Летающая броня воздушной пехоты – боевая машина десанта бмд-1

БМД-1 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМД-1 (Боевая машина десанта) создавали специально для использования в воздушно-десантных войсках. Она была принята на вооружение в 1969 г. и могла десантироваться парашютным или посадочным способом с самолетов типа Ан-12.

Компоновка машины проектировалась с учетом более эффективного размещения в ней стрелков. Корпус можно условно разделить на три части: отделение управления, центральное и моторно-трансмиссионное, расположенное в корме.

Над МТО надгусеничные ниши образовывают тоннель, ведущий к кормовому люку.

БМД-1 — видео

Для сварки корпуса использовали броневой алюминиевый сплав, башня изготавливалась из стальной брони. Лобовые листы способны были выдержать воздействие 12,7-мм пуль. В носовой части наблюдалось сужение, а потому ее поперечное сечение имело Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами.

Машины была оборудована системой коллективной защиты от ОМП, состоящей из прочной и герметичной конструкции корпуса и башни, прибора радиационной и химической разведки ГО-27, фильтровентиляционной установки, механизма остановки двигателя и системы вытяжной вентиляции.

Кроме того, на БМД-1 установили противопожарное оборудование, включающее автоматическую установку ППО с системой термодатчиков, находящихся в МТО, и ручного огнетушителя ОУ-2.

БМД-1 ведет огонь из пулемета ПКТ

Устройство

БМД-1 оснащена V-образным шестицилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 5Д-20 жидкостного охлаждения. Система питания воздухом отличается устройством воздухозабора, включающего два кинематически связанных клапана, которые попеременно перекрывают забор воздуха снаружи БМД-1 и из боевого отделения. Эта мера существенно увеличивает безопасность движения на плаву.

Кроме того, в холодное время года осуществляется подогрев всасываемого двигателем воздуха. Эжекционная система охлаждения обеспечивает отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляции МТО.

Здесь же находится механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, который не допускает жидкость в цилиндры дизеля при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Ходовая часть включает механическую трансмиссию, состоящую из однодискового фрикциона сухого трения, простой коробки передач (4 переднего и 1 заднего хода), а также по 5 опорных и 4 поддерживающих катка по каждому борту. Индивидуальная гидропневматическая подвеска состоит из 10 пневматических рессор.

Ведущие колеса расположены сзади, а направляющие — впереди. Стальные мелкозвенчатые гусеницы натягиваются посредством кривошипного механизма натяжения с электрогидравлическим приводом. Движение машины по воде осуществляется с помощью водометного движителя, который состоит из двух водометов с заслонками.

Откачка воды производится с помощью двух насосов с электродвигателями.

Основное вооружение у БМД-1 такое же, как и у БМП-1, — 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 с концентрически расположенными противооткатными устройствами, находящаяся в одноместной сварной вращающейся башне.

Боекомплект орудия составляют 40 выстрелов, размещенных на вращающемся конвейере и подающихся на линию заряжания посредством электрического привода. При этом используются электрические и ручные приводы наведения. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Пулеметный боекомплект составляют 4000 патронов.

На башне смонтирован пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», управление которым производится изнутри машины.

БМД-1 оснащена комбинированным прицелом 1ПН22М1, шестью перископическими приборами ТНПО-170, двумя перископическими обогреваемыми приборами наблюдения ТНПП-220, перископическим бинокулярным беспроводным прибором ТВНЕ-4, перископическим прибором МК-4С.

Машина также оборудована радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124 на пять абонентов.

На основе БМД-1 разработан плавающий бронетранспортер БТР-Д, который транспортируется парашютным и парашютно-реактивным способами и предназначен для перевозки личного состава, в частности, раненых, а также вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и т. п.

Тактико-технические характеристики БМД-1

Экипаж, чел.: 2Десант, чел.: 5Годы производства: 1968—1987Количество выпущенных, шт.: около 3800

Компоновочная схема: совмещённые боевое, десантное и отделение управления спереди, моторно-трансмиссионное сзади

Вес БМД-1

— 7,2 тонн

Размеры БМД-1

— Длина корпуса, мм: 5400- Ширина корпуса, мм: 2630- Высота, мм: 1620—1970- База, мм: 2800- Колея, мм: 2380

— Клиренс, мм: 100—450

Броня БМД-1

— Тип брони: катаная алюминиевая АБТ-101- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 15 / 75°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 32 / 47°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10 / 70°- Борт корпуса (верх), мм/град.

: 23 / 0°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 20 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 15 / 38°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 20 / 9°- Днище, мм: 12- Крыша корпуса, мм: 10—12- Лоб башни, мм/град.: 22 / 42°- Борт башни, мм/град.

: 18 / 33°- Корма башни, мм/град.: 12 / 21°

— Крыша башни, мм: 5

Вооружение БМД-1

— Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром»- Тип пушки: гладкоствольный полуавтоматический гранатомёт- Длина ствола, калибров: 29- Боекомплект пушки: 40- Прицелы: ТНПП-220, перископический дневной и ночной пассивный 1ПН22М1- Пулемёты: 3 × 7,62-мм ПКТ

— Другое вооружение: 3 × ПТУР 9М14М

Двигатель БМД-1

— Тип двигателя: 5Д20
— Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость БМД-1

— Скорость по шоссе, км/ч: 61
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45—50, (9—10 на плаву)

— Запас хода по шоссе, км: 500- Запас хода по пересечённой местности, км: 400, (96—116 на плаву)- Удельная мощность, л. с./т: 32,5- Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая, с изменяемым клиренсом- Преодолеваемый подъём, град.: 32°- Преодолеваемая стенка, м: 0,7- Преодолеваемый ров, м: 2,5

— Преодолеваемый брод, м: плавает

Фото БМД-1

БМД-1 ведут огонь из 73-мм орудий

Опытная РСЗО на базе БМД-1. На башне смонтирована 12-ствольная пусковая установка БКП-Б812 для авиационных 82-мм неуправляемых ракет С-8.

Подъем БМД-1П с бесплатформенной системой десантирования ПБС-915 в грузовую кабину Ил-76. Ткань, оборачивающая гусеницы, и поперечные стяжки предотвращают цепляние звеньев парашютной системы или строп за ходовую часть после сброса машины.

БМД-1 внутри грузовой кабины Ил-76

БМД-1 перед загрузкой в самолет

Погрузка БМД-1 в самолет Ан-22

БМД-1 выпуска до 1977 г.

