся проанализировать формирование института президента в России, этапы его развития и особенности. В данном случае важно не просто описать основные функции и полномочия президента, но и выявить его фактические возможности в политическом пространстве.

В СССР и в РСФСР институт президента не вводился вплоть до 1991 года, хотя вопрос этот неоднократно ставился. Связано это было с тем, что идеология советского государства отрицала возможность разделения властей. В СССР и, в частности, в РСФСР власть принадлежала Советам

народных депутатов, то есть представительным органам государственной власти. Фактически же всей полнотой власти обладали партийные структуры Коммунистической партии (КПСС).

В период вхождения в Советский Союз, роль главы государства в России выполнял Президиум Верховного Совета во главе с его председателем.

Он являлся коллегиальным органом, который, не смотря на то, что был наделен достаточно широкими полномочиями, на деле не являлся самостоятельной силой, а был лишь придатком общесоюзного партийного аппарата.

Так, Председатель и Секретарь Президиума подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения [2, с. 17].

Вопрос об учреждении института президента на всесоюзном уровне ставился неоднократно, но первые шаги на пути к введению института президента были сделаны после прихода к власти М.С. Горбачева.

Необходимость введения подобного института власти была связана с начавшимся кризисом федерализма в советском государстве, возникшим вскоре после объявления курса на обновление политической системы. Многие нормативные акты союзных республик, издававшиеся в тот период, противоречили Конституции СССР.

После начавшейся перестройки страну стали потрясать конфликты на национальной почве и социально-экономические проблемы. Требовалось принятие оперативных решений для преодоления сложившейся ситуации.

Верховный Совет и другие органы государственной власти были не в состоянии обеспечить адекватную и своевременную реакцию на усугубляющиеся государственные проблемы. Возникла потребность в эффективной исполнительной власти, которая могла бы в чрезвычайных обстоятельствах принимать компетентные и оперативные решения.

В результате, 14 марта 1990 года был введен пост президента СССР и вице-президента. Конституция 1977 года была дополнена соответствующей главой — «Президент СССР». Президент СССР провозглашался главой государства и избирался гражданами на пятилетний срок.

Первый президент должен быть избран Съездом народных депутатов. Заняв пост президента, М.С. Горбачев также сохранил за собой должность Генсека ЦК КПСС. Тем не менее, на общесоюзном уровне институт президента оказался недолговечным.

После этого события, приблизительно в одно и то же время начался процесс учреждения института президента в некото-

рых союзных республиках. При этом данный процесс в каждой из этих республик имеет, как объективные факторы, так и субъективные.

Так, введение поста президента в РСФСР было вызвано следующими основными факторами: стремительное ослабление исполнительной власти, неэффективность механизмов реализации законов, ослабление внимания к вопросам законности и правопорядка, а также критическое состояние в основных сферах общества.

Кроме того, на фоне социальной дезинтеграции институт президента рассматривался в качестве силы способной консолидировать многонациональный народ. В РСФСР было востребовано появление высшего должностного лица, которое бы укрепляло государственность, представляло и отстаивало интересы республики.

Возникла необходимость заполнения «вакуума» власти, образовавшегося в результате радикальных экономических и политических реформ, требовалась интеграция политической системы и внесение изменений в федеративные связи.

Несбалансированность органов государственной власти создавала необходимость усиления исполнительной ветви власти и повышение эффективности управления [3, с. 48-51].

Основная дискуссия в Конституционной комиссии развернулась при выборе между полупрезидентской и президентской моделями республики. Выбор был сделан в пользу последней.

Был принят закон «О Президенте РСФСР» [5], который стал фундаментом института президента в России. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.

В Конституции РСФСР 1978 года появилась специальная глава «О Президенте РСФСР».

Итак, институт президента сначала в СССР, а затем и в РСФСР, вводился в связи с возникшим кризисом в социальной, экономической и политической сферах, а также для повышения эффективности системы органов государственной власти, которая на тот момент уже не могла справиться с возникшей ситуацией. Нужен был орган, способный мобильно реагировать на возникающие проблемы в основных сферах общества. Кроме того, была необходима ликвидация дисбаланса в государственной системе власти, который возник из-за доминирования законодательной ветви над исполнительной.

