Гусеничный вездеход газ-71

Гусеничный вездеход ГАЗ 71: эксплуатация, характеристики

60-е годы были ознаменованы началом освоения территорий, доселе не изученных, таких как Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток. Нужно было развивать перспективные отрасли – газовую и нефтяную промышленность. Для их исследований нужен был новый транспорт, который мог бы преодолевать любые труднопроходимые пространства в трудных климатических условиях.

Иначе он должен хорошо передвигаться по любым дорогам, бездорожью, воде, снегу и сугробам, болоту, пустыне, при этом качественно работать при высокой влажности и низкой температуре. С этой целью на Заволжском заводе гусеничных тягачей начинают выпускать новый автомобиль – вездеход ГАЗ. Время его выпуска – 1968-1985 годы. Основой разработки ГАЗ 71 явилась другая модель – ГАЗ 47.

Разработчики использовали всё лучшее этого вездехода.

Эксплуатация и сферы применения

ГАЗ 71 имеет другое название – ГТСМ вездеход. Иначе мы говорим о гусеничном транспортёре (снегоболотоходе) среднем модернизированном. Слово «средний» означает, что груз ГТСМ составляет одну тонну. Способность передвигаться по воде позволила назвать его водоплавающим.

Несмотря на то что эта модель была разработана ещё в 60-е годы, она очень востребована по сей день.

Эту машину отличают специальные технические характеристики, простота конструкции, экономичное обслуживание, лучшие качества вездехода (преодоление препятствий, высокая проходимость в любых условиях, выносливость), доступность и распространённость запасных деталей. Фото ГАЗ 71:

Гусеничный вездеход ГАЗ 71

За много лет его эксплуатации в народном хозяйстве и военной сфере гусеничный вездеход ГАЗ выполнил множество важных задач. За это заработал хорошую репутацию среди водителей этого транспорта.

Сферы применения вездехода ГАЗ 71:

  • геологоразведка;
  • энергетика;
  • нефтегазовая отрасль;
  • военная сфера.

Также эта чудо-техника используется частными лицами – охотниками, рыболовами, путешественниками.

Назначение вездехода:

  • доставка людей, разнообразных грузов в различные отдалённые районы страны при трудных условиях;
  • транспортировка солдат, эвакуация раненых;
  • поддержка научных экспедиций, прежде всего геологоразведочных;
  • перевозка прицепов весом до двух тонн.

Диапазон температуры для использования ГАЗ 71 составил 90 градусов – от –50° до +40° по Цельсию. Для хранения машины не требуется гараж, даже при таких температурах. Вездеход абсолютно самодостаточен, так как снабжён специальными средствами для самовытаскивания, если застрянет.

Его плавательные возможности впечатляют. Он способен преодолевать брод (глубина 1,2 метра), широкое речное пространство (1,5 км) со скоростью 6 км/час. Плавательную функцию вездехода обеспечивает вращение гусениц. А их заставляет двигаться бортовой редуктор.

Внешне гусеничный вездеход ГАЗ может казаться неуклюжим из-за больших габаритов. Но это видимость. На практике он достаточно подвижный. Увеличение скорости, возможности маневрировать на воде обеспечивают специальные гидродинамические кожухи, которые быстро снимаются.

При переправе через водное пространство должно учитываться важное условие: пересекать можно только спокойную реку.

Скорости спецмашины зависят от качества дорог и местности. Вездеход ГАЗ 71 на более или менее ровной дороге развивает скорость до 50 км/час. При передвижении на болоте скорость снижается до 18 км/час, при затруднённых условиях – до 12 км/час. На снежной местности, где снег глубиной 1 метр, он может развить скорость только до 17 км/час.

При этом не совсем экономично расходуется топливо. Когда развивается максимальная скорость, вездеход движется по бездорожью, расходуется 150 л на 100 км. Средний расход не намного меньше – 100 на 100 соответственно. Чтобы топлива хватило на 400-500 км, при разработке по бокам автомобиля расположили четыре топливных бака: три из них объёмом 232,5 л каждый, в дополнение к ним бак на 77,5 л.

Характеристики вездехода

ГАЗ 71 дизель имеет технические характеристики, которые выгодно его отличают от предыдущей модели ГАЗ 47. Рассмотрим основные из них.

Двигатель ГАЗ 71 имеет 8 цилиндров. Функционирует он на бензине. Является сильным карбюраторным аппаратом мощностью 115 лошадиных сил. Объём – 4,25 л. Двигатель входит в единую систему. Она встроена в моторное отделение.

В неё ещё входят коробка передач, однодисковое сухое сцепление и дополнительная передача. Коробка передач механическая, четырёхступенчатая. В ней пять скоростей – четыре передние и задняя. Раздаточная коробка имеет две передачи, досталась в наследство от ГАЗ 66.

В устройство также входят бортовые редукторы и система двойных ленточных тормозов.

Ходовая часть представлена следующими составляющими:

  • опорными катками. Всего их 12 штук;
  • гусеницами, покрытыми резиной. С каждой стороны их по 6 штук;
  • ведущими колесами (2 штуки).

На задних направляющих и передних катках установлены гидравлические амортизаторы.

Кузов представляет собой открытую стальную отапливаемую грузовую платформу. В плохую погоду можно дополнительно натягивать тент для создания теплового и защитного эффекта при перевозке людей.

Вездеход рассчитан на 12 мест. Два места для экипажа в металлической кабине и 10 мест с мягкими откидными сиденьями в кузове для десанта, перевозимых людей.

Для случаев перевозки раненых кузов оснащен необходимым санитарным оборудованием.

Герметичность кабины обеспечивается резиновым уплотнителем по краям дверей. Это гарантия защиты от пыли и воды. Для вентиляции воздуха в кабине есть два герметичных люка.

Также здесь предусмотрены термоизоляция, отопитель, мягкие сиденья, характерна звуконепроницаемость. В целом, оборудование вездехода создает оптимальный комфорт для людей во время движения.

За сиденьем водителя в «ручной доступности» находится аккумулятор, спрятанный за металлической пластиной. Она легко снимается, что очень удобно.

Модификации ГАЗ 71

Данная модель стала базовой для дальнейшего развития, совершенствования ее лучших качеств и возможностей. С этой целью было разработано несколько модификаций, которые имели те или иные преимущества и все были нацелены на повышение надежности и автономности вездехода.

ГАЗ 3403 представляет следующее поколение вездеходов. В чём же состоят усовершенствования?

  1. Объём топливных баков стал 93 л.
  2. Теперь все торсионы уплотнили. У Газ 71 это касалось только передней и задней трубы.
  3. Стали использовать более износостойкие тормозные ленты.
  4. Вариативность тентов и кузовов. А именно:
  • кузов с простым тентом;
  • кузов со спальными местами для четверых человек (ранее было для двух) и двойной тент. Этот вариант называют северным;
  • кузов высокий, жёсткий, большая дверь, спальных мест тоже четыре.

