Каким будет российский истребитель шестого поколения

Каким будет российский истребитель шестого поколения

Несколько недель назад в СМИ появилась сенсационная информация об отказе российского оборонного ведомства от массовых закупок новейшего истребителя пятого поколения Су-57. Ее озвучил председатель парламентской комиссии по правовому обеспечению российского ВПК Владимира Гутенева.

По словам чиновника, работы по данному проекту сильно затянулись, поэтому самолет успел устареть еще до своего принятия на вооружение. Гутенев посоветовал российским авиастроителям вместо доработки Су-57 направить силы и ресурсы на создание истребителя следующего, шестого поколения.

Еще в марте 2016 года Дмитрий Рогозин, тогда занимавший пост вице-премьера, заявил, что работы над созданием подобной машины уже ведутся, и инженеры заняты формированием ее облика и проработкой основных элементов конструкции.

А главком ВКС РФ Бондарев сообщил журналистам, что авиастроители разрабатывают сразу две версии истребителя: пилотируемую и беспилотную.

Правда, при этом Бондарев считал, что благодаря своим характеристикам и значительному модернизационному потенциалу Су-57 сможет «перескочить через ступеньку» и стать первым истребителем шестого поколения. В этом вопросе, главнокомандующий, вероятно, погорячился.

Каким же будет российский истребитель шестого поколения и чем отличаться от машин предыдущих генераций? Какие новые задачи и тактические приемы смогут выполнять эти самолеты?

Внешний облик и компоновка: «звездные войны» все ближе

В зависимости от их особенностей конструкции, которые обусловливают летно-технических характеристики, истребители принято делить на поколения.

В настоящее время известно пять генераций, причем серийный выпуск самолетов пятого поколения налажен только в одной стране мира – США.

Истребительный парк подавляющего большинства военно-воздушных сил состоит из машин четвертого поколения, а государства победнее продолжают использовать еще более старые самолеты.

Рождение каждой генерации истребителей обусловлено появлением новых технологий и значительным прогрессом авиационной техники. Поэтому каждое следующее поколение получало существенные тактические преимущества перед своими предшественниками. Наука сегодня развивается настолько стремительно, что мы попросту не знаем, какие именно технологии станут доступны через два-три года.

Основными критериями истребителей пятого поколения, к которому относятся американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, российский Су-57, китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31, являются:

  • Уменьшение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазоне.
  • Многофункциональность, то есть возможность эффективной работы по воздушным, надводным и наземным целям.
  • Сверхзвуковой полет без использования форсажа.
  • Способность вести всеракурсный обстрел в воздушном бою.
  • Наличие РЛС с фазированной антенной решеткой.
  • Новый уровень систем управления самолетом и вооружением.
  • К российским критериям также относится и сверхманевренность. Американцы считают его второстепенным.

Все вышеперечисленные характеристики, без сомнения, будут учтены и в конструкции истребителей шестого поколения, но уровень их реализации будет еще выше.

Считается, что истребители шестого поколения станут еще незаметнее. Львиную долю информации об окружающей обстановке они будут получать с помощью пассивных методов. Говоря об облике, можно с большой долей уверенности сказать, что они совсем «потеряют хвост».

Вертикальное оперение значительно увеличивает ЭПР самолета, кроме того, оно малоэффективно при маневрах на больших углах атаки – одном из главных режимов работы современных истребителей.

Примером такой конструкции может служить проект F/A-XX, который в настоящее время разрабатывает компания «Боинг».

Возможно, что истребители новой генерации будут иметь весьма необычную схему компоновки. В 90-е годы прошлого века специалисты «Боинга» работали над созданием многоцелевого боевого самолета Bird of Prey («Хищная птица»). Он был построен по схеме «утка» без ПГО.

Еще более фантастический внешний вид имел американский ЛА X-36, поднявшийся в воздух в 1997 году.

Бортовые системы и вооружение

Истребитель пятого поколения – это не просто обособленная боевая единица, он часть информационной системы в рамках сетецентрической концепции войны. Пилот получает данные не только от бортовых датчиков, но и других самолетов, дронов, спутников, наземных РЛС. Степень интеграции машин следующей генерации однозначно будет еще выше.

Заместитель директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в своем недавнем интервью заявил, что российский истребитель шестого поколения сможет управлять «стаей» дронов, способных нести самое разное вооружение.

Он также сообщил, что сейчас для новой машины разрабатывается радиофотонный радар, который позволит эффективно засекать самолеты-невидимки на значительных дистанциях.

Кроме того, истребитель планируют оснастить лазерным вооружением, предназначенным в первую очередь для поражения вражеских ракет.

Невозможно сделать беспилотный самолет без создания мощного искусственного интеллекта. Сегодня над этой проблемой работают в США, Китае, Европе, Японии. Владимир Гутенев, уже упомянутый выше, в одном из своих интервью рассказал журналистам, что новый российский истребитель получит комплексную систему управления на базе ИИ. Именно она позволит отказаться от пилота.

Для машины следующей генерации необходим новый двигатель. Директор Центрального института авиационного моторостроения Михаил Гордин заявил, что работа над ним начнется примерно через десять лет. По его словам, пока существует только ряд технологий, необходимых для его создания.

