Мина авиационная неконтактная якорная «лира» (изделие 365 уп)

Мм самоходная артиллерийская установка СУ-76М обр. 1943 г

СУ-76 — легкая самоходная установка, спроектированная на базе танка Т-70М. 76-мм пушка ЗиС-3 установлена в открытой боевой рубке. САУ входила в состав легких самоходно-артиллерийских полков и бригад, предназначалась для непосредственно поддержки пехотных подразделений в бою. Считается самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой Великой Отечественной войны.

— 85-мм самоходная артиллерийская установка СУ-85 обр. 1943г. – средняя по массе САУ, применявшаяся в качестве истребителя танков с сентября 1943г. САУ разработана в КБ УЗТМ и КБ завода № 9 под руководством конструкторов Л. И. Горлицкого и Ф.Ф. Петрова.

Производилась на УЗТМ до лета 1944г. Особенности самоходки – высокая проходимость и хорошая бронезащита, характерные для танка Т-34, а также мощная 85-мм «зенитная пушка», способная пробивать броню новейших немецких танков.

С успехом использовалась советскими артиллеристами на протяжении всей войны.

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 обр. 1944г.относится к классу истребителей танков. Она была разработана в ОКБ-3 Уралмашзавода (г. Свердловск) под общим руководством Л.И. Горлицкого. Базой для создания машины послужил средний танк Т-34.

От предыдущей модели истребителя танков (СУ-85) отличается мощным 100-мм орудием, созданным в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9. Серийное производство было организовано на Уралмашзаводе с лета 1944г.

Самоходная установка была способна пробивать на дистанции 1500 метров танки «Тигр» и «Пантера». Успешно применялась в освобождении Восточной Европы, во время боев на территории Германии и в советско-японской войне 1945г. В 1947г.

лицензию на производство СУ-100 приобрела Чехословакия, где выпуск самоходки продолжался до 1950г. Применялись во время локальных конфликтов до конца 1970-х гг.

Мм самоходная артиллерийская установка СУ-122 обр. 1942 г.

СУ-122 была создана на базе танка Т-34 с использованием 122-мм гаубицы М-30.Одна из первых советских САУ, принятых в крупносерийное производство. Применялась для сопровождения пехоты и танков, входила в состав самоходно-артиллерийских полков.

— 122-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 обр. 1944г. – тяжелая самоходная установка на базе танка ИС с 122-мм пушкой. Разработана в КБ Опытного завода №100, производилась на Челябинском Кировском заводе до 1945г.

Отличается от другой САУ ИСУ-152 только калибром пушки. САУ ИСУ-122 главным образом, выполняла роль истребителя танков; ее снаряд пробивал броню всех образцов бронетехники противника (за исключением лобовой брони САУ «Фердинанд»).

Применялась на протяжении всей войны, а также в некоторых военных конфликтах второй половины ХХ века.

152-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 обр. 1943г. — одна из мощнейших самоходных установок Второй мировой войны. Базой для создания послужил танк ИС-2. ИСУ-152 была разработана в КБ завода № 100 (г. Челябинск) в 1943 г. под руководством Ж.Я. Котина. Самоходная установка серийно производилась на Челябинском Кировском заводе до 1946г.

Бронекорпуса поставлял свердловский завод «Уралмаш». САУ отличалась мощной броневой защитой и артиллерийской системой, хорошими ходовыми качествами. С успехом применялась в боях по освобождению Восточной Европы, в штурме Берлина и Кенигсберга. После войны САУ использовалась во время подавления антисоветского восстания в Венгрии в 1956г.

и в ходе различных военных конфликтов.

— трактор С-65 «Сталинец» с 152-мм гаубицей — пушкой МЛ-20 обр. 1937г. Трактор С-65 «Сталинец» — предназначался для буксировки тяжелых орудий и зенитных установок. В годы Великой Отечественной войны был незаменимым помощником советских артиллеристов.

