Крылатые и баллистические ракеты – «фау-1» и «фау-2»

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение

В 1942 году ход Второй Мировой Войны начал изменяться, и не в пользу нацистской Германии. Тяжёлые поражения рассеивали впечатление, созданное блестящими победами рейха в начальных кампаниях.

Естественно, германская пропаганда продолжала уверять обывателей в том, что победа будет достигнута. Но, что показательно, особую роль в достижении будущей победы отводили не гению фюрера или мужеству солдат.

Триумф должно было обеспечить «чудо-оружие».

К «вундерваффе» относится и «оружие возмездия» — крылатые и баллистические ракеты, которые должны были наносить удары по Британии, заменив авиацию.

Крылатая ракета «Фау-1»

Первым «оружием возмездия» стал самолёт-снаряд Fi 103, разрабатывавшийся с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот «Фау-1» удерживал ракету на заданном курсе и высоте при помощи гироскопов и магнитного компаса.

Дальность «Фау-1» задавал механический счётчик, который скручивала до нуля аэродинамическая вертушка на носу снаряда. Когда счётчик вставал на ноль, «беспилотник» уходил в пике.

Запускалась ракета с паровой катапульты длиной около 50 метров. Подобная пусковая установка была не очень мобильной и легко обнаруживалась воздушными разведчиками.

Баллистическая ракета «Фау-2»

Семейство баллистических ракет, создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.

В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения.

Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород.

Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.

Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.

Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.

Применение

Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.

По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадёжными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полёте.

Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолёта He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолётов-носителей была уничтожена почти треть.

«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и её перехват истребителями.

Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полёта. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчёты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелёт.

Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселённые предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.

В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.

Технические характеристики

Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».

 Fi 103 (Фау-1)A-4 (Фау-2)
Стартовая масса, кг 2200 12500
Масса топлива, кг 540 9760
Масса боевой части, кг 700-1000 730-830
Максимальная скорость, км/ч 656 522
Максимальная дальность, км 286 320
Отклонение от цели, км 0.9 (проектное) 5,0 (по результатам советских испытаний)

Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.

Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.

Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.

А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.

Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное — время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.

В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.

Видео

Источник: https://WarBook.club/boepripasy/rakety/fau/

Фау-2: оружие возмездия Гитлера

Фау-2: оружие возмездия Гитлера

В марте 1942 года состоялся первый запуск ракеты Фау-2. В 1944 году эти ракеты уже бомбили Лондон. Этому оружию не суждено было переломить ход войны, однако именно оно легло в основу космических программ всего мира.

Разработка ракет в Германии велась уже в начале двадцатых годов. На тот момент это были лишь идеи энтузиастов. О серьезных разработках и речи быть не могло: Версальский мирный договор запрещал Германии проектировать подобное оружие. Приход к власти нацистов обеспечил ракетное вооружение серьезной перспективой .

Отныне ракеты получают статус стратегически-важных проектов, которые курируются военным ведомством. К 1933 году первые прототипы ракет уже представлены экспертам.

Среди них разработка молодого конструктора Вернера фон Брауна, который позже создаст легендарную Фау-2, а после войны станет основоположником американской космической программы.

Гитлер всегда тяготел к грандиозным проектам: гигантские гаубицы, мортиры, психическое и звуковое оружие. Ракеты стояли особняком. Фюрер верил, что баллистическая ракета Фау-2 способна переломить ход войны.

Для исследований в немецком городе Пенемюнде был создан ракетный центр, а к 1942 году был представлен действующий образец боевой ракеты.

Её характеристики были впечатляющими: дальность полета — около 320 км, скорость полета — до 1,7 км в секунду; максимальная высота полета — 188 км.

При этом ракета несла в себе около тонны взрывчатки и обладала автоматической системой наведения, которая могла сама корректировать курс. Интерес к проекту усиливался его выгодной стоимостью — на разработку одной ракеты требовалось 116 тысяч Рейхсмарок. Для сравнения — танк «Тигр» стоил почти в 6 раз дороже.

8 сентября 1944, с голландского полигона Маас был произведен первый запуск ракет на Лондон. Британские ПВО не смогли отследить ракеты и они быстро достигли целей. Упав на жилой квартал, ракета оставила после себя воронку диаметром 10 метров, убила троих и ранила 22 человека. Всего от ракетных обстрелов погибло около трех тысяч человек.

В целом, по своим боевым показателям ракета полностью проигрывала обычным бомбардировкам. Даже предшественник ракеты — реактивный снаряд Фау-1 оказался эффективнее. Под его обстрелами более 6000 человек были убиты и более 17000 ранены. На общем фоне Фау-2 со своей статистикой не кажется супероружием.

   Единственным эффектом являлось устрашение – ракета не издавала никаких звуков и появлялась абсолютно неожиданно. Низкая боевая эффективность ракеты была обусловлена слабостью конструкции. Революционная концепция оказалось сырой и непродуманной в деталях. Чувствительный двигатель и нестабильная топливная смесь приводили к взрыву ракет еще в воздухе.

Пожары и детонация происходили даже на пусковых площадках. Успешные запуски составили лишь 15 процентов от общего числа. Фактически, проект держался лишь из за экономической выгоды. Немецкое командование планировало довести количество создаваемых ракет до 3000 в месяц.

Однако, такая затея потребовала бы создания дополнительных машинных и топливных заводов, что для Германии к концу войны было просто невыполнимым планом.

Оружие устрашения, так и осталось по большей части пропагандистским. Однако немецкие ракетные технологии очень интересовали союзников. Учитывая факт, что Фау-2 была первой ракетой, которая совершила суборбитальный полет, многие страны охотились за немецкими технологиями.

