Ан-124 «руслан»: советский транспортник-тяжеловес

Крылатая гордость России: транспортник Ан-124

Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО «Кондор») – это по-настоящему уникальный серийный транспортный самолет, который не имеет аналогов по габаритам грузовой кабины и грузоподъемности. Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 был разработан в ОКБ О.К.Антонова и на сегодняшний день является самым большим из серийных военно-транспортных самолетов в мире.

АН-124 «Руслан» предназначен для перевозки на большие расстояния штатной боевой и обслуживающей техники воздушно-десантной или мотострелковой дивизии (бригады), парашютного десантирования боевой техники (с экипажами и расчетами) и грузов, а также перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов народно-хозяйственного назначения.

Опытный образец «Руслана» впервые поднялся в воздух 21 декабря 1982 года в Киеве. Самолет поднял в воздух экипаж в составе восьми летчиков-испытателей В.И.Терского (командир корабля) и А.В.Галуненко, а также бортинженеров В.М.

Воротникова и А.М.Шулещенко, штурмана А.П.Поддубного, бортрадиста М.А.Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям B.C.Михайлова и М.Г.Харченко. Серийное производство самолета было развёрнуто на Ульяновском АПК АО «Авиастар» и КиАПО.

Ан-124 «Руслан» вернул Советскому Союзу мировое лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив пальмы первенства американский Lockheed C-5 Galaxy. В 1985 году на советском самолете Ан-124 удалось установить 21 мировой рекорд, среди которых был рекорд по грузоподъемности (поднял 171.219 кг на высоту 10.750 м).

В 1985 году «Руслан» был впервые показан на французском авиасалоне в Париже. В следующем году эксплуатацию самолета начал «Аэрофлот». В основном он выполнял рейсы на авиалиниях Сибири, перевозя грузы очень больших размеров, предназначенные для промышленных разработок нефти и газа. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолет встал в январе 1987 года.

По состоянию на 1998 год было выпущено 54 летных экземпляра, а также один планер для осуществления статических испытаний. В настоящее время Ан-124 используется 2-мя полками ВТА России (25 самолетов), а также 6-ю частными авиакомпаниями России и Украины.

Производство самолетов может вновь начаться в самое ближайшее время. До 2020 года Минобороны России планирует приобрести до 10 самолетов Ан-124 «Руслан», еще около 60 самолетов готовы купить частные авиакомпании.

В любом случае, украинские и российские компании смогут получить прибыль от возобновления производства, только при наличии твердых заказов более чем на 30 машин.

В настоящее время данный самолет является одним из самых востребованных на рынке грузовых авиаперевозок, что позволяет надеяться на возобновление его выпуска.

В это трудно было бы поверить, но военно-транспортный самолет, созданный в СССР, сегодня выполняет полеты в интересах НАТО. На днях авиакомпании России и Украины в снова выиграли тендер на выполнение стратегических авиаперевозок для НАТО в рамках реализации программы SALIS.

Совместная заявка на участие в тендере НАТО была подана 4 апреля 2012 года российской группой компаний «Волга-Днепр» и украинским госпредприятием «Антонов».

Вниманию тендерного комитета были представлены возможности объединенного парка тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124-100, а также их модификаций.

Таким образом, самолеты Ан-124 «Руслан» продолжат осуществлять транспортировку грузов в интересах НАТО. Украинско-российский альянс ранее уже выполнял перевозки в интересах 18 стран-участниц данной программы.

С марта 2006 года до момента подачи заявки на участие в тендере самолеты Ан-124 произвели более 2100 полетов, доставив более 120 тысяч тонн грузов как гражданского, так и военного назначения в различные страны.

Нынешний контракт будет действовать до 31 декабря 2012 года.

Читайте также  Авиабаза «Хмеймим» ждет подкреплений

Описание конструкции

Фюзеляж грузового самолета Ан-124 «Руслан» обладает двумя палубами, которые для удобства обслуживания и эксплуатации разделены на специализированные герметичные отсеки. Грузовой отсек предназначен для перевозки грузов и техники. Верхняя передняя палуба предназначена для размещения основного и сменного экипажа (по 7 чел.), а также оборудования.

Верхняя задняя палуба используется для размещения сопровождающих грузы и технику лиц. Носовая и задняя части фюзеляжа (носовая часть откидывающаяся) оборудованы грузовыми люками, которые позволяют достаточно оперативно производить погрузку и выгрузку даже нестандартных грузов с двух направлений по выбору.

Пол грузового отсека изготовлен из титанового сплава и допускает погрузку всех видов несамоходной и самоходной техники как колесной, так и гусеничной с нагрузкой на ось до 12 (10) тонн при размещении в один (два) ряд.

Роликовое оборудование позволяет осуществлять выгрузку и погрузку монолитных грузов массой до 50 тонн. Применение наддува позволяет перевозить в самолете до 88 пассажиров на высоте до 8000 метров, не используя кислородного оборудования.

Многоколесное шасси «Руслана» (24 колеса) с системой приседания позволяет самолету менять стояночный клиренс, а также угол наклона фюзеляжа для уменьшения угла наклона рамп и облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ. Каждая основная опора шасси включает в себя 5 независимых двухколесных стоек, передняя опора состоит из двух стоек по 2 колеса.

Система управления поворотом передних стоек шасси позволяет многотонной машине провести разворот на ВПП шириной до 50 метров при применении тяги двигателей. Для полного использования всех боевых возможностей самолета ему необходима взлетно-посадочная полоса длиной более 3000 метров, но при необходимости машины может совершать полеты даже с грунтовых ВПП.

Силовая установка «Руслана» включает в себя 4 турбореактивных двигателя Д-18Т конструкции В.А.Лотарева (ЗМКБ «Прогресс»), мощностью по 23.400 кгс каждый.

При достаточно большой мощности данные двигатели отличаются сравнительно малой массой, а также умеренным расходом топлива и невысокой шумностью.

Максимальная масса топлива на самолете ограничивается его взлетной массой и составляет 213.740 кг.

Бортовое оборудование военно-транспортного самолета Ан-124 предназначено для осуществления транспортно-десантных задач и вождения самолета в дневных и ночных условиях, в простых и сложных метеоусловиях, длительном отрыве от аэродрома основного базирования, а также при противодействии со стороны противника. В состав оборудования «Руслана» включается автоматизированный комплекс средств связи (ТИП-15), пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) и комплекс десантно-транспортного оборудования.

Пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) состоит из радиолокационных станций (РЛС) обзора земной поверхности и переднего обзора, системы автономной навигации, авиационного радиокомпаса (АРК), оптико-телевизионного визира, высотно-скоростных параметров, ближней («Омега») и дальней («Лоран») навигации, аппаратуры вождения самолета в боевых порядках, астронавигационной системы и систему государственного опознавания самолета. Всего в системах управления судном использовалось 34 отдельных компьютера.

Читайте также  Авиация против танков. Часть 7

Модификации

Ан-124-100– является гражданская модификацией самолета Ан-124, была сертифицирована в 1992 году.

Ан-124-100М – модифицированная версия самолета с экипажем из 4 человек и зарубежной авионикой. Самолет не имеет мировых аналогов по максимальной грузоподъемности (100-120 тонн), дальности полета и габаритам грузовой кабины.

В ряде случаев может совершать полеты с максимальной коммерческой нагрузкой до 150 тонн.

В этом случае решение о полете принимается после анализа характеристик аэродромов взлета и посадки, наличия запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль всей трассы перелета.

В настоящее время Ан-124-100М эксплуатируется 6 авиакомпаниями из Украины и России. Стоимость данного самолета оценивается примерно в 70-100 млн. долларов.

В 2000 году на самолетах авиакомпании «Волга-Днепр» была произведена модернизация авионики (установлены система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins, система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II, а также инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 производства фирмы Litton).

Грузоподъемность бортовых кранов была доведена до 30 тонн, а экипаж уменьшен до четырех человек. Гондолы двигателей были оснащены звукопоглощающими элементами, что позволило самолету соответствовать международным требованиям по шумности звука

Ан-124-102 – модификация, обладающая новым информационно-управляющим полем кабины экипажа в составе 3 человек.

В настоящее время «Руслан» прочно занял свое место в достаточно небольшом списке самолетов, которые не просто хорошо проявили себя на рынке авиаперевозок, но и сами создали новый сектор на данном рынке.

В первые 5 лет с начала коммерческой эксплуатации «Русланов» среднегодовой рост авиаперевозок уникальных грузов составлял 26%. Число только компаний из США, которые прибегали к услугам АН-124-100, удваивалось каждые 4 года.

Все это было свидетельством огромного коммерческого успеха воздушного судна в мировом масштабе.

В истории отечественной авиации подобных примеров было очень мало. По мнению специалистов, в настоящее время Ан-124 «Руслан» переживает только свою юность, самолет без проблем сможет проработать еще порядка 40-50 лет.

Тактико-технические характеристик Ан-124: Размеры: — размах крыла максимальный – 73,3 м, — длина – 69,1 м, — высота – 20,78 м. Площадь крыла – 628,5 кв.м. Масса самолета: — пустого – 173.000 кг — нормальная взлетная – 392.000 кг — максимальная взлетная – 405.

000 кг Массовая отдача — 58% Тип двигателя – 4 ТРДД Д-18Т «Прогресс», тяга – 4х229,47 кН. Тяговооружённость — 0,41 Назначенный ресурс – 6.000 часов; Расход топлива – 12.

600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке); Максимальная скорость – 865 км/ч; Крейсерская скорость – 750-800 км/ч; Практическая дальность полета (с максимальной загрузкой): 4500 км; Перегоночная дальность: 16.500 км. Практический потолок: 9.500 км. Экипаж – 6 человек

Полезная нагрузка: 120.000 – 150.000 кг груза или 88 пассажиров (до 350 посадочных мест в трюмах).

Источник: https://army-news.ru/2012/07/krylataya-gordost-rossii-transportnik-an-124/

АН-124 “Руслан” – самый большой в мире серийный самолет

ПодробностиКатегория: СамолетыОпубликовано: 30.09.2016

Ан-124 “Руслан” – дальний тяжелый транспортный самолет, самый большой и грузоподъемный в мире из серийных моделей.

Успехи советской России в авиастроении опередили время на десятки лет. Воздушный корабль с взлётной массой 405 000 кг., официально начал разрабатываться с 1979 г., и 24 декабря 1982 г. впервые поднялся в небо. Первоначальное его назначение – переброска или десантирование большой группы войск на межконтинентальные расстояния.

Киевские конструкторы того времени выполнили задачу за счёт уникальных технологий и получили лучший в мире по грузоподъёмности самолёт военного и гражданского назначения – в 120 тонн. Десантно-транспортные самолеты Ан-124 приняты на вооружение в 1987 г.

Сегодня военно-транспортная авиация Министерства обороны РФ насчитывает около 25-ти единиц этой техники.

Этот самый большой военно-транспортный самолёт для десантирования не раскрыл весь свой потенциал для модификации. Гражданский конкурент из Европы был создан 25 лет спустя после первого полёта советского гиганта, да и то не без помощи московских конструкторов 2000-х гг.

Конечно, технологии служат для гражданских и коммерческих нужд людей, но это всегда лишь следствие военных научных достижений. К 2030 году Россия нуждается в 100 единицах такой техники военного и гражданского назначения.

А на 2016-й ставилась задача модернизировать стоящие на вооружении, чтобы выполнить военную программу по модернизации и комплектации российских войск к 2020-му.

Правительственный заказ

Итак, возможности исторически сложенных соперников могли превзойти наши. Правительство СССР поставило перед учёными задачу создать для ВТА (военно-транспортной авиации) превосходящую машину с грузоподъёмностью 120 – 140 т.

Нужно было быть смелым или безумцем, чтобы самому вызваться на такое сложное тогда задание, но именно так и поступил главный конструктор КБ «Антонова» П.В. Балабуев.

На кону стояла скорость развертывания целых дивизий, медлить было нельзя.

Композитные материалы в конструкции

В 1970 – 1971 гг. представлены два проекта для рассмотрения, самолёты с 2-мя и 4-мя двигателями. По представленным чертежам в 1973-м создана модель натуральной величины.

Технологий для поставленных задач в мировой практике ещё не было, все новшества в таком деле были уникальны. К работе были привлечены все возможные НИИ в СССР, использовались последние разработки композитных материалов, использован титан.

Очень важно, была разработана уникальная конструкция крыла, установлено 5 т композитных материалов.

Читайте также:  Пистолет-пулемет судаева: устройство и ттх

Великая история Ан-124 и его модификаций

В декабре 25-го 1982 г. Ан-124 «Руслан» совершил свой первый полёт, в 1985 г. самолёт показали публике. Стоит на вооружении России (СССР) с 1987 года. Киев, 27 февраля 1965 г.