У этой модели были уже свои варианты:

  1. ГАЗ 34032. Автомобиль направлен на выполнение поиска и спасения людей. Платформа расположена сзади, чтобы можно было принять груз на воде.
  2. ГАЗ 34033. Она была разработана для эксплуатации погранслужбой. Были установлены дополнительно генератор (итого две штуки), аккумулятор (итого две группы).
  3. ГАЗ 34034. Был установлен дизель Д-247 (атмосферный). Затраты дизтоплива в тяжёлых условиях снизились до одного литра на километр.
  4. ГАЗ 34036(37). Использовались дизель Д-247 и дополнительный задний каток, который прозвали «ленивцем», благодаря чему добавилось 0,6 м грузового отсека. Плавательные возможности вездехода увеличились. ГАЗ 34036 использует два тента, ГАЗ 34037 – один.

Всем этим вездеходам досталась коробка передач ГАЗ 66.

ГАЗ-34039. Эта модификация выпускается сейчас – оснащена автономным отопителем кузова, дизелем Д-245 с турбонаддувом, сцеплением и коробкой передач ГАЗ 33104. Увеличилась грузоподъёмность до 1,5 т.

Специально для использования в военной сфере был разработан бронетранспортёр ГТМУ. Он используется в так называемой армии минимальных размеров. Эта машина хорошо маневрирует. Является легкобронированной авиадесантируемой моделью. Правда, гусеницы быстро изнашиваются под тяжёлым весом. По ширине машина меньше на 10 см, на днище нет брони, ГТМУ ниже других вездеходов.

Также есть ещё модификации, применяемые в военной сфере. Используются с целью вытаскивания (спасения) раненых, для химической разведки, в качестве артиллерийского тягача.

Вывод

Гусеничный вездеход ГАЗ 71 – зарекомендовавшая себя в сложных ситуациях, условиях машина, используемая до сих пор.

Источник: https://traktoramira.ru/vezdehody/gusenichnyj-vezdehod-gaz-71.html

Вездеход ГТСМ Газ 71 – 3403

Вездеход ГАЗ-71, также известный как ГТ-СМ (гусеничный транспортёр-снегоболотоход модернизированный), производился на Заволжском заводе гусеничных тягачей с 1968 по 1985 годы, и за это время стал по-настоящему легендарной машиной (пусть и не лишённой определённых недостатков). Транспортёр построен на базе ГАЗ-47, который в середине прошлого века считался одной из лучших машин для использования в тяжёлых дорожных и климатических условиях. От него ГАЗ-71 позаимствовал всё самое лучшее.

Первые годы транспортёр использовался исключительно для транспортировки войск и личного состава, однако вскоре из-за исключительной проходимости и высочайшей надежности ГАЗ-71 стал активно применяться и в других отраслях (например, при прокладке новых дорог). Машина может эксплуатироваться даже в самых экстремальных условиях. Транспортёр не боится ни снежных завалов, ни болот, ни насыпей. Кроме того, ГАЗ-71 способен переплывать реки при условии, что их ширина не больше полутора километров.

О плавучести машины стоит рассказать отдельно. Для плавания ГАЗ-71 использует гусеницы и может развить скорость до 5-6 км/час. Конечно, перед тем как начать пересекать реку машину необходимо будет подготовить, а именно установить штатные гидродинамические щитки.

Лучше всего ГАЗ-71 плавает в спокойной воде, а для входа/выхода на берег обязательно необходим пологий спуск, наклон которого не более 20 градусов.

При пересечении быстрых рек велика вероятность того, что транспортёр может закрутить и даже частично затопить, виной чему является большая площадь его подводного борта.

ГАЗ-71 довольно большая машина, поэтому со стороны она может показаться медленной и неповоротливой, однако на самом деле это не так.

Транспортёр может развить скорость до 50 км/час (естественно, на хорошей дороге) и легко маневрировать на поворотах. Единственным существенным недостатком машины является её чрезвычайная “прожорливость”.

Так, расход топлива при езде по шоссе на максимальной скорости достигает 150 литров на 100 км пути.

Это очень много, поэтому топливный бак у снегоболотохода соответствующего объёма – 232,5 литра (также имеется ещё один запасной бак объёмом 77,5 литра). Внутри кабины может поместиться два человека, и ещё десять можно разместить на платформе транспортёра. ГАЗ-71 отличается высокой грузоподъёмностью, что делает его отличной машиной для перевозки не только людей, но и различных грузов.

Так, на борт можно взять около тонны веса, а также подцепить прицеп общей массой до 2-ух тонн. ГАЗ-71 совершенно неприхотлив и может эксплуатироваться при температуре от -50 до +40 градусов по Цельсию.

Однако стоит отметить, что при значительных минусовых температурах (как впрочем и при плюсовых) ехать в нём совершенно не комфортно. Несмотря на то что на дворе 21 век, ГАЗ-71 всё ещё активно используется.

Особенно часто машину можно увидеть в районах Крайнего Севера. Чаще всего его применяют для перевозки людей и грузов в труднодоступные места, а также в качестве буксира для повреждённой техники. Благодаря мощному двигателю ЗМЗ-71 (115 лошадиных сил) транспортёр способен справится даже с самыми сложными задачами!

Источник: http://AtvGaz.ru/catalog/Prodazha_vezdehodov_GAZ_73/Vezdehod_GTSM_Gaz_71_-_3403_249.html

Плавающий гусеничный транспортер ГАЗ 71

В 60-е годы прошлого века, когда большая часть разрушенного войной народного хозяйства была восстановлена, а развитие науки и промышленности шло семимильными шагами, немалые силы были кинуты на освоение ранее неисследованных труднодоступных территорий Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и пр. Полное отсутствие дорожного покрытия и суровые климатические условия, которые были характерны для этих районов, требовали создания принципиально новых машин, которым были бы не страшны подобные условия эксплуатации.

Планировалось, что с появлением новых плавающих снегоболотоходных машин, эффективность георазведки даже в самых суровых северных районах существенно повысится, а значит развитие геофизических, нефтегазовых и добывающих предприятий страны станет еще более интенсивным. Да и Советской Армии подобные вездеходы не помешают… А мало ли, враг не дремлет?

Читайте также:  Водородная (термоядерная) бомба: испытания оружия массового поражения

Конечно, для нужд военных и геологов в то время активно использовался гусеничный транспортер-снегоболотоход ГАЗ-47, выпускавшийся Горьковским автозаводом с 1954 по 1964 гг.

, но для 60-х модель уже считалась устаревшей и требовала модернизации.

В связи с этим, конструкторы нижегородского завода приступили к созданию нового многоцелевого плавающего транспортера, взяв от базовой модели ГТ-С все самое лучшее.

Обеспечить потребности огромный страны было нелегко. Один завод, производство которого было перегружено, не мог выпускать необходимое количество машин, поэтому было налажено сотрудничество с Заволжским Заводом Гусеничных Тягачей (ЗЗГТ), куда в 1973 году и было полностью перенесено производство нового вездехода. Первые же партии машин собирались на ГАЗе.

