Боевой вертолет ка-52 «аллигатор»

Вертолёт КА-52

Практическая дальность 460 км
Экипаж 2 чел
Максимальная взлётная масса 12 200 кг

Изделие «800.06», по кодификации НАТО — Hokum B

Российский ударный вертолёт. Машина может уничтожать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».

До прекращения серийного производства Ка-50 — командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.

История

Создание

25 июня 1997 года осуществился первый полёт прототипа Ка-52 (переделанного из серийного Ка-50).

27 июня 2008 года в Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода «Прогресс» произошёл первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.

29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» стартовало серийное производство «Аллигаторов». В месяц авиазавод может собирать до 2 Ка-52.

Первый этап государственных совместных испытаний (ГСИ) был закончен в декабре 2008 года, было дано разрешение на производство опытной партии, для продолжения 2 этапа ГСИ.

В 2011 году закончены ГСИ вертолёта.

В мае 2011 года Ка-52 поступил на вооружение в строевую часть армейской авиации. 19 мая 2011 года майор Волков Андрей Евгеньевич, заместитель командира вертолётной эскадрильи, перегнал первый вертолёт Ка-52 из опытной партии с завода «Прогресс» в 575 авиационную базу армейской авиации (аэродром Черниговка)

23 октября 2012 года успешно закончены ГСИ оптиколокационной станции.

История производства

2008 год — собрано два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые номера «062 жёлтый» и «063 жёлтый»)

2009 год — построено три предсерийных вертолёта (бортовые номера «51 жёлтый», «52 жёлтый» и «53 жёлтый»). Используются для испытаний.

2010 год — собрано 4 Ка-52

В 2010-м году государственные совместные испытания Ка-52 были провалены, сроки испытаний не выдержаны.

20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».

26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К и Ка-29 для базирования на ДВКД типа «Мистраль» к 2014 году.

2011 год — поставлено 9 Ка-52 на сумму 9,504 млрд руб (без НДС). На последних четырёх вертолётах впервые была оборудована БРЛС «Арбалет».

За 2012 год производство Ка-52 увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2011, а в 2013 году планируется снижение производства в 2,2 раза.

7 августа 2012 года пресс-секретарь компании «Вертолёты России» Роман Кириллов проинформировал о начале производства первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль».

Заказы

31 августа 2011 года — заключён контракт между Вертолёты России и Оборонпром на постройку и поставку 140 вертолётов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года.

При этом не уточняется, будет ли часть этих машин произведена в морской модификации или для этого будет отдельный контракт.

В марте 2012 года Андрей Реус, гендиректор Оборонпрома, подтвердил подписание в 2011 году Министерством обороны России долгосрочного контракта на поставку 140 Ка-52.

8 апреля 2014 года министерство обороны России заключило контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны были войти в состав авиагрупп двух строившихся во Франции для ВМФ России вертолётоносных десантных кораблей-доков типа «Мистраль». Однако после обострения политических отношений с Францией, реализация этих планов маловероятна.

30 декабря 2015 годa в новогоднем обращении гендиректора холдинга «Вертолёты России» Александра Михеева было заявлено, что Россия поставит Египту 46 корабельных вертолёта Ка-52К «Аллигатор».

«Завод чувствует себя устойчиво, имеет длительный контракт на поставку 146 вертолётов Ка-52 «Аллигатор» до 2020 года, в планах 32 вертолёта корабельной версии» — сообщил 24 июня 2014 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов

Вооружение

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 способен дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР Штурм-ВУ разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В будущем планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», созданные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», разработанные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является применение на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2. В будущем планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Ка-52 (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).

Модификации

Ка-52 «Аллигатор» Базовая версия.
Ка-52К «Катран»

Источник: http://wartools.ru/vertolety-russia/vertolyot-ka-52-alligator

Российский «Аллигатор» — боевой вертолет Ка-52

Атакует Ка-50

• Российский многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолёт Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днём и ночью в любое время года с применением всех средств поражения.

Ка-52 («Hokum B» по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») —командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.

Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. Первый испытательный полёт опытного образца Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года.

• С октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось мелкосерийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 10 вертолётов КА-52 «Аллигатор».

• Вертолёт Ка-52 выполнен по соосной схеме, от своего предшественника Ка-50 отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолёта могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована, обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм, как и на Ка-50.

• Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг. Стоимость вертолёта 16,1 млн. долларов США или 484 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Максимальная взлётная — 11300 кг Масса боевой нагрузки — 2800 кг Экипаж — 2 человека Крейсерская скорость — 250 км/ч Максимальная скорость — 350 км/ч Дальность полёта — 520 км Статический потолок — 3600 м Динамический потолок — 5500 м Максимальная скороподъёмность — 10 м/с Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5g Допустимый угол крена — ±70 град.

Допустимый угол тангажа — ±60 град.

Читайте также  Производство военной авиации в мире будет сокращаться

Специальное оборудование (вооружение)
Противотанковое вооружение: ПТУР «Вихрь»

— количество — 12 шт. — скорость полёта ПТУР — 400 м/с — дальность пуска — 8000 м

— бронепробиваемость — до 950 мм

Стрелково-пушечное вооружение: подвижная пушка 2А42

— калибр — 30 мм — боекомплект — 460 снарядов — масса снаряда — 0,39 кг — начальная скорость снаряда — 980 м/с

— прицельная дальность стрельбы — 4000 м

Неуправляемое ракетное вооружение, количество:

— калибра 80 мм — 80 шт.
— калибра 122 мм — 10 шт.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»:

— тип ракет — Р-73 или «Игла-В»
— количество 4 шт.