После войны группа ученых, работавших над Фау-2 попала в США, где позже занималась разработкой космической программы. Большая часть документации вместе с техническими образцами попали и в СССР. После войны ракеты были направлены на покорение космоса.

А первые космические разработки США и СССР являлись прямым продолжением технологий Фау-2. Сам Вернер фон Браун – конструктор легендарной ракеты всегда желал осваивать космос.

Его слова о том, что «ракета упала не на ту планету», в скором времени были опровергнуты космическими программами других стран.

Источник: http://russian7.ru/post/fau-2-oruzhie-vozmezdiya-gitlera/

Ракетное оружие

Ракетное оружие, управляемые реактивные снаряды и ракеты – беспилотные средства вооружения, траектории движения которых от стартовой точки до поражаемой цели реализуются с использованием ракетных или реактивных двигателей и средств наведения. Ракеты обычно имеют новейшее электронное оборудование, а при изготовлении их используются наиболее совершенные технологии.

Историческая справка

Уже в 14 в. ракеты использовались в Китае в военных целях. Однако только в 1920–1930-х годах появились технологии, позволяющие оборудовать ракету приборами и средствами управления, способными провести ее от стартовой точки до цели. Сделать это позволили прежде всего гироскопы и электронное оборудование.

Версальский договор, которым завершилась Первая мировая война, лишил Германию наиболее важных видов оружия и запретил ей перевооружение. Однако в этом договоре не были упомянуты ракеты, поскольку разработка их считалась неперспективной.

В результате германское военное ведомство проявило интерес к ракетам и управляемым реактивным снарядам, что открыло новую эру в области вооружений. В конечном счете оказалось, что нацистская Германия разрабатывала 138 проектов управляемых снарядов различных типов.

Наиболее известными из них являются два вида «оружия возмездия»: крылатая ракета Фау-1 и баллистическая ракета с инерциальной системой наведения Фау-2. Они нанесли тяжелый урон Великобритании и силам союзников в годы Второй мировой войны.

После войны наиболее мощными военными державами мира стали США и Советский Союз.

Читайте также:  Гранатомет рпг-32 «хашим»

В период холодной войны каждая из них создала огромные постоянные вооруженные силы, и наиболее важным аспектом гонки вооружений стала разработка мощных ядерных бомб и неуязвимых систем доставки их на большое расстояние, в том числе межконтинентальных и запускаемых с подводных лодок баллистических ракет.

Были разработаны также различные виды тактических ракет (несущих ядерные или обычные заряды). Опасность мировой термоядерной катастрофы вынудила противников пойти в 1990-х годах на согласованные меры по сокращению ракетно-ядерных вооружений.

Технические особенности

Существует множество различных типов боевых ракет, однако для любого из них характерно использование новейших технологий в области управления и наведения, двигателей, боеголовок, создания электронных помех и пр.

Наведение

Если ракета запущена и не теряет в полете устойчивости, необходимо еще вывести ее на цель. Разработаны различные типы систем наведения.

Инерциальное наведение

Для первых баллистических ракет считалось приемлемым, если инерциальная система выводила ракету в точку, располагающуюся в нескольких километрах от цели: при полезном грузе в виде ядерного заряда уничтожение цели в этом случае вполне возможно.

Однако это заставило обе стороны дополнительно защитить наиболее важные объекты, располагая их в укрытиях или бетонных шахтах. В свою очередь конструкторы ракет усовершенствовали инерциальные системы наведения, обеспечив корректировку траектории ракеты средствами астронавигации и отслеживания земного горизонта.

Существенную роль сыграли и достижения в гироскопии. К 1980-м годам погрешность наведения межконтинентальных баллистических ракет составляла менее 1 км.

Самонаведение

Для большинства ракет, несущих обычные взрывчатые вещества, необходима та или иная система самонаведения. При активном самонаведении ракета снабжается собственным радиолокатором и электронным оборудованием, которое ведет ее до встречи с целью.

При полуактивном самонаведении цель облучается радиолокатором, расположенным на стартовой площадке или вблизи нее. Ракета наводится по сигналу, отраженному от цели. Полуактивное самонаведение сохраняет на стартовой площадке много дорогостоящего оборудования, однако дает оператору возможность контроля за выбором цели.

Лазерные целеуказатели, которые стали использоваться с начала 1970-х годов, во вьетнамской войне доказали свою высокую эффективность: они уменьшили время, в течение которого летный экипаж остается доступным вражескому огню, и количество ракет, необходимых для поражения цели. Система наведения такой ракеты фактически не воспринимает какого-либо излучения, кроме испускаемого лазером. Поскольку рассеяние лазерного луча невелико, он может облучать область, не превышающую габаритов цели.

Пассивное самонаведение сводится к обнаружению излучения, которое испускается или отражается целью, с последующим вычислением курса, выводящего ракету на цель. Это могут быть радиолокационные сигналы, излучаемые системами ПВО противника, свет и тепловое излучение двигателей самолета или другого объекта.

Связь по проводам и оптоволоконная связь

Используемая обычно методика управления основывается на проводной или оптоволоконной связи ракеты с пусковой платформой.

Такая связь снижает стоимость ракеты, поскольку наиболее дорогостоящие компоненты остаются в пусковом комплексе и могут использоваться многократно.

В ракете сохраняется лишь небольшой управляющий блок, который необходим для обеспечения устойчивости начального движения ракеты, стартующей с пускового устройства.

Двигатели

Движение боевых ракет обеспечивается, как правило, ракетными двигателями твердого топлива(РДТТ); в некоторых ракетах используется жидкое топливо, а для крылатых ракет предпочтительны реактивные двигатели.