Установка ПТРК «Конкурс» на БМД-1 первых серий. Подготовка БМД-1 к замене комплекса «Малютка» на «Конкурс» началась в первом полугодии 1979 г.

На учениях 105 гвардейской дивизии ВДВ в 1978 году при десантировании БМД-1 не сработали парашютная реактивная многокупольная система, и башня БМД-1 провалилась на пятнадцать сантиметров внутрь, но корпус уцелел.

Разрез БМД-1 выпуска начала 1970-х гг.

БМД-1П форсирует водную преграду.

Внутри БМД-1

Отделение управления БМД-1

Транспортёр механизированной укладки орудия 2А28 БМД-1

БМД-1П в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской республике. ВДВ использовали в ходе этой операции многие машины семейства БМД-БТР-Д, находя свои приемы увеличения их защищенности. Отсутствие собственной машины с тяжелым пушечным вооружением потребовало придания десантникам основных танков.

БМД-1П в Южной Осетии. Август 2008 г.

Источник: http://oruzhie.info/bronetekhnika/472-bmd-1

Боевая машина десанта — 1 (БМД-1)

Страна: СССР
Тип: Боевая машина десанта
Дата выпуска: 1969
Длинна: 5400 мм
Ширина: 2630 мм
Высота: 1970 мм
Броня, лоб: 10-32 мм
Броня, борт: 10-32 мм
Броня, башня: 10-32 мм
Экипаж: 3 человека (+4 десантника)
Двигатель: 5Д-20, 240 л.с.
Дальность хода: 500 км
Максимальная скорость: 60 км/ч, 10 км/ч на плаву
Масса: 7,2-7,6 тонн
Вооружение: 73-мм пушка 2А28, 3х 7,62-мм пулемета ПКТ, 1х ПТУР 9К14. Боекомплект: 40, 3000, 3.

В 1960-х годах в военных кругах утвердилось представление о том, что новая крупномасштабная война, если она и произойдет, будет совершенно не похожа на предыдущие конфликты, прежде всего, за счет применения тактического ядерного оружия.

Если мотострелковые подразделения, в целом, были к такому повороту событий готовы — существующие БТР, и тем более танки, обеспечивали надежную защиту от поражающих факторов ядерного оружия и радиации, то десантники оказывались в довольно сложной ситуации. Им была доступна только автомобильная техника и потому вопрос о создании боевой бронированной машины пригодной для десантирования и непосредственной поддержки десанта, в эти годы встал очень остро.

Разработка боевой машины десанта

Инициатором разработки такой машины был командующий ВДВ генерал армии Василий Филиппович Маргелов. Тактико-техническое задание было выдано одновременно КБ Мытищенского машиностроительного завода, КБ Волгоградского тракторного завода и Всесоюзному научно-исследовательскому институту. Было это в апреле 1964 г.

Машина должна иметь броню защищающую экипаж от пуль и осколков, быть плавающей, обладать огневой мощью БМП и, самое главное, быть авиатранспортабельной и способной к десантированию парашютным способом. При рассмотрении трех проектов проект Волгоградского тракторного завода был признан наиболее соответствующим требованиям заказчика и был выбран для дальнейшей разработки.

Непосредственно к работам над созданием «объекта 915″ в ОКБ приступили уже летом 1965 г. При создании боевой машины десанта (БМД) конструкторы применили новейшие разработки в области создания легкой и прочной брони, дизельный двигатель 5Д-20, а также принципиально новую систему гидравлической подвески, обеспечивающую изменяемый клиренс машины.

Чертеж боевой машины десанта (БМД-1)

На плаву БМД двигалась с помощью двух водометных движителей. Комплекс вооружения, заимствованный от БМП-1, дополнялся двумя курсовыми пулеметами ПКТ, расположенных в специальных нишах по краям корпуса.

В мае 1966 г. машина прошла заводские испытания и после устранения выявленных недостатков, в 1967 г. была представлена государственной комиссии, а 14 апреля 1969 г. была принята на вооружение, хотя её производство развернули в Волгограде ещё в 1968 году. В производстве БМД-1 находилась до 1979 года.

Модификации и модернизации БМД-1

БМД-1 в производстве с 1968 года, до конца производства изготовлено 2200 машин.

В 1971 г. на вооружение была принята БМД-1К — командирский вариант машины, отличающейся от базовой наличием второй радиостанции Р-123. Всего произведено 360 машин.

В период с 1972 по 1975 г. была произведена незначительная модернизация ходовой части.

В 1978 г. на вооружение принимается модификацияБМД-1П и соответственно командирская машина БМД-1ПК.

Вместе противотанкового ракетного комплекса 9К14 устанавливался ПТРК 9К111, БМД оборудовалась гирополукомпасом ГКП-59 и отопителем. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986 г.

, всего было выпущено около 1000 машин. Производство БМД-1ПК начатое также в 1979 году, закончилось в 1986 году. Было выпущено 220 машин.

Боевая машина десанта (БМД-1)

На базе БМД-1 был создан бронетранспортер БТР-Д и многочисленное семейство машин на его базе. Официально БМД-1 на экспорт не поставлялась.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Источник: http://armedman.ru/tanki/1961-1990-bronetehnika/boevaya-mashina-desanta-1-bmd-1.html

Никто, кроме них

В «грузовой» рубрике — еще и военная техника? Да!
В январском выпуске рассказывалось про БТР-82А, а теперь мне первым среди журналистов удалось познакомиться с новейшей боевой машиной десанта БМД-4М.

Целый день на армейском полигоне я сравнивал новинку с заслуженными БМД-2, водил эти машины, участвовал в стрельбах…

И, перефразируя девиз десантников «никто, кроме нас», могу сказать про «бээмдэшки»: такое не может никто, кроме них!

По рации звучит команда — и из стволов вылетает огонь, а на бетонную площадку со звоном сыпятся гильзы. «Та-та-та-та» — бьет словно пулемет 30-мм пушка БМД-2. Ей вторит, только не так часто, аналогичная пушка новейшей БМД-4М, а потом стреляет и могучее 100-мм орудие этой машины, выбрасывая позади башни толстую гильзу-поросенка.

Небольшой перерыв, и «бээмдэшки» уходят в поле: стрельба с хода, преодоление препятствий. Когда три гусеничные машины, окутанные снежным вихрем, ­синхронно проскакивают мост, чуть не вставая на дыбы, — это, братцы, сильно!

