Халифат: история создания

Халифат и его значение для мусульман

Халифат – понятие, образованное от арабского слова «халиф», которое в переводе означает «преемник». Таким образом, халифат можно определить как некое сообщество, во главе которого находится халиф.

Впервые в истории институт халифата появился в 7 столетии по григорианскому летоисчислению после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Тогда перед уммой встал вопрос о том, кто же возглавит молодое мусульманское государство после ухода Посланника Всевышнего (с.г.в.) в мир иной.

Выбор большинства мусульман пал на ближайшего соратника и лучшего друга Пророка (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), который и стал первым халифом в истории ислама.

С начала правления Абу Бакра (р.а.

) также началась эпоха правления четырёх праведных халифов, которую именуют Золотым веком ислама, поскольку на протяжении без малого тридцати лет управление Арабским халифатом осуществляли ближайшие сподвижники Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакр, Умар, Усман и Али (р.а.), которым удалось добиться немалых успехов как во внутренней, так и во внешней политике.

В 661 году после смерти четвёртого праведного халифа – Али ибн Абу Талиба (р.а.) Арабским халифатом правила сначала династия Омейядов, а затем и династия Аббасидов.

Одновременно с этим в мусульманском мире начали появляться и другие государства, которые также именовались халифатами, такие как: Кордовский халифат (территория современных Испании и Португалии), Фатимидский халифат (Магриб, Египет, Сирия и Палестина), Альмохадский халифат (мусульманская Испания и Северная Африка) и другие.

В 1517 году после завоевания священных для мусульман городов – Мекки и Медины титул халифа перешёл к османскому султану Селиму I Грозному. С того момента и вплоть до начала прошлого столетия статус правителя всех мусульман был закреплён за османскими султанами, а Османская империя также именовалась Османским халифатом.

После распада Османской империи и провозглашения Турецкой Республики первый её президент Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение об упразднении халифата. Но в 1923 году король Хиджаза Хусейн ибн Али аль-Хашими, являвшийся потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.), провозгласил себя новым халифом всех мусульман.

Однако в 1924 году эмир Неджда Абдель Азиз ас-Сауд объявил войну Хиджазу, которую новоявленный халиф проиграл и был вынужден отречься от престола, ну и, соответственно, был лишён титула халифа.

Впоследствии Абдель Азиз ас-Сауд путём объединения Неджда и Хиджаза провозгласил создание нового государства – Саудовской Аравии, первым королём которой он и стал.

С тех пор официальный институт халифата в мусульманском мире был ликвидирован.

Но свою риторику по данному вопросы начали поднимать радикальные группировки, стремящиеся тем самым собрать под свои ряды как можно больше верующих.

Однако халифат, провозглашаемый радикалами, не находит поддержку у большинства мусульман, в связи с чем он не имеет абсолютно никакого отношения к халифату как институту духовной власти в мусульманской умме.

Раньше существование института халифата было возможным, так как в мусульманском мире было единое государство, глава которого и носил титул халифа.

В наши же дни на мусульманском востоке существует множество различных государств, в которых доминируют различные течения и направления в исламе.

В связи с чем в современных реалиях будет трудно достичь консенсуса между всеми мусульманскими странами, а значит, и институт халифата, скорее всего, останется лишь в нашем прошлом.

В случае же, если хотя бы большинству мусульманских стран удастся достичь согласия и выступить с совместной инициативой о создании халифата, то в таком случае встанет новый вопрос, а именно – кто же будет новым халифом? В этой ситуации между мусульманскими государствами, вполне очевидно, возникнут сильные разногласия, так как каждая страна захочет видеть халифом своего представителя.

Тем не менее, анализируя опыт прошлого, можно выработать ряд критериев, которым должен соответствовать халиф сегодня:

1. Контроль над Меккой и Мединой

Пожалуй, главным критерием халифа должен стать контроль над двумя наиболее значимыми городами в исламе – Меккой и Мединой, так как халиф всегда являлся хранителем двух мусульманских святынь.

Если же мы обратимся к истории, то в большинстве случаев данное требование имело место быть. Например, османский султан Селим I получил титул халифа лишь после завоевания Мекки и Медины.

Исходя из этого постулата, на сегодняшний день наиболее вероятным кандидатом на пост халифа является король Саудовской Аравии, носящий также титул «хранителя двух святынь».

2. Преемственность с халифами прошлого

Ещё одним критерием халифа может стать преемственность по кровной линии, то есть современный халиф должен быть потомком последних халифов. Из истории известно, что этот титул, как и монарший престол, передавался от отца к сыну либо иному близкому родственнику.

Учитывая данный критерий, можно утверждать, что кандидатами на пост халифа могут служить король Иордании, который является потомком последнего халифа Хусейна ибн Али аль-Хашими и, соответственно, Пророка Мухаммада (с.г.в.

), либо глава Османского султанского дома – как потомок последнего османского халифа Абдул-Меджида II.  

Источник: https://www.islam.global/obshchestvo/istoriya/khalifat-i-ego-znachenie-dlya-musulman/

Что такое халифат? Определение, история :

История халифата неразрывно связана с возникновением и распространением ислама. Со времён пророка Мохаммеда существовало устойчивое представление о том, что весь мусульманский мир должен объединиться вокруг государства, защищающего заповеди Корана. На протяжении истории несколько стран претендовало на звание центра исламской цивилизации.