, КБ «Атонова» выводит СССР на новый уровень самолётостроения, когда создаёт для Родины тяжёлый Ан-22 «Антей» – самый большой в мире транспортный самолёт (фактической грузоподъёмностью 100 т (заявленная 60 т), максимальной скоростью 650 км/ч, перегоночной дальностью 8 500 км) стал лучшим среди летающих на турбовинтовых двигателях. Американский С-141 «Стар Лифтер» появился в середине тех же 60-х с грузоподъёмностью 40 тонн, после всех модификаций свою грузоподъёмность и на сегодня увеличить не смог. Гонку с США на винтовых моторах выиграли мы. Великая история этого самолёта потому, что им были установлены 41 мировой рекорд, но и это не главное. А главное – была решена стратегическая задача по переброске и десантированию всех родов войск, включая ракетные, быстро и в достаточном количестве.

Как завышение своего «исключительного» могущества американцами толкало наших учёных на разработки или просто – Гонка Вооружений. Америка ответила на наш успех полётом своего турбореактивного Lockheed C-5 Galaxy, который состоялся 30 июня 1968 г. (факт.гр. 79 т. (заявленная 100 т.), макс. ск. 919 км/ч, макс.

дальность 10 411 км, а высота 10 895 м.). Модификации этого лучшего в НАТО военного транспортника постоянно совершенствуется. Он занимает третье место среди военных машин по грузоподъёмности, после Ан-225 и Ан-124.

Но в отличие от «Руслана» нуждается исключительно в качественной бетонированной взлётно-посадочной полосе, т.к. его система гидравлики и пневматики шасси проигрывает нашим конструкциям в технологии. А для нашего родного гиганта достаточно ровной площадки с травой высотой до 15 см.

Практика последних войн показала, что такую задачу натовцы могут выполнять только на самолётах меньшего класса с грузоподъёмностью 20 и 40 тонн. 

 

Какие гражданские и военные самолёты конкурируют с Ан-124?

Свой двухпалубный гражданский самолёт на 150 тонн груза (Airbus A380-800) французы смогли создать спустя четверть века, в 2006 г., и не без помощи российских конструкторов из Москвы. А коммерческий конкурент европейцев Boing 747-8 (США) спустя ещё 5 лет, в 2010 г.

Стоит отдать должное военным американским учёным, за разработку в 1968-м году военно-транспортного Локхид C-5 «Гелэкси», который превзошёл характеристики Ан-22-го «Антея» уже через три года. Но КБ «Антонова» смогли совершить подвиг, невозможное для многих – то был технический прорыв.

Самолет Ан-124 Руслан всё изменил кардинально. Например, последняя модификация C-5M Super Galaxy от октября 2004 г. показала, он по-прежнему капризен к качеству полосы, максимальная нагрузка 122 700 кг, макс. дальность 10 411 км, а высота 10 895 м.

, чуть лучше его показатели в скорости 920 км/ч против наших 865-ти км/ч.

Задумаемся об уровне технологий заложенных в отечественный самолёт – неглубокая модернизация Ан-124-го и в результате в 1988 г. получен АН-225, непревзойдённый на сегодня и ещё на несколько десятков лет, который уже доставлял негабаритные грузы и доказал свою грузоподъёмность в 253 т.

Сегодня такое возможно только на базе АН-124 «Руслан». Никакой другой самолёт в мире не способен к такому перевоплощению по грузоподъёмности в 2 раза, т.к. будут нарушены известные на сегодня законы аэродинамики. А для ВПК именно 124-й «Антонов» и нужен – самый грузоподъёмный отечественный десантный самолёт.

Ведь Ан-225-му ставились задачи не тол

Конструкция Ан-124-100М-150

Это дальний транспортный самолёт для тяжёлых и крупногабаритных грузов, представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан, крылья стреловидные, киль один, с палубным горизонтальным оперением. Высота 21,08 м.

, длина 69,1 м, длина крыла 73,3 м. Для ВТА хорош тем, что может перевозить тягач класса МЗКТ-79221 для ракет типа «Тополь-М», десантировать людей и технику, сбрасывать бомбы и ракеты.

Может эксплуатироваться во всепогодных условиях при -60 и 45 0С (днём и ночью).

У самолёта два грузовых люка: подфюзеляжный передний и задний. Есть погрузочно-разгрузочное оборудование, при помощи роликовых механизмов можно своими силами принять на борт изделие весом 50 т.

Экипаж из 6-ти человек состоит из командира, его помощника, штурмана, старшего бортинженера, бортинженера по АО, бортрадиста. Количество обслуживающего персонала от 2-х операторов погрузочно-разгрузочных работ до 22 человек.

В мире всего произведено 56 единиц, несмотря на то, что модель такого гражданского самолёта нужна была Европе и Америке давно.

Они как истинные буржуины, через 20 лет построили аналогичные по характеристикам 200 «Аирбасов» и 100 «Боингов» и по ценам в 5 раз дороже (примерно 350 млн. евро./ед.) – вот как действительно нужно относиться к «Равной конкуренции» с «Партнёрами», развивать только своё.

  • Планер. Фюзеляж – полумонокок с продольным набором стрингеров и балок, поперечный набор шпангоутов и обшивка. Состоит из 2-х палуб, нижняя – грузовая, верхняя из 3-х кабин – для экипажа, для сменного экипажа, для сопровождающего персонала грузов. Размер грузового отсека: длина 36,5 м, ширина 6,4 м. высота 4,4 м.
  • Крыло. Стреловидное, трапециевидное с поперечным изломом V и с круткой профиля по размаху. Конструкция по размаху из 2-х КЧК и центроплана. В поперечном сечении кессонная часть силовая, представленная продольными и поперечными наборами, ещё есть носовая и хвостовая. Кессоны и консольные части – это и топливные баки.
  • Оперение. Однокилевое, свободнонесущее, горизонтальное (2 консоли стабилизатора) и вертикальное (двухлонжеронные киль и руль).
  • Силовая установка. Четыре экономных двигателя Д-18Т установлены на пилонах в нижней поверхности крыла. Есть и 2 вспомогательных ТА-12 для обеспечения их работы над уровнем моря до 3,6 км (на аэродромах) до 9 (в воздухе), которые крепят в обтекателях шасси. Д-18Т включает в себя 15-ти ступенчатый компрессор, 6-ти ступенчатую турбину и камеру сгорания. Используется система управления компрессорами, воздушным перепуском. Система регулировки двигателя работает при помощи электроники, дозируя топливо, ограничивая допустимые показатели частоты вращения роторов и температуру газов тем, что автоматически переводит двигатель на пониженный режим работы.
  • Бортовое оборудование. Оборудование представляет собой комплекс, обеспечивающий всепогодные полёты по правилам в визуальном режиме (ПВП) и по приборам (ППП). Установлено 34 компьютера, объединённых в 4 системы:
    • Навигация.
    • Автопилот.
    • Дистанционное управление.
    • Контрольно-измерительное.
    • Есть интегрированная пилотажно-прицельно-навигационная система для навигации, определения скорости и высоты, ближняя радио и дальняя спутниковая связи, авто-радиокомпас. А также система боевого управления полётами, посадки, предупреждение опасного сближения в воздухе и с землёй TCAS 2000. В производстве самолёта применено много погрузочных механизмов, краны до 5 т., а также автоматические приборы и датчики контроля.

