Многоцелевой истребитель су-27: история создания, описание и характеристики

Самолет Су-27. Фото. История. Характеристики

Самолет Су-27 представляет собой многоцелевой всепогодный истребитель советского, а позже и российского производства.

Это высокоманевренная летательная машина четвертого поколения, разработанная в ОКБ Сухого для полного превосходства в воздухе. Над проектом в разное время трудились такие конструкторы: Н.С. Черняков, М.П. Симонов, А.И. Кнышев и А.А. Колчин.

Первый ОП взлетел в 1977 году, а через пять лет Су-27 поступили на вооружение страны. Это основной военный самолет ВВС РФ.

Начиная с конца 60-х, в разных передовых странах началась гонка по созданию многоцелевых истребителей. Первыми приступили США, пытаясь создать продолжение знаменитого F-4C «Фантом». Им стал созданный фирмой «Макдоннел Дуглас» F-15 «Игл». В СССР не хотели отступать и решили дать достойный ответ в виде ПФИ.

К новому конкурсному проекту допустили три ОКБ, институт Сухого не принимал участия. Инженеры были заняты текущими проектами: Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Т-4 и безбилетником ЛА. Но, начиная еще с 1969 года, инженеры из ОКБ уже сталкивались с разработкой самолета типа перспективного фронтового истребителя.

В проекте учитывались многие факторы, не только завоевание воздушного преимущества, но и фактор возможного противника – F-15. Также в тактику входил признанный на тот момент ближний бой маневренного типа.

В 72 году произошли две научно-технические встречи с представителями ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна. Представители КБ Микояна вынесли предложение о создании двух истребителей: легкого и тяжелого.

Каждый из них должен был выполнять разные задачи.

Начались постройки первых прототипов. Т-10-1 – ОП с двигателями АЛ-21-Ф-ЗАИ совершил первый полет в мае 77 года с летчиком испытателем Владимиром Ильюшиным.

Самолет проверяли на устойчивость, управляемость и общую работоспособность. Второй прототип Т-10-2, построенный через год, отлетал недолго.

Попав в продольную раскачку, конструкция разрушилась из-за огромных перегрузок. К сожалению, летчик-испытатель Евгений Соловьев погиб.

Т-10-3 разрабатывался с учетом установки двигателей АЛ-31Ф, но их неготовность привела к позднему первому вылету – 1979 год. Четвертый опытный образец обладал установленной такой же опытной РЛС «Меч».

В конце 79 года к опытной эксплуатации были допущены три экземпляра. Установочная партия производилась на заводе самолетостроения в городе Комсомольск-на-Амуре. Через некоторое время были произведены пять самолетов Су-27 по типу Т-105.

На них, помимо летных испытаний, начали тестировать вооружение.

Параллельно с разработкой Су-27 поступила оперативная информация о F-15 американского производства. По донесениям выяснилось, что советский истребитель значительно уступает заграничному.

Проведенные опыты показали, что еще в 1976 году производители электронной аппаратуры не смогли уложиться в отчерченные им массо-габаритные рамки. РЛС не отвечала всем заданным параметрам.

Было решено спроектировать самолет с самого начала, не доводя до серийного производства.

В самые короткие сроки был сконструирован новый прототип. Т-10С-1, пилотируемый В.С. Ильюшиным, взлетел в апреле 1981 года. Практически все узлы были сконструированы заново. То же самое затронуло и фюзеляж, к примеру, изначально крыло первых образцов было схоже с МиГ-29, а в новом Т-10С ему придали трапециевидную форму.

Кили вмонтировали по бокам двигателей, носовую стойку шасси отодвинули назад на три метра. Тормозные щитки сначала расположили снизу фюзеляжа, в новом проектировании их расположили за кабиной летчика. Стал открываться вверх фонарь кабины. Изменили обводы носовой части.

Число узлов на подвеску ракет увеличили с восьми до десяти.

Созданный новый самолет не только не уступал, но в некоторых ситуациях и превышал заокеанского конкурента. Но на этом конструкторы не остановились, поскольку истребитель продолжал подвергаться модернизации.

В серийное производство Т-10С попал в 1981 году. К нему начали также серийно выпускать двигатели АЛ-31Ф на заводах ММПП «Салют» в Москве и в МПО в Уфе. В ВВС Советского Союза самолеты начали поставлять в 1982 году.

А официально постановлением правительства на вооружение Су-27 поступил 23 августа 1990 года. Во время принятия в ВВС самолет нарекли Су-27С, а в ПВО именовали перехватчиком (Су-27П).

Его не использовали в качестве штурмового самолета.

Планер сконструирован по интегральной схеме аэродинамического типа. Крылья плавно сопрягаются с фюзеляжем и образуют цельный несущий корпус. Они стреловидные – 42 градуса. Аэродинамические характеристики улучшились за счет оснащенных корневых наплывов большой стреловидности и отклоняемых носков.

Наплывы помогли увеличить аэродинамику на сверхскорости. На самом крыле размещены флапероны, отвечающие за одновременное выполнение функций закрылков и элеронов. Оперение горизонтального типа складывается из цельноповортного стабилизатора. Он, в свою очередь, включает в себя две отклоняемые консоли.

В симметричном положении они выполняют функцию руля высоты, а управления по керну в дифференциальном.

Планер состоит из носовой, средней и хвостовой части фюзеляжа. Носовая представлена в виде полумонокока, средняя включает в себя два бака-отсека, гаррот, правый и левый отсеки центроплана. К хвостовой части относятся мотогондолы, центральный бак и хвостовые балки.

Общий вес уменьшен за счет широкого применения титана − около 30%. Практически не используются композитные материалы. В большинстве модификаций горизонтальное оперение часто устанавливают впереди.

Данный самолет является первым серийным самолетом советского производства с наличием электродистанционной системы управления в продольном канале.

ЭДСУ обладает максимальным быстродействием и высокой точностью, что решает проблему быстрого реагирования во время полета.