Заявления российских чиновников звучат весьма обнадеживающе, если бы не несколько серьёзных «но». Все вышеперечисленные технологии находятся в начальной стадии своей жизни и пока не могут обеспечить необходимый прорыв.

Лазеры уже используются сухопутными войсками и на флоте, но для истребителя они все еще великоваты.

Искусственный интеллект пока с переменным успехом учится управлять автомобилями на земле – большинство западных экспертов считает, что время беспилотных самолетов наступит не ранее 2030 года. Не слишком понятна ситуация и с радиофотонным радаром.

Время шестого поколения пока еще не наступило и непонятно, когда оно придет. Материалы и технологии, которые есть сегодня, не способны дать новой машине серьезный перевес над существующими истребителями.

Да, они стремительно развиваются, возможно, что через два-три года нас ждет революция в области ИИ, авиационных двигателей или новых материалов.

Но пока нет смысла серьезно вкладываться в проекты с непредсказуемым результатом.

Источник: https://MilitaryArms.ru/novosti/rossijskij-istrebitel-shestogo-pokolenija/

Каким будет российский истребитель шестого поколения

Диана Михайлова (diana_mihailova) wrote,
2018-08-12 11:13:00Диана Михайлова
diana_mihailova
2018-08-12 11:13:00

Работа над боевым самолетом шестого поколения уже ведется в России.

Пока его предшественник Су-57 готовится к поступлению в войска, облик нового самолета, его свойства и способности еще осмысляются конструкторами ведущих российских предприятий.

О том, каким может стать истребитель шестого поколения, – в материале ТАСС, посвященном Дню Воздушно-космических сил (ВКС) России.

О начале работ в России над боевым самолетом шестого поколения в марте 2016 года рассказал Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера. По его словам, “ОКБ Сухого” представило задельные работы “по созданию истребителя шестого поколения”.

В свою очередь, Виктор Бондарев, на тот момент бывший главкомом ВКС РФ, говорил, что в стране ведутся работы над истребителем шестого поколения не только в пилотируемом, но и в беспилотном варианте.

При этом самолет пятого поколения Су-57, впервые поднявшийся в воздух в 2010 году, по мнению Бондарева, может “перескочить” в следующее поколение за счет своего большого модернизационного потенциала.

“Это, на самом деле, прекрасный самолет, и он может быть не только пятого, но и шестого поколения. У него огромнейший модернизационный потенциал.

Самое главное, что по своей незаметности он лучший среди существующих образцов.

Он воплотил все лучшее, что есть в современной авиационной науке, не только российской, но и мировой”, – говорил Бондарев, ныне возглавляющий комитет по обороне и безопасности Совета Федерации.

Из-за этого различия между самолетами пятого и шестого поколения, по-видимому, еще долго не будут четко определены.

Российский истребитель пятого поколения Су-57 выполнен по технологии “стелс” с широким применением композиционных материалов, способен поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, имеет новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе мощный бортовой компьютер (так называемый электронный второй пилот), разнесенную по корпусу радарную систему и ряд других новшеств, в частности, несет вооружение внутри фюзеляжа. Первая эскадрилья этих самолетов, как ожидается, поступит в войска в 2019 году.

Вооружен и опасен

Отдельные бортовые системы для самолета шестого поколения испытываются на истребителе Су-57 уже сейчас. Источник ТАСС в авиационной промышленности пояснял, что речь идет о “системах управления и навигации, системе оружия”.

Подробнее о “начинке” самолета будущего рассказал советник первого заместителя гендиректора концерна “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) Владимир Михеев.

В частности, он сообщил, что уже создан экспериментальный образец радиофотонного радара, который передает, принимает и обрабатывает сигнал.

Михеев отмечал, что “сейчас в рамках научно-исследовательской работы создается полноценный макет этой радио-оптической фотонной антенной решетки, который позволит отработать характеристики серийного образца”.

Кроме того, по словам представителя КРЭТ, лазерная защита истребителя шестого поколения будет физически сжигать головки самонаведения ракет противника, атакующих самолет, а в состав его вооружения войдут электромагнитные пушки и управляемые электронные боеприпасы.

Истребители шестого поколения будут действовать в “стае”. Один-два пилотируемых аппарата смогут управлять 20-30 беспилотниками, которые смогут нести любое оружие.

“Один беспилотник в стае будет нести СВЧ-оружие [сверхвысокочастотное], включая управляемые электронные боеприпасы, другой – средства радиоэлектронного подавления и поражения, третий – набор обычных средств поражения. Каждая конкретная задача решается разным вооружением”, – сказал Михеев.

При этом облик нового самолета, его аэродинамическая компоновка остаются предметом многочисленных споров и догадок. Основой могут послужить как опередившие свое время советские проекты, например, МиГ-1.44, созданный по схеме “утка” с треугольным крылом, так и совершенно новые разработки, выполненные по схеме “летающее крыло”.

Сила интеллекта

Депутат Госдумы Владимир Гутенев, рассуждая о свойствах истребителя шестого поколения, рассказывал журналистам, что эта машина будет обладать искусственным интеллектом.

“Одним из основных направлений будет все более серьезное внедрение искусственного интеллекта. Не отдельных его элементов, а комплексной системы боевого управления, чтобы самолеты поколения “6+” и “6++” могли функционировать в полностью автономном режиме, в режиме серьезной радиоэлектронной борьбы и, желательно, в беспилотном варианте”, – сказал он.