Технические характеристики

  • Экипаж: 8
  • Длина: 69,1 м
  • Размах крыла: 73,3 м
  • Высота: 21,08 м
  • Площадь крыла: 628 м²
  • Количество пассажиров: до 28
  • Грузоподъёмность: 120 000 кг
  • Масса пустого: 178 400 кг
  • Максимальная взлётная масса: 392 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 212 350 кг (максимальная)
  • Двигатель: 4 × ТРДД Д-18Т
  • Тяга двигателя: 4 × 229,85 кН (23430 кгс)
  • Вспомогательная силовая установка: 2 × ГТД ТА-12

Летные характеристики Ан-124

  • Максимальная скорость: 865 км/ч
  • Крейсерская скорость: 800—850 км/ч
  • Практическая дальность с максимальным грузом: 4800 км
  • Практическая дальность с грузом 80т – 7500 ки
  • Практический потолок: 11 600 м
  • Нагрузка на крыло: 365 кг/м.кв.

Модификации «Руслана»

В проектировании это было «Изделие 400». С 1987-го года поступил на вооружение как Самолет Ан-124 Руслан  военно-транспортный. В 1992-м разрабатывается коммерческая гражданская модель Ан-124-100.

Следующее изменение в конструкции связано с применением РЭО (радиоэлектронным оборудованием) – речь об Ан-124М, где количество членов экипажа снижено с 6-ти до 4 чел.

Последней разработкой стал Ан-124-100М-150, где 150 является обозначением увеличенной грузоподъёмности до 150 т.

Где Россия может производить Ан-124 «Руслан»?

Уникальные разработки, будут продолжены на Ульяновском авиастроительном заводе АО «Авиастар-СП», там, где специализируются на производстве и обслуживании Ил-76, Ту-204. А в период 2000 – 2004 гг. предприятие выпускало и глубоко модернизировало Ан-124 «Руслан». История «Руслана» связана с катастрофой в Иркутске, когда самолёт упал на жилые дома, погибло 74 человека вместе с экипажем.

В этой истории, сомнительного по доверию конца ельцинского периода – 1997-го года, когда у России не было государственности – ни старого СССР, ни нового РФ, есть много непонятного, перевозились 2 «Сушки», у серийного самолёта сразу отказали 3 двигателя. Как бы там ни было, а новые двигатели и модернизация были произведены, с тех пор самолёт крушений не терпел, и его надёжность стала лучше.

 

Преимущества Ан-124 «Руслан»

Главное преимущество 124-ых Ан-ов – это скорость и масштабы развёртывания армии, есть и другие – ещё не использован весь их потенциал для улучшения и превосходства.

Быть независимым сегодня может только сильное государство, способное противостоять в военном и экономическом плане перед Англией-США и подконтрольным им Евросоюзом.

Грозный американский флот переходит океан в течение недель, что не всегда позволяет решать поставленные военные задачи вовремя.

Наличие боеспособной армии, которую можно моментально развернуть с помощью таких самолётов в любой точке мира – это право говорить «исключительной нации» слово «Нет». А если иметь ВТС в достаточном количестве, то это недорогой глобальный способ поиска действительно миролюбивых друзей для экономических и культурных связей и общей безопасности (прежде всего своей).

Источник: http://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/25-voennaya-aviatsiya/188-an-124-ruslan

Ан 124: транспортный самолёт руслан – самый большой в мире, технические характеристики (ттх), грузоподъёмность

Военный транспортный самолет Ан-124 «Руслан» являлся самым крупногабаритным самолетом в мире (вплоть до появления в 1988 году шестимоторного Ан-225 «Мрия»), а также лидировал по грузоподъемности.

Пальму первенства смог отобрать только в 2005 году американский «Боинг-747-8Ф».

Уникальная конструкция грузового отсека, высокая вместимость и надежность позволяют машине оставаться востребованной и в наши дни.

Годы выпуска «Руслана» 1987…2004, эксплуатируется он до сих пор, парк потихоньку устаревает, а замены ему пока нет.

История создания

Созданный в 1965 году первый в мире широкофюзеляжный армейский транспортный самолет Ан-22 «Антей» открыл новую страницу в соперничестве СССР и США за первенство в разработке самолетов высокой грузоподъемности.

Американским ответом стал транспортный Lockheed C-5 Galaxy, заметно превосходивший по всем характеристикам Ан-22. В 1966 году увидело свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале разработки перспективных самолетов с грузоподъемностью не менее 100-120 т.

Для разработки новой машины первоначально предполагалось использовать фюзеляж «Антея», оснащенный стреловидным крылом и турбореактивными двигателями. Однако предполагаемые характеристики не устроили заказчика, и в середине 1968 года были готовы два новых проекта, один из которых имел обозначение Ан-124.

После детальной проработки технического задания, было решено полностью переработать концепцию и проект машины. Разработка чертежей самолета «проект 400» началась в 1976 году.

Программа способствовала не только ускорению разработки самолета, но и дальнейшему развитию советской авиационной промышленности.

В результате комплексных работ удалось снизить расход топлива на 15%, а навигационную точность увеличить в 4 раза. Трудоемкость обслуживания Ан-124 сократилась в сравнении с «Антеем» в несколько раз.

Постройка первых экземпляров машины для статических тестов велась на авиационном заводе КиАПО в Киеве. Специально для сборки крупногабаритных самолетов Ан-124 «Руслан» были построены цеха с длиной пролета до 100 м. Турбовентиляторные двигатели по темпам развития отставали от самолета.