Эксплуатация гусеничного вездехода

Транспортер ГАЗ 71 на гусеничном ходу появился в 1968 году и получил название ГТ-СМ. Аббревиатура расшифровывалась, как “гусеничный транспортер снегоболотоход модернизированный”. За почти 20-летнию историю своего производства (1968 – 1985 гг.

) он превратился в настоящую легенду, а технические характеристики этой спецмашины позволяют использовать её в крайне сложных северных условиях и по сей день. Не зря говорят, что советская техника “неубиваема”.

Простое устройство ГАЗ 71, отличные вездеходные качества и выносливость – вот основные достоинства этого чудо-транспорта.

Основное назначение гусеничного тягача – транспортировка людей и различных грузов народнохозяйственного значения по всем видам дорог и бездорожью, в целинных и северных районах.

Техника использовали для перевозки личного состава военных подразделений, обслуживания экспедиций в труднопроходимых районах, для эвакуации раненых, для буксировки прицепов, масса которых не превышает 2 тонн и пр.

Самые экстремальные условия этому детищу нижегородских автостроителей нипочем, ведь он оборудован средствами самовытаскивания при застревании. Вездеход ГАЗ 71 уверенно преодолевает снежные завалы, непролазные болота, пустынные территории, броды глубиной до 1,2 м… И даже плавает.

Пожалуй, об этой уникальной возможности машины стоит рассказать поподробнее. Конечно, водных прогулок на нем не совершить, но реку шириной до полутора километров он пересечь сумеет.

Плывет машина за счет вращения гусениц, которые приводятся в движение бортовым редуктором, при этом, скорость в воде достигает 5-6 км/час.

Естественно, перед спуском на воду технику готовят: устанавливают штатные быстросъемные гидродинамические кожухи – они улучшают маневренность и увеличивают скорость движения. Подняться из воды на берег ГАЗ 71 может по пологому спуску с углом наклона не более 20°.

Если приблизиться бортом к крутому берегу, то велика вероятность того, что вездеход накрениться и произойдет затопление через борт. Беспокоиться о том, что машина пересечет спокойную реку практически не стоит, однако, с переправой через водные преграды с быстрым течением стоит быть осторожным. Существует риск того, что снегоболотоход закрутит и даже затопит.

Основной причиной возникновения подобной ситуации является значительная площадь его подводного борта.

Вообще, несмотря на солидные размеры – 5 390 х 2 585 х 1 740 мм и кажущуюся неуклюжесть, вездеход на гусеничном ходу хорошо маневрирует на поворотах и развивает приличную скорость.

По хорошим дорогам скорость ГАЗ 71 составляет 50 км/час, что гораздо выше, чем у его предшественника ГАЗ-47. Скорость при движении по болотистой местности невысокая – 12-18 км/час.

Снежную целину метровой глубины машина может пересекать, развивая скорость до 17 км/час.

Казалось бы, все хорошо… Но вот, расход топлива оставлять желать лучшего. При движении с максимальной скоростью или по тяжелому бездорожью этот показатель достигает 150 литров на 100 км. Средний расход топлива чуть ниже – 90 -100 л /100 км, но тоже немало.

Для того, чтобы обеспечить “прожорливому” гусеничному транспортеру оптимальный запас хода, конструкторы снабдили его четырьмя топливными баками. Вместимость трех основных – 232,5 литра, дополнительного – 77,5 литра. Этого запаса горючего хватает на 400 км пути.

Топливные баки расположены по бокам, на крыльях платформы.

Технические характеристики транспортера

В движение снегоболотоход ГАЗ 71 приводит 8-цилиндровый четырехтактный двигатель ЗМЗ-41. 115-сильный карбюраторный агрегат с рабочим объемом 4,25 л. работает на бензине. Единая система, включающая двигатель, КПП, дополнительную передачу и сцепление, устанавливается в моторное отделение.

От кабины и платформы конструктор отделили его металлическими перегородками, состоящими из ряда съемных панелей, что позволило обеспечить свободный доступ к силовой установке как из кабины, так и со стороны платформы.

Кстати, созданный спустя некоторое время на основе “семьдесят первой” модели ГАЗ 3403, получил долгожданный дизельный двигатель, после чего многие стали заинтересованы в приобретении именно ГАЗ 71 дизель, как более экономичной в эксплуатации модели.

Двигатель ГАЗ 71 работает в паре с трехходовой коробкой передач (4 передних + 1 задняя), раздаточной коробкой с двойной передачей, однодисковым сухим сцеплением, бортовыми редукторами и двойными ленточными тормозами.

Ходовая часть машины – это двенадцать опорных, катков с гусеницами (по шесть с обеих сторон), имеющих резиновое покрытие, и два ведущих двухвенечных колеса.

Задние катки, которые одновременно являются направляющими, наряду с передними опорными катками снабжены гидравлическими амортизаторами. Гусеницы ГАЗ 71 – мелкозвенчатые, каждая состоит из 83 звеньев, которые соединяются между собой стальными пальцами.

Предотвратить появление наледи и налипание снега на поверхность гусеничной ленты, а также возможное разрушение прорезиненного покрытия колес позволяют съемные снегоочистители. Их устанавливают на транспортер при эксплуатации в зимние месяцы.

Особенности кузова и кабины

Кузов ГАЗ 71 – это грузовая платформа открытого типа, изготовленная из стали. Возможность установить утепленный тент из дублированной ткани позволяет транспортировать людей в кузове даже в сильные морозы, к тому же, платформа отапливается.

Тент устанавливается на каркас из трех съемных дуг, для обеспечения вентиляции предусмотрен специальный вентиляционный рукав. Верхняя часть заднего борта кузова откидывается. Для того, чтобы разместить людей (до 10 человек), на платформе предусмотрены полумягкие откидные сиденья.

Здесь же располагается необходимое для перевозки раненых санитарное оборудование.

Металлическая двухдверная кабина этого гусеничного вездехода вмещает двух человек. Естественно, особые условия эксплуатации заставили конструкторов позаботиться о герметичности кабины, для чего по всему контуру дверей проложен резиновый уплотнитель. Благодаря ему, исключается вероятность попадания пыли и воды в кабину сведена практически к нулю.

Обеспечить естественную вентиляцию воздуха внутри закрытого пространства позволяют два люка, которые также хорошо герметизированы. Кабина имеет хорошую термо- и шумоизоляцию и оборудована отопителем. Водитель и пассажир размещаются на мягких сиденьях.

Кстати, добраться до аккумуляторной батареи можно, отодвинув съемную панель, которая находится прямо за водительским сиденьем.

Эта модель была снята с производства уже почти 20 лет назад, но из эксплуатации не вышла до сих пор. Особенно часто транспортер можно встретить в северных районах страны, где климатические и дорожные условия не позволяют использовать более “легкую” технику.

Цена вездехода ГАЗ 71 зависит, в первую очередь, от его состояния. Новые, стоявшие на консервации, или просто отлично сохранившиеся машины предлагают за 700 тыс. – 1,3 млн. рублей. Техника, требующая ремонта, находится в ценовом диапазоне от 200 до 800 тыс.рублей.