Общее понятие

Существует несколько вариантов ответа на вопрос о том, что такое халифат. Определение этому явлению можно дать исходя из исторической, религиозной или политической точек зрения. Наиболее краткое объяснение выглядит следующим образом: исламская теократия является краеугольным камнем государственного образования, известного как халифат.

Что это такое? Простыми словами смысл термина “теократия” можно передать так: общество, юридическая система которого основана исключительно на религиозных предписаниях, в данном случае на моральных нормах ислама. Однако это не является исчерпывающим ответом на вопрос о том, что такое халифат.

Определение должно включать в себя не только внутреннее устройство государства, но и его внешнеполитические цели.

Формирование

Изучение исторических фактов поможет разобраться в том, что такое халифат.

Определение, основанное на обстоятельствах возникновения данного государства, характеризует его как территорию, находящуюся под контролем исламского правителя, который считается духовным преемником пророка Мохаммеда и лидером глобального сообщества мусульман. Этот вождь, именуемый халифом, обладал и духовной, и светской властью.

Существовал ещё один признак, свойственный данному типу государства и описанный во всех учебниках по истории. Что такое халифат по определению исследователей Средневековья? Это транснациональная империя, включающая в себя многочисленные этнические группы.

История Средних веков содержит сведения о трёх наиболее значительных халифатах: Праведном, Омейядском и Аббасидском. Султаны Османской империи также провозглашали себя преемниками пророка Мохаммеда и лидерами всего мусульманского мира.

Как и любые другие империи, халифаты постоянно стремились к расширению границ своих владений.

Ислам

До прихода пророка Мохаммеда арабские племена поклонялись языческим божествам. Они вели кочевой образ жизни и часто совершали набеги друг на друга. Пророк Мохаммед не только основал новую религию, но и создал государство, объединив разрозненные арабские племена. Сложно разделить его проповедническую и политическую деятельность.

Вне контекста религии, основанной пророком Мохаммедом, невозможно прийти к пониманию того, что такое халифат. В исламе определение сути государственной власти гласит, что главной задачей правителя является забота о соблюдении заветов, содержащихся в Коране. Халиф не рассматривался верующими как получатель божественных откровений.

Он олицетворял волю общины и служил гарантом сохранения заповедей пророка. Но на протяжении веков постепенно менялись взгляды на то, что такое халифат. В исламе на ранней стадии существовала определённая форма демократии. Власть правителя не была наследственной. Он являлся религиозным лидером, но не имел исключительного права толкования Корана.

Впоследствии возникла тенденция к расширению полномочий халифов и передаче власти по наследству.

Этимология

До появления ислама арабские монархи именовались титулом “малик”, что в переводе означает король или правитель. Термин “халиф” происходит от слова, которое приблизительно соответствует следующим понятиям: преемник, распорядитель, наделённый полномочиями человек. Традиционно считается, что полная форма этого титула звучит как “халиф расул алла”, (заместитель посланника Бога).

Праведный халифат

После смерти пророка Мохаммеда государство, возникшее в результате объединения арабских племён, последовательно возглавляли четыре его ближайших соратника. Абу Бакр, Умар, Усман и Али стали первыми халифами в истории исламского мира.

Они были избраны элитой мусульманской общины, в состав которой входили верующие, сопровождавшие пророка Мохаммеда на пути из Мекки в Медину.

Первых четырёх властителей называют праведными халифами, поскольку считается, что они безупречно воплощали в своих словах и поступках принципы, изложенные в Коране. Важный нюанс заключается в том, что только один из них, Али, состоял в кровном родстве с пророком Мохаммедом.

Расхождение во мнениях о том, насколько законным было избрание преемников, не принадлежавших к семейному клану основателя религии, привело к расколу исламского мира на две деноминации.

Сунниты

Только часть мусульман называет праведным первый халифат. Что это значит? Последователи самого многочисленного течения в исламе, известные как сунниты, придерживаются мнения о том, что первые четыре правителя законно занимали пост духовного и светского главы государства.

Представители этой деноминации считают, что пророк Мохаммед не устанавливал принципов передачи власти, основанных на принадлежности к определённому роду. Сунниты подчёркивают важность исполнения заповедей, содержащихся в Коране. Название их общины в переводе с арабского языка означает “путь”.

С точки зрения суннитов, самыми достойными мусульманами во всей истории были ближайшие сподвижники пророка Мохаммеда, следовательно, законность избрания их халифами не вызывает сомнений.

Шииты

Эта деноминация объединяет верующих, которые признают четвёртого правителя Али и его потомков единственными легитимными наследниками духовной и светской власти. Отличительная черта учения шиитов заключается в том, что они отвергают идею избрания преемников пророка Мохаммеда.

Что означает халифат в интерпретации приверженцев этого течения в исламе? По мнению шиитов, руководство общиной имеют право осуществлять только особые духовные лидеры из числа потомков Али, который был женат на одной из дочерей пророка Мохаммеда и являлся продолжателем его рода.

Представители этой деноминации скептически относятся к правлению первых трёх халифов. Шииты считают, что избрание руководителя мусульманской общины является прерогативой Бога, а не совета, выражающего волю народа.

По их мнению, особое положение потомков пророка Мохаммеда, дающее им исключительное право на духовную и политическую власть, предопределено свыше.