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь»  с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), вертолёт Ка-52 «Аллигатор» может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 950 мм.

Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в МКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км.

Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

Читайте также  Истребители, которым нет равных

• Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» вооружён штурмовик Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

• Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, вертолёту Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

Боевой вертолёт Ка-52Вертолёт Ка-52Каждая ракета — в цель!Многоцелевой вертолёт Ка-52Боевой вертолёт Ка-50Ка-50 в полётеАтакует Ка-50Ка-50 вид снизуКа-50 стрельба из пушкиВооружение Ка-50 и Ка-52

КА-52 оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.

• Так как лопасти машины вращаются в разные стороны, этот вертолёт, как и предшественник КА-50, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку» — сдвигаться в боковом полёте по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на неё, в основном, для активного уклонения от наводимой ПВО.

__________________________________________________________________________________________

(В статье использованы материалы и фотографии с сайтов arms-expo.ru, wikipedia.org, pilot.strizhi.info и aviastar.org)

/Алекс Варламик/

  • ТЕГИ
  • вертолёты
  • военная авиация
  • вооружение
  • оружие России

Источник: https://army-news.ru/2010/10/alligator-vertolet-ka-52/

Вертолет Ка-52 «Аллигатор». Фото. Видео. Характеристики. Вооружение

«Аллигатор» − это второе имя ударного вертолета Ка-52, который разработан и изготовляется на территории России. Основной задачей вертолета данного типа является уничтожение вражеской бронированной техники и живой силы. Кроме того, машина может вести эффективный воздушный бой.

Вертолет Ка-52 является более глубокой и совершенной модификацией вертолета Ка-50. Основным отличием данных аппаратов является то, что Ка-52 имеет не одного пилота, а двух. Также нужно отметить, что компоновка бортового оборудования в данной машине значительно лучше и совершеннее.

История создания боевого вертолета Ка-52

Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией машины типа Ка-50, то первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет поступил в серийное производство, первая серийная машина оторвалась от взлетной площадки летом 2008 года на Арсеньевском аэродроме.

Читайте также:  Советский истребитель як-1: история создания, описание и характеристики

Изготовлением вертолета занимался авиазавод «Прогресс» с осени 2008 года. Промышленная мощность данного предприятия позволяет изготовлять по два Ка-52 каждый месяц. Все государственные испытания вертолета были закончены в начале 2011 года.

Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575 авиационную базу.

Что касается производства, то тут следует отметить следующие факты истории. Кроме созданных в 2008 г. двух опытных аппаратов, через год были изготовлены уже три предсерийные машины, которые использовались для испытаний и доработок.

Только к концу 2010 года были готовы четыре полноценных вертолета модели Ка-52.

Летом конструкторское бюро Камова получило заказ на изготовление «Аллигаторов», которыми можно было бы оснастить корабли типа «Мистраль», которые закупаются во Франции.

Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что они приступят к разработке и изготовлению партии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 и получило обозначение Ка-52К.

Основным отличием вертолета Ка-52К от базовой версии является то, что он имеет возможность складывать лопасти и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для противостояния агрессивной среде.

По неофициальным данным, модификация имеет дополнительное название «Катран».

Общее описание машины Ка-52

Аппарат Ка-52 − это вертолет, который может выполнить практически все боевые задачи на суше. Кроме того, его используют как учебную машину. Вертолет Ка-52 представляет развитие боевой машины Ка-50, но новая модель значительно доработана и улучшена. Все же 85% всех агрегатов взято от предыдущей модели.

Ка-52 оснащен бронированной кабиной для двоих пилотов, кресла летчиков оборудованы как катапульты для эвакуации. При конструировании было решено использовать двух пилотов для более эффективного ведения боя в ночное время суток. Броня кабины позволяет обеспечить безопасность пилотов даже при попадании 23-миллиметрового снаряда.

В кабине пилотов расположены 3 монитора, на которые выводится вся информация о состоянии аппарата и оборудования. Каждый член экипажа имеет шлем со специальным прицелом и системой нашлемной индикации. Управление машиной полностью дублировано у обоих пилотов, за счет этого каждый член экипажа может управлять машиной или же оружием.

Для передачи информации в группе боевых вертолетов они оснащены системой закрытой связи, по которой можно передавать разведывательную информацию.

Что касается вооружения, то оно такое же, как и в предыдущей версии вертолета, но в планах конструкторов существует идея по усовершенствованию системы противотанковых ракет под названием «Шквал».

Она позволит производить залпы по технике противника с расстояния до 15 километров.

Для поиска цели вертолет оснащен целым комплексом оборудования, сюда входит прицел ППС, который состоит из многоканальной системы типа ГОЭС-451. Данное оборудование установлено сверху кабины пилотов. К этой же системе относится тепловизор, лазер, целеуказатель и система обнаружения и лазерного пятна.

Вертолет данной модели отличается высокой надежностью пилотирования. Даже при отказе одной из систем автоматическая система вертолета мгновенно отреагирует и сообщит об этом пилотам. А самое главное то, что она самостоятельно сделает все возможное для устранения возникших проблем.

Встроенные системы контроля и диагностики позволяют снизить человеческий фактор в исправлении неполадок. Подготовка вертолета к полету занимает минимальное количество времени, и не требуется при этом использовать стремянки, как это было раньше. Все системы и их состояние можно проверить из кабины пилотов.