Огонь из 30-мм автоматической пушки ведет экипаж БМД-2; за ней — БМД-4М

Читатели Авторевю привыкли к сравнительным испытаниям автомобилей. Но сравнительные испытания гусеничной бронетехники? Получив приглашение от военных, такого я не ожидал. Думал, на полигоне меня ждет одинокая машина с экипажем, а оказался в гуще событий. Боевых машин — полно. Людей — тоже. Ревут моторы, расторопно бегают десантники, здесь же — заводчане, «представители производителя».

Это — «подконтрольная войсковая эксплуатация», которой наша армия обязана нынешнему министру обороны Сергею Шойгу.

Если раньше от появления новой военной техники до принятия ее на вооружение проходили годы (и результаты зачас­тую оказывались неудовлетворительными), то теперь новинки сразу отправляют в вой­ска, где их гоняют «в хвост и гриву», выявляя слабые места и недочеты. «А заводчане удивляются: у них-то все работало нормально», — смеются военные.

БМД-4М, о которых пойдет речь, проходят такую эксплуатацию с конца прошлого лета, но до визита к десантникам я толком не знал, что это за машины. Неудивительно: испытания проходят первые десять экземпляров.

Какие БМД бывают

Увидев новую «бээмдэшку», я решил показать, что уже кое-что знаю о ней из интернета.

Читайте также:  Рождение и эволюция звезд: гигантская фабрика вселенной

— Это же Садовница? — говорю.

Лучше бы молчал, честное слово. Оказалось, название «Садовница», которое в интернете присвоили новым боевым машинам, не имеет к ним никакого отношения, равно как и «Бахча-У». Все это — обозначение башен с вооружением, но ни та, ни другая не стоят на новой машине. Поэтому — просто БМД-4М. «Четвертого поколения, модернизированная». А если быть точным — полностью переработанная.

1986 г., БМД-1 в Афганистане: хорошо видна короткая 73-мм пушка

БМД-1, принятая на вооружение в 1969 году, произвела настоящую революцию: десантники получили доселе невиданную машину — легкую, компактную, плавающую… А главное — спус­каемую на парашютах.

Я хорошо помню наш давний репортаж о первом опыте парашютного десантирования ­КАМАЗа: после жесткого приземления у него помялся передок. А «бээмдэшки» должны приземляться не просто невредимыми, но с экипажем внутри — и сразу вступать в бой!

Боеприпасы БМД-4М (слева направо): ­30-мм снаряды, патроны для пулемета калибра 7,62 мм и снаряды для ­100-мм орудия

Поэтому подвеску сделали гидропневматической, кузов сварили из прочной, но легкой алюминиевой брони (говорят, впервые в советской истории), а с 1971 года водитель-механик и командир десантировались вмес­те с машиной — в дополнительных креслах, как у космонавтов.

За десять лет было выпущено больше двух тысяч БМД-1 — за это время модель претерпела ряд модернизаций и успела повоевать в Афганистане. Там и оказалось, что 73-мм пушка «Гром» малоэффективна. У нее не было стабилизатора, она не позволяла стрелять по вершинам гор, а снаряды плохо пробивали афганские глинобитные стены.

После стрельб в башне БМД-2 — натуральная дымзавеса!

Поэтому у БМД-2, принятой на вооружение в 1985 году, пушку заменили на другую — автоматическую, калибра 30 мм (ее называют «вертолетной», пос­кольку ставят и на боевые вертолеты). И машина получилась настолько удачной, что не просто до сих пор стоит на вооружении, но и остается основной «броней» российского десанта.

А вот БМД-3, которая появилась на рубеже девяностых, наоборот, оказалась неудачной: она получила новый бронекорпус, стала крупнее и намного тяжелее… Но вооружение-то не изменилось! А поскольку производство пришлось на эпоху развала экономики, за восемь лет Волгоградский тракторный завод собрал всего 137 экземпляров.

Этот снимок я сделал с башни БМД-2: пламя по бокам — от предыдущего выстрела

Наконец, в начале двухтысячных появилась БМД-4 — по сути, та же «трешка», только с башней от БМП-3. Но и эту машину едва не постигла судьба предшест­венницы: завод в Волгограде обанкротился, внедрение в войска невероятно затягивалось…

А военные не просто просили — требовали новую технику. Вот цитата из интервью главнокомандующего ВДВ Владимира Шаманова «Российской газете» в 2012 году: «Машина нужна как воздух.

Даже в борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе нам не хватало огневой мощи.

А если противник посерь­езней? С одной ­30-­мм пушкой и одной срабатывающей через раз противотанковой ракетой на башне сегодня много не навоюешь!»

«Крышки капотов» снимаются: на переднем плане — БМД-2, сзади — БМД-4М

Ему вторил начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов (цитата из выступления, опуб­ликованного в 2013 году в «Независимой газете»): «БМД-2 устарели и морально, и физически.

Возраст машин составляет 20—25 лет, а иногда и более. Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности.

По этой причине в ходе марша на полигон (речь идет о внезапной проверке боеготовности войск — Ф. Л.) вышли из строя две единицы БМД-2».

Сделано в Кургане

И вот, наконец, перед нами БМД-4М — разработанная и сделанная уже не в Волгограде, а в Кургане. Внешних отличий от предыдущей БМД-4 всего два: это выхлоп (не на корме, а справа) и катки (с канавкой, как у БМД-2). Зато «начинка»…

Поскольку Курганмашзавод традиционно выпускает боевые машины пехоты, новая «бээмдэшка» на 60% унифицирована с ­БМП-3­: это ходовая часть, башня с вооружением, водометы, электрооборудование.

И «силовой блок» с двигателем — 500-сильным многотопливным УТД-29 завода Барнаултрансмаш. Кстати, на БМД-2 стоит дизель тоже из Барнаула, но 240-сильный. Так что мощность выросла больше чем вдвое! Тогда как масса — в 1,75 раза.

В мотоотсеке БМД-2 — 240-сильный дизель 5Д20-240

У БМД-4М — многотопливный 500-сильный двигатель УТД-29

А вооружение — даже не сдвоенное, а строенное: ­100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка и пулемет калибра 7,62 мм. Правда, конструкторам пришлось пойти на компромисс: поскольку «вертолетная» пушка сюда не помещалась, ее заменили на «самолетную», менее скорострельную.

Но точность стрельбы, наоборот, выросла: поскольку 30-мм ствол жестко скреплен с толстой «трубой» 100-мм орудия, он не раскачивается при движении.