Модификации самолета Су-27

  • Су-30 – многоцелевой истребитель, рассчитан на экипаж из двух человек.
  • Су-33 – палубный истребитель. В нем присутствует крюк для экстренного торможения.
  • Су-34 – бомбардировщик, используемый в штурмовых операциях.
  • Су-35 – истребитель широкого военного применения.
  • Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).
  • Су-27СК – экспортный экземпляр, производимый с 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.
  • Су-27СМ – более усовершенствованный вариант самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.
  • Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.
  • Су-27СКМ – экспортный вариант Су-27СМ.
  • Су-27П – истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.
  • Су-27УБ – двухместный истребитель учебно-боевого характера.
  • Су-27УБК – экспортный вариант.
  • Су-33УБ – палубный истребитель, сконструированный для боевых учений.
  • Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.

Один из основных отечественных фронтовых истребителей, полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к самолету этого класса. Первый полет на истребителе совершил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 мая 1977 г. К 2000 г. было выпущено 760 самолетов Су-27. Силовая установка: два турбовинтовых двухконтурных с форсажной камерой двигателя АЛ-31Ф тягой по 12 500 кг.

Су-27 фото

Тактико-технические характеристики фронтового истребителя Су-27

  • Размах крыла, м 14,7
  • Размах крыла с управляемыми ракетами Р-73Э на консолях, м  14,95
  • Длина самолета (без штанги приемника
  • воздушного давления), м 21,94
  • Высота самолета, м 5,93
  • Высота самолета Су-27УБ, м 6,36
  • Площадь крыла, м2    62,04
  • Взлетная масса, кг: максимальная  28 000
  • Взлетная масса, кг: нормальная 23 000
  • Масса пустого самолета, кг 16 300
  • Масса топлива во внутренних баках, кг 9400
  • Боевая нагрузка, максимальная, кг 4000
  • Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 2500
  • Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 УБ 2125
  • Скорость у земли, максимальная, км/ч  1400
  • Практический потолок, м: 18 500
  • Практический потолок, м Су-27 УБ:   17 250
  • Динамический потолок, м 24 000
  • Скороподъемность, максимальная, км/ч  300 м/с
  • Дальность практическая, км: Су-27 3900
  • Дальность практическая, км: Су-27УБ 3000
  • Дальность практическая у земли, км 1400

Су-27 схема

Вооружение:

  • масса боевой нагрузки составляет, кг 6000-8000
  • Тип оружия: пушка ГШ-301 (калибр 30 мм);
  • десять управляемых ракет средней, увеличенной и малой дальности;
  • пять контейнеров малогабаритных грузов;
  • до шести блоков неуправляемых ракет (калибра 80, 122 мм);
  • до 38 свободнопадающих бомб.
  • Возможны другие типы оружия.

Военная авиация 

Avia.pro

Источник: http://avia.pro/blog/su-27-frontovoy-istrebitel

Лучший российский самолёт истребитель Су 27 — Авиация России

Су 27 совмещает в себе отличную аэродинамику, большой запас топлива и высокую тяговооруженность, все возможности, присущие уникальному  сверх маневренному боевому самолёту, в котором давно нуждались российские ВВС.

История создания истребителя Су 27

Предсказать масштабы успеха в создании Су-27 отважились немногие. Ранняя история этой машины настолько злополучна, что несколько раз казалось возможным закрытие проекта. Су-27 задуман в 1969 году, когда ОКБ Сухого получило заказ на создание дальнего перехватчика взамен Ту-128, Су-15 и Як-28П.

Самолёт Су 27

Прототип под индексом Т-10-1 совершил первый полёт 20 мая 1977 года под управлением Героя Советского Союза лётчика-испытателя В. Ильюшина, на самолёте стояли двигатели АЛ-21-Ф3, штатное вооружение на борт не устанавливали. На этом экземпляре проверяли общую работоспособность, испытывали машину на управляемость и устойчивость.

В 1978 году передали на испытания второй борт Т-10-2. Один из вылетов закончился катастрофой, лётчик-испытатель Герой Советского Союза Е.

Соловьёв до конца боролся с резко возросшей амплитудой продольной раскачки, но самолёт разрушился и пилоту не удалось спастись.

Следующий Т-10-3 оснастили новыми силовыми установками АЛ-31Ф, а на Т-10-4 поставили опытную радиолокационную станцию «Меч».

В 1979 году, когда поступили данные об американском F-15, стало ясно, что новая машина уступает ему по всем параметрам, да и раньше при продувке моделей Т-10,  наметилась тенденция к ухудшению лётных характеристик. После длительных расчётов было решено переработать всю машину и начать практически с чистого листа.

Всё же разработки прежних прототипов пригодились и новая машина с другим индексом Т-10С-1 уже 20 апреля 1981 года под управлением В. Ильюшина произвела первый вылет.

На этой машине сделаны существенные доработки – изменения коснулись крыла и хвостового оперения, передняя стойка шасси перемещена назад, фонарь кабины теперь не сдвигался, а открывался назад и вверх, тормозной щиток установили сзади кабины пилота и носовая часть самолёта приобрела бульбообразную форму.

Неприятности, казалось, преследовали эту машину – 23 декабря 1981 года на скорости, превосходящей скорость звука произошло повреждение передней части фюзеляжа, лётчику-испытателю А. Комарову не удалось покинуть самолёт и он погиб.

При испытании 16 июля 1983 года разрушение передней кромки крыла и верхней части киля едва не стоило жизни лётчику-испытателю Н. Садовникову, только благодаря мужеству и профессионализму пилота удалось посадить машину на скорости, превышающей посадочную на 100 км/час.

По такой же причине разбился другой борт Т-10С-21, пилот катапультировался.

Самолёт Су 27 в разных ракурсах

Причину установили – увеличенный шарнирный момент предкрылка, усилили планер и конструкцию крыла и уменьшили площадь предкрылка. Испытания показали, что новый самолёт не уступал, а по отдельным параметрам превзошёл F-15. В августе 1993 года самолёт принят на вооружение ВВС под индексом Су-27С, а для войск ПВО, как Су-27 П (перехватчик).