По мнению автора, рассматривая развитие института президента в России, необходимо анализировать не только плоскость конституционно-правовой характеристики главы государства, но и его роль в федератив-

ных отношениях. Специфика российской политической системы заключается в том, что в ней выстроена сложнейшая федеративная форма государственного устройства, продиктованная этноконфессиональными и социально-экономическими особенностями административно-территориальных единиц. Во многом такая модель унаследована еще от Союзного государства.

Сама система государственной власти России устроена таким образом, что рассматривая отношения федеральной власти и региональной, мы рассматриваем, по большому счету, отношения института президента и региональной исполнительной власти. В этой связи, крайне важно проанализировать эволюцию отношений «центр-регионы» или института президента и региональной власти.

Понятие «Центр», используемую в политической регионалистике, мы не сводим только к институту президента, но выносим на первый план именно главу государства, так как это соответствует выстроенной политической системе и, в первую очередь, политическим реалиям России.

Таким образом, представляется целесообразным рассмотреть развитие института президентства с точки зрения места и роли президента в системе органов государственной власти, а также уровня влияния на региональную власть.

После апрельского референдума 1991 года, на котором был введен пост президента РСФСР, начинают разрабатываться атрибуты президентской власти, которые бы способствовали его адаптации в политической системе, усилению и становлению одним из центральных институтов власти.

Так, начала создаваться администрация президента, были введены должности государственных секретарей, государственных советников и советников президента. Была учреждена должность главы администрации в краях, областях, автономных областях и автономных округах.

Глава администрации, по сути, являющийся правопреемником исполнительного комитета, назначался и освобождался от должности президентом РСФСР. В этот период союзное руководство было парализовано, а президент РСФСР и Верховный Совет РСФСР начали серьезно укреплять свою власть.

Постепенно все больше вопросов переходило от СССР в ведение РСФСР, и в то же время существенно усиливался институт президента внутри системы российских органов власти. Ряд указов президента фактически привели к организационному развалу КПСС.

Несмотря на то, что президентская власть значительно ограничивалась Верховным Советом, на практике все было иначе. Президент далеко

не всегда согласовывал проекты указов с Верховным Советом, что в итоге привело к обострению отношений между ним и Верховным Советом. Как известно, 21 декабря 1991 года СССР распался, было создано Содружество Независимых Государств.

РСФСР, как и другие союзные республики, получила независимость. 25 декабря 1991 года РСФСР была переименована в Российскую Федерацию.

21 апреля 1992 года в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 года вносятся существенные изменения, в соответствии с которыми полномочия президента значительно расширяются.

На этом этапе президент РСФСР был наделен статусом высшего должностного лица, главы исполнительной власти, а также верховного главнокомандующего Вооруженными силами РСФСР.

Предусматривалась должность вице-президента, который избирался одновременно с президентом.

В его компетенцию входило замещение президента, а также осуществление отдельных полномочий президента в случае подобных поручений самим президентом. Кандидатура вице-президента предлагалась президентом.

Эффективность исполнительной власти предполагалось повысить не только посредством усиления этой ветви, но в первую очередь за счет возможности влиять на законодательную власть. Эту функцию и должен был выполнить институт президента.

Практическое достижение указанной цели отчасти было осуществлено за счет изменений Конституции в апреле 1992 года.

Так, если ранее президент РСФСР мог издавать распоряжения и указы только на основе и во исполнение Конституции, законов и решений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР, то теперь эти нормативные акты издавались «по вопросам, отнесенным к его ведению».

Изменение формулировки касательно актов президента значительно расширили его возможности, а также увеличили значимость этих актов. В частности, теперь акты президента могли восполнять пробелы в законодательстве, а не только дополнять и реализо-вывать уже существующие законы.

При этом сохранялось положение, согласно которому эти акты не должны были противоречить Конституции и законам страны. Был также добавлен пункт относительно того, что в случае противоречия распоряжений и указов президента Конституции или законам РФ, применялись нормы последних. Помимо прочего, президент наделялся правом законодательной инициативы, был уполномочен под-

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-osobennosti-instituta-prezidentstva-v-rossii

Основные этапы становления и развития российской государственности

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Читайте также:  Польша угрожает россии американскими ракетными комплексами

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с военнослужащими войсковой части 

ТЕМА: «Основные этапы становления и развития российской государственности».