Стендовые прогоны начались за несколько месяцев до запланированного первого взлета Ан-124. Первая опытная машина была готова в конце октября 1982 года. Из-за неготовности силовой установки самолет испытывался в режиме рулежки и коротких пробежек.

Машина продержалась в воздухе около часа, но во время посадки были повреждены элементы шасси из-за возникшего явления «шимми». Дальнейшие полеты выявили склонность двигателей к помпажу. Дефект преследовал Ан-124 на протяжении нескольких лет. В конце 1984 года был готов второй тестовый экземпляр самолета.

Читайте также:  Водородная (термоядерная) бомба: испытания оружия массового поражения

Официальное представление «Руслана» состоялось весной 1985 года на ежегодном авиационном салоне, проходившем во Франции (Ле Бурже), а в конце 1986 года самолет прошел государственные испытания, в 87-м поступил в войска.

В 1992 году Ан-124 получил официальный сертификат, разрешавший эксплуатацию в качестве гражданского летательного аппарата. Производство «Русланов» велось в Киеве (построено 17 пригодных к эксплуатации машин Ан-124) и в Ульяновске (собрано 33 самолета).

За годы эксплуатации в авариях было потеряно четыре машины, в том числе разбился второй тестовый экземпляр Ан-124. Самолет упал в ходе испытательных полетов, направленных на получение сертификата гражданского авиалайнера.

Крупнейшей катастрофой с участием Ан-124 стало падение машины с бортовым номером RA-82005 на жилые кварталы в Иркутске. Причиной катастрофы, унесшей жизни 72 человек, стала перегрузка и помпаж двигателей из-за грубых нарушений норм технического обслуживания.

Конструкция

Цельнометаллический фюзеляж самолета Ан-124 выполнен по стандартной для армейских транспортных машин схеме с верхним расположением стреловидного крыла. Хвостовое оперение построено по однокилевой схеме. При изготовлении силового набора фюзеляжа и крыла использованы композитные материалы.

Использование такого решения позволило сократить вес пустой машины на 2000 кг. Силовая конструкция фюзеляжа набрана из поперечных шпангоутов, соединенных продольными стрингерами и лонжеронами. В конструкции использована работающая обшивка, дополнительно повышающая прочность фюзеляжа.

Крыло с углом стреловидности 28⁰ обладает большим удлинением и имеет толстый профиль. Конструкция крыла Ан-124 имеет четыре лонжерона, консоли неразъемные. В состав крыла входят три сегмента – носовой, кессонный и задний. Кессон входит в состав силовой конструкции самолета и имеет продольный и поперечный силовой набор.

Механизация узлов управления состоит из шести секций предкрылков, которые установлены по носовой части крыла на протяжении всего размаха. На задней части каждой консоли расположены внутренний закрылок и дополнительные две секции щелевых закрылков. Рядом с закрылками расположены два элерона и 12 секций тормозных щитков.

Вертикальное оперение самолета Ан-124 состоит из киля и смонтированного на нем руля направления. Руль разделен на верхнюю и нижнюю секции. Киль построен по схеме с двумя лонжеронами и работающей обшивкой. Горизонтальные стабилизаторы выполнены по аналогичной схеме. Рули высоты, размещенные на задней части стабилизатора, состоят из двух элементов – внутреннего и внешнего.

Фюзеляж Ан-124 имеет профиль в виде двух окружностей, пересекающихся в виде цифры «8», внутри оснащен двумя палубами. Радиус верхней окружности составляет 1900 мм, нижней – 3800 мм. Силовой каркас и обшивка соединены при помощи сварки и клея.

Поперечные герметичные переборки разбивают фюзеляж Ан-124 на несколько отсеков.

Герметизация защищает подпольные отсеки фюзеляжа от затопления дождевой водой и от попадания агрессивных жидкостей (при перевозке).

Фюзеляж оборудован системой дренажных отверстий, предотвращающих застою жидкости и коррозии. Верхняя передняя часть используется для размещения членов экипажа (основного и сменного).

В состав каждого экипажа Ан-124 входит по 6 человек:

  • командир экипажа;
  • помощник командира;
  • штурман;
  • старший бортовой инженер;
  • бортинженер;
  • оператор радиостанции.

Помимо персонала, в отсеке сменного экипажа размещено различное пилотажное оборудование и системы обеспечения жизнедеятельности. Оборудование позволяет вести высадку десанта и доставку грузов в различное время суток при различных метеорологических условиях, а также при противодействии средств ПВО противника.

В состав оборудования Ан-124 входит пилотажный комплекс с прицельным и навигационным блоками, комплекс радиосвязи, специальное оснащение для десантирования.

Кабина пилотов Ан-124 оснащена остеклением, прикрепленным к каркасному переплету кабины. В отсеке сменного экипажа выполнены три круглых застекленных окна, выходящих вбок. Дополнительные окна выполнены в грузовом отсеке. Они предназначены для визуального контроля состояния двигателей и створок грузового отсека.

Отсек проходит по всей длине фюзеляжа и оснащен грузовыми откидными люками, расположенными в носовой и кормовой части фюзеляжа. Проемы люков оснащены усилителями. Полезный объем отсека составляет 1050 м³. Для погрузки и разгрузки самолет Ан-124 оснащен штатным крановым и швартовочным оборудованием.

В отсеке смонтированы два передвижных крана с грузоподъемностью по 10 тонн. Установки мостового типа, перемещаются по рельсам, установленным вдоль бортов. Дополнительно установлены электрические лебедки, развивающие тяговое усилие до 4500 кг. Оборудование нижней палубы позволяет перевозить единичные грузы массой до 50 тонн.

Участок верхней палубы, расположенный в хвостовой части, предназначен для размещения обслуживающего и сопровождающего персонала. Самолет Ан-124 мог вместить до 22 пассажиров. В большинстве случаев в состав команды для обслуживания входили два оператора, которые работали на штатных мостовых кранах.

Кабина персонала оборудована системой поддержки давления, позволяющей выполнять полеты на высотах до 8000 м без применения кислородных масок.

Шасси оснащено двенадцатью опорами. Из них две расположены спереди, а десять – по бокам фюзеляжа (по пять на сторону). Все стойки имеют по два колеса и оборудованы индивидуальной независимой подвеской и отдельным механизмом уборки.

При этом используется ассиметричный режим работы двигателей, позволяющий уменьшить радиус поворота.

Створки шасси Ан-124 для снижения веса изготовлены из композитного материала.

Тележки основных стоек оборудованы системой регулировки клиренса, позволяющей снизить наклон рампы и упростить погрузку и разгрузку.