Благодаря отсутствию систем жизнеобеспечения пилота уменьшится стоимость машины и ее технический объем. Следует ожидать кардинального прорыва в средствах радиоэлектронной борьбы, считает депутат. При этом технология “стелс” будет играть все меньшую роль из-за расширения диапазона сканирования воздушного пространства, что позволит обнаруживать малозаметные цели на большом удалении.

Уйдет на второй план и сверхманевренность. Непринципиальным будет наращивание крейсерской скорости, так как она будет незначительно превышать скорость звука. Но на форсажных режимах, по мнению эксперта, скорость приблизится к гиперзвуку, что позволит стремительно преодолевать рубежи обороны.

Новое “сердце”

И все же наиболее трудоемкая часть в создании любой крылатой машины – новый двигатель, создать который, по существу, стоит едва ли не больше, чем самолет целиком.

Су-57 до недавних пор летал с так называемым двигателем первого этапа – турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-41Ф1С (изделие 117С), предназначенным для истребителя поколения “4++” Су-35С.

Только 5 декабря 2017 года Су-57 впервые совершил полет с новой силовой установкой, которая условно обозначается как “двигатель второго этапа” или “изделие 30”.

Что касается “сердца” самолета шестого поколения, то работа над новыми авиационными двигателями уже идет в России, однако опытно-конструкторские работы над таким двигателем могут начаться примерно через 10 лет. Такое мнение в интервью ТАСС высказывал генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П. И. Баранова Михаил Гордин.

“Сейчас принято считать, что в серию выходят двигатели пятого поколения, а также ведется разработка двигателей шестого поколения. Опытно-конструкторские работы по шестому поколению начнутся, наверное, только лет через 10. По пятому они сейчас либо завершаются, либо уже завершены”, – рассказал Гордин.

Говоря о двигателе шестого поколения, он отмечал, что пока есть только набор технологий, который необходим для его создания.

Превосходство

Пока проектанты и конструкторы определяют облик будущего военной истребительной авиации, летчики размышляют о том, сможет ли самолет-“робот” заменить человека в кабине истребителя.

“Пока же человеческий ум своей многовариантностью еще может затмить все и вся. Пилот может своевременно остановиться или, наоборот, усложнить ту или иную задачу. Машина только выполняет программу”, – говорил в интервью ТАСС Виктор Бондарев.

В свою очередь, летчик-испытатель Анатолий Квочур, говоря о профессии летчика, отмечал, что “несовершенство человека дополняется его интеллектом и интуицией”.

Источник: https://diana-mihailova.livejournal.com/2487404.html

Россия: каким будет истребитель 6-го поколения

В ожидании будущего – Россия  занялась проектирование истребителя 6-го поколения. Российский производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработки для боевого самолета шестого поколения, сообщил замгендиректора концерна Владимир Михеев. По его словам, речь идет о двух версиях самолета: пилотируемого и беспилотного.

Читайте также:  Фосфорная бомба: принцип действия и последствия

О том, что российские авиаконструкторы приступили к разработке самолета шестого поколения, стало известно в августе 2013 года. В июле прошлого года Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили — предприятие рассчитывает, что первый отечественный образец боевого самолета шестого поколения будет создан примерно во второй половине 2020-х годов.

В США сейчас истребители шестого поколения разрабатывают компании Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолетам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся на вооружении ВВС США, и палубным истребителям 4-го поколения ВМС F/A-18E/ F Super Hornet.

Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным.

В канун открытия международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском бывший главком Военно-Воздушных сил Петр Дейнекин подтвердил, что в России начата разработка истребителя 6-го поколения. Не раскрывая сроков его появления и технических характеристик, генерал подчеркнул, что эта машина станет беспилотной.

Пикантность и американских, и российских оценок состоит в том, что ни та, ни другая сторона так до конца не понимает, что именно хочет получить в итоге. Это очень отчетливо видно вокруг двух машин 5-го — самого последнего поколения авиационной техники F-22 Raptor и Т-50.

Российские специалисты, не скрывают, что Т-50 квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации.

Это, прежде всего, самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных — радиопоглощающих материалов (технология СТЕЛС).

По словам конструктора Т-50 Александра Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%. По поверхности самолета — 70%. По его словам, широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства.

«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА конструктор. — Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».

В КБ «Сухого» говорят о «беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у него равна 0,5 кв.м (у Су-30МКИ — 20 кв.м). Для понимания это означает, что на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.

Кроме того, в Т-50 стоит новейший радар на основе активной фазированной решётки позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия.

Двигатель 117С позволяющий иметь крейсерский сверхзвуковой полет, а также сверх маневренность истребителя в воздушном бою.

И, наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую — ситецентрическую систему ведения боевых действий.

Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего 4-го поколения: Су-30, Су-35. И позволяет говорить, что в России создан истребитель 5-го поколения. Его испытания только идут. Принятие на вооружение первой серийной машины ожидают не раньше 2016 года.

Читайте также  Загнать хищника. К позору F-22 «Раптор»

На этом фоне разговоры о новом — 6-м поколении выглядят хоть и жизнеутверждающими, но мало объяснимыми. Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям следующего поколения неизвестно.