С-65 — первый советский дизельный трактор, выпуск которого начался в 1937г. на Челябинском тракторном заводе. Существенным недостатком его был значительный вес (11 тонн) и небольшая скорость передвижения — всего 7 км/ч. Это привело к тому, что большинство «Сталинцев» было потеряно в первые месяцы войны.

С-65 из коллекции нашего музея сошел с конвейера ЧТЗ в 1941г.

Послевоенные ВВС.

— легкий истребитель – перехватчик МиГ-21 ПФ обр. 1962г. был разработан отдельным конструкторским бюро Артема Микояна и Михаила Гуревича в середине 1950-х гг. Впервые поднялся в воздух в 1959г. Серийно выпускался с 1962г. по 1986г. на заводах № 21 им. С. Орджоникидзе (г. Горький) и № 30 «Знамя Труда» (г. Москва).

Поступил на вооружение ВВС всех стран-участниц Варшавского договора. Являлся одним из самых распространенных сверхзвуковых боевых самолетов в мире. Предназначался для борьбы с высотными сверхзвуковыми бомбардировщиками и тактическими истребителями противника.

Применялся во многих военных конфликтах, в том числе во Вьетнаме, Анголе и Афганистане, находился на Кубе во время Карибского кризиса.

Установки залпового огня.

боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 НМ обр. 1958г.— направляющие у музейного экспоната были изготовлены в 1943г. на заводе им. М.И. Калинина (г. Ленинград), который был эвакуирован в один из городов Поволжья. После окончания войны они были смонтированы на шасси ЗиЛ-157.

— пусковая установка БМ-21(2Б5) реактивной системы залпового огня 9К51 «ГРАД» обр. 1963г.Разрабатывалась в НИИ-147 (Тульский государственный научно-исследовательский институт точного машиностроения) во главе с Александром Никитовичем Ганичевым совместно со специалистами НИИ-6 (г. Москва) и СКБ-203 (г.

Свердловск). Серийно производилась на заводе № 172 в г. Пермь. Реактивные снаряды 9М22 производил завод № 176 Приокского совнархоза. В состав реактивной системы залпового огня БМ-21 входят: боевая машина БМ-21 на шасси грузовой машины Урал-375Д, неуправляемый реактивный 122-мм снаряд М-21ОФ и машина для транспортировки снарядов.

Реактивная система залпового огня предназначена для поражения живой силы, небронированных и легкобронированных целей противника. К 1995 г. в 50 стран мира было поставлено свыше двух тысяч боевых машин БМ-21. РСЗО применялась в ходе различных военных конфликтов второй половины ХХ века.

Стоит на вооружении Российской армии и армий других стран.

— пусковая установка БМ-21 (9П138) реактивной системы залпового огня 9К55 «Град-1» обр. 1976г. предназначена для поражения живой силы и техники противника на переднем крае и на глубину интересов полка.

Читайте также:  Мачете: история распространения в мире

Этой системой вооружались артиллерийские подразделения полкового звена, причем РСЗО «Град-1» на шасси автомобиля «ЗИЛ-131» получали мотострелковые подразделения. Установка повторяет основные конструктивные элементы БМ-21, однако отличается тем, что трубчатых направляющих не 40, а 36.

Пакет направляющих расположен на меньшем расстоянии от поверхности земли, что существенно облегчает процесс заряжания пусковой установки. Стрельба ведется всеми боеприпасами БМ-21, кроме этого специально для «Град-1» разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд с максимальной дальностью стрельбы до 14 км.

Боевая часть такого снаряда содержит блок готовых цилиндрических осколков, что повышает поражение живой силы и техники более чем в два раза по сравнению с РСЗО «Град». Максимальная скорость движения установки-80 км/ч.

— пусковая установка БМ-21В авиадесантируемой реактивной системы залпового огня «ГРАД-В» обр. 1967г.

Разрабатывалась в НИИ-147 (Тульский государственный научно-исследовательский институт точного машиностроения) совместно со специалистами смежных предприятий.