Династия Омейядов

Второй мусульманский халифат был создан в 661 году. Им правила династия Омейядов, основателем которой являлся Муавия, принадлежавший к знатному роду из Мекки. До прихода к власти он долгое время исполнял обязанности наместника Сирии. По этой причине Муавия, став халифом, перенёс столицу в Дамаск.

Государство при Омейядах по своей природе было светским. Часть мусульманской общины считала несправедливой систему налогообложения, введённую в период правления этой династии. По новым правилам люди, недавно обращённые в ислам, не освобождались от уплаты особой подати, которую должны были вносить все иноверцы.

Населению, исповедовавшему христианство и иудаизм, было позволено сохранять автономию. Представители данных религиозных групп имели право решать дела в судах в соответствии со своими законами. Единственное требование, которое предъявлял им халифат, заключалось в уплате специального налога.

Пророк Мохаммед многократно подчёркивал право представителей христианства и иудаизма продолжать придерживаться своей веры, ссылаясь на то, что эти религии признают единобожие. В период правления династии Омейядов межконфессиональные отношения оставались спокойными и стабильными.

Многие важные посты в государстве занимали христиане.

Арабская экспансия

Омейядская династия вела завоевательную политику и стремилось расширить границы своей территории. В результате походов их армии, государства Пиренейского полуострова, Средней Азии и Северной Африки вошли в число стран халифата.

Читайте также:  Сигнальные ракеты: как подавать знаки в разных условиях

Экспансия арабской империи успешно продолжалась в течение всего периода правления династии. При Омейядах претерпели изменение взгляды на то, что такое халифат. Определение главы государства, присущее раннему исламу, отводило правителю роль избранного общиной блюстителя установлений Корана.

При Омейядах эта концепция трансформировалась в традиционную систему наследственной монархии.

Династия Аббасидов

Третий халифат был основан в 750 году. Омейядов свергла династия Аббасидов, род которых происходил от Аль-Аббаса, дяди Мохаммеда. Они сумели победить в борьбе за власть, аргументировав свои претензии на престол принадлежностью к семейному клану пророка.

Аббасиды удерживали контроль над арабской империей на протяжении следующих пяти веков. В период правления их династии ислам получил распространение далеко за пределами Аравийского полуострова и стал интернациональной религией.

Они переместили политический центр халифата из Дамаска в Багдад. Династия Аббасидов не вела активной завоевательной политики, в результате чего арабская экспансия приостановилась. Политическая ситуация внутри империи не отличалась стабильностью.

На территории многонационального халифата часто вспыхивали восстания.

Расцвет арабской империи в период правления династии Аббасидов продолжался около века. Последовавший за этим упадок был вызван ослаблением центральной власти.

В отдалённых провинциях фактическими правителями становились местные эмиры, которые лишь формально признавали багдадских халифов своими сюзеренами. Они решали вопросы внешней политики и престолонаследия независимо от династии Аббасидов.

В середине 10-го века наступила стадия распада халифата. Аббасиды утратили власть над всей территорией государства.

Османская империя

Государство, созданное турками, достигло пика могущества в 16-17 веках. Оно соответствовало всем характеристикам империи. Огромная территория включала в себя многочисленные провинции и вассальные государства.

Население Османской империи было многонациональным. В период правления султана Селима Первого турецкое государство провозгласило себя халифатом.

Эти претензии основывались на неоспоримом факте: Османская империя, завоевав и объединив мусульманские земли, взяла под свою защиту священные города Мекку и Медину.

В начале 20-го века турецкое государство пришло в упадок. В 1922 году был упразднён султанат. Первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк официально объявил о прекращении существования халифата.

Источник: https://www.syl.ru/article/332406/chto-takoe-halifat-opredelenie-istoriya

Халифат

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей, этот процесс затронул прежде всего те регионы, где было развито земледелие. Там же, где господствовало кочевое скотоводство преобладали родо-племенные отношения.

Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились на южноарабские (йеменские) и североарабские. Особо следует сказать о предшествующей истории Йемена, которая относится к I тысячелетию до н. э. Последнее рабовладельческое государство в Йемене — Химьяритское царство, возникшее во II в. до н. э. прекратило свое существование в конце первой четверти VI в.

Основой экономики здесь было земледелие, связанное с наличием обильных водных источников. Население делилось на благородных (знать), купцов, свободных земледельцев, свободных ремесленников и рабов. Более ранее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена стимулировалось той посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а со II в. н. э.

и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией.

Халифат: история создания

На западе Аравии была расположена Мекка — важный перегрузочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли.

Другим крупным городом Аравии была Медина (Ясриб), которая была центром земледельческого оазиса, но и здесь проживало некоторое количество купцов и ремесленников.

Но к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родо-племенного строя и начали складываться раннефеодальные отношения. Рабовладельческое же общество Йемена переживало в VI в. острый кризис.

Доисламская арабская религия основывалась на многобожии. Существовало представление и о верховном божестве, которого называли аллахом (арабское ал — илах).

Разложение родо-племенного строя и появление феодальных отношений привели к упадку старой религиозной идеологии. Торговля арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства (из Сирии и Эфиопии, где христианство утвердилось в IV в.) и иудейства. В VI в.