При необходимости найти оригинальные запчасти к ГАЗ 71 не составит особого труда. Подойдут и детали от более нового ГАЗ 3403.

Фото вездехода

Источник: https://promplace.ru/spectehnika-staty-i-obzory/gaz-71-1418.htm

Гесеничный вездеход ГАЗ-71

Гусеничный вездеход ГАЗ-71 представляет собой снегоболотоходную гусеничную машину. ГАЗ-71 предназначен для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки прицепов массой до 2 т, эвакуации раненых и для других потребностей войск в северных районах страны, а также для перевозки людей и грузов.

Гусеничный вездеход ГАЗ-71 расчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение при температуре окружающего воздуха от плюс 40 до минус 50. ГАЗ-71 предназначен для эксплуатации в различных дорожных условиях и при бездорожье.

Грузоподъёмность вездехода ГАЗ-71 на платформе 1 тонна или 10 человек. В кабине размещаются водитель и командир.

Основные части вездехода: корпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и оборудование.

К особенностям компоновки вездехода ГАЗ-71 относятся переднее расположение ведущих колёс и агрегатов трансмиссии, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднее расположение платформы, которая может использоваться как десантное или грузовое отделение.

Корпус вездехода сварной, цельнометаллический, герметичный. Он состоит из кабины, моторного отделения и платформы.

Силовая установка вездехода состоит из двигателя и обслуживающих его систем: топливной, выпуска, смазки, охлаждения и подогрева.

Трансмиссия вездехода состоит их сцепления, коробки передач, дополнительной передачи, карданной передачи, главной передачи бортовых фрикционов, тормозов, соединительных муфт, полуосей и бортовых редукторов.

Ходовая часть вездехода ГАЗ-71 состоит из шасси обрезиненных опорных катков, гусеницы и двухвенечного ведущего колеса с каждой стороны машины. Задние (шестые) опорные катки одновременно являются направляющими колёсами.

Электрооборудование вездехода выполнено по однопроводной схеме (отрицательные выводы источников тока и потребителей соединены с корпусом). Номинальное напряжение бортовой сети 12В. Источниками электроэнергии служат аккумуляторная батарея 6СТ-75 и генератор переменного тока Г287-А, работающий с регулятором напряжения РР132.

Достаточное водоизмещение корпуса позволяет транспортёру держаться на плаву. Движение влавь обеспечивается гусеничным движителем.

Для увеличения скорости движения и улучшения маневренности на плаву спереди на брызговиках и крыльях вездехода устанавливаются быстросъёмные гидродинамические кожухи.

Вездеход ГАЗ-71 оборудован водоотливными средствами — водооткачивающим насосом с электрическим приводом, который устанавливается в моторном отделении у правого борта, сливным клапаном, размещённым в кабине у ног водителя, и клапаном перепуска воды, установленным справа в центральной перегородке корпуса. В комплекте ЗИП вездехода приданы средства самовытаскивания — специальные цепи для бревна.

Технические характеристики ГАЗ-71:

Масса в рабочем состоянии: 3750 кг. Грузоподъёмность платформы: 1000 кг. Количество мест: в кабине — 2 на платформе — 10 Дорожный просвет: 380 мм. Габаритные размеры: длина — 5390 мм. ширина — 2582 мм. высота — 1800 мм.

Модель/тип двигателя — ЗМЗ-73; 4-х тактный, бензиновый

Источник: http://sptechnika.ru/konversionnaja-tehnika/gesenichnyj-vezdexod-gaz-71/

Гусеничный вездеход ГТСМ (ГАЗ-71) – купить по лучшей цене в Архангельске от компании “ООО «ТехРезерв»” – 2102645

предназначен для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки прицепов (массой до 2 т), для других потребностей в северных районах страны

Описание ГТМС (ГАЗ-71)

Гусеничный транспортер снегоболотоход ГАЗ-71 представляет собой снегоболотоходную гусеничную машину и предназначен для: перевозки личного состава, различных грузов, буксировки прицепов (массой до 2 т), эвакуации раненных и для других потребностей войск в северных районах страны, а так же для перевозки людей и народнохозяйственных грузов.

ГАЗ-71 может эксплуатироваться по всем видам дорог и при бездорожье с возможностью преодоления водных преград. Транспортер рассчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение, при температурах окружающей среды от +40° до -50°.

Технические характеристики ГТМС (ГАЗ-71)

ПараметрыПоказатели
Двигатель ЗМЗ-66, бензиновый, карбюраторный
Мощность 115 лс
Топливо бензин А-76
Макс. крутящий момент 29 кгс/м
Макс. масса с заправкой, без груза и экипажа 3,75 т
Макс. масса перевозимого в кузове груза 1 т
Макс. масса буксируемого прицепа 2 т
Полная масса с нагрузкой и экипажем 2 чел. 4,3-4,95 (5,3) т
Максимальная скорость по шоссе 50 км/ч
Максимальная скорость на плаву 5-6 км/ч
Запас хода по топливу 400 км
Мест в кабине 2
Мест на платформе 10
Число спальных мест 2
Средний расход топлива по шоссе 100-150 л
Средний расход топлива по тяжелому бездорожью 200 л
Количество катков с каждой стороны 7 шт
Колея 2,18 м
База 3,63 м
Дорожный просвет 0,38 м
Длина 5,39 м
Ширина 2,585 м
Высота 1,74 м

Дополнительные опции:

  • Установка стекол разной конфигурации и толщины от ударопрочных до пуленепробиваемых;
  • Установка багажника;
  • Шумоизоляция, утепление, отделка салона от велюра до кожи;
  • Установка кресел и диванов;
  • Установка ГУРа;
  • Установка автономного отопителя салона и подогревателя двигателя Webasto;
  • Установка холодильника, аудио и видео аппаратуры;
  • Установка камер заднего вида и ночного видения;
  • Установка преобразователя тока на 12V и 220V;
  • Установка индивидуальной панели приборов и руля;
  • Установка GPS навигатора и эхолота;
  • Установка дополнительных фар, фароискателя, воздушного звукового сигнала, зеркал, рейлингов, дополнительной лебедки и любой другой наружный обвес.
  • Установка широкой или РМШ (резинометаллический шарнир) гусеницы;
  • Установка бурового оборудования, лопаты самоокапывания, гидроподъемника вышки, гидроманипулятора крана, оборудования для тушения пожаров;
  • Переоборудование: кабина, кунг;
  • Установка кондиционера
  • Окраска техники в любой цвет
Читайте также:  Самозарядные карабины сайга-20, 20к и 20с

Источник: https://techrezerve.tiu.ru/p2102645-gusenichnyj-vezdehod-gtsm.html

Вездеход ГАЗ-71

747000 руб.Цена ориентировочная.Уточнить стоимость

  • Минимальные сроки доставки запчастей для ГАЗ-71 по России.
  • Широкий ассортимент запчастей для ГАЗ-71 на складе в Петербурге.
  • Индивидуальный заказ (вездеход и комплектация под заказ).
  • Гибкие условия оплаты по договоренности.Возможно рассмотрение оплаты в рассрочку (в кредит) или бартер.
Условия продажи вездеходов уточняйте у менеджера компании «ТехГазСнаб» в СПб: 8-981-104-63-29

Вседорожник ГАЗ-71 (1971 года выпуска) — многоцелевой гусеничный вездеход, способный преодолевать водные препятствия, достигает скорости по воде — 5 км/ч., по твердому ровному покрытию — до 60 км/ч.