И если раньше для поражения цели на ходу требовалось израсходовать десяток-другой снарядов калибра 30 мм, теперь для этого достаточно нескольких выстрелов.

А противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) запускаются прямо через 100-мм ствол, нажатием кнопки, — тогда как у БМД-2 для этого надо вылезать из машины.

Рядом с компактной БМД-2 (она слева) новая БМД-4М выглядит настоящим танком. Отлично видна разница в вооружении: если у БМД-2 — одна 30-мм пушка, то у БМД-4М пушка этого калибра спарена со 100-мм орудием

Наконец, теперь БМД десантируется не только с механиком-водителем и командиром, а со всем экипажем и десантом. Это значит, что после приземления бойцам больше не надо искать свои машины — которые зачас­тую приземляются в нескольких километрах…

Конечно, за все надо платить — например, особенностями десантирования.

Если БМД-2 может «прыгать» из разных самолетов, от АН-26 до Антея, то для покрупневших и потяжелевших БМД-4М подходит исключительно ИЛ-76, причем его сейчас модернизируют, чтобы можно было десантировать не две, а три машины.

И расход топлива вырос почти вдвое: у БМД-2 он равен, если судить по вместимости баков и запасу хода, 56 л/100 км, а у новой машины — 92 л/100 км. Зато сам запас хода остался прежним — 500 км.

Ну а теперь — пора почувст­вовать себя в роли механика-водителя и наводчика! Для начала — на заслуженных БМД-2.

За рычагами

Ой, какие БМД-2 низкие по сравнению с бронетранспортерами! «Это чтобы спрятаться от врага, — комментируют военные.

— Если БМД лягут на днище, опустившись на гидропневматической подвеске, то могут проползти незамеченными через поле пшеницы».

Вдобавок такая подвеска позволяет обманывать электронные прицелы, куда заложены габариты различной бронетехники. Электроника теряется: мол, что это?

Рабочее место механика-водителя БМД-2, прямо скажем, спартанское

Поскольку недавно я водил БТР-82А (который наконец получил электропривод поворота башни и стабилизатор вооружения), то без особой надежды спросил, присутствует ли что-либо из этого набора на БМД-2. И знаете, что оказалось? У «бээмдэшек» образца восьмидесятых, в отличие от ровесника БТР-80, все это есть!

Приборная панель — родом из Советского Союза

«ВДВ всегда получали все самое лучшее, — улыбаются десантники. — Поэтому «бээмдэшки» по конструкции лет на двадцать, а то и тридцать, опережают аналогичную технику пехоты».

Но с точки зрения механика-водителя БМД-2 — примерно то же, что и БТР, только с рабочим местом посередине и рычагами вместо баранки. Педалей три, приборная панель — древняя.

Командир БМД-2 сидит спереди слева и общается с наводчиком только по внутренней связи

После запуска дизеля надо первым делом выставить регулятором обороты холостого хода (900—1000 об/мин). Потом, выжав сцепление, включаем первую передачу, тянем оба бортовых рычага на себя, отпускаем сперва сцепление, потом «бортовые» — и поехали. Правда, передачи за меня переключал механик-водитель, сидевший рядом: чтобы я сосредоточился на управлении.

Источник: https://autoreview.ru/archive/2015/3/nikto-krome-nih

Боевая машина десанта БМД-1 (СССР)

Страница 1 из 2

С момента зарождения воздушно-десантных войск мысль конструкторов занимала проблема создания для них эффективного вооружения и военной техники. Опыт второй мировой войны показал, что «крылатая пехота» по своей защищенности, огневой мощи и подвижности не должна уступать пехоте наземной. Однако решение этой проблемы в первые годы создания воздушно-десантных войск сдерживалось уровнем развития военно-транспортной авиации, как средства их доставки к месту высадки. С появлением специально созданных военно-транспортных самолетов Ан-8 и АН-12 и новых направлений развития военно-теоретической мысли, возросшими возможностями промышленности, появились материально-технические предпосылки для создания образцов вооружения и техники способных десантироваться не только посадочным, но и парашютным способами.

Работы по созданию первой в мире БМД были начаты конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода в 1965 году. Конструкторам предстояло создать высокоскоростную, легкобронированную, гусеничную, плавающую, авиадесантируемую боевую машину с боевыми возможностями сухопутной БМП-1.

В 1969 году такая машина была создана, принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением БМД-1.

В настоящее время, кроме воздушно-десантных войск России и некоторых других стран СНГ, эта машина состоит на вооружении Индии и Ирака.

БМД-1 построена по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты конструктивной схеме: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное — в кормовой.

Корпус сварен из относительно тонких броневых плит — впервые в практике советского машиностроения была применена алюминиевая броня.

Это позволило значительно облегчить машину, но за счет защищенности заброневого пространства.

Броня защищает экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7.62 мм и осколков снарядов.

Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали — на 78', зато угол наклона нижней значительно меньше и составляет всего 50″.

Такое решение продиктовано стремлением увеличить обьем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой.

В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. В процессе вождения машины, механик-водитель может наблюдать за местностью в секторе 60° с помощью трёх перископов.

Слева от механика-водитепя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из неё также через свой люк. Для наблюдения за местностью он располагает оптическим прибором кругового обзора и одним перископом. Связь с вышестоящим командованием поддерживается с помощью радиостанции Р-123.

С правой стороны от механика-водителя находится место стрелка, который обслуживает два пулемёта калибра 7,62 мм установленных в шаровых установках по обе стороны носовой части БМД и по этой причине имеющих ограниченные углы обстрела.

В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней. Башня изготавливается комбинированным способом, основная её часть выполняется методом литья, после чего к ней привариваются остальные фрагменты. Внутри башни размещается сиденье наводчика. Он обслуживает полуавтоматическую гладкоствольную пушку 2А28 калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ.

Боекомплект к пушке — 40 выстрелов — находятся в магазине, расположенном по окружности башни, как и в БМП-1. Стрельба из пушки ведётся кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Поскольку одним из важнейших требований к машине был её малый вес, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП) автомат заряжания.

Транспортёр доставлял снаряд, выбранный наводчиком в точку заряжания, после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Вооружение башни дополняла пусковая установка для запуска противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14М «Малютка». Помимо одного ПТУРСа на пусковой установке, в машине перевозились еще два.

Пусковая установка, ПТУРСы, приборы управления и, наконец, способ их установки на БМД-1 точно такие же, как и на БМП-1.

Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью полностью электрических приводов. В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод.

Для наблюдения за местностью и ведения огня, наводчик имеет в своём распоряжении монокулярный перископический прицел-дальномер 1ПН22М1. Окно этого прибора расположено с левой стороны башни, перед люком наводчика. Прицел-дальномер может работать в двух режимах: дневном и ночном.

Читайте также:  Пулемет гочкиса: французское качество

Ведение наблюдения в тёмное время суток обеспечивает активный прибор ночного видения (прожектор находится на башне, справа от люка). В зависимости от погодных условий, максимальный предел видимости колеблется от 400 м до 900 м.

В окуляре нанесена шкала дальномера, базой для которой принята высота цели равная 2.7 м. Непосредственно за башней предусмотрены места для трёх десантников. Двое обслуживают ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7, третий вооружён своим штатным оружием 7.62-мм автоматом АКМ.

В бортах и крышке кормового люка расположены три перископа и три шаровые установки для ведения огня из личного оружия боевого расчета.

В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен шестицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20 развивающии мощность 176 кВт при 2600 об/мин.

Двигатель сблокирован с трансмиссией, которая состоит из однодискового фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач (одна передача заднего хода), двух бортовых фрикционов с тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Все эти узлы составляют единый силовой блок.

Кроме него, в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы, приводящие в действие водомётные движители.

Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса. По обе стороны от воздухозаборника на крыльях машины установлены два дополнительных топливных бака.

Последняя >>

Источник: http://www.dogswar.ru/bronetehnika/bmp-btr/2570-boevaia-mashina-desa.html

БМД

 На вооружении «крылатой пехоты» — воздушно-десантных войск имеется БМД-1 — боевая машина десантная. Ее масса — 6,7 тонны. Экипаж состоит из 7 человек. Это командир машины, его заместитель, он же наводчик-оператор, механик-водитель, старший стрелок, пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика.

Командир, механик-водитель и пулеметчик находятся в отделении управления, которое занимает всю носовую часть бронированного корпуса. В среднем размещаются другие члены экипажа во главе с наводчиком-оператором. Есть еще в машине и силовое отделение.

Оно необитаемое, расположено в носовой части корпуса и отделено от среднего герметичной перегородкой.

Десантники очень гордятся этой машиной. А гордиться действительно есть чем. Машина БМД-1 — боевая, бронированная, гусеничная, плавающая, десантируемая с самолета парашютным или парашютно-реактивным способом. Уже из этого краткого определения видно, что данный образец отечественного вооружения наделен замечательными боевыми и тактическими качествами.

Начнем с важнейшего, которое по праву поставлено на первое место: машина БМД-1 — боевая. Это определение предельно понятно: создана она для ведения боевых действий, имеет соответствующее бортовое вооружение. Уровень огневой мощи БМД-1 очень высок.

И под словами «соответствующее бортовое вооружение» подразумевается орудие, комплекс ПТУР, 4 пулемета (из них 3 — танковые), ручной противотанковый гранатомет, 5 автоматов, 20 гранат.

Автоматы АКМС, ручной пулемет РПКС, гранатомет РПГ-7Д и ручные гранаты Ф-1 являются личным оружием экипажа.

Орудие на БМД-1 калибра 73 мм, гладкоствольное, полуавтоматическое. Предназначено для уничтожения живой силы и огневых средств противника. Может быть использовано для борьбы с танками и другими бронированными целями. Дальность прямого выстрела — до 765 м. Наибольшая прицельная дальность — 1300 м. Скорострельность — до 6-7 выстрелов в минуту.

Заряжание хотя и ручное, но сочетается с механизированной боеукладкой конвейерного типа, расположенной на вращающейся платформе в среднем отделении. Принцип конструкции несложен. На «бесконечной» ленте конвейера установлены гнезда для артиллерийских выстрелов. Их 40. Это и есть боекомплект орудия.

При включении привода конвейер перемещается, и артиллерийские выстрелы один за другим подаются к рабочему месту наводчика-оператора. Бери и заряжай.

С орудием спарен пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый) калибра 7,62 мм. Благодаря использованию совершенного прицела его наибольшая прицельная дальность достигает 1300 м. Боевая скорострельность — 250 выстрелов в минуту, питание патронами ленточное. Обратим внимание на одну важную особенность.

Здесь применена специальная укладка пулеметных лент, что позволяет вести стрельбу из пулемета без перезаряжания до полного израсходования всего боекомплекта в 2000 патронов. Рядом с орудием, над ним, находится малогабаритная оперенная ракета. Это и есть комплекс ПТУР (противотанковая управляемая ракета).

Назначение его вполне определенное: борьба с подвижными и неподвижными бронированными целями. Для БМД, действующей в тылу противника, это имеет первостепенное значение. В любой самой сложной обстановке десантники могут принять смелое решение и вступить в единоборство с танком, самоходной артиллерийской установкой, бронетранспортером.

Наводчик-оператор может поражать цели на дальностях от 1000 до 3000 м. В исключительных случаях, диктуемых боевой обстановкой, допускается стрельба на дальность 500-1000 м. Комплекс ПТУР состоит из миниатюрного пускового кронштейна и направляющей с ракетой. Пусковой кронштейн установлен на подвижной бронировке и лафете орудия.

А направляющие в комплекте с ракетами находятся в боеукладках внутри машины. Их три, они и составляют боекомплект.

Назначение курсовых пулеметов — их два — стрельба по наземным целям, главным образом по живой силе, открытым огневым точкам и легкобронированным целям. Пулеметы тоже марки ПКТ и тоже калибра 7,62 мм.

Так что у всех трех пулеметов практически одинаковые тактико-технические характеристики. Но есть и отличие. У курсовых пулеметов наибольшая дальность стрельбы с помощью прицела — до 800-1000 м.

Число патронов в ленте — 250.

Огневая мощь машины может быть дополнительно увеличена. За счет чего? Стрельбой экипажа из автоматов АКМС и ручного пулемета РПКС непосредственно из машины.

Специально для этого оборудованы 3 амбразуры с шаровыми установками и смотровыми приборами: по одной на бортах машины в средней части корпуса, третья — в крышке кормового люка.

Бортовые установки могут закрываться и открываться вручную броневыми заслонками, а кормовая — пробкой.

Какое же воздействие на противника способна оказать одна БМД-1, если она действует «автономно»? В 1 минуту на данном участке БМД-1 может выпустить прицельно до 7 снарядов и более 1000 пуль. Но есть еще одно обстоятельство. И вооружение и экипаж размещены в машине столь рационально, что вокруг нее в любую минуту можно создать зону сплошного огня.