Ракетный двигатель автономен, и его работа не связана с поступлением воздуха извне (как работа поршневых или реактивных двигателей).

Горючее и окислитель твердого топлива измельчены до порошкообразного состояния и смешаны с жидким связующим.

Смесь заливается в корпус двигателя и отверждается. После этого не нужно никаких приготовлений для приведения двигателя в действие в боевых условиях.

Хотя большинство тактических управляемых ракет действует в атмосфере, они снабжаются ракетными, а не реактивными двигателями, так как твердотопливные ракетные двигатели быстрее подготавливаются к пуску, почти не имеют движущихся частей и энергетически более эффективны.

Реактивные двигатели используются в управляемых снарядах с длительным временем активного полета, когда использование атмосферного воздуха дает существенный выигрыш. Жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) широко использовались в 1950–1960-х годах.

Совершенствование технологии изготовления твердого топлива позволило приступить к производству РДТТ с контролируемыми характеристиками горения, исключающими образование трещин в заряде, которые могли бы привести к аварии.

Ракетные двигатели, особенно твердотопливные, стареют по мере того, как входящие в них вещества постепенно вступают в химические связи и изменяют состав, поэтому следует периодически проводить контрольные огневые испытания.

Если не подтверждается принятый срок годности какого-либо из испытываемых образцов, заменяется вся партия.

Боеголовка

При использовании осколочных боеголовок в момент взрыва на цель направляются металлические осколки (обычно тысячи стальных или вольфрамовых кубиков). Такая шрапнель наиболее эффективна при поражении самолетов, средств связи, радиолокаторов ПВО и людей, находящихся вне укрытия.

Боеголовка приводится в действие взрывателем, который детонирует при поражении цели или на некотором расстоянии от нее.

В последнем случае, при так называемом неконтактном инициировании, срабатывание взрывателя происходит, когда сигнал от цели (отраженный радиолокационный луч, тепловое излучение либо сигнал от небольших бортовых лазеров или светочувствительных датчиков) достигает некоторого порога.

Для поражения танков и бронемашин, укрывающих солдат, применяются кумулятивные заряды, обеспечивающие самоорганизующееся формирование направленного движения осколков боеголовки.

Достижения в области систем наведения позволили конструкторам создать кинетическое оружие – ракеты, поражающее действие которых определяется чрезвычайно большой скоростью движения, которая при ударе приводит к выделению огромной кинетической энергии. Такие ракеты обычно используются для противоракетной обороны.

Электронные помехи

Применение боевых ракет тесно связано с созданием электронных помех и средств борьбы с ними. Целью таких помех является создание сигналов или шума, которые «обманут» ракету и заставят ее следовать за ложной целью. Ранние способы создания электронных помех сводились к выбросу ленточек алюминиевой фольги.

На экранах локаторов присутствие ленточек превращается в визуальное отображение шума.

Современные системы создания электронных помех анализируют принятые радиолокационные сигналы и передают ложные, чтобы ввести противника в заблуждение, или просто генерируют радиочастотные помехи, достаточные для того, чтобы заглушить систему противника.

Важной частью военной электроники стали компьютеры. Неэлектронные помехи включают в себя создание вспышек, т.е. ложных целей для ракет противника с тепловым наведением, а также специально спроектированных реактивных турбин, смешивающих атмосферный воздух с выхлопными газами для снижения инфракрасной «заметности» самолета.

Системы борьбы с электронными помехами используют такие приемы, как изменение рабочих частот и применение поляризованных электромагнитных волн.

Заблаговременные сборка и испытание

Требование минимального обслуживания и высокой боеготовности ракетного оружия привели к разработке т.н. «сертифицированных» ракет.

Собранные и проверенные ракеты герметизируются на заводе в контейнере и после этого поступают на склад, где они хранятся, пока не будут затребованы воинскими частями.

При этом становится излишней сборка в полевых условиях (практиковавшаяся для первых ракет), а электронное оборудование не требует проверок и устранения неисправностей.

Баллистические ракеты

Баллистические ракеты предназначаются для транспортировки термоядерных зарядов к цели.

Их можно классифицировать следующим образом: 1) межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с дальностью полета 5600–24 000 км, 2) ракеты промежуточной дальности (выше средней) – 2400–5600 км, 3) «морские» баллистические ракеты (с дальностью 1400–9200 км), запускаемые с подводных лодок, 4) ракеты средней дальности (800–2400 км). Межконтинентальные и морские ракеты в совокупности со стратегическими бомбардировщиками образуют т.н. «ядерную триаду».

Баллистическая ракета затрачивает лишь считанные минуты на перемещение своей боеголовки по параболической траектории, заканчивающейся на цели.

Большая часть времени движения боеголовки затрачивается на полет и спуск в космическом пространстве.

Тяжелые баллистические ракеты обычно несут несколько боеголовок индивидуального наведения, направляемых на одну и ту же цель или имеющих «свои» цели (как правило, в радиусе нескольких сотен километров от основной мишени).

Для обеспечения нужных аэродинамических характеристик при входе в атмосферу боеголовке придается линзообразная или коническая форма.

Аппарат снабжен теплозащитным покрытием, которое сублимирует, переходя из твердого состояния сразу в газообразное, и тем самым обеспечивает унос тепла аэродинамического нагрева.

Боеголовка снабжается небольшой собственной навигационной системой для компенсации неизбежных траекторных отклонений, которые могут изменить точку встречи.

Фау-2

Ракета Фау-2 нацистской Германии, проектировавшаяся Вернером фон Брауном и его коллегами и запускавшаяся с замаскированных стационарных и мобильных установок, была первой в мире большой жидкостной баллистической ракетой.