Вседорожник ГАЗ71 (точнее гусеничный транспортер-снегоболотоход). Производился в странах СССР с 1968 по 1985 годы (включительно).

Технически основой для ГАЗ-71 стал его предшественник — гусеничный транспортер ГТ-С (так же известный под названием ГАЗ-47).

Технические характеристики ГАЗ-71

Двигатель ЗМЗ-66, бензиновый, карбюраторный
Мощность 115 л.с.
Топливо бензин А-76
Макс. крутящий момент 29 кгс/м
Макс. масса с заправкой, без груза и экипажа 3,75 т
Макс. масса перевозимого в кузове груза 1 т/p
Макс. масса буксируемого прицепа 2 т
Полная масса с нагрузкой и экипажем2 чел. 4,3-4,95 (5,3) т
Максимальная скорость по шоссе 50 км/ч
Максимальная скорость на плаву 5-6 км/ч
Запас хода по топливу 400 км
Мест в кабине 2
Мест на платформе 10
Число спальных мест 2
Средний расход топлива по шоссе 100-150 л
Средний расход топлива по тяжелому бездорожью 200 л
Количество катков с каждой стороны 7 шт.
Колея 2,18 м
База 3,63 м
Дорожный просвет 0,38 м
Длина 5,39 м
Ширина 2,585 м
Высота 1,74 м

Видео-обзор: Вездеход ГАЗ-71

Видео-обзор: «ТехГазСнаб» Вездеход ГАЗ-71:

Материал взят c канала на

Источник: http://vezdehod-techsnab.ru/catalog/gaz-71/

Гусеничный транспортер-тягач ГАЗ-71

Гусеничный Транспортер – Снегоболотоход Модернизированный (ГТ-СМ) ГАЗ-71 представляет собой снегоболотоходную гусеничную машину и предназначен для транспортировки людей, различных народнохозяйственных грузов, буксировки прицепов (массой до 2 000 кг), эвакуации пострадавших при авариях и стихийных бедствиях, для других потребностей в суровых климатических районах страны. Транспортер может эксплуатироваться по всем видам дорог и при бездорожье с возможностью преодоления водных преград.

Транспортер рассчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение, при температурах окружающей среды от +40 до -50 град. Газ-71 – многоцелевой гусеничный вездеход, плавающий, скорость по воде – 5 км/ч., по твердому покрытию – 60 км/ч.; вес – 3,5 тонны; количество мест 10-12 (включая водителя); бензин АИ-80; двигатель – V-образный; расход – 1 литр на км; 4 бензобака по 75 литров каждый.

Основные характеристики
Двигатель ГАЗ-71 ЗМЗ-66, бензиновый, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 115
Топливо бензин А-76
Макс. крутящий момент, кгс/м 29
Максимальная масса в рабочем состоянии (с заправкой, без груза и экипажа), кг 3 750
Максимальная масса перевозимого в кузове груза, кг 1 000
Максимальная масса буксируемого прицепа, кг 2 000
Полная масса с нагрузкой и экипажем 2 чел., кг 4 300 – 4 950 (5300)
Максимальная скорость по шоссе, км/час 50
Максимальная скорость на плаву, км/час 5-6
Запас хода по топливу, по шоссе км 400
Количество посадочных мест
В кабине 2
На платформе 10
Число спальных мест 2
Средний расход топлива
По шоссе 100-150
По тяжелому бездорожью 200
Ходовая система
Количество катков с каждой стороны, шт 7
Колея, мм 2 180
База, мм 3 630
Дорожный просвет, мм 380
Габаритные размеры
Длина, мм 5 390
Ширина, мм 2 585
Высота, мм 1 740

Источник: https://spectehnika74.ru/spectehnika/gusenichnyj-transporter-tyagach-gaz-71.html

Замена гусеничной цепи на Вездеходе ГАЗ-71

Гусеничную цепь следует менять при таких неисправностях:

  1. Пальцы и звенья цепы изломаны.
  2. В проушинах звеньев цепи появились трещины.
  3. Из-за износа проушин звеньев цепь удлинилась, при этом механизм не обеспечивает нужное натяжение.

Если после замены поврежденных звеньев цепь будет состоять мнее чем из 77 звеньев, следует заменить всю цепь.

Приспособления и инструменты: ключ 32-36, комбинированные плоскогубцы 175, молоток А3, лом 900, выколотка для пальцев гусеничной цепи, кувалда, линейка измерительная, отвертка, наставка для установки стопорного кольца пальца цепи гусеничной.

Схема правильно натянутой гусеничной цепи ГАЗ-71

Операция Инструмент
Снятие цепи
1. Снять брызговик. Для этого отвернуть болты-барашки креплений брызговика. Плоскогубцы 175.
2. Гайку нятяжного винта направляющего колеса расшплинтовать, натяжение гусеничной цепи ослабить с помощью вращения гайки натяжного винта. Ключ 32-36, отвертка Б 175×0.7, плоскогубцы 175, молоток А3.
3. Палец звена цепи между передним опорным катком и ведущим колесом выбить. Кувалда, выколотка для пальцев.
4. Верхнюю ветвь гусеничной цепи снять с опорных катков. Лом 900.
5. Двигатель тягача запустить и съехать с гусеничной цепи.
Установка цепи
6. Перед тягачом разостлать цепь. Гусеничная цепь для ГАЗ-71 имеет 83 звена. Число звеньев парвой и левой цепей должно быть одинаковым. Пальцы цепи должны быть установлены таким образом, чтобы головки пальцев были обращены наружу и располагались с одной стороны цепи.
7. Тягачом наехать на цепь так, чтобы перед передним катком опорным оставалось два-три звена. Лом 900.
8. Верхнюю ветвь цепи натянуть на катки опорные и ведущее колесо, отверстия проушин совместить в крайних звеньях цепи, вставить палец, установить кольцо стопорное. Цепь на опорные катки можно натянуть при помощи двигателя. Для этого один конец троса намотать на ведущее колесо, а второй – за крайнее звено цепи. Двигатель пустить, на первой передаче осторожно натянуть цепь на катки опорные до зацепления звена цепи с колесом ведущим. Кувалда, наставка для постановки стопорных колец, лом 900, молоток А3.
9. Провисание цепи гусеничной выбрать под колесом ведущим. Для этого его нужно поворачивать ломом по направлению заднего хода. Лом 900.
10. Бортовой фрикцион выключить. Натяжение гусеничной цепи отрегулировать. Гайку зашплинтовать. Если гусеничная цепь натянута нормально, то зазор между первым катком опорным и полотном звеньев цепи должен быть 15-20 мм. Цепь должна лежать на втором катке опорном. Нятяжение левой и правой гусеничных цепей должно быть одинаковое. Ключ 32–36, плоскогубцы 175, линейка 500, молоток А3.
11. Передний брызговик установить на место, завернуть болты-барашки крепления брызговика. Плоскогубцы 175.