в Аравии появилось движение ханифов, признававших единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые верования, общие у этих двух религий. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога.

Новое учение возникло в тех центрах Аравии, где феодальные отношения получили большее развитие, — прежде всего в Йемене и городе Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка, где одним из представителей его был купец Мухаммед, который и явился основателем новой религии — ислама (ислам — покорность).

В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в Ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е.

города Пророка (так стали называть Мухаммеда); здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в политическую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят прежде всего простым народом, который давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родо-племенной резни, бедствий и разорения.

Вначале знать (прежде всего мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее под их главенством политическое объединение Аравии было и в интересах богатых.

Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией.

Вскоре представители родо-племенной и торговой знати вошли в состав высшей иерархии мусульман.

К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком.

Историю Арабского государства можно поделить на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы. Мекканский период (622 — 661 гг.) — это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; Дамасский (661-750 гг.) — правление Омейядов; Багдадский (750 — 1055 гг.) — правление династии Аббасидов.

После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка). Первые халифы были сподвижниками пророка; при них начались обширные завоевания. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию; но многие города (Антиохия, Дамаск и др.

) сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев их религии. Вскоре после этого арабы завоевали Египет и Иран. В результате этих и дальнейших завоеваний создалось огромное феодальное государство.

Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, привела к распаду этого относительно централизованного государства, начавшегося уже с конца VIII в.

Наместники халифов — эмиры постепенно добиваются независимости от центральной власти и превращаются в суверенных правителей. Многие покоренные страны освобождаются из-под власти халифов. К середине X в.

завершился политический распад Халифама, ослабленного в результате роста феодальной раздробленности, освободительной борьбы стран Передней и Средней Азии и восстаний народных масс. Правящая в Западном Иране династия Буидов в 945 г.

захватила Ирак вместе с Багдадом, лишив халифа светской власти и сохранив за ним лишь духовную власть.

Окончательно Багдадский халифат был завоеван турками — сельджуки в середине XI в.

Государственный строй.

Халифат представлял собой феодально-теократическое, централизованное государство во главе с халифом — преемником пророка (представителя аллаха на земле).

Власть халифа была практически восточной деспотией, он верховный собственник земли, глава государства, обладающий всей полнотой светской и духовной власти.

Власть их в основном стала наследственной, они пользовались правом назначать своего преемника.

На практике неограниченную, самодержавную власть имели лишь некоторые халифы из династии Омейядов. Так в связи с распадом Халифата в IX в.

прежние арабские племенные ополчения утратили свое значение; поэтому появляется наемная конная гвардия тюркского происхождения.

Эта гвардия (мамлюки) скоро приобрела решающую силу в стране и начала свергать одних халифов и возводить на престол других; начиная с 60-х гг. IX в. халифы стали практически заложниками в руках собственной гвардии.

На систему органов управления халифата оказал сильное влияние при Аббасидах государственный механизм Ирана. Заместителем халифа и вторым лицом в государстве стал визирь, который руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, учета земель, организации ирригационных работ, внутренних дел (который содержал финансово-статистические сведения), чиновников.

В Халифате имелся также штат сановников, осуществляющих надзор за другими чиновниками халифа, ведавших имуществом халифа; руководящих полицией; контролирующих начальника телохранителей; заведовавшего почтой (его функции заключались, например, в собирании сведений для халифа о состоянии земледелия, об урожае, о сборе налогов, о настроениях местного населения, деятельности администрации).

Территория Халифата делилась на провинции, обычно соответствовавших завоеванным государствам и областям. Управляли ими, как правило, наместники халифа — эмиры, в ведение которых были вооруженные силы и местный аппарат административно-финансового управления.

Что же касается более мелких административно-территориальных подразделений, то они управлялись преимущественно на основании обычаев. Должностные лица, стоящие во главе городов и селений, носили разные названия. В Аравии их звали старшинами-шейхами.

Как уже указывалось, в конце VIII в. наметились децентрализаторские тенденции в развитии Халифата. Стремление крупных феодалов к политической самостоятельности привело к образованию местных наследственных эмиратов, превращавшихся постепенно в самостоятельные государства. Так появился Кордовский эмират в Испании; в 788 г.

образовалось независимое от багдадского халифа государство в Марокко; в период с 800 по 909 гг. сложились самостоятельные государства в Тунисе и Алжире. В IX в. самостоятельным государством стал и Египет, возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Грузии, Армении, Азейбарджане.

После этого халиф сохранил свою власть лишь над частью Месопотамии и Аравии.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 842 | Нарушение авторского права страницы

Халифат — что это такое, определение, сущность и особенности

Возникновение государства у арабов. Арабский халифат

В 7 в. у арабских племен, центром расселения кот-х являлся аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, затем соц-я дифференциация, особенно далеко зашла в Хиджасе, где конценрировались полуоседлые племена, занимавшиеся скотоводством и земледелием. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики, было большое кол-во обездоленных бедуинов.

Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общ-во. Идеология общественного движения за новый строй приобрела религиозную форму. Возникновение новой религии (ок.570-632, Мухаммед); ее цель — необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь.

Все арабы вне зависимости от происхождения д.б. составить единую народность. Во главе кот-й пророк. Бедняки приняли ислам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. Завершилось организационное оформление мусульманской религиозной общины Мухаммеда; ее военные отряды боролись за объединение страны под знаменем ислама. Возникшее в 7 в.