БМД-1 обладает хорошей проходимостью. Длина опорной поверхности гусеницы составляет 2,8 м, отсюда весьма незначительное давление на грунт, его среднее значение имеет величину примерно 0,5 кгс/см2, что соответствует давлению на грунт взрослого человека. Вывод — где солдат пройдет, там пройдет и БМД-1.

Клиренс (дорожный просвет, расстояние от поверхности земли до наиболее низко расположенных точек конструкции машины, до днища) — у нее регулируемый. Он влияет на проходимость машины при ее движении по бездорожью, в том числе по заболоченным местам, сугробам, пням, по дорогам с глубокими колеями.

Механик-водитель, не выходя из отделения управления, может изменить клиренс от 100 до 450 мм. Для этого достаточно на центральном щитке перевести рычажок переключателя в положение «Подъем» или «Опускание».
Таким же путем можно изменять степень натяжения гусениц.

Что это дает? Оказывается, улучшается амортизация БМД-1 и ее проходимость, уменьшается сопротивление машины при движении на плаву.

При преодолении машиной искусственных и естественных препятствий она способна одолеть углы при подъеме — до 32 и крене — до 18 градусов.

Так как БМД-1 плавающая, то имеет смысл назвать и такие специфические показатели: угол входа с берега в воду — 30°, а угол выхода из воды — до 25°.

БМД-1 способна двигаться на плаву вперед со скоростью до 10 км/ч, задним ходом со скоростью 1,5 км/ч. Запас хода по топливу на плаву составляет от % до 116 км.

Откуда же такие возможности? Все дело в том, что в десантной машине конструкторы применили водометные движители. До сих пор мы имели понятие о гусеничном движителе, а теперь столкнулись с водометным. Значит, метает воду? В буквальном смысле слова — да.

Вспомним, за счет чего ракета устремляется вверх. Здесь работает реактивный двигатель. С огромной скоростью он выбрасывает раскаленные газы.

Как говорят механики, осуществляется принцип прямой реакции: частицы газа летят в одну сторону, ракета — в противоположную.

Вот подобный реактивный аппарат и использован в конструкции машины. Осевой водяной насос закачивает воду, и она через водопроточные трубы выбрасывается наружу, создается реактивная сила, которая движет БМД-1 вперед. На машине установлены два водометных движителя — вдоль каждого борта корпуса.

Что касается подвижности машины, то и она характеризуется очень хорошими показателями. По сухой грунтовой дороге БМД-1 может двигаться со скоростью до 35 км/ч, а по шоссе — до 61 км/ч.

Запас хода по топливу достаточно велик — до 500 км. Боевая машина десантная хорошо приспособлена для действия в лесу, населенных пунктах. Радиус поворота у нее составляет всего 2380 мм.

Механик-водитель может на «пятачке» развернуть машину.

Такие качества являются весьма ценными в бою, когда порой нужно сделать рывок в сторону, резко сманеврировать, броском выйти из-под обстрела и т. п. Выше, когда давалось определение машины, указано, что она может десантироваться парашютным или парашютно-реактивным способом.

Что это такое? Если сказано — парашютным способом, то вроде бы понятно: спустить на парашюте. Однако одно дело, когда прыгает десантник массой менее 100 кг, притом живой человек, способный управлять парашютом, оценивать обстановку, в общем, действовать.

И совсем другое дело, когда парашютным способом десантируется тяжелая боевая техника. Напомним еще раз — масса БМД-1 составляет 6,7 т. Здесь есть свои особенности и трудности, которые в общем-то успешно решены.

Но сказано также, что десантирование может быть осуществлено и парашютно-реактивным способом. Вот об этом и поговорим подробнее.

«Непосредственно у земли сработали двигатели мягкой посадки, и спускаемый аппарат космического корабля благополучно приземлился в заданном районе территории СССР» — такая информация уже никого не удивляет, обычное дело.

Но нас интересуют здесь двигатели мягкой посадки, потому что нечто подобное приспособлено и для десантирования БМД-1.

Конструкторы разработали парашютно-реактивную систему, задача которой бережно, в целости и сохранности донести боевую машину с огромной высоты на землю.

В ее составе — две основные части: парашютная система и реактивный двигатель. Работают они последовательно. Еще на земле БМД-1 устанавливается на грузовую платформу, а сверху на машину укладывается и закрепляется парашютно-реактивная система.

Здесь не случайно употреблено слово «система», так как в нее действительно входит несколько парашютов, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Допустим, самолет прибыл в район выброски десанта, набрал заданную высоту, взял установленный курс.

Открывается грузовой люк, и через некоторое время раздается команда: «Пошел». Первым вступает в действие вытяжной парашют. Он выбрасывается из самолета; его купол, размером примерно 2-3 м2, моментально наполняется воздухом и рывком вытягивает грузовую платформу из самолета.

Есть еще и поддерживающий купол, у которого вспомогательная задача. Он как бы поддерживает вытяжной купол, не дает ему погаснуть. Платформа пошла к земле, и в это время начинает работать стабилизирующий парашют. Его купол наполняется воздухом, и скорость снижения платформы достигает 50-60 м/с.

На заданной, «запрограммированной» высоте отделяется стабилизирующий парашют и наполняются воздухом купола основных парашютов, площадь каждого из которых без малого 1000 м2. Платформа начинает снижаться со скоростью 15-20 м/с.

Также по программе готовится к работе реактивный двигатель. Генератор вырабатывает электрический ток. Одновременно разворачиваются и занимают вертикальное положение внизу платформы специальные датчики двигателя.

Как только они коснутся земли, замыкается электрическая цепь, срабатывают пиропатроны и начинает гореть пороховой заряд двигателя. В целом реактивный двигатель работает очень короткое время, буквально несколько десятых долей секунды, но развивает значительную тягу — примерно 20 т. Направлена она вертикально вверх.

За счет этого грузовая платформа с машиной касается земли, как иногда говорят, с нулевой скоростью.

Машина оснащена совершенными приборами прицеливания и наблюдения, благодаря которым существенно повышаются огневые возможности вооружения. Причем не имеет никакого значения, в каких условиях ведется стрельба — днем или ночью.