Высота ее составляла 14 м, диаметр корпуса 1,6 м (3,6 м по хвостовому оперению), общая масса 11 870 кг, а суммарная масса горючего и окислителя 8825 кг.

При дальности поражения 300 км ракета после выгорания топлива (через 65 с после старта) приобретала скорость 5580 км/ч, далее в свободном полете она достигала апогея на высоте 97 км и после торможения в атмосфере встречалась с землей при скорости 2900 км/ч.

Полное время полета составляло 3 мин 46 с. Поскольку ракета двигалась по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью, ПВО была не в состоянии что-либо предпринять, а люди не могли быть предупреждены.

Первый успешный полет Фау-2 состоялся в октябре 1942. Всего было изготовлено более 5700 таких ракет. Успешно стартовали 85% из них, но лишь 20% поразили цель, остальные же взорвались при подлете. 1259 ракет поразили Лондон и его окрестности. Однако наиболее пострадал бельгийский порт Антверпен.

Баллистические ракеты с дальностью выше средней

В рамках крупномасштабной программы исследований с использованием германских ракетных специалистов и ракет Фау-2, захваченных при разгроме Германии, армейские специалисты США спроектировали и испытали ракеты «Корпорал» с малым и «Редстоун» со средним радиусом действия. На смену ракете «Корпорал» вскоре пришел твердотопливный «Сарджент», а место «Редстоуна» занял «Юпитер» – более крупная ракета на жидком топливе с дальностью выше средней.

МБР

Разработка МБР в США началась в 1947. «Атлас», первая МБР США, поступила на вооружение в 1960.

Советский Союз примерно в это же время приступил к разработке более крупных ракет. Его «Сэпвуд» (SS-6), первая в мире межконтинентальная ракета, стала реальностью после запуска первого спутника (1957).

Ракеты США «Атлас» и «Титан-1» (последняя принята на вооружение в 1962), как и советская SS-6, использовали криогенное жидкое топливо, и поэтому время их подготовки к старту измерялось часами. «Атлас» и «Титан-1» первоначально размещались в ангарах повышенной прочности и лишь перед пуском приводились в боевое состояние.

Однако спустя некоторое время появилась ракета «Титан-2», размещавшаяся в бетонированной шахте и имевшая подземный центр управления. «Титан-2» работал на самовоспламеняющемся жидком топливе длительного хранения. В 1962 вступил в строй «Минитмен», трехступенчатая МБР на твердом топливе, доставляющая единственный заряд мощностью в 1 Мт к цели, удаленной на расстояние 13 000 км.

Военно-космическая деятельность

Читайте также:  Ручной противотанковый гранатомет рпг-16: история создания, описание и характеристики

Циолковский Константин Эдуардович

Источник: https://helperia.ru/a/raketnoje-oruzhije

Историко-технический музей в Пенемюнде или место, где зарождались космические программы СССР и США

?Историко-технический музей в Пенемюнде расположен на территории ракетного испытательного центра, созданного и работавшего во времена Третьего рейха, а именно в 1936-1945 гг. Ракетный центр считался в то время одним из самых технологичных объектов в мире, в котором одновременно работали больше сотни инженеров и учёных.

Первый удачный запуск знаменитой баллистической ракеты Фау-2 состоялся в Пенемюнде, в 1942 г. Именно со стартовой площадки этого полигона в 1944 г. была впервые запущена ракета в (ближний) космос.Так же из этих мест, с расположенного неподалёку аэродрома, в феврале 1945 г. совершила свой легендарный побег группа Девятаева.1.

Два объекта в одном кадре — крылатая ракета Фау-1 и баллистическая ракета Фау-2:
Мне удалось побывать в этом музее несколько лет назад, но только сейчас у меня дошли руки сделать из небольшого количества фотографий этот скромный обзор.2. Так встречает нас небольшая деревушка Пенемюнде на острове Узедом (Usedom). В настоящее время этот остров — просто один из популярных курортов ФРГ.

Во времена ГДР здесь располагалась военно-морская база местных ВМС:Но это всё — история не такого далёкого прошлого. А вот в 1936 г. здесь затевались совсем другие дела. Гораздо более серьёзные.

Официальное название этого ракетного центра на нормальный и неподготовленный человек произнести без 100 грамм не сможет — «Heeresversuchsanstalt (HVA) Peenemünde».

Ещё в 1920-е годы немецкое военное руководство приняло решение  финансировать работы по созданию жидкостных реактивных двигателей. Поскольку к концу ПМВ на ракетную технику мало кто расчитывал, то пунктик с её запретом просто забыли включить в условия Версальского «мирного» договора.

В итоге, через несколько лет, рыбацкая деревушка Пенемюнде стала ракетным центром Третьего рейха, основным назначением которого была разработка, испытания и производство «больших» ракет. Производство впоследствии было решено разнести по разным регионам, а вот разработка и испытания шли до самого «конца».