Собственно и с пятым, пока, не все ясно — машина проходит испытания. Многие из задуманных для нее систем еще не готовы. Пять истребителей Т-50 проходящих испытания всего лишь прототипы. На каждом из них разный набор оборудования.

Каждый рассчитан под проверку тех или иных параметров.

Каким будет конечный — серийный вариант не знает ни кто. Тем более, как отмечает источник телеканала ЗВЕЗДА в авиационной отрасли, что по тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс.

«Военные постоянно меняют техзадание пытаясь получить «идеальный» самолет для непонятно каких условий применения», — говорит источник издания.

Президент, генконструктор ОАО «РПКБ» Гиви Джанджгава, где была создана бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами.

Причем многое, что должно быть в них быть реализовано уже создано и используется в российских истребителях.

По заверениям разработчиков, Т-50 — практически робот.

По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий.

Современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности. Позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. При этом, машина не позволит летчику применить оружие, если его действие может повредить сам истребитель.

Бортовой компьютер может решить и другую задачу — корректирует ошибки пилотирования не давая летчику выйти на критические режимы, при которых машина может свалиться в неконтролируемый штопор.

Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолётом в случае ранения или потери сознания, автоматически его катапультировать.

По словам Джанджгавы, все это как раз элементы 6-го — беспилотного-роботизированного поколения авиатехники. Но вот стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека.

Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу.

Робот готов воевать всегда и в любых условиях. Но так ли это?

Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежка — конструктор работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, говорит, что «Ахиллесова пята» всех беспилотниуков в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.

Американского робота MQ-1 Predator готовят к вылету несколько месяцев. Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым. Собственно так же как и не выполненной боевая задача.

В тоже время летчик-испытатель Михаил Беляев уверен, что строевой летчик напротив способен не только адекватно оценивать изменение боевой ситуации, но и самостоятельно принять решения для выполнения поставленных перед ним задач. И несмотря ни на что выполнить их.

Читайте также  F-16 и Tornado продолжают традиции «летающего гроба»

Еще один нюанс — гиперзвук. До последнего времени его считали чуть ли не главным условием самолетов будущего.

Но вот парадокс, главком ВВС России Виктор Бондырев рассказывая о перспективном стратегическом бомбардировщике, по мнению экспертов, он должен был быть гиперзвуковым, вдруг огорошил всех заявлением, что машина будет дозвуковой.

И это при том, что предыдущий российский бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» летает со скоростями в 2 тыс. км/ч и может подниматься в ближний космос.

Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины.

Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555.

Дальность их полета от 3 до 5 тыс. км. Или те, что придут им на смену.

Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми.

Собственно в истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами не входя в зону действия систем ПВО противника и прямое соприкосновение с его истребителями.

Летчик-испытатель истребителя Т-50 Сергей Богдан говорит, что истребитель 6-го поколения если и появится в России то не ранее, чем через 15 лет.

«Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя 4-го поколения до поколения 5-го прошло 35 лет», — объясняет он.

При этом, перспективные самолеты действительно будут беспилотными, уверен Богдан, но «пилотируемая авиация еще будет жить долго».

«От человека, пока, не отказываются, — замгендиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев. — Минобороны только формирует техническое задание на этот самолет». Концептуальные споры конструкторов и пилотов отражают главное — никто, пока, толком не знает каким именно должен быть и какими свойствами обладать истребитель 6-го поколения.

Эта тенденция присутствует и в оценках сегодняшнего 5-го поколения. F-22 создавался в пику холодной войны США и СССР. В ситуации, когда две сверх державы готовились к тотальному уничтожению друг друга. Достичь его можно было только технологическим превосходством.

Но вот незадача, первый «Raptor» увидел «свет», когда и Москва, и Вашингтон решили, что они партнеры, а значит, глобальной войны между ними не будет. В итоге, программу закупок F-22 из-за стоимости сократили на две трети.

Российское Минобороны так же не планирует массовых закупок Т-50, предпочитая покупать «старые», но технологически вылизанные, понятные в плане боевого применения, истребители поколения «4++»: Су-35 и МиГ-35.

Аналогичная тенденция и в ВВС США.

Что же до 6-го поколения, то его судьба во многом связанно с появлением в мире соответствующего противника.

Это может быть и новый истребитель Китая, превосходящий по своим характеристикам F-22 или Т-50, или какие либо инопланетные захватчики со своими летающими тарелками. И то и другое мало вероятно.

Поэтому и Москва и Вашингтон еще долго будут думать над целесообразностью выделения гигантских сумм на разработку самолета, для которого банально нет боевых задач и что самое важное достойного противника.

/Дмитрий Литовкин, tvzvezda.ru/

Источник: https://army-news.ru/2015/02/rossiya-kakim-budet-istrebitel-6-go-pokoleniya/

Запредельно быстрый: каким будет российский истребитель шестого поколения

Обсуждать создание истребителей шестого поколения стали практически сразу, как были обозначены основные конкуренты по пятому поколению истребительной авиации. Однако, несмотря на схожесть выполняемых задач, с появлением шестого поколения истребителей вырастут не только скорости и дальности боевой работы – изменится сам характер воздушного боя.

Технологический уклад

Принято считать, что на современном историческом этапе ключевые изменения в авиационной технике начинаются с истребителей четвертого поколения.