Поражение целей гарантировано, потому что их поиск и прицеливание из орудия и спаренного пулемета производятся с помощью перископического комбинированного прицела. Он, как говорят, «дневно-ночной», хорошо приспособлен к эксплуатации в различных погодно-климатических условиях. И в первую очередь за счет несложной и удачной конструкции осушки и обогрева наружных стекол.

Читайте также:  Система «мертвая рука»

Пред-усмотрена также стеклянная заслонка — она надежно защищает входное окно прицела от копоти, температурных воздействий при пусках ПТУР. Есть также механический очиститель, который установлен снаружи. Имеется шторочный механизм защиты от засветок. Дело в том, что ночной прицел — бесподсветочный электронно-оптический прибор высокой чувствительности.

Как только ночью внезапно возникнет какая-либо мощная световая вспышка, обязательно сработает этот механизм. Шторка закроется и защитит прицел от работы в перенапряженном режиме.

И последнее о БМД-1. Ее корпус имеет отличную герметизацию.

Благодаря этому надежно работает система коллективной защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли и отравляющих веществ, ему обеспечиваются нормальные условия обитаемости.

На машине установлены также автоматическая система противопожарного оборудования, система дымопуска, водооткачивающие средства. Все это заметно повышает живучесть боевой десантной машины и ее защищенность.

Источник: http://istorija-oruzhija.pp.ua/istorija/39-bmd.html

БМД-3

Экипаж 2 чел
Десант 5 чел
Максимальная скорость 70 км/ч
Запас хода по шоссе 500 км

Советская/российская боевая гусеничная плавающая машина, авиадесантируемая парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя.

Принята на вооружение в 1990 г.

История создания

Работы по созданию БМД-3 были начаты параллельно с разработкой БМП-3. Однако, результаты разработки показали, что масса БМП-3 со средствами десантирования значительно превысит 20 тонн, таким образом самолёт Ил-76М сможет поднять на борт только одну боевую машину.

Поэтому в начале 1980-х годов были открыты работы по созданию облика боевой машины десанта. В ходе проектирования рассматривались два варианта БМД-3. Первый предполагал машину с комплексом вооружения из 100-мм орудия 2А70 спаренного с 30-мм малокалиберной автоматической пушкой 2А72.

Расчётная масса такой БМД составляла 18 тонн. Второй вариант предполагал использование боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой 2А42. Таким образом загрузка самолёта Ил-76М составляла либо 2 БМД массой 18 тонн, либо 3 БМД массой 12,5 тонн.

Проведённые впоследствии научно-исследовательские работы доказали, что при втором варианте задачи БМД выполняются намного эффективнее.

На основании полученного опыта и по результатам исследований 20 мая 1983 года постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 451-159 официально была открыта ОКР под шифром «Бахча». Работы предусматривали разработку боевой машины десанта массой 12,5 тонн. Головным разработчиком был назначен Волгоградский тракторный завод.

Через месяц после выхода постановления было согласовано тактико-техническое задание на новую БМД, а также завершён этап технического проекта. При разработке новой БМД был использован опыт, полученный в ходе выполнения работ по БМД-1 и лёгкому танку «Объект 934».

К 1985 году были изготовлены и завершили приёмо-сдаточные испытания три опытных образца новой БМД.

По результатам испытаний выявилось, что все образцы превышали допустимую массу на 190—290 кг, ходовая машины давала многочисленные сбои в работе, однако благодаря оперативной работе конструкторского бюро ВгТЗ большинство недостатков было устранено и в мае 1986 года опытные БМД завершили предварительные испытания.

В 1986 году Волгоградский тракторный завод изготовил ещё 3 опытных образца, которые были направлены на Государственные испытания. Новые образцы превысили допустимую массу на 400 кг, так как были изготовлены с учётом мероприятий по повышению надёжности узлов ходовой части.

Государственные испытания БМД проходили в период с 27 октября 1986 года по 27 октября 1987 года. По результатам испытаний две из трёх машин были доработаны и отправлены на контрольные испытания в различных климатических зонах.

Испытания проводились в период с 10 июля по 19 ноября 1988 года. Результат испытаний по теме «Бахча» был оценён как положительный.

Машина в целом соответствовала предъявляемым тактико-техническим требованиям, поэтому 10 февраля 1990 года боевая машина «Объект 950» была принята на вооружение СССР под обозначением БМД-3.

Описание конструкции

Благодаря двухканальному прицелу вести огонь из пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта может как наводчик-оператор, так и командир машины. На машине установлен стабилизированный комбинированный дневной и ночной (активный-пассивный) перископический прицел.

В БМД-3 установлены индивидуальные универсальные сиденья для всего боевого расчёта (7 человек), которые крепятся не к днищу, а к крыше корпуса, это повышает защиту расчёта машины от мин и фугасов.Имеется защита от оружия массового поражения.Боекомплект, шт.

:-30-мм выстрелы к пушке 2А42 (500)-патроны калибра 7,62 мм (2000)-ПТУР «Конкурс» (4)-выстрелы к гранатомёту АГС-17 (290)-патроны калибра 5,45 мм (2160)-Авиатранспортирование: Ил-76, Ан-22, Ан-124, Ми-26

-Авиадесантирование: Ил-76, Ан-22

Характеристики

-Боевая масса, т: 12,9..13,2-Экипаж, чел.: 2-Десант, чел.: 5-Размеры:-Длина корпуса, мм: 6000-Длина с пушкой вперёд, мм: 6360-Ширина корпуса, мм: 3114-Высота, мм: 2170..2450-База, мм: 3200-Колея, мм: 2744-Клиренс, мм: 130..530

Бронирование:

-Тип брони: противопульная. Башня из стали, корпус из алюминиевой брони

Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42

-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка-Боекомплект пушки: 500+360-Углы ВН, град.: -5..+75-Углы ГН, град.: 360-Дальность стрельбы, км: до 4-Прицелы: БПК-2-42, 1ПЗ-3, ПЗУ-5, ППБ-2-2-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 5,45-мм РПКС-74-Другое вооружение: 1 х АГС-17 «Пламя» 1 х ПУ ПТРК 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс»

Подвижность:
-Тип двигателя: Марка: 2В-06-2 Тип: дизельный с наддувом Объём: 16950 куб.см Конфигурация: Оппозитный-6 Цилиндров: 6 Расход топлива при смешанном цикле: 136..