3. Линейка запланированных к разработке ракет. «Большие» ракеты начинались с изделия А-4 (она же — Фау-2):
Источник фотоСо временем, как в самом Пенемюнде, так и в его окрестностях (если так можно говорить о деревне), появились концлагеря — и с военнопленными, и с насильно угнанными гражданскими — в основном из СССР и Польши. Так же в центре трудилось некоторое количество «вольнонаёмных» рабочих из Италии и Франции.Изучив разведданные, британцы решили эту лавочку прикрыть. Для этого была организована и проведена операция «Гидра». Около 600 бомбардировщиков в ночь на 18 августа 1943 г. прошлись несколькими волнами над ракетным центром. Первой и главной целью был посёлок инженеров и учёных. Уничтожение научного потенциала врага считалось более важным делом, чем ломание всяких железок. Вернер фон Браун уцелел лишь чудом, многие его коллеги (вместе с семьями) — нет. Второй и третьей волной были накрыты важнейшие сооружения ракетного центра. Но не все бомбы легли по плану. Так, были сильно повреждены и два расположенных по соседству концентрационных лагеря с преимущественно советскими военнопленными. В итоге, они и составили большую часть жертв этого налёта. Тем не менее, производство Фау-1 и Фау-2 в Пенемюнде пришлось прекратить.4. Перенесённое из Пенемюнде производство было расположено под землёй и выглядело вот так (на примере Фау-1):

Источник фото

5. Кстати, в Пенемюнде так же испытывалась и первая в мире зенитная ракета «Водопад» (Wasserfall):

Источник фотоЭто было небольшое историческое отступление. Теперь просто предлагаю посмотреть на то, что от этого безобразия дошло до наших дней.6. Центральная площадь деревушки:7. Идём по дороге к музею. Вдали что-то виднеется…

8. Это подводная лодка-музей К-24! Отчёт о её посещении  я разместил чуть более оперативно. Наш объект находится правее.

9. По пути к нему нам попадаются заброшенные казармы:10.11. А вот и сам музей, основу которого составляет здание электростанции, чудом сохранившееся после основательных бомбардировок союзной авиации:На довольно обширной музейной площадке расположены самые разные артефакты, включая и основной экспонат — баллистическую ракету Фау-2 (V2). Как уже было отмечено в заголовке, эта ракета (вернее, вся технологическая цепочка по её изготовлению) составила базу для последующих космических программ СССР и США.12. Древний кран:13. Ещё один:14. Выход из музейного корпуса:15. Вход в музей такой же:16. Внутри  — заброшенный машинный зал:17. Распределительные щиты:18. Макет стартовой установки для запуска Фау-2:19. В реальности, глазами английских разведчиков, он выглядел так:
Источник фото

К сожалению, больше фотографий из внутренней экспозиции этого музея у меня не осталось. Может мыши байты погрызли, а может Путин ещё кто-либо. Так получилось, короче.

20. Схема-макет расположения отдельных участков ракетного полигона, отлитая в бетоне(!):21. Перед одним из заброшенных корпусов стоит советский морской дизель 40ДМ (12ДРН 23/30) с 12-ю цилиндрами и мощностью 2200 л.с.Я постоянно встречаю в забугорных музеях объекты, которые никак не соотносятся с тематикой музея. Вероятно, это такой обменный фонд, и через какое-то время этот двигатель, может быть, поменяют на остатки какой-нибудь V2 из Англии.22. Рассмотрим баллистическую ракету Фау-2 поподробнее, сначала — на фоне остатков линии электропередач:23. Ракета как ракета. У нас в Питере в Артиллерийском музее практически такая же лежит, только правильно окрашенная и правильно названная: Р-2 (индекс ГРАУ — 8Ж38)! А ближайший отечественный «родственник» Фау-2 назывался Р-1 (8А11).Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель. На активном участке траектории ракета управлялась автономной гироскопической системой управления, включавшей в себя программный механизм и приборы измерения скорости. Максимальная скорость полёта достигала 6120 км/ч с дальностью полёта до 320 км. Итоговое количество боевых запусков ракеты: 3225.24. В специфическом чувстве юмора немцам не откажешь:25. Вот так эта ракета в Пенемюнде запускалась:

Источник фото

26. А вот результат её применения по Лондону в 1944 г. (запускали её уже из других мест — поближе к Англии):
Источник фотоТрофейные и (позже) модифицированные ракеты «Фау-2» составили основу как американской, так и советской ракетных программ. Кстати, китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 разрабатывались на основе советских ракет Р-2, созданных, в свою очередь, на базе «Фау-2».27. Образец другой интересной ракеты — Фау-1 (V1), она же Fieseler Fi 103, она же первая крылатая ракета, применённая в боевых условиях:Фау-1 была оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и несла боевую часть массой до 1000 кг. Дальность полёта составляла сначала 250 км, а потом, в результате модернизации, была доведена до 400 км. Всего с июня 1944 по март 1945 было запущено (в основном, по Лондону и Антверпену) около 12 000 ракет. Как и в случае с Фау-2, применение этих ракет имело скорее психологический эффект, поскольку достигнутые результаты никак не соответствовали затратам.28. Стартовая рампа («катапульта Вальтера») для Фау-1 помогала достичь начальную скорость около 250 км/час, при которой становилась возможной работа её двигателя:29. Вот так крылатую ракету Фау-1 катили к рампе:
Источник фото30. А вот тут уже показана Фау-1, падающая на Лондон в 1944 г. Подозреваю, что у жителей будущего Лондонграда возникали при этом весьма нехорошие чувства:
Источник фотоПосле окончания войны немецкие крылатые ракеты были тщательно исследованы союзниками. В СССР была создана копия ракеты с обозначением 10Х («Изделие 10»). Руководил «разработкой» В.Н. Челомей, впоследствии ставший знаменитым. Первые испытания изделия начались ещё в марте 1945 года, но ракета так и не была принята на вооружение.  В США был даже организован массовый выпуск копии Фау-1 под обозначением Republic JB-2 Loon, с улучшенной системой наведения. Даже шведы, подобрав и изучив обломки нескольких упавших на их территорию ракет, сделали свою  Lufttorped 7 (LT.7).31. На задворках музея виднеется ещё куча артефактов:32. Но дальше ходить уже нельзя:

Спасибо за внимание! В завершение, немного бесполезной информации о музее:

Официальное название:

Historisch-Technisches Museum Peenemünde

Адрес:

Historisch-Technisches Museum Peenemünde GmbHIm Kraftwerk17449 Peenemünde

Как добраться:

Самое простое — взять машину напрокат и не забивать себе голову изучением вражеского общественного транспорта. Например, из Берлина до Пенемюнде можно доехать на машине за 3 часа.