Описание самолёта истребителя Су 27

Су-27 вписывается в традиционную аэродинамическую схему и выполнен по интегральной компоновке со средним расположением крыла с незначительным удлинением. Крыло имеет наплывы, которые образуют плавную кривую сопряжения с фюзеляжем, создавая единое целое с корпусом. Такая компоновка повышает коэффициент подъёмной силы при совершении маневров и увеличивает внутренние объёмы.

В более поздних сериях стреловидность крыла уменьшили, а площадь довели до 62 м2. Форма законцовок крыла стала срезанной и на них разместили торцевые пилоны, которые к тому же играли роль противофлаттерных грузов. Вместо элеронов и закрылков установили флапероны, выполняющих их функции.

Читайте также:  Пассажирский самолет airbus a319 — обзор и технические характеристики

На мотогондолах с внешней стороны смонтировали балки и перенесли на них кили. Чтобы улучшить противоштопорные качества самолёта снизу на балках разместили фальшкили. Площади горизонтального и вертикального оперения увеличили для лучшей устойчивости. В хвостовом ласте между силовыми установками поместили контейнер для тормозных парашютов и оборудование отстрела инфракрасных ловушек.

Основные стойки шасси в поздних сериях машины убираются вперёд в мотогондолы, что создало более плавное сопряжение крыла и фюзеляжа.

Мотогондолы переделали для двигателей АЛ-31Ф с верхним размещением агрегатов, сами силовые установки защищены от попадания посторонних предметов, опускаемыми решётками на воздухозаборниках.

Как выразился генеральный конструктор М.И. Симонов, у Т-10 и Су-27 общее только колёса, остальное изменено.

Машина оснащена двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, имеющими повышенную мощность на форсаже и бесфорсажном режиме. Улучшенные газодинамические характеристики турбокомпрессора и особая конструкция воздухозаборников повысили надёжность и устойчивость работы двигателей в режимах глубокого помпажа на сверхзвуке и в условиях прямого, перевёрнутого и плоского штопора.

Самолёт Су 27 схема

Топливная система рассчитана на большой запас горючего, она включает четыре бака: передний фюзеляжный – 4020 л, бак центроплана – 5330 л, два крыльевых отсека – 1270 л, бак в хвосте – 1350 л.

Кабина лётчика оснащена катапультным креслом К-35ДМ. На Су-34 и на Су-27КУБ пилоты размещены по схеме «бок о бок», на остальных двухместных вариантах они расположены тандемом.

Установка на самолёте лазерного дальномера и теплопеленгатора дают возможность пилоту искать и обнаруживать противника в скрытом режиме, не включая бортовую РЛС и не демаскируя своё положение. Эти системы разрешают обнаружить цель спереди на удалении 30 км, в задней полусфере – 15 км.

На большой дальности поражение самолёта противника обеспечивает РЛС Н001 и высокие характеристики оптико-электронной прицельной системы. Основным средством ведения воздушного боя Су-27 стали управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-73 и Р-27 средней и малой дальности. Позднее появилась на вооружении Су-27 ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ).

Лётно-технические характеристики и вооружение самолёта Су 27

  • Длина самолёта (со штангой ПВД) – 21,94 м.
  • Высота самолёта – 5,93 м.
  • Размах крыла – 14,7 м.
  • Площадь крыла – 62,94 м2.
  • Двигатели – АЛ-31Ф.
  • Тяга на форсаже – 2 х 122,59 Кн.
  • Тяга на бесфорсажном режиме – 2 х 74,53 Кн.
  • Вес пустого самолёта – 16400 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 28 т.
  • Максимальный вес топлива – 9400 кг.
  • Нормальный вес топлива – 5270 кг.
  • Скорость у земли – 1400 км/час.
  • Скорость на высоте – 2500 км/час.
  • Практический потолок – 18500 м.
  • Дальность полёта – 3680 км.
  • Боевой радиус на малой высоте – 420 км.
  • Боевой радиус на средней высоте – 1090 км.
  • Вооружение — 4 УР «воздух-воздух» Р-73, 6 УР Р-27.

Интересные факты о истребителе Су 27

Для изготовления Су-27 не использовались композитные материалы, зато 30 процентов планера и консолей изготовлены из титана.

«Русские витязи» истребитель Су 27

Корневые наплывы крыла Су-27 похожи на стрелы и нужны для повышения аэродинамических характеристик.

Фигура высшего пилотажа «кобра», которую исполнил Су-27 на авиационном шоу во Франции, вызвала всеобщее восхищение и зависть конкурентов.

В США два Су-27 принадлежат частным лицам.

Российская промышленность выпустила 20 модификаций Су-27, из них и более поздние известные как Су-33, Су-34, Су-35 и отдельно четыре украинских модификации.

Видео: знаменитая «Кобра» Пугачева на Су 27

Источник: http://aviarf.ru/luchshij-rossijskij-istrebitel-su-27/

Многоцелевой истребитель Су-27

Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker, Флэ́нкэ — англ. Удар во фланг) — советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого и предназначеный для завоевания господства в воздухе. Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев.

Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году, а в 1984 году самолёты начали поступать в авиационные части. На текущий момент является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.

На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.

Начало разработок

В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения.

Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 года была развёрнута программа FX (Fighter Experimental).

Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969 году, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «Макдоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 году появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и F-15B.

В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного истребителя четвёртого поколения, к которой в 1969 году приступило ОКБ Сухого. Учитывалось, что основным назначением создаваемого самолёта будет борьба за превосходство в воздухе. Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний

Прототипы

Т-10

В 1975—1976 годах стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками. Тем не менее, опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая 1977 (пилот — заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин).

В одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов и разрушился в воздухе. Лётчик погиб.

В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива.

Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины. Было принято решение начать создание самолета практически с нуля, не выпуская машину, отстающую по своим характеристикам от главного конкурента.

Т-10С

В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо. Машина была значительно изменена, почти все узлы созданы «с нуля».