Конструктивно самолет предназначен для эксплуатации с взлетных полос длиной более 3000 м, оснащенных бетонным покрытием. На практике машины успешно использовались с грунтовых летных полей.

В состав силовой установки входят четыре турбовентиляторных двигателя модели Д-18Т. Установки были разработаны в Запорожском конструкторском бюро «Прогресс» специально для Ан-124 и еще более крупного транспортного самолета Ан-225.

Двигатель создан по трехвальной схеме и состоит из вентилятора компрессора и двух рабочих роторов (пониженного и высокого давления). Конструкция ТРД обеспечивает высокий коэффициент двухконтурности — до 80%. Двигатели размещены под крылом, на пилонах. В обтекателях шасси смонтированы дополнительные газовые турбины ТА-12.

В мотогондолах самолета Ан-124 располагается система предварительной подготовки воздуха для систем кондиционирования в кабинах, а также для работы антиобледенительной системы. Забор воздуха осуществляется из компрессора, затем он охлаждается и подается к исполнительным механизмам под нормальным давлением.

Гидравлика самолета Ан-124 работает от насосных агрегатов, расположенных на двигателях. Агрегаты состоят из двух отдельных насосов.

От гидравлики работает система рулей для управления самолетом, выпуск и уборка стоек шасси, приводы створок, система торможения и управления колесами, приводы грузовых люков.

Электрическая сеть Ан-124 рассчитана на переменное напряжение 115 и 200 В. Генераторные установки расположены на турбовентиляторных двигателях и имеют суммарную мощность 240 кВА. Запас топлива расположен в кессонах центроплана.

Имеется 13 отдельных топливных баков, разделенных на 4 ступени выработки. Постепенная выработка позволяет сохранить центровку самолета. Вес топлива в баках – до 213 тыс. кг.

Технические характеристики Ан-124

ПараметрЗначение
Длина фюзеляжа, м 69,1
Диаметр миделя, м 7,68
Длина грузовой палубы, м 43,45
Ширина грузовой палубы, м 6,68
Высота грузового отсека, м 4,4
Размах крыла, м 73,3
Площадь крыла, м² 628
Площадь горизонтального оперения, м² 166,7
Площадь руля высоты, м² 49,75
Колея шасси, м 8
Предельная рулежная масса, кг 398 000
Максимальная взлетная масса, кг 392 000
Максимальная посадочная масса, кг 330 000
Предельная скорость, км/ч 530
Длина разбега (в зависимости от массы), м 1000-2200

Модификации Ан-124

На базе армейского Ан-124 в 1992 году был создан коммерческий вариант с индексом 124-100. Машина прошла цикл сертификационных проверок и была признана соответствующей требованиям.

На основе модели 100 был создан модернизированный вариант под обозначением Ан-124-100М. На самолете применялось пилотажное и навигационное оборудование, произведенное в странах СНГ и в Европе. Оборудование позволило сократить экипаж до четырех человек и повысить безопасность эксплуатации. Для снижения шумности гондолы моторов оборудованы капотами с шумопоглощающими элементами.

Еще одним вариантом стал Ан-124-100М-150, отличающийся увеличенной до 150 000 кг полезной нагрузкой и расширенным радиусом действия. При грузе весом 120 000 кг самолет обладает радиусом действия 5400 км.

Интересные факты

Для названия летательного аппарата предлагалось несколько имен, в том числе и «Тарас Бульба». Название «Руслан» было предложено О.К. Антоновым в числе прочих, позаимствованных из греческой мифологии.

В ходе беспосадочного перелета с общей протяженностью 20151 км, проходившего вдоль границ Советского Союза, взлетный вес машины достиг 455 000 кг.

При создании самолета Ан-124 предполагалось размещать на борту десант, состоящий из 440 парашютистов или 880 солдат пехотных подразделений, укомплектованных полным боевым снаряжением. В ходе испытаний использовалось десантирование манекенов.

Тестовые высадки выявили ряд ограничений на высадку людей через хвостовой люк в фюзеляже. Одну из машин оснастили дополнительными дверями в бортах фюзеляжа, предназначенными для десантирования. Такая доработка была осуществлена на одном Ан-124 «Руслан», остальные самолеты дверей не имели.

Перспективы

Выпуск самолетов Ан-124 закончился на заводе в Ульяновске в 2004 году. В Киеве сборка закончилась еще раньше. Всего заводы отгрузили заказчикам 56 машин. Часть машин, состоящих на вооружении российской армии, прошли модернизацию с заменой элементов конструкции планера и радионавигационного оборудования. Доработанные самолеты соответствуют спецификации Ан-124-100М.

КБ Антонова, располагающееся в Украине, периодически публикует материалы о планируемом запрете полетов «Русланов» за пределы России при отказе от сервисного обслуживания.

В составе российских вооруженных сил находится 24 самолета Ан-124. Еще 12 машин эксплуатируются в транспортной авиакомпании «Волга-Днепр». В Украине имеются 7 машин. По отдельным данным в Киеве и Триполи находятся по одному самолету из состава гражданского авиафлота Ливии.

По одной машине применяется в авиации Арабских Эмиратов и Азербайджана. Машина используется ООН по принципу аренды. В случае необходимости организация может привлекать для проведения грузоперевозок или спасательных операций до шести самолетов Ан-124 «Руслан».

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/an-124/

Самолёт Ан-124 «Руслан»: описание и ТТХ

 АН-124 Руслан (по классификации НАТО Condor) разработан в АНТК, в Киеве, Украина.  Он производился  государственным авиационным заводом Авиант в городе Киев, и заводом Авиастар, Ульяновск, Россия. Руслан предназначен для доставки и десантирования тяжелых и крупногабаритных грузов на дальние расстояния, в том числе машин, оборудования и личного состава войск.

Разработка  Ан-124 началось в 1979 году.  Свой первый полет Ан-124 совершил в декабре 1982 года, принят в эксплуатацию в январе 1986 года. Самолет был впервые представлен на Парижском авиасалоне в 1985 году.  Он получил гражданский сертификат в 1992 году. Согласно реестру самолетов Ан, на 2013 год построено 55 единиц данного самолета.

В Российской армии по различным данным эксплуатируется 25 самолетов Ан-124.

Кампания “Волга-Днепр” (Россия) имеет десять самолетов Ан-124. Компания “Полет”  (Россия) эксплуатируется восемь Ан-124.