Воспитательные цели:

—          отметить военнослужащим, что история отечественного государства и государственности учит нас патриотизму;

—          Детально обсудить периоды развития российской государственности.

Учебные цели:

—          рассказать о первых четырех периодах развития государственного устройства России;

—          отдельно остановиться на настоящем периоде государственного устройства России – Российской Федерации.

Вопросы: 1. Российская государственность: этапы становления и развития.

  1. Российская Федерация в современных условиях.

Время: 1 час.

Место: клуб части.

Дата: __________

Рекомендуемая литература:

«Ориентир» № 12 – 2002.

Метод проведения: лекция

ХОД ЗАНЯТИЯ:

История России насчитывает более тысячи лет. Чтобы осознать, какой это огромный период времени, почувствовать неразрывную связь со своими далекими предками, надо представить, что в течение одного столетия в каждой семье, как правило, одновременно живут три поколения.

Если считать, что происхождение нашего многонационального народа и созданного им государства имело место примерно с середины IX  века, то к нынешнему XXI столетию каждый из живущих ныне россиян может легко представить, какие колоссальный труд, исторический опыт, многовековые усилия и мудрость, накопленные более чем тридцатью поколениями наших предков, стоят, если можно так выразиться, за его спиной.

Но прежде чем говорить об истории любого народа и государства, каждому россиянину следует отчетливо знать и понимать, что же лежит в основе его национальной самобытности? Каковы корни этого уникального исторического явления – особой человеческой общности – многонационального российского народа? В чем отличия его от других народов? Какое влияние оказала Россия на историю и культуру всего человечества?   Для этого надо отчетливо представлять, какие важнейшие этапы государственно-политического развития прошло наше Отечество за свою многовековую историю. Какие источники питали и питают наше  Великое Прошлое.

Каждый народ существует в рамках какого-либо государственного образования, которое и является главным гарантом сохранения его самобытности и независимости. Для обеспечения дальнейшего развития языка и культуры, законов и обычаев и создаются государственные органы власти и управления. Что же представляет собой понятие «государство»?

Государство – это основной институт политической системы любого цивилизованного общества, осуществляющий охрану и функционирование исторически сложившихся политических, экономических и общественных механизмов.

Оно обладает исключительным правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, издание законов и правил, обязательных для всего населения, взимание налогов и сборов.

Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и формирования различных общественных слоев и структур.

Понятие «государство» неразрывно связано и с понятием «государственность», включающим в себя целый ряд относительно самостоятельных элементов.

Во-первых, это определенный тип государственного устройства и соответствующая ему политическая система (режим власти), которая закреплена законодательно.

Во-вторых, это государственный аппарат управления и соответствующая система правоохранительных, судебных органов и учреждений, а также система государственной безопасности и обороны.

В-третьих, это корпус государственных служащих (чиновников), обслуживающих государственную «машину» и тесно связанных с функционированием всего механизма управления. Наконец это идеологическая модель, являющаяся в широком смысле идейным каркасом государственной организации и оформленная в виде государственной идеологии, которая определяет основные цели развития общества.

Государство выполняет важнейшую функцию регулятора взаимоотношений и механизмов взаимодействия различных слоев, групп и партий в рамках данного общественного строя, определяет и контролирует систему законодательства, обязательную для всех граждан (подданных).

Государственная власть является гарантом внутренней и внешней безопасности, социальной стабильности общества и суверенитета (независимости) народа и нации в целом.

В тесной связи с этим находятся проблемы пространственных пределов осуществления государственной власти.

Любые изменения в системе государственной власти являются отражением трансформации отношений в обществе, выступают в роли некого индикатора, указывающего на формирование и развитие определенного типа государственного и общественного строя, призванного обеспечить господство правящего политического слоя (элиты общества).

В определении важнейших этапов государственно-политического развития России с древности до наших дней в качестве основополагающего выступает принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления.

В процессе исторического развития нашей страны именно государство играло главенствующую роль, а его преобразования определяли характер видоизменений, происходивших в общественной сфере, и жестко их регулировали.