Полученные при испытаниях данные показали, что был создан действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. Хотя и тут не обошлось без катастроф: в одном из полётов в критическом режиме из-за разрушения планера погиб Александр Комаров.

Некоторое время спустя, на этом же режиме в аналогичную ситуацию попал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству летчика-испытателя, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Н. Ф.

Садовников посадил на аэродром повреждённый самолёт — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины.

В срочном порядке были проведены мероприятия по доработке самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.

В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, в том числе и в процессе серийного производства.

Принятие на вооружение

Первые серийные Су-27 стали поступать в войска в 1984 году.

Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях.

К этому времени Су-27 уже более 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение в ВВС самолёт получил обозначение Су-27С (серийный), а в авиации ПВО — Су-27П (перехватчик).

Конструкция

Планер 

Су-27 выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет интегральную компоновку: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Стреловидность крыла по передней кромке составляет 42°.

Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта на больших углах атаки оно оснащено корневыми наплывами большой стреловидности и автоматически отклоняемыми носками. Наплывы также способствуют увеличению аэродинамического качества при полёте на сверхзвуковых скоростях.

Также на крыле расположены флапероны, одновременно выполняющие функции закрылков на взлётно-посадочных режимах и элеронов.

Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора, при симметричном отклонении консолей выполняющего функции руля высоты, а при дифференциальном — служащего для управления по крену. Вертикальное оперение двухкилевое.

Для уменьшения общего веса конструкции широко используется титан (около 30 %).

На многих модификациях Су-27 (Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и др.) установлено переднее горизонтальное оперение. Су-33, вариант машины морского базирования Су-27, кроме того, для уменьшения габаритов имеет складные консоли крыла и стабилизатора, а также оснащён тормозным гаком.

Су-27 — первый советский серийный самолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) в продольном канале.

По сравнению с бустерной необратимой системой управления, применявшейся на его предшественниках, ЭДСУ обладает большим быстродействием, точностью и позволяет применять гораздо более сложные и эффективные алгоритмы управления.

Необходимость её применения вызвана тем, что с целью улучшения маневренности Су-27 был сделан статически неустойчивым на дозвуковых скоростях.

Силовая установка

Базовый Су-27 оснащен парой широко разнесенных турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф с форсажными камерами, расположенными в мотогондолах под хвостовой частью фюзеляжа.

Разработанные конструкторским бюро «Сатурн» двигатели отличаются низким расходом топлива как на форсаже, так и на режиме минимальной тяги. Масса двигателя составляет 1520 кг.

На двигателях имеется четырёхступенчатый компрессор низкого давления, девятиступенчатый компрессор высокого давления и одноступенчатые охлаждаемые турбины высокого и низкого давления с камерой дожига.

Разделение двигателей было продиктовано необходимостью уменьшить взаимное влияние, создать широкий внутренний туннель для нижней оружейной подвески и упростить систему всасывания воздуха; между двигателями находится балка с контейнером тормозного парашюта.

Воздухозаборники снабжены сетчатыми экранами, которые остаются закрытыми до тех пор, пока носовое колесо не оторвется от земли при взлете. Концентрические сопла форсажных камер охлаждаются воздушным потоком, проходящим между двумя рядами «лепестков». На некоторых модификациях Су-27 в хвостовой балке предполагалось устанавливать РЛС заднего обзора (при этом тормозной парашют переносился под корпус самолёта).

На модернизированных истребителях Су-27СМ2 устанавливаются более мощные и экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1, оснащенные управляемым вектором тяги.

Тяга двигателей была повышена относительно базового двигателя АЛ-31Ф на 1000 кгс, расход топлива при этом был снижен с 0,75 до 0,68 кг/кгс*ч, а увеличение до 924 мм диаметра компрессора позволило поднять расход воздуха до 118 кг/с[4].

Читайте также:  Газ-3310 валдай — средний грузовик с хорошей грузоподъемностью для современных городов

АЛ-31ФП (на некоторых модификациях Су-30) и более совершенные «Изделие 117С» (на Су-35С), оснащенные поворотным соплом с отклоняемым на ±15° вектором тяги, что значительно увеличивает маневренность самолёта.

На других модификациях истребителя также устанавливаются модернизированные двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-31Ф-М1, АЛ-31ФП и Изделие 117С. Ими оснащаются глубоко модернизированные самолеты Су-27СМ2, Су-30 и Су-35С соответственно.

Двигатели значительно повышают маневренность и, прежде всего, позволяют управлять самолетом на околонулевых скоростях и выходить на большие углы атаки.

Сопла двигателей отклоняются на ±15°, что позволяет свободно менять направление полета как по вертикальной, так и по горизонтальной оси.

Большой объём топливных баков (около 12 000 л) обеспечивает дальность полёта до 3680 км и боевой радиус до 1500 км. Размещение подвесных топливных баков на базовых моделях не предусмотрено.

Бортовое оборудование и системы

Бортовое оборудование самолёта условно делится на 4 независимых, функционально связанных комплекса — система управления вооружением СУВ, пилотажно-навигационный комплекс ПНК, комплекс связи КС и бортовой комплекс обороны БКО.

Оптическая система поиска и прицеливания

Являющаяся частью комплекса вооружения базового Су-27 электрооптическая система ОЭПС-27 включает в себя лазерный дальномер (эффективная дальность до 8 км) и инфракрасную систему поиска и прицеливания (ИРСТ) (эффективная дальность 50-70 км).

В этих системах применяется та же оптика, что и в зеркальных перископах, сочлененных с координирующим стеклянным шаровым сенсором, который перемещается по высоте (10° при сканировании, 15° при наведении) и азимуту (60° и 120°), что позволяет датчикам оставаться «направленными».

Большим преимуществом ОЭПС-27 является возможность открытого наведения на цель.

Интегрированная система управления вектором тяги и контроля над полетом

Управление соплами двигателя АЛ-31ФП интегрированы в систему контроля над полетом (СКП) и программное обеспечение. Управление соплами производится через цифровые компьютеры, которые являются частью всей СКП в целом.