Ударный вертолет модели Ка-52 можно использовать в боевых условиях постоянно на протяжении 12 суток, и при этом он нуждается в минимальном обслуживании.

Преимущества вертолета Ка-52

Основными преимуществами «Аллигатора» является то, что он может проводить военные операции в любое время суток и при любых метеорологических условиях.

Он может распознавать вражеские объекты с очень большого расстояния и передавать эту разведывательную информацию своим войскам.

Он самостоятельно может проводить эффективное уничтожение врага с очень большого расстояния за счет новейшего оборудования и большой огневой мощи.

Ка-52 имеет систему снижения заметности для вражеской техники, он оборудован радиоэлектронной защитой и системами противодействия. Данный боевой аппарат полностью соответствует всем международным стандартам качества и безопасности.

Он отличается великолепными летными качествами и высокой маневренностью. В основном это было получено за счет использования соосной системы несущих винтов.

Все это позволяет производить быстрые перемещения и быть малоуязвимым для огня противника.

Вертолет может производить полеты на высоте больше 5 километров над уровнем моря. Такие показатели стали возможными при использовании мощной силовой установки, которая состоит из двух газотурбинных двигателей общей мощностью в 5 тысяч лошадиных сил. Кроме этого, вертолет отличается высокой надежностью полетов как в жарких климатических условиях, так и в приполярных зонах.

Вертолет «Аллигатор» оснащен наиболее новым бортовым оборудованием, вооружение машины можно менять в зависимости от поставленных задач.

Аварии Ка-52

Первая авария с участием вертолета Ка-52 произошла в марте 2012 года во время учебного полета неподалеку от города Торжок. Обломки вертолета обнаружили только через десять часов после крушения. В этой аварии погиб штурман, а пилот скончался от множества ранений.

Вторая авария произошла осенью 2013 года на территории комплекса конструкторского бюро Камова. Данная авария произошла из-за поломки тяги несущего винта вертолета. В результате этого машина свалилась, и начался пожар, вертолет был полностью уничтожен. При этой аварии пилоты получили ожоги, но сохранили свои жизни.

Ка-52 характеристики:

  • Модификация      Ка-52
  • Диаметр главного винта, м      14.50
  • Длина,м      13.50
  • Высота ,м      4.90     
  • Масса, кг  пустого      7800
  • Масса, кг  нормальная взлетная      9800
  • Масса, кг  максимальная взлетная      10400
  • Тип двигателя      2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
  • Мощность, кВт      2 х 1638
  • Максимальная скорость, км/ч      300
  • Крейсерская скорость, км/ч      270
  • Практическая дальность, км      1160
  • Дальность действия, км      520
  • Скороподъемность, м/мин      600
  • Практический потолок, м      5500
  • Статический потолок, м      3600
  • Экипаж, чел      1
  • Вооружение:     одна 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами
  •  Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески
  •  4х3 ПТУР Вихрь или 4 УР Игла-В воздух-воздух или
  •  80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР
  •  или контейнеры с пушками или пулеметами

27.06.2008 – в Арсеньеве (Приморский край) был совершен первый взлет Ка-52.

Серийно производить ударный вертолет начали с конца октября 2008 г. на заводе «Прогресс» им. Сазыкина. Это предприятие способно выпускать до двух экземпляров «Аллигаторов» в месяц.

В декабре 2008 г. завершился первый этап летных испытаний Ка-52, после которого было дано добро на производство опытной партии для завершения ГЛИ.

С 2008 по 2010 г. были выпущены 9 вертолетов.

Летные испытания вертолета полностью завершились в 2011 году.

Начиная с мая 2011 г., Ка-52 эксплуатируется ВВС России.

20.06.2011 глава Рособоронэкспорта г-н Исайкин во время брифинга на авиасалоне в Ле-Бурже рассказал о планах размещать боевые вертолеты Ка-52 на кораблях французского производства «Мистраль».

Общая стоимость производенных самолетов Ка-52 «Аллигатор» в 2011 г. достигла 9,5 млрд. рублей. На четырех экземплярах установили современную бортовую радиолокационную систему «Арбалет».

В течение 2012 г. производство «Аллигаторов» возросло в 2,2 раза сравнительно с 2011 годом.

Источник: http://avia.pro/blog/vertolet-ka-52-foto-video-harakteristiki-vooruzhenie

Вертолет Ка-52 «Аллигатор»

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» это дальнейшее развитие боевого вертолета Ка-50 «Черная акула», его первый полет состоялся 25 июня 1997 года.  Машины похожи не только внешне — 85% их узлов и агрегатов взаимозаменяемы, что облегчает производство и освоение новой техники в частях.

Ка-52 «Аллигатор» и Ка-50 «Черная акула» — сходства и различия

Основное внешнее отличие «Аллигатора» от «Черной акулы» — двухместная кабина. Однако не заметных с первого взгляда различий больше, — например, в отличие от Ка-50, сугубо дневной машины, Ка-52 может прекрасно действовать и ночью.

Как и на Ка-50, бронированная кабина обеспечивает членам экипажа Ка-52 защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм. Она оборудована тремя многофункциональными цветными жидкокристаллическими индикаторами, на которые выводится необходимая оперативная информация. Члены экипажа шлемы с нашлемными прицелами и встроенной системой индикации.

Оба места пилотов имеют полностью идентичное управление, и любой член экипажа может и стрелять и вести вертолет.