Гос-во преодолевало племенной сепаратизм

Общ-й строй. После смерти Мухаммеда его сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировалась в привилегированную группу. Из них стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Под их руководством в 7-8 вв. были завоеваны Ближний и Средний Восток, Сев. Африка и др.

(потому что Аравия была несколько перенаселена, а коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам). На завоеванных территориях возник Арабский Халифат.

Читайте также:  Вооруженные силы российской федерации: численность, структура, вооружение

Завоеванные территории находились на ступени формирования феодализма; под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.

Особенности арабского феодализма: степень развития феодализма в отдельных областях Халифата находилась в прямой зависимости от предшествующего завоеванию уровня их социально-экономического развития. В Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Гос-й строй. Гос-й аппарат Халифата был достаточно централизованным из-за концентрации в руках главы гос-ва значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная(имамат) и светская(эмират) – у халифа. Первые халифы избирались знатью из своей среды.

Что такое халифат определение по истории

Затем их власть стала наследственной. Арабское гос-во – централизованная теократическая монархия. Власть халифа – не ограничена, но он д.б. считаться с крупнейшими феодалами.

Центральные органы гос-го управления – ведомства (диваны): диван-ал-джунд(оснащение, вооружённые войска; его чиновники составляли списки ополченцев и наемников, определяли размеры оплаты и земельных пожалований за службу); диван-ал-харадж(контроль деятельности центральных финансовых органов, занятых учетем налоговых и др.

поступлений в казну); диван-ал-барид(дороги, почта, строительство дорог, колодцев, тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почти не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшые чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Первые среди них – везиры, кот-е, опираясь на знать, постепенно несколько оттеснили халифов от реальной власти.

Местное управление. Первоначально в завоеванных провинциях местные административно-финансовые учреждения почти без изменений. Знать учредила высшие управления, включающие военное управление и надзор за сбором различных платежей.

Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных гос-в или областей; управляли ими военные наместники (эмиры), ответственные только перед халифом и ведавшие вооружёнными силами, местным аппаратом, административно-финансовым управлением.

Отряды наемников во главе с мутасибами несли полицейскую службу. В кон. 8 в. местная знать, укрепившись в завоеванных странах, стала незаинтересованной в единстве Халифата. Эмиры могли создавать свое войско, удерживать налоговые платежи. Это привело: Во 2-й пол. 8 в.

отпал Кордовский эмират, затем Тунис, Марокко, в 9в – Египетский Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.

Источник: https://lezgidin.ru/halifat/

Арабский халифат: как появилась исламская супердержава

С древних времен Аравийский полуостров населяли кочевые племена скотоводов. Сплотить их воедино удалось основателю ислама Мухаммеду. Созданное им государство всего лишь за сто лет сумело превратиться в одну из сильнейших держав мира.

Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.

Подчиняя себе другие земли, арабская знать получала доступ к «рогу изобилия»: рабов, пленников, которых можно было вернуть за богатый выкуп, а главное – дань, собираемая со всех захваченных народов.

В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.

Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.

Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.

Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.

Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией.

Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.

С самого начала арабам сопутствовала удача. Им удалось отвоевать у Византии Левант, а у Персии – богатую и плодородную Месопотамию. А в 633 году халифат вторгся в пределы самой империи Сасанидов. Противостояние длилось девятнадцать лет и закончилось полной победой арабов.

Династия Сасанидов перестала существовать, территория Персии отошла к халифату, а ислам пришел на смену зороастризму.

Пока шла война с персами, арабский полководец Амр ибн аль-Ас всего за год (641-642 гг.) сумел присоединить к территории халифата Египет. Чрез пять лет арабы организовали первое вторжение в Северную Африку двумя армиями, общей численностью около сорока тысяч человек. Во главе этого войска встал шейх Абдуллах ибн Саад.

Результаты этого вторжения оказались не столь впечатляющими. Под влияние халифата попал лишь Карфаген. Проведя в изнурительных походах по пустыням больше года, шейх вернулся с войском в Египет.

В 656 году внутри государства вспыхнула гражданская война, спровоцированная убийством Халифа Усмана. Престол занял Али ибн Абу Талиб, но спустя несколько лет погиб и он.

Несмотря на неразбериху, арабам удалось подчинить страны Закавказья и Дербент. Правда, ненадолго. Уже к 661 году почти вся эта территория стала независимой от халифата – сказалась помощь Византии.

Как только ситуация в халифате успокоилась, арабы вновь хлынули в Северную Африку, находящуюся под контролем Византии.

Пятидесятитысячное войско под командованием Укбы ибн Нафи сумело взять город Кайруан и превратить его в кротчайшие сроки в главный форпост для дальнейшего военного продвижения. Эта же крепость стала и столицей новой области Ифрикии, находящейся на территории современного Туниса.

Защитив тыл, арабы двинулись дальше. И сумели захватить два крупных города – Буджию и Танжер. Но вскоре вспыхнуло восстание подчиненных берберов. Укбе ибн Нафи пришлось со своим войском отправиться на его подавление.

Война с кочевниками, которых активно поддерживала Византия, складывалась для арабов неудачно. Сначала в одном из сражений погиб сам ибн Нафи, а затем и Зухейр – присланный на его место полководец.