Поскольку движение сопел полностью автоматизировано, пилот не занят управлением отдельными векторами тяги, что позволяет ему полностью сосредоточиться на управлении самолетом. Система СКП сама реагирует на любое действие пилота, работающего, как обычно, ручкой и педалями.

За время существования Су-27 система СКП претерпела существенные изменения. Первоначальная СДУ-10 (радиоуправляемая система дистанционного управления), которая устанавливалась на ранних Су-27, имела ограничения по углу атаки, отличалась вибрацией ручки управления вектором тяги.

На современных Су-27 установлена цифровая СКП, в которой функции контроля тяги продублированы четырёхкратно, а функции контроля отклонения от курса — трехкратно.

Кабина 

Кабина имеет двухсекционный фонарь, состоящий из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части. Рабочее место летчика оборудовано катапультируемым креслом К-36ДМ-. В базовой модели СУ-27 кабина была оборудована обычным набором аналоговых циферблатов и маленьким дисплеем радара (последний был снят с самолетов группы «Русские витязи»).

Поздние модели оснащены современными многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями с пультами управления и индикатором отображения навигационной и прицельной информации на фоне лобового стекла.

Рычаг рулевого управления имеет на передней стороне кнопки управления автопилотом, джойстики триммирования и целеуказания, переключатель выбора оружия и кнопку стрельбы на обратной стороне.

Вооружение и оборудование

Бортовая РЛС Н001 оснащена антенной Кассегрена диаметром 1076 мм и способна обнаруживать воздушные цели класса «лёгкий истребитель» на расстоянии 60-80 км в передней полусфере и 30-40 км в задней полусфере. РЛС может одновременно сопровождать до 10 целей в режиме СНП (сопровождение на проходе) и управлять наведением двух ракет по одной цели.

В дополнение имеется квантовая оптико-локационная станция (КОЛС) с лазерным дальномером 36Ш, сопровождающая цели в простых метеоусловиях с большой точностью. ОЛС позволяет вести цель на малых дистанциях, не излучая радиосигналы и не демаскируя истребитель.

Информация от бортовой РЛС и от ОЛС выводится на индикатор прямой видимости (ИПВ) и рамку ИЛС (индикация на лобовом стекле).

Ракетное вооружение размещено на АПУ (авиационное пусковое устройство) и АКУ (авиационное катапультное устройство), подвешенных в 10 точках: 6 под крыльями, 2 под двигателями и 2 под фюзеляжем между двигателями.

Основное вооружение — до шести ракет «воздух-воздух» Р-27, с радиолокационным (Р-27Р, Р-27ЭР) и двух с тепловым (Р-27Т, Р-27ЭТ) наведением.

А также до 6 высокоманевренных ракет ближнего боя Р-73 оснащённых ТГСН с комбинированным аэродинамическим и газодинамическим управлением.

О сравнительных боевых возможностях F-15 и Су-27 можно судить по итогам визита в США на авиабазу Лэнгли в августе 1992 лётчиков Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и ответного визита американских лётчиков в Липецк в сентябре того же года, а также на Авиабазу Саваслейка в 1996 году.

Были организованы «совместные маневрирования» самолётов F-15D и Су-27УБ, (по мнению российских лётчиков, F-15 уступает в маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и МиГ-29).

, что однако мало говорит о превосходстве какой-либо из машин, так как ближние бои в настоящее время происходят крайне редко и большее значение приобретает бой с применением ракет и преимущество в обнаружении противника на дальних дистанциях.

Cope India 2004

Во время совместных американо-индийских учений в феврале 2003 года состоялось несколько тренировочных воздушных боёв. В учениях с индийской стороны участвовали самолёты российского и французского производства, семейств «Су», «МиГ» и «Мираж».

Во время манёвров в трёх из четырёх учебных воздушных боев индийским пилотам на Су-30МКИ (Су-30 модернизированный коммерческий индийский) удалось «победить» американцев.

Будучи озабоченным растущим количеством продаж российских истребителей Су-27 и Су-30 по всему миру, военное командование США приобрело у Украины два истребителя Су-27 российского производства. На них будут испытывать эффективность новых американских радаров и системы радиоэлектронного подавления. 

  • 19 марта 1993 года, во время Абхазской войны, Су-27 ВВС России вылетел с аэродрома Гудаута на перехват двух воздушных целей (предположительно пары Су-25 ВВС Грузии), но цели обнаружены не были. При развороте для возвращения предположительно был сбит зенитной ракетой в районе с. Шрома, Сухумского р-на. Лётчик Шипко Вацлав Александрович погиб. 
  • В 1999—2000 годах несколько Су-27 принимали участие в эфиопо-эритрейской войне в составе ВВС Эфиопии. В воздушных боях они сбили 3 эритрейских МиГ-29 (ещё один МиГ, возможно, был списан из-за полученных повреждений), не понеся потерь. 
  • Во время войны в Южной Осетии Су-27 совместно с МиГ-29 контролировал воздушное пространство над Южной Осетией. Возможно, было совершено несколько попыток перехвата грузинских штурмовиков. Результаты этих вылетов точно неизвестны. Возможно, в одном из них 10.08.2008 г. был сбит грузинский штурмовик.

 

Всего было выпущено около 600 самолётов.

Состоят на вооружении:

 Россия — до 350 самолётов

 Китай — 46 самолётов (куплены до 1996 года), в 1998 году подписано соглашение о сборке 200 истребителей под маркой J-11. На 2008 год в общей сложности 276 Су-27,Су-30 и J-11.

 Украина — 27 самолётов.на 2010 год. 

 Казахстан — 25 самолётов на 2010 год.

 Узбекистан — 25 самолётов на 2010 год.

 Белоруссия — 23 на 2010 год.

 Ангола — 14 самолётов на 2010 год.

 Вьетнам — 12 самолётов, ожидается поставка ещё 24. 