Ка-52 «Аллигатор»

В состав бортового всепогодного комплекса пилотирования, навигации, управления оружием, прицеливания и применения средств поражения введены тепловизор, новая бортовая РЛС («Арбалет») миллиметрового диапазона, выдающая трехмерную информацию о тактической обстановке, и ряд других комплексов оборудования. Для автоматического обмена разведывательной и прицельной информацией между вертолетами в группе с командным пунктом управления вертолет имеет аппаратуру закрытой связи.

Как и Ка-50, Ка-52 «Аллигатор» это довольно автономная машина —  время его боевого применения (без необходимости серьезного ремонта) в «военно-полевых» условиях равно примерно 12 суткам.

Обеспечивается такая надежность наличием встроенных систем контроля, оперативной информации и диагностики состояния систем, благодаря чему удалось до минимума снизить вмешательство обслуживающего персонала при различных видах подготовки вертолета.

Вооружение Ка-52

Вертолет имеет такое же вооружение, как Ка-50.

Страна: Россия
Тип: Ударный вертолет
Год выпуска: 1997 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель:
Максимальная скорость: 300 км/ч
Практический потолок: 3600 м
Дальность полета: 520 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 10800 кг
Размах крыльев: диаметр несущих винтов: 14,50 м
Длина: 13,53 м
Высота: 4,95 м
Площадь крыла:
Вооружение: 1 x 30-мм пушка, 12 ПТУР «Вихрь»

источник: компиляция из открытых источников

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1991-2015-samoletyi/vertolet-ka-52-alligator.html

Боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор»

Ка-52 или как его еще называют «Аллигатор» — это российский боевой ударный вертолет, который предназначен для уничтожения живой силы и техники противника на поле боя. По сути, Ка-52 – это модернизация Ка-50.

История создания

В 50-60 годах минувшего столетия вертолеты показали свою высокую эффективность на поле боя.

Сначала в качестве транспортного средства, а затем и в качестве грозного оружия, которое может очень эффективно работать непосредственно над полем боя, бороться с партизанами и уничтожать бронетехнику противника.

Опыт Корейской войны, а затем и результаты конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке был учтен советскими военными и вскоре у СССР появился отличный ударный вертолет – Ми-24, знаменитый «крокодил».

Это прекрасный вертолет был создан не только как ударный, благодаря десантному отсеку, он также мог доставлять бойцов на поле боя. Такой себе «летающий БМП». Потом была Афганская война, да и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете и везде показали себя с наилучшей стороны.

Но к этому вертолету были и вопросы. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета. Ми-24 почти никогда не использовали для доставки десанта, и десантный отсек был явно лишним.

Советские военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.

В это же время главный потенциальный противник США начал разработку ударного вертолета второго поколения и в середине 80-х уже имел серийно выпускаемый «Апач». Этот вертолет существенно превосходил Ми-24.

За время эксплуатации милевской машины были отмечены многие недостатки, которые можно было устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и использования вертолетов, причем часто это опыт был самым ценным – опытом использования машин в реальных боевых условиях.

Произошли изменения в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты с помощью управляемых ракет уничтожили 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные оценили этот факт.

Так что одним из основных требований к новому вертолету было умение бороться с бронетехникой противника.

В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова.

Милевцы пошли по проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на нем убирали грузовой отсек, серьезно модернизировали носовую часть вертолета.

Также на него установили новые системы управления и ведения боя. Было усиленно вооружение, в вертолете появилось много новой электроники, в общем, вертолет сильно напоминал американский «Апач», только стоил дешевле.

Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), который бы управлялся одним пилотом, имел мощную броневую защиту и был бы вооружен управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова была революционной.

Возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а сзади ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния.

Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.

Черная акула и Аллигатор

В середине 80-х в конкурсе был объявлен победитель: им оказалось КБ Камова и его вертолет К-50 «Черная акула». Он был выполнен по традиционной для камовцев соосной схеме, управлялся одним пилотом и имел множество других революционных новшеств. Соосная схема имеет как свои преимущества, так и недостатки. Такие вертолеты сложнее и дороже классических, также дороже и их обслуживание.

Но. Применение двух несущих винтов дает возможность убрать рулевой винт и тем самым серьезно повышает эффективность работы двигателя, убирает носовую балку, делает вертолет более маневренным и подвижным. Вес вертолета также меньше, по сравнению с вертолетами классической схемы. С другой стороны управлять таким вертолетом сложнее, требуется высокое мастерство пилота.

Читайте также:  Тесак: оружие с многовековой историей

Проблема К-50 была в том, что этим вертолетом управлял один человек.

Эффективно вести машину и при этом наводить оружие очень непросто, особенно на сложных режимах полета (горы, полет на малой высоте), поэтому в середине 90-х годов началась разработка новой машины – это был боевой вертолет Ка-52. По сути, эта машина является модернизацией «черной акулы» и многие узлы и агрегаты у этих вертолетов идентичны.

Рождение Аллигатора

Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «аллигатор». А в 2008 году началось серийное производство этой машины.

Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров.

Также на вертолет было установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине теперь было место для второго пилота.

Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50.

Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его выше.

Хотя еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.

Характеристики вертолета

Ударный вертолет Ка-52 также создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, также защищена броней и кабина пилотов.

Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500, с мощностью 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья.

Также двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, которые рассеивают выхлоп машины и уменьшают ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине машины расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться.

Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.

Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, также он может бороться против вражеских вертолетов. Соответствуют этим целям системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.

На Ка-52 установлена ГОЭС «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча.

Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону.

На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.

На вооружении вертолета стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, основными из которых являются ПТУРы «Вихрь».

Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб.

Благодаря модернизированным двигателям с улучшенными техническими характеристиками, его скорость не уменьшилась, несмотря на возросший вес машины. Ниже, в таблице приведены ттх вертолета Ка-52.

Общие данные
Экипаж, чел 2
Масса, кг:
максимальная взлётная 10800
нормальная взлётная 10400
Скорость, км/ч:
Максимальная 310
Крейсерская 250
максимальная на пикировании 350
Максимальная вертикальная перегрузка 3
Потолок, м 3600
Дальность действия, км 520
Диаметр несущих винтов, м 14,5
База шасси, м 4,92
Колея шасси, м 3,67
Основное вооружение 30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь»
Дополнительное вооружение блоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и «Игла-В»
Максимальная перегрузка 3,5
Двигатель ВК-2500
Мощность, л.с.:
чрезвычайный режим 2700
взлётный режим 2400
Размеры
Длина, м 14,2
Ширина, м 7,3
Высота, м 5

В настоящее время существуют две модификации вертолета Ка-52. Это базовая версия и Ка-52К. Ка-52К – это корабельный вариант этой машины.

Он отличается возможностью складывать лопасти, усиленными стойками шасси, а также повышенной антикоррозийной защитой.

Планировалось, что именно эти вертолеты должны стать основным оружием вертолетоносцев типа «Мистраль», который Россия хочет закупить у Франции.

Ударный вертолет Ка-52 поражает своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, вертолет может исполнять маневры, недоступные для одновинтовым вертолетам. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычной машины. Также машина довольно удобна для технического обслуживания.

Видео о Ка-52

Источник: https://big-army.ru/boevoy-vertolet-ka-52-alligator/

Ка 52 аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ттх), применение, максимальная скорость

Новые условия на поле боя выдвигают новые требования к боевой технике. Особенно это касается авиации непосредственной поддержки сухопутных частей на поле боя. С изобретением вертолетов ситуация с воздушной поддержкой улучшается. Первые вертолеты передавали сведения, затем доставляли подкрепления и припасы. Следующим шагом стало вооружение вертолетов и их специализация.

Пионером в этой области стали американцы, разработавшие «Апач». Советские и российские конструкторы не могли сдать позиции, поэтому в 1990-е на свет появились друг за другом Ка-50 и Ка-52, специальные ударные вертолеты, способные на равных поспорить с иностранными машинами.

История создания

Долгое время единственным ударным вертолетом вооруженных сил СССР был легендарный Ми-24. Прозванная в войсках «крокодилом», эта винтокрылая машина с честью прошла все войны и конфликты, где участвовали советские и российские воины, и продолжает участвовать до сих пор. Но уже в 1980-е к этому вертолёту появились вопросы.

Разработанное конструкторами Миля десантное отделение использовалось нечасто, но давало дополнительные габариты и лишние килограммы. Новости из-за океана о специализированном ударном вертолете поставили вопрос о новой машине ребром.

Получившийся аппарат, глубокая переработка «крокодила», была не совсем подходящим вариантом. Камовский вариант предусматривал совершенно новую, уникальную машину.

Несмотря на множество нововведений, поставленная на вооружение «Черная акула», или Ка-50, имела и ряд недостатков. Одним из главных был один пилот. Сложно было управлять машиной, наводить вооружение, уклонятся от атак и использовать все возможности аппарата.

В середине 1990-х годов было объявлено о создании новой ударной машины, а в 2008 году, после всех испытаний, она попала на вооружение.

Особенности конструкции вертолета

Модель сделана по излюбленной камовцами соосной схеме. Это дало большую эффективность использования двигателя, а также большую маневренность и подвижность. Уменьшается вес машины. Сама конструкция, а так же большая часть узлов и деталей копирует Ка-50. Это касается силовой установки, шасси, подвесок, фюзеляжа и много еще.

Есть и существенные отличия. Обтекаемые формы Аллигатора улучшили аэродинамику машины. Это же повлияло на укрытие от радаров, теперь заметить вертолет намного сложнее.

Она позволяет одинаково эффективно использовать машину, как днем, так и ночью. Вертолетчики сидят рядом, все системы продублированы на случай ранения одного из них или выхода из строя систем.

Это же делает вертолет идеальным тренажером для подготовки пилотов в условиях, приближенным к боевым. Широкое распространение получили жидкокристаллические экраны. Внедрена новая система спасения пилотов, модернизированная система катапультирования по самолетному принципу, с предварительным отстрелом лопастей винтов.

Нестандартным, по отношению к большей части остальной вертолетной технике мира, выглядит и второй винт. С точки зрения возможностей это сделало вертолет сильнее, но измененные габариты увеличили высоту вертолета. Соосная система, так же, дороже, нежели традиционная с рулевым винтом. Плюсом можно назвать необычайную маневренность машины.

Достаточным примером может служить возможность делать «мертвую петлю», маневр, на который не способен ни один вертолет с классической схемой расположения винтов.

Кабина пилотов так же обеспечивает надежную защиту вертолетчикам. Силовую установку представляет двигатель ВК-2500, обладающей мощностью в 2400 л/с. Установлены специальные агрегаты, рассеивающие выхлопы от машины. Это позволяет уменьшить заметность в инфракрасном диапазоне. Сильно увеличен потолок высоты машины.