164 л/100 км Расход топлива на трассе: 90 л/100 км Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1л-3п-2л- -1п-3л-2п Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА, ТС-1, Т-2, А-72, А-76, АИ-93 Мощность двигателя, л. с.: 450

-Скорость по шоссе, км/ч: 70..71-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву-Запас хода по шоссе, км: 500-Запас хода по пересечённой местности, км: 275..330-Удельная мощность, л. с./т: 24,3-Тип подвески: независимая, индивидуальная пневматическая-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,32..0,48-Преодолеваемый подъём, град.: 35-Преодолеваемая стенка, м: 0,8-Преодолеваемый ров, м: 1,5

-Преодолеваемый брод, м: плавает

Источник: http://wartools.ru/bmp/bmd-3

Боевая машина десанта БМД-1

 Боевая машина десанта БМД-1

Россия

 

Тактико-технические характеристики 

Масса, т:  
в боевом снаряжении   7,2+2,5% 
в положении для десантирования   6,7 
Боевой расчет, чел.

 7
Длина по корпусу, м   5,4 
Ширина, м   2,63 
Полная высота, в зависимости от установленного клиренса, м  от 1,62 до 1,97   
Основное вооружение   73-мм орудие 2А28 
Вспомогательное вооружение  7,62-мм пулемет  
Дополнительное вооружение   ПТРК «Малютка»
Боекомплект:  
к орудию, выстрелов  40
к пулеметам, патронов   4000 
ракет 9М14М   3 
Максимальная скорость движения, км/ч: 
по шоссе   61 
на плаву    9-10
Запас хода по топливу по шоссе, км   500 
Двигатель  дизель 5Д-20  
Мощность двигателя, кВт (л.с.)   176 (240)  
Трансмиссия   простая механическая   
Подвеска   индивидуальная, гидропневматическая
Гусеница   с открытыми металлическими шарнирами

Боевая машина десанта БМД-1 была принята на вооружение Советской Армии в 1969 г. Она предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и может десантироваться парашютным или посадочным способами с самолетов типа Ан-12, что определило ее конструктивные особенности.

Стремление активизировать, по сравнению с БМП-1, размещенных в машине стрелков обусловило ее компоновку. Основное вооружение БМД-1, аналогичное вооружению БМП-1, установлено в одноместной конической сварной вращающейся башне. В ней слева от орудия расположено место наводчика- оператора.

В передней части корпуса размещены механик-водитель, справа от него командир машины, слева пулеметчик. Последние имеют автономные пулеметные установки. Еще три стрелка находятся позади башни у моторной перегородки.

В бортах и в крышке кормового люка, предназначенного для посадки в машину и высадки этих стрелков, имеются амбразуры с шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия. Внутреннее пространство машины условно разделено на три отделения: управления, среднее и моторно-трансмиссионное.

Последнее находится в кормовой части корпуса, над ним надгусеничными нишами образован тоннель, ведущий к упомянутому кормовому люку.

Корпус машины сварной, выполнен из броневого алюминиевого сплава. Башня сварная из стальной брони. Их лобовые детали защищают от 12,7-мм бронебойных пуль, обеспечена круговая защита от 7,62-мм пуль. Корпус в носовой части сужается, его поперечное сечение имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами.

Для маскировки, кроме защитной окраски, используется термоконденсационная система дымопуска.

Система коллективной защиты от ОМП включает прочную, жесткую и герметичную броневую конструкцию корпуса и башни, а также прибор радиационной и химической разведки ГО-27, автоматически срабатывающие по его сигналу уплотнения, фильтровентиляционную установку, механизм остановки двигателя и систему вытяжной вентиляции.

Противопожарное оборудование состоит из автоматической установки ППО с системой термодатчиков, расположенных в МТО, и ручного огнетушителя ОУ- 2. На машине установлены радиостанция Р-123 и ТПУ Р-124 на пять абонентов. БМД-1 использовалась в боевых действиях в ряде локальных войн и показала (при правильном боевом применении) высокую эффективность.

Основным вооружением БМД-1 является 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 с концентрически расположенными противооткатными устройствами. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ.

Заряжание орудия полуавтоматическое — вращающийся конвейер, в котором размещен весь боекомплект из 40 выстрелов, с помощью электрического привода подает выстрелы на линию заряжания. Приводы наведения электрические и ручные.

На башне установлен пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», доступ к которому осуществляется через специальный люк. Управление ракетой производится по проводам одноканальной системы, в которой управляющие силы в плоскостях тангажа и курса создаются одним исполнительным органом.

Разделение управления по двум взаимно перпендикулярным плоскостям происходит за счет принудительного вращения ракеты в полете с частотой 8,5 оборота/с. Всего в машине размещено 3 ПТУР и 4000 патронов к пулеметам.

Огонь из орудия, спаренного пулемета и из ПУ ПТУР ведет наводчик. Для прицеливания он использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Дневная ветвь прибора имеет кратность увеличения х6 и угол поля зрения 15 градусов. Ночная ветвь, соответственно, х6,7 и 6 градусов.

Кроме прицела наводчик пользуется 4 перископическими приборами ТНПО-170.

У командира машины установлены перископический обогреваемый прибор наблюдения-прицел ТНПП-220, в котором ветвь прицела имеет полуторакратное увеличение и угол поля зрения 10 градусов, а ветвь прибора наблюдения углы обзора по вертикали 21, по горизонту 87 градусов соответственно.

Такой же прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика, сидящего справа от водителя. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники используют два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С (в кормовом люке).

В машине используется V-образный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 5Д-20 жидкостного охлаждения, близкий по конструкции двигателю УТД-20, применяемому на БМП-1, но меньшей мощности.

Особенностью системы питания воздухом является устройство воздухозабора, состоящего из двух кинематически связанных клапанов, перекрывающих попеременно забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Предусмотрен подогрев всасываемого двигателем воздуха.

Система охлаждения БМД-1 эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Основной способ пуска двигателя электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен.

Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, предотвращающий попадание воды в цилиндры двигателя при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Трансмиссия механическая, состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-ей и 4-ой передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов.

Бортовые фрикционы многодисковые, с трением сталь по стали. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок.

Ходовая часть содержит по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор.

Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом.

Гидропневматическая подвеска обеспечивает работу системы изменения клиренса, используемой, в частности, при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется с места механика-водителя.

Движение и управление машиной на плаву обеспечивается водометным движителем, состоящим из двух водометов с заслонками. Для откачки воды имеются два насоса с электродвигателями.

Источник: http://www.oruzie.su/boevye-mashiny-pehoty-i-desanta/752-bmd-1

Ссылка на основную публикацию