Подавить восстание помешала и очередная гражданская война и восстание в Сирии. Вторую североафриканскую кампанию пришлось в срочном порядке свернуть.

Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.

Затем халифат направил войска на запад Грузии, где находилось княжество Эгриси, зависимое от Византии. Местный правитель решил, что воевать с арабами бессмысленно и потому просто сдал город и помог захватчикам изгнать греков.

Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.

Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады».

Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии.

Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.

Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.

Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.

Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.

В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.

Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.

После этих триумфов звезда халифата начала потихоньку закатываться. Сначала из-под власти арабов освободился Иран, затем некоторые княжества в Закавказье. В IX-X веках государство и вовсе вошло в затяжной кризис. Виной тому стали сразу три причины.

Во-первых, в самом халифате начали вспыхивать гражданские войны. Власть переходила из рук одного правителя к другому чуть ли не каждые три-четыре года.

Во-вторых, покоренные народы то и дело устраивали восстания, и подавлять их становилось все сложнее. В-третьих, свою роль сыграли и многочисленные Крестовые походы, которые забирали у ослабленного государства последние силы.

Источник: http://russian7.ru/post/arabskiy-khalifat-kak-poyavilas-islam/

Халифат

ар. халиф – глава мусульманской общины, правитель) – мусульманское теократическое государство в эпоху Средневековья.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

форма государственности в мусульманских странах, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

по мусульм.-суннитской теории гос. права — система теократии, осн. на неизменных принципах религии; халиф сосредоточивал в своих руках получен. от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

мусульманских феодальная теократия с халифом во главе (X. Аббасидов, Фатимидов, X. в Османской империи и др.). С X в. в Западной Европе X. называли также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний VII–IX вв. (Арабский X.). В Турции, X. был ликвидирован в 1924 г.

Источник: Словарь исторических терминов

средневековое теократическое государство с халифом во главе (халифат Аббасидов, Фатимидов, халифат в Османской империи и др.). С 10 в. в Западной Европе халифатом называлось также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний 7- 9 вв. – Арабский халифат. Османский халифат существовал до марта 1924 г. (в Турции), когда был лишен сана последний халиф – Абд аль-Маджид II.

Источник: Исторический словарь

Халифат (caliphate), первоначально централизованное гос.-адм. правление в ислам, мире. Первым халифом (араб, khalifa – “наместник бога” или “наследник пророка”) после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. н.э. был его тесть Абу Бекр, к-рого последовательно сменили Омар, Осман и Али; этих 4 халифов называют ар-Рашидун (“верноидущие”). Когда в 661 г.

умер Али, мусульмане-шииты признали его наследников-имамов единственно законными преемниками пророка, тогда как остальной ислам, мир принял династию Омейядов. Они были свергнуты в 750 г. Аббасидами, но в течение 2-х вв. последние были марионеточными правителями под контролем турок. Один из бежавших в Испанию Омейядов основал там в 756 г.

Кордовский эмират, сохранявшийся 250 лет, а в сев. Африке при Фатимидах, имамах-исмаилитах, возник шиитский халифат (909-1171). После того как монголы осадили Багдад (1258), этот халифат, сохранившийся только номинально, перешел под власть Мамлюков, включая Египет, а с покорением Египта османами (1517) это назв. использовали тур.

султаны, сохранив его до отмены в 1924 г.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

мусульманское государство, в котором правление осуществлялось в соответствии с Божественными законами. Руководство Халифатом осуществлялось халифами (См. Халиф) Их также называли имамами. Большинство мусульманских улемов рассматривало Халифат как правление, которое следует непосредственно после периода правления пророка Мухаммада.

Читайте также:  Польша угрожает россии американскими ракетными комплексами

Поэтому халиф, как глава мусульманского государства (Халифата), являлся наместником пророка Мухаммада. Некоторые считали, что халифов можно называть и наместниками Аллаха на земле. При этом они ссылались на коранический аят: «Это Он сделал вас наследниками (халифами) земли и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам.

Воистину, Он скор в наказании, и, воистину, Он–прощающий, милосердный» (6:165). Однако большинство не соглашалось с этим, так как такой постановки вопроса не было в период правления первых халифов. В истории Ислама существовало несколько халифатов: 1. Праведный халифат (11/632–40/661). Этот период охватывает исторический отрезок времени в 30 лет.

За это время сменилось четыре халифа (См. Абу Бакр ас–Сиддик,Омар ибн Хаттаб,Осман ибн Аффан,Али ибн Абу Талиб), которые были ближайшими сподвижниками пророка Мухаммада. Согласно воззрениям подавляющего большинства мусульман, их правление полностью соответствовало наследию пророка, и они были последовательными проповедниками всех идеалов Ислама.

Традиция утверждает, что такого идеального соответствия власти Божественному порядку не было отмечено в более поздней истории Ислама, за исключением правления отдельных правителей, например, омейядского халифа Омара ибн Абд аль–Азиза.

У Абу Давуда (Сунна, 8) и Тирмизи (Фитан, 49) приводится хадис от Сафины о том, что пророк сказал: «Халифат среди моей уммы будет продолжаться 30 лет, а затем последует султанат». Затем Сад ибн Джумхан сказал, что затем пророк добавил: «Абу Бакра сменит Омар, Омара Осман, а Османа Али». По этой причине считается, что сменившие их правители являлись не халифами, а султанами (монархами).