Вернуться к списку статей

Источник: http://tpkvezdehod.ru/articles/zamena-gusenichnoi-tcepi-na-vezdehode-gaz-71

ГАЗ-71 – тягач-вездеход, гусеничный бронированный транспортёр

Гусеничный тягач ГАЗ-71, транспортер снежного и болотоходного типа, производился на Заволжском заводе в 1968-1985 годах. Предшественником машины был вездеход ГАЗ-47.

Транспортер ГАЗ-71 – это плавающая снегоболотоходная конструкция на гусеничном ходу, предназначенная для перевозки различных грузов.

Военные модификации данного автомобиля оборудованы откидными пассажирскими сиденьями и могут перевозить личный состав.

Транспортеры являются эффективными транспортными средствами для эвакуации раненых в условиях полного бездорожья. Используются для прохождения снежной целины – как равнинной, так и холмистой.

Технические характеристики машины позволяют преодолевать брод 1,2 метра, а при форсировании более глубоких водоемов транспортер переключается на режим плавания. Эксплуатация вездехода ГАЗ-71 возможна при температурном режиме от 40 до -50 градусов по Цельсию. Успешно используется в районах Крайнего Севера.

Габаритно-весовые характеристики

Основные параметры гусеничного транспортера ГАЗ-71:

  • длина транспортера – 5,365 метра;
  • высота в зоне кабины – 1,74 метра;
  • ширина – 2,582 метра;
  • база ведущих осей – 3,63 метра;
  • колея – 2,18 метра;
  • масса с полной заправкой и ЗИПом – 3750 кг;
  • грузоподъемность – 1000 кг;
  • вес буксируемого прицепа – 2000 кг;
  • полная масса с грузом и экипажем – 4950-5300 кг.

Силовая установка

Общие характеристики мотора:

  • двигатель ЗМЗ-66, бензиновый;
  • количество цилиндров – 8;
  • рабочий объем – 2,25 литра;
  • расположение цилиндров V-образное;
  • степень сжатия – 6,7;
  • ход поршня – 80 мм;
  • диаметр цилиндра – 92 мм;
  • мощность при 3200 об/мин – 115 л. с.

Трансмиссия

Некоторые технические данные транспортера:

  • коробка скоростей четырехступенчатая, механическая, синхронизаторы стоят на третьей и четвертой передаче, задний ход с пониженным ;
  • коробка раздаточная двухвального типа, с двумя передачами;
  • главная передача – конические шестерни в алюминиевом картере;
  • карданная передача – вал на ;
  • фрикционы сухие, многодисковые, ведущих 10, ведомых 9 штук;
  • тормозные механизмы ленточные, медно-асбестовые, диаметр барабана – 294 мм, ширина прижимной ленты – 120 мм;
  • передачи бортовые одноступенчатые, с цилиндрической шестерней.

Заправочные емкости

Расходные данные по узлам и агрегатам:

  • главные бензиновые баки общим объемом 232,5 литра;
  • бак резервный – 77,5 литра;
  • – 30 литров;
  • смазочная система двигателя – 9,5 литра;
  • масляная ванна воздушного фильтра – 0,55;
  • объем картера коробки скоростей – 3 литра;
  • объем картера главной передачи – 3 литра;
  • объем картеров бортовых передач – 2,6 литра;
  • ступицы катков – по 0,16 литра в каждой;
  • объем картера редуктора вентилятора – 0,11 литра;
  • емкость системы гидравлики сцепления – 0,45 литра.

Основные органы управления:

  • поворотные функции – попеременное включение бортовых фрикционов и тормозов на ведущих катках;
  • включение горного тормоза – фиксаторы на рычагах;
  • переключение скоростей – напольный рычаг;
  • переключение передач раздаточной коробки – напольный рычаг;
  • работа сцепления – педаль слева, оснащенная гидравлическим приводом.

Параметры ходовой части:

  • высота оси ведущего колеса – 620 мм;
  • высота оси буксирного агрегата – 620 мм;
  • высота грузового отсека – 1130 мм;
  • максимальная скорость по шоссе – 50 км/час;
  • максимальная скорость по воде – 6 км/час

Электроприборы и механизмы:

  • напряжение в сети – 12 вольт;
  • генератор марки Г130-Э1 постоянного тока, шунтовый, экранированный, 28 ампер;
  • аккумуляторная батарея – тип 6-СТ-68-ЭМЗ;
  • реле-регулятор – тип РР-129;
  • – тип Р105 с центробежной регулировкой опережения зажигания и корректором ;
  • стеклоочиститель стандартный двухщёточный;
  • стартер – тип СТ130-Б, включение кнопочное.

Армейская модификация

Бронированный гусеничный вездеход (толщина брони – 6 мм) ГАЗ-71 авиадесантируемый, подвижный, высокоманевренный, обладающий минимальными габаритами, как нельзя лучше подходит для эксплуатации в военных условиях.

Транспортер обладает только одним относительным недостатком: у него быстро изнашиваются гусеницы, при этом отдельные траки приходится менять.

В остальном машина считается технически совершенной, запчасти ГАЗ-71 требуются не часто.

В кабине оборудованы два места – для механика-водителя и офицера, сопровождающего транспортное средство. В кузове могут разместиться 10 человек личного состава.

Корпус транспортёра не бронирован снизу и достаточно уязвим, но машина создавалась не для наступательных боевых действий, а только как надежный перевозчик грузов в условиях бездорожья.

Гражданские модификации

На базе ГАЗ-71 были созданы несколько вариантов вездехода для хозяйственных нужд:

  • ГАЗ-34032 – поисково-спасательный вездеход с повышенными характеристиками для плавания по спокойной воде.
  • ГАЗ-34033 с двумя генераторами, сдвоенным аккумулятором как медицинская версия, а также ремонтная с газосварочным оборудованием.
  • ГАЗ-34034 – версия с дизельным двигателем Д-247.
  • ГАЗ-34036 – дизельный вариант, рассчитанный на эксплуатацию по бездорожью с частыми заплывами по спокойной воде.

ГАЗ-71: отзывы

Транспортёр не поступает в свободную продажу для населения, поэтому оценить его достоинства могут только механики армейских подразделений и водители геолого-разведочных партий, которые ежедневно выводят машину на трассы. Все они отмечают надежность конструкции, высокий ресурс двигателя и почти стопроцентную проходимость.