В состав реактивной системы залпового огня БМ-21В входят: боевая машина БМ-21В на шасси грузовой машины ГАЗ-66, неуправляемый реактивный 122-мм снаряд и машина для транспортировки снарядов.

Система БМ-21В предназначена для вооружения подразделений воздушно-десантных войск, поэтому ее отличает повышенная надежность, компактность и малый вес. Может десантироваться с помощью специальной парашютно-реактивной системы с различных воздушных носителей. Система находится на вооружении Вооруженных сил Республики Беларусь, России, Украины.

Послевоенный ВМФ.

— 140-мм пусковая установка БМ-14-17 обр. 1958г.Разработана в КБ-2 Министерства сельскохозяйственного машиностроения под руководством главного конструктора Александра Ивановича Яскина.

Морская модификация установки была предназначена для бронекатеров проекта 1204 и десантных кораблей. ПУ-14-17 также устанавливалась на автомобиль ГАЗ-63 и поступала на вооружение мотострелковых дивизий.

— 140-мм артиллерийская установка МС-227 обр. 1988г.Пусковая установка разработана в НИИ Точного машиностроения (г. Владимир), снаряды в Государственном научно-производственном предприятии “Сплав” (г. Тула).

Входит в состав огнеметно-зажигательного комплекса А-22 «Огонь». Обеспечивает поражение береговых площадных целей, живой силы и техники, надводных целей, для создания очагов пожаров.

Установка предназначена для вооружения ракетных катеров и десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр».

— 14,5-мм корабельная пулеметная установка 2М-7 обр. 1951г.Опытный образец пулеметной установки был изготовлен в Особом Конструкторском бюро (г. Ленинград) в 1947г. под руководством конструктора Михаила Николаевича Кондакова.

Производились установки на заводе № 535 (Тульский машиностроительный завод) до начала 1960-х гг.

Устанавливались на различных типах кораблей, в том числе на торпедных катерах типа «Гриф» проекта 1400 и проекта 368Т, на тральщиках проектов 151 и 361 Т.

— 25-мм спаренная автоматическая зенитная установка 2М-3М обр. 1950г.Разработана в ОКБ -16 (г. Москва). Является модификацией установки 2М-3.

Главный конструктор проекта – Александр Эммануилович Нудельман. Производилась на заводе № 535 (г. Тула). Предназначалась для вооружения катеров, гражданских и вспомогательных судов Военно-Морского Флота.

До настоящего времени используются в российском Военно-морском флоте.

— 37-мм спаренная автоматическая зенитная установка В-11 М обр. 1946г.Разработка установки началась в 1940г. Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом (г. Ленинград). Опытный образец был изготовлен в 1944г. В итоге, установка была принята на вооружение только в 1946г.

После войны была модернизирована, после чего получила индекс В-11М. Производилась на заводах: № 4 (г. Красноярск), № 614 (г. Ленинград). Предназначалась для вооружения крейсеров проектов 26,68,68 бис, эсминцев проектов 30К и 30 бис и тральщиков проекта 254. К 1991 г. в ВМФ имелось свыше 1000 АУ В-11 и В-11М.

Мина корабельная якорная (изделие 670.00.000) —морская контактная мина советского производства.

— Мина авиационная неконтактная якорная «Лира» (изделие 365 УП) обр. 1956г.разработана в Научно-исследовательском минно-торпедном институте (НИИ-400, г Ленинград) под руководством Л.П. Матвеева.

Выполнена в габаритах авиационной мины ФАБ-1500. Предназначена для создания минных заграждений с самолетов-торпедоносцев и вертолетов.

Мина могла устанавливаться на глубинах от 25 до 25 м, на заданное углубление от 2 до 25 м, всплывая с грунта.