Невозможность воздействия общества на государственно-политические органы власти сформировала такой феномен, как российский национальный менталитет (сознание), идеально соответствующий авторитарно-тоталитарной форме правления.

Не случайно, что столь слабый отклик находили в нашей стране идеи давно существующего на Западе гражданского общества, важнейшие институты которого неоднократно пытались ввести в России крупнейшие реформаторы.

Но все попытки реформирования государственных структур, а тем более осуществление коренных преобразований системы государственной власти и управления, оказывались реализованными лишь частично. Характерно, что вслед за реформаторскими усилиями неизбежно следовали так называемые контрреформы.

В соответствии с этим принципом в истории нашего Отечества выделяется пять основных периодов развития государственности: Древнерусское государство (государство Русь), Московское (Российское) государство, Российская империя, Советское государство (Советский Союз) и, наконец, Российская Федерация (Россия) (см. схему).

SHAPE  * MERGEFORMAT

2.

После распада СССР (декабрь 1991 г.) в истории России начался современный  этап развития государственности – жизнедеятельности Российской Федерации.

Причиной распада Советского Союза послужила неспособность Центра решать сложнейшие политические, социальные и национальные проблемы, накопившиеся в стране. Союзные республики стали вести самостоятельный поиск путей выхода из создавшегося положения. Особую роль в этом процессе играла Россия. Именно в ней были сосредоточены основные политические силы, противостоявшие союзному руководству.

В мае 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о суверенитете России, фактически провозгласившая верховенство ее законов над союзным законодательством.

Результатом этого явилась «война законов» между союзным Центром и российскими властями за право распоряжаться собственностью, финансами, административными структурами на территории России. В этих условиях в июне 1991 г. в России был избран первый Президент. Им стал Б.Н. Ельцин.

Августовские события 1991 г. и победа российского руководства коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. Фактическая власть к осени 1991 г. сосредоточилась в руках российских лидеров и региональных элит. Беловежское соглашение подвело черту под существованием СССР.

С начала 1992 г. обновленное российское Правительство начало реальные социально-экономические преобразования, начав с либерализации цен в стране, что повлекло за собой инфляцию и обесценивание денежных вкладов большей части населения.

V съезд народных депутатов РСФСР, работавший осенью 1991 г., предоставил Президенту России дополнительные полномочия для проведения реформ в этой области.

Экономические и социальные трудности неизбежно привели к обострению политической борьбы в обществе. Оппозиционные организации, оправившись от августовского шока и сплотившись, развернули массовую пропаганду против нового руководства страны и его курса. При этом в большей степени использовали идеи восстановления союзной государственности, обеспечения порядка и социальной справедливости.

Изменение настроений в обществе уловили и в высших структурах власти. Со стороны Верховного Совета России в адрес Правительства высказывалась критика.

1992 г. и первая половина 1993 г. прошли под знаком углубления экономического и политического кризиса.

Президенту, Правительству и их сторонникам противостояла мощная коалиция представительной власти (съезд, Верховный Совет) и оппозиционных партий и движений. К концу 1992 г. конфликт приобрел открытый характер.

Обе стороны были вынуждены прибегнуть к посредничеству Конституционного суда и подписать Постановление «О стабилизации конституционного строя РФ», что означало временный компромисс между ними.

Источник: https://shtab.su/konspekt/ogp/osnovnue_etapu_stanovleniya_i_razvitiya_rossiyskoy_gosudarstvennosti.html

Основные этапы развития Российского государства

Предмет и задачи курса ОИ.

История – слово греческого происхождения, возникло это понятие около 5 в. д. н.э. и обозначало рассказ о происшедшем, об узнанном. Отцом истории считают грека Геродота. Отцом русской истории называют Нестора Летописца (11 в. н.э. Киев).

Главный метод изучения истории – Историзм этот подход требует анализа фактов, событий и процессов прошлого в их развитии, взаимосвязи и в связи с порождающими их обстоятельствами, т.е. конкретно их историческим. История наука конкретная изучает не только закономерности, но и сами события, людей, исторические факты.

Задачи истории: 1) Обобщить и проанализировать человеческий опыт; 2) Выявить закономерности в развитии всего человечества, отдельных народов и государств; 3) Сформировать историческое сознание; 4) Дать объективную оценку исторического процесса. Для того чтобы решить эти задачи, историческая наука опирается на методологию и исторические источники.