Читайте также:  Проект 20380 на боевом дежурстве — корветы бойкий, стойкий, стерегущий, разумный и другие

Источник: https://1skidka.com/page.php?id=7084

Статья 6. Пределы применимости главной передачи ГАЗ-71 в трансмиссии легкого вездехода

Данная информация предназначается для тех, кто имеет базовые представления о проектировании и расчете трансмиссии легкого вездехода и понимает смысл крутящих моментов в узлах автомобиля и вездехода.

Если таких представлений нет, то в краткой форме их можно почерпнуть здесь:

http://off-roader.ru/publ/vaz_2101/1-1-0-1

В самодеятельном вездеходостроении появилась устойчивая тенденция замены парадигмы  не оправдавшего надежды  многих дифференциального поворота на фрикционный поворот.

Такая замена в большей степени продиктована не здравыми рассуждениями, а неудачным опытом использования дифференциальных механизмов в трансмиссиях вездеходов.

Основными аргументами противников дифференциального поворота является падение крутящего момента на инициирующей поворот гусенице и якобы пониженная надежность дифференциального механизма от автомобиля.

Вместо отработки надежных решений дифференциального поворота началось массовое увлечение поворотом фрикционным.

Технология фрикционного поворота по сути своей еще хуже технологии дифференциального поворота. И вот по каким причинам. Фактически фрикционный поворот – это езда на муфтах сцепления при условии частого манипулирования этими муфтами.

Что в этом может быть хорошего, прогрессивного и надежного? Условия поворота зачастую требуют снятия потока мощности с борта вездехода с полной потерей тяги вездехода на этой стороне. Это катастрофа для транспортного средства, которое претендует на движение в любых условиях.

При прямолинейном движении части трансмиссий обоих бортов вездехода жестко связаны между собой, что приводит к более высоким нагрузкам на трансмиссию по сравнению с дифференциальным вариантом, особенно на сильно развитой местности.

При использовании дифференциального механизма поворота при движении по сильно развитой местности гусеницы (или пары колес борта) проходят разный путь.

При фрикционном механизме гусеницы или пары колес борта в силу жесткой связки бортов вынуждены проходить одинаковый путь, что приводит к проволакиванию одного из бортов, что означает повышенные энергозатраты на преодоление бездорожья. По этим же причинам борт может потерять сцепление с почвой. У фрикционного механизма поворота число деталей больше, и это в основном детали трения.

Часто приходится слышать аргумент, что главная передача ГАЗ-71 (наиболее часто используемый механизм фрикционного поворота в легком вездеходе) намного надежней дифференциала моста ВАЗ-2101.

Нашли что сравнивать – фрикционный механизм от снегоболотохода полной массой под 6 тонн и дифференциальный механизм легкового автомобиля полной массой немногим более тонны. Если хочется объективных сравнений, возьмите дифференциальный узел моста ГАЗ-66 и сравнивайте  с главной передачей (ГП) ГАЗ-71.

Во сколько раз дифференциал ГАЗ-66 прослужит дольше фрикционных накладок ГП ГАЗ-71? Несопоставимо дольше.

Жизнь сыграла злую шутку с дифференциальным поворотом: огромный выбор дифференциалов автомобилей и отсутствие навыков расчетов трансмиссии приводит к установке на вездеходы относительно легких (и по этой причине слабых) дифференциалов с неизбежным разрушением их непосильными нагрузками. 

Впрочем, не будем мешать ажиотажу и ожиданиям в отношении фрикционного поворота. Попробуем просто оценить, на что способна ГП ГАЗ-71, чтобы ее не постигла участь дифференциалов в ближайшем же будущем.

Из-за отсутствия должной информации буду производить расчет нагрузочных способностей ГП ГАЗ-71 на основе документации на снегоболотоход ГАЗ-34039.

http://off-roader.ru/load/gaz_71_rukovodstvo_po_ehkspluatacii/1-1-0-1

Дизельный двигатель Д245.12С вездехода ГАЗ-34039 развивает максимальный крутящий момент 353 Нм. Двигатель соединен с 5-ступенчатой коробкой переключения передач (КПП),  которая имеет на первой скорости передаточное число 6,555. В результате на выходе КПП может появиться максимальный крутящий момент

353 Нм х 6,555 = 2314 Нм.

Далее крутящий момент поступает на двухскоростную дополнительную передачу, максимальное передаточное число которой составляет 0,96. Максимальный крутящий момент на выходе дополнительной передачи (ДП) составит

2314 Нм х 0,96 = 2221 Нм.

Дополнительная передача объединена с главной передачей (ГП) с передаточным числом (ПЧ) 1,9. На выходе ГП максимальный крутящий момент составит

2221 Нм х 1,9 = 4220 Нм.

С выхода ГП ГАЗ-71 поступает на бортовые редукторы (БР) с передаточным числом 3,9. На выходе БР максимальный крутящий момент может составить

 4220 Нм х 3,9 = 16458Нм.

В результате получается следующая схема трансмиссии

Собственно, все вычисления мы производили для того, чтобы установить, что на вход ГП ГАЗ-71 можно подавать максимальный крутящий момент 2221 Нм, а на выходе ГП обязана выдать как минимум крутящий момент 4220 Нм.

Посмотрим, какой крутящий момент может создать народно любимый двигатель Kubota V1505 в сочетании с КПП ВАЗ-2110, то есть пытаемся проверить обоснованность применения в вездеходе Шерп трансмиссии, состоящей из двигателя Kubota, КПП + ГП ВАЗ-2110 и ГП ГАЗ-71.

Максимальный крутящий  момент двигателя составляет порядка 115 Нм, КПП имеет максимальное передаточное число (ПЧ) порядка 16. Значит, на выходе КПП максимальный крутящий момент может составить  около 1840 Нм. Практически идеальное сочетание двигателя, КПП и ГП ГАЗ-71.

Вариант основы трансмиссии типа двигатель ВАЗ-2108 + КПП ВАЗ-2108 + ГП ГАЗ-71 можно рекомендовать для применения в любых легких вездеходах, как гусеничных, так и колесных.

Минимальные переделки заводских узлов самым благоприятным образом скажутся на сроках изготовления вездехода.

Что еще необходимо проверить при использовании ГП ГАЗ-71 в составе трансмиссии легкого вездехода? В состав ГП входит тормозная система. На что она рассчитана?

Полная масса вездехода ГАЗ-34039 составляет 5600 кг. При повороте на тормозящую гусеницу приходится на ровной местности 2800 кг. Предположим, что коэффициент сцепления с почвой равен единице. Ведущее колесо гусеничного движителя может иметь диаметр 535 мм или 560 мм. Считать будем худший вариант. 

При торможении максимальный крутящий момент, который пытается растормозить вездеход, составляет

2800 кг х 9,8 Н/кг х 0,28 м = 7863 Нм, где 0,28 м – радиус ведущего колеса движителя.

При наличии бортового редуктора с ПЧ=3,9 максимальный растормаживающий момент на выходе ГП ГАЗ-71 составит

7863 Нм / 3,9 = 2016 Нм.