2. Халифат Омейядов. Их правление началось после гибели халифа Али в 40/661 года хиджры. Его сын Хасан добровольно передал власть Муавие ибн Абу Суфьяну, который стал халифом с 41/661 года хиджры. Муавия является основателем мусульманской монархической государственности.

Начиная с этого периода Халифат потерял свои изначальные качества, которые были при Праведных халифах и превратился в абсолютную монархию. Последним халифом из династии Омейядов был Марван ибн Мухаммад, который был низложен в результате восстания в 132/750 году хиджры,которым руководили Аббасиды. (Подробнее см. Омейяды). 3. Халифат Аббасидов.

Они свергли Омейядов и пришли к власти в 132/750 году. Конец правлению Аббасидов положили монголы в 656/1258 году. (Подробнее см. Аббасиды). После падения Аббасидов в Ираке их формальный сюзеренитет был признан мамлюками Египта, а после этого халифами стали султаны Османской империи. После падения Османской империи, в 1924 году, Халифат прекратил свое существование. В Османской империи после султана Салима халифов именовали халифом всех мусульман (Халифа аль–Муслимин).

Источник: Исламский энциклопедический словарь

1) По мусульм.-суннитской теории гос. права система теократии, осн. на неизменных принципах религии; халиф сосредоточивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). 2) Название в странах Европы (предположительно с 10 в.) феод. арабо-мусульм. гос-ва, возглавлявшегося халифами. Первонач. ядром X.

была созданная Мухаммедом в Западной Аравии мусульманская община (умма). Столица X. в 632-656 находилась в Медине. При халифе Абу Бекре (632-634) были подавлены восстания араб. племен, выступивших против мединского пр-ва, и начаты завоевания византийских и сасанидских владений. В результате первого этапа арабских завоеваний в состав X.

были включены Ирак, почти весь Иран, б. ч. Закавказья, Сирия, Палестина, Египет. В ходе внешних завоеваний усилилась социальная и имущественная дифференциация среди арабов. Особенно обострились противоречия между рядовыми арабами и родоплем. знатью, между различными группировками араб. верхушки в 40-50-х гг. 7 в.

Все это нашло отражение в убийстве в 656 халифа Османа (правил с 644), в сражениях между арабами-мусульманами при Хурейбе (656) и Сиффине (657), в возникновении первых религ.-политич. течений в исламе – суннитов (см. Суннизм), шиитов (см.

Шиизм) и хариджитов, в сражении между хариджитами и войсками халифа Али при Нахраване (658) и, наконец, в приходе к власти Омейядов (см. Омейядов халифат), выражавших интересы араб. феодализировавшейся родоплем. знати. При Омейядах X. превратился фактически в светское гос-во.

(Из-за этого историографы Аббасидов упрекали впоследствии Омейядов в отступлении от норм ислама и считали их светскими правителями-царями, хотя они выполняли и функции духовного главы мусульман – имама.) После смерти халифа Язида (683) X. фактически распался. Гос. единство было восстановлено к 692, в период правления Абд-аль-Малика.

При его преемнике аль-Валиде начался второй этап араб. завоеваний, в результате к-рых в состав X. были включены Сев. Африка, б. ч. Пиренейского полуострова, Ср. Азия, Табаристан, Джурджан (Горган) и Синд.

Оппозиц. течения в 8 в. – хариджиты и шииты, а также сторонники теократии, ведя борьбу против Омейядов, собирали вокруг себя всех недовольных ростом феод. эксплуатации и реформами омейядских халифов, противоречившими, по их мнению, догмам ислама.

В результате дальнейшего обострения социальных противоречий как между завоевателями-арабами и завоеванными ими народами, так и в среде самих арабов сузилась социальная опора Омейядов. В 20-30-х гг. 8 в. в разных частях X. происходили антифеод. и антиправительств. выступления нар. масс.

В результате одного из этих восстаний – восстания Абу Муслима – в 750 к власти пришли Аббасиды (см. Аббасидов халифат). Приход к власти Аббасидов не изменил ни социальной структуры X., ни фактически светского характера правления. Хотя Аббасиды считали себя имамами, в основу гос. строя они положили не принципы теократии, а бюрократич.

систему Сасанидов государства; поземельная и фискальная политика Аббасидов продолжала политику Омейядов и их предшественников. Но в противоположность Омейядам Аббасиды значительно расширили социальную опору династии, уравняв местную, в частности иранскую, феод. знать (дехканов) в политич. правах с арабами и допустив ее к высшим правительств. должностям при дворе и на местах.

Достигнув высокой степени политич. централизации и развития производит. сил при первых Аббасидах, X. с нач. 9 в. вступил в полосу политич. распада. Разл. уровень экономич. развития входивших в состав X. стран, слабость экономич. связей между областями X., отличавшимися одна от другой этнич. составом, физико-географич.

условиями и историко-культурными традициями, народно-освободит., антифеод. восстания, расшатывавшие экономич., воен. и финанс. мощь X., концентрация зем. собственности в руках воен. и местной землевладельч. феод. знати, упадок роли общины как податной единицы, борьба внутри класса феодалов – все эти факторы обусловили распад абба-сидского X.