Методология – это общие принципы, позволяющие упорядочить накопленный исторический материал и создать эффективные объясняющие модели исторического развития. Виды методологии: 1) Субъективистская (Объяснён исторический процесс действиями великих людей); 2) Объективно-идеалистическая (Решающую роль в историческом процессе отводила Богу, Мировой душе и т.д.

); 3) Формационный подход (19в. Карл Маркс, предполагает что человечество в своем развитии происходит ч/з 5 общественно — экономических формаций: Первобытное общинное, Рабовладельческое, Феодальное, Капиталистическое, Коммунистическое); 4) Цивилизационный подход (Рассматривает цивилизацию, в качестве основной структурной единицы исторического процесса).

Исторические источники: Письменный (летописи, книги), Вещественные (все что можно потрогать), Устные (былины, легенды), Этнографические (традиции, обычаи, нравы), Лингвистические (данные языка), аудиовизуально (кино- аудио- фото- документы).

Основные этапы развития Российского государства.

Древнерусское государство (Вторая половина IX – первая треть XII вв. Период возникновения, складывания и развития единого государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии). Русские земли в период политической раздробленности и татаро-монгольского нашествия (Вторая половина XII в. – середина XIII в.

Период существования самостоятельных уделов на Руси с разнообразными формами политического устройства от феодальной монархии до феодальной республики. Установление ига Золотой Орды над северо-восточными и северо-западными русскими землями; вхождение юго-западных земель в состав Великого княжества Литовского и Русского).

Образование и развитие Московского государства (XIV – XVII вв.Период образования Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии). Российская империя (XVIII – начало ХХ вв. Период существования абсолютной монархии). Российская империя периода перехода к ограниченной монархии (Февраль–октябрь 1917 г.

Свержение самодержавия, установление республиканской формы правления). Формирование и существование советского государства ( 1918–1991 гг. 1) 1918 – до конца 20-х гг. 1) создание новой государственной системы (государственной диктатуры пролетариата). Оформление федеративного союзного государства. 2) 1930 – сер. 50-х гг.

2) установление тоталитарного государства, сращивание государственного и партийного аппаратов. 3) сер. 50-х – сер. 80-х гг. 3) ослабление контроля над обществом. Сохранение главенствующей роли КПСС в государстве. 4) 1985–1991 гг. 4) попытка реформирования советской системы в рамках социалистического строя. Формирование многопартийного парламента).

Формирование Российской Федерации (1991–2009 гг. Оформление президентской республики, основанной на принципе разделения властей).

Факторы и специфика исторического развития России.

Читайте также:  Израильская автоматическая винтовка tavor tar 21

Факторы – те условия, которые определяют особенность развития общества и государства в нашей стране. Обширная протяженность территории страны (1). В моменты ее могущества мы занимали шестую часть суши и была самая могущественная держава (2). Неблагоприятные природно – климатические условия, зоны рискового земледелия (леса и болота) (3).

До 18 века у России не было прямого выхода к морям (4). Русь выступает заслоном для Европы от нашествия степных агрессивных кочевых народов (печенеги, половцы, монголотатары)(4). Разнообразие этнокультурного состава (5).

Россия была местом встречи трех религиозных миров (буддийский, христианский, исламский) (5) Специфика:(1, 2) Определение необходимости коллективных усилий людей для освоения этой зоны, преобладание коллективных форм труда рождало коллективный тип сознания, способствовало невыработанности представлений о личных правах людей и значимости частной собственности, т.е.

определило неразвитость правосознания людей. (3, 4) Способствовало развитию изоляционных настроений в русском обществе, развитию идеи об особом не похожем на западный путь нашего исторического развития, лишь Петр 1 первым в нашей истории начал преодолевать эту историческую замкнутость. Эти факторы обеспечивали особую значимость верховной сильной власти единого государя.

(5) Пестрота этнокультурного состава рождала особый культурный мир, носителями которого выступали русские люди с их главной уникальной способностью усваивать черты всех культурных типов народов, которых русские покоряли мирно и не мирно.

Восточные славяне в догосударственный период.