В 2004 году на государственном авиационном заводе Авиант в Киеве собран Ан-124-100 из частей, имевшихся на складе, он был продан в Объединенные Арабские Эмираты в 2004 году.

В сентябре 2004 года правительство России и Украины объявило, что серийное производство Ан-124 будет запущено вновь. Согласно ранее озвученным заявлениям должно быть выпущено 80 самолетов Ан-124-100М Авиастаром и Авиантом  в период между 2007 и 2020 годами.

Ан-124 оснащен относительно толстым (12%) стреловидными сверхкритичным крылом, которое дает высокую аэродинамическую эффективность и, следовательно, большую дальность полета. Шасси и погрузочное оборудование обеспечивает самодостаточную эксплуатацию самолета на бетонных и грунтовых  взлетно-посадочных полосах.

Читайте также:  Президент эстонии и становление государства от средневековья до наших дней

Бортовое погрузочно-разгрузочное оборудование позволяет загружать и выгружать самолет без помощи наземных средств. Два грузовых люка (спереди и сзади) являются отличительной конструктивной особенностью самолета.

Носовая часть фюзеляжа откидывается вверх, чтобы открыть передний грузовой люк, имеется грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа. Комплекс бортового оборудования обеспечивает возможность выполнять полеты днем и ночью, по правилам визуальных полетов и правилам полетов по приборам (ПВП и ППП), согласно погодных условий.

На борту самолета функционируют 34 компьютера, объединенных в четыре основные системы: навигации, автоматического пилотирования, дистанционного управления и контроля.

Интегрированный пилотажно-прицельно-навигационная система включает в себя:  автономные системы навигации, систему определения высоты и скорости, систему боевого управления полетами, систему ближней радионавигации и систему посадки, система глобального позиционирования, автоматический радиокомпас, радар наземного наблюдения, а так же другое оборудование.

  Кроме того установлена система предупреждения опасного сближения  (TCAS 2000), предупреждения о сближении с землей и система спутниковой связи. Он может эксплуатироваться при температуре 60 ° C ниже нуля, и 45 ° С выше нуля.

В настоящее время он используется для перевозки коммерческих грузов по всему миру, в Российской армии, а так же в интересах НАТО по соответствующим соглашениям. В июле и августе 2013 года появилась информация о том, что самолет начал производится на заводе в Ульяновске.

Согласно Государственной программе вооружений России, первые самолеты Ан-124 (глубоко модернизированные) должны быть переданы заказчику уже в 2016 году, а до 2020 года их будет поставлено не менее 10. Но данных о том, что они заложены в производство на октябрь 2013 нет.

Технические характеристики транспортного самолета Ан-124:

Геометрические и массовые характеристикиСиловая установкаЛетные данные
Разработчик ОКБ им. О.К.Антонова
Обозначение Ан-124 «Руслан»
Кодовое обозначение NATO Condor (Кондор)
Тип тяжелый военно-транспортный самолет
Первый полет 21 декабря 1982 г.
Принят на вооружение январь 1987 г.
Экипаж, чел 6 (7)
Максимальное число мест, чел 88
Длина самолета, м 69,1
Размах крыла, м 73,3
Площадь крыла, м2 628,5
Стреловидность крыла по передней кромке  35-32°
Высота, м 21,08
Габариты грузовой кабины, м 4.4 x 6.4 x 36.5
Длина грузовой кабины с рампами, м 43,7
Объем салона, м3 1027,8
Масса взлетная максимальная, кг 392000 (405)
Максимальная снаряженного, кг  325 000
Масса пустого самолета, кг 180000
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 150000
Запас топлива, л 230000
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД Д-18Т
Мощность двигателя, кгс (кН) 4х 23400 (229,75)
Скорость полета, км/ч крейсерская 800
максимальная 865
Крейсерская высота полета, м 10000
Потолок, м 12100
Дальность полета, км максимальная 16090
с грузом 120 т 5000
Длина разбега при взлетной массе, м нормальной 2520
максимальной 3000
Длина пробега при максимальной посадочной массе, м 900
Потребная длина ВПП, м. 3000

 

Источник: https://mostinfo.su/776-samolet-an-124-ruslan-opisanie-i-tth.html

Самолет Руслан (Ан-124)

Легендарный самолет Ан-124, более известный как «Руслан» является самым грузоподъемным в мире серийный грузовой самолет. На время создания, был также самым большим (по габаритам) самолетом в мире. Установив порядка 30 рекордов, его технические характеристики впечатляют по сей день.

История создания

К середине 70-х годов ХХ века, ракетная гонка вооружений между США и СССР приобрела характер фехтовального поединка. Каждая из сторон, испытав новую мощную и дальнобойную ракету, стремилась нанести укол как можно больнее, и в самое незащищенное место противника.

Таким незащищенным местом в сфере советского ракетостроения был вопрос транспортировки на дальние расстояния нестандартных по габаритам частей шахтных и передвижных межконтинентальных ракет.

Эксплуатировавшийся в армии парк тяжелых широкофюзеляжных самолетов не отвечал совершенно новым тактико-техническим требованиям.

Необходимо было не реконструировать старые самолеты, а проектировать и строить совершенно новые образцы, способные в разы увеличить тоннаж и габариты перевозимых грузов.

Таким образцом стал проект транспортного самолета, разработанный в КБ имени Антонова — Ан-124 (или Condor по классификации НАТО). Первые летные испытания транспортника прошли на аэродроме в Гостомеле под Киевом в конце декабря 1982 года.

Всего, Киевским авиационным заводом за 20 лет было произведено 55 самолетов и один испытательный прототип.

Конструкторским бюро им. О.К.Антонова спроектированы несколько модификаций базового самолета:

  1. Изделие «400» – базовый вариант, который использовался для испытаний и доводки первого серийного образца.
  2. Ан-124 – первая модификация военнотранспортного самолета.
  3. Ан-124-100 – вариант самолета, использовавшийся в коммерческих целях. Для этого произведен частичный демонтаж оборудования военного назначения.
  4. Ан-124-100М – на самолете произведена модификация радиоэлектронного оборудования, численность экипаж снижена с шести до четырех человек.
  5. Ан-124-100М-150 – вариант с максимальной грузоподъемностью (до 150 т) и дальностью полета (до 5400 км).

Смотрите видео самого большого транспортного самолета Ан-124:

Технические характеристики

Первые же испытательные полеты показали, что в антоновском КБ спроектировали и построили уникальный самолет, превзойти который по десяткам технических параметров ни один зарубежный тяжелый самолет не смог и поныне.