Торпеда противолодочная самонаводящаяся СЭТ-53 (изделие 238У) обр. 1958г. –первая отечественная торпеда подобного класса, разрабатывалась на базе торпеды САЭТ-50 в Минно-торпедном институте ВМФ с 1950г. Руководитель испытаний и главный конструктор – В.М. Шахнович. С 1955г.

работы по созданию торпеды переданы в специальное конструкторское бюро завода «Двигатель» и НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор»), главным конструктором назначен первоначально В.А.Голубков, а затем – В.А. Поликарпов. Предназначена для надводных кораблей и подводных лодок.

Поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора.

— 130-мм береговая артиллерийская установка Б-13-IIIс обр. 1948г.Эта установка разработана на заводе «Большевик» (г. Ленинград) в середине 1930-х гг. Модификация Б-13-IIIс производилась в 1948-1954 гг.

Использовалась как оружие береговой обороны: для отражения воздушного нападения, подавления огневых точек и уничтожения живой силы при высадке морских десантов и поддержке сухопутных войск, для противодействия надводным кораблям и судам. Морской вариант установки предназначен для вооружения эсминцев, лидеров и крейсеров.

В годы Великой Отечественной войны являлась самым распространенным морским орудием среднего калибра.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s166266t5.html

Техника и вооружение 2000 08 (fb2)

подрыв мины. Мина приводилась в боевое положение через 3,5-4,0 с после отделения от самолета и допускала установку на углубления от 2 до 7 м через один метр. В случае оборудования мины гидростатом «взрыв-потопление» минимальная глубина устанавливалась не менее 3 м.

В случае падения на нетвердое препятствие, мелководье или при всплытии на поверхность моря на 30-90 с, следовал подрыв мины. Безопасность обращения с миной обеспечивалась тремя предохранительными приборами: инерционным, временным и гидростатическим. Парашютная система состояла из двух парашютов: стабилизирующего и основного.

Принцип действия мины состоял в следующем. Через 3,5-4 с после отделения от самолета мина приводилась в состояние боевой готовности. Прибор срочности разарретировался, и часовой механизм приступал к отработке установленного времени.

Читайте также:  Обзор военно-транспортного самолета ан-22 «антей»

Инерционные предохранители подготавливались к срабатыванию от удара мины о воду в момент приводнения. Одновременно вытягивался стабилизирующий парашют, на котором мина снижалась до 1000 м над уровнем моря.

На этой высоте срабатывал КАП-3, отделялся стабилизирующий парашют и вводился в действие основной, обеспечивающий снижение со скоростью 70-80 м/с. Если высота постановки оказывалась менее 1000 м, то основной парашют вводился в действие через 5 с после отделения от самолета.

При ударе мины о воду отделялся и тонул носовой обтекатель, срабатывал инерционный замок парашютного кожуха и тонул вместе с парашютом, от блока батарей подавалось питание на прибор плавания.

Мина, за счет срезанной под углом 30° носовой части, независимо от высоты сбрасывания уходила под воду на глубину до 15 м. С погружением на глубину 2,5-4 м срабатывал гидростатический включатель и подключал запальное устройство к электросхеме мины. Удержание мины на заданном углублении обеспечивалось прибором плавания, работающим на сжатом воздухе и электроэнергии.

Для силового воздействия использовался сжатый воздух, а для управления механизмами, обеспечивающими плавание, – электроэнергия блока батарей. Запасы сжатого воздуха и источников электроэнергии обеспечивали возможность плавания мины на заданном углублении не менее 10 суток.

По истечении срока плавания, установленного прибором срочности, мина самоуничтожалась (в зависимости от установки затапливалась или подрывалась).

Мина снабжалась несколько отличающимися парашютными системами. До 1957 года применялись парашюты, усиленные капроновыми прокладками. Впоследствии прокладки исключили, и время снижения мины несколько уменьшилось.

В 1956-1957 гг. на вооружение было принято еще несколько образцов авиационных мин: ИГДМ, «Лира», «Серией», ИГДМ-500, РМ-1, УДМ, МТПК-1 и др.