Общественно-политический строй: 1. VI–VIII вв. – разложение родоплеменного строя: переход от родовой к территориальной (или соседской) общине. 2. VIII–IX вв. – складывание догосударственных этнополитических общностей: словене, кривичи, уличи, вятичи, северяне, древляне, поляне, волыняне, белые хорваты, тиверцы, радимичи, дреговичи. 3.

Во главе догосударственных этнополитических общностей стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину. Большую роль в управлении играло вече – народное собрание. Занятия восточных славян: 1. Земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян.

На севере в лесной зоне оно было подсечно-огневое. На юге в степной полосе развивалось пашенное переложное земледелие. В лесостепной зоне сочетались обе формы земледелия. 2. Скотоводство. Разводили волов, лошадей, коров, мелкий рогатый скот. Переход к пашенному земледелию обусловил рост значения лошади как тяглового животного.3. Охота.4. Рыболовство.5.

Бортничество – сбор меда.6. Собирательство.7. Ремесло – ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Религиозные верования восточных славян: В системе верований восточных славян выделяют язычество и политеизм. I. Язычество основывается на одухотворении окружающей человека природы. Языческие религии восточных славян: 1.

Тотемизм – культ животных и растений (медведь, олень, лось, бык, кабан, береза, дуб). 2. Фетишизм – культ неодушевленных предметов (фетишей), наделенных сверхъестественными свойствами. 3. Анимизм – вера в существование душ и духов, управляющих материальным миром. 4. Культ природы – почитание таких природных стихий, как солнце, вода, огонь и земля. II.

Политеизм («многобожие») основывается на вере в существование обширного сонма богов (например, Сварог (бог неба), Даждьбог (бог солнца), Перун (бог грозы); Стрибог (бог ветра)).

Образование и политическое развитие Киевской Руси в IX – начале XIIв.

В процессе образования государственности у восточных славян можно выделить два этапа: 1. Объединение славянских догосударственных общностей в протогосударства (или государственные образования): Куябас центром в Киеве Славия с центром в Новгороде Артания с центром в Рязани или Тмутаракани (Таманский п-ов) 2.

Слияние двух главных политических центров восточных славян в 882 г. – южного с Киевом и северного с Новгородом, возникновение единой «публичной власти» во главе с великим князем киевским. 882 г.

год образования Древнерусского государства – Киевской Руси: Представляла собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода; Была государством с монархической формой правления; В исторической литературе существует несколькотеорий образования Древнерусского государства: Норманнская(30–60-е гг. XVIII в., немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер) – Древнерусское государство было основано варягами (скандинавами) в 862 г. (Рюрик, Синеус, Трувор). Славянская (антинорманнская)(М.В. Ломоносов) – государственность у восточных славян возникла как закономерный результат внутреннего развития. Центристская (большинство современных историков) – Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития, но и при участии варягов. Процесс формирования Древнерусского государства растянулся примерно на полтора столетия. Важными вехами в этом процессе были: 945 г. – складывание налоговой системы: «уроки» – размеры дани; «погосты» – места сбора дани. 988 г. – принятие христианствав византийском варианте, которое создало единое нормативно-ценностное пространство на территории Русской земли. I четверть XI в. – формирование правовой системы («Русская Правда» Ярослава Мудрого). Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа: IX – конец Х в. – складывание территориально-политической структуры Киевского государства в период правления первых князей (Рюрика (862–879), Олега (879–912), Игоря (912–945), Ольги (945–969), Святослава (964–972)); Конец Х – первая половина XI в. – время наивысшего расцвета государства при Владимире I (980–1015) и Ярославе Мудром (1019–1054); Вторая половина XI – начало XII вв.– складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности в период правления Ярославичей и Владимира Мономаха (1113–1125).

Образование и развитие Московского княжества в XIV – XVвв.

Иван III – главный князь, образования единого государства: Оформились границы и в состав вошли: Ярославское, Рязанское, Новгородская, Псковская, Пермская, Вятская, Черниговская, Новгородская, Тверская. Освободилась Русь от уплаты дани, 1480 г. было ликвидировано иго. Полная независимость Руси.