В подтверждение этому – сотни авиационных мировых рекордов, поставленных «Русланом» на самых популярных зарубежных авиационных шоу и в дни тяжелой повседневной работы.

Основная модификация самолета спроектирована по следующему техническому заданию:

  • Количество и состав экипажа – 8
    • 2 пилота, штурман, 2 бортинженера, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных систем;
  • количество пассажиров – 28
    • 7 – сменный экипаж, 21 – обслуживающий персонал. В зависимости от модификации и назначения самолета состав экипажа может быть изменен.
  • Планер: длина – 69,1 м, высота – 21,08 м, размах крыла – 73,3 м, площадь крыла 628 кв.м.
  • Основная силовая установка – 4 турбореактивных 2-хконтурных двигателя Д-18Т конструкции КБ «Прогресс», г. Запорожье. Главный конструктор – В.А.Лотарев. Суммарная взлетная тяга 4 х 23430 кгс.
  • Вспомогательная силовая установка для воздушного запуска маршевой двигательной установки – 2 газотурбинных двигателя ТА-12 конструкции ОАО НПП «Аэросила».

Шасси самолета по конструкции является многоопорным, состоит из 24 колес. Ан-124 – единственный в мире тяжелый транспортный самолет, способный производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.

Грузоподъемность, вес самолета

Самолет спроектирован для работы с экстремальными грузами.

Снаряженный Ан-124 весит 178,4 т. Предельная масса топлива в баках, расположенных в крыльях – 212,35 кг. В грузовой кабине длиной 36,5 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м и полным объемом 1050 кубических метров «Руслан» может транспортировать по воздуху максимальную нагрузку в 120 тонн. Два одинаковых грузовых люка – задний и передний, имеют длину 6,4 м, высоту – 4,4 м.

Взлетная масса полностью загруженного и заправленного самолета огромна – 392 тонны. Превысил массогабаритные параметры «Руслана» только один самолет – спроектированный на его основе Ан-225 «Мрия».

Сравнение самолетов Мрия и Руслан

Ан-225 «Мрия» — 2-хкилевой транспортный самолет, спроектированный на основе «Руслана», но по ряду технических характеристик существенно его превосходящий.

У «Мрии» больше, чем у «Руслана»:

  • Размах крыла — на 14,9 м.
  • Площадь крыла – на 277 квадратных метров.
  • Масса пустого самолета – на 71,6 т.
  • Масса взлетная максимальная – на 248 т.
  • Масса топлива – на 81,65 т.
  • Длина грузовой кабины – на 7,5 м.

При сравнимых характеристиках силовой установки, оснащенной одинаковыми двигателями Д-18Т, транспортно-эксплуатационные параметры Ан-225 значительно превосходят аналогичные показатели Ан-124.

 «Мрия» создавалась как основной транспортировочный элемент советского космического челнока «Буран».

Ан-124 (Руслан)

Ан-225 (Мрия)

Рекорды и интересные факты

За годы эксплуатации «Руслан» более 30 раз вписал свое имя в Книгу мировых авиационных рекордов:

  • рекорд подъема груза в воздух установлен самолетом Ан-124 26 июля 1985 года. «Руслан» поднял на высоту 10,75 км коммерческий груз весом 171, 219 т.
  • достижений по дальности беспосадочных перелетов увенчалась уникальным рекордом – без дозаправки самолет пролетел 20 151 км за 25 часов 30 минут.
  • рекорды по перевозке за один рейс самой большой партии товаров, транспортировке самого тяжелого авиационного груза и многие другие.

Десятки выполненных «Русланами» коммерческих заказов не стали рекордами, но поражают воображение разнообразием и массогабаритными характеристиками перевезенных грузов.

В чреве исполина совершали рейсы карьерные самосвалы и гидротурбины, гигантские египетские древности и боевые истребители.

«Русланам» приходилось перевозить такие эксклюзивные грузы, как золото и валюта, концертное оборудование легендарной рок-группы Pink Floyd и зенитные ракетные системы.

Катастрофа в Иркутске

За все время эксплуатации самолетов Ан-124 в результате летных происшествий было потеряно 4 самолета.

Одной из самых тяжелых стало падение военного борта в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет борта по состоянию на конец 1997 года составлял 1034 часа, или 576 циклов «взлет — посадка».

6 декабря 1997 года произошло одно из самых тяжелых летных происшествий в истории военнотранспортной авиации. Борт RA-82005 следовал из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — собранные на Иркутском авиационном заводе два истребителя СУ-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 14 часов 42 минуты самолет поднялся в небо с аэродрома Иркутска.

Дальнейшая хронология событий была восстановлена специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы со скрупулезной точностью:

  • 3 секунды после взлета, высота 5 м — помпаж и отключение двигателя №3.
  • 9 секунд после взлета, высота 22 м — штатная остановка двигателя №2.
  • 11 секунд после взлета, высота 66 м – помпаж двигателя №1.

Рост угловой скорости и угла атаки не превышал допустимых значений, но вследствие резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей, Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.

Стабилизировать и удержать самолет в полете, имея один рабочий двигатель, экипажу не удалось.

Гигантский самолет упал на расстоянии 1,6 км от аэродрома Иркутск-2 на городской микрорайон Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом №45 по ул. Гражданская. Киль самолета уперся в стену дома №120 по ул.Мира, а другие крупные обломки – в здание детского дома.

Общее количество погибших в авиакатастрофе — 72 человека:

  • 49 из них — стали жертвами катастрофы на земле, жители Иркутска, 15 из них – дети.;
  • 15 — пассажиры «Руслана»;
  • 8 — члены экипажа.

70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.

Ситуация была осложнена тем, что бортовые регистраторы переговоров экипажа и технических параметров самолета очень сильно пострадали при пожаре. В частном порядке после завершения официального расследования, появлялись интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали различные точки зрения по поводу причин отказа двигателей «Руслана» после взлета.

Приводимые ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени виновности производителя, экипажа либо технического персонала:

  • перегрузка самолета перед вылетом с аэродрома Иркутска.
  • нарушение работы одной из бортовой систем вследствие использования одним из пассажиров запрещенных электронных устройств.
  • превышение количества 9 воды в авиационном керосине и, как следствие – появление льда и отказ топливных фильтров турбореактивных двигателей.

В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах ужасной катастрофы.

Фото

Источник: https://PilotGid.ru/samolety/samolet-ruslan.html

Ссылка на основную публикацию