 Эфиопия — 11 Су-27 на 2010 год.

 Армения — 10 самолётов.

 Эритрея — 10 самолётов на 2010 год.

 Индонезия — 2 Су-27СК, заказаны 3 Су-27СКМ (будут поставлены в 2009 году).

 США — 2 самолёта, используются в исследовательских целях.

Источник: https://3mv.ru/publ/su_27/4-1-0-2084

Опытные советские самолеты глазами запада. Многоцелевой истребитель Sukhoi Su-27 Flanker (Су-27)

Тип летательного аппарата: Sukhoi Su-27
Классификация НАТО: Flanker

Разработанный в ОКБ Сухого Su-27 Flanker является эквивалентом американского F-15 Eagle и представляет собой сверхзвуковой, всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе.

Flanker оснащен комплексом вооружения, способным обнаруживать цели на фоне земли и уничтожать их ракетами воздух-воздух без визуального контакта. Второстепенной задачей Su-27 является уничтожение наземных целей.

Дальность полета самолета, его тяговооруженность и маневренность значительно превосходят соответствующие параметры более ранних советских истребителей.

Большой импульсно-доплеровский радиолокатор и тяжелое вооружение должны придать Su-27 большие возможности по уничтожению низколетящих самолетов и крылатых ракет. Еще больше данные возможности возрастут при совместной деятельности Su-27 с новым советским самолетом ДРЛО, создающимся на базе Ил-76 и носящим классификационный код НАТО Mainstay.

схема истребителя Sukhoi Su-27 Flanker (Pilot Press)

Считается, что на единственной опубликованной фотографии Su-27 представлен прототип или предсерийная модель с криволинейными законцовками. Серийные истребители Su-27 имеют спрямленные законцовки с установленными на них пилонами для ракет воздух-воздух; кили вертикального оперения серийных машин перемещены от гондол двигателей в сторону от центральной линии фюзеляжа.

прототип или предсерийный истребитель Sukhoi Su-27 Flanker, который отличается от серийной версии криволинейными законцовками крыла, килями вертикального оперения, перемещенными от гондол двигателей в сторону от центральной линии фюзеляжа, и неудлиненной задней частью фюзеляжа

Производство Su-27 сосредоточено на заводе в г. Komsomolsk (Комсомольск-на-Амуре), Хабаровского края. Ожидается, что истребитель достигнет эксплуатационной готовности в течение 1986 года и совместно с МиГ-31 заменит большое количество МиГ-21, МиГ-23/27, Su-21 (Су-15) и МиГ-25 в 17 воздушных армиях, действующих в составе советских военных округов и групп войск.

в полете пара истребителей Sukhoi Su-27 Flanker (рисунок художника министерства обороны США)

Flanker вместе с рядом других самолетов был обнаружен на базе авиации ВМФ, Саки, Черное море.

Там советский военно-морской флот располагает 975 футовым (297 м) макетом летной палубы, оснащенным комплектом тормозных посадочных устройств и барьеров, а также двумя трамплинами.

Данный макет построен в рамках программы создания в Николаеве 65000-тонного авианосца с ядерной силовой установкой. Это может указывать на возможность производства модификации Su-27, предназначенной для оснащения авиагруппы советского авианосца.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sukhoi Su-27 Flanker

Назначение: многоцелевой истребитель

Статус: серийное производство

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя неизвестного типа, предположительно Tumansky R-31 (АЛ-31Ф); по оценкам каждый из двигателей на форсаже развивает тягу 30000 фунтов (133,5 кН)

Размеры:

размах крыла 47 футов 7 дюймов (14,50 м) длина 69 футов 0 дюймов (21,00 м)

высота 18 футов 0 дюймов (5,5 м)

Вес:

максимальный взлетный от 40000 до 60000 фунтов (от 20000 до 27200 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря M = 1,1 (725 узлов, 1345 км/ч, 835 миль/ч) максимальная скорость на высоте 36000 футов (11000 м) M = 2,0 (1150 узлов, 2120 км/ч, 1320 миль/ч)

боевой радиус 810 морских миль (1500 км, 930 миль)

Вооружение:

шесть ракет воздух-воздух средней дальности с радиолокационной головкой самонаведения AA-10 (Р-27Р) набор из шести ракет AA-10 (Р-27Р) и ракет малой дальности AA-11 (Р-73) бомбы, блоки НУРС

общий вес боевой нагрузки 13225 фунтов (6000 кг),включая двенадцать 500-кг бомб, размещается на внешних подвесках 

источник: AIR VICE-MARSHAL R. A. MASON CBE MA RAF and JOHN W. R. TAYLOR «Aircraft Strategy and Operations of the Soviet Air Force» JANE'S

Читайте также:  Ниндзя – супер шпионы средневековой японии

Источник: http://alternathistory.com/content/opytnye-sovetskie-samolety-glazami-zapada-mnogocelevoy-istrebitel-sukhoi-su-27-flanker-su-27

Истребитель Су-27 (СССР)

Истребитель Су-27 (код — НАТО «Flanker») предназначен для ведения дальнего и ближнего воздушного боя, перехвата и уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов над своей территорией и обеспечения действий сил флота на удалении 300—400 км от береговой черты.

Истребитель Су-27 способен вести боевые действия в пределах и за пределами радиолокационного поля АСУ, при применении противником средств радиоэлектронного и огневого противодействия ПВО, в любых метеоусловиях, днем и ночью.

Создавался как противовес американскому истребителю F-15 для завоевания и удержания превосходства в воздухе. Разработка началась в 1969 г., а первый опытный самолет Т10-1 взлетел в 1977 г. Первый полет Су-27 (Т10-7) совершил 20 марта 1981 г., серийно Су-27 строится с 1982 г., Су-27УБ — с 1986 г.

Самолет разрабатывался в следующих модификациях:
Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик.

Су-27УБ — учебно-боевой самолет.