Фактически это тот минимальный крутящий момент, который должен выдерживать тормозной механизм одной стороны ГП ГАЗ-71.

Посмотрим, какие крутящие моменты, действующие на тормозную систему ГП ГАЗ-71, могут возникнуть в случае применения ГП на легком вездеходе с диаметром колес 1600 мм (то есть, на аналоге Шерпа).

Предположим, что наш вездеход имеет полную массу 2000 кг, то есть на каждый борт приходится по 1000 кг. При диаметре колес 1600 мм максимальный растормаживающий крутящий момент на оси колеса составит

1000 кгс х 9,8 х 0,8 м (радиус колеса) = 7840 Нм.

Однако, максимальный растормаживающий момент ГП Газ-71 составляет всего 2016Нм.

Необходимо растормаживающий момент от колеса понизить в 3,89 раза;

7840 Нм / 2016 Нм = 3,89

Таким образом, применение ГП ГАЗ-71 в колесных вездеходах с диаметром колес 1600 мм возможно только в том случае, если между колесом и ГП ГАЗ-71 установлен бортовой (или колесный ) редуктор с передаточным числом не менее 3,89.

На эту роль очень хорошо подходят как цепной редуктор, так и бортовой редуктор (БР) ГАЗ-71.

Для тех, кто принципиально не любит бортовые редукторы очень хорошей находкой при создании колесного бортповоротного вездехода будет использование ГП ГАЗ-71 в сочетании с БР ГАЗ-71, то есть использование значительной части трансмиссии вездехода ГАЗ-71.

Вот, собственно, все требования, соблюдение которых позволяют использовать ГП ГАЗ-71 в составе трансмиссии легкого колесного вездехода.

В варианте гусеничного вездехода все проще. Использование в качестве ведущей звездочки гусеничного движителя автомобильного стального диска диаметром 13 или 12 дюймов обычно не требует наличия бортового редуктора. Для легкого гусеничного вездехода обосновано и оправдано применение ГП ГАЗ-71. Собственно, для этого ГП ГАЗ-71 и создавалась.    

В качестве альтернативы механическому поворотному узлу легкого вездехода на базе главной передачи (ГП) ГАЗ-71 рассмотрим возможность и обоснованность применения главных передач мостов УАЗ и ГАЗ-66.

Делая расчет по аналогии с расчетом трансмиссии вездехода ГАЗ-34039, получим следующие схемы трансмиссии.

Трансмиссия УАЗ-469.

Трансмиссия УАЗ-Хантер.

Трансмиссия ГАЗ-66.

Собственно, из схем трансмиссий нас интересует только максимальный крутящий момент на полуосях мостов в режиме незаблокированного дифференциала. В этом режиме на каждую полуось приходится половина максимального крутящего момента.

Как мы установили выше, главная передача ГАЗ-71 обязана на выходе обеспечить крутящий момент как минимум 4220 Нм. Шестерни полуосей (а значит, и сателлиты тоже) главной передачи УАЗ-469 обязаны выдерживать крутящий момент 3527 Нм, УАЗ-Хантер – 4123 Нм и ГАЗ-66 – 12861 Нм.

Таким образом, ГП УАЗ-469 немного не дотягивает до нагрузочной способности ГП ГАЗ-71, ГП УАЗ-Хантер практически полностью соответствует по нагрузочной способности ГП ГАЗ-71, а ГП ГАЗ-66 на выходе в три раза превосходит по нагрузочной способности ГП ГАЗ-71.

Аналогичный расчет дает значения для шестерен полуосей моста ВАЗ-2101 688 Нм и 1030 Нм для ВАЗ-2121 Нива. Нагрузочная способность ГП ГАЗ-71 превосходит ГП ВАЗ-2101 в 6,13 раза, и ГП ВАЗ-2121 Нива в 4,1 раза.

Вывод: сравнивать с точки зрения нагрузочных способностей фрикционный поворот на базе ГП ГАЗ-71 и дифференциальный поворот на базе ГП ВАЗ-2101 (равно как и абсолютно всего семейства ВАЗ) абсолютно некорректно. ГП ГАЗ-71 несопоставимо мощней.

Корректными сравнениями можно считать сравнения фрикционного поворота на базе ГП ГАЗ-71 и дифференциального поворота на базе УАЗ-Хантер.

Дифференциальный поворот на базе ГП ГАЗ-66 обязан по всем параметрам намного превосходить фрикционный поворот на базе ГП ГАЗ-71.

Следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что по способности передавать крутящие моменты ГП ГАЗ-66 превосходит ГП ГАЗ-71 с двумя бортовыми редукторами ГАЗ-71.

При этом вес ГП ГАЗ-71 составляет около 123 кг, вес ГП ГАЗ-66 составляет 74 кг.

С учетом веса корпуса для ГП ГАЗ-66 и тормозных узлов колес можно считать, что узлы поворота на ГП ГАЗ-71 и ГП ГАз-66 будут иметь приблизительно одинаковую массу.

Также стоит отметить, что задний мост УАЗа весит около 100 кг, что также с учетом его распространенности делает отличным конкурентом ГП ГАЗ-71.

Вместе с тем, реализовать бортповоротный колесный вездеход на базе ГП моста ГАЗ-66 – задача довольно непростая. Проблема заключается в том, что дифференциальный механизм мостов ГАЗ-66 – это кулачковый дифференциал повышенного трения.

В силу конструктивного решения коэффициент блокировки при передачи крутящего момента на левое колесо отличается довольно существенно от коэффициента блокировки при передаче момента на правое колесо.

Сам коэффициент блокировки меняется в процессе эксплуатации в зависимости от степени износа деталей дифференциала.

Поэтому создавать бортповоротный вездеход на базе ГП ГАЗ-66 можно только при наличии большого опыта и при условии возможности подбора ГП ГАЗ-66 по коэффициенту блокировки. Наградой будет уникальная тяговая характеристика вездехода без разрыва потока мощности при повороте.

Намного лучше свойства дифференциала повышенного трения моста ГАЗ-66 проявляются в вездеходах с переломной рамой.

Менее опытным вездеходостроителям при строительстве бортповоротного колесного вездехода лучше обратить внимание на главную передачу моста ГАЗ-3309. О применимости такой ГП рассказывается в следующей статье

http://off-roader.ru/publ/reinkarnacija_dif_4/1-1-0-9

Данная публикация является теоретической работой и не претендует на установление пределов прочности тех или иных узлов.

Эта работа – предостережение от необоснованного применения ГП ГАЗ-71 в трансмиссиях легких вездеходов без понимания пределов прочности ГП ГАЗ-71.

Главной задачей статьи являлось определение диапазона применимости ГП ГАЗ-71 и доказательство некорректности сравнения нагрузочных способностей ГП ГАЗ-71 и ГП ВАЗ.  

Источник: http://off-roader.ru/publ/statja_6_predely_primenimosti_glavnoj_peredachi_gaz_71_v_transmissii_legkogo_vezdekhoda/1-1-0-8

Ссылка на основную публикацию