Качественный скачок в проектировании истребительной авиации в этом случае был обусловлен не совсем обычным подходом к применению материалов.

И хотя композиты на истребителях четвертого поколения «с ходу» применять не стали, в дальнейшем именно облегченные материалы (ПКМ) позволили выйти на качественно иные летные характеристики.

Однако над снижением массы и повышением прочности деталей работали так же активно, как и над внедрением перспективных материалов.

Например, при производстве истребителей четвертого поколения Су-27 активно применялась сварка титановых деталей в аргоновой среде, высокотемпературная формовка и многие другие производственно-технологические нововведения, опробованные в создании силового шпангоута и панелей центроплана.

Появилась и электродистанционная система управления, благодаря которой стали возможны немыслимые ранее маневры с огромными перегрузками.

Огромный потенциал для модернизации позволяет отечественным истребителям поколений 4, 4+ и 4++ оставаться в строю и выполнять сложнейшие боевые задачи, будь то перехват воздушных целей или поражение наземных – именно с четвертого поколения понятие «многоцелевой истребитель» начинает раскрываться в полной мере.

Появление истребителей пятого поколения «подняло планку» для боевой авиации в целом. Увеличение скоростей и дальности полета, вооружение, укрытое во внутренних отсеках для обеспечения малозаметности, сулили огромные преимущества в бою. Другие изменения – внедрение «умных» систем управления, обнаружения и наведения также были подняты на качественно новый уровень и существенно упростили боевую работу для летчика.

Системы контроля и вооружение истребителей пятого поколения, включая лидеров этого направления – российский Т-50 и американский F-22, подчинены единой цели – выполнению боевой задачи с минимальным риском для техники и человека.

Специальное покрытие, снижающее радиолокационную заметность, РЛС с расширенным функционалом, дальностью и повышенным быстродействием призваны оперативно сформировать данные о цели и позволить человеку применить авиационное вооружение.

Читайте также:  Вооруженные силы кндр: история, структура и вооружение

Фантастические рассказы, написанные десятки лет назад, уже сформировали определенный облик авиации будущего. Писатели-фантасты многие годы назад предположили, что в войнах будущего человек сможет лишь наблюдать за ходом сражений, в то время как основную работу по части уничтожения противника возьмут на себя компьютеры.

Главным аспектом НИР по истребителю шестого поколения является так называемый «комибинированный» подход к созданию машин – разработка и производство пилотируемой и беспилотной версий, отличных друг от друга не только по БРЭО, но и по составу вооружения.

Причем беспилотникам в этом отношении отдается явное предпочтение – «электронные мозги» во время критических нагрузок и скоростей не «грохнутся» в обморок, а значит, эффективность такого подхода в целом может оказаться значительно выше, чем в случае с пилотируемым самолетом.

Эксперты поясняют, что значительно изменятся и скоростные характеристики полета таких «изделий» – истребитель шестого поколения будет летать на скоростях, близких к 5М, против текущих 2000 километров в час.

«Есть мнение, что такой комплекс будет только опционально пилотируемым – типовые задачи будут выполняться в беспилотном режиме, специфические – в пилотируемом», – рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Виктор Мураховский.

Использование беспилотных аппаратов в качестве основы для истребительной авиации может в буквальном смысле слова переписать существующие подходы к проведению воздушного боя.

Как отмечают эксперты, БВБ – ближний воздушный бой – после появления истребителей шестого поколения будет проводиться на еще более высоких скоростях и запредельных углах атаки, а из состава вооружения истребителей шестого поколения, ввиду новых возможностей, за ненадобностью может быть исключена авиационная пушка.

Разработка истребителей шестого поколения предполагает, помимо прочего, не только огромную работу по вооружению и бортовым комплексам обороны (включая средства РЭБ), но и внедрение новых аппаратных и программных решений.

Учитывая сроки реализации программы и объем входящих/исходящих данных, БЦВМ истребителя шестого поколения должна будет обрабатывать в тысячу раз больше информации, чем аналогичные комплексы на истребителях четвертого и пятого поколения вместе взятые.

«Что касается аппаратной стороны вопроса, то на рубеже 2030-2035 годов решать такие задачи, вероятно, смогут сверхпроизводительные квантовые компьютеры, которые, безусловно, разрабатываются и с прицелом на военное применение», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» профессор математики, кандидат математических наук Андрей Гордеев.

Однако стоит учитывать, что военная техника «потребляет» в значительной степени меньше вычислительной мощности, чем научные и коммерческие проекты.

Это означает, что первые прототипы истребителей шестого поколения могут появиться с БЦВМ, основанными на существующих аппаратных решениях.

Главным в таких вопросах, как поясняют эксперты, останется отработка хорошего программного обеспечения и защищенные каналы связи.

Другим важным отличием и характерным признаком истребителей шестого поколения станут относительная автономность и независимость летательных аппаратов.

«Возможность беспилотного применения как раз и является одним из отличий авиации шестого поколения.

Управление в этом случае должно осуществляться автономно – не дистанционно, как сейчас у большинства БПЛА, а с применением искусственного интеллекта», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Василий Кашин.

Другими важными решениями, облегчающими боевую работу авиации шестого поколения, могут стать принципиально иные комплексы обнаружения и бортовое вооружение истребителя.