Специальная авиационная мина ИГДМ (индукционная гидродинамическая мина) выполнена в габаритах бомбы ФАБ-1500. Она может применяться с самолетов, производящих полет на скоростях до 750 км/ч.

Комбинированный индукционно-гидродинамический взрыватель после прихода мины в боевое положение переводился в постоянную готовность к приему импульса магнитного поля корабля.

Гидродинамический канал подключался только после поступления сигнала определенной продолжительности от индукционного канала. Считалось, что подобная схема придает мине высокую противотральную стойкость.

Мина Серпей, подготовленная к подвеске под самолет..Ту-14Т

Мина «Лира»

Разрез авиационной якорной неконтактной мины «Лира»

1 – якорь; 2 – барабан с минрепом; 3 – баллистический наконечник; 4 – часовой механизм; 5 – электрическая батарея; 6 – неконтактный взрыватель; 7 – парашют; 8 – контактный взрыватель; 9 – приемник защитного канала; 10 – приемник боевого канала; 11 – приемник дежурного канала; 12 – прибор самоликвидации; 13 – заряд взрывчатого вещества; 14 – запальное устройство

Под воздействием ЭДС, наводимой в индукционной катушке мины при прохождении над ней корабля, возникает ток, и электрическая схема готовится к приему импульса гидродинамического поля корабля.

Если его импульс в течение расчетного времени не подействовал, то по окончании цикла работы схема мины приходит в исходное боевое положение.

Если мина получала импульс гидродинамического поля меньше расчетной продолжительности, то схема приходила в исходное положение; если воздействие было достаточно продолжительным, то отрабатывался холостой цикл или производился подрыв мин (в зависимости от установок). Мина снабжалась также прибором срочности.

Действие парашютной системы мины, сброшенной с высот, превышающих 500 м, происходит в следующей последовательности. После отделения от самолета выдергивается чека парашютного автомата КАП-3 и вытягивается стабилизирующий парашют, на котором мина снижается с вертикальной скоростью 110-120 м/с до 500 м.

На этой высоте анероид КАП-3 освобождает часовой механизм, через 1-1,5 с парашют с кожухом отделяются от мины и одновременно выталкивается камера с тормозным и основными парашютами.

Тормозной парашют раскрывается, вертикальная скорость снижения мины уменьшается, вступает в работу часовой механизм, из чехлов извлекаются и раскрываются основные парашюты. Скорость снижения уменьшается до 30-35 м/с.

При постановке мины с минимально допустимой высоты парашютный кожух от мины отделяется на меньшей высоте, а вся система срабатывает так же, как и при постановке с больших высот. Парашютные системы мин ИГДМ и АМД-2М аналогичны по

Источник: https://coollib.com/b/170920/readp?p=24

ЛитВек — Скачать бесплатно без регистрации — Самиздат — Книги читать онлайн

НИИ-1 Минсельхозмаша приступила к разработке авиационной торпеды с реактивным двигателем и гидроакустической системой наведения на цель. Роботами руководил Г. Я. Диллон. С 1946 г. и до принятия торпеды на вооружение 4 февраля работы продолжал НИИ-2 Минавиапрома. После кончины Диллона группу разработчиков возглавил В. П. Голиков.

Уже в начальной стадии разработчики столкнулись со сложностью создания системы самонаведения, потребовавшей фундаментальных исследований, и от неё отказались. Тем более дальность хода торпеды оказалась небольшой и систему самонаведения посчитали просто излишней.

В конечном итоге удалось создать высотную торпеду с парашютной системой, следующую после приводнения курсом, который она имела в момент отделения от самолёта. Сброшенная торпеда с помощью элеронов на воздушном участке траектории удерживалась всё время в плоскости, параллельной курсу самолёта.

После приводнения носовое крыло выводило её на глубину от 2 до 8 м, запускался двигатель, который работал 16-19 с, разгоняя торпеду до 58-68 узлов (107-130 км/ч). При движении в воде элеронный прибор, воздействовал на рулевые машинки рассогласования горизонтальных рулей и устранял крены торпеды.