Предназначен для тренировки, приобретения (совершенствования) навыков и контроля действий летчиков строевых частей в технике пилотирования, самолетовождения, в групповых полетах и боевом применении, для обучения курсантов летных училищ и летчиков при переучивании на самолет Су-27, а также для решения боевых задач, возлагаемых на истребитель Су-27. Двухместный учебно-боевой истребитель Су-27УБ способен вести боевые действия в любых метеоусловиях, днем и ночью, в пределах и за пределами радиолокационного поля АСУ, в условиях применения противником средств радиоэлектронного и огневого противодействия.

Су-27УБ — учебно-боевой истребитель. Двухместный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, выполненный по интегральной схеме и обладающий совокупностью летных характеристик, вооружения и оборудования, определяющих его как высокоэффективный боевой комплекс, не уступающий или превосходящий соответствующие зарубежные самолеты.

Первый Су-27УБ поднялся в воздух 7 марта 1985 г., а с середины 1986 г. запущен в серию. На базе Су-27УБ создан многоцелевой истребитель Су-ЗОМК, двухместная ударная модификация, имеющая взлетную массу 34000 кг и массу боевой нагрузки до 8 т.

Су-27УБ имеет уникальные летные характеристики благодаря интегральной аэродинамической компоновке. при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус высокой тяговооруженности, с большим внутренним объемом для размещения электронного оборудования и топливной системы, имеющей максимальный запас топлива во внутренних баках 9.5 т.

Головная часть фюзеляжа представляет собой по-лумонокок из алюминиевых сплавов с интегральной поверхностью. В радиопрозрачной носовой части расположена антенна радиолокатора, далее — блок прицела.

двухместная кабина экипажа, под которой размещена носовая стойка шасси, служащая защитой экипажа от поражения с нижней полусферы. В правом буле находится встроенная пушечная установка калибра 30 мм. В закабинном и подкабинных отсеках располагается радиоэлектронное и самолетное оборудование.

Средняя часть фюзеляжа состоит из переднего топливного бака, центроплана и обтекателей основных стоек шасси.

Крыло самолета имеет мощную механизацию (отклоняемые носки и закрылки). На концах крыла находятся дифференциально отклоняемые поверхности управления — флаппероны, в кессонах крыла — топливные баки, на торцевых нервюрах — точки навески вооружения (еще по 2 узла навески расположены на нижней поверхности каждой консоли).

Су-27УБ оснащен когерентной импульсно-доплеровской РЛС нового поколения. Станция способна сопровождать одновременно до 10 целей на дальности до 100 км с выбором до 2 целей на поражение на дальности до 65 км.

Оптико-электронная инфракрасная прицельная система с оптико-локационной дальномерной станцией (ОЛС) с ночным и дневным режимами служит для наведения ракет класса «воздух-воздух».

Система сопровождения целей нашлемная, с дублированием на индикатор лобового стекла и индикатор прямой видимости. Система управления оружием осуществляет в автоматическом режиме процесс сопровождения целей и пуска ракет с заданными интервалами и последовательностью.

Аппаратура бортовой оборочы состоит из системы оповещения о радарном облучении самолета «Береза» с зоной обзора 360° и устройства пассивных помех — тепловых ловушек и дипольных отражателей.

Для ведения ближнего воздушного боя и поражения наземных объектов самолет оснащен встроенной автоматической скорострельной пушкой ГШ-301 (калибр 30 мм, боезапас 150 снарядов, темп стрельбы 1500 выстр./мин). При выполнении задач перехвата воздушных целей на 10 точек подвески могут навешиваться ракеты класса «воздух-воздух» в различных сочетаниях.

Самолет способен нести ракеты ближнего боя Р-73 с ИК ГСН, Р-27 с радиолокационной полуактивной или ИК ГСН, ракеты увеличенной дальности Р-27 с радиолокационной полуактивной или ИК ГСН. При действии против наземных целей самолет несет блоки НУР и авиационные бомбы суммарной массой до 8000 кг.

Кроме того, на него могут навешиваться контейнеры с разведывательным оборудованием, средствами РЭП и т. д.

Система спасения экипажа включает 2 катапультных кресла К-36МД второй серии, предусматривающих спасение пилотов на высотах от 0 до 25 км при скоростях от 0 до 1400 км/ч.

Кресло имеет встроенную кислородную систему, которая обеспечивает выживание пилота при катапультировании на больших высотах, носимый аварийный запас НАЗ-8, спасательный надувной плот ПСН-1, средства сигнализации и медикаменты.

Су-27К (Су-33) — корабельный истребитель. Создан на базе фронтового истребителя Су-27. Первый в мире серийный самолет, выполненный по схеме «триплан» с ПГО. Предназначен для уничтожения средств воздушного нападения противника самостоятельно и во взаимодействии с другими силами и средствами корабельного авианосного соединения при решении задач ПВО и ПРО.

Корабельный истребитель трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки Су-33, кроме того, способен обеспечивать боевые действия других видов авиации ВМФ (корабельной, морской ракетоносной, противолодочной и авиации обеспечения, включающей самолеты и вертолеты радиолокационного дозора); уничтожать противолодочные самолеты и вертолеты противника в районах развертывания и действия подводных лодок, самолеты-разведчики (в том числе и ДРЛО), транспортные самолеты (вертолеты), крылатые ракеты, а также беспилотные летательные аппараты корабельного и берегового базирования; вести воздушную разведку штатными бортовыми средствами; осуществлять постановку морских мин.

Самолет выполнен по схеме «триплан» с передним горизонтальным оперением. Его планер создан по интегральной аэродинамической схеме, при которой крыло и фюзеляж образуют единый несущий корпус. Используется автоматически отклоняющаяся механизация передней и задней кромок крыла для полета по огибающей поляр.