В ходе авиакосмического салона МАКС-2017 советник первого заместителя гендиректора АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев рассказал телеканалу «Звезда» о работах над изделиями на основе радиофотоники, которые будут применяться в том числе и на истребителе шестого поколения.
По словам Михеева, по заказу Фонда перспективных исследований при правительстве Российской Федерации КРЭТ создает так называемую РОФАР – радиооптическую фотонную антенную решетку.

«Радиооптическая антенная решетка позволит реализовать новые возможности радиолокации. Это сверхширокополосность, серьезная устойчивость к различного вида помехам и достаточно высокая мощность», – рассказал Михеев.

Комплекс, который называют «глазами» истребителя шестого поколения, по словам Михеева, отправится на испытания уже через полгода, однако уже сейчас можно говорить о качественно ином уровне реализации БРЭО, который российским специалистам дает радиофотоника.

Окончательный облик истребителя шестого поколения еще не сформирован, однако уже сейчас можно предположить, что перспективный самолет в значительной степени будет отличаться от всего, что человек когда-либо создавал ранее.

По сути, разработчикам предстоит заново изобрести самолет, ведь даже простое увеличение скоростных режимов повлечет за собой колоссальные изменения в конструкции планера, материалах, из которых планер будет изготовлен, и далее по цепочке.

В истории с истребителями шестого поколения человеку отводится роль командира, управляющего группой летательных аппаратов, обозначающего зоны ответственности, но не рискующего собственной жизнью. Именно к этому, по словам экспертов, боевая авиация шла на протяжении десятилетий развития.

Источник: https://tv-zvezda.defence.ru/article/zapredelno-bistrii-kakim-budet-rossiiskii-istrebitel-shestogo-pokoleniya/

Истребитель 6 поколения, российский самолет МиГ-50, чем отличаются от современной авиации, особенности конструкции и скорость, перспективы БПЛА

Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя.

Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем.

Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы».

Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает.

Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.

Предыдущее поколение

Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:

  • иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
  • быть малозаметным для радаров;
  • сам обладать сверхсовременным радаром;
  • нести современное вооружение.

6 поколение

Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.

  1. Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
  2. Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
  3. Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
  4. Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.

Одна из основных отличительных черт новых истребителей —  это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР  — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров.

С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно.

Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.

Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов — пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда.

Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет.

Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит.

Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.

Будущее пилотов

Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.

Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина — пилота, способного превзойти современных асов.

В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово.

Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования.

Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.

Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения.

Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона.

Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции.

Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.

В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием.

Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей.

Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.

Источник: https://WarWays.ru/aviatsiya/boevye-samolety/istrebitel-6-pokoleniya.html

От СВЧ-оружия до гиперзвука: каким будет российский истребитель шестого поколения

Информагентство ТАСС в честь Дня Воздушно-космических сил России опубликовало аналитический материал на тему разработки отечественного истребителя шестого поколения, многие технологии которого уже готовы к применению.

Читайте также:  Цру: история и нынешнее положение

Впервые о старте исследовательских работ по созданию боевого самолета шестого поколения в России рассказал Дмитрий Рогозин. Будучи еще вице-премьером, он поведал о проекте ОКБ «Сухого».

Позже появилось интервью Виктора Бондарева, который тогда пребывал на посту главкома ВКС РФ.

Генерал-полковник отметил, что проект предусматривает создание нового истребителя сразу в двух версиях: пилотируемый и беспилотный вариант.

По словам представителя концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимира Михеева, многие элементы бортовой системы будущего истребителя уже сейчас испытываются на Су-57. Речь идет о комплексе навигации и управления, а также об оружейной системе.

КРЭТ работает над радио-оптической фотонной антенной решеткой, которая сможет принимать, обрабатывать и передавать сигналы. Также на новом самолете появится лазерный комплекс защиты, который будет в буквальном смысле слова «сжигать головки самонаведения ракет противника».

К нему в дополнение пойдут электромагнитные пушки.

Новые самолеты станут основой для формирования боевых «стай». То есть истребители будут брать под управление до 30 беспилотников, оснащенных различным вооружением. По словам Михеева, боевые БПЛА смогут нести СВЧ-оружие, в том числе управляемые электронные боеприпасы, а также комплексы РЭБ и традиционные средства поражения.

Обозреватели ТАСС считают, что российские специалисты в выборе аэродинамической компоновки будут ориентироваться на опередившие свое время советские проекты.

Потенциальной базой для истребителя шестого поколения может послужить МФИ МиГ-1.44, который был создан как ответ американскому F-22.

Самолет, выполненный по схеме «утка» с треугольным адаптивным крылом, множеством отклоняемых поверхностей и с применением стелс-технологий, во многом превзошел истребитель США.

Глава комиссии ГД по законодательному обеспечению развития предприятий ОПК Владимир Гутенев отмечал, что российский самолет шестого поколения сможет воспользоваться искусственным интеллектом.

То есть речь идет не об автоматизации отдельных систем, а о полноценном комплексе боевого управления. Полностью автономный позволил бы значительно уменьшить вес и стоимость аппарата, а также увеличить его возможности.

По мнению эксперта, новый самолет на форсажных режимах приблизится к гиперзвуковой скорости, что значительно повысит его шансы преодоления оборонных рубежей противника.