Общее время сближения торпеды, сброшенной с высоты 2 000 м с целью составляло 35 с, причём 26 с приходилось на воздушный участок траектории. Торпеда могла применяться с высоты 1500 м до практического потолка при условии, что скорость полёта самолёта не превышает 800 км/ч.

Встреча торпеды с кораблём обеспечивалась в случае приводнения её в пределы площади четырехугольника две стороны которого равнялась длине цели с учётом небольшого упреждения на скорость, а две другие – дальности хода торпеды в воде, не превышающей 550-600 м. Полигонная вероятность поражения корабля длиной 100-120 м одиночной торпедой достигала 0,17-0,23 и несколько возрастала при групповом применении.

Торпеду РАТ-52 приняли на вооружение авиации ВМС 4 февраля 1952 г.

Читайте также:  Пассажирский самолет airbus a319 — обзор и технические характеристики

При длине 3897 мм и калибре 450 мм, вес торпеды в боевом снаряжении не превышал 627 кг, практической – на 60 кг меньше. Боевое зарядное отделение содержало 243 кг взрывчатой смеси типа ТГА (тротил, гексоген, алюминий) с двумя взрывателями.

В устройстве торпеды использовался ряд узлов классических низких торпед, но имелось и много новых: воздушные рули-элероны; твердотопливный двигатель с пороховой шашкой весом 74 кг; носовое крыло для вывода торпеды на глубину хода от 2 до 8 м и др.

Практическая торпеда снабжалась учебно-зарядным отделением, в котором размещалось три воздушных баллона и регистрирующие приборы.

Другое отделение заполнялось спиртоводной смесью и продувалось после прохождения торпедой дистанции сжатым воздухом.

Торпеда всплывала, но при этом в её учебно-зарядном отделении оставалось 20-30 л смеси, что являлось сильнейшим стимулом для личного состава катера-торпедолова по её отысканию и подъёму.

В сентябре-ноябре 1953 г. при проведении войсковых испытаний экипажами самолётов Ту-14 и Ил-28 5-го и 943- го мтап ВВС ЧФ было сброшено 54 боевых и учебных торпеды РАТ-52.

В первые годы для практического бомбометания торпеды РАТ-52 использовались довольно редко из опасения поражения корабля-цели и подверженности их корпуса, изготовленного из магниевых сплавов, коррозии. Торпедометание заменялось бомбометанием с прицельными данными применительно к баллистическим данным торпед РАТ-52.

В последующие годы, когда торпед накопилось много и стало ясно, что необходимости в них нет, количество применений существенно увеличилось (в авиации СФ и ТОФ за 1957 и 1958 г. сброшено 170 торпед). При торпедометании но ТОФ 12 июня 1957 г. по эскадренному миноносцу «Ревностный» отмечен случай, когда торпеда выскочила из воды и пролетела 3 км, набрав высоту 200-250 м.

Нетрудно представить себе восторг экипажа корабля наблюдавшего за этим рекордным полётом.

Габариты грузовых отсеков самолётов Ил-28 и Ту-14 обеспечивали размещение торпеды РАТ-52. Для превращения их в торпедоносцы следовало лишь установить держатель и осуществить проводку пневмосистемы и электрожгутов.

Всё чрезвычайно усложнилось, когда приступили к отработке оборудования для подвески низких торпед. Единого мнения относительно их целесообразности, учитывая, что минимальная скорость полёта самолёта Ту-14 на малой высоте составляла 400 км/ч, не сложилось.

Тем не менее приверженцы низких торпед с цифрами в руках доказывали, что наряд самолётов для уничтожения крупного корабля низкими торпедами будет в 1,5 раза меньше, чем торпедами РАТ-52. Безусловно сторонники высотных торпед доказывали обратное.