В отличие от истребителя Су-27, самолет Су-33 имеет складывающиеся консоли крыла и стабилизатора для уменьшения поперечного размера в походном положении; посадочный гак для захвата приемного троса аэрофинишера (в хвостовой части), систему дозаправки топпивом в полете; переднее горизонтальное оперение,установленное на наплыве крыла; изменения в конструкции головной части фюзеляжа, улучшающие обзор летчика, а также в форме хвостового контейнера. Усилено шасси, носовая стойка имеет два колеса, по сравнению с самолетом Су-27 изменена форма хвостового контейнера, крыло и горизонтальное оперение складные. Вместо флаперонов применен двухсекционный закрылок. Самолет имеет 2 турбореактивных двигателя АЛ-31Ф в морском исполнении (АЛ-31К).

Су-33 оснащен системой управления вооружением с импульсно-доплеровской РЛС (обеспечивает сопровождение на проходе, поиск и сопровождение целей на фоне земли, воды); оптико-электронным локатором с нашлемной системой целеуказания (оптическая головка локатора для улучшения обзора смещена вправо); электродистанционной системой управления с четырехкратным резервированием; автоматической системой ограничения допустимого угла атаки и предельной перегрузки; катапультным креслом К-36 с увеличенным углом наклона спинки (в аварийной ситуации на малой высоте обеспечивается автоматическое катапультирование без участия летчика).

Установлено вооружение: пушка ГШ-301 (30 мм, 250 патронов); до двенадцати УР класса «воздух-воздух», в том числе УР средней и промежуточной дальности Р-27 и Р-77 различных модификаций, ракеты малой дальности Р-73, свободнопадающие бомбы. На подфюзеляжном узле может размещаться сверхзвуковая противокорабельная ракета типа «Москит».

Под фюзеляжем возможна подвеска системы дозаправки в воздухе УПАЗ (в этом случае самолет способен передавать другим истребителям до 6000 кг топлива). Общая масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески — 6500 кг.

Базируется на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Фпота Советского Союза Кузнецов». ВМС к 1995 г. передано 24 серийных истребителя.

Су-27ПУ (Су-30) — самолет наведения и целеуказания. Создан на базе Су-27УБ.

Су-27М (Су-35) — многоцелевой истребитель.

П-42 — рекордный самолет.

Су-27УП — учебно-патрульный самолет для ПВО. Установлена система дозаправки топливом в воздухе.

Су-27СК. Су-27СМК — экспортные варианты истребителя Су-27.

Су-27ИБ — прототип истребителя-бомбардировщика Су-34.

Базовый Су-27 выполнен из металлов с большой долей титановых сплавов. Интегральная конструкция крыла и фюзеляжа с большими наплывами позволила увеличить внутренний запас топлива, поэтому отпала необходимость в подвесных топливных баках.

Крыло самолета имеет стреловидность по передней кромке около 45°, с почти прямой задней кромкой, повышающей эффективность закрылков и элеронов.

Большие передние наплывы в корневой части крыла увеличивают подъемную силу и улучшают его свойства на больших углах атаки, а также благоприятно влияют на работу воздухозаборников двигателей.

Крыло оснащено автоматически отклоняющейся механизацией передней и задней кромок, а также воздухозаборником, обеспечивающим защиту двигателей от попадания посторонних предметов.

Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф с максимальной тягой по 12500 кгс. Они устойчиво работают на режимах глубокого помпа-жа воздухозаборника на числах М

В состав пилотажно-навигационного комплекса входит информационный комплекс высокоскоростных параметров (ИКВСП), автоматический радиокомпас АРК-19 или АРК-20, радиовысотомер А-38, а также РСБН. Радиосвязное оборудование включает УКВ-радиостанцию Р-800, КВ-радиостанцию Р-864 и аппаратуру записи переговоров.

Средства РЭБ включают станцию предупреждения о радиолокационном облучении «Береза», устройства выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей. На крайних крыльевых узлах подвески вместо пусковых устройств для подвески ракет возможна установка контейнеров станции помех.

Авиационные средства поражения размещаются на истребителе на 10 точках подвески и предусматривают две противорадиолокационные ракеты Х-31П на узлах под воздухозаборниками двигателей и до шести УР Х-29Т и Х-29Л на средних подкрыльевых пилонах; до десяти ракет «воздух-воздух», в том числе Р-77 на внешних подкрыльевых пилонах и Р-73 (могут запускаться при перегрузках самолета-носителя до 8,5 д) на концах крыльев; до пяти контейнеров малогабаритных грузов КМГ-У; до шести блоков НУР Б-8М (С-8), Б-13МТ (С-13) или НАР С-25; до 38 свободнопадающих бомб ФАБ-100; до 16 ФАБ-250 или ФАБ-500М54. до десяти ФАБ-50-ОМ62, ЗБ-500Ш или БЕТАБ-500Ш. Максимальная боевая нагрузка 6000 кг.

В состав комплекса вооружения Су-27 входит также авиационная одноствольная подвижная пушка ГШ-301 калибра 30 мм с темпом стрельбы 1500 выстр./мин и боекомплектом 150 патронов.

Превосходство Су-27 над зарубежными истребителями определяется высокими маневренными характеристиками и большой дальностью обнаружения воздушных целей (порядка 80 км для цели с ЭПР=3 мг). Превосходство истребителя Су-27 над американским аналогом F-16A в дальнем воздушном бою составляет 22-25%, в ближнем бою — 18-20%.

Самолеты Су-27, Су-27УБ состоят на вооружении некоторых государств СНГ и КНР.Су-27 принимали участие в грузино-абхазском конфликте и в боевых действиях в Чечне.

ТАКТИК0 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Су-27Экипаж, чел.

 1 Скорость, км/ч;максимальная на высоте около 10 км 2430максимальная на высоте до 3 км 1400 крейсерская 800—950Практический потолок, м 18000 Дальность, км:перегоночная 4000действия 1500 Масса, кг:максимальная взлетная 30000нормальная взлетная 22500пустого самолета 15000Максимальная боевая нагрузка, кг 6000 Габариты самолета, м:размах крыла 14,7длина 21,935высота 5,93

Двигатель, кгс ТРДДФ АЛ-31Ф 2 по 9100/12500

Источник: http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/613-istrebitel-sy-27p-ro.html

Ссылка на основную публикацию