и привели к возникновению фактически самостоят. феод. гос-в и местных наследств. эмиратов: Тулунидов в Египте в 868, Алидов в Табаристане в 864, Тахиридов в Хорасане в 821, Саффаридов в Сейста-не в 861, Саманидов в Мавераннахре в 819 и др., а также к возрождению местных феод. гос-в в странах Закавказья. Политич.

распад сопровождался упадком светской власти аббасидских халифов, к-рая переходила в руки эмиров и султанов. В 1-й пол. 10 в. вместо единого X. уже существовали: шиитский Фатимидов халифат (909-1171), суннитский X. Омейядов (929-1031) (см. Кордовский халифат) и халифат Аббасидов.

В первых двух халиф сосредоточивал в своих руках как духовную, так и светскую власть, а аббасидский халиф после завоевания в 945 Багдада Бундами лишился светской власти даже в самом Багдаде. В 1055 Бундов в Багдаде сменили Сельджукиды. С 945 по 1132 в руках аббасидских халифов оставалась только духовная власть имама, от к-рого по установленной традиции исходила верх.

власть светского правителя над его мусульм. подданными; поэтому эмиры и султаны получали у аббасидского халифа инвеституру и приносили ему присягу. После распада единого гос-ва Сельджу-кидов (1118), в результате борьбы аббасидских халифов (поддержанных жителями Багдада) с сельджукскими султанами Ирака, аббасидский X. возродился как гос-во в басс. Тигра и Евфрата.

Халиф Насир (1180-1225) включил в состав X. также терр. Хузистана и вел борьбу против хорезмшахов. В 1258 после взятия Багдада монг. войсками Хулагу-хана и казни последнего аббасидского халифа Мустасима X. как гос-во перестал существовать. Спустя неск. лет была предпринята попытка восстановления духовной власти аббасидских халифов: в 1261 одного из действит.

или мнимых членов династии Аббасидов провозгласили халифом при дворе мамлюкского егип. султана Бейбарса. С тех пор до тур. завоевания Египта в 1517 халифы-Аббасиды жили в Каире при мамлюкских султанах, не имея политич. власти, но своим религ. авторитетом они освящали светскую власть егип. султанов, иногда также султанов др. мусульм. стран, и давали им инвеституру.

После завоевания мамлюкского Египта тур. войсками, согласно распространенному мнению – в результате торжеств. отказа от своих прав последнего аббасидского халифа Мутаваккиля в пользу тур. султана, к последнему перешел духовный суверенитет над всеми мусульманами мира, хотя и не подчиненными ему как светскому правителю. Однако, как доказал В. В.

Бартольд, эта теория возникла в эпоху политич. упадка Турции во 2-й пол. 18 в., и X. османских султанов не имел никакой преемств. связи с X. егип. Аббасидов. Турецкий X. был упразднен в респ. Турции в марте 1924. Попытки создания общемусульм. X., предпринимавшиеся позднее в нек-рых странах ислама, оканчивались безрезультатно. Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М.

, 1966,с.15-78; его же, Теократич. идея и светская власть в мусульм. гос-ве, там же, с. 303-19; его же, Ислам, там же, с. 79-139; Якубовский А. Ю., Ирак на грани VIII – IX вв., в кн.: Труды первой сессии арабистов, М.-Л., 1937; его же, Об испольных арендах в Ираке в VIII в., “СВ”, т. IV, М.-Л., 1947; Беляев E. A., Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье, 2 изд., М.

, 1966; его же, Мусульм. сектантство, M., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII – XV веках, (Л.), 1966; Надирадзе Л. И., Вопрос о рабстве в халифате VII-VIII вв., “НА и А”, 1968, No 5; его же, Община на терр. восточного халифата в VII-VIII вв., в сб.: Арабские страны, М., 1966; его же, Вопросы общественно-экономич. строя гос-ва арабов и халифата VII-VIII вв. в сов.

историографии, в сб.: Историография стран Востока, М., 1969; его же, Проблема гос. собственности на землю в халифате VII-VIII вв., в сб.: Арабские страны, М., 1970; Босворт К. Э., Мусульманские династии, пер. с англ., М., 1971; Мюллер A., История ислама с основания до новейших времен, т. 1-4, СПБ, 1895-96; Мец A., Мусульм. Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Goldziherl.

, Muhammedanische Studien, Tl 2, Halle, 1890; его же, Du sens propre des expressions: ombre de Dieu…, P., 1897; Becker С. Н., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt. Islamstudien, Bd 1-2, Lpz., 1924-32; Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Caetani L., Annali dell´Islam, v. 2, Mil., 1907: Huart C, Histoire des Arabes, t. 1-2, P., 1912-1913; Hitti Ph.

, History of the Arabs, 8 ed., L., 1964; Maigoliouth D. S., The sense of the title Khalifah, в кн.: Ag?bname. A volume of oriental studies presented to E. G. Browne, Camb., 1922; Arnold T. W., Khalifate, Oxf., 1924; Spuler В., Geschichte der islamischen L?nder. Abschn. 1 – Die Chalifenzeit, Entstehung und Zerfall der Islamischen Weltreichs, Leiden, 1952: Rosenthal E. I. J., Political thought in medieval Islam, Camb., 1962; Levy R., The social structure of Islam, Camb., 1962. Л. И. Надирадзе. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/halifat.html

Ссылка на основную публикацию