Для достижения таких целей истребителю несомненно нужен двигатель нового поколения, и разработки такого агрегата в России уже ведутся. По словам гендиректора Центрального института авиационного моторостроения Михаила Гордина, опытно-конструкторские работы по такой силовой установке начнутся в РФ через 10 лет. Однако необходимый набор технологий у отечественных предприятий уже есть.

Источник: https://politros.com/127271-ot-svch-oruzhiya-do-giperzvuka-kakim-budet-rossiiskii-istrebitel-shestogo-pokoleniya

Каким будет истребитель шестого поколения?

Опытный образец российского боевого самолета шестого поколения совершит первый полет до 2025 года. Планируется, что истребитель будет летать со скоростью несколько Махов и будет вооружен дальнобойными гиперзвуковыми ракетами. Самолет будет изготовлен в двух вариантах – беспилотном и пилотируемом.

Опытный образец самолета шестого поколения совершит первый полет раньше 2025 года. Он поднимется в воздух, как мы планируем, не позднее чем через два – три года после 2020-го, – цитирует ТАСС главу дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владимира Михайлова.

Он будет гиперзвуковым со скоростью несколько Махов, одноместным, невидимым для противника, сверхманевренным, многофункциональным, выполненным из композитных материалов. Самолет будет иметь кабину, но при этом он сможет летать как с пилотом в ней, так и без него, то есть он объединит в себе и пилотируемый, и беспилотный вариант.

Напомним, что несколько месяцев назад главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев сообщил, что в РФ ведутся работы над пилотируемым и беспилотным вариантами самолета шестого поколения. Тогда же вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил, что ОКБ Сухого представило первые разработки по истребителю шестого поколения.

Отметим, что сейчас в России проходят летные испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, более известный как Т-50, впервые поднявшегося в воздух в 2010 году. Не так давно в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет шестого опытного образца ПАК ФА, который получил индекс Т-50-6-2.

Российский многоцелевой истребитель Т-50 соответствует всем требованиям самолета пятого поколения: он малозаметен для радаров, летает на сверхзвуковой скорости без использования форсажа и благодаря двигателям с управляемым вектором тяги обладает сверхманевренностью. Кроме того, ПАК ФА снабжен умной обшивкой – распределенные по поверхности планера антенны радаров дают летчику круговой обзор, а техника радиоэлектронной борьбы помогает заметить цели-невидимки и скрывает истребитель от средств ПВО противника.

Для воздушного боя Т-50 вооружен сдвоенной модернизированной 30-мм пушкой, в боекомплект которой входит 100 снарядов. Основное вооружение – две ракеты ближнего боя РВВ-МД и восемь среднего радиуса действия Х-31. Они располагаются в двух внутренних отсеках. Кроме того, 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.

Ранее военные заявляли, что государственные испытания самолета завершатся в 2016 году, а в 2017 начнутся серийные поставки Т-50 в войска.

Как будет выглядеть истребитель шестого поколения, и в чем он будет отличаться от машин пятого поколения.

Во-первых, истребитель шестого поколения будет иметь сверхнизкий профиль с плавными обводами фюзеляжа и крыла. По некоторым сведениям, российская компания Сухой разрабатывает истребитель шестого поколения по схеме утка с обратной стреловидностью крыла, которое полностью интегрировано в фюзеляж.

Вертикальное оперение двухкилевое. Американская компания Boeing разрабатывает самолет F/A-XX без вертикального оперения по схеме летающее крыло, напоминающего бомбардировщик В-2.

Истребитель будет оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги, и будет способен выполнять взлет и посадку на укороченные ВПП.

Во-вторых, все истребители шестого поколения будут иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость. Возможно, некоторые из них будут иметь гиперзвуковую скорость полета, эти технологии апробируются на воздушно-космическом самолете Х-37В. Истребитель, разрабатываемый компанией Сухой, будет иметь крейсерскую скорость 1,26М и плазменные стелс-технологии.

В-третьих, будет дальше развиваться маневренность машин. Истребитель шестого поколения будет иметь сверхманевренность на сверхзвуковых скоростях. Россия намерена использовать технологии двигателей с управляемым вектором тяги +- 20 град, что позволит самолету легко маневрировать на углах атаки 60 град. F/A-XX также будет обладать суперманевренностью.

В-четвертых, возможность нанесения дальнего удара. Истребители шестого поколения будут обладать очень большой дальностью полета, что позволит им наносить удары на супердальних дистанциях. Истребитель F/A-XX будет оснащен мощным лазерным и электромагнитным оружием, а также ракетами с гиперзвуковой скоростью полета.

В-пятых, истребитель нового поколения будет интегрирован со всеми системами боевого управления и поражения наземными, воздушными, морскими, подводными и космическими.

В-шестых, самолеты могут использоваться как в пилотируемом, так и беспилотном режимах . Российские военные специалисты еще не до конца разработали концепцию истребителя шестого поколения.

Напротив, у американских военных есть четкое видение темы. США планируют оснастить свои ВВС и ВМС истребителями нового поколения в 2030-2050 годах.

С учетом бюджетных трудностей, министерство обороны США планирует отодвинуть срок принятия на вооружение новых истребителей до 2040 года.