Контакты:

Телефон: +49 38371 505 0Факс: +49 38371 505 111

E-mail: htm@peenemuende.de

Расписание работы:

Апрель — сентябрь: ежедневно с 10:00 до 18:00,октябрь — март: ежедневно с 10:00 до 16:00, с ноября по март по понедельникам музей закрыт.

Сколько стоит:взрослый билет: 8 евро. Школьникам, студентам и прочим пенсионерам: 5 евро.

Есть скидки для групп и многочисленных семей.

Дополнительная информация:

Источник: https://military-museum.livejournal.com/14326.html

Кто кого: британские учёные против «Фау-2»

В Первую мировую немцы налетали на Англию дирижаблями — победить не вышло. Пробовали первые многомоторные бомбардировщики — снова не получилось. Казалось бы, повод задуматься о стратегии?

Но нет, двадцать лет спустя те же немцы (только чуть постарше) с упорством, достойным лучшего применения, вновь наступили на те же грабли.

У вас есть дальние бомбардировщики? Нет. У вас есть истребители сопровождения на весь радиус полёта бомбардировщиков? Тоже нет. Может, флот могучий? И снова нет! А чего ж вы тогда воюете с Англией? Нацисты, сэр.

Немцы не унимались. «Давайте изобретём чудо-оружие!».

Надёжность… В общем, угробили они больше самолётов-носителей, чем уничтожили целей запущенными с этих самолётов ракетами.

Однако в военные годы такой статистики никто не вёл, и англичане всерьёз забеспокоились. Их «достойным» ответом противнику стали первые реактивные истребители «Метеор» с часто заклинивающими пушками и капризными моторами. С точки зрения отказов техники, борьба была равной.

Обычные истребители, чтобы их не задело взрывом боеголовки, нередко исполняли цирковой трюк. «Спитфайры» и «темпесты» аккуратно подходили к летящей «жужжащей бомбе» (как за характерный звук в полёте «Фау-1» называли во время войны) и ещё более аккуратно подцепляли крыло боеприпаса своим крылом. Гироскоп «Фау» не справлялся с проблемой, и ракета в штопоре летела до земли.

Немцы выкатывают своё «оружие возмездия»

Пилот-голландец Руди Бургвал использовал более традиционные (и опасные) приёмы. Однажды он меньше чем за полтора часа расстрелял пять немецких ракет.

Всего лётчик сбил 20 «Фау-1» лично и четыре в группе. Прежде чем погибнуть 12 августа 1944 года. А командиру эскадрильи «темпестов» Джозефу Берри насчитали 59 с половиной сбитых «Фау-1» (учитывая групповые победы).

Он погиб в октябре того же года при штурмовке.

Но вскоре в Британии начали неожиданно греметь взрывы. Ни воя моторов, ни предупреждения по радио — ничего. Просто взрыв среди бела дня и огромная воронка.

На максимальной дальности действия в 350 километров половина достигших Англии ракет еле-еле прилетала в круг диаметром свыше 15 километров! Причём стоила одна ракета столько же, сколько пять-шесть знаменитых «фоккеров». Даже странно, что конструкторов «Фау-2» не наградили орденом Победы или «За выдающиеся заслуги».

С другой стороны, ракеты «Фау-2» уничтожили или повредили в Англии больше 600 000 домов. Что делать союзникам? Старые приёмы не срабатывали — новая версия была быстрее. Можно выбомбить места производства и стартовые площадки. Но немцы усиливали ПВО и ставили новые позиции. «Бомбите, у нас много пусковых установок. Все не уничтожите».

Батарея «Фау-2» готовится к путешествию в Англию

Британцам оставалось совершенствовать радары. Они успевали засечь «Фау-2» за 70-200 секунд до попадания. Но этого было недостаточно.

Читайте также:  Компактный пистолет-пулемёт пп-93

В марте 1945 года Лондона достигли всего тринадцать «Фау-1» из 275 запущенных. Причём 91 из них сбили. Может, и с «Фау-2» получится?

Британская ПВО против «Фау-1»

Настало время гениальных идей

Первым делом развернули наземные и даже летающие (на базе В-17) станции помех. Упс! Глушить-то и нечего.

24 августа 1944 года ПВО выдала новую идею. «А давайте поставим на пути летящей „Фау“ завесу из зениток шириной сорок километров». Пустяки! Понадобится всего-то 320 000 снарядов на каждую ракету. Если примерно 2% снарядов в нужный момент не рванут, на британскую землю упадёт около 90 тонн потенциально убийственного металла. Вместо боеголовки весом в одну тонну.

Тогда в ПВО предложили ещё более интересную схему. Берём два контрбатарейных радара. Они дают точное место и время пролёта «Фау-2» на отрезке между ними. Радары ПВО дадут место старта, траекторию мы тоже знаем.

Рассчитываем дальнейшую траекторию полёта — и выставляем на пути ракеты «занавес» из осколков. Полтораста снарядов на площади в тысячу метров и высоте шесть километров.

Шансы на детонацию боеголовки — один к пятидесяти.

Запуск «Фау-2»

К концу марта 1945 года траектории «Фау-2» определялись новыми радарами достаточно точно. Площадь Большого Лондона (столица и окрестности) поделили на участки с шагом в 2,5 километра.

Расставили зенитки так, чтобы на каждую прилетающую ракету приходилось по 60-500 снарядов. Зенитчики почесали затылки и заключили: примерно одну ракету из шестидесяти перехватят.