Как первые, так и вторые отчаянно блефовали, классические торпеды доживали свой век, так как их применение связано с необходимостью преодоления сильной корабельной ПВО. Приверженность к торпедному оружию объяснялась и тем, что к 1954 г.

в морской авиации насчитывалось десять мтап, формировались и передавались из ВВС новые части, а с 1956 г. стали поступать самолёты Ту-16 в торпедном варианте.

В начале 50-х для повышения надёжности применения низких торпед была разработана система низкого торпедометания СП-1 и «кольцо». Их решили использовать на усиленных торпедах 45-36 АНУ.

Дополнительно установили стабилизатор погружения, который вворачивался в горловину зарядного отделения, у торпеды РАТ- 52 заимствовали систему стабилизации на воздушном участке траектории. Модернизированная торпеда получила название 45-56 НТ.

Парашютную систему, состоявшую из вытяжного и стабилизирующего парашютов разместили в кожухе жёсткой части.

Торпеда 45-56НТ весом 1036 кг могла применяться с самолёта, выполняющего полёт на высоте 120-230 м и скорости до 700 км/ч. Дальность хода торпеды – 4 000 м, скорость – 36 узлов (66,6 км/ч), вес взрывчатого вещества – 200 кг, длина – 5000 мм, калибр – 240 мм. Это была последняя авиационная парогазовая (тепловая) торпеда. Судя по отчётам из частей, практически она не использовалась.

В мае 1950 г. была принята на вооружение индукционная гидродинамическая мина АМД-4-500, после неё – АМД-4-1000. С использованием немецкого трофейного гидродинамического приёмника в 1954 г.

конструкторское бюро завода № 215 разработало мину АМД-2М в габаритах бомбы ФАБ-1500. Взрыватель этой мины снабжался противотральной блокировкой.

Срабатывание прибора кратности и взрывателя мины происходило только при воздействии акустического и магнитного полей корабля.

В 1955 г. принята авиационная малопарашютная плавающая мина АПМ в габаритах ФАБ-1500. Это контактная электроударная мина, автоматически удерживающая заданное углубление с помощью пневматического прибора плавания, рассчитанная на применение в районах моря с глубиной более 15 м. Мина устанавливалась на глубины от 2 до 7 м.

В 1956-1957 годах поступило несколько образцов авиационных мин: ИГДМ, «Лира», «Серпей, ИГДМ-500, РМ-1, УДМ, МТПК-1 и др.

Мина ИГДМ изготовлена в габаритах ФАБ-1500 Она имела комбинированный индукционно-гидродинамический канал снабжалась приборами срочности и кратности.

Мина «Лира» также выполнена в габаритах ФАБ-1500 с трёхканальным акустическим неконтактным взрывателем имевшим острую характеристику направленности обращённую к поверхности воды. При получении сигнала превышающего определённый уровень звукового давления происходил взрыв. Мина могла устанавливаться на заглубление от 2 до 25 м.

Донная неконтактная мина «Серпей» (столь необычным названием она обязана машинистке, допустившей ошибку в приказе о принятии мины «Персей» на вооружение, исправить которую никто не решился) поступила на вооружение в 1 956 г. Имела габариты ФАБ-1500 (почему-то этот размер особенно приглянулся разработчикам), снабжена индукционно-акустическим взрывателем.

Несколько выпадала из этого ряда неконтактная индукционно-гидродинамическая донная мина ИГДМ-500 с двухканальным взрывателем в габаритах бомбы ФАБ-500.

С тем, чтобы повысить эффективность воздействия взрывчатого вещества мины, следовало подвести её ближе к объекту поражения. Чтобы реализовать эту идею, решили снабдить её ракетным двигателем от торпеды РАТ-52. Но такая мина могла быть только якорной. Работы начались в 1947 г. К 1960 г. на вооружение морской авиации приняли реактивно-всплывающую донную мину РМ-1, весом 900 кг,

Источник: https://litvek.com/br/149838?p=14

Ссылка на основную публикацию