В россии началось создание истребителя шестого поколения

В России началась разработка истребителя шестого поколения. Об этом, как сообщает РИА Новости. заявил бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин. По его словам, новый самолет будет беспилотным.

Подробности перспективного проекта Дейнекин не раскрыл.

При этом бывший главком ВВС отметил, что «прыгать через поколения у нас вряд ли получится», поэтому сейчас Россия занимается разработкой истребителя пятого поколения Т-50.

Ранее летчик-испытатель проекта Т-50 Сергей Богдан предположил, что истребитель шестого поколения появится в России не ранее, чем через 15 лет.

«Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя четвертого поколения до поколения пятого прошло 35 лет», ─ пояснил свою оценку Богдан.

При этом он добавил, что несмотря на то, что перспективные самолеты будут беспилотными, «пилотируемая авиация еще будет жить долго».

Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям шестого поколения, пока неизвестно.

Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Пилотирование аппарата должно быть опциональным.

Истребитель должен уметь свободно действовать в зонах с полным или частичным запрещением или ограничением маневров .

Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость.

Российский истребитель шестого поколения будет летать в космосе

На прошедшей во вторник пресс-конференции генеральный директор АВПК Сухой Михаил Погосян поделился с журналистами некоторой информацией, касающейся разработок истребителей Су. Как известно, сейчас идут разработки истребителя пятого поколения.

По словам Погосяна, истребитель Су-47, который в настоящее время проходит испытания, является прообразом машин следующего поколения: отрабатываются двигатели с изменяющимся вектором тяги, проводятся испытания ряда систем авионики, связи, безопасности и других.

Что же касается истребителей шестого поколения, то Погосян заявил, что это вполне может быть уже космический аппарат.

Правда, по мнению директора Сухого, это будут уже не индивидуально функционирующие самолеты, а аэрокосмические комплексы, встроенные в общую глобальную систему авиакосмических средств, куда будут включены базовые станции, другие космические объекты и аппараты.

Такие системы будут насыщены всевозможной электроникой. Как заявил Погосян, уже сегодня загрузка пилотов превышает их физические возможности, так что в дальнейшем придется все больше полагаться на сверхбыструю электронику и автоматику.

Боевой самолет шестого поколения будет создаваться в пилотируемом и беспилотном варианте и получит возможность выхода в ближний космос. Об этом в интервью ТАСС в понедельник, 11 июля, заявил советник первого заместителя генерального директора концерна Радиоэлектронные технологии Владимир Михеев.

По его словам, истребитель шестого поколения будет параллельно создаваться в двух вариантах — пилотируемом и беспилотном.

Основной принцип применения этого самолета — так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полетные функции, начиная от взлета до выполнения боевых задач и посадки, — рассказал Михеев.

Он пояснил, что пилотируемый истребитель получит урезанные характеристики. Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. К их числу Михеев отнес движение с гиперзвуковой скоростью и возможность выхода в ближний космос.

В июне в Объединенной авиастроительной корпорации заявили. что первый прототип истребителя шестого поколения поднимется в воздух к 2023 году.

Информация о разработке в России истребителя шестого поколения, который в перспективе заменит в производстве испытываемый в настоящее время самолет Т-50, появилась в начале 2010-х годов.

Предполагается, что новая машина может быть создана к 2030-м годам. В настоящее время работу над самолетом шестого поколения ведут США. Головным разработчиком по проекту F/A-XX является компания Boeing.

Программа активизировалась после начала испытаний российского истребителя пятого поколения Т-50 в 2010 году.

Источники: rg.ru, www.arms-expo.ru, lenta.ru, news.cosmoport.com, vpk.name

С древних времен собаки живут рядом с людьми, верно служат своим хозяевам, охраняют их дома, помогают охотиться и пасти …

Двигатель НЛО

Неопознанные летающие объекты вот уже не один десяток лет являются предметом дискуссий в среде ученых. Уникальные способности НЛО ставят в тупик, …

Пустыня Гоби

Центральная Азия – регион, который весьма беден поверхностными водами, состоит в основном из высоко лежащих равнин и нагорий, отличающихся …

Мой дом из космоса

Чудеса технических достижений XXI века поражают воображение. Сегодня уже никого не удивишь компьютером, мобильным телефоном, запоминающим устройством размером с фалангу пальца, …

Африканская маска

Каждый предмет в африканской культуре имеет четкое значение, в нем заложена глубокая информация. Африканская маска – выражение невидимого мира. Даже концепция …

Люди гиганты

Многие легенды мира повествуют о гигантах, великанах, титанах во всех древних письменных источниках. Нам часто сообщают о находках в разных уголках …

Мистические картины художников

Впервые картина была показана владельцу и искусствоведу Лос-Анжелес Таймс, которой после этого скончался. Может быть это было совпадением, а …

Эпизоды жизни и предсказаний Вольфа Мессинга

Вольф Мессинг – один из наиболее известных известных провидцев XX века, а потому внимание к его личности не ослабевает даже сегодня. …

Как правильно ухаживать за волосами

Мечта о красивых и ухоженных волосах может стать явью, если регулярно соблюдать простые рекомендации, которые занимают минимум времени и …

Источник: http://www.objectiv-x.ru/voennaya-aviaciya/kakim-budet-istrebitel-shestogo-pokolenija.html

Ссылка на основную публикацию