Поскольку основные боевые действия в тот период велись на Кавказе, с учетом опыта Афганистана, к машине предъявлялись жесткие требования по части действий в гористой местности. Задачи, поставленные перед камовцами, получили решение. Высокогорье с разряженным воздухом больше не проблема для аппарата.

Электроника рассчитана, прежде всего, на штурмовку позиций, уничтожение живой силы и бронированной техники врага. Возможна и борьба с аналогичной техникой противника. Первоначально, еще во времена «Черной акулы» предполагалось введение новой тактики для ударных вертолетных групп.

Они передавали бы данные на до зубов вооруженные машины, которые открывали бы огонь с относительно безопасного расстояния.

Для эффективного ведения огня на машине стоит комплекс «Самшит-Э». Он включает в себя не только тепловизор, но и пеленгатор и целеуказатель на основе лазерного луча. РЛС представлена «Арбалетом-52», ищущим наземные цели и дающим корректировку на малых высотах. Он же осуществляет противоракетную оборону.

Из электроники также установлены системы активной защиты и радиоэлектронной борьбы.

Вооружение машины состоит из следующих компонентов:

  • 30-мм пушка, подвижного типа;
  • ряд управляемых и неуправляемых ракет, в зависимости от каждой конкретной боевой задачи;
  • бомбы, причем нагрузка может достигать 2000 килограмм.

Все в совокупности дает прекрасно вооруженную машину ,способную решать практически любые задачи на поле боя, от поддержки пехоты в обороне, до штурмовки хорошо укрепленных позиций противника.

При размещении заказов на «Мистрали» (десантные корабли-вертолётоносцы), было принято решение о создании специально для этих кораблей палубных вертолетов на основе Ка-52. Конструкторы выполнили свою задачу, получившийся аппарат отвечал всем требованиям как флота ,так и армии. Одна беда, «Мистралей» они так и не дождались.

Это не помешало пустить в небольшую серию ударные вертолеты флотского типа, используемые теперь для охраны флагманских кораблей, патрулирования и разведки.

Ка-52 в эксплуатации

Поставленные на вооружение вертолеты несут службу в полках, расбросанных по всей стране. Отзывы у пилотов о машинах положительные, отмечается высокая эффективность, относительная простота управления и возможность обучения пополнения.

Причины падений аппаратов в технических неисправностях. Впрочем, на такой крупный парк машин, всего их восемьдесят одна, две аварии небольшой показатель.

Использовались Ка-52 и в войнах. Боевое крещение Аллигатор получил в Южной Осетии во время августовской войны. Особенно проявить себя ему не пришлось, причина в специфике этого конфликта. Боевые действия длились недолго, а грузинская армия не проявляла особого рвения в боях.

Другим крупным вооруженным конфликтом стала Сирия. Небо над авиабазой Хмейним патрулируется, в том числе, этими машинами.

По данным на начало 2018 года, не было потеряно или серьезно повреждено ни одной рассматриваемой машины. Косвенно можно назвать причину в «грозности» Ка-52. Могучее вооружение при солидной броне, а так же «навороченная» электроника делает Аллигатора сложной целью, не по зубам многих террористов или иных противников российских военных.

Ка-52, разработка особого в среде вертолетчиков КБ, впитала в себя все мысли и идеи по последнему слову техники. Линейка камовских ударных вертолетов, от «Черной Акулы» до «Аллигатора», не останавливается. История Ка-52 далека от своего завершения, будут и модификации, будут и новые модели на его основе. В этом нет сомнения.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/vertolety/ka-52/

К-52 «Аллигатор» против АН-64А «Апач»

Ударные вертолеты в современных армиях — машина незаменимая и по-настоящему универсальная. Необходимо разведать скопление сил врага — пожалуйста! Скоординировать боевые части с воздуха — нет проблем.

А уж подбить пару-тройку танков и БТР — легче легкого. Как всегда, когда речь заходит о заочном соперничестве в вооружении, представляются ведущие армии — России и США.

Поэтому в этом материале мы рассмотрим все плюсы и минусы российского Ка-52 «Аллигатор» и его заокеанского коллеги — AH-64 «Апач».

К-52

• Российский многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолёт Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днём и ночью в любое время года с применением всех средств поражения.

• Ка-52 («Hokum B» по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») —командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.

Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.

• Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. Первый испытательный полёт опытного образца Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года.

• С октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось мелкосерийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 10 вертолётов КА-52 «Аллигатор».

• Вертолёт Ка-52 выполнен по соосной схеме, от своего предшественника Ка-50 отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолёта могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована, обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм, как и на Ка-50.

• Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг. Стоимость вертолёта 16,1 млн. долларов США или 484 млн. рублей.

Читайте также:  Американская автоматическая винтовка м14

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Максимальная взлётная — 11300 кг Масса боевой нагрузки — 2800 кг Экипаж — 2 человека Крейсерская скорость — 250 км/ч Максимальная скорость — 350 км/ч Дальность полёта — 520 км Статический потолок — 3600 м Динамический потолок — 5500 м Максимальная скороподъёмность — 10 м/с Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5g Допустимый угол крена — ±70 град.

Допустимый угол тангажа — ±60 град.

Специальное оборудование (вооружение)
Противотанковое вооружение: ПТУР «Вихрь»

— количество — 12 шт. — скорость полёта ПТУР — 400 м/с — дальность пуска — 8000 м

— бронепробиваемость — до 950 мм

Стрелково-пушечное вооружение: подвижная пушка 2А42

— калибр — 30 мм — боекомплект — 460 снарядов — масса снаряда — 0,39 кг — начальная скорость снаряда — 980 м/с

— прицельная дальность стрельбы — 4000 м

Неуправляемое ракетное вооружение, количество:

— калибра 80 мм — 80 шт.
— калибра 122 мм — 10 шт.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»:

— тип ракет — Р-73 или «Игла-В»
— количество 4 шт.

• Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь»  с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), вертолёт Ка-52 «Аллигатор» может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

• ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 950 мм.

• Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в МКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км.

• Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

• Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» вооружён штурмовик Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

• Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, вертолёту Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

• КА-52 оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.

• Так как лопасти машины вращаются в разные стороны, этот вертолёт, как и предшественник КА-50, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку» — сдвигаться в боковом полёте по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на неё, в основном, для активного уклонения от наводимой ПВО.

«Апач»

Вертолет АН-64 (Модель 77) проектировался компанией «Хьюз Геликоптерс» для уничтожения бронированных средств противника в любое время суток и в самых неблагоприятных условиях.

Опытный образец YAH-64 поднялся в воздух 30 сентября 1975 г., а с 1981 г. он стал известен под названием «Апач». Первый серийный вертолет «Апач» поднялся в воздух в январе 1984 г. Первые поставки были сделаны в январе 1985 г.

, а в декабре 1994 г. в ВС США поставлен последний 811 -й вертолет.

Вертолет АН-64А «Апач» выполнен по одновинтовой схеме, с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Крыло выполнено съемным. Фюзеляж обычной конструкции, типа полумонокок, сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости.

Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением сидений. На переднем размещается второй летчик-стрелок, а на заднем, приподнятом на 0.483 м для улучшения обзора, — летчик.

Броня, защищающая кабину экипажа снизу и с боков, и броневая прозрачная перегородка между сиденьями изготовлены из кевлара и полиакрилата и защищает от пуль и снарядов калибра 12,7 и 23 мм соответственно. Конструкция вертолета обеспечивает максимальную защиту и позволяет выполнять задание после серьезного повреждения в боевых условиях.

Высокий уровень боевой живучести достигается бронированием кабины, использованием двух независимых гидросистем, про-тектированием топливных баков, а также бронированием основных наиболее важных систем и участков планера.

Силовая установка вертолета АН-64А «Апач» состоит из двух ТВД взлетной мощностью по 1695 л.с., размещенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 1157 л. Один из них расположен за сиденьем летника, другой — за главным редуктором. Максимальная продолжительность полета составляет 3 часа 9 минут.

Кроме того, на крыльевых узлах подвески вооружения вертолета могут устанавливаться 4 подвесных топливных бака емкостью по 870 л. Вертолет оснащен трехстоечным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Шасси рассчитано на нормальные посадочные скорости до 3,05 м/с и аварийную посадку со скоростью до 12.8 м/с.

Взлет и посадка могут производиться с площадок, имеющих угол наклона до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном.
Вертолет АН-64А оснащен различными видами радиоэлектронного оборудования. насчитывающего в общей сложности около 12 единиц.

Основой боевой мощи вертолета «Апач» является система обнаружения и целеуказания TADS, система ночного видения летчика — PNVS и комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Составляющие TADS: лазерный указатель-дальномер со следящей системой. ИК-система обзора передней полусферы и телевизионная система.

PNVS — это усовершенствованная система FLIR (бортовая ИК-система обзора передней полусферы), которая снабжает пилота информацией, необходимой для полета в боевой зоне с отслеживанием рельефа местности на высоте, которая препятствует или снижает вероятность обнаружения вертолета противником.

Основным вооружением вертолета «Апач» являются 4 подвески под короткими крыльями, вмещающие до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр». которые обеспечивают стрельбу по точечным целям и имеют автономную систему наведения, или 76 70-мм ракет со складывающимся оперением, или их комбинация.

Кроме того, установлена одноствольная автоматическая пушка М230Е1 «Чейн Ган», размещенная в подфюзеляжной турели (калибр 30 мм, боезапас 1200 снарядов). На концах крыла могут быть установлены УР «Стингер». Максимальная масса вооружения на один узел подвески составляет 700 кг.

АН-64А «Си Апач» — вариант для противолодочной обороны сил флота и корпуса морской пехоты, разведки загоризонтных целей. Вертолет «Си Апач» может удаляться на расстояние до 240 км от соединения ВМС для поиска и уничтожения кораблей противника ПКР или НУР. Кроме того, вертолет может обеспечивать прикрытие высадки десанта.

Экспортный вариант АН-64А «Интернэшнл Апач» закупили Израиль (18 машин), Саудовская Аравия (12), Египет (24), Греция (12). ОАЭ (20), Бахрейн (8), Южная Корея и Кувейт.

АН-64В «Апач Браво» — 254 машины АН-64А, минимально усовершенствованные с учетом опыта военных действий в Персидском заливе: увеличен размах крыла, изменена компоновка кабины, увеличена мощность двигателей, подвесные баки увеличивают дальность полета на 200 км.

АН-64С — промежуточный вариант вертолета АН-64А без РЛС Лонгбоу и двигателя Дэш 701 С. Первый из четырех опытных вариантов, прошедших 2000-часовую программу испытаний. Поднялся в воздух 15 апреля 1992 г. Предполагалось модернизировать 308 вертолетов, но в 1993 г. программа была закрыта.