Были сформированы органы верховной и центральной власти, принадлежащие великому князю московскому. Он назвал себя царем Руси и сел на царский престол в полном царском облачении. Герб – двуглавый орел. На ряду с московским князем он советовался с «Боярской думой» (высший совет до конца 17 века). Сложилось два центральных органа: Большой совет и казна.

Все старые границы княжеств ликвидированы, а Россия была поделена на волости,а волости на уезды. В 1497 году Иван III издал первый судебник, т.е. законы, и в общегосударственном масштабе начинается процесс закрепощения крестьян, вводится Юрьев день 26 ноября, в этот день крестьяне получали право перехода от феодала к феодалу.

Господствующий слой состоял из бояр и дворян, при этом бояре были опорой трона и ведущей феодальное сословие.

Реформы Александра II.

Реформы Александра 1-го: Освободил крестьян от крепостной зависимости. Крестьяне становились полноправными свободными гражданами, получали земли в личную собственность. 1862 г. – печати и образования (свобода слова). Выбирается, а не назначается лектор в институте. 864 г – Судебная и Земская.

Самая прогрессивная – вводила общий гражданский суд. Он состоял из судьи, адвоката, прокурора. Вводилось понятие презумпции невиновности (невиновен до приговора). Вводился суд присяжных (приговор выносили выборные, независимые люди).

Земская – в уездах создавались земства – органы самоуправления, которые ведали: местным бюджетом, здравоохранением, народным образованием. 1870 г – сходная: в городах создавались городские думы 1871г. – Военная реформа.

Весь комплекс военных реформ включал следующее: сокращение численности армии; учреждение системы военных округов; отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности. Реформа системы народного образования (1864 г.).

Ликвидирована государственно-церковная монополия в сфере начального образования. Начальные школы могли открывать частные лица и земства. Развитие системы среднего образования (классические и реальные гимназии). Становление женского образования (1862 г. – открытие женских гимназий).

Отечество в эпоху НЭПа.

НЭП – комплекс антикризисных экономических, социальных, идеологических мероприятий, предпринятых большевиками в 1921–1928 гг., направленных на создание многоукладной социалистической экономики с элементами рыночного хозяйства и частной собственности при сохранении «командных высот» в руках советского государства.

Цели НЭПа: Политическая – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая – предотвратить дальнейшее углубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство Социальная – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции.

Внешнеполитическая – восстановить нормальные внешнеполитические и внешнеэкономические связи; преодолеть международную изоляцию. НЭП в своей зрелой форме нес в себе два глубоких и серьезных противоречия. Первое: между рыночным методом строительства социализма и его целью – созданием безрыночной социалистической экономики.

Второе: между монополией большевиков на политическую власть и многообразием политических и экономических интересов различных социальных групп (рабочего класса, крестьянства, нэпманской буржуазии, бюрократии, интеллигенции). Решение этих противоречий открывало перед страной два пути дальнейшего исторического развития.

Первый: большевики развивают НЭП, проводя более радикальную экономическую реформу и открывая больший простор для рыночных отношений и частнопредпринимательской деятельности (включая отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю), рискуя потерять власть.

Второй: большевики ликвидируют НЭП и переходят к безрыночной экономике (без частной собственности, свободы торговли и предпринимательства), укрепляя свою монополию на власть По какому пути пойдет страна, зависело от многих экономических, социальных, политических и идеологических факторов.

Россия в 90-е гг. XX в.

К началу 1990-х гг. в российской экономике накопилось множество структурных перекосов: доминировали добывающие отрасли и ВПК, процветала гигантомания, потребительский рынок не был насыщен, в то же время многие устаревшие производства выпускали никому не нужную продукцию. Ситуация усугублялась распадом союзного государства и дезинтеграцией единого народнохозяйственного комплекса.

По мнению историка Жукова, приватизация преследовала не столько экономические, сколько политические цели: добиться смены общественного строя путем замены государственного типа собственности на частный; создать экономическую и финансовую элиту, призванную стать социальной опорой радикального обновления страны; добиться социально спокойной реакции на фактическую утрату своей доли собственности. Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности. В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями остро встала задача поиска цивилизационной системы ее государственного устройства.

Россия в начале XXI в.

Источник: https://lektsia.com/3×6500.html

Ссылка на основную публикацию