Ещё три сами взорвутся в воздухе раньше времени.

И тут… союзники отрезали-таки от снабжения стартовые площадки ракет в оккупированной немцами Голландии. Стрелять стало нечем. Последняя «Фау-2» упала на Лондон 27 марта 1945‑го.

Правда, одну «Фау» всё-таки сбили. Причём самым необычным способом. Запущенная из Голландии ракета пролетала прямо сквозь строй мирно возвращавшихся обратно в Англию бомбардировщиков В-24 «Либерейтор». Стрелки открыли огонь из 12,7-мм пулемётов. И превзошли арийское чудо‑оружие!

Сохранилось даже интервью бортстрелка Джека Блэкхэма и фотография бомбардировщика «Динамит и Додо» с отметкой сбитой ракеты. Вот только та ракета была крылатой «Фау-1». Что, в общем, тоже неплохо.

Так противоракетная оборона сделала свой первый шаг. Следующих пришлось ждать до разгара холодной войны. Но первая радость для шизомилитаристов случилась ещё в далёкие сороковые.

Источник: https://warhead.su/2018/07/16/kto-kogo-britanskie-uchyonye-protiv-fau2

«Оружие возмездия» ФАУ-1 (V-1) Fi-103

 

Начиная с 1942 года станция «Пенемюнде-Запад» осуществляла разработку системы оружия дальнего действия под названием «Физелер» Fi-103, которой позднее было присвоено наименование самолет-снаряд «Фау-1» (V-1).
Поясним, что V — начальная буква немецкого слова «Vergeltung» (возмездие).

Это обозначение было придумано Геббельсом и не имело ничего общего с характером системы оружия. С его подачи система Fi-103 стала обозначаться V-1 («Фау-1»), A-4 — V-2 («Фау-2»), а обозначение V-3 («Фау-3») было зарезервировано для зенитной ракеты «Шметтерлииг», которая не была запущена в производство.

Самолет-снаряд «Фау-1» был в техническом отношении точной копией морской торпеды. После пуска такого снаряда он летел с помощью автопилота по заданному курсу и на заранее определённой высоте.

Насколько морская торпеда является самоходной, автоматически управляемой миниатюрной подводной лодкой, настолько самолет-снаряд «Фау-1» был автоматически управляемым и несущим фугасный заряд, беспилотным самолетом.>

«Фау-1» имел фюзеляж длиной 7,8 метра, в носовой части которого помещалась боевая головка с 1000 килограммами взрывчатого вещества. За боевой головкой располагался топливный бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов.

Хвостовая часть была занята упрощенным автопилотом, который удерживал самолет-снаряд на прямом курсе и на заданной высоте. Размах крыльев составлял 540 сантиметров. Самой интересной новинкой был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, установленный в задней части фюзеляжа похожий на ствол старомодной пушки.

Этот двигатель был изобретен инженером Паулем Шмидтом, которому армейское управление вооружений в течение некоторого времени оказывало финансовую помощь. «Фау-1» был отнюдь не первым реактивным самолетом-снарядом. Впервые пульсирующий воздушно-реактивный двигатель был изобретен в России в 1906 году инженером В. В. Караводиным, на что ему была дана «привилегия» за № 15 375.

Построен он был в 1907 году, и газеты описывали его как «аппарат для получения пульсирующей струи газов значительной скорости, образующейся вследствие периодического сгорания горючей смеси». Такая же идея выдвигалась в США еще во время Первой мировой войны, когда армейские авиаконструкторы в содружестве с фирмой «Сперри гироскоп» построили летающую бомбу «Баг».

Разработка ее продолжалась после окончания войны и была прекращена по финансовым соображениям только в 1925 году. «Баг» был снабжен двигателем внутреннего сгорания и винтом.

Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели, производившиеся фирмой «Аргус», представляли собой стальные трубы, открытые с задней части и закрытые спереди пластинчатыми пружинными клапанами, открывавшимися под давлением встречного потока воздуха.

Когда воздух, открыв клапаны решетки, входил в трубу, здесь создавалось повышенное давление; одновременно сюда впрыскивалось топливо; происходила вспышка, в результате которой расширившиеся газы действовали на клапаны, закрывая их, и создавали импульс тяги.

После того как продукты сгорания выбрасывались через реактивное сопло, в камере сгорания создавалось пониженное давление и воздух снова открывал клапаны; начинался новый цикл работы двигателя. Расход топлива составлял 2,35 литра на километр. Бак вмещал около 570 литров бензина.

Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель обязательно требует предварительного разгона до скорости минимум 240 километров в час. Для этого использовалась наклонная пусковая установка с трубой, имеющей продольный паз.

Поршень, двигающийся в этой трубе, был снабжен выступом, которым он сцеплялся с самолетом-снарядом при разгоне. Этот поршень приводился в движение за счет газов, образующихся при распаде перекиси водорода.

Как только пульсирующий воздушно-реактивный двигатель начинал работать, скорость самолета-снаряда возрастала до 580 километров в час. «Фау-1» имел часовой механизм, с помощью которого осуществлялось «наведение» на цель; он срабатывал, и самолет-снаряд пикировал вниз.

Немецкой комиссии по оружию дальнего действия предстояло сделать выбор между этими двумя системами — ФАУ-1 и ФАУ-2. Обе они представляли собой два совершенно отличных друг от друга типа вооружения.

Самолету-снаряду Fi-103 («Фау-1») атмосфера служила одновременно и аэродинамической опорой и источником окислителя (кислорода), необходимого для сгорания топлива. Это был так называемый крылатый снаряд, который отличался от самолета только тем, что был беспилотным. (Теперь подобные конструкции называют крылатыми ракетами.)