AH-64D «Лонгбоу Апач» — усовершенствованный АН-64А с установленной выше плоскости винта радарной системой миллиметрового диапазона управления огнем компании «Мартин/Вестингауз Лонгбоу» в комбинации с противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» типа «выстрелил-забыл». Поднялся в воздух 11 марта 1991 г.

Серийные варианты оснащены более мощным двигателем Дэш 701С и двигателями T700-GE-701 С; в этот стандарт переделаны 227 вертолетов. Первый из 535 усовершенствованных вертолетов AH-64C/D поступил в эксплуатацию в 1996 г.
Вертолеты «Апач» применялись во время боевых действий в Панаме в 1989 г. и в ходе операции «Буря в пустыне- в 1991 г.

, когда было задействовано 228 вертолетов АН-64.

Экипаж, чел.

2

Скорость, км/ч

максимальная — 309
крейсерская — 293

Потолок, м

статический — 4570
динамический — 6250

Дальность, км

перегоночная — 1700
действия — 480

Масса, кг

максимальная взлетная — 8006 нормальная взлетная — 6670

пустого вертолета — 4657

Максимальная боевая нагрузка, кг

770

Габариты вертолета, м

диаметр несущего винта — 12,63 длина фюзеляжа — 14,68 длина с вращающимися лопастями — 17,76

высота — 4,22

Двигатель

ТВД General Electric T700-GE-701, 
2 по 1522 л.с.

 Вооружение

 30 мм пушка M230 Chain Gun Ракеты «воздух-поверхность» 4 × 4 × AGM-114.

НАР 4 × 19 × 70 мм Hydra

Экспертное заключение

Так какой же из этих двух летающих танков превосходит своего оппонента?

  1. Двигатель. Установка «американца» слабее (2*2700 лошадиных сил «Аллигатора» против 2*1890 «Апача). Однако по дальности полёта и скорости КА-52А немного уступает своему аналагу.
  2. Вооружение. В этом сегменте «Аллигатор» наголову превосходит оппонента. «Апач» обладает 30-миллиметровой пушкой и ракетным вооружением из 16 снарядов типа «воздух-земля», 16 ракетами класса «НУР» (крылатые противокорабельные ракеты) или неуправляемых авиационных ракет, а также иногда 4 ракетами класса «воздух-воздух). Начинка оружия «Аллигатора» намного опаснее. «Аллигатор» также имеет 30-миллиметровую пушку, а вот набор ракет другой: 24 противотанковые 9К121 «Вихрь» с лазерной системой наведения и системой захвата нескольких целей. Точно такие же ракетные системы стоят на самолетах-штурмовиках Су-39 и Су-25М. «Вихрь» настоящая беда для танкистов, ведь его снаряд пробивает броню в 900 миллиметров с дальности в 9 километров. Для защиты от возможной воздушной атаки есть 4 ракеты «Игла-В», которые практически идентичны своим наземным переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК) и позволяет поражать цели на расстоянии до 7 километров. Кроме того на Ка-52 установлены настоящие гиганты — 122-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты С-13. Такие снаряды предназначены для «крепких орешков» — бетонных огневых точек, техники и кораблей.
  3. Броня. Бронирование геликоптеров различается. У АН-64 кабина окружена полиакриловыми и кевларовыми бронеплитами, которые теоретически способны выдержать попадания крупнокалиберных пулеметов с небольшого расстояния. На практике все куда трагичнее. Широко известна история, когда в 2003 году, во время вторжения армии США в Ирак, обычный крестьянин сбил «Апач» из простой охотничьей винтовки. Позднее американские военные и журналисты настойчиво твердили о том, что все это было пропагандистским ходом иракской армии. Тайна остается тайной, но АН-64, в отличие от Ка-52, и вправду менее живуч даже под огнем автоматического оружия. Например, в Ираке и в Афганистане случаи поражения вертолета из автоматов Калашникова были задокументированы и под сомнение не ставятся. Слабая защищенность экипажа обусловлена малой заметностью вертолета и его повышенной маневренностью, но военные эксперты разных стран сходятся во мнении, что в последнее десятилетие сильные бронированные вертолеты показывают себя в столкновениях с лучшей стороны, чем их легкие «собратья».

Ка-52 также защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек. Если еще говорить про уникальные элементы «Аллигатора», то обойти стороной катапультируемые кресла точно нельзя.

Устройства К-37-800М были разработаны специально для данного вертолета, а механика их срабатывания очень проста.

В случае необходимости экипаж нажимает на кнопку катапультирования и кресла буквально выстреливают через остекленную кабину, одновременно с этим лопасти «вертушки» складываются и отбрасываются в сторону, чтобы не ранить пилотов.

Вообще «Аллигатор» обладает повышенной живучестью: выход одного из двух двигателей — не причина для паники, машина останется управляемой и спокойно сможет выйти из боя. Если же потеряны обе силовых установки, то на помощь придет авторотация — вертолет будет способен планировать и экипаж не пострадает при посадке.

Долгожданное принятие на вооружение Ка-52 значительно повышает потенциал российской армии.

Бесшумная и незаметная машина, способная с расстояния в несколько километров обнаружить и уничтожить танк или огневую точку и невредимой вернуться домой — чем не идеальное оружие? Если 15 лет назад у АН-64 не было достойного конкурента, то теперь «Аллигатор» вместе с великолепным Ми-28 должны потеснить устаревшего «американца».

MediaRepost — Главные новости часа

Новости smi2

Источник: http://voicesevas.ru/news/russia/15182-k-52-alligator-protiv-an-64a-apach.html

Ссылка на основную публикацию