Ракета А-4 была баллистическим летательным аппаратом, который летел по траектории, схожей с траекторией артиллерийского снаряда. Крылатый снаряд стоил дешевле, чем баллистический примерно в 10 раз, но легко сбивался зенитными орудиями, ракетами и истребителями-перехватчиками. Снаряды Fi-103 и А-4 имели следующие основные тактико -технические данные.

Вес боевой головки был почти одинаковым; примерно так же обстояло дело и с дальностью: предполагалось, что оба снаряда будут иметь дальность полёта порядка 320 километров. Позднее выяснилось, что средняя дальность самолета-снаряда «Фау-1» составляла около 240 километров, в то время как средняя дальность полёта ракеты «Фау-2» равнялась 306 километрам.

Однако ракета «Фау-2» нуждалась в необычных топливах, а снаряд «Фау-1» работал на обыкновенном бензине. Прежде чем комиссия приступила к обсуждению данного вопроса, оба типа снарядов были ей продемонстрированы в действии. Две ракеты «Фау-2» успешно выдержали испытание, показав дальность 260 километров.

Один самолет-снаряд «Фау-1» поднялся, но разбился после непродолжительного полёта, а второй вообще не сработал.

Тем не менее комиссия решила рекомендовать разработку и производство обеих систем при условии, что в боевых условиях они будут применяться во взаимодействии.

По некоторым данным в среднем, ежемесячно по врагу из 100 пусковых установок выпускалось до 1000 ракет, которые хотя и обладали невысокой точностью попадания и относительно высокой аварийностью, всё же несли на борту внушительный заряд. Последствия попадания ракеты можно увидеть на снимках.

Английские лётчики и зенитчики к концу войны добились определённых успехов и цели достигали не более 40% выпущеных немцами ракет. К тому-же зона наносимых ракетой разрушений не превышала 25 метров, что несомнено недостаточно, для того, чтобы нанести Лондону сколько-нибудь серьёзный урон.

Как стало известно после войны, корректировка наведения осуществлялась на основе донесений от агента, который находясь в Лондоне работал под контролем английской разведки и давал ложные данные, из-за чего большая часть прорвавшихся через ПВО ракет ложилась с недолётом и падала в пригороде.

Из выпущеных по Лондону 8070 штук, 7488 были обнаружены службой наблюдения, а 2420 достигли цели. Истребителями английской ПВО были сбиты 1847 штук, зенитной артилерией 1878 и разбились об аэростаты заграждения 232 самолёта-снаряда ФАУ-1. Достигшие цели ФАУ-1 уничтожили 24791 жилое здание, 52293 постройки стали непригодными для жилья.

При этом погибли 5864 человека, тяжело ранены 17197 и легко ранены 23174 человека.

Однако, можно с уверенностью сказать, что эти смешные (по нынешним временам) на вид ракеты были, тем не менее, весьма грозным и необычным оружием и стали отправной точкой для разработки принципиально нового класса вооружений — крылатых ракет.
Звук пролетающей над Лондоном V-1 можно услышать здесь.

ФАУ-1 (пилотируемый вариант)

О послевоенной судьбе этой разработки известно немного. В СССР первый самолет-снаряд ФАУ-1 прибыл из Англии в СССР в сентябре 1944 г., разобранный и некомплектный. Почти одновременно были найдены в Польше обломки этого самолета-снаряда. В обоих случаях почти полностью отсутствовала автоматика и приборы управления самолетом-снарядом.

Позднее из Германии были вывезены самолеты-снаряды, а также различные части пускового устройства: 100 секций катапульты, 1 стартовая тележка, салазки. Все они находились на заводе № 458. Работы по воспроизводству ФАУ-1 велись, под руководством Челомея, а испытания проходили на площадке 4А полигона Капустин Яр и были, по большей части, неудачными.

Тем не менее ракету удалась воспроизвести, но на вооружение она не принималась и до серийного производства соответственно не дошла, поскольку к тому времени уже не удовлетворяла по своим ТТХ возросшим требованиям, прежде всего по точности и скорости полёта. Тем не менее ФАУ-1 можно считать родоначальницей российских крылатых ракет.

Одним из самых смелых замыслов по реинкарнации ФАУ-1 можно считать разработку на её базе крылатой ракеты ХМ (икс эм), запускавшейся воздушным стартом с самолёта носителя и двигавшейся к цели со скоростью 800 км/ч. Наведение на цель после запуска по замыслу Челомея должно было производиться с самолёта-носителя по изображению, передаваемому с телекамеры установленной на ракете.

К сожалению разработка такой системы наведения оказалась не под силу ни КБ Челомея, ни привлечённым на помощь специалистам НИИ-885 и этот вариант крылатой ракеты также не состоялся.

Снимок, на который я наткнулся на сайте одного из американских музеев заставляет сделать вполне обоснованные предположения, что в США так же велись работы по воспроизводству ФАУ-1, которая возможно даже дошли до принятия на вооружение. (Обратите внимание на эмблему и название)

Технические характеристики самолёта-снаряда ФАУ-1 (V-1 Fi-103)

Максимальная скорость полёта, км/ч

550-600

Максимальная дальность полёта, км

240

Практический потолок, м

2700

Снаряжённая масса, кг

2100

Вес боевой части, кг

800

Точность попадания (КВО),м
Длина, м
Размах крыльев, м

5,4

Источники:

  •  воспоминания Якова Гелфандбейна.
  • «Ракеты и люди», Б. Черток.
  • «Серетное оружие третьего рейха» С.Н.Славин.

при ипользовании данного материала активная ссылка на источник обязательна!

Источник: http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=201

Ссылка на основную публикацию